что такое фриланс пост
О фрилансе простыми словами. Плюсы и минусы
Конец декабря, время спада деловой активности и «давай после нового года», время, когда мегасупертоп персоны отдыхают, стартапы не стартапят, можно спуститься на землю и немного поговорить в фрилансе и фрилансерах.
Причем поговорить о совсем простых вещах, для тех, чей путь из теплого офиса в свободное плавание под названием фриланс только начинается, кто не знает, что это, а таких, поверьте, из 90 миллионов пользователей Рунета большинство.
Побуду для продвинутых «Капитаном Очевидность», а для остальных… сами и решите.
Итак, этот материал даже не образовательного, а скорее информационного характера о том, что такое фриланс, откуда он взялся и с чем его едят и как он правильно называется, где нужно ставить ударение и его плюсах и минусах.
Как я уже сказал, первое упоминание было в романе «Айвенго». Так кто же такой фрилансер как таковой в современном мире? Это человек, который предлагает свои услуги на специализированных ресурсах через частные объявления. Раньше это делалось в газетах, теперь на онлайн-ресурсах, различных веб-сайтах, при помощи сарафанного радио и, конечно же, пользуясь личными связями. Все это логичные вещи, которые происходят для поиска работы любого вида.
Фриланс особенно распространен в таких областях, как дизайн (во всех его проявлениях), копирайтинг и журналистика, юриспруденция, программирование, архитектура, переводы, фото и видео съемка. Также есть немного разного рода экспертной и эволюционной деятельности, но для нашей страны и СНГ в целом, это все-таки больше относится к творческим профессиям.
Рынок фриланс-услуг растет, но еще не достиг своего пика: активно развивается в Европе, США и, конечно, в России. Как и в любом другом виде бизнеса, а фриланс является персональным личным бизнесом, существуют свои плюсы и минусы, свои недостатки и преимущества.
Конечно, самое основное это независимость ни от кого, свободный рабочий график и возможность работать дома. То есть комфортное состояние для производства той или иной услуги.
Часто, но не всегда, к преимуществам можно отнести комфортные условия труда – это своё рабочее место, одежда, питание, дауншифтинг, либо наоборот путешествия в другие страны. Опять же, создание оптимального баланса между семьёй, окружением и работой. То есть человек может себе позволить работать в то время, когда ему удобно, и часть времени тратить на своих близких.
Также одним из больших плюсов является возможность самостоятельно выбирать работу и отказываться от неинтересных или невыгодных проектов. Но это уже в большей степени те, кто закрепился на этом рынке, кто действительно понимает, чем занимаются фрилансеры, а также имеет определенный ежемесячный пул заказов, который позволяет комфортно существовать.
Опять же возможность самостоятельно выбирать партнеров и подстраиваться под сложившийся какой-то коллектив: творческие коллективы на фрилансе есть.
Более 50% людей занимающихся фрилансом – это люди в возрасте от 25 до 34 лет. Это своего рода костяк фриланса. Следующая возрастная категория – от 35 до 44. Чуть меньше в возрасте 18-24. Людей в возрасте 45+ достаточно мало – всего 8%. Молодых людей до 18 лет и того меньше: им, скорее всего, некогда заниматься фрилансом, так как они занимаются абсолютно другими вещами. Им интересно поиграть, кому-то нужно учиться, кто-то поступает в ВУЗ. Конечно же, тут не до фриланса. Хотя современные тенденции показывают то, что молодые люди в возрасте 13+ активно изучают графические редакторы, программирование и могут вполне себе выполнять определенные задачи дистанционно и получать за это небольшие деньги.
Как я уже в начале писал – это сарафанное радио, знакомые, онлайн-биржи и другие ресурсы, которые это позволяют. Так или иначе, это вопрос достаточно серьезный, долгий, и как ни странно кажущийся очень простым. При этом действительно очень сложно объяснить, с чего начать и каким образом выстроить свой личностный бренд.
«Всегда будьте открытыми, ставьте в профиле аватар себя любимого, а не виртуальную картинку, максимально делитесь контактами, заполняйте своё портфолио теми работами, которые вы выполнили и которые могут быть абсолютно любыми, в том числе сделанными для друзей и коллег. Максимально покажите себя и своё умение потенциальному заказчику».
Про продвижения себя на бирже, я постараюсь сделать отдельную статью
Как стать фрилансером: руководство для начинающих
10 минут на чтение
Рынок фриланса растет. За 2020 год согласно исследованию PWC Россия вошла в первую десятку стран по объему рынка фриланса в денежном выражении. Рассказываем, как стать фрилансером с нуля без опыта, где искать заказчиков и куда идти учиться, чтобы зарабатывать в интернете.
