что такое фотографическая память и как ее развивать
Как развить фотографическую память: приемы и упражнения
1. Описание феномена 2. Исследование феномена 3. Упражнения 4. Возможности эйдетизма
Каждый день человек сталкивается с множеством образов, информацией, эмоциями и впечатлениями. О том, чтобы это оставалось без напряжения в памяти мечтают многие. Память – это кладезь и богатство, и ее значение в нашей жизни невозможно переоценить.
Многие считают, что способность запоминать без лишних усилий – врожденный дар, ген, который мы имеем как данность. Однако, это не совсем так.
Описание феномена
В психологии есть понятие, как фотографическая память (или эйдетическая память) – что означает способность человека запоминать информацию посредством визуальных образов, не осмысливая ее.
Информация остается в сознании как «картинка», при возникновении ассоциаций или осознанном желании вспомнить, она оживает.
В чем разница между обычной и фотографической памятью?
Исследование феномена
Упражнения
В психологии считается, что фотопамять характерна для детей до 16 лет. Затем эта способность утрачивается, но ее можно улучшить и сохранить на долгие годы, но для этого придется потрудиться.
Как развить фотографическую память? Специалисты советуют уделять этому в день не менее 15 минут минимум на протяжении месяца. Спустя месяц тренировка внимания может осуществляться реже, но окончательно бросать занятия не стоит.
Принцип эффективности упражнений для развития эйдетической памяти – систематичность. Один пропущенный день может стоить вам долгих тренировок.
Если позволяет время, лучше сделать в один промежуток времени поэтапно несколько упражнений из этого списка, но, если нет возможности, даже малая тренировка со временем даст результат, поэтому можете каждый день делать простейший метод под номером семь.
Возможности эйдетизма
Фотографическая память дает множество возможностей для человека – стоит вспомнить людей, обладавших этим талантом:
Развитая эйдетическая память открывает перед человеком новые возможности – успехи в учебе, профессии, хобби напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно вы запоминаете новую информацию.
Однако, в своем стремлении развить фотографическую память и стать эффективнее, умнее и лучше не забывайте, что важно не навредить себе. Чрезмерное увлечение эйдетизмом в конечном итоге может грозить «затмеванием» внутренними образами реальности.
Эйдетическая память — гениальный дар или психическое отклонение?
Многие ещё в школе мечтали не заучивать часами стихотворения, а запоминать их сразу после первого прочтения. На самом деле люди с такой феноменальной памятью существуют, и называется она эйдетической, фотографической или зрительной. Для окружающих они являются настоящими талантами, ими восхищаются, на них хотят быть похожими. А вот психологи и особенно психотерапевты далеко не все разделяют такие восторги, потому что считают данную способность серьёзным отклонением.
Так что же на самом деле такое эйдетическая память — признак гениальности, которым стоит гордиться, или патология, которую нужно лечить?
Что это такое
Эйдетическая память — это тип памяти, который позволяет удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях. При этом подключаются и другие сенсорные модальности: вслед за визуализацией тянутся тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные и двигательные воспоминания. Ещё одна особенность — длительное сохранение и произвольное воссоздание всего этого в нужные моменты. Может пройти много лет после события, но человек при желании способен так же ярко переживать его снова и снова.
Фотографическая память отличается прежде всего детализацией зрительных образов. Все люди наверняка помнят кадр из фильма «Титаник», где главные герои стоят на корме корабля, широко разведя руки. Но мало кто с ходу ответит, были ли на Розе в этот момент украшения, сколько и какие именно, что за узор был на её платке, были ли заплетены её волосы в причёску и множество других мелочей. Эйдетик же, даже если пересматривал киноленту много лет назад, без труда расскажет о них. Ещё и добавит о том, какого цвета было небо и за какие цепи держались молодые люди, чтобы не упасть.
Зрительный эйдетизм может быть врождённым (явным), и тогда человек, обладающий им, становится настоящим феноменом для всех окружающих. Также его можно развивать на протяжении всей жизни и добиться немалых результатов. Возможно, не таких впечатляющих, как у прирождённых гениев, но достаточных для успешного запоминания больших объёмов визуальной информации.
Происхождение слова. Термин «эйдетический» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», что переводится как «образ, внешность». Это отражает его основную сущность — способность запоминать и воспроизводить именно зрительные объекты.
Основные характеристики
Визуализация + сенсорика
Воспроизведение прежде всего зрительных образов, все остальные вторичны и тянутся лишь за визуализацией. Эйдетик первоначально запоминает картинку: песчаный пляж, голубой океан, шезлонг, отдыхающих, пальмы. Когда он представит её спустя время, он сможет рассказать, что держал в тот момент в руках (осязание), как горчил коктейль (вкус), что говорила его спутница (слух), какие духи у неё были в тот момент (обоняние) и даже насколько палящим было солнце («память тела»).
Детализация
Мельчайшая прорисовка образов: запоминаются такие подробности, на которые никто не обращает внимания. Например, сколько пуговиц было на пиджаке или сколько строчек расположено на странице. В первую очередь эти нюансы касаются именно зрительной картинки. Не зря эйдетическую память называют также фотографической. Человек словно достаёт в своей голове снимок события и описывает его.
Непроизвольное удержание
Изначально человек не ставит перед собой задачу запомнить что-то конкретное, всё это откладывается в его сознании само по себе. Однако это свойство характерно только для прирождённых эйдетиков. Те, кто развивает у себя фотографическую память, конечно, делают это целенаправленно.
Произвольное воспроизведение
Вспомнить нужный образ человек может в любой момент.
Большие объёмы
У прирождённых эйдетиков, как правило, просто безграничное хранилище памяти. Именно поэтому они удивляют окружающих тем, что могут с лёгкостью разговаривать на 20 разных языках, безошибочно цитировать классиков, знать наизусть всего Шекспира.
Яркость образов
Обычная память отличается постепенным стиранием образов. Спустя годы мы расплывчато представляем себе лица людей, с которыми не виделись слишком долго, забываем их имена, плохо помним обстоятельства знакомства. Эйдетики, что-то пережив однажды, уже никогда этого не забудут. Если в 20 лет им представили какого-нибудь общего знакомого, с которым они потом даже не пересекались, в 50 они с лёгкостью смогут рассказать, как его звали, во что он был одет и какой тембр голоса у него был.
Степени
Существует 5 степеней выраженности эйдетизма:
По нулевой при этом подразумевают непродолжительное сохранение смутного послеобраза без детализации.
Явных эйдетиков с 5 степенью выраженности делят ещё на 2 типа:
Считается, что явных эйдетиков можно легко выделить в толпе по определённой мимике и движениям.
Как развить
Те, кто не имеет врождённых эйдетических способностей, пусть не расстраиваются, ведь данный вид памяти можно выработать. Как быстро это можно сделать, зависит от индивидуальных особенностей и частоты тренировок.
Метод Айвазовского
Считается, что художник И. К. Айвазовский обладал эйдетической памятью. Он мог мысленно не только воспроизвести в движении картину морского пейзажа, но и остановить её в любой момент. Именно это позволяло ему с такой точностью изображать шторм, волны, брызги, краски неба и прочие детали маринизма.
В психологии есть даже отдельная методика развития эйдетической памяти, которая носит его имя. Освоить её достаточно просто:
С каждым разом нужно выбирать более сложные объекты (начать можно с телевизора, а закончить картиной) и постепенно уменьшать время наблюдения.
Упражнения на развитие фотографической памяти
Упражнение 1. Непринуждённое наблюдение
Во время прогулки считайте количество домов по обе стороны улицы, этажи в них, магазины, деревья, машины, стоящие на парковке и прочие мелочи, поддающиеся счёту. Закрепите полученные данные по дороге обратно. Дома воспроизведите все запомнившиеся числа.
Упражнение 2. Ассоциации
Запоминая какую-либо информацию, представляйте её в виде картинок. Причём они должны быть построены на невероятных ассоциациях, которых в жизни не может быть. Психологи утверждают, что это одна из эффективнейших методик, чтобы за короткое время улучшить эйдетическую память. Пример. Вам нужно купить в магазине молоко, батон и туалетную бумагу. Представляем следующую фантасмагорию: батон, одетый (завёрнутый) в туалетную бумагу, пьёт молоко.
Упражнение 3. Текстология
Цель — развить фотографическую память на тексты.
Распечатать лист формата А4 с незнакомым вам текстом. Тщательно вычитать его, максимально запомнить. Попросить кого-нибудь внести в него 2-3 новых слова и заново распечатать. Задача — как можно быстрее найти свежие вкрапления.
Упражнение 4. Палиндромы
Читайте вслух все вывески и названия задом наперёд.
Чтобы разработать эйдетическую память, подойдут также многочисленные настольные и онлайн-игры «Найди 10 отличий/кота/слова/предметы», «Парные картинки», любые тесты на внимательность.
Нейробика
Помогает тренировать эйдетическую память и нейробика — гимнастика для мозга. Самые эффективные упражнения:
Так что не обязательно рождаться с феноменом фотографической памяти. Её можно развить самостоятельно. Конечно, она не будет настолько яркой и объёмной, как у эйдетиков, но быстро запоминать и воспроизводить достаточное количество информации можно научиться.
Проблема эйдетизма
С тех пор, как сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году впервые описал этот феномен, эйдетической памятью не перестают интересоваться многие исследователи. Она даже была отдельным объектом изучения Марбургской психологической школы в Германии (руководитель — Э. Йенш) в середине XX века. Ей посвящены труды Л. С. Выготского, М. П. Кононовой, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и многих других ведущих психологов и психотерапевтов.
В научных кругах об эйдетизме не утихают споры. Дело в том, что в психологии это просто отдельный вид памяти, как и социальный, пространственный, сенсорный. Да, он необычный, отличающийся от других, но тем не менее поддающийся качественной характеристике и даже развивающийся с помощью отдельных методик. Появляются всё новые эйдотехники, позволяющие тренировать эту способность.
Однако совсем по-другому к этому явлению относятся в психиатрии. Сразу оговоримся, что здесь затрагивается только врождённый, явный эйдетизм, а не фотографическая память, которая была развита посредством специальных методик. Есть ряд учёных, которые считают эту способность серьёзной органической патологией. Какими доводами они руководствуются в доказательство своих взглядов?
Во-первых, объём памяти, который требуется для сохранения образов, занимает определённые структуры мозга, меняя биохимические и физиологические свойства его клеток. Нейробиологи из Калифорнийского университета сравнили эйдетика с компьютером, в который установлен дополнительный жёсткий диск. С одной стороны, увеличивает производительность. С другой — тормозит остальные процессы, а это уже нельзя назвать нормой.
Во-вторых, М. П. Кононова, изучавшая детей с врождённой и приобретённой (развитой до определённого уровня) эйдетической памятью, выявила, что первые часто страдали галлюцинациями. Впоследствии это было доказано другими учёными и в отношении взрослых. Йенш в своё время выставлял требование, чтобы в лечении галлюцинаций наряду с медицинскими показателями учитывались и эйдетические способности пациента.
В-третьих, былая выявлена связь между эпилепсией и эйдетизмом. Оказалось, что практически всегда перед приступом, во время него и после эпилептики воспроизводят яркие зрительные образы из прошлого, сопровождающиеся вторичными сенсорными модальностями. Правда, почти всегда они получаются несколько деформированными из-за основного заболевания.
И. Шульц описывал случаи шизофрении с последующими суицидальными попытками, которые были продиктованы привязанностью к какому-то конкретному эйдетическому образу.
На основании всего этого многие психиатры утверждают, что врождённая эйдетическая память — патология, которая требует постоянного наблюдения у специалиста. К сожалению, это подтверждает тот факт, что большинство известных людей, обладающих ею, попутно страдают от серьёзных отклонений (чаще всего психических): слабоумия, савантизма, эпилепсии, аутизма, шизофрении, галлюциноза, дефектов головного мозга.
Совет. Если хотите больше узнать о людях-эйдетиках, посмотрите фильм «Человек дождя», в котором главный герой Рэймонд производит в уме сложнейшие расчёты и может запомнить любые комбинации цифр. Но при этом он страдает от аутизма и слабоумия и большую часть своей жизни проводит в психиатрической лечебнице.
Этот кинообраз «списан» с реального человека — Кима Пика. Это американец, который с удивительной точностью воспроизводил до 98% всей информации, которую прочитывал. Причём впоследствии он её не забывал. К концу жизни он помнил практически наизусть 9 000 произведений. Родился он с непропорционально огромной головой, так как на затылке была черепно-мозговая грыжа размером с бейсбольный мяч. У него был повреждён мозжечок и напрочь отсутствовало мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария. На фоне всех этих пороков нейроны мозга самостоятельно создали новые цепочки, которые заменили отсутствовавшие части. Результат — многократное увеличение объёма памяти за счёт патологических межполушарных комиссур.
Люди с фотографической памятью
Никола Тесла
Изобретатель в области электротехники и радиотехники, физик, учёный, инженер сербского происхождения. Практически никогда ничего не записывал, так как всё запоминал. В 1885 году сгорела его лаборатория, однако это нанесло лишь материальный ущерб: все устройства, схемы и формулы Тесла смог восстановить.
Мэри Элизабет Баузер
Американка, участвовала в гражданской войне, была профессиональной и незаменимой шпионкой. Работала прислугой у самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Запоминала все его разговоры и контакты до мельчайших подробностей и передавала информацию его противникам.
Теодор Рузвельт
Президент США, политик. Постоянно тренировал свою эйдетическую память и весьма преуспел в этом. Ежедневно прочитывал по несколько произведений, а перед сном в мельчайших деталях воспроизводил не только их сюжет, но и описания (пейзажи, интерьер, внешний вид героев).
Сергей Рахманинов
Русский композитор, дирижёр, пианист. Ему достаточно было один раз взглянуть на ноты, чтобы без единой ошибки сыграть сложнейшее музыкальное произведение, больше ни разу не посмотрев в них.
Иоанн Павел II
Папа Римский. В совершенстве владел 21 языком и свободно говорил на 100 различных диалектах.
Фердинанд Маркос
Президент Филиппин. Безошибочно читал наизусть полный текст Конституции своей страны. Был превосходным оратором, так как запоминал написанные для него спитчи с первого раза.
Мэрилу Хеннер
Американская актриса, продюсер, ведущая. Обладает невероятным объёмом памяти. Она досконально помнит мельчайшие подробности своей жизни, начиная… с крещения в младенческом возрасте.
Стивен Уилтшир — британский художник, после небольшой вертолётной прогулки воссоздал по памяти архитектурный облик Нью-Йорка в виде панорамы
В пример можно также привести:
Есть также легенда, что Гай Юлий Цезарь (древнеримский полководец, политик, писатель, консул, диктатор, великий понтифик) знал в лицо каждого солдата своей армии. А их было ни много ни мало 25 000. Однако точно такую же историю рассказывают и про Александра Македонского. Так что достоверно неизвестно, кто же именно из них обладал такой способностью.
Эйдетическая память — уникальное явление. Она может сделать человека настоящим гением, которым все восхищаются, и в то же время сопровождаться серьёзными психическими отклонениями. Учёным ещё только предстоит выяснить её природу. А пока ничего не остаётся, как, вдохновляясь примерами одарённых людей, развивать её в себе посредством игр, упражнений, эйдо- и мнемотехник.
Фотографическая память. Как развить, что это такое, упражнения, как работает
Мозговой процесс фиксирования, сохранения и последующего воспроизведения следов прошлого опыта называется памятью. Фотографический феномен относится к сложным процессам, состоящим из нескольких частей, его можно развить или усовершенствовать с помощью тренировок, правильного способа жизни и специальных упражнений.
Виды памяти
Информация, поступающая в мозг, группируется под влиянием особенностей психической деятельности, мер осознания образов, от вида целей функционирования, по продолжительности.
Отталкиваясь от органов восприятия объектов, по особенностям умозаключающей деятельности память разделяется на виды:
Исходя от соотношения степеней осознанности, разделяют следующие виды памяти:
В связи с целями активности разделяют следующие виды памяти:
По длительности удерживания в памяти картин определяются типы:
По целям исследования память делят на типы:
Феномен фотографической памяти
Фотографическая память (развить феномен можно в домашних условиях) заключается в отличном зрительном запоминании, которое позволяет удерживать в уме и проигрывать образы, предметы, явления.
Отличается эйдетизм от зрительной формы тем, что образ может включать тактильные, слуховые, моторные, вкусовые и обонятельные ощущения. Воспроизводя фотографическую память, человек продолжает чувствовать или осязать предмет при его отсутствии.
Исследование феномена
В 1907 г. был открыт феномен эйдетической памяти словенским ученым Виктором Урбанчичи.
Теория данной разновидности способностей исследовалась на протяжении 1920-1940 гг.:
Ученые и исследователи обычно не обращали внимания на теоретическое изучение феномена: основное время уделялось практическому применению. В трудах ученых очерчено большое количество информации, касающейся перечисления основных проблем работы с одаренными детьми, описание результатов экспериментов, содержание протоколов исследований, оценивание проделанных работ.
63-й том «Большой Советской энциклопедии» был выдан в 1963 г., в него вошла статья Александра Лурия «Эйдетизм». Автор описывает в ней редкость феномена в чистом виде и его распространение в детском возрасте, угасание во взрослой жизни, причины, по которым это происходит.
Исследования эйдетики были полностью заброшены после Великой Отечественной войны. В 1936 г. вступило в силу направление в педагогике, которое поставило своей целью объединить различные подходы науки и методики образования ребенка.
Как работает эйдетизм у ребенка, взрослого?
Фотографическая память является возрастной особенностью у детей дошкольного возраста. Обычно при переходе в подростковый возраст она теряется. Ученые определили, что эйдетические образы возникли в начале зарождения человеческой культуры, но одновременно с развитием цивилизации феномен исчезал, а на его место пришло отвлеченное мышление.
Наиболее часто феномен встречается у детей младшего и подросткового возраста и является редкостью у взрослых. Ученые полагают, что процесс потери эйдетизма связан с взрослением человека и обучению навыкам получения информации другими способами.
Профессор Хейбер в 1969 г. в ряде многочисленных экспериментов над детьми вывел правила, с помощью которых эйдетики управляют образами и их запоминанием:
Таким людям для процесса запоминания и удерживания образов необходима эмоциональная подоплека, понимание предметов или явлений и, в качестве мотивации, интерес к происходящему. При соблюдении всех аспектов память может опускать или корректировать некоторые детали увиденной картины.
Процесс запоминания основывается на создании картинки, к которой постепенно присоединяются другие виды памяти: слуховая, тактильная, обонятельная. Такую память нельзя воспринимать как объективное явление, так как она подвержена личной интерпретации человека с последующим таким же воспроизведением деталей.
Основные характеристики
Фотографическая память, развить которую можно при наличии желания, характеризуется продолжением визуализации образов после того, как они исчезли. Картинка, появляющаяся перед взором настолько реальна, что ее можно исследовать детально.
Основными свойствами фотографической памяти служат:
Степени
Классификацию степеней выраженности феномена составили совместно ученый Э. Йенш и его сотрудники.
Разделение на группы происходит по 6 степеням, начиная с 0-й до 5-й меры:
Согласно степеням выраженности феномена происходит классификация людей, имеющих способности к логическому представлению, которые делятся на 2 типа:
Чем отличается зрительная и фотографическая память, какую нужно развивать?
Зрительная память заключается в способности запоминать визуальные образы. Если же она способна запоминать объекты надолго и точно, то переходит в область эйдетического вида.
Фотографическая память, развить которую можно в течение продолжительных тренировок, отличается от зрительной непринужденным запоминанием, то есть отсутствием заинтересованности в сохранении информации.
В случае наличия феномена процесс откладывания информации в мозг максимально приближен к фотосъемке, то есть буквальной фиксации картинки: такой, как она есть со всеми деталями.
Зрительная память запечатлевает объект, не сосредотачиваясь на деталях, и возможно их искажает.
На подсознательном уровне специалисты рекомендуют развивать фотографическую память путем расширения возможностей зрительного осязания. Существуют разработанные методики тренировок и упражнений, выполнять которые можно в домашних условиях в свободное время.
Как подготовить свой мозг?
Мозг, как любая другая часть тела человека, нуждается в сбалансированной пище, в достаточном количестве отдыха, в умеренных физических нагрузках. Приведя в норму свой образ жизни, поддерживая его на одном уровне, можно значительно увеличить умственные способности, улучшить память.
Здоровый сон помогает мозговой деятельности перезагрузиться. Таким образом орган «раскладывает по полочкам» всю информацию, которую принимает в течение суток, а от не нужной избавляется.
Во время сна нервные волокна производят сортировку воспоминаний, анализируют, что важно, а что не нет. Далее мозг сохраняет в определенных областях памяти полученную информацию. Этот процесс носит название консолидации.
Ученые рекомендуют следить за количеством и качеством сна. Продолжительность часов отдыха должна составлять в норме 7-8 часов.
Питание
На функционирование нервной системы влияет в большой мере правильность питания. В норме, когда в рацион включается достаточное количество витаминов, клетчатки, белков и полезных жирных кислот.
Следует учитывать, что усилители вкуса и консерванты снижают умственные возможности, а также красное мясо и алкоголь, поэтому рекомендуется включать в меню больше натуральной еды. Летом особенно полезна Средиземноморская диета.
В обязательном порядке в рацион должны входить:
Физические нагрузки
Физиологическая сторона вопроса подразумевает не только наличие правильного питания и рационального режима бодрствования и сна, но также и физические умеренные нагрузки в виде:
Исследования показали, что регулярные физические нагрузки способствуют улучшению когнитивных функций. Во время занятий в мозге вырабатывается вещество, способствующее восстановлению нейронов и реконструкции связей между ними.
Развитие фотографической памяти без сложных тренировок. Практические приемы
Люди, обладающие хорошими способностями зрительного запоминания информации, могут тренироваться для усовершенствования эйдетической памяти. Также необходимо заниматься тем людям, у которых нет особых способностей, но приемы помогут им развить мозговую деятельность.
Осуществлять тренировки можно в любом местонахождении: по дороге на работу или учебу, на прогулке, в очереди в магазине, на остановке общественного транспорта.
Практические приемы основываются на следующей методике:
В качестве материалов для запоминания можно рассматривать рекламные объявления, информацию для посетителей. Навык нужно периодически проверять: насколько все пробелы образа заполнены. Не следует ожидать, что результат появится быстро, но, проявляя упорство, можно все-таки улучшить эйдетизм без специальных упражнений.
Тренинги для освоения эйдетизма
Фотографическая память (развить процесс запоминания помогут практические приемы) может тренироваться в домашних условиях. Существует множество методик, развивающих эйдетизм за небольшой промежуток времени.
К ним относятся:
Чтобы процесс тренировок проходил продуктивнее, необходимо искать ассоциации в увиденных образах.
Простые упражнения на развитие фотографической памяти
Существует ряд простых упражнений, которые позволяют улучшить показатели мышления и памяти:
Упражнения с таблицами Шульте
Развить фотографическую память могут помочь специальные таблицы со случайным расположением чисел, имеющие размеры от 3х3 и больше, состоящие из цифр или букв.
С помощью метода, разработанного немецким ученым Шультом, получится улучшить периферийное зрение и как следствие память. Таблицы можно скачать бесплатно из Интернета, распечатать или найти в специальных приложениях (программах, работающих в онлайн режиме).
Суть метода заключается в выполнении условий:
Для начала тренировок подойдут маленькие таблицы размерами 3х3, 4х3. Постепенно величина объектов должна увеличиваться.
Японский профессор Макато Шичида известен тем, что разработал много игр для детей и взрослых на развитие фотографической памяти.
Игры, предлагаемые профессором, сведены в таблицу:
Фотографическая память. Как развить с помощью игр
Наименование | Реквизит | Описание |
Что пропало, а что появилось? | Карточки с разными изображениями | Необходимо выложить 3 карты, рассмотреть их в течение 10-20 сек. и закрыть глаза. Затем увеличить ряд или убрать одну карту. В результате нужно отследить, что пропало или появилось. Игра начинается с 3 карт, постепенно увеличивается до 10-20. Можно усложнить упражнение, если выкладывать или убирать 2-3 дополнительные карты. |
Правильно сложить блоки. | Блочный конструктор разных форм и цветов | Необходимо сложить двухуровневую конструкцию, имеющую по 3 кубика в каждом ряду. Далее сооружение нужно разобрать и правильно сложить. Изначальную конструкцию можно не собирать, а нарисовать на бумаге и потом сделать по памяти. Игра усложняется через введение в сооружение блоков разных форм и цветов, увеличением количества уровней и элементов в рядах. |
Найди совпадения пар. | Игральные карты или с изображениями, которые дублируются | Следует взять из колоды 3 карты, рассмотреть и положить лицом вниз. Затем необходимо выбрать из колоды 3 идентичные карты и разложить их на соответствующие перевернутые изображения. Пары должны совпадать. Постепенно количество карт можно увеличить до 10-20. |
Нейробика
Комплекс упражнений, помогающих развивать умственную деятельность, называется нейробикой.
Метод был разработан американским ученым Лоуренсом Катсом, он подразумевает вовлечение всех 5 органов чувств человека, причем каждый из них должен научиться работать в новом для себя контексте. Во время выполнения упражнений происходит выработка нейротропина – вещества, которое способствует образованию новых связей в клетках мозга.
В комплекс входят следующие упражнения:
Метод Айвазовского
Комплекс упражнений, развивающих фотографическую память, основывается на особенностях восприятия великого русского художника, который мог представить себе волну в определенное время и запечатлеть ее на холсте, сохраняя ощущения движения.
Упражнения по И. К. Айвазовскому заключаются в следующем алгоритме:
Упражнения для развития фотографической памяти в сочетании с играми, специальными тренировками доступными в сети, могут помочь развить свои способности и открыть новые горизонты в профессиональном или творческом плане.
Видео о развитии фотографической памяти
Как развить фотографическую память: