что такое формирование пула экспертов
Как сформировать вокруг проекта пул лидеров мнений и привлечь внимание аудитории без особых затрат
Сформировать вокруг себя облако лидеров мнений — задачка не из простых. Крупные государственные компании и предприятия могут тратить на это сотни тысяч рублей. Стартапы и малые компании не вкладывают ничего и остаются на периферии общественного мнения. Единственный спикер — их основатель или модный founder, на которого основной массе плевать, потому что он тупо один.
Все забывают, что мнение конкретного эксперта, опубликованное в нужную единицу времени, может определить судьбу проекта, решить вопрос выделения финансирования или вовсе его закрыть, скажем, за возбуждение вражды и разжигание межнациональной розни.
Некоторые государственные СМИ грешат подключением к эфиру всевозможных президентов ассоциаций, независимых экспертов, юристов и политологов, которые сидят на зарплате у субподрядчиков и в нужное время выходят в эфир через скайп.
RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.
Как сформировать пул экспертов вокруг своего бренда?
Тут есть три варианта:
Скажу сразу, что первый способ самый ненадежный. Вы организуете конференцию или форум, привлекаете умных спикеров и собираете с них контактные данные. Когда в публичное поле поступает запрос по вашей теме, вы обращаетесь к ним с просьбой выступить со своим мнением.
Вы не имеете права его навязать и тем более вручать методичку «Как правильно отвечать на вопросы», а лишь работаете коммуникатором конкретного эксперта со СМИ. Однако любое его высказывание будет способствовать тиражированию новости и привлечению к нему дополнительного внимания.
Такие экспертные речи зачастую негативны по отношению к ньюсмейкеру. Их комментарии используют в газетах «Коммерсант», «Ведомости», «Известия», когда нужно высказать другие точки зрения в противовес мнению главного спикера. Я сам этим неоднократно занимался пока писал заметки в «Коммерсанте».
Второй вариант — эффективный, но требует больших затрат. Его юзают крупные корпорации, а еще государственные СМИ. Нужно создать 5-7 «ручных» фиктивных общественных организаций, сделать им сайты и выделить «умных» экспертов, которые должны в нужное время подключаться к скайпу в прямом эфире.
Такая экспертная поддержка отличается низким качеством комментария, нелепой попыткой «эксперта-самодела» отработать зарплату. Если новость касается политических заходов с необходимым участием умной головы для критики других государств, то здесь как раз и принимают участие всевозможные политологи, президенты союзов, ассоциаций и прочих липовых организаций, которые имеют эффект преклонения только для региональных бабушек и дедушек. Если хотите увидеть пример, смело включайте эфир «России 24».
Третий вариант — наиболее распространенный, и он касается не только политики, но и представителей бизнеса. Часто используется в СМИ и телеграм-каналах и чем-то похож на работу с блогерами. Эксперт ведет собственную площадку, дает комментарии, но в нужный момент подключается к медиаполю, чтобы поддержать ваш бренд. Делает он это не напрямую, а между делом.
Так, например, действует Артемий Лебедев, когда высказывает свое мнение по делам Собянина, московского правительства и другим схожим темам. С такими экспертами можно договариваться на бартерные отношения, отдавать подряды, предоставлять возможности пиара и наделять их другими плюшками.
В каких условиях не обойтись без экспертного пула?
Скандалы, интриги, расследования, продажи крупных серьезных продуктов и лоббирование интересов — главные направления по использованию сторонних мнений. Первые три пункта относятся, скорее, к черному пиару, когда вам нельзя подставлять бренд под негативную повестку.
Однако в продажах и лобби экспертное мнение играет чуть ли не главную роль. Выпустить одну публикацию от себя похвально, но когда выпускаешь десять ссылок на, казалось бы, разные темы, которые в общей повестке формируют логичное мнение общественности — вот здесь уже PR правит миром.
Как манипулировать информационным фоном?
