что такое фрагментированное мышление
Что такое фрагментированное мышление
Серьезная проблема современного человека – фрагментарность мышления. Человек мыслит дискретными, обрывочными конструкциями, образами, моделями. В этом ему помогают «средства мозгового истощения», продвигающие парадигму «клипового мышления», когда на человека сыплется бесконечный вал маленьких, фрагментарных, удобоваримых информационных пакетов. У человека нет времени обработать этот информационный пакет, «встроить» его в свою систему мировосприятия. Он просто «проглатывает» его, этот информационный фаст-фуд, не очень понимая, зачем вообще этот пакет ему нужен.
Таким образом, сознание забивается всяким мусором, привлекательно выглядящим, но не имеющим никакой практической ценности.
Между этими фрагментарными информационными пакетами нет никакой взаимосвязи. Они совершенно разобщены и зачастую не представляют никакой самостоятельно ценности. Но человек продолжает накапливать эту информацию, в надежде, что так он станет умнее и будет лучше разбираться в том, что происходит.
Обман заключается в том, что главную ценность представляют не сами информационные пакеты, а связи между ними. А этих связей обывателю как раз никто и не дает, и давать не собирается. Ведь именно связи между информационными пакетами могут дать хоть сколько-нибудь новую и ценную информацию о мироустройстве. Сделать какие-то существенные выводы, принять какие-то самостоятельные решения.
В комплекте с готовыми информационными пакетами в сознание обывателя закладываются и готовые решения, которые он может принять, опираясь на этот информационный пакет. Естественно, обыватель не может принять никаких самостоятельных решений – ведь у него не достаточно для этого информации. Поэтому он с радостью проглатывает готовое решение, к которому его так незаметно и тщательно подталкивают. Таким образом, создается иллюзия «свободы выбора», когда человек делает именно то, что от него хотят, но при этом он думает, что выбрал это сам.
Как выбраться из этого порочного круга потребления информационного фаст-фуда?
Говоря на гастрономическом языке, нужно перестать глотать информацию, не пережевывая. Остановитесь. Успокойтесь. Внимательно и тщательно изучите информацию перед вами. Найдите взаимосвязи этой информации с другой. Разберитесь, почему именно эту информацию вам пытаются «впарить»? Кому это нужно и зачем? Каковы истинные причины размещения этой информации? Что на самом деле говорится «между строк»?
Найдите взаимосвязи между разными фактами. Представьте себе деревянную доску, в которую воткнуты кнопки или булавки, а между булавками натянуты нити. Булавки – это факты, а нити – это связи. Не теряйте эти взаимосвязи из своего поля зрения.
Целостная картина, созданная путем нахождения взаимосвязей и объединения обрывочных кусочков информации, какой бы неправдоподобной она не выглядела, зачастую является более истинной, чем картина, видимая с точки зрения потребителя информационного фаст-фуда.
Эта более целостная картина, безусловно, отразится на мировоззрении и на всех решениях, которые человек будет принимать.
Нужно понимать, что фрагментарное, клиповое мышление – это инструмент управления. Инструмент очень действенный. Ведь человек, не обладающий целостным мышлением не может принимать самостоятельные решения, выходящие за рамки того стандартного набора готовых решений, вложенных ему в голову «партией и правительством». А значит, такой человек не опасен, ибо предсказуем. Такой человек всегда будет делать то, что ему говорят, будет благодарным и покорным рабом, так как он не представляет себе, как жить вне пределов своей клетки.
Не позволяйте разрывать свой мозг «средствам мозгового истощения». Увеличивайте целостность и связность своего сознания. Ищите взаимосвязи между фактами, процессами и явлениями. Мыслите шире. Не соглашайтесь на готовые решения, ищите свой путь.
Будьте разборчивы. Во всем. В знакомствах, в одежде, в еде и в потреблении информации.
И помните:
Ничто не случается само по себе. Если что-то происходит – значит это кому-нибудь нужно.
