что такое форма собственности школы
ФОРМЫ И ВИДЫ СОБСТВЕННОСТИ в образовании
Субъектами частной собственности являются граждане и (или) юридические лица. Объектом частной собственности может быть любое имущество. В условиях рыночной экономики верхний предел частной собственности количественно не может быть ограничен.
В настоящее время многие экономисты подразделяют частную собственность на индивидуальную и коллективную.
Кооперативная собственность возникает в результате денежных и имущественных взносов лиц (членов кооператива), доходов, полученных от реализации продукции. Распределение дохода осуществляется в соответствии с паем и трудовым вкладом членов кооператива.
Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности государству. В Российской Федерации различают две формы государственной собственности :
– федеральная собственность ( собственность РФ в целом);
– собственность субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономных областей, автономных округов).
В Российской Федерации государственная собственность доминирует в таких отраслях, как энергетика, производство оборонной продукции, фундаментальная наука и др.
К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также муниципальным образованиям (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Субъектами муниципальной собственности являются органы местного самоуправления. К объектам собственности относятся средства местного бюджета, жилой фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, промышленные и иные предприятия, организации социальной среды и др.
Организационно-правовая форма образовательного учреждения
Организационно-правовая форма современного образовательного учреждения, определяет:
Просмотр содержимого документа
«Организационно-правовая форма образовательного учреждения»
Организационно-правовая форма образовательного учреждения
Характер деятельности современных школ зависит от многих факторов: региональных особенностей, локации, количества учащихся, интенсивности финансирования.
Важную роль играет и организационно-правовая форма образовательного учреждения, определяющая:
способ владения собственностью, имеющейся на балансе;
совокупность прав и обязательств, которые возлагаются на ОУ действующими законодательными нормами.
Долгое время правовой статус школ в РФ оставался стабильным, но изменение политики нашего государства в сфере образования и переосмысление социально-экономических ориентиров привели к необходимости изменения организационных форм школ.
Виды организационно-правовой формы образовательного учреждения
В соответствии с актуальными нормами право на предоставление образовательных услуг имеют организации, юрлица и индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуру лицензирования согласно со ст. 91 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Деятельность ОУ должна быть направлена исключительно на удовлетворение нематериальных потребностей широкого круга лиц, что реализуется через работу по двум направлениям — воспитание и обучение. Длительный период времени в РФ был признан только один вид организационно-правовой формы деятельности образовательного учреждения — некоммерческая организация.
С принятием Федерального закона № 175-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были узаконены новые организационные формы ОУ:
Государственные ОУ, лежащие в юрисдикции непосредственно РФ или субъектов РФ.
Муниципальные школы, учреждаемые муниципалитетом.
Частные ДОУ, ОУ, институты, управляемые юрлицами или гражданами.
Вид образовательной организации зависит от статуса учредителя.
Органы госвласти РФ, субъектов РФ.
Пребывает в собственности государства.
Осуществляется из госбюджета.
Органы местного самоуправления.
Находится в собственности муниципалитета.
Российские и иностранные объединения. Фонды, пребывающие в обшей и частной собственности.
Общественные и религиозные организации (обязательное условие — регистрация в нашей стране).
Граждане РФ, иностранные граждане, получившие статус индивидуального предпринимателя.
Находится во власти собственника.
Выделение денежных средств выполняется учредителем.
Дополнительные средства взимаются с учащихся в качестве платы за воспитательно-образовательные услуги.
Под данные правила формирования учредительного состава школ не подпадают такие типы образовательных организаций:
учреждения, реализующие программы военной подготовки — могут создаваться исключительно правительственными органами РФ;
учебно-воспитательные заведения закрытого типа, создаваемые для учащихся с нарушениями психического здоровья, чье поведение может нести угрозу здоровью и жизни других граждан, общественному порядку — могут учреждаться только госорганами исполнительной власти.
Школы уполномочены самостоятельно учреждать попечительский совет, создавать филиалы. Структурные отделения ОУ наделяются правомочиями, аналогичными правам и обязанностям учредителя, т.е. имеют право на осуществление воспитательно-образовательной деятельности. Отделения школы выступают на правах преемников учредителей, а руководители филиалов выполняют профессиональные обязанности на основании доверенностей, полученных от директора головной организации. В уставе последней должно приводится перечень филиалов, количество которых не сказывается на правовой форме учреждения.
Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений
Одной из главных тенденций последних лет в сфере образования стало появление разграничений между разными школами, не имеющими отличий по форме собственности. На фоне введения образовательных стандартов последнего поколения, активного развития ИКТ, участия в программах развития на получение грандов отдельные ОУ сумели перейти к более активной системе управления, что стало причиной для поиска экспертами отрасли возможности расширения их полномочий. В результате правовых разработок были выделены новые приоритетные организационно-правовые формы образовательных учреждений — автономные некоммерческие организации (АНО).
Тенденция к переходу на новые организационные типы ОУ вызвана потребностью введения инициатив в сферу обучения, обеспечения конкурентной среды, в условиях функционирования которой каждая школа будет вынуждена систематически пересматривать стандарты предоставляемых услуг и совершенствовать их.
Отличия АНО от государственных (муниципальных) школ несущественны:
АНО остаются учреждениями, а поэтому сохраняют право на получение полного или частичного финансирования от государства.
Право собственности данных ОУ не меняется (закрепляется за государством).
Передача имущества директорам АНО будет осуществляться на правах оперативного управления.
Вместе с тем предусмотрено, что автономная образовательная организация сможет самостоятельно распоряжаться недвижимостью и материально-технической базой, имеющейся на балансе, с согласия учредителя — передавать отдельные объекты учреждаемым юрлицам.
БОУ «Знаменская средняя школа»
Знаменского муниципального района Омской области
Home » Сведения об образовательной организации » Организационно – правовая форма образовательного учреждения.
Сведения об образовательной организации
администрирование
администрирование
Декабрь 2021Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Архивы
Организационно – правовая форма образовательного учреждения.
Организационно-правовая форма – муниципальное бюджетное учреждение.
Тип учреждения – общеобразовательное учреждение.
Вид учреждения – средняя общеобразовательная школа.
Школа является юридическим лицом, открывает лицевой и иные счета.
Школа обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами и имуществом, принадлежащим учредителю на правах собственности. Школа как юридическое лицо вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде. Школа имеет печати установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Права юридического лица у Школы в части ведения финансово – хозяйственной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента её регистрации.
Право на ведение Школой образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают с момента выдачи лицензии (разрешения).
Школа имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации с момента её государственной аккредитации, подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации.
Медицинское обслуживание обучающихся в Школе обеспечивается медицинским работником, который закреплён органом здравоохранения за Школой и наряду с администрацией и педагогическими работниками несёт ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Школа предоставляет соответствующее помещение для работы медицинского персонала.
Организация питания обучающихся возлагается на Школу
В Школе не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно – политических и религиозных движений и организаций.
Отличия автономного и бюджетного учреждения простыми словами
Действующее законодательство регламентирует работу разных видов государственных учреждений, среди которых стоит выделить бюджетные и автономные. Они отличаются определенными особенностями. В последнее время государство старается переводить бюджетные организации в автономные. Это обусловлено возможностью эффективного управления. Чтобы определить выгоду этого процесса, стоит понимать главные отличия автономных учреждений и бюджетных учреждений.
Разница между автономным и бюджетным учреждением
Такие учреждения отличаются определенными особенностями. При этом важно понимать, в чем заключаются отличия ГБУ от ГАУ, МБУ от МАУ, ГБУЗ от ГАУЗ. Ниже эти особенности определены простыми словами.
Обозначение и задачи
Бюджетным учреждением называют некоммерческую государственную или муниципальную организацию, которая создается с целью оказания услуг или выполнения работ в разных сферах. В эту категорию входят образовательные, спортивные, научные учреждения. Так, многие школы или вузы считаются бюджетными. Их финансовое обеспечение базируется на бюджетных средствах того или иного уровня.
Под автономным учреждением понимают некоммерческую компанию, учредителем которой становится государство или муниципальное образование. Главной задачей работы такого учреждения считается выполнение работ и оказание услуг в разных сферах.
Собственниками таких предприятий считаются Российская Федерация и муниципалитет. При этом автономная организация отличается от бюджетной уровнем независимости от государства. Также разница кроется в финансово-хозяйственной самостоятельности.
Система управления
По законам РФ, автономная организация непременно имеет коллегиальный орган – наблюдательный совет. Он контролирует работу руководителя и деятельность организации. К тому же такое учреждение не может иметь больше 1 учредителя.
Какие права и обязанности имеют учреждения
Объем прав относительно распоряжения имуществом у рассматриваемых учреждений совпадает. Однако автономной организации разрешается без согласия собственника распоряжаться недвижимостью, которая была куплена за собственные средства. Бюджетным организациям требуется получать согласие на распоряжение имуществом вне зависимости от источника поступления средств, используемых на его приобретение.
Особенности осуществления приносящей доход деятельности
Муниципальным и государственным организациям разрешается осуществлять деятельность, которая приносит доход только для достижения целей, поставленных на этапе их создания. Деятельность, которая приносит доход, должна им соответствовать. Ее требуется указывать в учредительной документации. Доходы, которые предприятие получает от своей деятельности, и имущество, приобретенное за счет таких средств, переходят в его распоряжение.
Нормативные акты
Деятельность государственных бюджетных организаций регламентируется Законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Определение автономного учреждения закреплено в Законе N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года.
Бухгалтерский учет
Эта сфера деятельности регламентируется Законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года. Бюджетные организации осуществляют операции с поступающими средствами через лицевые счета, которые отрываются в Федеральном казначействе. Также их допустимо открывать в финансовом органе субъекта РФ. Автономным учреждениям разрешается дополнительно открывать счета в кредитных организациях.
Различие в уплате налогов
К рассматриваемым учреждениям выдвигаются одинаковые требования в отношении налогообложения. При этом они платят следующие налоги:
Отличительной особенностью автономных организаций считается возможность перехода на упрощенную систему налогообложения. При этом для бюджетных учреждений она отсутствует.
Выгода и преимущества
Каждая из форм собственности характеризуется определенными особенностями. При этом автономные предприятия считаются более выгодными.
Автономного учреждения
К плюсам этой формы относят следующее:
Бюджетного
Несмотря на очевидные плюсы автономной формы, использовать ее могут далеко не все предприятия. Если сфера деятельности организации не входит в законодательно установленный перечень, переходить на автономную форму нельзя. При этом важно понимать, что финансово-хозяйственная самостоятельность бюджетных организаций сильно ограничена.
Методы определения учреждений
Для бюджетных и автономных организаций характерны определенные особенности. Чтобы определить, к какой форме собственности относится предприятие, рекомендуется внимательно изучить учредительную документацию.
Сравнительная таблица
Наиболее значимые отличия рассматриваемых форм собственности представлены в таблице:
Критерий | Автономные организации | Бюджетные организации |
Закон о государственных закупках | Разрешается работать по 223-ФЗ. | Требуется работать по 44-ФЗ. |
Получение займов и кредитов | Разрешается получать заемные средства. | Имеют законодательные ограничения на получение кредитов. |
Распоряжение имуществом | Способны самостоятельно распоряжаться недвижимостью, купленной за собственные средства. | Требуется получать согласие на пользование недвижимым имуществом, вне зависимости от источника средств для его приобретения. |
Расчетный счет | Разрешается открывать счета в кредитных компаниях. | Требуется обращаться по таким вопросам в казначейство. |
Налогообложение | Разрешается пользоваться упрощенной системой. | Нельзя применять упрощенную систему. |
Статья на тему «Организационно-правовая форма образовательного учреждения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Организационно-правовая форма образовательного учреждения
Характер деятельности современных школ зависит от многих факторов: региональных особенностей, локации, количества учащихся, интенсивности финансирования.
Важную роль играет и организационно-правовая форма образовательного учреждения, определяющая:
способ владения собственностью, имеющейся на балансе;
совокупность прав и обязательств, которые возлагаются на ОУ действующими законодательными нормами.
Долгое время правовой статус школ в РФ оставался стабильным, но изменение политики нашего государства в сфере образования и переосмысление социально-экономических ориентиров привели к необходимости изменения организационных форм школ.
Виды организационно-правовой формы образовательного учреждения
В соответствии с актуальными нормами право на предоставление образовательных услуг имеют организации, юрлица и индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуру лицензирования согласно со ст. 91 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Деятельность ОУ должна быть направлена исключительно на удовлетворение нематериальных потребностей широкого круга лиц, что реализуется через работу по двум направлениям — воспитание и обучение. Длительный период времени в РФ был признан только один вид организационно-правовой формы деятельности образовательного учреждения — некоммерческая организация.
С принятием Федерального закона № 175-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были узаконены новые организационные формы ОУ:
Государственные ОУ, лежащие в юрисдикции непосредственно РФ или субъектов РФ.
Муниципальные школы, учреждаемые муниципалитетом.
Частные ДОУ, ОУ, институты, управляемые юрлицами или гражданами.
Вид образовательной организации зависит от статуса учредителя.
Российские и иностранные объединения. Фонды, пребывающие в обшей и частной собственности.
Общественные и религиозные организации (обязательное условие — регистрация в нашей стране).
Граждане РФ, иностранные граждане, получившие статус индивидуального предпринимателя.
Находится во власти собственника.
Выделение денежных средств выполняется учредителем.
Дополнительные средства взимаются с учащихся в качестве платы за воспитательно-образовательные услуги.
Под данные правила формирования учредительного состава школ не подпадают такие типы образовательных организаций:
учреждения, реализующие программы военной подготовки — могут создаваться исключительно правительственными органами РФ;
учебно-воспитательные заведения закрытого типа, создаваемые для учащихся с нарушениями психического здоровья, чье поведение может нести угрозу здоровью и жизни других граждан, общественному порядку — могут учреждаться только госорганами исполнительной власти.
Школы уполномочены самостоятельно учреждать попечительский совет, создавать филиалы. Структурные отделения ОУ наделяются правомочиями, аналогичными правам и обязанностям учредителя, т.е. имеют право на осуществление воспитательно-образовательной деятельности. Отделения школы выступают на правах преемников учредителей, а руководители филиалов выполняют профессиональные обязанности на основании доверенностей, полученных от директора головной организации. В уставе последней должно приводится перечень филиалов, количество которых не сказывается на правовой форме учреждения.
Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений
Одной из главных тенденций последних лет в сфере образования стало появление разграничений между разными школами, не имеющими отличий по форме собственности. На фоне введения образовательных стандартов последнего поколения, активного развития ИКТ, участия в программах развития на получение грандов отдельные ОУ сумели перейти к более активной системе управления, что стало причиной для поиска экспертами отрасли возможности расширения их полномочий. В результате правовых разработок были выделены новые приоритетные организационно-правовые формы образовательных учреждений — автономные некоммерческие организации (АНО).
Тенденция к переходу на новые организационные типы ОУ вызвана потребностью введения инициатив в сферу обучения, обеспечения конкурентной среды, в условиях функционирования которой каждая школа будет вынуждена систематически пересматривать стандарты предоставляемых услуг и совершенствовать их.
Отличия АНО от государственных (муниципальных) школ несущественны:
АНО остаются учреждениями, а поэтому сохраняют право на получение полного или частичного финансирования от государства.
Право собственности данных ОУ не меняется (закрепляется за государством).
Передача имущества директорам АНО будет осуществляться на правах оперативного управления.
Вместе с тем предусмотрено, что автономная образовательная организация сможет самостоятельно распоряжаться недвижимостью и материально-технической базой, имеющейся на балансе, с согласия учредителя — передавать отдельные объекты учреждаемым юрлицам.
Не имеет право на принятие самостоятельных решений, касающихся распоряжения имуществом, переданным на баланс или приобретенным за счет целевого финансирования.
Имеет право распоряжаться доходами, которые поступают из внебюджетных источников, самостоятельно.
Имеет право распоряжаться имуществом, полученным от собственника или приобретенным за счет средств собственника.
Самостоятельно распоряжается остальным имуществом.
Имеет право на самостоятельное принятие решений, касающихся распоряжения имуществом.
АНО уполномочена передавать имущество учреждаемым юрлицам, заручившись согласием учредителя.
Орган, несущий ответственность за распоряжение имуществом
Уполномоченные органы госвласти.
Финансовый контроль осуществляет руководитель ОУ при согласии учредителя или самостоятельно.
При совершении сделок, касающихся особо ценной собственности, — наблюдательный совет школы.
Специально созданный исполнительный орган ОУ, руководствующийся в своей деятельности правилами расходования материальных средств, утверждаемыми управляющим советом школы.
Ограничения по распоряжению собственностью
Не определены действующей законодательной базой, могут утверждаться уставными документами.
Требуется распоряжение учредителя для выполнения следующих операций:
распоряжение собственностью, выделенной учредителем или приобретенной за счет целевого финансирования;
передача материального фонда или денежных средств в уставный капитал учреждаемых юрлиц.
Требуется распоряжение наблюдательного совета по таким вопросам:
участие в учреждении юрлиц;
совершение сделок с имуществом, распоряжение которым следует согласовать с собственником.
Функции по утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, утверждению порядка расходования средств, одобрению/неодобрению действий исполнительного органа школы по заключению сделок возлагаются на управляющий совет ОУ.
Ответственность по принятым обязательствам
В пределах имеющихся материальных ресурсов.
Несет ответственность за все имущество, за исключением собственности, выделенной учредителем или приобретенным за счет целевого финансирования.
Несет ответственность за все имущество, имеющееся на балансе.
Тип ответственности учредителя
Участие в деятельности других юрлиц
Уполномочены передавать части собственной материальной базы в уставной капитал юрлиц при согласии собственника.
Заручившись согласием собственника, имеет право выступать учредителем других юрлиц, направления деятельности которых соответствуют сфере целевой деятельности, при условии, что учредительская активность позволит повысить качество образовательных услуг.
Анализ новых организационно-правовых форм образовательных учреждений
Вопрос о характере полномочий АНО остается открытым. Эксперты отрасли образования расходятся во мнении, насколько правомерным является создание дополнительных организационных форм ОУ, разница в правовом статусе которых будет заключаться, вероятнее всего, в праве на распоряжение собственностью.
Анализ новых перспективных организационно-правовых форм образовательных учреждений показывает, что вероятнее всего могут быть предложено от трех до пяти видов АНО, характеристики которых представлены в таблице:
Возможные формы самостоятельных образовательных учреждений и степень их самостоятельности в управлении
Изменения, разрабатываемые к законодательству в сфере образования, позволяют сделать вывод, что оптимальным вариантом организации школ в скором времени станет форма ОУ, управление которой осуществляется строго в соответствии с указаниями собственника.
Имущество, имеющееся на балансе такой организации, может использоваться исключительно в соответствии с основными направлениями деятельности, а расходование поступающих финансовых активов — бюджетных и внебюджетных — выполняется согласно смете, опять же утвержденной учредителем.
Преимущество узаконивания АНО такого типа заключается в отсутствии необходимости для руководства ОУ возлагать на себя обязанности по принятию стратегически важных управленческих решений при значительном расширении функций собственника.