Предположим, что ваша компания — стартап по разработке электрозарядных станций, и вы, стало быть, готовитесь к привлечению инвестиций. Задача вашего пиарщика — изучить экспертное поле, выявить ключевых игроков, к которым прислушивается отрасль.
К примеру, Петр Шкуматов, журнал «За рулем», Ассоциация развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта. Вы знаете, что технологический потенциал вашего направления за рубежом имеет большие перспективы. К примеру, в Китае рынок электромобилей в десятки раз богаче, чем в России, даже с учетом госсубсидий.
Ваша задача — разогреть рынок и сделать вбросы:
Вбросы должны идти один за другим. Желательно их таргетировать на конкретных инвесторов в фейсбуке. Кстати, по мнению Михаила Зыгаря из книги «Вся кремлевская рать», именно таким способом Владимир Потанин и его приближенные убедили Владимира Путина проводить Олимпиаду в Сочи. Правда, инструменты использовались иные: рекламные щиты и радиопередачи.
Суть в том, что как только информационное поле будет разогрето тремя-четырьмя сотнями публикаций и парочкой выходов в топ «Яндекса», ваш стартап сами найдут инвесторы.
У меня, к примеру, на прошлом месте работы был случай, когда я за три дня популяризировал технологию, которой не существует, но о ее внедрении заговорили пять регионов, а Москва позвонила мне лично и попросила дать контакт разработчика. Разработчик, кстати, тоже нашелся. Хайп решил свое дело.
Однако параллельно у нас развивается другой стартап, который занимается созданием инфраструктуры для газомоторного топлива. Он, в свою очередь, делает другой вброс через свой экспертный пул, который рассказывает следующее:
Кто в итоге получит деньги — большой вопрос, однако в общей дискуссии подняли проблему зеленого транспорта, развитие которого в той или иной степени влияет на экологию. После таких жарких споров на арену можно выпускать отечественный аналог Греты Турнберг, ради которой все, собственно, и делали ранее.
Как выжать максимум из лояльного экспертного пула?
Фото в материале и на обложке: Unsplash
Взаимодействие со СМИ: формирование пула журналистов
Мне сложно представить Романа с пистолетом, но я отлично понимаю, о чем он говорит. Зачастую позиции PR-менеджеров в компаниях занимают вчерашние студенты. Что рождает две больших проблемы. Во-первых, они наполнены теоретическими университетскими знаниями, им сложно ориентироваться в бизнес процессах. Во-вторых, у них недостаточно времени выстраивать отношения с журналистами. Поэтому их действия напоминают набеги партизанских отрядов на товарные поезда через год после окончания войны. Бессмысленно и беспощадно.
Письма таких PR-специалистов часто отправляются в мусорную корзину, а их работа раскладывается по принципу Парето: 80% их действий оказывают абсолютно бесполезными. Как призналась мне главный редактор одного еженедельного делового журнала, «мы работаем с тремя типами компаний: нашими хорошими друзьями, рекламодателями и лидерами рынка». Если вы не можете быстро увеличить бюджет компании или поменять ее позиции на рынке, становитесь друзьями. Стройте отношения.
Заранее выстроенные взаимоотношения создают возможность для проактивных действий. Когда у вас назревает информационный повод, специалист может сразу сделать звонок лояльному и хорошо знакомому журналисту (даже в вечерний час), а не отправлять письмо по адресу info@ в надежде, что оно будет прочитано или звонить незнакомому человеку с длинными пояснениями, кто вы и откуда.
Требования к PR-специалисту
Прежде всего, PR-специалист должен соответствовать определенным профессиональным требованиям:
Не пытайтесь вскипятить океан
Создается впечатление, что многими PR-специалистами движет желание вскипятить океан, когда они пытаются работать с максимальным количеством СМИ. PR-специалист должен трезво понимать, какие цели достигает компания через сотрудничество с каждым конкретным изданием. Сотрудничать «для общего количества публикаций» непрофессионально.
Соответственно, внимание и время PR-специалиста должны быть посвящены ограниченному целевому пулу журналистов. Пул должен быть сформирован и согласован внутри компании. Единственной верной отправной точкой формирования пула является стратегическая маркетинговая классификация на целевые группы всех, с кем взаимодействует компания.
Пул может быть совершенно небольшим или включать в себя несколько сотен журналистов с разделением их по приоритетности. В обязательном порядке журналисты должны быть упорядочены в единую таблицу или внутреннюю CRM.
Так, например, пул локального московского адвокатского бюро может включать в себя журналистов из следующих СМИ: отраслевые издания, развивающие юридическую тематику, отраслевые СМИ, читаемые клиентами, деловая периодика, телерадиовещательные и Интернет СМИ. А пул международной юридической фирмы, кроме вышеперечисленных, должен ориентироваться на СМИ, которые читают ее партнеры, контрагенты, сотрудники и представители государственных органов. Таким образом, чем более разветвлен бизнес, тем шире должен быть пул.
Приоритетность выбора СМИ
При формировании пула СМИ PR-специалист должен преследовать следующие цели, расположенные в порядке приоритетности:
1. включить все СМИ, предпочитаемые топ-менеджментом клиентов (для получения такой информации необходимо провести соответствующие опросы, в этом деле могут помочь правильно выстроенные отношения с секретарями и ассистентами топ-менеджеров);
2. включить журналистов федеральных деловых СМИ, которые специализируются на тематике сопряженной с деятельностью компании (для этого стоит проанализировать материалы СМИ по темам и отметить журналистов, наиболее часто пишущих на соответствующие темы);
5. включить иностранные, прежде всего, англоязычные СМИ, которые пишут для экспатов и иностранцев, интересующихся бизнесом компании.
Ищем точки контакта
Я знаю несколько случаев, когда глубокие взаимоотношения с журналистом позволили избежать публикации некорректной статьи, которая обязательно повлекла бы за собой репутационный ущерб для компании. И много случаев, когда заранее выстроенные взаимоотношения позволяли представить компанию в публикации в значительно лучшем свете, чем это изначально подразумевалось.
Существует много способов, как знакомиться и развивать отношения с журналистами. Ниже я привожу совсем не исчерпывающий список вариантов знакомства.
1. Позвоните. Большинство моих собственных контактов со журналистами начиналось со звонка. Я просто набирал номер редакции и кратко излагал суть своего предложения. Далее, подкреплял отношения встречами, интересными информационными поводами или возможностью интервью с первыми лицами. Важно учитывать две вещи: во-первых, звонить не в последний момент, а заранее; во-вторых, звонить именно тому журналисту, который в редакции занимается интересующей вас тематикой.
2. Пригласить на обед. Или на завтрак. Узнайте человека поближе и заинтересуйте его. Возьмите с собой интересные материалы. Имейте в запасе несколько интересных для него предложений. Важные моменты здесь: во-первых, не злоупотребляйте временем собеседника; во-вторых, угостите его.
3. Встретить на конференции. Или напишите статью, или начните вести блог. Журналистам значительно легче будет понять, кто вы, если они уже где-то встречались с вашим именем. Кроме того, конференции сами по себе могут быть хорошей площадкой для знакомства.
6. Социальные сети. По большей части полезны для поддержания контакта, а не знакомства. Иначе, это будет навязчивым. Зато относительно уже знакомых вам журналистов социальные сети являют собой безальтернативный канал ценной информации об увлечениях, контактах и днях рождения.
7. Специальные ассоциации. В областях бизнеса, широко освещаемых в СМИ, где выделяются значительные бюджеты на PR, начинают формироваться ассоциации для взаимодействия журналистов с PR-специалистами. Так, например, в недвижимости уже несколько лет существует РЕПА, на базе которой в 2011-м году был составлен рейтинг журналистов с номинациями и награждениями.
Общаясь с журналистами важно помнить, что любые отношения строятся на личных предпочтениях. Поэтому не стоит навязывать свое общество тем, кому оно не интересно. Можно ограничиться исключительно деловыми контактами. Когда, наоборот, вы понимаете, что легко находите общий язык с журналистом, постарайтесь завязать с ним дружеские отношения. Это полезно для бизнеса и познавательно для вас.
Зачем Мишустину понадобился новый пул экспертов
Кабинет министров готовит реформу, которая полностью перестроит работу правительства с экспертным сообществом. Планируется создать управление экспертизы и планирования. Эта структура будет выстраивать работу с различными ассоциациями, общественниками, учеными, а также депутатами. Кто стоит за этим решением, и зачем Мишустину понадобилось менять работу с экспертами, выяснил «ФедералПресс».
Усилят эффективность
Кабинет министров планирует серьезно перенастроить механизм обратной связи по принимаемым решениям. Работу с экспертами ждет настоящая «перезагрузка» нынешней системы, которая сложилась в правительстве с конца девяностых. И сам экспертный совет при правительстве является лишь частью этого большого механизма работы министров с «внешним миром». Правда, порой экспертов привлекают уже тогда, когда решения приняты – для легитимности. «Работу с экспертами Мишустин хочет перестроить, чтобы усилить ее эффективность. Причем это решение продиктовано президентом страны. Экспертные советы будут усиливаться более доверенными людьми или теми, кто имеет допуск к секретности. Эти люди будут работать с «силовым» блоком правительства и прочими ведомствами с кодами секретности», – сообщил «ФедералПресс» источник, близкий к кабмину.
Кабмин раскрыл планы по продлению льготной ипотеки
По словам собеседника, принимающие «серьезные решения» лица обязаны в рамках режима секретности доносить информацию до экспертного сообщества. «Но если это поле экспертов сильно сужено, смысл работы с ними тоже теряется. Тут нужно переформатирование», – пояснил источник.
Доцент кафедры политологии и политического управления Школы политических исследований Института общественных наук РАНХиГС Михаил Мизулин считает, что нужен «совершенно другой уровень экспертизы». «Кроме того, есть решение Министерства труда и соцразвития по созданию единого реестра экспертов. Если ученые и другие эксперты не войдут в этот реестр, то они просто не будут экспертами органов власти. То есть человек уже должен пройти через определенную структуру органов власти, зарекомендовать себя заранее перед тем, как подавать документы в реестр», – сообщил политолог, добавив, что «вольница», когда экспертов брали «непонятно откуда», закончится, и произойдет систематизация работы.
Планы по развитию «Сириуса» не помещаются на столе Путина
Председатель правления ФоРГО Константин Костинполагает, что для этой систематизации нужно «выработать общие критерии для всех предполагаемых видов сотрудничества, внедрить проектный подход с четким описанием задач и ожидаемого результата, а также решить вопрос с финансированием». «Существующая на сегодняшний день практика конкурсных процедур и госконтрактов – очень громоздкая и затратная задача для большинства НКО и экспертных организаций», – написал Костин в телеграм-канале ФоРГО.
Как отметила заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике Екатерина Курбангалеева, необходимымо создание более прозрачной экспертной экосреды, возможно, при вице-премьерах или Госсовете. «Пусть она будет носить полузакрытый, но цифровой характер с возможностью доступа к экспертным материалам и оценкам, – считает Курбангалеева. – Нужно не только разрабатывать документы – законопроекты, инициативы – и проводить их экспертизу перед принятием, но и смотреть, какова их правоприменительная практика после принятия соответствующих законов и распоряжений. А это можно понять через взаимодействие с НКО и экспертами. Кроме того, следует учитывать то мнение и ту практику, которая сложилась в регионах, чтобы не было недопонимания и разных трактовок».
На совещании у Мишустина могут решить судьбу Русского острова
Политолог Анатолий Никифоров отметил, что на «самом верху» уже назрела необходимость активнее привлекать гражданское общество к более активному участию в принятии решений. «Да, раскрываться перед экспертным советом в своих решениях всем чиновникам будет сложно. Это ведь контроль за их действиями, а кому оно понравится. Но так делать придется», – отметил Никифоров.
Правда, какой получится система на практике, «остается догадываться», добавил эксперт.
Работают с серьезными
Использование обратной связи с гражданами для повышения эффективности и качества госуправления – общепризнанный подход в современных государствах. Как сообщил в Телеграм-канале ФоРГО глава фонда Константин Костин, привлекать для этих целей экспертное сообщество и институты гражданского общества – очевидный шаг. «В аппарате премьера Великобритании, например, для этих целей существует департамент третьего сектора, в США и странах Евросоюза есть советники по взаимодействию с гражданским обществом. Везде результаты этой работы разные: где-то правительствам действительно удается использовать потенциал третьего сектора, где-то это выхолащивается в малопродуктивный активизм», – сообщил Костин.
При этом в высших эшелонах власти сложилось определенное недопонимание, как работать с отдельными экспертными и общественными институтами. Источник «ФедералПресс», близкий к правительству РФ, сообщил, что некоторые общественные деятели воспринимаются сотрудниками кабмина как «заноза в пятке». «Многие руководители федерального уровня не довольны созданными экспертными советами и хотят их поменять. А в публичном поле это красиво «упакуют» в создание единого управления по работе с общественностью», – рассказал собеседник агентства.
Однако не все согласны с мнением, что некая проблема во взаимодействии между правительством и экспертным сообществом существует. Например, политолог Михаил Мизулин считает, что квалифицированные эксперты останутся и после переформатирования. «Чтобы быть экспертом органов власти, надо иметь соответствующий статус и профессиональные навыки, а не просто писать документы и гордиться собой. Это нормально, что правительство хочет упорядочить работу с ними», – подчеркнул Мизулин.
По мнениючлена Общественной палаты РФ Екатерины Курбангалеевой, существуют все механизмы для вовлечения экспертного сообщества и общественности в работу правительства РФ. Действуют правительственные комиссии, коллегии при вице-премьерах, общественные и экспертные советы при министерствах и ведомствах, куда попадают люди с компетенциями. Также активно в этом направлении работают Общественная палата России и сеть региональных общественных палат, СПЧ, заявлены рабочие группы при комиссиях при Госсовете. «Но работа эта не упорядочена и не систематизирована, – отметила Курбангалеева. – Ведомства варятся, каждое в своем соку, а потом выдают рекомендации, которые им выгодны на данный момент времени, а также оценки и цифры, которые комплиментарны».
Член Совета по правам человека при президенте РФ, адвокат Шота Горгадзе считает, что настоящие, а не «диванные» эксперты доносят свою позицию до органов власти без проблем. Он не исключает, что кому-то может быть «обидно, что конкретно его голос не услышали». Но в целом у экспертов «есть возможность высказывать разные мнения и давать заключения, которые не совпадут с мнением большинства».
Фото: Правительство РФ
Как быстро сформировать пул конкурентов и понять, что с этим делать
Сегодня разбираемся как с помощью современных методологий и фреймворков сделать маппинг конкурентной среды и сформулировать правильные выводы. Мы в Штурмовой пользуемся этими инструментами, когда работаем со стратегией для клиентов. Этот метод не панацея, но если он показался вам удобным, то используйте!
Итак, пришло время стратегии и планирования и вы задаетесь вопросом о трех сущностях: продукт, аудитория и конкуренция. Знать конкурентную среду вам важно, чтобы понять в каком векторе двигать развитие бизнеса: как коммуницировать с аудиторией, какую фин.модель использовать, как отстроить от конкурентов продукт внутри категории и сделать его уникальным.
1. Определите категорию вашего продукта.
Например, интернет-магазин нижнего белья. Кажется, что вашими конкурентами тогда становятся все интернет магазины нижнего белья в округе, а также интернет-магазины со схожим товаром, но это не совсем так, об этом чуть позже.
2. Распределите всех своих прямых конкурентов по карте Сенсидиам.
Карта Сенсидиам позволяет архитипировать все что угодно. Достаточно определить объект архитипирования и относительно чего мы будем составлять карту.
Карта состоит из восьми сегментов. Выше по карте будут располагаться архетипы стремящиеся к удовольствию, ниже – к рациональности. Чем левее, тем наши архетипы будут личными, чем правее – стремящиеся к социуму. Дальше легко разобраться по названиям сегментов. Например, владельцев Роллс Ройс или саму компанию можно отнести к сегменту Power.
В нашем случае мы выясняем отношение конкурентов относительно рынка интернет-магазинов нижнего белья. Какие-то магазины делают семейные «паки» и попадут в сегмент Conviviality, а другие продают только супер-качественные вещи и попадут в сегмент Security.
Распределив всех прямых конкурентов по карте, мы можем определить в какой сегмент стратегически важно и рационально попасть. Логично, если все ниши заняты сильными конкурентами и нас свободен только Vitality и там достаточна большая емкость аудитории, то нужно двигаться туда.
3. Сформулируйте «работу» по Jobs To Be Done
Когда пользователь покупает нижнее белье, то на самом деле он не покупает трусы, он покупает определенную пользу от трусов. Они ему нужны, чтобы удивить жену в спальне или, например, просто чтобы нравиться себе в зеркале. Определите на какую «работу» клиент нанимает ваш продукт.
Таким образом выполнять работу «удивить жену в спальне» могут не только интернет-магазины нижнего белья, но и система умного дома, которая продает, условно, специальный романтик-кит для спален.
4. Используйте 3 круга конкуренции, чтобы досоставить картину о конкурентной среде.
– Прямые. Итак, нам уже известен первый круг конкурентов – прямые. Они выполняют точно такую же работу как и мы, причем точно так же. Выпишем их.
– Непрямые. Эти ребята выполняют такую же работу, но по другому. Как в случае с удивлением жены и романтик-кита.
– Замещающие. Этот пул конкурентов выполняет работу, которая противоречит нашей. Если мы стремимся удивить жену, то замещающие конкуренты мотивируют пользователя наоборот сохранять спокойный семейные очаг.
Распределив все сегменты, выпишите себе отдельно чем ваш продукт лучше или хуже каждого из них. Все аргументы в сторону «лучше» подходят для трансляции на аудиторию в коммуникации, все что «хуже» – хорошие инсайты для развития продукта, используйте их, чтобы стать лучше.
04.10.2013: Рекомендации совета по науке при Минобрнауки по проведению экспертизы в рамках конкурсов по ФЦП
Основные участники
Министерство образования и науки. Формирует условия Конкурсов, утверждает состав Научного координационного совета (НКС) Федеральной целевой программы (ФЦП), назначает Конкурсные комиссии, Дирекцию и Экспертную организацию.
НКС принимает решения о победителях конкурсов по всем мероприятиям, опираясь на результаты экспертизы заявок, а также о целесообразности продолжения проектов по результатам экспертизы отчетов.
Конкурсные комиссии. Обеспечивают проведение конкурсных процедур по отдельным мероприятиям ФЦП.
Дирекция. Осуществляет организационно-техническое сопровождение конкурсов.
Экспертная организация. Осуществляет организационно-техническое обеспечение проведения экспертизы по существу.
Пул экспертов. Научное сообщество, из которого подбираются эксперты для проведения экспертизы по существу. Формируется экспертной организацией согласно требованиям, определенным Советом по науке. Число экспертов должно позволять проводить регулярную ротацию экспертов.
Совет по науке. Основной орган общественного контроля. Рассматривает все нормативные документы, которые необходимы для проведения Конкурсных процедур, участвует в формировании пула экспертов, выборочно рассматривает итоги Экспертизы, на основе чего дает рекомендации по совершенствованию нормативной документации и пула экспертов.
Основные принципы проведения экспертизы
Проведение конкурсов и научной экспертизы происходит открыто и прозрачно, что достигается использованием следующих принципов:
Виды экспертизы и роли участников
Первичную экспертизу документов на соответствие формальным требованиям (условиям конкурса, требованиям к отчетной документации…) обеспечивает Дирекция.
Экспертизу на повторяемость тематик обеспечивает Дирекция. В спорных и сложных случаях Дирекция обращается за помощью в соответствующую экспертную группу Совета по науке.
Экспертизу доступности выделения заявленных ресурсов для целей научного проекта обеспечивает Дирекция.
Оценку надежности заявителя, в том числе на основе данных предыдущих конкурсов, обеспечивает Дирекция.
Финансовую экспертизу заявки и отчетных материалов обеспечивает Дирекция.
Экспертизу по существу заявленных научных результатов технически организует Экспертная организация.
Требования к проведению экспертизы
Совет по науке определяет общие требования к проведению экспертизы экспертными организациями, вырабатывает критерии оценки заявок. Совет по науке формирует экспертные группы по направлениям науки (Note: сейчас их 12 согласно исходной установке Министерства, отнесение их полномочий к тем или иным областям знаний или технологическим направлениям будет определяться Советом), функционирующие на ротационной основе, в обязанности которых входит осуществление контроля за процедурой назначения экспертов и процедурой проведения экспертизы.
В том числе, Совет по науке утверждает следующие документы и осуществляет следующие функции:
Формирование и ведение Пула экспертов
Для проведения экспертизы по существу формируется Пул экспертов – список ученых и специалистов, которые могут быть привлечены к экспертизе.
Пул экспертов должен пополняться на регулярной основе, актуализация включенных в него экспертов производится каждые три года.
Требования к экспертам Пула экспертов определяются Советом по науке. При формировании пула экспертов в области гражданских исследований рекомендуется учитывать не только наличие ученой степени кандидата наук, доктора наук или PhD, полученную в одном из ведущих иностранных университетов, но и количество публикаций (общее и за последние 5 лет) в научных журналах, индексируемых Web of Science или MatSciNet, индекс цитирования (общий и за последние 5 лет), индекс Хирша. Соответствующие параметры определяются Советом по науке в зависимости от специфики направления.
Для экспертизы заявок и отчетов крупных комплексных проектов (Мероприятие 1.4) Экспертная организация формирует Пул зарубежных экспертов на основе тех же требований, что и Пул российских экспертов и разрабатывает процедуры их привлечения.
Экспертная организация заключает договор с экспертами Пула экспертов о проведении экспертизы. Договор включает в себя обязательство проводить экспертизу в рамках программы. В договоре обязательно оговариваются условия отказа от экспертизы, которые могут включать невозможность проведения экспертизы по объективным причинам (болезнь, командировка и т.п.), некомпетентность эксперта в теме проекта. Кроме того, каждый эксперт обязуется отказываться от экспертизы при возникновении конфликта интересов. Критерии возникновения ситуации конфликта интересов разрабатывает Совет по науке.
Пул экспертов структурируется по направлениям. Количество экспертов, задействованных по каждому направлению, регулируется в соответствии с количеством поданных заявок.
Экспертная организация
В роли экспертной организации может выступать любая организация, обеспечивающая выполнение требований к проведению экспертизы. Научно-координационный совет анализирует возможности экспертной организации обеспечить требования к проведению экспертизы и принимает решение о ее привлечении к организации проведения экспертизы по конкурсам программы.
Выбранная экспертная организация получает от Министерства образования и науки примерный план проведения конкурсных процедур на следующий год. На основе этой информации подбираются Кураторы по направлениям. Требования к Кураторам по направлениям определяются Советом по науке.
Персональный состав кураторов утверждается Советом по науке.
Куратор по направлению работает в тесном взаимодействии с экспертной группой Совета по науке по направлению.
Экспертная организация и Дирекция определяют регламент взаимодействия при проведении экспертизы.
Экспертная организация отвечает за техническую процедуру проведения экспертизы.
Контроль качества проведения экспертизы обеспечивает Совет по науке. Для обеспечения контроля качества Экспертная организация предоставляет Совету по науке исчерпывающую информацию о регламенте проведения экспертизы, экспертных заключениях по документам, раскрывает сведения о персональном составе экспертов, привлеченных для проведения конкурсов.
Совет по науке может поставить перед Минобрнауки вопрос об отказе от услуг Экспертной организации в случае ее неудовлетворительной работы.
Процедура экспертизы
Дирекция направляет документы на проведение экспертизы Экспертной организации.
Куратор по направлению с помощью информационной системы определяет список экспертов из Пула экспертов для проведения экспертизы. Кураторы по направлениям имеют право изменять список экспертов, подготовленный автоматически, однако каждое решение должно быть мотивировано (отказ выбранного эксперта от экспертизы заявки; ошибка электронной системы при определении соответствия научного направления заявки и специализации эксперта; вскрытие не зафиксированного в автоматическом режиме конфликта интересов и т.д.). Мотивировки замены эксперта должны храниться в системе в течение не менее 3 лет.
Экспертная организация обеспечивает первичную рассылку экспертам кратких сведений (название и аннотация), для получения согласия экспертов на проведение экспертизы.
В случае согласия, экспертная организация передает экспертам материалы для проведения экспертизы и обеспечивает контроль сроков подготовки ими заключения.
Куратор с помощью информационной системы обеспечивает сбор экспертных заключений и обобщение результатов экспертизы.
Результаты экспертизы обсуждаются на панели Конкурсной комиссии по данному направлению, которая и формирует финальный рейтинг поданных заявок.
Финальный рейтинг поданных заявок вместе с таблицей полученных ими баллов, передаются Дирекции. Дирекция передает результаты в НКС для принятия окончательного решения.
Информационно-техническое обеспечение экспертизы
Подача заявок на проведение экспертизы проводится через специализированную электронную систему, включающую информационно-программный комплекс для передачи документов Дирекцией на проведение экспертизы, проведения дистанционной экспертизы, подготовки экспертных заключений, передаче результатов экспертизы Дирекции. Данная система обеспечивает, в том числе:
Также данная система должна обеспечивать возможность автоматического контроля конфликта интересов. Система не должна направлять заявки экспертам, работающим в том же учреждении, что и заявитель, а также эксперту, который в течение последних 5 лет был соавтором заявителя (на основании представленной экспертом или заявителем информации о публикациях или по данным Web of Science или MatSciNet). Данная система должна обеспечивать рецензирование отчетов по отдельному проекту по возможности тем же составом экспертов, который рецензировал заявку по данному проекту.
При проведении массовых конкурсов (конкурсов, по итогам которых предполагается одновременное выделение 10 и более грантов) использование автоматизированного распределения заявок по экспертам является обязательным.
Информационная открытость Конкурса
На своем сайте Дирекция размещает информацию:
Вся информация размещается строго в машиночитаемом виде.
Контроль за проведением экспертизы
Конкурсная комиссия отвечает за выявления конфликтов интересов и случаев воздействия на Экспертов или Кураторов. НКС Федеральной целевой программы рассматривает поступившую информацию до проведения процедуры оценки заявок или отчетов. НКС Федеральной целевой программы предоставляет ежегодный доклад в Совет по науке, в котором, в частности, предлагает меры по усовершенствованию процедуры Конкурсов, повышению их прозрачности и открытости.