что такое фонд оценочных средств в вузе

Оренбургский государственный университет

1.1 Настоящее Положение устанавливает требования к структуре, содержанию и оформлению, а также порядок разработки, утверждения и хранения оценочных материалов (фондов оценочных средств) по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Оренбургский государственный университет» (далее — университет).

1.2 Положение об оценочных материалах (фондах оценочных средств) (далее — Положение) разработано в соответствии с:

1.3 Оценочные материалы создаются в виде фондов оценочных средств (далее ФОС). ФОС включают в себя:

1.4 ФОС должен формироваться на ключевых принципах оценивания: валидности, надежности, объективности.

1.5 Настоящее Положение подлежит применению всеми учебными подразделениями университета, обеспечивающими реализацию образовательных программ высшего образования (далее — ОП ВО) — программ бакалавриата, программ специалитета и программ магистратуры.

2 Основные термины и определения

Фонд оценочных средств — совокупность оценочных материалов, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения уровня достижения обучающимся установленных результатов обучения.

Уровни сформированности компетенций — это планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике — знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Этапы формирования компетенций:

Оценочное средство — варьирующаяся по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, в ходе выполнения которой испытуемый совершает конкретные действия, позволяет определить уровень сформированности компетенции. В качестве оценочных средств могут выступать разноуровневые задачи и задания.

Виды оценочных средств по уровню сложности:

3 Требования к структуре, содержанию и оформлению ФОС

3.1 При формировании ФОС должно быть обеспечено его соответствие:

3.2 ФОС предназначен для оценивания запланированных результатов обучения (знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, практического опыта) обучающихся и позволяет определить соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы (компетенциям выпускников, установленных ФГОС ВО и компетенциям выпускников, установленных университетом (в случае установления таких компетенций).

3.3 ФОС для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) (пример макета — Приложение 1), практике (пример макета — Приложение 2), включает:

3.3.1 перечень компетенций с указанием этапа их формирования в процессе освоения образовательной программы;

3.3.2 описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

3.3.3 типовые контрольные задания и (или) иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) или практике;

3.3.4 процедуру оценивания результатов освоения дисциплины (модуля), результатов обучения по практике.

3.4 ФОС для государственной итоговой аттестации (пример макета Приложение 3) включает:

3.4.1 перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;

3.4.2 описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;

3.4.3 типовые задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы.

3.4.4 процедуру оценивания результатов освоения образовательной программы.

3.5 В состав ФОС могут входить следующие виды оценочных материалов: тестовые задания по дисциплине, перечень тем рефератов, перечень вопросов к экзамену/зачету (дифференцированному зачету), перечень методов интерактивного обучения (деловые/ролевые игры, задачи по анализу конкретных ситуаций и т. д.), перечень тем курсовых работ (курсовых проектов), задания для контрольных работ, расчетно — графические задания, перечень тем научно — исследовательской работы студентов, перечень заданий/ вопросов для выполнения индивидуальных заданий по практике, перечень тем выпускных квалификационных работ, иные оценочные средства.

3.6 Оценочные средства могут быть разделены на следующие блоки с учетом этапов формирования компетенций.

Начальный этап формирования компетенции(ий) — включает оценочные средства блока А, В, С.

Блок А. Оценочными средствами для диагностирования уровня сформированности компетенции — «знать» могут быть: тестовые задания по дисциплине; вопросы для устного собеседования (опрос, коллоквиум, рубежный контроль) и др. При наличии разработанного фонда тестовых заданий по дисциплине вместо тестовых заданий приводятся его регистрационные данные.

Блок В. Оценочными средствами для диагностирования уровня сформированности компетенции — «уметь» могут быть: тематические практические задания (работы), письменные работы: расчетно-графические задания, расчетно-проектные работы, лабораторные работы, рефераты; типовые задачи, задачи по анализу конкретных ситуаций и др. При наличии опубликованных методических указаний по выполнению соответствующих видов работ расчетно-графических заданий, лабораторных работ и т. д. приводятся их библиографические данные.

Блок С. Оценочными средствами для диагностирования уровня сформированности компетенции — «владеть» могут выступать: комплексные практические задания (работы), выполнение и защита курсовых работ/проектов, контрольных работ, индивидуальные творческие задания (индивидуальные задания), перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, кейс — стади, деловые/ролевые игры, научно-исследовательские работы, практико-ориентированные задания и др. При наличии опубликованных методических указаний по выполнению указанных видов работ приводятся их библиографические данные.

Базовый этап формирования компетенции(ий) — включает оценочные средства блока D.

Блок D. Оценочными средствами, используемыми в рамках промежуточной аттестации обучающихся, проводимой в форме экзамена или зачетa являются экзаменационные вопросы (вопросы к зачету) и (или) задания.

3.7 Процедура оценивания результатов освоения дисциплины (модуля) указывается в зависимости от формы контроля, выносимой на промежуточную аттестацию и применяемых образовательных технологий.

4 Порядок разработки и утверждения ФОС

4.1 ФОС разрабатывается по каждой дисциплине (модулю) и практике, закрепленными за кафедрой. Если в рамках направления подготовки (специальности) для различных профилей, специализаций преподается одна и та же дисциплина (модуль) с одинаковыми требованиями к ее содержанию и результатом освоения, то по ней создается единый ФОС.

Целесообразность разработки единого ФОС по одноименной дисциплине (модулю) для различных направлений подготовки (специальностей) определяется решением кафедры, обеспечивающей преподавание данной дисциплины (модуля).

4.2 Ответственным исполнителем разработки ФОС является заведующий кафедрой, за которой закреплена данная дисциплина (модуль) и (или) практика.

4.3 Ответственным исполнителем разработки ФОС для государственной итоговой аттестации является заведующий выпускающей кафедрой.

4.4 Непосредственный исполнитель разработки фонда оценочных средств назначается заведующим кафедрой из числа ведущих преподавателей кафедры. ФОС может разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой. ФОС может разрабатываться и формироваться творческим коллективом в соавторстве. Разработчик(и) ФОС несут ответственность за качество разработки, правильность составления и оформления ФОС.

4.5 ФОС фиксируются на бумажных и электронных носителях и входят в состав ОП ВО. ФОС рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплин (модулей) и организацию практик.

4.6 ФОС ОП ВО формируется из ФОС по дисциплинам (модулям), практикам и ФОС для ГИА.

4.7 ФОС по дисциплине (модулю), практикам и ГИА подлежит обновлению по мере необходимости с учетом развития науки, образования, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы до начала учебного года. Разработка новых ФОС в обязательном порядке производится при утверждении новых ФГОС ВО, при утверждении нового учебного плана по направлению подготовки (специальности), новой рабочей программы дисциплины (модуля) / программы практики / программы ГИА.

4.8 ФОСы размещаются в электронной информационно-образовательной среде университета. Кафедра, являющаяся разработчиком ФОС вносит электронные версии документов в базу данных информационно-аналитической системы университета и несет ответственность за соответствие печатного варианта документов их электронным аналогам, размещенным в базе данных информационно-аналитической системы университета.

4.9 При разработке ФОС для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в состав ФОС (при необходимости) включаются адаптивные оценочные средства и методические материалы, учитывающие особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся.

5 Порядок утверждения и изменения настоящего Положения

5.1 Настоящее Положение, а также вносимые в него изменения утверждаются решением ученого совета университета.

Источник

Методические рекомендации по формированию фонда оценочных средств

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

по формированию Фонда оценочных средств

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи преподавателям ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум» при разработке фонда оценочных средств по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю.

Организация– разработчик ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

Разработчик: Дмитренко Римма Фёдоровна – методист техникума.

Рассмотрены на заседании Методического совета

Протокол №____от «___»__________2019г.

Председатель ЦМК «ОГСЭ, ОПД, ЕН»________________Дмитренко Р.Ф.

Сестринское дело, Лечебное дело_____________________Чудинова М.П.

Зам.директора по УВР____________________________Гильмиярова А.Н.

Оглавление

Введение

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, реализующих основные профессиональнее образовательные программы, раскрывают общие подходы к процессу формирования фондов оценочных средств по специальностям среднего профессионального образования.

Методические рекомендации определяют содержание и информацию о структуре, порядке формирования и оформления фондов оценочных средств. В приложениях приведены примеры оформления контрольно-измерительных материалов, контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине.

условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов контроль и оценка персональных достижений обучающихся становятся важным этапом образовательного процесса.

соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей программы подготовки специалистов среднего звена создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные общие и профессиональные компетенции.

Методические рекомендации по разработке фондов оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся разработаны в соответствии с:

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ст. 58, ст. 59).

Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06. 2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

Федеральными государственными образовательными стандартами среднего специального образования по специальностям:

— 34.02.01 Сестринское дело (Приказ об утверждении ФГОС от 12.05. 2014 № 502);

— 31.02.01 Лечебное дело (Приказ об утверждении ФГОС от 12.05. 2014 № 514).

Положением о формировании Фонда оценочных средств в ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум» (протокол № 2 от 08.10.2019г.)

Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

ФОС – это комплект методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций, оценивания знаний, умений, владений обучающихся на разных стадиях обучения, а также выпускников техникума на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего федерального государственного образовательного стандарта по завершению освоения образовательной программы.

Настоящие методические рекомендации устанавливают структуру и порядок разработки, рекомендации к содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фондов оценочных средств. Фонды оценочных средств являются составной частью основной профессиональной образовательной программы по соответствующей специальности.

Фонды оценочных средств включают в себя контрольно-измерительные материалы для оценивания знаний, умений по общеобразовательной подготовке и контрольно-оценочные средства для оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций по профессиональной подготовке.

предлагаемых методических рекомендациях рассматриваются фонды оценочных средств для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по курсу дисциплины, МДК, учебной практики по индивидуальной инициативе преподавателя.

Виды текущего контроля: входной, оперативный и рубежный.

Входной контроль проводится в начале изучения дисциплины, междисциплинарного курса с целью выстраивания индивидуальной траектории обучения на основе контроля их знаний.

Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения программ дисциплин, МДК, ПМ, общих и профессиональных компетенций, а также стимулирования учебной работы обучающихся, мониторинга результатов образовательной деятельности, подготовки к промежуточной аттестации.

Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению учебной дисциплины или междисциплинарного курса и проводится с целью комплексной оценки уровня освоения программного материала.

Основные формы: устный опрос, письменные задания, контрольные работы, лабораторные и практические работы.

Промежуточная аттестация проводится с целью оценки качества и степени сформированности профессиональных и общих компетенций обучающимися по: учебной дисциплине, МДК, учебной практике, производственной практике, ПМ.

Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу осуществляется в рамках завершения изучения данной дисциплины, междисциплинарного курса и позволяет определить качество и уровень ее (его) освоения. Предметом оценки освоения МДК являются умения и знания.

Промежуточная аттестация обучающихся по учебной и производственной практикам осуществляется в рамках учебной и производственной практик. Предметом оценки по учебной и производственной практике обязательно являются дидактические единицы «иметь практический опыт» и «уметь». В отдельных случаях по итогам производственной практики (чаще) и учебной (реже) возможна проверка сформированности профессиональных и общих компетенций.

Промежуточная аттестация обучающихся по профессиональному модулю в целом осуществляется в форме экзамена (квалификационного) и позволяет определить готовность к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности и обеспечивающих его профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций, предусмотренных для ОПОП СПО – ППССЗ в целом.

Основные формы: зачет, дифференцированный зачет, экзамен, квалификационный экзамен.

Промежуточная аттестация обучающихся по профессиональному модулю в целом осуществляется в форме экзамена (квалификационного) и позволяет определить готовность к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности и обеспечивающих его профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций, предусмотренных для ОПОП в целом.

СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ГИА – государственная итоговая аттестации

ЕН – математический и общий естественнонаучный цикл

КИМ – контрольно-измерительные материалы

КОС – контрольно-оценочные средства

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа

ОД – общеобразовательные дисциплины

ОК – общие компетенции

ОГСЭ – общий гуманитарный и социально-экономический цикл

ОП – общий профессиональный цикл

ОПД – общепрофессиональные дисциплины

ПМ – профессиональный модуль

ПК – профессиональные компетенции

РП – рабочая программа

СПО – среднее профессиональное образование

УД – учебная дисциплина

УМК – учебно-методический комплекс

ФГОС СПО – федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *