что такое формирующий опрос
Формирующий опрос
Формирующий опрос — форма агитации, замаскированная под социологический опрос общественного мнения. Основное отличие опросов от других форм воздействия — бóльшая интенсивность воздействия: избирателю не «просто попадается на глаза агитационный материал», а избирателя просят совершить некое действие, подумать над вопросом и дать ответ.
Главное при проведении формирующего опроса — «правильно» сформулированные вопросы: в самом вопросе уже должна быть «подсказка» избирателю. Вопросы формулируются «под» одну из задач воздействия:
Форма проведения опроса может быть самой различной: от поквартирного опроса до опроса на улице, на выходах из метро, магазинов и т. п.
Для того, чтобы формирующий опрос стал эффективным инструментом необходимо, чтобы число опрошенных составляло не менее трети всех избирателей округа, что многократно превосходит численность выборки «классического» социологического исследования.
Пример анкеты для формирующего опроса
Пример анкеты формирующего опроса
Пример флайера с итогами «формирующего» опроса. Распространяют после проведения опроса для закрепления эффекта
Флайер с результатами «формирующего» опроса. Распространяют после проведения опроса для закрепления эффекта
Секреты политкухни Кубани. Выпуск №1. Формирующие опросы
«Соцопрос» от кубанских коммунистов: обошлись без социологии
В преддверии выборов ИА «Ясно» начинает новый проект, посвященный секретам кухни политтехнологов. И в первом выпуске мы рассмотрим формирующие опросы на примере представленного на днях «соцопроса» от кубанских коммунистов.
Живой пример с кубанских выборов
Как сообщила пресс-служба кубанских коммунистов, результаты опроса Центра исследований политической культуры России были представлены 18 мая в Краснодарском горотделении КПРФ на пресс-конференция с участием депутата фракции КПРФ ГД ФСРФ Сергея Обухова и депутата Заксобрания края Сергея Лузинова. Кстати, ИА «Ясно» на мероприятие как обычно не пригласили.
Так называемый «Краснодарский мониторинг», по мнению коммунистов, продемонстрировал «устрашающую финансовую пропасть, ожидающую южную столицу в ближайшую пятилетку».
В ходе презентации результатов опроса Обухов заявил, что мэр Краснодара Владимир Евланов оставляет город в предбанкротном состоянии. «В ближайшее время я предвижу лихорадочные заимствования. Город закладывается ростовщикам», – цитирует пресс-служба Обухова. Депутат добавил, что если политика заимствований будет продолжаться в том же духе, то через 2-3 года городу грозит дефолт.
Политтехнологи и социологи ИА «Ясно» со скепсисом отнеслись к данным заявлениям, отметив, что едва ли представленное исследование действительно можно назвать «соцопросом».
«Судя по материалу на сайте КПРФ, соцопрос проводился Центром исследований политической культуры России. Я зашел на сайт этого Центра и в первом же абзаце прочел, что презентацию исследования провел замдиректор этой организации – Сергей Обухов. Дальше я могу уже не читать об этом исследовании. Потому что если бы этот Центр с замдиректором Обуховым провел исследование, например, в Самаре, да еще и не было бы выборов в Госдуму или других выборов, тогда я мог бы оценивать достоверность, валидность и объективность этого соцопроса. С учетом того, что сейчас выборы в Госдуму, а Обухов будет баллотироваться по Краснодару, то презентовать в Краснодаре во время собственной предвыборной кампании результаты исследования собственного социологического Центра некорректно, в моем понимании», – прокомментировал «Ясно» председатель комитета по вопросам местного самоуправления Законодательного Собрания Краснодарского края Николай Петропавловский.
Собеседник подчеркнул, что в настоящий момент замдиректор этого Центра Обухов в результатах исследования этого центра заинтересован, как лицо, намеренное баллотироваться в Госдуму по Краснодару и возглавляющее список КПРФ. «Поэтому дальнейшие данные используются только в политическом, а не социологическом контексте»,– заключил Петропавловский.
Аналогичное мнение разделяет руководитель Института изучения гражданского общества Краснодарского края Арам Айрапетян.
