что такое флюгирование воздушного винта
Экскурсия в кабину Ил-18. Флюгирование
Флюгирование винтов на турбовинтовом самолете есть одна из самых сложных и самых жизненно важных задач. Немало произошло катастроф, когда на взлете после отрыва отказывал двигатель и громадная тормозящая сила на незафлюгированном, раскручиваемом потоком пропеллере мгновенно переворачивала самолет.
Поэтому на двигателях стоят датчики обратной тяги, срабатывающие при малейшем намеке на отказ; двигатель тут же автоматически выключается и флюгирует винт.
Однако техника несовершенна, и в самый напряженный момент, на случай отказа автоматики, не помешает пара лишних глаз и быстрая реакция бортмеханика. Ударить по грибку-кнопке КФЛ займет секунду – за это время капитан успеет парировать начавшийся бросок и крен машины.
А уж на случай отказа системы ручного флюгирования существует система флюгирования аварийного – кранами под красным колпаком на полу.
Для того, чтобы не перепутать и не зафлюгировать работающий двигатель, в кнопках КФЛ установлены яркие лампы. А для того, чтобы случайно не задеть тонко настроенную лампу-кнопку, ее спрятали в специальную арматуру.
Система автофлюгирования, постоянно дежурящая в полете, обозначена горением ряда зеленых ламп готовности.
Если в полете понадобится вновь запустить остановленный двигатель (предварительно убедившись, что он исправен), расфлюгирование производится вытягиванием КФЛ вверх. Капитан при этом готов к броску машины при раскрутке пропеллера, а бортмеханик должен в нужное время нажать кнопку запуска двигателя в воздухе – вот они, четыре, под прозрачной крышкой. Здесь нет нужды медленно раскручивать двигатель стартер-генератором – обороты нарастают практически мгновенно, только успей поджечь топливо. Стремление к броску машины пропадает сразу же после запуска, когда все силы на винте уравновесятся.
Система флюгирования винтов позволяет самолету Ил-18 продолжать горизонтальный полет даже при трех остановленных двигателях, а уж при двух – заведомо.
Рядом с кнопками КФЛ расположена панель управления топливной системой. Баки на самолете расположены в левом и правом полукрыльях, по группам, и выработка топлива должна осуществляться симметрично, чтобы не было стремления самолета к крену. Всем этим хозяйством заведует автоматика, но предусмотрена возможность подкачки и перекачки топлива по усмотрению экипажа, особенно при отказе двигателя.
Здесь же, под красными колпачками, установлены пожарные краны – первое, что закрывается при пожаре двигателя.
Флюгирование
Из-за отказа системы флюгирования на одном из двух отказавших двигателей потерпел катастрофу на взлёте один из двух опытных самолётов Ан-70 — из-за отрицательной тяги незафлюгировавшегося винта полёт на двух оставшихся двигателях стал невозможен.
Источник
Полезное
Смотреть что такое «Флюгирование» в других словарях:
флюгирование — флюг ирование, я … Русский орфографический словарь
Флюгирование винта — поворот (во время полёта самолёта) лопастей воздушного вита изменяемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным. Требуемый эффект достигается при … Энциклопедия техники
флюгирование винта — флюгирование винта поворот (во время полёта самолёта) лопастей воздушного винта изменяемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным.… … Энциклопедия «Авиация»
флюгирование винта — флюгирование винта поворот (во время полёта самолёта) лопастей воздушного винта изменяемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным.… … Энциклопедия «Авиация»
воздушный винт — (пропеллер), лопастный движитель, преобразующий мощность (крутящий момент) двигателя в тягу, необходимую для поступательного движения летательных аппаратов, аэросаней, глиссеров, судов на воздушной подушке. Воздушные винты бывают тянущие –… … Энциклопедия техники
Мачта причальная — совокупность сооружений и устройств для причаливания, стоянки, подготовки к эксплуатации дирижабля при нахождении его в порту или на площадке. В начальный период применения дирижаблей причаливание и маневрирование на земле для ввода в эллинг и… … Энциклопедия техники
Ан-12 — Ан 12 … Википедия
Ан-10 — в Центральном музее Военно воздушных сил, Монино Ти … Википедия
НК-12 — НК 12 … Википедия
Чкаловский (аэропорт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чкаловский. Чкаловский Страна: Регион: Россия Московская область Тип: совместного базирования Код ИКАО … Википедия
флюгирование винта
флюги́рование винта́ поворот (во время полёта самолёта) лопастей воздушного винта изменяемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным. Требуемый эффект достигается при угле установки лопастей (относительно плоскости вращения) около 85°. Ф. в. применяется при вынужденной остановке двигателя в полёте.
Смотреть что такое «флюгирование винта» в других словарях:
Флюгирование винта — поворот (во время полёта самолёта) лопастей воздушного вита изменяемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным. Требуемый эффект достигается при … Энциклопедия техники
флюгирование винта — флюгирование винта поворот (во время полёта самолёта) лопастей воздушного винта изменяемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным.… … Энциклопедия «Авиация»
Флюгирование — Останов с флюгированием и расфлюгирование винта АВ 140 самолёта Ан 140 100 … Википедия
воздушный винт — Рис. 1. Схемы воздушных винтов. воздушный винт лопастной движитель для преобразования крутящего момента двигателя в тягу винта. Устанавливается на самолётах, винтокрылах, аэросанях, аппаратах на воздушной подушке, экранопланах и т. д.В. в … Энциклопедия «Авиация»
воздушный винт — Рис. 1. Схемы воздушных винтов. воздушный винт лопастной движитель для преобразования крутящего момента двигателя в тягу винта. Устанавливается на самолётах, винтокрылах, аэросанях, аппаратах на воздушной подушке, экранопланах и т. д.В. в … Энциклопедия «Авиация»
воздушный винт — Рис. 1. Схемы воздушных винтов. воздушный винт лопастной движитель для преобразования крутящего момента двигателя в тягу винта. Устанавливается на самолётах, винтокрылах, аэросанях, аппаратах на воздушной подушке, экранопланах и т. д.В. в … Энциклопедия «Авиация»
воздушный винт — Рис. 1. Схемы воздушных винтов. воздушный винт лопастной движитель для преобразования крутящего момента двигателя в тягу винта. Устанавливается на самолётах, винтокрылах, аэросанях, аппаратах на воздушной подушке, экранопланах и т. д.В. в … Энциклопедия «Авиация»
воздушный винт — (пропеллер), лопастный движитель, преобразующий мощность (крутящий момент) двигателя в тягу, необходимую для поступательного движения летательных аппаратов, аэросаней, глиссеров, судов на воздушной подушке. Воздушные винты бывают тянущие –… … Энциклопедия техники
Чкаловский (аэропорт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чкаловский. Чкаловский Страна: Регион: Россия Московская область Тип: совместного базирования Код ИКАО … Википедия
Лопастной винт — Для термина «Винт» см. другие значения. Винт (пропеллер) с изменяемым шагом самолёта Hercules C.4 Королевских ВВС Англии в зафлюгированном положении В … Википедия
Флюгирование винта
Смотреть что такое «Флюгирование винта» в других словарях:
флюгирование винта — флюгирование винта поворот (во время полёта самолёта) лопастей воздушного винта изменяемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным.… … Энциклопедия «Авиация»
флюгирование винта — флюгирование винта поворот (во время полёта самолёта) лопастей воздушного винта изменяемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным.… … Энциклопедия «Авиация»
Флюгирование — Останов с флюгированием и расфлюгирование винта АВ 140 самолёта Ан 140 100 … Википедия
воздушный винт — Рис. 1. Схемы воздушных винтов. воздушный винт лопастной движитель для преобразования крутящего момента двигателя в тягу винта. Устанавливается на самолётах, винтокрылах, аэросанях, аппаратах на воздушной подушке, экранопланах и т. д.В. в … Энциклопедия «Авиация»
воздушный винт — Рис. 1. Схемы воздушных винтов. воздушный винт лопастной движитель для преобразования крутящего момента двигателя в тягу винта. Устанавливается на самолётах, винтокрылах, аэросанях, аппаратах на воздушной подушке, экранопланах и т. д.В. в … Энциклопедия «Авиация»
воздушный винт — Рис. 1. Схемы воздушных винтов. воздушный винт лопастной движитель для преобразования крутящего момента двигателя в тягу винта. Устанавливается на самолётах, винтокрылах, аэросанях, аппаратах на воздушной подушке, экранопланах и т. д.В. в … Энциклопедия «Авиация»
воздушный винт — Рис. 1. Схемы воздушных винтов. воздушный винт лопастной движитель для преобразования крутящего момента двигателя в тягу винта. Устанавливается на самолётах, винтокрылах, аэросанях, аппаратах на воздушной подушке, экранопланах и т. д.В. в … Энциклопедия «Авиация»
воздушный винт — (пропеллер), лопастный движитель, преобразующий мощность (крутящий момент) двигателя в тягу, необходимую для поступательного движения летательных аппаратов, аэросаней, глиссеров, судов на воздушной подушке. Воздушные винты бывают тянущие –… … Энциклопедия техники
Чкаловский (аэропорт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чкаловский. Чкаловский Страна: Регион: Россия Московская область Тип: совместного базирования Код ИКАО … Википедия
Лопастной винт — Для термина «Винт» см. другие значения. Винт (пропеллер) с изменяемым шагом самолёта Hercules C.4 Королевских ВВС Англии в зафлюгированном положении В … Википедия
Система флюгирования воздушных винтов
Назначение, состав и размещение.Система флюгирования воздушных винтов двигателей обеспечивает:
автоматический ввод винта во флюгерное положение при работе двигателя на режиме 35,5±2° и более по указателю положения рычага топлива (УПРТ) и падении давления масла в системе измерителя крутящего момента (ИКМ) ниже 10 кгс/см 2 ;
автоматический ввод винта во флюгерное положение при работе двигателя на режиме 26±2° и более по УПРТ и возникновении на валу винта отрицательной тяги более 720—850 кгс (только на двигателях АИ-24 2-й серии);
принудительный ввод винта во флюгерное положение при работе двигателя на любом режиме;
световую сигнализацию о готовности системы к автоматическому флюгированию винта по крутящему моменту;
световую сигнализацию о возникновении отрицательной тяги более 720—850 кгс;
вывод винта из флюгерного положения;
проверку автоматического флюгирования винта от системы ИКМ;
проверку системы сигнализации отрицательной тяги;
проверку системы путем частичного флюгирования винта.
В любом случае при флюгировании винта автоматически останавливается двигатель. Проверка системы флюгирования осуществляется без ввода винта во флюгерное положение и без останова двигателя.
На каждом двигателе установлены следующие агрегаты системы флюгирования винта (рис. 13):
флюгернасос с электродвигателем;
электромагнитные клапаны проверки сигнализации отрицательной тяги и вывода винта из флюгерного положения;
сигнализаторы отрицательной тяги и вывода винта из флюгерного положения;
датчики блокировки автоматического флюгирования по режимам работы двигателя, по крутящему моменту и по отрицательной тяге.
На потолке между шпангоутами № 9—10 установлены программные механизмы ПМК-18 (на самолетах первых выпусков — АВП-4),предназначенные для выработки временной программы флюгирования винтов.
Электромагнитные реле системы флюгирования воздушных винтов установлены в релейной коробке (РК) на потолке между шпангоутами № 10—11.
На щитке флюгирования (рис. 14), расположенном на фонаре кабины экипажа, установлены следующие органы управления и контроля системы флюгирования каждого винта: кнопка флюгирования КФЛ-37, кнопка «Частичное флюгирование», нажимные выключатели проверки автоматического флюгирования по крутящему моменту (по ИКМ) и сигнализации отрицательной тяги, а также лампочки «Флюгирование», «Вывод из флюгера» и «Готовность автофлюгера».
Кнопка КФЛ-37 предназначена для принудительного ввода винта во флюгерное положение и вывода его из этого положения. В ней имеется лампочка, которая горит, когда двигатель остановлен, когда винт флюгируется по крутящему моменту, а также при наличии отрицательной тяги более 720—850 кгс.
Рис. 14. Щиток флюгирования
Лампочка «Флюгирование» сигнализирует о включении флюгер-насоса, горит при флюгировании винта и выводе его из флюгерного положения. Лампочка «Вывод из флюгера» горит, когда винт снят с упора, а также при выводе его из флюгерного положения. Лампочка «Готовность автофлюгера» горит, когда система автоматического флюгирования винта по крутящему моменту готова к работе.
Система флюгирования винтов питается электроэнергией постоянного тока от основных шин бортовой сети. Цепи ее питания защищены АЗР-6 «Флюгирование», установленными на щите АЗС, и предохранителями, которые расположены в левом ЦРУ.
Принцип работы. Принудительный ввод винта во флюгерное положение.Для принудительного ввода винта во флюгерное положение нужно кратковременно нажать кнопку ДФЛ-37 (см. рис. 13). При этом через ее замкнувшиеся контакты и программный механизм включается цепь питания электромагнита кнопки, которым вдальнейшем она удерживается в нажатом положении. Одновременно через контакты кнопки КФЛ-37 производятся следующие включения:
включается программный механизм, после чего он отрабатывает программу ввода винта во флюгерное положение;
замыкается цепь питания контактора 2, включающего электродвигатель флюгернасоса (загорается лампочка «Флюгирование», винт вводится во флюгерное положение);
включается реле в РК флюгирования, которое замыкает цепь питания стоп-крана (останавливается двигатель).
Если флюгируется винт левого двигателя, то автоматически выключается левый генератор ГО-16ПЧ8.
В течение нескольких секунд винт вводится во флюгерное положение. Через 12 с после нажатия кнопки КФЛ-37 программный механизм разрывает цепь питания ее электромагнита, кнопка под действием пружины приходит в исходное положение и размыкаются ее контакты, в результате чего выключается электродвигатель флюгернасоса и гаснет лампочка «Флюгирование».
Программный механизм приходит е исходное положение и выключается через 30 с после начала флюгирования винта. Электропитание стоп-крана будет включено от системы флюгирования до начала вывода винта из флюгерного положения.
Автоматическое флюгирование винта по крутящему моменту.Подготовкой и включением системы автоматического флюгирования винта по крутящему моменту управляют следующие агрегаты (см. рис. 13):
датчик 11 блокировки автоматического флюгирования по режимам работы двигателя, который расположен в автомате дозировки топлива; его контакты замкнуты при режиме работы двигателя 35,5±2° и более по УПРТ;
реле подготовки 7, расположенное в РК флюгирования.
Принцип работы системы автоматического флюгирования винта по крутящему моменту состоит в следующем. При увеличении крутящего момента на валу двигателя повышается давление масла в системе ИКМ. Когда оно достигнет указанных выше значений, размыкаются контакты датчика 9, а затем замыкаются — датчика 10. При установке двигателю режима 35±2° по УПРТ через автомат защиты АЗР-6, замкнутые контакты датчика 11 и датчика 10 включаются реле 7 и лампочка 8, сигнализирующая о готовности системы. Замкнув свои контакты, реле 7 становится на самоблокировку через автомат защиты АЗР-6 и датчик 11. Этим система подготовлена к флюгированию винта в случае отказа двигателя.
Автоматическое флюгирование винта по отрицательнойтяге включается датчиком 6. Если двигателю установлен режим выше 26±2° по УПРТ и возникнет отрицательная тяга более 720—850 кгс, то за счет смещения вала винта подается под давлением масло к датчику 6, который при этом включает реле в РК флюгирования. В результате система включается и отрабатывает цикл флюгирования так же, как и после ее включения от датчика 9 ИКМ. При уменьшении давления масла в командном канале системы автоматического флюгирования винта по отрицательной тяге ниже 2.5 кгс/см 2 замыкаются контакты сигнализатора 15, через которые включается сигнальная лампочка в кнопке КФЛ-37.
Вывод винта из флюгерного положения.Для вывода винта из флюгерного положения нужно потянуть на себя кнопку КФЛ-37 и удерживать ее в течение всего времени, пока должен работать флюгернасос. При этом через автомат защиты АЗР-6 и замкнувшиеся контакты кнопки включается контактор 2, который, в свою очередь, включает электродвигатель флюгернасоса (загорается лампочка «Флюгирование»). Одновременно через контакты кнопки включается реле, расположенное в РК флюгирования.
В результате срабатывания реле происходит следующее: включается клапан вывода винта из флюгерного положения, который при этом закрывает доступ масла от флюгернасоса в канал большого шага винта и открывает в канал малого;
разрывается цепь, по которой подавалось напряжение на стоп-кран от системы флюгирования, когда винт находился во флюгерном положении.
За счет давления масла, создаваемого флюгернасосом, сигнализатор давления включает лампочку «Вывод из флюгера».
При отпускании кнопки КФЛ-37 ока возвращается под действием пружины в исходное положение, система приходит в начальное состояние, по электропитание стоп-крана остается выключенным.
Проверка системы частичным флюгированием винтаосуществится при режиме работы двигателя 34° по УПРТ. Для проверки коротким импульсом нажимают кнопку 1 «Частичное флюгирование» При нажатой кнопке через ее замкнувшиеся контакты включается контактор 2, который подключает электродвигатель флюгернасоса (винт флюгируется) и лампочку «Флюгирование». После отпускания кнопки система приходит в исходное состояние.
Проверка системы автоматического флюгирования винта по крутящему моментуосуществляется при снятых с упоров винтах. Для проверки устанавливают двигателю режим 41° по УПРТ. В результате система автоматического флюгирования подготавливается к работе, как было рассмотрено ранее.
Убедившись, что горит лампочка «Готовность автофлюгера», нажимают выключатель 12 «Проверка автофлюгера по ИКМ». При этом через замкнувшиеся контакты выключателя шунтируется датчик 11 блокировки автоматического флюгирования по режимам работы двигателя, т. е. напряжение теперь подводится к реле подготовки не только через датчик 11, но и через контакты выключателя. Шунтирование датчика 11 осуществляется с той целью, чтобы система при проверке оставалась подготовленной к флю-гированию независимо от датчика, т. е. от режима работы двигателя.
Одновременно через другие контакты выключателя срабатывает реле в РК флюгирования, которое включает клапан вывода винта из флюгера и разрывает цепь включения стоп-крана от системы флюгирования. Вследствие этого при срабатывании системы на флюги-рование винта он не будет флюгироваться и двигатель не будет останавливаться.
Через 2—3 с после загорания лампочки «Флю-гирование» и лампочки в кнопке КФЛ-37 выключатель проверки можно отпустить. В соответствии с циклом, отрабатываемым программным механизмом, флюгернасос будет работать и лампочки должны гореть в течение 12 с.
Если по какой-либо неисправности системы после отпускания выключателя винт начнет флюгироваться, необходимо немедленно остановить двигатель, установив выключатель «Стоп-кран» в положение «Закрыто».
Следует помнить, что во время проверки системы автоматического флюгирования винта левого двигателя автоматически выключается левый генератор ГО-16ПЧ8 и к бортовой сети подключается правый генератор.
После проверки для повторного подключения левого генератора необходимо выключить и опять включить его выключатель возбуждения, а затем нажать кнопку «Включение ГО на бортсеть» на электрощитке энергетики.
Проверка сигнализации отрицательной тяги осуществляется при установленных на упор винтах. Для проверки устанавливают двигателю режим 0° по УПРТ и нажимают выключатель 14 «Проверка автофлюгера по отрицательной тяге». Подключается электромагнитный клапан 13 и масло от насоса регулятора оборотов подается в проверочное устройство флюгирования по отрицательной тяге. В результате смещается вал винта, как при наличии отрицательной тяги, уменьшается давление масла в командном канале и сигнализатор 15 включает лампочку в кнопке КФЛ-37. Датчик 6 не срабатывает и винт не флюгируется, так как двигателю установлен режим менее 26° по УПРТ.