Кто такой фрилансер
Фрилансер — внештатный специалист, который самостоятельно ищет клиентов и может совмещать работу сразу в нескольких проектах.
Часто понятия «фрилансер» и «удаленный сотрудник» используют как синонимы, но это не так. В отличие от фрилансера, удаленный сотрудник официально трудоустроен в одну компанию и работает по нормированному графику. Фрилансер же сотрудничает с разными клиентами и устанавливает график работы сам для себя.
Плюсы и минусы фриланса
Плюсы
Преимущества фриланса, из-за которых в него стремятся попасть люди из найма:
1. Работа из любой точки мира. Для работы потребуется только компьютер и выход в интернет. Можно не ждать отпуска, чтобы путешествовать. Вы свободно передвигаетесь по миру без привязки к конкретному городу.
2. Сами устанавливаете график работы. Если вы сова и любите начинать работу во второй половине дня, на фрилансе это возможно. Вы сами формируете свой график работы, главное — укладываться в дедлайны, поставленные клиентом.
3. Можно работать с заказчиками со всего мира. На фрилансе вы не ограничены географией работодателя. Вы можете сотрудничать с заказчиками из других городов и стран.
4. Много интересных проектов. Для тех, кто не любит рутину, разнообразие проектов и задач позволяет постоянно быть в динамике.
5. Нетворкинг. На фрилансе нужно постоянно общаться с новыми людьми на разных проектах. Вы приобретаете большой круг полезных знакомств.
Минусы
При переходе на фриланс многие забывают про его минусы. Их важно учитывать, чтобы не разочароваться и не опустить руки в первое время работы:
1. Высокая конкуренция среди фрилансеров. Без хорошего портфолио сложно получить заказы. Необходимо постоянно развиваться, проходить курсы, пополнять портфолио, чтобы конкурировать на рынке.
2. Заработок напрямую зависит от трудоспособности. Здесь нельзя отсидеть часы, как на обычной работе и потом получить зарплату. Сколько поработал, столько и заработал. Приходится работать больше и усерднее, чем в найме.
3. Нет оплачиваемых отпусков и больничных. Многие фрилансеры начинают гнаться за проектами и боятся уйти в отпуск, потому что тут же теряют в заработке. На этот случай придется запланировать отдельный бюджет и учиться договариваться с клиентами.
4. Нет гарантий. Вам может попасться нечестный заказчик. На фрилансе никто не гарантирует, что вы получите деньги за свою работу.
Как стать фрилансером с нуля
Накопите финансовую подушку
Первые несколько месяцев вам придется потратить на создание портфолио, поиск заказчиков и наработку навыков, поэтому зарабатывать вы начнете не сразу. Кроме того, на фрилансе всегда есть риски: отсутствие заказов, недовольство заказчиков работой и возврат денег, периоды болезни и другие. Чтобы на что-то жить это время, вам нужна финансовая подушка.
Лучше запасти денежные средства на ближайшие 3-4 месяца. Ниже пример таблицы, по которой вы можете посчитать, сколько денег вам потребуется для комфортной жизни в месяц.
Категория бюджета | Расходы в месяц |
Жилье | |
Питание | |
Транспорт | |
Здоровье | |
… | |
Итого: |
К полученной сумме прибавьте 20-30% на непредвиденные расходы. При подсчете у вас получится примерный размер финансовой подушки на месяц.
Составьте распорядок дня
Когда вас никто не контролирует, очень легко начать откладывать задачи на вечер, на завтра, на послезавтра. Таким образом, вы рискуете сорвать дедлайны и сделать работу некачественно. Кроме того, что вы не получите деньги за свою работу, еще и испортите репутацию, которая на фрилансе особенно важна.
Здесь вам придется взять себя в руки и заняться самоорганизацией. Как выстроить свой рабочий день и какие сервисы использовать для планирования, читайте в нашей статье «Тайм-менеджмент против переработок и стресса. Базовые принципы и инструменты управления временем».
Оцените стоимость своей работы
Самое сложное на фрилансе — установить адекватные цены за свою работу. На что следует опираться при создании прайса?
Учитесь общаться с клиентами
Чтобы комфортно работать на фрилансе, учитесь вести переговоры и продавать свои услуги. Вас могут попытаться опустить по цене, предложить невыгодные условия работы, если вы не сможете донести ценность того, что делаете.
Сократить разногласия по выполненной работе между вами и заказчиком поможет бриф. Что это такое и как его составить, читайте в нашей статье «Для чего нужен бриф и как он поможет в работе с заказчиком».
Книги, которые помогут вести переговоры и договариваться с клиентами:
А еще договориться о взаимовыгодном сотрудничестве с клиентом вам поможет наша статья «Как вести переговоры и добиться взаимовыгодных отношений».
Продвигайте свои услуги
Лучший способ продвижения своих услуг — качественно выполнять работу. Тогда у вас будет «сарафанное радио» и поток лояльных клиентов. Но чтобы создать такой поток, нужно время и заказчики.
Чтобы привлекать клиентов, заведите блог в соцсетях, начните рассказывать о своей работе, делитесь кейсами и отзывами. Используйте мультиссылки — мини-вариант лендинга, где собрано описание ваших услуг, ссылки на соцсети, отзывы клиентов или прайс.
Пример мультиссылки дизайнера
Мультиссылку можно разместить в шапке профиля Instagram, в описании вашей страницы на Facebook или Vkontakte. Создать мультиссылку вы можете бесплатно в конструкторе SendPulse.
Конструктор мультиссылок от SendPulse
Еще один вариант продвижения услуг — чат-боты. С помощью них вы можете рассказать клиентам о своей работе, делиться полезными материалами и собирать заявки. Пример того, как фрилансер может продвигаться с помощью чат-бота, бот ведущего мероприятий Ивана Сорокина в Telegram: @Sorokinved_bot.
Чат-бот ведущего мероприятий в Telegram
Создать чат-бота в Facebook Messenger, WhatsApp, Telegram и ВКонтакте вы можете самостоятельно без помощи программиста в конструкторе чат-ботов от SendPulse.
Откройте для себя чат-бота
Выстраивайте автоворонки продаж и отвечайте на вопросы пользователей с помощью чат-бота в Facebook, VK и Telegram.
Как перейти на фриланс: советы от опытных фрилансеров
Выберите направление
Определите, что вы умеете и в каком направлении хотите развиваться на фрилансе. Растите в одной конкретной специализации. Например, дизайн или программирование. Так вы быстрее станете экспертом и получите хорошие заказы. Берите проекты и учитесь в процессе.
Сформируйте портфолио
Если совсем нет никакой базы, я всегда рекомендую простой алгоритм: несколько бесплатных проектов для портфолио. Когда у вас появится небольшой опыт, можно взять несколько условно-бесплатных задач за символическую плату. И только после этого — первые платные заказы.
Работайте напрямую с заказчиками
К биржам у меня отношение двоякое. Если человеку спокойнее начинать работать без коммуникации, почему нет. Есть задача, есть отклик и особо ничего не теряешь. Завалил задачу — ушел на другую биржу.
Но если хочется сразу влиться в поток, стоит работать напрямую с заказчиками. Так ты учишься оставлять толковые отклики, общаться и договариваться с клиентами. Начинаешь понимать принципы работы.
Камила Велиева, графический и веб-дизайнер, фрилансер
Делайте как можно больше касаний с потенциальными клиентами
Откликайтесь на вакансии в Telegram чатах, пишите сообщения с коммерческими предложениями в соцсетях и на почту. Чем больше касаний, тем больше шансов на успех.
Я советую начинать с Telegram чатов, их множество. Есть тип чатов, где ты пишешь небольшую самопрезентацию и клиенты сами тебя находят. Еще есть чаты, где публикуются вакансии от заказчиков и тебе нужно откликнуться. Здесь важно грамотно себя подать. Не нужно писать в ответ на вакансию: «Здравствуйте, еще актуально?». Подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Как digital специалисту правильно откликаться на вакансии».
Ещё один вариант поиска клиентов — Instagram. Выбираете нишу, с которой вам будет интересно работать. Например, спорт, психология, косметология. Ищете экспертов в этой нише и пишете им в директ сообщение с предложением о сотрудничестве. Важно, чтобы на вашем аккаунте была хоть какая-то информация о том, чем вы занимаетесь.
Выстраивайте личные границы
На фрилансе можно столкнуться с людьми, которые не соблюдают личные границы.
Клиент может тебе написать/позвонить в 2 часа ночи и попросить что-то срочно сделать, внести правки. Это нормально, если ты работаешь в таком графике, но если твой рабочий день, например, с 12:00 до 20:00, лучше предупредить об этом клиента еще в начале сотрудничества. Я взяла в привычку включать «бесшумный режим» на телефоне, когда мой рабочий день окончен.
Почему важно выстраивать личные границы с клиентами? Потому что если этого не делать и бежать на помощь каждый раз, когда от тебя чего-то ждут, совсем скоро выгорание станет твоим лучшим другом.
Вообще советую задать себе вопросы: «С кем я хочу работать, а с кем точно не стану? Кто мой идеальный клиент?». Тогда вы и самоценность свою поднимете и сами для себя определите личные границы.
Где искать заказчиков: популярные фриланс-площадки
Биржи фриланса
Weblancer — биржа фриланса для специалистов разных направлений. Можно найти заказы в сфере веб-дизайна, программирования, SEO, копирайтинга, бухгалтерии и многих других. Чтобы подавать заявки на заказы, нужно зарегистрироваться. На платформе предлагается заполнить портфолио — оно повышает шансы найти работу. Заказчики смотрят на портфолио при выборе исполнителя.
Страница с активными заказами на бирже Weblancer
Не на все заказы стоят фиксированные цены. Вы сами устанавливаете цены за свою работу на некоторых проектах. Также есть возможность выводить заработанные деньги не только на онлайн-кошелек WebMoney, но и на банковскую карту Visa/Mastercard. Комиссия сервиса — 5% от суммы сделки.
Kwork — фриланс маркетплейс, где вы сами размещаете услуги на виртуальной витрине. Для получения заказов нужно зарегистрироваться на сервисе и для каждой своей услуги создать кворк — карточку с описанием услуги.
Так выглядит карточка с описанием услуги на платформе Kwork
У такого формата есть минус. Когда вы разместили карточку в каталоге заказов, вы уже не сможете отказаться от работы, после того, как клиент нажал «Заказать».
Комиссия сервиса при заработке до 30 000 рублей — 20%, от 30 000 до 300 000 рублей — 12%, выше 300 000 рублей — 7,5%. Вы устанавливаете комфортные для себя цены на услуги с учетом комиссии сервиса.
FL — сайт для начинающих фрилансеров. Здесь найдется работа для специалистов из разных областей. Есть проекты для маркетологов, дизайнеров, разработчиков, фотографов. Чтобы приступить к выполнению заказов, пройдите регистрацию и заполните портфолио.
Страница с задачами для фрилансеров на сайте FL
Очень удобно, что сразу после регистрации сервис делает подборку заказов по вашей специализации. Есть минус — чтобы заказчики увидели ваш отклик, нужно приобрести аккаунт PRO, который стоит 1000 рублей в месяц.
Upwork — международная биржа фриланса. Работа в сервисе разделена по категориям: «Разработка», «Дизайн», «Финансы», «Техподдержка», «Копирайтинг», «Юридические услуги», «Продажи и маркетинг». Есть проекты с почасовой и фиксированной оплатой. Комиссия сервиса — 20%. Если с одного клиента вы суммарно заработали 500 долларов, комиссия снижается до 10%. Чтобы комиссия была 5%, вам нужно суммарно заработать 10 000 долларов с одного клиента.
Категории с заказами на бирже Upwork
Механизм работы такой же как на всех биржах. Вы регистрируетесь на платформе и начинаете откликаться на проекты в интересной для вас категории. При выборе исполнителя заказчики изучают ваше предложение и профиль, поэтому нужно грамотно заполнить личную страницу.
Freelancer — еще одна известная международная биржа фриланса. Можно найти заказы в самых разных тематиках. От простых задач типа рассылки сообщений в мессенджере до создания приложений и чат-ботов. Для поиска работы необходимо зарегистрироваться, заполнить профиль и указать свои навыки. В соответствии с ними сервис подберет подходящие для вас проекты.
На бирже также можно размещать работы на «витрине», так заказчики могут сами найти подходящего исполнителя
Комиссия сервиса как для проектов с фиксированной стоимостью, так и с почасовой оплатой — 10%. Есть дополнительные платежи «по желанию». Например, если вы хотите, чтобы ваша заявка на проект была выделена цветом, придется заплатить 0,50 долларов.
Fiverr — площадка для фрилансеров со всего мира. Особенность этой биржи в том, что не заказчики размещают свои задачи, а фрилансеры размещают свои услуги. Категории, в которых можно разместиться: «Дизайн», «Маркетинг», «Копирайтинг и переводы», «Видео и анимация», «Музыка», «Разработка», «Работа с данными», «Бизнес», «Образ жизни».
Предложения фрилансеров в категории Social Media Management на бирже Fiverr
Размещение услуг бесплатное, но сервис забирает себе 20% от каждой сделки. После заполнения профиля вам предложат пройти бесплатный онлайн-курс о том, как продавать свои услуги на бирже.
Guru — международный фриланс-сервис. Чтобы подать заявку на проект, нужно зарегистрироваться. Бесплатно можно отправить 120 откликов в год. Если хотите откликаться чаще, придется приобрести платный тариф. Всего их четыре. Базовый тариф Basic+ стоит 8,95 долларов в месяц, а самый продвинутый Executive — 39,95 долларов в месяц.
Страница с поиском заказов на бирже Guru. Можно задать нужную категорию, выбрать минимальную границу оплаты и другие параметры
Чем выше тариф, тем больше откликов можно сделать и тем меньше комиссия сервиса. Например, на бесплатном тарифе вы будете отдавать бирже 8,95%, а на тарифе Executive — 4,95%. Кроме того, вам регулярно придется подтверждать свою квалификацию прохождением тестов, за которые тоже нужно платить. Продвинутые тарифы дают вам возможность делать это бесплатно.
Telegram каналы с вакансиями
WORK ON — канал с вакансиями для фрилансеров. Много вакансий, связанных с соцсетями. Например, менеджер блогера или сторисмейкер. Есть предложения для таргетологов, дизайнеров, копирайтеров. Помимо вакансий, на канале размещают резюме. Разместить свое резюме можно, написав администратору канала. Стоимость размещения — 450 рублей.
Freelance Choice — медиа с вакансиями для копирайтеров, SMM менеджеров, журналистов и редакторов. Здесь есть не только предложения от заказчиков, но и полезные материалы для пишущих, анонсы творческих конкурсов и новости по маркетингу и редактуре.
Фриланс Таверна — канал с проектами для фрилансеров из разных ниш. Есть вакансии для верстальщиков, дизайнеров, менеджеров по продажам, копирайтеров, контент-менеджеров, разработчиков и других специалистов. На канале можно разместить свое резюме. Стоимость публикации — 600 рублей.
После размещения резюме остается на канале навсегда. Если вы поставите тег с вашей специализацией, например, #копирайтер, заказчик сможет в любое время найти вас в поиске.
Текстодром — агрегатор вакансий для копирайтеров, редакторов, SMM, SEO, PR, переводчиков и журналистов. Ежедневно утром и вечером на канале публикуют новые проекты. Также у агрегатора есть свой блог с полезными статьями.
Норм работа — канал с вакансиями для фрилансеров и удаленщиков, много предложений на полную занятость. Задачи и проекты очень разнообразные, но больше всего вакансий на канале размещают для копирайтеров, маркетологов, SMM специалистов и менеджеров по продажам.
Резюме
Если вы решили стать фрилансером, вот несколько советов:
Пишу про маркетинг и IT. Помогаю читателям получать ответы на их вопросы, а компаниям достигать своих целей с помощью текста.
Работа на себя: стать фрилансером без опыта и сразу начать зарабатывать
Содержание:
Фриланс простыми словами — это работа на себя. Нужно самому искать клиентов, вести переговоры и защищать свои права. Переводчик Арам Шатверов считает, что при определённом уровне профессионализма фриланс может легко заменить наёмную работу — в том числе по уровню заработка. «Если ты квалифицированный специалист, тебе не нужно работать на кого-то, чтобы получать заказы. Клиенты сами к тебе тянутся, а ты становишься владельцем полноценного бизнеса», — отмечает специалист.
Областей, в которых всегда рады фрилансерам, достаточно много. Можно писать тексты, развивать соцсети, заниматься дизайном сайтов и интерьеров, программировать, настраивать рекламу или вести бухучёт. Есть и более мелкие задачи для тех, у кого пока нет опыта в какой-то определённой сфере: оставлять комментарии, заполнять анкеты, писать отзывы. Или совместить приятное с полезным: прокачивать и продавать аккаунты в онлайн-играх.
Глядя на этот список, легко понять, почему, говоря про фриланс, чаще всего подразумевают удалённую работу. На самом деле это ошибка: репетиторство и фотография могут быть фрилансом, а программирование из дома — наёмной удалённой работой. Специалист по трудовому праву Ульяна Малкович поясняет, в чём разница.
«Понятие дистанционной или удалённой формы работы может применяться только к наёмным работникам. А фрилансер им не является. Фриланс — это форма оказания услуг. С удалёнкой её часто путают просто потому, что человек находится не в офисе, а дома. Но по правовой природе это абсолютно разные отношения: у фрилансера — с клиентами, а у наёмного работника — с работодателем».
Сколько можно заработать на фрилансе
Заработок напрямую зависит от того, сколько времени и усилий вы готовы вложить в работу. В начале пути львиную их долю придётся потратить на поиск клиентов, сбор отзывов и формирование портфолио. Со временем заработает сарафанное радио, и заказы начнут «приходить» сами.
Как правило, через два-три месяца упорной работы фрилансер выходит на доход, сопоставимый с офисным. А через полгода-год становится уверен в своём заработке. К тому же фриланс можно совмещать с основной должностью, подрабатывая по вечерам и выходным.
Какую профессию выбрать
Работа с текстами
Копирайтер пишет тексты, которые помогают бизнесу продавать продукцию или услуги. Это могут быть посты для соцсетей, рассылки, информационные и рекламные статьи.
Что потребуется для работы. Освойте профессиональные программы — Word, а ещё лучше Google Документы. Так вы сможете отслеживать все изменения, которые клиент вносит в ваши тексты. Пригодится навык слепой десятипальцевой печати. Некоторые умудряются работать с телефона, но большие статьи удобнее набирать на ноутбуке или компьютере.
Особенности. Если вы всегда получали пятёрки за школьные сочинения, это не значит, что вы сразу станете крутым копирайтером. Уметь хорошо писать недостаточно — нужно понимать бизнес-задачи текста, знать основы маркетинга, чувствовать желания и интересы целевой аудитории.
Сколько можно заработать. Начать можно с бирж копирайтинга — eTXT, Advego, Text.ru. Новички справятся с рерайтингом и уникализацией текстов. За такие услуги платят мало — от 15 рублей за 1000 символов. После того как вы немного прокачаете навыки и научитесь писать статьи, переходите к поиску клиентов за пределами бирж. Там вы сможете получать от 2000 рублей за текст, от 8000 рублей за лендинг и от 300 рублей за пост в соцсетях. По данным hh.ru, со временем копирайтеры выходят на доход 50 000–100 000 рублей в месяц.
Переводы
Если от маркетинга вы далеки, бизнес-задачи вас не интересуют, но при этом вы хорошо пишете и владеете иностранными языками, попробуйте заняться переводами. Арам Шатверов советует будущим коллегам, как добиться успеха в этой профессии:
Не переставайте развиваться, постоянно занимайтесь самообразованием — проходите короткие курсы по улучшению языковых навыков, расширению словарного запаса. И не бойтесь брать сложные заказы — они помогают совершенствовать язык.
Что потребуется для работы. Основных вложений потребует образование. Профи в переводах советуют учиться или хотя бы периодически проходить краткосрочные стажировки за рубежом.
Особенности. Стоит подтянуть лексику в нескольких сферах. Переводчик, который умеет работать с медицинской, юридической и технической тематикой, на вес золота. Также придётся поработать с личным брендом: нарастить рейтинг на биржах, завести рабочие странички в соцсетях, собрать портфолио.
Сколько можно заработать. Чем большим количеством языков и профессиональных сфер вы владеете, тем выше ваши доходы. Заработок опытного переводчика легко может достигать 100 000 рублей в месяц.
Дизайн
Очень обширное направление: можно создавать иллюстрации для социальных сетей, оформлять презентации, баннеры и брошюры, заниматься UX/UI-дизайном — разрабатывать удобный и красивый интерфейс сайтов и приложений.
Что потребуется для работы. Универсальные программы — Adobe Photoshop или Illustrator. Для разработки дизайна сайтов подойдут Figma или Sketch. Дизайнеры интерьеров работают в ArchiCAD, AutoCad, 3D Max. В любом случае пригодится компьютер с хорошим графическим процессором и качественный монитор.
Особенности. Обучение профессии лучше совмещать с практикой: так вы быстрее соберёте портфолио. Помогут и победы в дизайнерских конкурсах — не отказывайтесь от участия в них при любом удобном случае.
Сколько можно заработать. Графический дизайнер, который проектирует печатные листовки, может заработать от 20 000 до 40 000 рублей в месяц при средней загрузке. Если вы уходите в диджитал, доходы повышаются: UX/UI-дизайнеры зарабатывают уже от 80 000 до 185 000 рублей в месяц.
Графический дизайнер Екатерина Костюкова рассказывает, что во время декрета решила сменить офис на фриланс. И не пожалела о своём решении.
В начале я откликалась на любые заказы за небольшие деньги на фриланс-биржах. Иногда за целый день откликов не было ни одного заказа, поэтому, когда меня наконец выбирали исполнителем — счастью не было предела. Кстати, именно Profi.ru приносил мне больше всего клиентов. В таком режиме я работала около года. Старалась выполнять всё аккуратно, не срывать сроки, общаться адекватно. Таким образом наработала портфолио, пул постоянных заказчиков и смогла позволить себе фокусироваться на тех заказах, которые у меня получаются лучше всего: логотипы, упаковка, этикетка. Через год я поняла, что фриланс приносит мне хороший доход, не отрывая от полноценного общения с детьми и мужем.
SMM-специалист отвечает за страницы компаний в соцсетях: продумывает стратегию продвижения, наполняет контентом, отвечает на комментарии. Иногда в его обязанности входит и настройка рекламы, хотя обычно этим всё же занимаются отдельные специалисты — таргетологи.
Что потребуется для работы. Придётся обзавестись хорошим смартфоном и ноутбуком, освоить сервисы для обработки изображений, например Canva, и сбора статистики — Popsters, LiveDune, SMMplanner.
Особенности. В направлении SMM сейчас появляется много подпрофессий. Инфлюенс-маркетологи работают только с блогерами. Комьюнити-менеджеры занимаются обработкой комментариев и упоминаний. Администраторы блогеров в Инстаграме взаимодействуют с подписчиками и рекламодателями. Но всем им не помешает иметь портфолио с кейсами — примерами проектов с описанием сделанной работы и достигнутых результатов.
Сколько можно заработать. Доход зависит от навыков специалиста и количества проектов, которые он ведёт. За один заказ можно запросить от 5000 до 100 000 рублей в месяц. В среднем уровень дохода варьируется от 30 000 до 120 000 рублей в месяц.
Фотография
Съёмки свадеб, фотографии товаров для интернет-магазинов и фотосессии для блогеров всегда будут востребованы. Даже во время пандемии была популярна FaceTime-съёмка: модель позирует перед веб-камерой, а фотограф делает скриншоты экрана, которые затем обрабатывает.
Что потребуется для работы. Без фототехники не обойтись. Даже б/у фотоаппарат начального уровня обойдётся в 15 000–20 000 рублей. Также нужно будет приобрести и освоить программы для обработки изображений, например Adobe Photoshop.
Особенности. Эта профессия как никакая другая требует хорошего образования. Вам нужно будет понять азы композиции, научиться работать со светом. Начните с хороших курсов и как можно больше практикуйтесь. И не забудьте про портфолио — его лучше выложить на тематическом сайте, например Behance.
Сколько можно заработать. Если сотрудничать с компанией на условиях неполной занятости, можно ежемесячно получать зарплату от 25 000 до 85 000 рублей. Хорошие деньги получают специалисты со смежными навыками — продюсирование съёмок, монтаж, создание креативов.
Сфера IT
Если вы работаете программистом в офисе, то легко можете фрилансить, разово подрабатывая на отдельных проектах. Особенно это касается веб-программистов. Но освоить профессию можно и с нуля — правда, придётся не только постичь весьма значительную теоретическую базу, но и постоянно обновлять знания.
Что потребуется для работы. Не обойтись без добротного ноутбука или ПК.
Особенности. Чтобы доход рос, нужно постоянно совершенствовать навыки. Минимальная база — HTML, CSS и JavaScript. На втором этапе можно приступать к языкам Python, PHP, Java — самым популярным сейчас.
Сколько можно заработать. Начинающий программист в зависимости от занятости может претендовать на доход от 50 000 в месяц. В некоторых вакансиях уровень дохода специалиста среднего уровня достигает 300 000 в месяц.
Как законно стать фрилансером
У фрилансера есть два способа узаконить свою деятельность:
Юрист Анастасия Лапина считает, что самозанятость подходит лучше, чем ИП или ООО:
И всё же многие продолжают сомневаться. Мы попросили Анастасию Лапину прокомментировать самые популярные сомнения.
Вопрос. Зачем мне оформляться самозанятым, если можно просто работать по ГПХ и получать деньги на карту?
Ответ. Юрлицам легче работать с самозанятыми, так как они сами уплачивают за себя налоги. При работе с физлицом по ГПХ клиент-юрлицо обязан удержать с каждого платежа 13% НДФЛ, сделать взносы в фонды и уплатить другие сборы — в общем получается около 40% от стоимости услуг. Понятно, что при таких условиях заказчики-юрлица стараются выбирать исполнителей, с которыми дополнительных трат не возникнет.
Вопрос. Нужно ли платить налог, если у меня в этом месяце нет дохода от фриланса?
Ответ. Если у нас за календарный месяц доход 0, то и налог 0. Простая арифметика. Сам налог маленький. В первый год вы будете платить даже меньше: не 6%, а 4% с юрлиц и 3% с физлиц.
Вопрос. Сейчас налог всего 6%. А вдруг потом его решат повысить?
Ответ. До 2029 года налоговые ставки меняться не будут. Но даже если начнут закручивать гайки, это случится не за один день — введут закон, дадут гражданам время сориентироваться.
У легального оформления есть и другие плюсы:
Как обустроить рабочее место
Как минимум потребуется компьютер или ноутбук и хороший интернет. Всё остальное зависит от ваших предпочтений. Чтобы не напрягать спину, стоит купить качественное компьютерное кресло и трудиться за письменным столом, а не на диване. Вот несколько простых правил, как выбрать мебель для работы:
Психологи советует разделять места, где вы работаете и где отдыхаете. И даже надевать более официальную одежду, начиная рабочий день. Такой приём поможет лучше контролировать график, не перерабатывать и не скатываться в безделье у монитора.
Как общаться с клиентами
Большая часть вашей работы будет проходить онлайн, поэтому вам нужно продумать средства связи с клиентами. Лучше всего зарегистрироваться во всех сервисах и предлагать заказчикам самим выбрать удобный канал общения. Ведь у каждого из них свои плюсы:
Многие клиенты предпочитают вести переписку через Фейсбук или ВКонтакте, поэтому имеет смысл завести отдельные «рабочие» страницы и оформить их в деловом стиле. Подобрать качественное фото, сделать подробное описание своего опыта и не постить в ленту картинки, приколы или записи, не имеющие отношения к работе.
Не забудьте завести почтовый ящик с вашим именем и фамилией в адресе. Лучше сделать это на gmail, чтобы иметь доступ к бесплатным ресурсам Google: хранилищу, документам, таблицам и презентациям.
Личный кабинет, через который тоже ведут переговоры, есть и на биржах фриланса. Но его функционал обычно ограничен: нельзя давать ссылки на сторонние документы, отправлять свои контакты, номера карт и электронных кошельков.
Какое бы средство общения вы ни выбрали, не забывайте соблюдать рабочую этику и правильно разговаривать с клиентом. Дизайнер на фрилансе Юлия Голофеева предостерегает новичков:
Немногие дизайнеры умеют общаться с заказчиками и доносить информацию. Надо понимать, что ты не просто рисуешь то, что нравится: не всегда то, что красиво для дизайнера, будет красиво для заказчика. В первую очередь ты должен быть ориентирован на заказчика.
Этот совет можно применить для всех сфер фриланса. Текст, макет, маркетинговая стратегия, фотография или код должны решать задачу клиента. Чтобы понять, чего хочет заказчик, нужно научиться слышать и задавать правильные вопросы.
Где искать клиентов и заказы
Итак, у вас есть всё необходимое для работы. Осталось найти саму работу. Сейчас вакансии на фриланс можно встретить на биржах для фрилансеров, порталах для поиска работы и даже обычных досках объявлений. Сайты, на которое стоит обратить внимание:
Популярные мифы про фриланс
Работу на фрилансе окружает множество мифов — кажется, можно всегда сидеть под пальмой и ничего не делать, а деньги будут сами капать на карточку. Так ли всё радужно на самом деле?
Миф № 1. Клиенты сами меня найдут
Вам придётся научиться продавать свои услуги: громко заявлять о себе, при этом не обещая того, чего не сможете выполнить. В среднем фрилансеры тратят около 3–6 часов в неделю на поиск клиентов, а новички уделяют этому до половины рабочего времени. Через полгода-год действительно может заработать сарафанное радио, и новые клиенты будут приходить по рекомендации старых. Но до этого придётся искать работу самому.
Миф № 2. Я буду работать меньше, чем в офисе, и наконец-то отдохну
На деле проблемы с самоорганизацией возникают у каждого второго фрилансера. Неумение рассчитывать загрузку и прокрастинация постепенно приводят к тому, что вы сначала «задерживаетесь на работе» на пару часов, а затем и вовсе начинаете доделывать всё на выходных. В результате работа занимает всё свободное время. Помочь тут может только чёткий график и понимание, какую нагрузку вы можете взять.
Миф № 3. На фрилансе низкая конкуренция
Даже если вы замечательный специалист, у вас будет много конкурентов. Придётся всегда держать марку и выдавать качественный продукт. Нужно трезво оценивать свои профессиональные навыки и, конечно, уметь правильно их преподносить. Хорошая новость — рынок фриланса растёт в обе стороны. Клиентов, которые нуждаются в добросовестном специалисте, тоже становится всё больше.
Совет. Избежать иллюзий и принять правильное решение поможет небольшая подготовка. Посмотрите, о чём фрилансеры общаются в соцсетях, почитайте профильную литературу. Например, «Remote. Офис не обязателен» Джейсона Фрайда и «Записки удалёнщика. Как стать крутым фрилансером» Мили Котляровой.
Советы начинающим фрилансерам по работе на биржах
Если хотите получать больше заказов на бирже фриланса, уделите внимание оформлению профиля. Вот несколько советов, как сделать свою страничку более «продающей»:
Если эти способы не сработали, можно попробовать купить платный доступ — такая опция есть на некоторых биржах. Благодаря ей ваш профиль станет заметнее на фоне остальных, и вы сможете оставлять неограниченное количество заявок. Но не спешите прибегать к этому методу, сначала опробуйте бесплатные.
5 правил работы на фрилансе, которые помогут добиться успеха
Независимо от сферы деятельности, фрилансеры допускают одни и те же ошибки. Причём их могут делать и новички, и опытные «вольные художники». Чтобы не допустить провала, достаточно запомнить простые правила и придерживаться их:
Не спешите уходить из офиса и кардинально менять жизнь. Попробуйте фриланс как подработку по вечерам и выходным. Так вы сможете понять, подходит ли вам такой вид занятости, не теряя при этом прежний уровень доходов. Если плюсы свободной занятости перевешивают минусы, смело погружайтесь в мир поиска интересных проектов, прокачивайте навыки и не бойтесь браться за сложную работу.