«Наш институт изучения гражданского общества прослеживает всю политическую конъюнктуру на территории Краснодарского края в целом. Данный опрос не является социологическим, на мой взгляд. Он, скорее, носит характер формирующего опроса, потому что там есть вопросы, которые фактически вынуждают людей сознательно и подсознательно участвовать в предварительных выборах. Считаю, что данного формата опросы до момента официального объявления избирательных кампаний, не могут носить никакой другой характер, кроме как «формирующего опроса». А это, на мой взгляд, как политолога и политтехнолога, не профессионально. Вывод: к социологии, как таковой, данный опрос не имеет никакого отношения», – прокомментировал для «Ясно» Айрапетян.
ИА «Ясно» удалось от своих инсайдеров узнать, как непосредственно проводился опрос. Делалось это по телефону, представлялись как «Центр опроса общественного мнения». От звонивших просили давать простые ответы.
Вот как примерно звучали вопросы:
1. В каком округе Краснодара вы проживаете?
2. Как вы относитесь к тому, что в Госдуму будут выдвигаться недостойные представители власти и администрации, которые себя скомпрометировали?
3. Как вы относитесь к тому, что именно член КПРФ Обухов будет достойно представлять край в Госдуме, а не мэр Евланов?
4. Как вы относитесь к тому, что губернатор собирается сместить мэра за неблаговидную деятельность его и его команды?
Что такое формирующий опрос и как работает эта технология манипуляции?
Для ответа на этот вопрос предоставим лучше слово мастерам политтехнологий. Представляем отрывок из книги Олега Матвейчева «Уши машут ослом»:
Можно и грубее: «Как вы считаете, что легче: критиковать или реально делать хоть что-то в сложных условиях?», или еще грубее: «Как вы считаете, то, что кандидат Иванов связан с известной криминальной группировкой, сильно подрывает его шансы на выборах?».
На «наводящий вопрос» невозможно получить иной ответ, кроме симулированного, то есть воспроизводящего сам вопрос. Вообще цель здесь не в ответе, а в том, чтобы человек услышал информацию в вопросе. Отвечающий на вопрос, хочет или не хочет, вынужден считаться с этой информацией».
ИА «Ясно» продолжает следить за разворачивающей кампанией и намерено разоблачать используемые манипуляции от разных кандидатов.
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в Фейсбуке и ВКонтакте, на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Формирующий (индуцирующий) опрос.
Формирующий (индуцирующий) опрос.
На «наводящий вопрос» невозможно получить иной ответ, кроме симулированного, то есть воспроизводящего сам вопрос. Вообще, цель здесь не в ответе, а в том, чтобы человек услышал информацию в вопросе. Отвечающий на вопрос, хочет или не хочет, вынужден считаться с этой информацией. Так или иначе, формирующими являются все вопросы. Правда, чаще социологи не ставят себе такой задачи. Но надо им напомнить, что социология замышлялась Контом как активная наука, а не просто пассивный регистратор информации. Нынешняя социология, правда, активна уже потому, что просто спрашивает, потому что надо заставлять давать массы хоть какие-нибудь ответы, хоть как-то определяться.
Формирующий опрос — противоположность прессинговой агитации. Агитатор не спрашивает, он, напротив, отвечает на вопрос, который ему не задавали. Он бестактен и неуместен. Он раздражает. Недаром исследования показывают, что самой ненавистной формой агитации является для людей агитация «от двери к двери». Сидишь дома, никого не трогаешь, починяешь примус. И вдруг — на тебе: «Здравствуйте! Мы пришли вам рассказать о нашем замечательном кандидате. » или «Здравствуйте! Мы представители российско-канадской фирмы. У нас сегодня рекламный день!»
Совсем другое дело — опрос. Тут никто не давит. Наоборот. К субъекту относятся чрезвычайно уважительно, как к эксперту. Его драгоценным мнением интересуются. В опросе респондент выступает не объектом, а субъектом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Опрос
Опрос Прочитав вопросы, впишите цифры на отведенные для этого места: 1. Мой текущий ежегодный доход составляет______________ 2. Для того чтобы я чувствовал себя счастливым, спокойным за свои финансы и не испытывал проблем и волнений, связанных с деньгами, мой ежегодный доход
Опрос
Опрос Если вы считаете поведение Бриттани иррациональным, то вспомните об автомобилях, отдыхающих в гаражах многих американцев. Подобно вещам, скупаемым Бриттани, 10 миллионов неиспользуемых машин представляют собой классический пример воздействия тайного языка денег.
Опрос
Опрос Перечислите пять вещей в вашей жизни, которые вы действительно цените. 1. __________________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________________ 3. __________________________________________________________________________ 4. __________________________________________________________________________ 5.
Опрос
Опрос В главе 1 я просил вас ответить на вопрос «Сколько денег мне нужно для полного счастья?». Сейчас я бы немного видоизменил его: «Какую максимально возможную сумму годового дохода я мог бы оправданно ожидать от себя?»Этот вопрос ни в коей мере не является сугубо
Опрос
Опрос Не раздумывайте долго над приведенным ниже вопросом: просто прочитайте его и напишите то, что сразу придет вам на ум. Какие три важнейших урока, связанных с деньгами, я получил за свою жизнь? а) _____________________________________________________________________ б)
Опрос: как работает ваше инвестиционное мышление?
Опрос: свойственно ли вам непреодолимое стремление к покупкам?
Опрос: свойственно ли вам непреодолимое стремление к покупкам? Даже те из нас, кто не вовлечен в полномасштабный цикл страсти к покупкам, временами обнаруживают склонность к подобным действиям. Постарайтесь определить, в какой степени вам присущи стереотипы поведения,
Опрос о долгах
Опрос о долгах Ответьте на каждый вопрос «да» или «нет», обведя кружком балл в соответствующей колонке. [Да] [Нет] 1. Склонны ли вы обычно погашать долги по кредитным картам минимально требуемыми суммами? [-5] [5] 2. Увеличиваются ли постепенно суммы вашей задолженности по
Опрос: являетесь ли вы трудоголиком?
Опрос: являетесь ли вы трудоголиком? Долгие часы работы, а также удовлетворение ее результатами еще не делают человека трудоголиком. Истинный трудоголик может не испытывать удовольствия от своей работы, но он вынужден работать: без этого он страдает не меньше, чем
Опрос: присуща ли вам склонность к меньшему?
Опрос: присуща ли вам склонность к меньшему? Поведение, формирующее зависимость, не всегда связано с понятием «большего»: оно может также выражаться в постоянном стремлении к меньшему. Обратной стороной медали пристрастия к деньгам является стремление к бедности —
Допрос или опрос?
Допрос или опрос? Если руководитель или сотрудники компании отвечают на все вопросы проверяющих — это еще одна серьезная ошибка. Нужно понимать, обязаны ли вы вообще давать показания. Не стоит путать допрос с опросом. Допрос проводят в рамках уголовного дела, а опрос —
Опрос клиентов
Опрос клиентов Недавно мы запустили курс для женщин. Может, кто-то его видел, он называется «Стройная фигура за 60 дней». Как ни странно, мы попали в точку. Мы спросили своих подписчиков, что им интересно, и увидели, что большинство наших тренингов – мужские, а женщины
Часть 2. «. Увидел. «
Трансформация пропаганды.
Формирующий (индуцирующий) опрос.
На «наводящий вопрос» невозможно получить иной ответ, кроме симулированного, то есть воспроизводящего сам вопрос. Вообще, цель здесь не в ответе, а в том, чтобы человек услышал информацию в вопросе. Отвечающий на вопрос, хочет или не хочет, вынужден считаться с этой информацией. Так или иначе, формирующими являются все вопросы. Правда, чаще социологи не ставят себе такой задачи. Но надо им напомнить, что социология замышлялась Контом как активная наука, а не просто пассивный регистратор информации. Нынешняя социология, правда, активна уже потому, что просто спрашивает, потому что надо заставлять давать массы хоть какие-нибудь ответы, хоть как-то определяться.
Формирующий опрос противоположность прессинговой агитации. Агитатор не спрашивает, он, напротив, отвечает на вопрос, который ему не задавали. Он бестактен и неуместен. Он раздражает. Недаром исследования показывают, что самой ненавистной формой агитации является для людей агитация «от двери к двери». Сидишь дома, никого не трогаешь, починяешь примус. И вдруг на тебе: «Здравствуйте! Мы пришли вам рассказать о нашем замечательном кандидате. » или «Здравствуйте! Мы представители российско-канадской фирмы. У нас сегодня рекламный день!»
Совсем другое дело опрос. Тут никто не давит. Наоборот. К субъекту относятся чрезвычайно уважительно, как к эксперту. Его драгоценным мнением интересуются. В опросе респондент выступает не объектом, а субъектом.
Читайте еще:
Примеры. Авторское свидетельство № 84355. Заготовку турбинного диска устанавливают на вращающийся поддон. Нагретая заготовка по мере охлаждения сжимается. Но центробежные силы (пока заготовка не потеряла пластичности) как бы отштамповывают заготовку. Когда же деталь остынет, в ней появятся.
96. Используйте советы для победы в период ухаживания (16-20), чтобы определить уровень зрелости вашего партнера
Из этих данных можно было бы сделать вывод, что таких детей, по-видимому, можно было оградить от стрессов и тяжелых переживаний для того, чтобы предотвратить развитие психоза. Однако это означало бы возможность взвалить вину на себя, особенно если ничего в этом направлении не было сделано. Для.
Раньше я играл в теннис, футбол, хоккей, занимался шахматами и картингом, и даже катался на горных лыжах! Но все закончилось, когда сын сломал компьютер…
8. Если теперь мы совершенно отрешимся от всякого, быть может возможного метафизического изыскания последней основы этого сострадания, из которого только и могут вытекать не-эгоистические поступки и будем рассматривать его с эмпирической точки зрения, просто как факт природы, то для каждого.
Сначала нужно выявить свои сверхценные идеи. Для этого служит такой простой инструмент, как Дневник самонаблюдений, куда по определенной форме записываются все ваши переживания [2].
Частота кадров это частота обновления изображения, представляющего собой каждый из кадров, в большинстве случаев стандартная для киносъемки частота 24 кадра в секунду. Иными словами на протяжении одной секунды телевизионный сигнал содержит всю информацию, необходимую для построения 24.
Целью этих “особых воображаемых конструкций” было добавление “глубины и силы” нашим концепциям реальности и, в конечном счете, исследование и раскрытие того, что Аристотель называл “формальными причинами”. “Формальная причина” явления определяет сущность его характера. Формальные причины.
Профессор Джеймс представил свою тему со свойственными ему остроумием и обаянием. Читая лекцию, он заметил, что маленькая пожилая леди была очень внимательна и, казалось, от души веселилась – он отметил, что она смеялась, когда больше никто этого не делал. Тем не менее, на первый взгляд, все шло.
— Надеюсь, вы не ушиблись? — сказал я по-английски, отступив в сторону, но все еще придерживая его за локоть секундой дольше, чем нужно было из простой вежливости. А потом снова двинулся в сторону отеля, а он так и стоял как вкопанный и смотрел мне в спину. Продолжать слежку было бессмысленно.
V. Эффективность психотропной терапии, использования анксиолитиков, антидепрессантов и нейролептиков.
Она была маленькой девочкой, которая ищет тепла и поддержки, но биологически откликается на взрослую сексуальность. Ее тело шло за сексуальным возбуждением отца, но было не способно сфокусировать это возбуждение в генитальное влечение.
8.4. Программирующий (формирующий) опрос
Формирующий опрос это технология, целью которой является изменение общественного мнения, а по форме проведения она максимально приближена (если точнее – замаскирована) под исследование – опрос общественного мнения.
Идея проведения формирующих опросов появилась в США в 1950-60 годах, когда социологи стали больше внимания уделять качественному составлению опросников. Они заметили, что иногда даже незначительные изменения в анкете – в формулировке вопросов, даже порядке их расположения, приводят к получению разных результатах. Это был первый шаг к изобретению формирующих опросов – стало ясно, что анкета влияет на получаемый результат. Вторым же шагом стали исследования социальных психологов, доказавшие, что человек, один раз высказав согласие с той или иной идеей, в дальнейшем стремится ее защищать; что человек, которого «заставили» (путем специальных формулировок вопросов) высказаться в поддержку какого-то кандидата или партии, становится более склонным к голосованию за него.
Итак, вкратце идея формирующего опроса в том, что мы составляем анкету так, чтобы человек высказал одобрение позиции нашей партии/кандидата, и затем он более склонен за него/нее голосовать.
В России программирующие опросы начали активно использоваться с 1998 года. На практике они не проводились на федеральном уроне пока ни разу, а на уровне регионов крайне редко, например, в Ленинградской области необходимо было оросить порядка 100 000 человек, для того чтобы технология сработала. Чаще всего эта технология применялась на выборах где до 100 000 избирателей.
Технология состоит из cледующих этапов:
— Разработка анкеты и апробация анкеты: если хотя бы 20% респондентов не поддаются воздействию анкеты, то её необходимо переделать.
— Маршрут. Маршруты бывают двух типов: точечные и репрезентативные. Точечный маршруты – опрос проводиться в конкретных населенных пунктах, избирательных участка там, где необходимо скорректировать общественное мнение.
— Форма опроса. Практикуется несколько форм опроса: личные и телефонные. Личные делятся на уличные и поквартирные. Наиболее опросы бывают личный (face to face), уличино-поквартирный. Совмещение уличной и поквартирной формы обусловлено тем, что в крупных населенных пунктах (преимущественно райцентрах) оптимально использовать поквартирную форму опроса, а в маленьких населенных пунктах наиболее эффективно проводить уличный опрос под контролем одного-двух супервайзеров, которые сопровождают бригаду интервьюеров.
— Легенда. Во-первых, интервьюеры, проводящие программирующий опрос не должны знать на кого они работают и кто заказчик. Даже если кто-то догадается необходимо не поощрять разговоры об этом. Это необходимо для того, чтобы прямых свидетельств о том, кто является фактическим заказчиком, не было. Пример легенды: «Региональная молодежная общественная организация г.Нска «Независимый Профсоюз Студентов» (НПС) решила провести социологический опрос с целью выяснить отношение жителей к структурам гражданского общества». Во-вторых, интервьюеры должны знать, кто бы их не спросил о том, сколько они получают их ответ – «Мы волонтеры и осуществляем свою деятельность на безвозмездной и добровольной основе». Легенда необходима для
— Набор людей. Для проведения формирующих опрос лучше набирать молодых людей с хорошо развитыми коммуникативными навыками, желательно девушек, в связи с тем, что люди гораздо охотнее им отвечают на вопросы и они выше порог прохождения защитных механизмов.
— Контроль. Контроль лучше осуществлять двух уровневый. Во-первых, в ходе опроса супервайзеры осуществляют визуальный контроль за тем, кого и как опрашивают интервьюеры (оптимально – это 2 супервайзера на группу интервьюеров, 10-15 человек), то есть таким образом контролируется факт опроса и корректность процедуры. Во-вторых, в конце анкеты есть адрес или телефон, по которому можно выборочно проверить анкеты интервьюера.
Формирующие опросы бывают двух типов:
— Директивный тип. При директивном типе вопросы в анкеты не дают свободы выбора опрашиваемому. Например:
Знаете ли Вы, что компания «Р…» построила за свой счет колокольню храма Всех русских святых в поселке С…?
Да, знаю что это сделал В…
Нет, раньше не знал что это сделал В…
Знаете ли Вы, что детскую площадку в центре поселка у здания администрации построила компания «Р…»?
Да, знаю что это сделал В…
Нет, раньше не знал что это сделал В…
Резонерский тип: При нем вопросы задаются максимально открыто так, что навести человека на раздумья.
Почему партия «Хххххххх» отобрала льготы у пенсионеров?______________________________________
Зачем партии «Ххххххх» было передавать на баланс жильцов, дома в которых не сделан обещанный государством капитальный ремонт?__________________
Формирующие опросы применяются на любом этапе кампании в следующих ситуациях.
1. При необходимости провести точечную агитацию в на участках или территориях, где сильны позиции другого кандидата. Следует опросить около 20% населения.
3. При потребности скорректировать общественное мнение относительно политика / партии. Необходимо опросить как минимум 10%.
4. При необходимости повышения рейтинга известности, политика / партии. Необходимо опросить как минимум 20%.