Что такое клиповое мышление и как извлечь из него пользу
Содержание
Что такое клиповое мышление?
Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.
Клиповое мышление противопоставляют системному: тому, которое помогает глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно.
Как появилось клиповое мышление?
Сам термин стал общеупотребительным в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамичной нарезкой на ТВ пришли на смену статичной картинке. Чтобы хоть как-то фильтровать весь этот бесконечный поток информации и видеоряда, людям пришлось приспосабливаться и фокусировать внимание все более избирательно. Корни термина лежат в понятии «клиповой культуры», которое ввел социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» 1980 года.
С распространением интернета и соцсетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам, проблема обострилась. Хронометраж большинства роликов на YouTube не превышает 15 минут, а популярные блогеры активно используют быструю смену картинки. Соцсети приучают нас к максимально коротким постам или видеороликам, которые появляются ежесекундно.
Многие платформы и онлайн-СМИ сегодня напрямую зависят от числа кликов и просмотров. Поэтому они идут на все, чтобы побудить пользователей как можно чаще взаимодействовать с их контентом. В ход идут кликбейтные заголовки, яркие коллажи, обилие фото и видео, формат коротких сториз вместо лонгридов.
По мнению Александра Изряднова, сооснователя и CEO Vinci Agency, главные тренды в современном мире контента, которые способствуют развитию клипового мышления, включают в себя:
Те же тенденции проникают и в ТВ-шоу, кино и сериалы: динамичная смена картинки, насыщенные диалоги и разнообразие звуковых эффектов — чтобы «зацепить» внимание зрителя. При этом закадровый голос и монологи практически исчезают, а ТВ и радио-контент рассчитаны на фоновое смотрение. В трейлерах кино и сериалов все это иногда доходит до абсурда.
Клиповое мышление часто связывают с зависимостью от гаджетов. Ее называют одной из главных проблем нового поколения, ведь эта зависимость тормозит процесс обучения, мешает целостному восприятию и порождает поверхностное.
Американский писатель и публицист Николас Карр в статье «Google делает нас глупее?» признается, что из-за регулярного пользования интернетом он с трудом может прочитать больше двух-трех страниц текста. С подобными проблемами столкнулись многие его коллеги и даже медики. На смену вдумчивому чтению газет или книг пришел быстрый просмотр-сканирование текстов в Сети.
Однако зачатки проблемы появились много лет назад, еще до появления интернета. В 1882 году Ницше купил пишущую машинку и научился печатать вслепую. Друзья заметили, что его тексты стали больше похожи на телеграммы: короткие и информативные, состоящие из афоризмов, а не аргументов.
Если копнуть еще глубже, с началом индустриализации и повсеместной автоматизации всех процессов мы тоже стали частью этой бесконечно ускоряющейся системы. Теперь от нас требуется действовать максимально быстро и по четкой схеме, чтобы показать максимум эффективности. К сожалению, эта оптимизация в корне изменила и наше мышление.
Плюсы клипового мышления
Минусы клипового мышления
Клиповое мышление у детей
Дети больше других восприимчивы к клиповому мышлению, что создает огромные трудности при обучении и общении с окружающими. С детства привыкая листать ленту соцсетей или видеосервисов, они полностью игнорируют то, что не вызывает у них интереса с первых секунд. Согласно исследованию Американской академии педиатрии, современный ребенок проводит перед экраном в среднем 7 часов в день, начиная с 2 лет. Примерно так обстоят дела и в России. В Великобритании 40% подростков общаются с родителями в мессенджерах, даже если находятся в соседних комнатах.
Гаджеты и общение в сети вызывают всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. Причем этот способ гарантирует быстрый и постоянный выброс без особых усилий, в отличие от учебы, где нужно долго и сосредоточенно трудиться. Зависимость от гаджетов в свою очередь приводит к повышенной тревожности. Такие дети не в состоянии занять себя чем-то в отсутствии смартфона или планшета, склонны к частым истерикам и даже агрессии.
Педагоги и психологи советуют, во-первых, перестраивать учебный материал так, чтобы он цеплял внимание детей и удерживал его — за счет интересных видео, ярких иллюстраций и интерактивных игр. Во-вторых, использовать склонность к многозадачности: переключаться между разными форматами подачи материала и видами деятельности, делать регулярные перерывы. И в-третьих — ограничить время использования гаджетов: например, до 3 часов в день, включая учебу. Желательно, чтобы это правило было общим для всех. К примеру, собираясь за столом, вся семья убирает телефоны и не достает их, пока не закончится обед или ужин.
Клиповое мышление лишает современных детей возможности усваивать большие объемы информации, зато помогает лучше взрослых разбираться в технологиях, быстро принимать решения и находить нужные данные.
Тест на клиповое мышление
Выберите описание, которое больше всего подходит вам:
Ответы:
Как избавиться от клипового мышления?
Вот несколько методов:
Клиповое мышление — не деградация, а адаптация. Наш мозг очень пластичен, быстро реагирует на меняющиеся условия и вырабатывает новые свойства. Нужно просто научиться ими пользоваться. К примеру, вместо заучивания огромного объема информации сегодня гораздо важнее уметь быстро ее находить, обрабатывать и использовать для своих задач. Вполне возможно, что у следующего поколения произойдет новый когнитивный скачок, и их мышление будет совсем другим.
Постепенно в цивилизованном (когда-то) мире вымываются остатки системного образования
и заменяются на сеть ликбезов для дикарей.
Американский дизайнер может всю жизнь изобретать автомобильное колесо. Скажете, специализация? Да нет, это отказ от системного мышления – так спокойнее хозяевам. Черт его знает, до чего может додуматься этот самый дизайнер, если научить его думать? Глобальный капитализм не нуждается в думающих людях, он нуждается в людях способных потреблять все и без разбора, а так же в людях способных заставлять других людей потреблять все больше совершенно им не нужного и зачастую просто вредного.
Россия тоже не отстает в этом забеге по кругу, дистанция которого по мнению судей бесконечна…
Сделали в Россиянии неплохой внедорожник УАЗ-Патриот.
Повышенной комфортности, с блестящим кузовом. Только непонятно, зачем ему зализанные фары и обтекаемый капот, если его кузов напоминает большой сундук с фонариками и стеклами? Зачем лак и никель, по болотам ездить? Вообще, зачем внедорожник весом около 2-х тонн в городе, где асфальтовое покрытие не выдерживает и двух лет эксплуатации в скверном российском климате, когда морозы и оттепели постоянно
сменяют друг друга в непредсказуемой последовательности,
а дороги не выдерживают такое изобилие личного транспорта?
Бездумно расходовать драгоценные энергоресурсы мы тоже мастера не хуже американцев, а экономить данное нам Природой достояние, похоже, научимся не скоро. Современный человек, будь то обыватель или Спаситель России, совершенно не задумывается о завтрашнем дне.
Только сегодня и только сейчас! Примерно такими же принципами руководствуются и попы, и, набивая свою мошну, даже и не вспоминают о Каре Небесной, проповедовать неизбежность которой их прямая обязанность.
«Здесь есть кино, салуны, за углом
одно кафе с опущенною шторой,
кирпичный банк с распластанным орлом
и церковь, о наличии которой
и ею расставляемых сетей,
когда б не рядом с почтой, позабыли.
И если б здесь не делали детей,
то пастор бы крестил автомобили…»
________________________________________
Иосиф Бродский. 1972 год.
Довольно точная зарисовка, правда, более чем сорокалетней давности.
Распад уже начинался, уже заявил о себе в начале 70-х, а мы как послушные марионетки все продолжаем наступать на одни и те же грабли. Когда-то советские модницы и модники сходили с ума при одном упоминании о синтетических «болоньях» и нейлоновых носках. Теперь времена переменились, и даже обтерханными джинсами не покоришь сердце красавицы. Жизнь требует все новых и новых удовольствий и развлечений. А иначе и быть не может, если человек на занят работой, которая может принести ему моральное удовлетворение. Труд опять все более напоминает труд рабский, – это так называемый ненормированный рабочий день, когда человека заставляют
работать по четырнадцать часов в сутки и устраиваются выходные и праздники по любому
поводу, но без оплаты бесцельно потраченного времени.
А ведь рабочая неделя в этом случае увеличивается с 40 до 60 и более человеко-часов, а мы продолжаем делать вид, что этого не замечаем. Арифметика для школьников младших классов и действует она безотказно.
Но и СМИ, и наружная реклама не всесильны. Люди постепенно перестают их замечать и все реже включают свои телевизоры. Появилась прямо-таки необходимость отучить людей еще и читать, и думать. До некоторой степени с этим справляются реформы высшего и среднего образования, но и они становятся эффективны не сразу – необходимо было взрастить, по крайней мере, два поколения дебилов, чтобы окончательно превратить человечество в стадо баранов для стрижки шерсти. Но и этого оказалось мало. И тогда на арену вышел новый монстр – Интернет. Из крайне необходимого и полезного средства обмена информацией его превратили в таблетку для промывки мозгов, этакий доступный и простой в обращении инструмент для обывателей с мышлением дошкольного уровня.
Фрагментарное мышление
Что такое фрагментарное мышление и как оно проявляется?
Я сидел в парижском аэропорту “Шарль де Голль”, ожидая самолёт, опаздывающий из заснеженного Питера, чтобы отправиться на нём домой, в тот самый Питер. За окном был дождь и серая мгла, которые делали Париж гораздо более «Питером в ноябре», чем являлся в этот день сам Питер, поскольку этот очаровательный в своей непредсказуемости город, минуя стадию слякоти и мокрого снега с дождём, стремительно рухнул в объятия настоящей зимы с метелью и морозом.
Хотелось коньяка и любимого хипстерами пледа. Вполне сгодился бы даже нехитрый, без изысков, Hennessy VS, но в пределах пешей доступности терминала 2С не было ни одного заведения, в котором я мог бы набраться мужества для перелёта туда, где мои коллеги уже несколько дней вели борьбу за живучесть, вооружившись лопатами и отгородившись от внезапно наступившей зимы пуховиками повышенной толщины.
Коньяка и пледа не было, но был интернет и ноутбук, поэтому я решил потратить пару часов на работу с почтой. Среди прочих писем, в которых наши клиенты запрашивали проведение тренингов, просили поменять даты тренингов, уточняли программы тренингов, благодарили нас за тренинги и надеялись на будущие тренинги, было одно письмо от потенциального заказчика, в котором он просил нас подробнее описать содержание программы по управленческому мышлению и дать свободное определение некоторым ключевым терминам, которые мы использовали. Поскольку тренинг про мышление, то и определять нужно было мышление, его разные виды и типы. Задача непростая, учитывая то, что никто толком не знает что такое мышление. Однако, никто не запрещает попытаться описать разные виды мышления и дать им какое-то определение.
Цепочка «фрагментарное (точечное) — линейное — системное» предлагала сначала определить что мы в нашей программе подразумеваем под фрагментарным или точечным мышлением. Конечно, в рамках тренинга это понятие определяется, но хотелось привести понятный и иллюстративный пример.
Я сидел недалеко от стоек, расположенных перед «гейтами». Мимо этих стоек пассажиры проходят при посадке в самолёт и здесь они в сотый раз демонстрируют свои документы и посадочный талон. За стойками уже минут пятнадцать скучали сотрудники ШДГ, ожидая появления нашего самолёта. Пассажиры тихо ждали наступления момента, когда они смогут, наконец-то, вернуться в родную Северную столицу.
Моё внимание привлекла пара человек, которые, запыхавшись, подбежали к стойкам, пройдя сложный лабиринт из синих лент. Свои посадочные талоны они несли перед собой в вытянутых руках, словно надеясь, что если те пересекут невидимый фотофиниш раньше них самих, то это прибавит им шансов не остаться в аэропорте, опоздав на самолёт.
Пассажиры подбежали к сотрудникам аэропорта и, потрясая посадочными талонами, а также используя «флюэнт инглиш», подкрепленный международным языком жестов, попытались объяснить, что им очень нужно сесть на самолёт в Санкт-Петербург.
И вот тут я понял, что прямо передо мной сейчас разворачивается прекрасная демонстрация проявления фрагментарного мышления. Того самого, что предшествует линейному.
Давайте разберём ситуацию.
Что мы имеем: пространство перед гейтом, стойки регистрации, сотрудники у стоек, готовые, казалось бы, пожелать «Бон вуаяж!» всем желающим улететь этим рейсом. Кроме этого: табло над стойками, где отображалось время задержки вылета самолёта и двери гейта — прозрачные двери, ведущие в данный момент в никуда, потому что к ним не был ещё пристыкован рукав телетрапа. Плюс в каждом посадочном талоне было проставлено новое время начала посадки и вылета.
Взглянем на ситуацию с точки зрения человека, который задумывается иногда о связи между событиями, фактами, элементами. Пусть даже о простой линейной связи. Замечу, что для осуществления этих мыслительных операций необходима минимально развитая внимательность. Итак, для такого человека посадка в самолёт является линейным процессом, который состоит из нескольких этапов и требует наличия определённых элементов. Подойдя к гейту такой человек, даже если он был невнимателен и не увидел другое время в посадочном талоне, как минимум, констатирует, что, несмотря на наличие сотрудников у стоек, садиться-то, собственно, некуда. Отсутствует важный элемент в этом линейном процессе — телетрап. Если ворота откроются, то пассажир выйдет со второго уровня под холодный парижский дождик. Поэтому он спокойно садится и ждёт, когда его пригласят сесть в самолёт.
А теперь попробуем представить как мыслит обладатель фрагментарного мышления. Для него нет процесса, нет линейности: он не смотрит назад, на то, что предшествовало достижению им гейта, а это регистрация на рейс, при которой ему был выдан талон с изменившимся временем вылета (помним, что невнимательность — один из признаков человека с фрагментарным мышлением. Не владение даже на минимальном уровне английским или французским языком оставим на совести отечественной системы образования). Также он не видит, что происходит после того, как он пройдёт мимо стойки перед посадкой — он выпадет на улицу. Для такого человека существует выхваченная из линейного процесса текущая ситуация и наиболее важная компонента этой ситуации — стоящие рядом со стойкой сотрудники аэропорта. А, значит, можно сесть в самолёт.
Точечное мышление оперирует свёрнутым в точку линейным процессом, выхватывает произвольный фрагмент и производит оценку ситуации и выбор решения, не осознавая наличия предшествующих и последующих элементов и стадий процесса.
Однако, это уже похоже на определение!
Добавим ещё один пример.
Такое мышление похоже на работу на конвейере: ко мне приехала машина, я прикрутил к ней бампер и она поехала дальше. Что было с ней до этого и что будет потом, меня мало интересует. Я нахожусь внутри своей функции. Я вижу несколько маркеров внутри фрагмента, по которым определяю как мне поступать. Сотрудники аэропорта у стоек перед гейтом — маркер того, что посадка идёт. Я отсекаю всё остальное, даже очевидное табло над стойками.
Я попытался представить себе все каждодневные ситуации, где люди проявляют фрагментарное мышление. Если подумать, их гораздо больше, чем мы могли бы себе представить.
Тем временем, пассажиров перед стойкой, настаивающих на своём немедленном препровождении в самолёт, удалось успокоить и объяснить, что посадка будет только через час. Они посмотрели на табло и грустно поплелись искать свободные сиденья. Мне снова захотелось коньяка и пледа, но я взял себя в руки и волевым усилием вернулся в рабочее состояние.
Можно было написать ответ на запрос определений основных терминов в нашей программе по мышлению. Как минимум, пример по фрагментарному был готов. Закончив письмо, я взглянул на двери за спиной сотрудников аэропорта у стоек и увидел, что к гейту подсоединили телетрап. Несколько пассажиров вскочили со своих мест и понеслись по лабиринту к стойкам. До начала посадки оставалось около получаса.
Клиповое мышление: определение, плюсы и минусы
Первоначально термин «клиповое мышление» означал способность восприятия мира посредством ярких образов или видеоклипов. При клиповом мышлении (его еще называют узконаправленным и фрагментированным) проводится параллель между видеоклипами и жизнью: человек воспринимает мир вокруг себя не целостно, а в виде несвязанных между собой событий, чем по сути и является видеоклип.
Продукт телевидения выпускается по большей части для клипового потребителя. Сцены следуют небольшими блоками без логической связи, и человек не успевает осмыслить одну тему, как уже переходит к другой. Привыкнув к постоянному мельканию сообщений, он ищет броские заголовки, вирусные ролики, редактирует фото и т. д.
С тем, что такое клиповое мышление, разобрались. У него есть как положительные, так и отрицательные стороны. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Минусы клипового мышления
Следует отметить три минуса данного типа мышления:
Информация не задерживается в сознании обладателя клипового мышления, поэтому он постепенно утрачивает способность анализировать ситуацию. К примеру, в бизнесе высоко ценится умение выделять главное и принимать решение на основе анализа. Нельзя не упомянуть про такое качество, как высокий объем внимания, присущее успешным менеджерам. Искусство вести переговоры требует наличия последовательности и умения фокусироваться на ключевом вопросе.
Мало читающий человек плохо понимает смысл прочитанного, не может четко изложить свои мысли. Особенно остро проблема чувствуется в школе. Ученики забывают то, что учили недавно. Проводимые исследования подтвердили, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10%.
Плюсы клипового мышления
Отмечают два плюса этого типа мышления:
Британец Джеймс Мартин, предсказатель интернета, разделил людей на два типа. К первому типу он отнес «людей книги», обладающих «продолжительным» мышлением. Ко второму были причислены «люди экрана», которым свойственна клиповость мышления. Преимуществом второго типа можно назвать более быстрый отклик и реакцию на любые изменения.
Клиповое мышление часто расценивают как иммунитет к развитию информационных технологий. То есть сознание человека подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации из десятков источников, включая интернет.
Методы борьбы с отрицательными сторонами клипового мышления
Для тех, кто хочет избавиться от клипового мышления, проводятся специальные тренинги, на которых учат концентрировать внимание и анализировать информацию. В некоторых странах прибегают к медикаментозному лечению. Есть также несколько эффективных способов борьбы с издержками клипового мышления:
«Метод парадоксов»
Профессор Михаил Казиник использовал в своей практике «метод парадоксов» для развития аналитических способностей. Суть его в том, что дети с пассивным сознанием верят каждому слову учителя. Когда педагог озвучивает два взаимоисключающих факта, ученики начинают задумываться.
Чтение книг
Для борьбы с последствиями клипового мышления специалисты советуют читать классику. Такие произведения тренируют навыки анализа и позволяют самостоятельно создавать образы. Для выработки усидчивости рекомендуется засекать время, выделенное на чтение. Через каждые полчаса необходимо останавливаться и пересказывать прочитанное, а лучше конспектировать.
Разгрузочный день
День отдыха от информации поможет переключиться на занятия другого рода: рисование, прогулки, живое общение. В остальное время рекомендуется заменить бесконечное переключение каналов просмотром одного полноценного фильма.
Клиповое мышление — это не приговор, а сопутствующее развитию информационных технологий явление, которое можно научиться контролировать. Чтобы не испытывать на себе негативные стороны клипового мышления, следует регулярно тренировать мозг. Тренажеры Викиум эффективно развивают память, внимание, способность концентрироваться и позволяют держать мозг в тонусе.