что такое фольклор в литературе 5 класс

Жанры фольклора

что такое фольклор в литературе 5 класс. Смотреть фото что такое фольклор в литературе 5 класс. Смотреть картинку что такое фольклор в литературе 5 класс. Картинка про что такое фольклор в литературе 5 класс. Фото что такое фольклор в литературе 5 класс что такое фольклор в литературе 5 класс. Смотреть фото что такое фольклор в литературе 5 класс. Смотреть картинку что такое фольклор в литературе 5 класс. Картинка про что такое фольклор в литературе 5 класс. Фото что такое фольклор в литературе 5 класс

Всего получено оценок: 897.

Всего получено оценок: 897.

Фольклор – народное творчество, как устное, так и письменное, в котором отображается уклад жизни конкретного народа. К фольклору относятся различные жанры, каждый из которых имеет свои характеристики и особенности. Так какие жанры фольклора в литературе существуют?

Что такое фольклор?

Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку,танец, театр и многое другое.

folk lore в переводе с английского означает «народная мудрость»

Термин «фольклор» впервые ввел английский ученый Уильямом Дж. Томсом в 1846 году.

В СССР к фольклору можно отнести частушки и анекдоты, которые стали очень популярны в результате поголовной цензуры. В этих произведениях завуалированно могла подвергаться критике действующая власть, а также политика, которой она придерживалась.

К фольклору относятся произведения всех трех видов: эпические, драматические, лирические.

Фольклорные жанры

К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:

К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:

Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.

К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.

что такое фольклор в литературе 5 класс. Смотреть фото что такое фольклор в литературе 5 класс. Смотреть картинку что такое фольклор в литературе 5 класс. Картинка про что такое фольклор в литературе 5 класс. Фото что такое фольклор в литературе 5 класс

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам узнать, что такое фольклор, его определение, и какие жанры фольклора существуют. Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.

Источник

Урок литературы в 5-м классе «Путешествие в страну Фольклорию»

Разделы: Литература

Эпиграф: “Начало искусства слова – в фольклоре” А. М. Горький

Оборудование: выставка детских книжек: потешки, загадки, прибаутки.

Ход урока.

Сегодня мы начнем разговор о произведениях с самых древних времен, когда еще и письменности не было.

— Это устное народное творчество.

— В научной литературе его называют фольклор (на доску).

— Эти произведения с незапамятных времен складывались народными мастерами слова, передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Новые сказатели совершенствовали текст, добивались все большей выразительности, точности слова.

— Так дошли до нас произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, загадки, частушки, колыбельные песенки, прибаутки.

— Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев – защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира.

II. Оформление опорного конспекта

что такое фольклор в литературе 5 класс. Смотреть фото что такое фольклор в литературе 5 класс. Смотреть картинку что такое фольклор в литературе 5 класс. Картинка про что такое фольклор в литературе 5 класс. Фото что такое фольклор в литературе 5 класс

Учитель.: на уроках мы будем наблюдать только за этими видами народного творчества. Но на самом деле их гораздо больше.

III. Малые жанры фольклора:

Сказка – это вымысел. Но А.С. Пушкин говорил: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”

что такое фольклор в литературе 5 класс. Смотреть фото что такое фольклор в литературе 5 класс. Смотреть картинку что такое фольклор в литературе 5 класс. Картинка про что такое фольклор в литературе 5 класс. Фото что такое фольклор в литературе 5 класс

— Шел он долго ли, коротко ли,

Такая красавиц – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

Ни в сказке сказать, ни пером описать

Есть устойчивые выражения (добра молодца…)

г) Повествование отличается своеобразным ритмом:

“Ложись спать, утро вечера мудренее”.

3. Пословицы и поговорки – мудрые изречения

а) Веками создавал народ мудрые изречения.

В них передавались главные мысли о жизни

б) Пословица – это краткое изречение с нравоучительным смыслом

в) У пословицы есть родная сестра – поговорка.

Они похожи друг на друга, но …

Отличие: пословица – законченное предложение, в ней часто есть ритм и рифма.

Поговорка – часть предложения.

(Завел сказку про белого бычка)

4. Загадки – это игра на сообразительность, в ней надо догадаться, о чем идет речь.

Это иносказание: описывается один предмет, а подразумевается другой.

(Помните: загадка хитра, она дает возможность почувствовать себя умным).

— Загадка удивляет и радует складной речью, метким словом.

Недаром в сказках герою нередко приходится проходить испытание загадкой: отгадаешь – быть, по-твоему. Не отгадаешь – голова с плеч.

5. Небылицы – рассказывают о невероятном (что сближает со сказкой).

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булатной на телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.

По-другому небылицы называют перевертышами.

6. Скороговорки – это игра, основанная на произношении труднопроизносимых звуков.

— Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, а в капюшоне он смешон.

— Наш Полкан попал в капкан.

— Сыворотка из-под простокваши.

7. Считалки – непременные участники детских игр.

— Перед считалкой все равны – на кого указала, тому и гадать.

Главное – четкость ритма.

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Честных и добрых людей!

Бежит зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы,
Ты поди-ка поводи!

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он.
Кто не верит – выйди вон!

8. Существуют еще другие виды игровые (заклички, приговорки, потешки, прибаутки, дразнилки).

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

потешка (так потешают маленьких)

Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка – на кошке
По кривой дорожке.

прибаутка (всегда с усмешкой)

Божия коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба

д) Если несколько дней подряд льют дожди, то просят дождик перестать:

— это заклички. Так в древности заклинали (призывали) дождь

Радуга – дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко
Под оконышко!

Тучи, тучи,
Набегайте в кучу!
Солнышко заволоките,
Дождем землю промочите!

Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по крошке.
А на Бабу – Ягу
Лей по целому ведру!

Гром гремучий,
Тресни тучи.
Дай дождя
С небесной кручи.

д) анекдот – сатира, юмор. Смешной рассказ.

II. Закрепление изученного.

1. Играем со словами!

На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет (Эхо)

Красна девица, каменное сердце

Ты от нее – она за тобой,
Ты за ней – она от тебя (иголка с ниткой)

Пристала ко мне в лесу; искал, искал ее – не нашел,
Домой в ладошке принес (заноза)

Божью коровку спрашивают, какая будет погода, или просят:

Коровка – боговка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба,
Сушек, плюшек,
Сладких ватрушек.
Всем продавай,
А нам так давай!

Божья коровушка,
Будет дождь или солнышко?
Если будет солнышко – то лети!
Если будет дождь – то сиди!

Улита, улита,
Выпусти рога!
Дам тебе я хлеба
И кусок пирога!

Прикажи улите: сейчас же выпусти рога!

Попроси ее: не откажи, пожалуйста, покажи свои рожки, мне очень хочется на них посмотреть.

2. Работа с пословицей по речевой (проблемной) ситуации

а) “Сказала Нина что-то по секрету подруге. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, вскоре об этом знали все. Какая пословица есть на этот счет?

Источник

Урок по литературе на тему «Фольклор» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока литературы в 5 классе.

Тема урока: «Устное народное творчество. Фольклор».

Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с дагестанским фольклором; привить интерес к произведениям устного народного творчества.

Задачи:
Образовательные:
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
Развивающие:
• Способствовать развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Воспитательные:
• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
и чувств.
• С помощью фольклорных произведений формировать уважение к народному творчеству.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Тип урока: урок обобщения изученного.

Оборудование: выставка книг русских народных иллюстрации к сказкам, записи на доске.

Ход урока.
1 Организационный момент.
Записи на доске: «Что за прелесть эти сказки!» А.С. Пушкин.

Сегодня итоговое занятие по теме “Устное народное творчество. Фольклор”.

