что такое фото с фильтрами
Светофильтры в современной фотографии
Хотите сделать свои снимки ещё качественнее? Скачайте программу ФотоМАСТЕР:
Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.
Светофильтры в современной фотографии:
какие бывают и как выбрать
Использование светофильтров может значительно повысить качество фотографии. Они позволяют преодолеть ограничения, защищают объектив камеры, изменяют характеристики света, проходящего через линзу, или добавляют к изображению специальные эффекты. В этой статье мы расскажем, какие бывают типы светофильтров для объективов, их назначение, способы использования, а также в какой программе для редактирования фото обработать результат.
Что такое фильтр
Фильтры используются для блокировки определенных цветов или типов света, попадающего на камеру. Некоторые предназначены для уменьшения общей интенсивности света. Фильтры на объектив могут помочь улучшить ваши фотографии во многих отношениях. Они могут защитить линзу, изменить цвета, справиться с плохим освещением и добавить определённые творческие эффекты к получающимся изображениям.
В наш век цифровой фотографии фильтры в целом немного потеряли популярность, потому что многие считают, что все можно добавить при постобработке. Но многие эффекты, например, созданные с помощью поляризационного фильтра, просто невозможно воспроизвести в цифровом виде. Кроме того, всегда существует ограничение на количество возможных цифровых манипуляций, прежде чем качество изображения серьезно ухудшится.
Большинство фильтров доступны в круглой форме и навинчиваются непосредственно на объектив камеры. Чаще всего они изготавливаются из стекла или особых сортов смолы.
Требуемый размер фотофильтра зависит от диаметра объектива и измеряется в миллиметрах
Обзор фильтров DSLR
Компактные камеры могут быть простыми, многие возможности открываются только с переходом на зеркальную или беззеркальную камеру. С ними вы сможете менять объективы и использовать фильтры. Существует несколько типов:
Критерии выбора
Независимо от того, какой фильтр для фото вы ищете, следует помнить о нескольких важных параметрах, которые помогут сравнить разные модели и подобрать правильный вариант:
Если вы покупаете цветной или поляризационный фильтр, есть еще одна характеристика, на которую нужно обратить внимание. Они обычно имеют тонкий слой поляризующего материала или цветной пленки между двумя слоями стекла. В высококачественных фотофильтрах этот материал прикреплен к стеклу, чтобы не пропускать воздух и загрязнения.
Поляризатор подходит для съемки с отраженным светом, например фото водной глади
Защитные фильтры
Прозрачные фильтры для объективов используются исключительно для защиты линз. Они не пропускают пыль, облегчают очистку и обеспечивают некоторую защиту от физического повреждения. Поскольку это просто прозрачное стекло, они не должны вызывать нежелательных побочных эффектов.
Однако некоторые люди утверждают, что прозрачные фильтры не обеспечивают особой защиты и могут навредить вашим изображениям, понизив качество. И все эти замечания верны, если выбрать неправильную модель. Купив высококачественное оборудование, вы не получите отражений или бликов. Также она защитит объектив от царапин.
Итак, если вы ищете фильтр, который поможет защитить линзы, вот несколько отличных вариантов:
B+W Clear 007 MRC nano XS-PRO
Фильтры ультрафиолетового света
Среди фотографов ведутся споры о том, полезны ли ультрафиолетовые фильтры для современных цифровых камер. Они были необходимы для пленочных фотоаппаратов, потому что пленка крайне чувствительна к УФ излучению, но современные цифровые датчики не обладают этим изъяном.
Тем не менее УФ-фильтры могут удалить ультрафиолетовую дымку в определенных ситуациях. Например, при съемке на большой высоте в ясный день и вблизи отражающих поверхностей, таких как снег или водоем. В этой ситуации, если вы попытаетесь снять удаленный объект, ультрафиолетовое излучение между объектом и вашей камерой может привести к появлению ненужного тумана. УФ-фильтр легко справится с этой дымкой.
Важно помнить, что УФ-фильтры для объективов не помогут уменьшить дымку, вызванную смогом, поскольку он состоит из твердых частиц, а не простого отраженного света.
При выборе модели стоит обратить внимание на качественный латунный УФ-фильтр Chiaro 99-UVBTS. Он обеспечивает высокое светопропускание с минимальными искажениями и отражениями. Стоимость начинается от 40 долларов.
Нейтрально-серые фильтры
Фотофильтры ND изготовлены из темного стекла и используются для ограничения количества света, попадающего на датчик, не влияя при этом на цвет изображения. Они помогут избежать переэкспонирования фото при ярком свете.
Например, вы пытаетесь сфотографировать водопад или реку в ясный день. Для размытия движения, вам понадобится длинная выдержка. Так кадр будет переэкспонирован независимо от того, как корректировать другие настройки камеры. Хороший фильтр нейтральной плотности решит эту проблему.
Но эти фильтры для фотоаппарата используются не только для съемки пейзажей. Они полезны для фотосессии в условиях яркого света, при дневном солнце или студийной вспышке.
Количество света, которое блокируют фотофильтры, обычно измеряется в стопах. Чем больше значение, тем сильнее устройство затемняет изображение. Вот несколько примеров высококачественных моделей нейтральной плотности:
Benro Master Series ND
NiSi PRO Nano IRND
Градиентный фильтр
Градиентные фильтры похожи на нейтральные, за исключением того, что они переходят по вертикали от темного покрытия к прозрачному. Они используются пейзажными фотографами для съемки сцен с большим контрастом, таких как яркое чистое небо на затемнённом переднем плане.
Чтобы обеспечить возможность корректировки в соответствии со сценой, большинство этих фильтров имеют прямоугольную форму, поэтому вы можете перемещать их вверх или вниз в зависимости от того, насколько высок горизонт в композиции. Поэтому понадобится система держателей.
Существует три основных типа GND-фильтров, которые полезны для съемки в различных ситуациях:
Вот несколько высококачественных градиентных фильтров:
LEE 0.6 ND Grad Hard 100×150 мм
Vu 100 x 150 мм Sion Q 2,5
Поляризационные фильтры
Могут уменьшить отражения и блики в сцене и обеспечить насыщенные цвета. Этот тип является одним из самых популярных, поскольку он помогает улучшить качество изображения во многих ситуациях. Благодаря светофильтру вы получите впечатляющие результаты при съемке сцен с большим количеством отраженного света.
Вот несколько качественных поляризационных фильтров:
B+W XS-Pro Digital HTC C-Pol KSM MRC nano
Эффектные светофильтры
Как следует из названия, это фильтры со спецэффектами. Они позволяют оформить звездообразование, мультивидение, рассеивание. Все эти эффекты также можно создать в программном обеспечении или онлайн-редакторах, но фильтры сделают процесс быстрее и проще, а наложение эффекта — натуральнее.
Кадр, полученный с использованием фотофильтра
Его можно использовать в сочетание с макрообъективом
Вот несколько примеров отличных моделей со спецэффектами:
Multi-Image Filter Nisha 77mm 3R
TIFFEN 52mm Star 6PT 2mm Filter и картинки, полученные при использовании модели
Обработайте фото
Вне зависимости от выбранного фильтра на фото, кадр необходимо обработать. Воспользуйтесь редактором ФотоМАСТЕР! Он предлагает удобный интерфейс на русском языке и множество функций.
С его помощью вы сможете:
Можно настроить экспозицию, контраст, насыщенность, температуру, оттенки цветов
С помощью «Градиентного фильтра» можно изменить цветовой тон
Также вы сможете отразить фото по горизонтали и вертикали
Силу эффекта можно уменьшить
Помимо предложенных рамок пользователь может загрузить свои пресеты
Заключение
Теперь вы знаете, что такое светофильтры и как их использовать. Они позволят преодолеть сложные ситуации с освещением, создать эффекты, а также выделят вас среди остальных фотографов. После проведения съемки обработайте результат в специальной программе. ФотоМАСТЕР позволит сделать качественную цветокоррекцию, настроить экспозицию, контраст и насыщенность, ретушировать портреты. Скачайте фоторедактор и улучшайте качество любого снимка всего за несколько простых действий!
Гид по основным типам светофильтров в фотографии
В доцифровую эпоху светофильтры на передней линзе оптики фотокамеры обитали повсеместно. Они выполняли широчайший круг задач — от простой защиты стекла объектива и до обеспечения правильной цветопередачи в зависимости от условий освещения. Цифровая эра отправила многие категории светофильтров на свалку истории, однако многие из них остаются востребованными и поныне, а замены им не предвидится.
Со становлением на ноги цифровых фотоаппаратов канули в лету конверсионные и цветные светофильтры, а также утратили былую актуальность софт-фильтры. С их задачами отныне прекрасно справляются сами камеры и фоторедакторы. Но не будем о «мертвых душах», поговорим лучше о востребованных светофильтрах.
Защитный
Сменная оптика к «тушке» фотоаппарата зачастую стоит немалых денег. Самое уязвимое ее место — переднее стеклышко, которое принимает на себя силу удара при падениях, может быть ненароком поцарапано или повреждено. Защитные фильтры отыгрывают роль эдакой прослойки между внешней средой и передней линзой объектива, оберегая ее от всяческих невзгод. Согласитесь, проще держать «нос» объектива «под прикрытием» фильтра за пару десятков вечнозеленых купюр, нежели тратиться на дорогостоящий ремонт в случае повреждения фронтальной линзы.
Защитный фильтр может не единожды спасти объектив от неминуемой, казалось бы, гибели. |
К этой же категории обычно причисляют ультрафиолетовые светофильтры. Они отсеивают невидимое УФ-излучение, которое дает пурпурно-синеватую пелену на фотоснимках в яркий солнечный день. Однако поскольку цифровые фотоаппараты по сути невосприимчивы к ультрафиолетовым лучам, фильтры из подсемейства UV во всю используют именно в качестве защитных.
Почему же одни защитные фильтры стоят сущие копейки, а другие имеют заоблачный ценник? Тут в гонку вооружений вступают всяческие защитные напыления. Современные нанопокрытия буквально отталкивают загрязнения от поверхности фильтра, будь то следы отпечатков пальцев, грязь, жир или капельки воды. В дешевых светофильтрах таковые применяются нечасто, а в моделях продвинутого уровня встречаются повсеместно, не оставляя шанса капелькам и брызгам повлиять на итоговый результат съемки.
Поляризационный
Так званым «полярикам» не предвидится программной замены, благодаря чему они имеются в арсенале каждого мало-мальски увлеченного фотолюбителя. Принцип их работы заключается в отсечении отраженного от неметаллических поверхностей света. Поляризационные фильтры могут убрать отражения неба с поверхности воды, нежелательные отблески при съемке через стекло, подчеркнуть фактуру облаков над головой за счет устранения отражений аэрозольных частиц в воздухе.
В современном обличье поляризационные фильтры имеют круговую конструкцию. Т.е. они состоят из двух частей, которые свободно вращаются относительно друг дружки. В зависимости от их положения изменяется степень поляризации — от минимальной до максимальной.
Наглядное преимущество применения поляризационного фильтра в яркий солнечный денек. |
Использовать «полярики» в режиме «на постоянке» не выйдет. Хотя бы потому, что они влияют на светопропускание и понижают экспозицию кадра. Интересное исключение из правила — линейка поляризационных фильтров Schneider со специальной пленкой HTC, увеличивающей пропускание света примерно на 2/3 ступени. Фильтры серии станут настоящей находкой для пейзажистов, предпочитающих вести съемки в режимное время (в рассветную или закатную пору).
Нейтральный
Нейтральные фильтры предназначены для того, чтобы снизить интенсивность светового потока, не изменяя его спектрального состава. Говоря проще, они затемняют кадр в несколько раз без необходимости прикрытия диафрагмы или изменения чувствительности. За примерами далеко ходить не нужно — совместно с нейтральным фильтром легко получить красивое размытие фона при съемке на светосильную оптику в яркий солнечный день. Еще один классический вариант применения ND-фильтра — создание эффекта текущей воды (как на фото ниже).
Достичь подобного эффекта течения воды без нейтрального фильтра практически невозможно. |
Ключевой пункт программы при выборе нейтрального фильтра — это показатель оптической плотности (или прозрачности). Он встречается в виде цифры после аббревиатуры «ND» и обозначает во сколько раз уменьшится количество света, прошедшего через фильтр: при ND2 фильтр пропускает 50 % света, при ND4 — 25 %, при ND8 — 12.5 % и т.д.
Продвинутые ND-фильтры имеют со внешней стороны специальную резьбу, благодаря чему их можно комбинировать, обеспечивая необходимое затемнение — в этом случае «разы» просто умножаются.
Градиентный
Отдельным подсемейством в категории нейтральных фильтров выделяются «градиентники». Они затемняют не весь кадр, а лишь его часть. Это необходимо для выравнивания динамического диапазона снимка при большой разнице в экспозиции между светлым небом и темным низом (или наоборот). Фильтры из данного отряда выполнены в виде стекол-хамелеонов. Одна из половин фильтра работает в качестве светопоглощающего ND-фильтра, упомянутого ранее, в то время как другая не меняет освещенность сцены.
Пейзажисты-профи предпочитают пользоваться услугами «градиентников» квадратной формы. Виной тому конструктивная особенность круглых светофильтров: невозможность регулировки положения границы раздела затемненной и неокрашенной части. Это принуждает делать пейзажи с линией горизонта по центру снимка, тогда как оквадраченные фильтры не загоняют нас в строгие рамки.
Градиентный фильтр — незаменимый помощник в режимное время. |
Фильтры градиентного типа разбиты на два подсемейства: нейтрально-серые и цветные (придают небу любой выбранный оттенок).