что такое флейта пана фото
Флейта Пана
Название флейты Пана происходит от имени древнегреческого бога Пана, атрибутом которого являлся подобный инструмент; оригинальное греческое название — сиринга (греч. σῦριγξ ).
Существует много локальных разновидностей флейты Пана: индейская сампоньа (сампоньо, сампони), однорядная или двухрядная; румынско-молдавский най (нэй, мускал); русские кугиклы (кувиклы, кувички, кувицы); грузинская ларчеми (соинари); литовский скудучай; чипсан и пӧлян народа коми и т. д. В русской традиции каждая трубочка на кугиклах имеет свое название — «гудень», «подгудень», «средник», «пятушка» и так далее.
Популяризации флейты Пана в Европе XX века способствовали, главным образом, румынские музыканты — прежде всего, широко гастролирующие начиная с середины 1970-х гг. Георге Замфир. В Румынии организованы Международные фестивали-конкурсы исполнителей классической и народной музыки на флейте Пана. Последний из них — Фестиваль-конкурс «Дух Фаника Лука» состоялся 17-19 ноября 2006 в Бухаресте. Большинство призовых мест среди гимназистов, лицеистов и студентов музыкальных учебных заведений, а также взрослых исполнителей, участвующих в конкурсе, заняли представители исполнительной школы Республики Молдова профессора Ион Негура. Среди них самые виртуозные — Штефан Негура и Юлиан Пушкэ.
Музыканты, использующие в своём творчестве флейту Пана
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Флейта Пана» в других словарях:
ФЛЕЙТА ПАНА — (англ. panpipes) название ряда древних духовых музыкальных инструментов, представляющих собой набор параллельно расположенных, скрепленных между собой продольных одиночных флейт различного размера. Флейта пана встречается под различными… … Большой Энциклопедический словарь
флейта Пана — (англ. panpipes), общее название группы духовых музыкальных инструментов многоствольных флейт, представляющих собой набор параллельно расположенных, скреплённых между собой (реже нескреплённых) трубочек разной длины. Флейта Пана встречается под … Энциклопедический словарь
Флейта Пана — (итал. flauto di Pan, нем. Panflцte, франц. flute de Pan, англ. Pan flute или panpipe) нар. дух. лабиальный (губной) муз. инструмент. Ф.П. древняя многоствольная продольная флейта; источник назв. др. греч. миф о боге лесов и полей Пане,… … Музыкальная энциклопедия
Флейта Пана — народный духовой музыкальный инструмент. Название «Ф. П.» – древнейшей многоствольной флейты (См. Флейта) – связано с древнегреч. мифом о боге Пане, который часто изображался играющим на многоствольной флейте. Состоит из набора открытых с … Большая советская энциклопедия
Флейта Пана — нар. дух. лабиальный муз. инструмент, изв. с глубокой древности, многоствольная продольная флейта. Назв. восходит к др. греч. мифу о боге лесов и полей Пане. Состоит из набора открытых с одной стороны трубочек разной длины (реже разных диаметров) … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Флейта Пана — (франц. flûte de Pan), тип ручек для подвешивания, встречающийся на посуде культур Шассе, Кортайо, Лагоцца. На стенках сосуда бок о бок размещаются несколько вертикальных глиняных трубочек, диаметр которых позволяет пропустить шнур для… … Археологический словарь
ФЛЕЙТА ПАНА — (syrinx), один из первобытных предков органа, а именно пастушеская дудка древних народов, состоящая из нескольких камышовых трубок склеенных между собой воском, на которой играли, прикладывая концы трубок к губам (инструмент Папагено в Волшебной… … Музыкальный словарь Римана
Флейта — … Википедия
Флейта — (нем. Flote, итал. flauto, франц. flыte, англ. flute; первоисточник прованс. flaьto). 1) Духовой лабиальный муз. инструмент. Представляет собой трубку с цилиндрич. или слегка конич. каналом. Звук извлекают, вдувая струю воздуха по … Музыкальная энциклопедия
Флейта — духовой муз. инструмент древ. происхождения; в ранних переводах греч. авлос ошибочно смешивался с Ф., однако в поздней античности знали поперечную Ф. с мундштуком, располож. сбоку. Существует и продольная Ф. греч. сиринга, или Ф. Пана … Древний мир. Энциклопедический словарь
Флейта Пана
Флейта Пана или пан-флейта – одна из старейших разновидностей деревянных духовых многоствольных инструментов. Представляет собой скрепленные полые трубочки разной длины, выполненные из дерева, тростника и других материалов. Звук происходит, когда музыкант под углом вдувает воздух в трубки, изменяя высоту нот. Постигая секреты мастерства, можно получать различные мелодичные переливы. Красивое, шелковистое звучание флейты Пана подобно легкому волшебству, ведь своё имя она получила благодаря богу природы и скотоводства.
История и изготовление пан-флейты
Ученые предполагают, что первые пан-флейты появились примерно в эпоху неолита, когда человек впервые начал догадываться об акустических свойствах некоторых материалов. Считается, что первобытный человек заметил разницу в звучании полых трубочек разной длины, и сделал примитивную флейту, собрав несколько таких тростинок.
Существует большое разнообразие похожих между собой инструментов разных народов, которые имеют систему, как у флейты Пана – индейская сампони, румынско-молдавский най, имеющий несколько рядов трубочек, грузинская ларчеми, русские кугиклы, китайский пайсяо.
Производство флейты Пана – целое искусство. Мало просто подобрать по размеру трубочки и связать их между собой. С развитием прогресса, человеку хотелось создавать более точно звучащие инструменты. Для начала подбирались и шлифовались трубочки. В ход шел тростник, камыш, бамбук и другие полые стебли, а также кость. Затем мастер приступал к сложному процессу покрытия лаком.
Нужно иметь в виду – любое изменение длины и толщины трубочки влияет на высоту её звука. Для тонкой подстройки строя, мастер использовал специальные поршни-затычки, вставляемые с нижней стороны трубочек. Проталкивая поршни внутрь, можно было на слух регулировать высоту звучания каждого стебля. Поршни изготавливались из дерева либо воска.
Особенности звучания пан-флейты
Для звукоизвлечения музыкант вдувает в трубочку воздух под углом так, чтобы поток, сталкиваясь об противоположную стенку тростинки, вызывал колебания воздушных масс, находящихся в полостях стеблей. Регулируя наклон струи воздуха можно вызывать небольшие изменения высоты воспроизводимой ноты, что очень полезно для весьма ограниченного темперированного строя инструмента, расширяя его диапазон.
Флейта Пана способна исполнять диатонические пассажи, стакатто, имитировать пение птиц, исполнять арпеджио. Нет ничего удивительного в том, что этот инструмент стали использовать и в симфонических оркестрах. Например, Моцарт в опере «Волшебная флейта», Римский-Корсаков в третьем действии оперы-балета «Млада». Кроме того, для пан-флейты предназначено множество народных композиций.
Одна из самых популярных композиций современности, исполненная на панфлейте – песня «Одинокий пастух» (нем. Der einsame Hirte, англ. The Lonely Shepherd), написанная немецким композитором Джеймсом Ластом.
Легенда о флейте Пана
В Древней Греции существовал многоствольный духовой инструмент, называемый Сиринга. До наших дней дошла легенда о том, как эта флейта появилась на свет.
Бог Пан, повелителей леса и рощи, покровитель пастухов, всегда изображался с многоствольной флейтой в руках. Именно поэтому в наши дни такой тип инструментов называют флейтой Пана. Но история о том, как этот бог получил свою флейту, весьма печальна.
Однажды Пан, будучи козлоногим и длиннобородым чудищем, принимал участие в ночном хороводе нимф невообразимой красоты. Но одна из этих красавиц, Сиринга, была прекрасней некуда. Пан тотчас же влюбился в юную девицу, и не смог удержаться от того, чтобы рассказать о своих чувствах объекту обожания. Сиринга, увидев устрашающий вид Пана, испугалась и попыталась убежать, но безутешный Пан всюду её преследовал.
Устав от изнурительного бега, Сиринга, оказавшись на берегу реки, попросила речного бога укрыть её, и он исполнил её желание. Сиринга скрылась в камыше в ту же секунду, когда Пан уже было ухватил руку прекрасной нимфы. Бог реки превратил красавицу в камыш, а Пан, разыскивая девицу, срезал торчащие из воды стебли, но не сразу понял того, что наделал. Влюбленный принялся целовать срезанные тростинки, как вдруг, случайно вдохнув в один из них, услышал прекрасное пение Сиринги. Собрав несколько стеблей, Пан изготовил из них музыкальный инструмент, и не расставался с ним уже никогда.
Мелодия давно всем известная, но на сей раз она нам поможет понять Великого Пана, божество стад, пастбищ, лесов и полей. Сын Гермеса и нимфы Дриопы, который хотя и не обитал на Олимпе, но олимпийцем был.
По гомеровскому гимну, он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем (греч. πάς, «весь») великую радость.
Нимфы с верхушек скалистых обрывов его призывают, Пана они призывают с курчавою, грязною шерстью, Бога веселого пастбищ. В удел отданы ему скалы,Снежные горные главы, тропинки кремнистых утесов. Часто мелькает он там, на сверкающих, белых вершинах,Часто, охотясь, по склонам проносится, с дикого зверя острых очей не спуская. Гомер
Козлоногий Пан проводил свои дни вдали от городов в Аркадии, опекая стада и пасеки и принимя участие в забавах горных нимф. Он входил в свиту Диониса, славился пристрастием к вину и веселью.
Отдыхающий Пан. Arnold Bocklin
Пан — пастырь овец и коз. Пастухи считали его своим покровителем и приносили в дар молоко и мед диких пчел. Но он покровительствует также и охотникам и рыбакам — всем, кто общается с дикой природой и пользуется ее благами.
Он охраняет неприкосновенность природы, ее мирный покой. Защищая свои владения от безжалостных пришельцев, он может испустить такой крик, что они побегут в ужасе, наталкиваясь друг на друга, падая со скал. Однажды, как рассказывали, он внушил страх целому войску, обратив персов в бегство под Марафоном, и за это афиняне воздвигли ему храм на северном склоне акрополя.
Такой же, названый паническим, страх наводил Пан на людей, если они тревожили его покой, когда в жаркое полуденное время он отдыхал где-нибудь в чаще или тенистом овраге
«Pan’s slumber» Emile Jean Baptiste Philippe Bin
(Ну, тут он уж прямо красивый совсем. и без бороды. )
Помните у Вивальди его знаменитый сонет, предваряющий «Лето»?
Вдруг налетает страстный и могучий Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи. И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает гроза безжалостно кругом.
Vivaldi by Virtuosos of Yakutia
(Ребят тут не очень хорошо сняли, но играют они великолепно)
Жестокий бог Эрот, ранив сердце Пана, зажег в нем вечную, неугасающую любовь. Однажды он влюбился в целомудренную нимфу Питис, и той удалось скрыться от любвеобильного бога, только превратившись в ель, ветвь которой он с тех пор всегда носил на голове в качестве венка.
Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник; Пан срезал эти тростинки и сделал волшебную свирель (или сирингу), которая издавала дивные звуки. Сиринга стала любимым инструментом Пана, с которым он не расставался.
Так и появилась знаменитая теперь Пан-флейта, если верить древней легенде.
Gheorghe Zamfir El Condor Pasa
Niagara- Zene George Zamfir
(Мдаа..А прошлый раз Ниагара не казалась такой красивой. Соскучился, наверное )
Эннио Морриконе «Однажды в Америке»
( Ах, Аполлон! Ах, Аполлон! Нечестно тогда отсудил Тмол. думаю Пан лучше играл на своей свирели )
Врубель «Пан»
«Пан» Врубеля не похож ни на одну из тех картин или скульптур, что видел. Это творение единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты.
И два слова о Георге Замфире которого сегодня мы столько слушали.
Родился в 1941 году в Гэешти (Румыния) и сначала планировал стать аккордеонистом, однако уже в 14 лет начал играть на пан-флейте. Закончил Бухарестскую академию музыки.
Его най состоит из 20-30 трубок, с расширенным звуковым диапазоном и большим количеством тонов. Первую награду за свои сценические выступления он получил ещё в 1959 году. Известная композиция «Одинокий пастух» («The Lonely Shepherd») — была исполнена совместно с оркестром Джеймса Ласта и вышла в 1977 как сингл в немецком варианте «Einsamer Hirte» (как раз её и слушали )
Ave Maria-Gheorghe Zamfir
Духовой деревянный инструмент флейта Пана
В мире музыки всегда высоко ценилась группа деревянных духовых инструментов, которые по праву считаются одними из самых древних музыкальных орудий. Старинные этнические «флейты» можно найти практически во всех уголках земного шара. Отдельные особенности их конструкции немного варьируются, основа же остается неизменной – пустая цилиндрическая деревянная трубка (может быть ровной или расширяться к низу), с открытым нижним отверстием, небольшими боковыми, служащими для изменения высоты звука, и верхним — мундштуком.
К разновидностям таких флейт можно отнести авлос, бансури, ди, диджериду, дудук, камыль, кена и много других. Особое же место в данной группе занимает флейта Пана – старинный духовой деревянный инструмент, обладающий утонченным пасторальным тембром и эффектным внешним видом.
Происхождение флейты Пана
Данная флейта названа в честь одного из богов древнегреческого пантеона – Пана, которого обычно изображали с подобным инструментом, называемым «сиринксом».
Разновидности флейты Пана
На сегодняшний день известно много видов многоствольных флейт, среди них: «сампоньа» — инструмент древних индейцев, «най» – румынско- молдавский вариант, грузинский «соинари», «кугиклы» – старинная русская флейта, «скудучай» – литовская разновидность и др.
Конструкция инструмента
Как изготавливают
Процесс создания инструмента достаточно трудоемкий и требует высокого уровня мастерства: подбираются трубки определенного диаметра, четко вымеривается их длина (для того чтобы инструмент имел правильную темперацию — настроенность). Затем производят наружную и внутреннюю шлифовку, склеивают и закрепляют на специальном кронштейне, который может быть ровным или дугообразным (румынский «най»), последний шаг в изготовлении – покрытие лаком.
Если изменить угол наклона отверстия во время исполнения, можно повышать или понижать звуки на интервалы меньше полутона, что придает инструменту дополнительные хроматические возможности, особый колорит, и является незаменимым при исполнении различной восточной народной музыки. Так же данный инструмент позволяет исполнять многие музыкальные приемы и штрихи, такие как глиссандо, арпеджио, стаккато, легато и т. д.
К флейте Пана обращались и великие мировые классики. «Первооткрывателем» которой стал Моцарт, использовавший инструмент в своей опере «Волшебная флейта». Ее звучание можно услышать в опере-балете Римского-Корсакова «Млада».
Панфлейта, благодаря своему неповторимо мягкому, бархатному и необычному «песочному» звуку, уже многие столетия является одним из популярнейших инструментов во всем мире, звучание которого любят и узнают даже те, кто не особо интересуется музыкальным искусством.
Флейта Пана (панфлейта)
Панфлейта или флейта Пана – музыкальный инструмент, традиционно изготавливаемый из дерева. Современные образцы иногда делают из бамбука, металла, пластика, стекла. Представляет собой скрепленные трубочки разной длины. От их количества зависит тембр, высота звучания флейты. Встречаются панфлейты с числом трубочек от 3 до 29.
История происхождения
Самой древней формой флейты был свисток. Этот самодельный простейший музыкальный инструмент использовали все: и ребята, свистящие кто во что горазд, и пастухи, подающие команды собакам. Развлекаясь на досуге, они сочиняли элементарные мелодии. Постепенно свистки совершенствовались, модифицировались и до сегодняшнего дня остаются популярным традиционным музыкальным инструментом.
Образцы панфлейт (2-трубковых и более) находили при раскопках в Древней Греции и Древнем Египте. Найденные экземпляры датируются примерно 5000 годом до н.э. Обе древнейшие цивилизации оспаривают право называться первооткрывателями флейты, но само название «флейта Пана» известно из мифов древних греков, которые дошли до наших времен вместе с замечательной музыкой.
Древняя легенда
Удивительная легенда о Пане и флейте рассказывает о появлении музыкального инструмента. Этому повествованию сотни лет, но, услышав его, никто не остается равнодушным.
В давние времена покровитель природы, пастбищ и пастухов бог Пан заботился о благополучии вверенного ему земного благоденствия. Пан был хорошим хозяином: все цвело, плодилось, дело спорилось. Одна беда – бог был некрасив собой. Но юноша не очень переживал из-за этого, имел веселый, задорный нрав. Так продолжалось до тех пор, пока молодого бога, ради смеха, не поразил стрелой бог любви Эрос. В тот же день Пан повстречал в лесу нимфу по имени Сиринкс и потерял голову. Но красавица, увидев перед собой бородатое, рогатое чудовище с копытами, как у козла, испугалась и бросилась бежать. Дорогу ей преградила река, и Пан обрадовался: вот-вот ему удастся догнать беглянку, но вместо нимфы в руках оказался пучок тростника. Долго стоял над водой опечаленный Пан, не понимая, куда делась девушка, и тут услышал мелодию. Она звучала голосом Сиринкс. Понял влюбленный бог, что река превратила ее в тростник, срезал несколько стеблей, скрепил и сделал флейту, которая звучала сладким голосом возлюбленной.
Устройство панфлейты
Инструмент представляет собой несколько полых трубок разной длины. С одной стороны они закрыты. Каждая флейта настраивается индивидуально: длина трубки регулируется при помощи заглушки с другого конца. Современные мастера пользуются для этой цели воском. Также существуют заглушки из резины, пробкового дерева – в таких случаях высоту нот можно менять многократно. А вот индейцы Южной Америки поступали проще: закрывали отверстия кукурузными зернами или камешками.
Как и голос человека, панфлейты различаются по тембру:
Одним из немногих недостатков флейты называют ограниченный диапазон звучания. Некоторые флейты играют в трех октавах, некоторые издают 15 звуков. Это зависит от количества трубок и мастерства музыканта.
Виды инструмента
Флейта Пана стала образцом для изготовления других разновидностей подобных инструментов. Они различаются по типу соединения трубок:
Скрепленные трубки:
Панфлейты, трубки в которых не скреплены:
Панфлейта каждой народности имеет разную длину, количество трубок, способ крепления, материал изготовления.
Как сделать панфлейту самому
Устройство, представляющее собой набор дудочек, смастерить просто. Весь процесс происходит в несколько этапов:
Как научиться играть
Чтобы овладеть инструментом, нужно понимать специфику игры. Панфлейта сочетает в себе свойства губной гармошки и органа. Чтобы она зазвучала, нужно чтобы воздушный поток, вдуваемый в открытый конец трубочки, начал вибрировать. Высота звука зависит от длины трубки: чем трубка короче, тем выше звук. При игре дуют диафрагмой: тон звука зависит от прилагаемой силы.
Учиться играть на флейте Пана – занятие долгое, трудоемкое. Но для игры на любительском уровне достаточно применить простую методику:
Музыканты раскрывают некоторые секреты, овладев которыми, можно придать мелодии более изысканное звучание. Например, чтобы придать тембр, языком делают движения, как при произношении согласных «д», «т».
Для самого примитивного музицирования нумеруют трубки, находят схемы, специально составленные опытными флейтистами, и учатся: “Mary Had a Little Lamb”, играя в дудочки под номерам: 3, 2, 1, 2, 3, 3, 3, 2, 2, 2, 3, 5, 5, 3, 2, 1, 2, 3, 3, 3, 3, 2, 2, 3, 2, 1.
Сказочное, легкое, воздушное звучание навевает воспоминания о чем-то далеком. А если мелодию исполняют ансамбли, привнося национальный колорит, то задумаешься: может, и хорошо, что Пан не догнал нимфу, ведь, благодаря этому мы имеем возможность наслаждаться красивой волшебной музыкой.