На доске записана тема: «Устное народное творчество. Фольклор».
– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Устное— уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, марийского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.

— С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.

— С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

— Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.

1. Угадайте жанры фольклора.

А) И зимой и летом одним цветом. (Елка).

Круглая, а не месяц; желтая, а не масло; с хвостиком, а не мышь. (Репа).

Б) Иди, дождик, дождичек, пробуравь землицу, дай нам водицу! (Закличка).

В) Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе пирога.(Приговорка).

Г) На дворе трава, на траве дрова. (Скороговорка).

Д) Раз, два, три, четыре, пять –

Собралась ведьма умирать;

Черти-то звонят, Ведьмушку хоронать. (Считалка).

2.— Знаете ли вы малые жанры фольклора? Назовите их.
Пословицы и поговорки — отражение народной мудрости. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций.
Поговорка — законченное суждение, а пословица — часть суждения.
Пословица недаром молвится.
Глупая речь не пословица.
Красна речь пословицей.
— Вспомните несколько пословиц.
— Употребляете ли вы их в своей речи?
— Объясните смысл пословиц и поговорок.
а) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
б) Слово не стрела, а хуже стрелы разит.
в) Любишь кататься, люби и саночки возить.
г) С кем поведешься, от того и наберешься.
д) Не копай другому яму, сам туда попадешь.
е) Делить шкуру неубитого медведя.

— Знаете ли вы пословицы на родном языке?
— Покажите пантомиму на любую пословицу.

Физкультминутка.
3. Любимый жанр фольклора у детей и взрослых — загадки. Загадками испытывается сообразительность человека.
— Какие загадки вы приготовили своим товарищам?
— Какие однокоренные слова можно подобрать к слову загадка? (загадочный, загадать, гадать, гадалка).

Работа в парах: загадывание загадок.

4. Еще один популярный жанр фольклора — обряд, который предусматривает правила поведения человека в той или иной ситуации. Обряд связан с предметами, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и в определенном месте. Мы говорили на прошлом уроке об обряде венчания, крещения ребенка.
— А знаете ли вы об обрядах марийского народа?
(Сватание невесты (удырым йуктымаш),
Инсценировка обряда «узыбка»,
— Есть календарные обряды, поверия. По народным представлениям, на закате плохо браться за новую работу, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому, стричь волосы, ногти. В полдень нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь опасно выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище.
— Рассказывают ли вам ваши бабушки и дедушки обряды и поверия?

5. Сказку любят все.
“Что за прелесть эти сказки!” — писал А.С. Пушкин.
А что такое сказка? (Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
— Подберите однокоренные слова к слову “сказка”?
(Сказать, рассказывать, сказочный, сказочник).

— Кто автор сказок?
— Как сказки дошли до нас?
— Когда сказка вошла в вашу жизнь?
— Есть ли у вас любимые сказочные герои?

А теперь поиграем в игру «Лучший знаток народных сказок».
Конкурсы
а) Какие знаете сказочные элементы? (присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы)
б) Кто больше знает сказочные зачины?
(“Жил да был. ”, “Жили-были. ”, “В некотором царстве, в некотором государстве. ”, “За тридевять земель, в тридесятом царстве. ”, “В старые годы у одного царя было три сына. ”.
в) На какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).
г) Назовите цели видов сказок.
Цель волшебных сказок — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.
Цель сказок о животных — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства человека.
Задача бытовых сказок — рассказать о необычном происшествии: действие происходит в обычной обстановке, показать пороки людей.

д) Послушайте сказки. Определите, к какому виду сказок относятся. Чему учат?
е) Инсценировка сказок по иллюстрациям учебника.
(“Репка”, “Три медведя”, “Колобок”).
ж) Подберите постоянные эпитеты

з) Какие качества человека
к словам олицетворяют животные:
девица — красная; лиса — хитрость
молодец — добрый; медведь — неуклюжесть
море — синее; волк — глупость
поле — чистое; заяц — трусость
тучи — черные; сова — ум
лес — дремучий; сорока — болтливость
луга — зеленые; пчела — трудолюбие

6. Мы говорили о народных сказках. А ведь еще есть сказки, которые писатели написали. Известны сказки А.С. Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова, Л.Толстого. Прежде чем взяться за создание сказки, писатели изучали, как они построены, какими словами написаны. А потом и сами сочиняли. Сказка, у которой есть автор, называется авторской, литературной.
— Знаете ли вы, кто написал сказки
“Спящая царевна?” — В. Жуковский
“Аленький цветочек?” — С. Аксаков
“Каменный цветок?” — П. Бажов.
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?” — А. Пушкин.

— А вы знаете, что многие сказки А.С.Пушкина переведены на марийский язык?

7. Итоги урока: Сегодняшний урок был посвящен устному народному творчеству. Все работали очень хорошо. Знакомство со сказками мы продолжим на следующих уроках. Будем знакомиться с авторскими сказками. С другими жанрами устного народного творчества: народными песнями, былинами, мифами — мы познакомимся в 6—8 классах.

Источник

Литература. 5 класс

Конспект урока

Фольклор. Малые жанры фольклора

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Устное народное творчество (фольклор) – coвoкyпнocть paзличныx видoв и фopм мaccoвoгo cлoвecнo-xyдoжecтвeннoгo твopчecтвa, вoшeдшиx в бытoвyю тpaдицию тoгo или инoгo нapoдa.

Закличка – обрядовая песня заклинательного характера, сопровождающая обряд кликания и включающая обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т.д., которые живут в закличках, как одушевлённые существа.

Считалка – рифмованный стишок, состоящий в большинстве случаев из придуманных слов со строгим соблюдением ритма.

Загадка – выражение, нуждающееся в разгадке, иносказательное, поэтическое воспроизведение предмета или явления.

Скороговорка – это короткое предложение или фраза, преднамеренно составленная так, что её трудно правильно произносить, обычно из-за различных комбинаций подобных звуков; малый поэтический жанр фольклорного происхождения.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввёл английский учёный У. Дж. Томс в XIX веке. Изначально этот термин использовали для обозначения всей духовной (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.) и материальной (жильё, одежда) культуры народа. С начала XX в. термин используется в более узком, более конкретном значении: устное народное творчество.

Фольклор был словесным искусством, присущим народному быту. С древности у большинства народов существовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Важнейшим событием стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел, а не как имевшее место быть в реальности событие.

В отличие от литературного произведения, автора которого мы всегда можем определить, фольклор – искусство коллективное. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определённых групп людей, но и коллективно создается и распространяется, от человека к человеку. Именно поэтому в обозначении фольклора очень важно определение «устное творчество». Однако коллективность в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера, чьи имена мы теперь уже не узнаем, создавали песни, частушки, сказки, которые уходили в жизнь уже без имени автора.

В фольклоре выделяют раздел «детский фольклор», к которому относятся:

1) тексты, которые сочиняют сами дети;

2) тексты, которые сочиняют взрослые для детей.

Детский фольклор является частью мудрой древней народной педагогики.

К первой группе можно отнести следующие жанры:

Колыбельные – песенки, которые поёт мать для ребенка, чтобы его усыпить. Древние колыбельные не потеряли своих функций и популярности и в наше время. Цель колыбельных – успокоить ребёнка – достигается особой манерой исполнения и обращением к помощи различных животных. Самыми распространёнными персонажами колыбельных, кроме волчка, были куры, петушок, голуби.

Потешки, которыми развлекают ребёнка, чтобы он не плакал. Потешки содержат игровой элемент, который малыши выполняют пальчиками, ручками, ножками.

Загадки. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора. В прежние времена человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения. Загадки для чаще всего связаны с бытовыми предметами или существами из животного мира, знакомыми ребёнку, который должен хорошо представлять себе, о чём идёт речь.

Ко второй группе можно отнести такие жанры, как:

Заклички. Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный напев. Закличка включала обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т. д., которые живут в закличках как одушевлённые существа.

Считалки. Используются с целью определить очередность участников игры. Тот, кто произносит считалку, указывает по очереди на каждого участника. При финальных словах «Тот и вон пойдёт» или «А я водить не буду» участник становится ведущим или выполняет другую роль (в зависимости от условий).

Теоретический материал для углублённого изучения

Говоря о детском фольклоре, надо, прежде всего, иметь в виду произведения устного народного творчества, специально предназначенные для детей и не входящие в «обычный» репертуар взрослых. Отличительная черта произведений детского фольклора выражается в учёте психологии и возрастных особенностей детей.

Наконец, в детском фольклоре есть и такие произведения, которые созданы самими детьми. Они возникали в играх и в быту детей. Эти произведения живут лишь в детской среде. Детский фольклор в прямом смысле слова – творчество детей. Ему особенно присущи черты, свойственные детям. Отличительная черта всех этих произведений состоит в учёте возрастных особенностей детей. Этот фольклор выражает душевный мир ребёнка. История произвела строгий отбор тех детских произведений, которые могли жить века, забывалось и исчезало всё то, чему не было дано остаться в памяти народной. Традиционный детский фольклор покоряет своим совершенством, красотой и жизненной силой. Это поистине поэзия детства и отрочества. Её замечательные свойства обнаружились в том, что она на протяжении столетий с успехом формировала душевный мир здоровых и весёлых русских людей.

Особый жанр детского фольклора этого рода образуют игровые припевы и приговоры, нераздельно соединённые с элементами драматического представления в игре. Сюда можно отнести и считалки. Большинство из них создано детьми, но по образцу и подобию «пересчётов» взрослых. Несмотря на весьма серьёзное изменение в образной структуре и в самом назначении этого жанра, считалка генетически связана с творчеством взрослых. Считалками можно назвать и собственное творчество детей.

(В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания / зачёркивания элементов

Подчеркните верный вариант:

Заклички – это обращение к:

— силам природы и временам года

Вспомним назначение закличек, рассмотренных на уроке, их направленность на призывы к силам природы, и выберем ответ: «к силам природы и временам года».

— силам природы и временам года

Сортировка элементов по категориям;

Соотнесите группу малых жанров фольклора с их названиями

Вспомним о происхождении малых жанров фольклора, о том, с какой целью народом создавались те или иные жанры и в какой среде возникали: в среде детей или взрослых. Из предложенных вариантов выберем жанры считалки и заклички, возникшие в процессе игровой деятельности детей, остальные жанры относятся ко второй группе.

Источник

Что такое Фольклор

Фольклор (от англ. folk+lore — «народная мудрость») — устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.

Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.

Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.

Примеры фольклора

Золушка

«Золушка» — одна из самых знаменитых сказок, которая считается западноевропейской, но похожая история встречается буквально у всех народов мира, таким образом, отследить её происхождение уже кажется невозможным.

Кровавая Мэри

Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.

Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.

Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.

Фольклорист и фольклористика

Фольклорист— это человек, который изучает фольклор.
Фольклористика — наука, которая изучает всё о народном творчестве (его исследование, коллекционирование и публикация работ).

Русский фольклор

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Основные жанры русского фольклора

Жанры русского фольклора делятся на:

Эпические произведения

В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

Лирические произведения

Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.

Драматические произведения

Это: народные драмы.

Читайте подробнее про Жанры фольклора с примерами.

Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.

В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Узнайте также, что такое Эпитет.

Особенности фольклора

Отличительные черты фольклора: устная форма, народность, вариативность, анонимность, коллективность, историчность, кумулятивность, контакт между исполнителем и слушателем, повторяемость, фундамент — традиции.

Устная форма

В отличие от письменной литературы у фольклора устный характер исполнения.

Народность фольклора

Представляется в нестандартных образах. Выражает идеалы, стремления и самые глубокие насущные жизненные интересы народа.

Вариативность

В народном творении обычно существуют разные варианты исполнения. Например, сказка «Царевна-лягушка» имеет более двадцати разных вариантов с разными героями (в одном у неё появляется неизвестный жених, в другом — Кощей-бессмертный, существует вариация с Еленой Прекрасной и т. д.).

Анонимность

Фольклорные произведения сочиняются общими усилиями — имя человека, кто впервые рассказал ту или иную историю (или придумал героя), неизвестно. Но это даже неважно, так как эти образы считаются общедоступными и всенародными.

Коллективность

Новая песня, сказка или какое другое творение устного народного творчества считаются состоявшимися только тогда, когда они были восприняты большим количеством слушателей-исполнителей.

Это творение должно создаваться, рассказываться и передаваться из уст в уста множество раз. Окончательная критика и обработка фольклорной композиции может произойти только в коллективе, массами людей.

Историчность

Творения фольклора создавались в глубине веков и совершенствовались временем, получая новые формы, вариации и оттенки.

Фундамент — традиции

Любое творение народного творчества берёт своё основание в традициях своей нации и пытается привить их новым поколениям.

Кумулятивность

Произведения народного творчества поглощают то, чем живёт душа нации. Таким образом она сохраняет традиции, воспевает людские идеалы и передаёт ценную информацию о прошлом для обеспечения лучшего будущего посредством культуры.

Контакт между исполнителем и слушателем

Существует непосредственный контакт между исполнителем и слушателем.

Повторяемость (или цикличность)

Шаблон времени в фольклоре — это круг или колесо. События происходят в строго определённой последовательности, начало и конец сходятся вместе, мгновенность сливается с вечностью.

Фольклор в музыке

Жанры музыкального фольклора — это типы музыкальных произведений, которые были созданы анонимными авторами, сохранены в памяти и передаются устно от одного поколения другому.

Во всём мире существует огромное количество разных фольклорных музыкальных жанров, назвать их все будет почти нереально. Однако их можно разделить на вокальные (поются), инструментальные (играются на инструментах) и вокально-инструментальные (одновременно поются и играются на инструментах).

Также их можно распределить на три категории по содержанию: эпос (рассказывается история), лирика (упор на чувства), драма (происходит действие).

Примером фольклорного музыкального произведения можно назвать такую известную и любимую всеми нами песню, как «Во поле берёза стояла». Авторство этой песни уже давно потеряно с веками, а слова и мелодия передавались из поколения в поколение, пока она не дошла и до наших времён мобильных телефонов и интернета.

Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Фольклор и литература

Сходства между фольклором и литературой

Очень важная часть общего развития мировой культуры и литературы — это отношения литературы и фольклора.

Литература всех народов мира была рождена на основе устного народного творчества, а оно появилось ещё до письменности.

Для каждой нации эти процессы происходили в различные исторические времена.

Обращение фольклора в литературу всегда происходило с применением в литературе жанров фольклора (сказки, предания и т. д.) и художественных средств (тропов).

Фольклор является результатом специфического видa поэтического творчества. Однако литература также поэтическое творчество. И на самом деле между фольклором и литepaтypoй, одновременно как между фольклористикой и литepaтypoвeдeниeм, присутствует непосредственная взаимосвязь.

Различия между фольклором и литературой

Фольклор и литература совпадают по многим поэтическим жанрам (за исключением некоторых, которые возможны исключительно в литературе или лишь в устном народном творчестве).

Однако исследования показывают, что структура фольклора и литературы различна. Фольклор имеет свои структурные особенности и законы (например, использование параллелизмов и повторений).

Правильное произношение и использование слова «фольклор»

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.

Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

Смотрите также значения Культура и Искусство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *