что такое фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика как средство развития интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями
Анна Владимировна Фоминцева
Фонетическая ритмика как средство развития интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями
Фонетическая ритмика КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ у детей с речевыми нарушениями
Аннотация: В статье представлен материал по использованию фонетической ритмики в логопедической работе у детей, имеющих общее недоразвитие речи. Направленная на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирования основных компонентов речи у дошкольников.
Цель: Развитие и коррекция речи у детей с нарушениями речи по средствам фонетической ритмики.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
• нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
• формирование умений изменять силу и высоту голоса,
• правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
• воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
• восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
• умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Работа над дыханием.
Работа над дыханием направлена на:
• нормализацию речевого дыхания;
• умение управлять своим голосом;
• выработку правильного, продолжительного выдоха;
• сохранение плавности речи и интонационной выразительности;
• условия поддержания нормальной громкости речи.
С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой).
Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.
Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох.
Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее.Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс;туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед;головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.
Затем в эту работу включаются фонационные упражнения.После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:
Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.
Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.
В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков.
Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов,составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):
папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_
Упражнения по изменению силы голоса.
Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.
Проговаривание с движениями:
1. Маленькие ножки — Руку опустить к полу, затем сразу же указать на свои ноги.
Идут по дорожке — Тихие шаги в круг.
БОЛЬШИЕ НОГИ — Руку поднять вверх и сразу же указать на свои ноги.
ИДУТ ПО ДОРОГЕ — Громкие шаги из круга.
Ходьба по кругу: тихие шаги сопровождаются проговариванием предложения тихим голосом, громкие шаги — громким голосом.
Дети стоят по кругу. Правая ладошка поднята ко рту.
Дети выполняют упражнение, изменяя силу голоса от громкого до тихого.
Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громким голосом, другая — тихим. Затем группы меняются местами.
3.В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко.
А мне в ответ: «Ау! Ау!» тихо.
Горе кричу: «Ау! Ау!» громко.
Гора в ответ: «Ау! Ау!» тихо.
Упражнения на изменения высоты голоса.
Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).
Дети стоят по кругу, руки опущены.
Делать легкие взмахи руками вправо-влево: бьют часы, бьют часы.
Поднять руки до уровня лба,сказать нараспев высоким голосом: динь.
Опустить руки до уровня подбородка, сказать нараспев, голосом средней тесситуры: дан.
Опустить руки до уровня груди,сказать нараспев голосом низкой тесситуры: дон.
Развитие темпо-ритмических способностей.
Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа.
• развитие чувства ритма;
• правильное воспроизведение ритмического рисунка слов;
• является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением;
• использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи.
Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.
На занятиях используются игры и упражнения «Радист», «Теремок», «Кто это?», отрабатываются различные задания по развитию ритмических способностей.
Дети стоят друг за другом, руки на плечах соседа. Учитель задает ритм и по цепочке дети передают этот ритм.
Обыгрывается игра теремок с героями сказки, но к словам добавляется ритм. У каждого героя свой ритм, ребенку нужно узнать по ритму кто пришел в теремок.
Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе.
1. Учитель размеренно, громко стучит в барабан,дети в такт ударов идут по кругу: па папа…
Учитель резко и громко ударяет в барабан,ученики останавливаются в такт удара и говорят: стоп!
2. Учитель быстро стучит в барабан,ученики в такт ударов бегут по кругу: папапа…
Учитель резко и громко ударяет в барабан,ученики в такт удара останавливаются: стоп!
3. Учитель поворачивается к ученикам спиной и отстукивает ритм в барабан.
Дети стоят по кругу друг за другом, руки за спиной.
1.Ходьба по кругу в медленном темпе: па папа (шаг — слог).
2.Прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: па-па-па (прыжок — слог).
3.Быстрые прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: папа, папа, папа (прыжок — два слога).
Стихотворение с движениями:
Кап капкап Капля — раз, капля — два. медленно,
кап капкап Капли медленно сперва: постепенно
кап-кап-кап кап-кап-кап-кап. убыстряя
кап-кап-кап Стали капли поспевать, до среднего
капля, капля,Капля каплю догонять: и быстрого
Нормализация произносительной стороны речи.
В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи:
• формирование и закрепление произносительных навыков;
• автоматизация приобретённых навыков;
• тренировка слухового восприятия.
Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных.
После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.
Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.
Конспект по развитию певческих навыков «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» Тема «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» Подготовительная к школе группа Цель: формирование.
Методическая разработка для развития интонационной выразительности речи «Игра-ходилка «Помоги Зайчонку» Методическая разработка для развития интонационной выразительности речи у дошкольников и младших школьников с ОНР Игра – ходилка «Помоги.
Презентация «Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений» Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач работы с дошкольниками на логопедической группе детского сада,.
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие интонационной выразительности речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка».
Консультация для педагогов «Словарные игры по развитию интонационной выразительности речи дошкольников» Основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок.
Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления с художественной литературой и развития выразительности речи МБДОУ№47 (корпус 1) «Театрально-игровая деятельность детей как средство ознакомления с художественной литературой и развития интонационной.
Важность развития мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной.
Проект «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников»
Елена Фокина
Проект «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников»
МБДОУ Детский сад № 1 с. Якшур-Бодья Удмуртская Республика
Автор: учитель- логопед Фокина Елена Анатольевна.
Проект «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников».
Многолетний опыт работы (25 лет) в группе компенсирующей направленности доказывает, что с каждым годом увеличивается число детей с тяжелыми формами нарушения речи. Большинство из них составляют дети – дизартрики, в последние годы увеличилось количество детей с 1 уровнем ОНР при моторной алалии.
У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения нескольких групп звуков. При поступлении в школу эти дети испытывают затруднения в овладении правильным чтением и грамотным письмом. Характерными являются ошибки звукового анализа: пропуск гласных букв, перестановка букв, не дописывание слов, а также ошибки фонематического восприятия: не различают твердые и мягкие согласные, происходит смешение звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных.
Поэтому педагогам, работающим с детьми с ОНР, следует уделить внимание формированию и совершенствованию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Кроме того, у таких детей наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушения дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, голос к концу фразы становится приглушенным, тусклым, дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, нарушается тембр голоса и модуляция. Речь таких детей невыразительная, нечёткая, малопонятная для окружающих людей.
Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.
Поиск новых, передовых технологий формирования правильной речи детей, повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности стимулировали разработку данного проекта.
После изучения научно-методической литературы по данной проблеме (Т. А. Власова, А. Н. Пфафенродт; Г. А. Волкова; Т. М. Грабенко; М. М. Кольцова; Н. Ю. Костылева; А. Я. Мухина; Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова) была выдвинута гипотеза: использование фонетической ритмики поможет достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Уже не один десяток лет эта система с успехом используется педагогами специальных школ и детских садов для детей с недостатками слуха и речи. Живой интерес к методике проявляют и воспитатели обычных детских садов, и учителя подготовительных и начальных классов.
Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.
При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой психики нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и в, первую очередь, для своевременного развития речи.
Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства.
Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макродвижениям нашего тела. Значит, движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются еще более двигательными и веселыми.
Мобилизуются подражательные способности детей, ведь они должны повторить движение за взрослым. Но главное, в единстве работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы, в конечном итоге произношение улучшается. В дальнейшем, когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно.
Таким образом, речь рождается из движения. Для слышащего ребенка лепет, гуление являются видом двигательных упражнений, в которых выражается коммуникативная функция. Маленький ребенок произносит слоги и шумы, двигая (ритмически) стопами, руками, ногами. Первые речевые упражнения являются двигательными, сопровождающиеся удовольствием ребенка, основного условия для овладения речью.
Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. Многократное повторение упражнений делает движения более чёткими и точными, в том числе и движения органов артикуляции.
Таким образом, основные задачи деятельности с использованием фонетической ритмики это:
1. Соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
2. Способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной;
3. Развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Актуальность данной проблемы подвела учителя-логопеда Фокину Е. А. к необходимости разработать проект «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников».
Содержание проекта: использование упражнений фонетической ритмики в работе с детьми логопедической группы.
Задачи проекта:
— Повысить уровень знаний педагогов ДОУ об использовании упражнений фонетической ритмики в развитии речи детей с ОНР, и внедрить их в НОД и в различные режимные моменты.
— Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием упражнений фонетической ритмики в играх и специальных упражнениях.
Ожидаемые результаты проекта:
Упражнения с использованием технологии фонетической ритмики помогут более эффективно преодолеть речевые нарушения, улучшить соматическое состояние детей.
Паспорт проекта:
По характеру охвата – фронтальный и индивидуальный
Участники проекта – дети, учитель-логопед, воспитатели группы компенсирующей направленности
Рабочий план реализации проекта
Знакомство педагогов, работающих в группе компенсирующей направленности с содержанием, значением и методикой проведения фонетической ритмики.
В 1983 году Т. М. Власова и А. Н. Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика». В логопедическом «арсенале» этот метод появился относительно недавно и вызывает всё возрастающий интерес у логопедов-практиков. Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.
Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. Поэтому фонетическая ритмика может быть востребована, не только как метод коррекции звукопроизношения, но попутно «идёт» и коррекция просодики и дыхания.
Рекомендации к проведению фонетической ритмики.
1. Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике должны рассматриваться как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков.
2. Прежде чем начинать выполнять движения с одновременным проговариванием речевого материала, необходимо научиться, правильно дышать.
Положить руки на область диафрагмы. Сделать вдох через нос (брюшная
стенка при этом выпячивается вперед, затем выдох через рот (диафрагма
при этом втягивается). (Положить руки на область диафрагмы. Вдох — через нос, на выдохе произносим звук А (или любой другой, в зависимости от того, какой звук отрабатывается).
3. Движения, которые выполняются на занятии, предварительно не заучиваются, а выполняются по подражанию.
4. Фонетическая ритмика всегда проводится стоя, дети вместе с педагогом стоят по кругу, расстояние от педагога до ребенка не менее 2,5 метров, чтобы ребенок видел педагога целиком. Ребенок должен смотреть в лицо педагогу. Дети вместе с педагогом двигаются и проговаривают речевой материал синхронно.
5. На фонетической ритмике должен использоваться наглядный показ и многократные повторения, которые стимулируют ребенка к правильному подражанию.
6. Упражнения проводятся 2 – 3 минуты. Движения повторяются несколько раз (2 – 5 раз).
7. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.
8. Если в ходе занятия у некоторых детей не получаются отдельные элементы ритмики, то рекомендуется работу над этими элементами переносить на индивидуальные занятия.
9. Не следует фиксировать внимание ребенка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Активно используйте несловесные формы поощрения и поддержки – улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребенка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие руки и др.
10. На каждом занятии педагог должен чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные и т. д. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и двигательная активность детей, улучшается настроение.
Педагогу, проводящему фонетическую ритмику, рекомендуется научить детей элементам концентрации и саморасслабления при выполнении тех или иных упражнений.
11. Обязательным компонентом каждого занятия должны являться двигательные упражнения, которые развивают чувство ритма и темпа произношения.
12. Занятия по фонетической ритмике необходимо проводить педагогу, который сам правильно и красиво выполняет движения тела, рук, ног, головы. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
Основной этап
Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, А. Я. Мухина рекомендуют начинать работу с гласных звуков.
Движения характеризуются тремя основными элементами:
Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным (гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, й, и йотированные гласные).
Й – пальцы рук находятся на уровне рта. Резким движением руки разводим в стороны, одновременно губы растягиваем в улыбке, далее движение со звука Й переходит в движение на звук А Й___А. Постепенно пауза между звуками сокращается и затем следует краткое, быстрое, резкое движение на звук Я: Й___А; Й___А; Й___А; Й__А; Й_А; ЙА и т. д. с остальными йотированными гласными.
Произнесение йотированных гласных необходимо начинать с повторения сочетаний гласных ИА, ИЭ, ИО, ИУ, для чего движение на звук И переходит в движение на звук А, затем следует движение на звук Я и т. д.
Йотированные гласные отрабатываются только в начале слогов и слов и после гласных 1 ряда.
С точки зрения фонетической ритмики все глухие звуки произносятся с напряжением, звонкие произносятся расслабленно.
С детьми дошкольного возраста согласные звуки отрабатываются только с гласными первого ряда и звуком И.
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):
1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р.
2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.
3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.
На начальных этапах не все дети справлялись с заданиями. Даже после разъяснений и неоднократного показа (Ваня – 2 уровень ОНР у ребенка с моторной алалией, Алиса, Настя – ОНР 2 уровня с дизартрией) не могли достаточно «чисто» повторить движения с проговариванием. В этих случаях использовалась сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой педагог на индивидуальных занятиях «водил» руками самих детей. Логопед и ребенок становились лицом друг к другу, чтобы ребенок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направлял руки ребенка в соответствии с проговариваемыми звуками. Такой вариант фонетической ритмики помогал детям почувствовать «характер» звуков и их последовательность.
Фонетическая ритмика проводилась как самостоятельное занятие в индивидуальной и групповой форме. Кроме того, некоторые игровые упражнения с удовольствием дети выполняли (например, отдельные стихотворные тексты в сопровождении движений) в качестве весёлых динамических пауз на различных занятиях, проводимых воспитателями, а также в различные режимные моменты.
Предлагаемый практический материал может быть использован не только в логопедических группах и логопунктах ДОУ, но и поможет детям старшего дошкольного возраста при подготовке обучению грамоте в общеобразовательных группах.
Заключительный этап.
Регулярное проведение фонетической ритмики в НОД педагогов и во время режимных моментов (после дневного сна, перед занятиями по заданию логопеда во второй половине дня) показало, что:
1. У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика
и координация движений;
2. Улучшается фонематический слух, создается база для успешного
овладения звуковым анализом и синтезом.
3. Нормализуется речевое дыхание;
4. Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
5. Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
6. Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию
некоторые из отсутствующих звуков, создаётся база для успешной
постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации
7. Фонетическая ритмика является одним из способов коррекции нарушений
слоговой структуры слов.
8. Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков
самоконтроля. Нередко приходится автоматизировать два, а то и три звука.
При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, дети,
руководимые учителем-логопедом, сопровождают произнесение
проблемных звуков движениями фонетической ритмики.
Исходя из анализа полученных результатов на заключительном этапе проекта, можно сделать следующие выводы: у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в результате реализации проекта «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников» значительно повысился уровень коррекции звукопроизношения, сформированности фонематических и психических процессов.
Коррекция звукопроизношения: количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 89 %; с низким и средним уровнем развития дети отсутствуют.
Фонематические процессы: количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 67 %; детей с низкими показателями развития нет.
Психические процессы: число детей с высоким уровнем развития увеличилось на 78%, детей с низкими и средними показателями нет.
Все это позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т. е. использование фонетической ритмики в деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР является одним из эффективных способов развития и коррекции речевых нарушений и неречевых психических процессов.
1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений— М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002