что такое формообразующий суффикс

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

что такое формообразующий суффикс. Смотреть фото что такое формообразующий суффикс. Смотреть картинку что такое формообразующий суффикс. Картинка про что такое формообразующий суффикс. Фото что такое формообразующий суффикс

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

что такое формообразующий суффикс. Смотреть фото что такое формообразующий суффикс. Смотреть картинку что такое формообразующий суффикс. Картинка про что такое формообразующий суффикс. Фото что такое формообразующий суффикс

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.

Источник

Что такое суффикс в русском языке?

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

Чтобы понять, что такое суф­фикс в рус­ском язы­ке, нач­нем с того, что сло­во состо­ит из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, кото­рое явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной частью сло­ва, и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва суф­фикс рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но за корнем:

Эта мор­фе­ма слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов и неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм.

что такое формообразующий суффикс. Смотреть фото что такое формообразующий суффикс. Смотреть картинку что такое формообразующий суффикс. Картинка про что такое формообразующий суффикс. Фото что такое формообразующий суффикс

Словообразовательные суффиксы

В рус­ском язы­ке новые сло­ва обра­зу­ют­ся с помо­щью суффиксов:

Такой спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов назы­ва­ет­ся суф­фик­саль­ным.

Значения суффиксов

Обратим вни­ма­ние, что сло­ву «домик» суф­фикс -ик- при­да­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние. Значит, суф­фик­сы не толь­ко обра­зу­ют новое сло­во, но и могут при­да­вать ему допол­ни­тель­ное зна­че­ние лас­ка­тель­но­сти, умень­ши­тель­но­сти или уве­ли­чи­тель­но­сти, пре­не­бре­же­ния. С помо­щью таких суф­фик­сов гово­ря­щий выска­зы­ва­ет свое отно­ше­ние к пред­ме­там и явле­ни­ям. Например, выде­лим оце­ноч­ные суф­фик­сы в соста­ве слов:

Обратим вни­ма­ние на чере­до­ва­ние кор­не­вых соглас­ных перед суф­фик­са­ми: г//ж, к//ч.

Один или два суффикса?

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суффиксом:

что такое формообразующий суффикс. Смотреть фото что такое формообразующий суффикс. Смотреть картинку что такое формообразующий суффикс. Картинка про что такое формообразующий суффикс. Фото что такое формообразующий суффикс

Рассмотрим мор­фем­ный состав слов «шапоч­ка», «весточ­ка», «зава­роч­ка». Выясним, мож­но ли в их соста­ве ука­зать общий суф­фикс -очк-.

Понаблюдаем:

Только в отгла­голь­ном суще­стви­тель­ном «зава­роч­ка» выде­лим два суф­фик­са. В соста­ве слов «шапоч­ка» и «весточ­ка» при всей их похо­же­сти раз­ные суф­фик­сы: -к- и -очк-.

Суффиксы частей речи

В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суффиксы.

У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суффиксов:

что такое формообразующий суффикс. Смотреть фото что такое формообразующий суффикс. Смотреть картинку что такое формообразующий суффикс. Картинка про что такое формообразующий суффикс. Фото что такое формообразующий суффикс

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву слова.

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суффиксов:

Как найти суффикс в слове?

Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суффиксом.

что такое формообразующий суффикс. Смотреть фото что такое формообразующий суффикс. Смотреть картинку что такое формообразующий суффикс. Картинка про что такое формообразующий суффикс. Фото что такое формообразующий суффикс

Образец рассуждений

Изменив суще­стви­тель­ное по паде­жам, выяс­ним, что в сло­ве «котё­нок» нуле­вое окон­ча­ние.

Подобрав род­ствен­ные сло­ва, опре­де­лим, что в сло­ве «котё­нок» корень — кот —

Суффикс в сло­ве «котё­нок» — — ёнок — (сто­ит меж­ду кор­нем — кот — и нуле­вым окончанием).

Видеоурок

Источник

Формообразующие суффиксы

что такое формообразующий суффикс. Смотреть фото что такое формообразующий суффикс. Смотреть картинку что такое формообразующий суффикс. Картинка про что такое формообразующий суффикс. Фото что такое формообразующий суффикс что такое формообразующий суффикс. Смотреть фото что такое формообразующий суффикс. Смотреть картинку что такое формообразующий суффикс. Картинка про что такое формообразующий суффикс. Фото что такое формообразующий суффикс что такое формообразующий суффикс. Смотреть фото что такое формообразующий суффикс. Смотреть картинку что такое формообразующий суффикс. Картинка про что такое формообразующий суффикс. Фото что такое формообразующий суффикс что такое формообразующий суффикс. Смотреть фото что такое формообразующий суффикс. Смотреть картинку что такое формообразующий суффикс. Картинка про что такое формообразующий суффикс. Фото что такое формообразующий суффикс

что такое формообразующий суффикс. Смотреть фото что такое формообразующий суффикс. Смотреть картинку что такое формообразующий суффикс. Картинка про что такое формообразующий суффикс. Фото что такое формообразующий суффикс

что такое формообразующий суффикс. Смотреть фото что такое формообразующий суффикс. Смотреть картинку что такое формообразующий суффикс. Картинка про что такое формообразующий суффикс. Фото что такое формообразующий суффикс

Морфологический способы словообразования (образование новых слов путем присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову):

1. Аффиксация – образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе (город- при-город)

А) Префиксальный (новое слово образуется путем присоединения приставки (спокойно-не-спокойно)

Б) Суффиксальный (новое слово образуется путем присоединения суффикса

2. Сложение (овощехранилище, сбербанк, ВВЦ-аббревиатура)

3. Усечение основы – усечение производящей основы (заместитель-зам.)

4. Обратное словообразование – более сложной структуры к более простой (доярка – дояр)

3. Лексико-синтаксический –появление новых слов в результате сращения сочетаний (тотчас –тот, час)

Основное средство формообразования – окончание родина – родины)
Используется суффикс (стоять – стоял, стоя).

Супплетивизм (изменение основы (идти- шел).и В формообразовании возможно чередование в корне слова (собирать-собрать).

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1.Что такое морфема?

2. Дайте определения основных видов морфем.

3. Как определить состав слова.

1. Что такое словообразование?

2. Укажите основные морфологические и неморфологические способы словообразования.

3. Что такое формообразование?

4. Чем формообразование отличается от словообразования?

5. Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

8. 2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для
студ.средн. проф.учебн.заведений/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева.- 5-е изд.,
стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Морфология и орфография.

Краткое изложение теоретических вопросов

Безударные гласные, которые можно проверить ударением
столы — сто́л
молодой — мо́лодость, моло́денький

Безударные гласные, которые не проверяются (словарные слова)
корова, король, облако, болото

И — ы после ц
в корнях ции

Цирк, циркуль, цитата, цинга, цифра … и в других заимствованных словах
Слова-исключения: цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «цыц».
в суффиксах и окончаниях — цыы
лисицын, курицын; улицы

Гласные после шипящих
1) жи, шии
ча, щаа
чу, щуу
Жизнь, чаща, чудо …
2) После шипящих — ё:
Чёрный, жёлтый, шёлк, чёрточка …
Слова-исключения: о шов, шорох, капюшон, крюшон, крыжовник, шоссе, шоколад, жокей, обжора, прожорлив, жонглёр, чопорный, трещотка, трущоба, шорты, шорник, шомпол, шовинизм, шок, шора, чащоба, чокнутый, чокаться, чох, чохом, жом, жор, жох, вечор, мажор, мажорный.

что такое формообразующий суффикс. Смотреть фото что такое формообразующий суффикс. Смотреть картинку что такое формообразующий суффикс. Картинка про что такое формообразующий суффикс. Фото что такое формообразующий суффикс

Чередующиеся е — и, о — а в корне слова
1) бер — бирâ-
тер — тирâ-
дер — дирâ-
пер — пирâ-
мер — мирâ-
стел — стилâ-
блест — блистâ-
жег — жигâ-
дерёт — сдирâет
стелить — застилâет
умер — умирâть
блестит — блистâет

Слова-исключения: сочетâние, сочетâющийся, словосочетâние
2) Кос — касâ-
лож — лагâ-
коснуться — касâться
изложение — излагâть
Слово-исключение: полог
3) Рос — о
раст — ращ — а
вырос, вырасти, выращенный
Слова-исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль
4) Мок — мак
вымокнуть под дождём,
макать в жидкость

5) Ровн — равн
ровный — равный
(гладкий — одинаковый)
выровнять — уравнение
Слово-исключение: равнина
6) гор — га́р
зага́р, горит
7) зор — зар
заря, зори, зарево.

Глухие и непроизносимые согласные, которые можно проверить, изменив слово или подобрав однокоренное, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или в, л, м, н, р, й
1. Столб — столбы
жёлудь — жёлуди.
2. Глазки — глазницы
сказка — сказочка.
3. Здравствуй — здравие
местность — место.

Непроверяемые согласные (словарные слова)

И О после шипящих

Всегда ё: (сущ.) пчёлы,чёлка, чётки, жёлудь, щётка; (прил.) жёлтый, чёрный, чёткий, шёлковый; (глаг.) шёл.

Слова-исключения: (сущ.) шов, шорох, капюшон, крыжовник, шок, шорты, шовинизм, трущоба, шорник, чох, жом, жор, обжора, ожог, шомпол, крюшон, трещотка, чащоба, мажор; (прил.) прожорлив, чопорный, чокнутый, мажорный; (глаг.) чокаться; (нареч.) чохом, вечор.

Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) галчо́нок, зайчо́нок, мышо́нок, медвежо́нок, кружо́к, волчо́к и звоночек; (прил.) ежо́вый, парчо́вый, холщо́вый и бежевый; (нареч.) горячо́, свежо́, хорошо́ и пахуче.

Однако: (глаг.) размежёвывать; (прич.) обожжённый, заворожённый.

Слово-исключение: ещё.

Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) ножо́м, свечо́й, врачо́м и сторожем, дачей; (прил.) большо́го и хорошего.

Однако: (глаг.) стережёт, жжёт, печёт.

Гласные и конечные согласные в приставках (кроме приставок пре-при, на з-с) пишутся одинаково, независимо от произношения (подрисовать, подписать).

Приставки на з-с пишутся в соответствии с произношением: перед гласными и звонкими согласными пишется з, перед глухими – с(бесчестье, вздохнуть).

Приставка при— указывает на: 1) пространственную близость, приближение, присоединение (приморский, пристегнуть, прислонить); 2) действие, совершающееся в направлении субъекта, его интересов (приманить, присвоить); 3) действие, направленное сверху вниз (примять, прижать);4) полноту, исчерпанность действия, доведение действия до конечной цели (приручить, приневолить); 5) совершение действия не в полном объеме или на ограниченный срок (призатихнуть, приоткрыть, прилечь); 6) действие, сопутствующее какому-либо другому(присвистывать, пританцовывать).

Приставка пре-1) в глаголах обозначает действие, достигающее предельной степени или превосходящее какую-либо меру (превозносить, преувеличивать); 2) обозначает то же, что и пере- (прервать, преградить); 3) в прилагательных и наречиях указывает на высшую степень качества (преспокойный, премилый).

Употребление Ъ и Ь
Основные правила
Буква Ъпишется :
1. На стыке приставки и корня, при этом приставка должна оканчиваться на согласный, а корень начинаться с е,ё,ю,я (сверхъясный, межъярусный, изъездить);

перед е, ю, я в словах с иноязычными приставками (аб-, ад-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пан-, суб-, транс-) (адъютант, инъюнктив, интеръекция, панъевропейский, трансъевропейский).
2. В середине слова (не после пристаки) Ъпишется только в заимствованных словах: фельдъегерь, а также перед е,ё,ю,я в сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-: двухъярдовый, трехъязычный.
Буква Ьпишется:
1) в середине слова (не после приставок) перед е,ё,ю,я,и: пьеса,компьютер, птичьи, бурьян, интервью), перед немногими заимствованными словами ( медальон, шампиньон);

2) между двумя мягкими согласными : возьми, банька;
мягкий знак не пишется в сочетаниях нн, нч, нщ, рщ, чк, чн, щн (обезьянничать, янчить, парча, наборщик).

Источник

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть, грыз-ть, плес-ти, бере-чь (или беречь- Æ ).

Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени, нужно отделить от формы настоящего/простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш-ут, работаj-ут, леч-ат.

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере-ть, тер-л-а, тр-ут; мокну-ть, мок-л-а, мокн-ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес-ти, нес-л-а, нес-ут; вез-ти, вез-л-а, вез-ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

прош. вр. (личн. и причастн. формы), условное накл.

основа наст. / буд. времени

н. вр. (личн. и прич. формы) / буд.вр.(личн.), повелит.накл.

Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:

В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы:

Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:

Источник

Статья на тему «Формообразующие суффиксы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Пиратова Н.С., ГБОУ школа №552 Пушкинского района СПб,

учитель русского языка и литературы.

В процессе изучения раздела морфологии на этапе внедрения ФГОС наблюдаются некоторые противоречия, а именно отсутствие единства в определении некоторых морфем, таких как:

показатель инфинитива глаголы

сравнительные степени прилагательных

Данные противоречия создают трудности в вопросе преемственности между начальной и

средней ступенями образования. Особо остро вопрос стоит с показателем инфинитива.

Анализируя учебники для 5 классов, которые на данный момент используются в нашей школе, можно отметить следующее.

В учебнике Рыбченковой Л.М., Александровой. О.М. (Москва: Просвещение, 2014) говорится: «« Инфинитив можно распознать по типичным окончаниям ( -ть , -ти и нулевое окончание в глаголах на –чь). В глаголах с суффиксом инфинитива -чь пишется ь » (стр. 55).

В то же время в различных справочниках находим данные о неизменяемости инфинитива. Как известно, неизменяемые части речи не имеют окончаний.

В учебниках для 4 классов, где изучаются более подробные морфологические характеристики частей речи, мы находим единое мнение по данному вопросу.

В учебнике Т. Г. Рамзаевой для 4 класса (М.: Дрофа, 2009) говорится, что «… эти глаголы (неопределенной формы) имеют суффиксы –ть и –ти » (стр. 69)

В учебнике А. В. Поляковой для 4 класса: « Неопределенная форма (инфинитив) имеет суффикс –ть или –ти (решать, нести). Есть глаголы неопределенной формы на –чь (беречь) » (стр. 78).

В учебнике Р.Н. Бунеева и др. для 4 классов (М.: Баласс, 2004) есть утверждение, что «… ученые языковеды не пришли к единому мнению, что же такое –ть и –ти в неопределенной форме – суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные обозначения». И там же дается сноска: «В наших учебниках мы рассматриваем –ть и –ти как суффиксы неопределенной формы глагола (Авторы) »(стр. 126).

Получается, что учащиеся, переходя с начального звена в основную школу, встречаются с определенными трудностями при морфемном разборе инфинитива.

Но и тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу. К примеру, в учебнике Е. А. Быстровой (М.: Дрофа, 2011) для 5 классов школ с неродным языком обучения находим: « Часть слова без окончания – это основа слова. В основе заключено лексическое значение слова … Если слово не изменяется, то оно состоит только из основы ».

Здесь наблюдается явное противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы найдем указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: « Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие) ».

Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Они служат для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Формообразующий суффикс лишен главных свойств и признаков окончания.

И, в итоге, в пособии «Методика обучения русскому языку в национальной школе: 5 – 11 классы» (авт.: К.Ф. Федоров и др. – Якутск: Бичик, 2005) в статье К. Ф. Федорова «Глагол» раздела «Методика обучения морфологии» находим следующее: «… нужно позаботиться о пополнении запаса глаголов с суффиксом – ти и с основой на –чь… »

Исходя из всего вышесказанного, предлагаю своим коллегам немного скорректировать подачу данного материала:

В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие: формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова; формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении; к формообразующим суффиксам глагола относятся следующие:

Начинать морфемный разбор слова не с традиционного поиска окончания, а с определения части речи: следует объяснить учащимся, что неизменяемые слова не имеют окончаний.

При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова: основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса (понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс»).

В 5 классе, при подаче данного материала, обязательно указать на противоречия в этом вопросе и, желательно исследовательским методом, привести их к принятию той или иной точки зрения.

Все перечисленное позволит, по нашему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать противоречий и путаницы в данном вопросе, решит (частично) проблему преемственности, а также поможет приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 1999.

Баранов М. Т. И др. Русский язык: справ.материалы: учебн.пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4 класса. Под научной редакцией академика А. А. Леонтьева. – М.: Баласс. 2004.

Быстрова Е. А. и др. Русский язык. 5 кл.: учебник для образоват. учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. – М.: Дрофа, 2011.

Полякова А. В. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобраз.учреждений. – М.: Просвещение. 2009.

Рамзаева Т. Г. Русский язык: учеб. для 4 кл. – М.: Дрофа, 2009.

Розенталь Д. Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебн.пособие. – М.: Дрофа, 1996.

Розенталь Д.Э. Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Изд-во Московского университета, 1994.

Русский язык. Энциклопедия. (ред. Ю.Н. Караулов). Сер. «Большая Российская энциклопедия». – М.: Дрофа, 1997.

Степанова Л. С. Суффикс или окончание? // Русский язык. № 6/2001

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *