что такое флаеры в библиотеке
Флаер что это такое: размеры и фото
Приветствую в своем блоге вас, мои дорогие читатели! Сегодня расскажу про флаер что это такое, в каких сферах деятельности может быть задействован, и как может выглядеть.
Цифровые ресурсы и интернет-площадки сейчас решают огромное количество вопросов и проблем, которые возникают у нас в процессе жизнедеятельности. Многолетние споры по поводу целесообразности использования электронных гаджетов в обучении не утихают по сей день.
В других сферах тоже не все так однозначно. В разных отраслях и регионах цифровизация протекает разными темпами. Но одно ясно точно: традиционные, бумажные средства до сих пор достаточно эффективны и не исчезнут в ближайшее время.
Например, чтобы охватить как можно больше людей из своей целевой аудитории, сети магазинов необходимо рекламировать свою продукцию и бренд на телевидении, по радио, в интернете и газетах.
Также нужно задействовать уличные баннеры и раздачу листовок. Так будут осведомлены потенциальные покупатели разных возрастов и разных предпочтений. Одним из эффективных носителей рекламы является флаер.
Разберемся в терминах
Простыми словами, флаер (флайер, флаейрс, flier) – это небольшая листовка, выполненная, как правило, из бумаги. На нем может быть размещен информационный, образовательный или рекламный контент.
Чаще всего флаеры дают скидку на какие-либо услуги, а также привилегии в обслуживании в магазине или салоне. Их делают достаточно яркими и красочными для привлечения внимания. Зачастую флаеры делают из приятной на ощупь глянцевой бумаги.
Главное правило – разместить как можно более емкую и легко читаемую информацию, чтобы привлечь внимание большой аудитории. Вы наверняка очень часто сталкиваетесь на улице с людьми, которые раздают цветные листовки.
Кто-то берет эти кусочки бумаги, аккуратно складывает в сумку, кто-то выбрасывает сразу, кто-то кладет в карман куртки и забывает о них на какое-то время.
Привлекаем внимание
Если человек все же взял флаер, то уже появляется шанс, что листок заинтересует своим содержанием потенциального клиента. На этапе создания рекламных проспектов графические дизайнеры и маркетологи ломают голову над тем, как сделать их завлекающими и «цепляющими глаз».
Некоторые флаеры представляют собой целые произведения искусства, а некоторые не могут похвастаться своим утонченным видом и выглядят достаточно раздражающе. Но даже не очень стильный, но кричащий дизайн данной бумажной продукции будет играть свою роль – привлекать внимание.
Подобным образом простроены многие механизмы продвижения чего-либо в СМИ. Не важно – насколько то, что делается, выглядит хорошо, эстетично и приятно. Главное – оно вызывает бурные эмоции у большого числа людей, и об этом говорят все.
Чем отличается flier от всех листовок в целом? Первый – чаще всего дает право покупателю на скидку или какие-либо бонусы при покупке или обслуживании. Обычная листовка может просто включать перечень актуальных товаров и не содержать указания на гарантированные привилегии ее обладателя.
Не стоит путать с буклетом, более сложным полиграфическим продуктом в виде книжки. Буклет часто заключает в себе материалы для ознакомления с чем-либо. Это может быть программа обучения, алгоритм подачи документов через интернет-портал или карта района с отмеченными на ней салонами мебели.
Взяв флаер, вы можете получить право на подарок, бесплатный (свободный) вход на вечеринку или скидку на товары в магазине.
Какой он должен быть
Здесь действуют все те же правила, что и для всей рекламной продукции.
Фиолетовый цвет и его оттенки ассоциируются с роскошью, и подойдут для листовки, которая дает скидку в салон дорогих сумок. Салон свадебной моды может выпустить флаеры в нежных пастельных тонах.
Часто «рекламки» имеют узнаваемые цвета бренда. Хотя в некоторых случаях дизайнеры могут выбрать нестандартное цветовое решение для того, чтобы «зацепить» покупателей.
Для крупных и престижных событий могут быть выпущены рекламные приглашения на тисненой или перфорированной бумаге. Добротно выполненный флайерс могут сохранить даже после ивента как открытку или красивую картинку. Это обеспечит дополнительное продвижение компании после того, как мероприятие завершилось.
Так что самые важные аспекты должны быть размещены в верхней части флаерса. Ключевые слова следует выделять в массе остального текста. Фото необходимо подобрать хорошего качества, без «пиксельных артефактов». Более подробно изучить вопрос можно по туториалам о верстке.
Размеры и форматы
Данное типографское изделие может быть отпечатано в любом формате по желанию заказчика. Чаще всего используют следующие размеры:
Наиболее ходовые и популярные форматы – А5 и А6. Редко flier печатают большого размера, так как это попросту неудобно для клиентов, да и просто более затратно.
Настоящее искусство состоит в том, чтобы уложить все коммерческое предложение в компактном виде без излишних деталей и повторов. Четко, ясно и по делу.
Заключение
На самом деле, флаеры нередко бывают очень полезными и для потребителей, и для тех, кто предоставляет сами услуги. Особенно приятно получить купон БЕЗ каких-либо дополнительных условий.
Как, например: «сфоткайся с ним на фоне нашей парикмахерской, выложи в сториз, отметь, друзей, и ты получишь возможность получить пятипроцентную скидку на стрижку в следующий вторник».
Для предпринимателей раздача рекламных листовок – это отличный способ опосредованной коммуникации со своим потребителем.
А как вы относитесь к флаерам в нашей повседневной жизни? Сохраняете, выбрасываете или вообще не берете их? На какие мероприятия попали благодаря таким рекламным приглашениям? Какую выгоду получили? Пишите под постом свое мнение и истории!
Я очень надеюсь, что статья была для вас познавательной. Если у вас остались вопросы, я с удовольствием отвечу на них в комментариях.
Кстати, я чаще всего беру флаеры, когда их раздают. Не оттого, что мне это нужно, а просто, чтобы поддержать человека, который таким образом подрабатывает.
Вот, собственно, и все по этому вопросу. Кстати, чтобы сделать классный флаер, нужно владеть разными приемами фотошопа и лайтрума, а также умением красиво фотографировать. Не забывайте подписываться на блог и делиться понравившимися статьями с друзьями. На этом у меня все, всем пока!
Библиотечная печатная продукция
Центральная городская библиотека
к созданию и оформлению
При создании библиотечной продукции многие библиотекари сталкиваются с определенными трудностями. Авторы этого пособия постарались обобщить стандартные ошибки при создании и оформлении своих изданий. Надеемся, что коллеги, которым адресовано это пособие, будут использовать раннее не использованные ими формы рекламной печатной продукции, о которых мы постарались рассказать подробно. Пособие состоит из двух частей. В конце имеется словарь и список рекомендованной литературы.
1.Печатная (рекламная) продукция библиотеки
Печатная продукция: плакаты и листовки о ресурсах библиотеки, особенно буклеты, проспекты, каталоги обычно «служат» посетителям не один год. Следует лишь позаботиться о том, чтобы в эти издания не попала сиюминутная, однодневная информация.
Проспекты обычно описывают продукты и услуги организации, направления ее деятельности. К ним могут прилагаться таблицы, схемы, графики, фотографии и т. д. Как правило, они рассчитаны на длительный период использования, поэтому их следует изготавливать из хорошей, плотной бумаги.
По содержанию и оформлению проспект мало чем отличается от буклета, хотя по форме напоминает книгу, и материал в нем скомпонован в небольшие главы-разделы. Его лексике присущ более строгий, иногда торжественный стиль.
Проспект представляет краткую, четкую, емкую рекламную информацию, не отягощенную излишними подробностями и выгодно иллюстрированную. В нем могут содержаться сведения о библиотеке, ее возможностях и услугах: история деятельности, вклад в развитие культурного пространства региона, современное состояние, возможности, предоставляемые услуги и т. п. Часто, имея ярко выраженный юбилейный или престижный характер, проспекты, благодаря большим тиражам, оказывают воздействие на широкий круг пользователей.
при малых формах и лаконичности отражает множество сведений, создающих привлекательный образ библиотеки;
четкость в подборке материала (внимание читателей фокусируется на этапах развития библиотеки, новых подразделениях и услугах, связях с различными организациями и учреждениями, а также на международных контактах);
создание благоприятного имиджа (приводя отзывы читателей и известных гостей, показывают, как посетители любят и ценят библиотеку).
В буклеты включают также сведения справочного характера: адреса, телефоны, расписание работы подразделений обслуживания (часто находящихся в разных местах), указание общественного транспорта, которым можно добраться до библиотеки, а иногда и схему расположения библиотечного здания и подъездов к нему. Иллюстрированный материал в буклетах обычно представлен художественным изображением логотипа, а также фотографиями и рисунками.
Пригласительный билет, выполненный в форме буклета, обычно фокусирует внимание на конкретном событии: презентации библиотеки в связи с ее юбилеем, переездом, открытием после ремонта и т. п.; вернисаже картин местного художника; встрече с интересным гостем и т. п..
Путеводители, справочники, спутники читателя призваны рекламировать ресурсы библиотеки, повышать библиотечно-библиографическую грамотность читателей.
Путеводитель по библиотеке может включать:
1. Приветствие читателю.
2. Экскурс в историю библиотеки (ЦБС).
4. Ответы на вопросы:
а) Как стать читателем библиотеки?
б) Сколько книг можно получить?
в) Как взять книги на дом?
г) Где можно получить отсутствующую в библиотеке книгу?
д) Какие услуги предлагает библиотека? Платные ли они?
е) Что предлагает библиотека детям (пожилым людям, студентам и т. д.)?
Четкая и легкообозримая структура, наличие оглавления обеспечивают свободную ориентацию в тексте. Иллюстрации, включающие в себя образцы читательских требований, планы помещений с указанием всех подразделений, с которыми может столкнуться читатель, графическую схему структуры библиотеки, маршруты городского транспорта и т. п., дополняют информацию и облегчают усвоение материала. Карманный формат и небольшой объем обеспечивают удобство хранения и использования, а бесплатный большой тираж и своевременное пополнение позволяют охватить все слои населения.
Памятки, правила, рекомендации для читателей являются действенной формой печатной рекламы. Они способны раскрыть все направления деятельности библиотеки и разрабатываются обычно серийно в едином оформлении. Краткая и конкретная информация в форме сжатой характеристики определенных процессов обслуживания читателей, справочных данных и практических советов позволяет выразить самое главное, не перегружать пользователей излишней конкретикой и тем самым добиться максимальной запоминаемости. Фотографии и рисунки обеспечивают наглядность рекламы, а массовый тираж и небольшой объем дают возможность быстрого, сравнительно недорогого и, главное, действенного охвата обширных читательских кругов.
Составителям печатной рекламы необходимо позаботиться о презентабельности и рентабельности печатных рекламных посланий. Это касается и текста, и внешнего оформления. На каждой печатной продукции необходимо разместить логотип и реквизиты библиотеки. В качестве форм печатной рекламы целесообразно рассматривать информационные письма, бюллетени, прайс-листы, каталоги и другие материалы.
Главная задача листовки – обратить внимание, вызвать желание взять и прочитать. Рекламная листовка ориентирована на долговременный эффект: к ней можно возвращаться снова и снова.
Создавая рекламную листовку, очень важно научиться правильно писать рекламные тексты, выбирать шрифты, располагать информацию, соблюдать цветовую гамму (если листовка будет цветная). Очень важно соблюдать структуру текста рекламной листовки. По своей структуре текст делится на три части: вступление, основная часть и заключение.
В форме листовки может быть закладка для книги с кратким библиографическим списком или просто броским слоганом, памяткой о библиотеке.
Листовки-закладки часто состоят из комплекта в виде набора цветных или черно-белых листовок, собранных под одной обложкой. Могут содержать информацию о работе отделов или филиалов с обязательным указанием подробных реквизитов. Это может быть и путеводитель по каталогам. Другие могут обращать внимание на нетрадиционные аспекты деятельности библиотеки, рассказать о взаимодействии с организациями, СМИ и т. п.
Брошюры обычно имеют большой объем и содержат информацию о семинарах, конференциях, торжествах, результатах научной, инновационной и методической деятельности.
Приемы, повышающие эффект восприятия печатной рекламы
1.Желательно поместить между заголовком и основным текстом подзаголовок в две-три строчки, он привлечет внимание читателей.
2. Если начать текст с прописной буквы, интерес к нему повысится примерно на 13%.
3. Первый абзац не должен содержать больше 11 слов, все другие абзацы нужно сделать максимально короткими, чтобы не утомлять читателя.
4. Длинный текст лучше воспринимается, когда его делят на несколько небольших частей подзаголовка (некоторые из них могут быть в форме вопроса).
6. Не следует набирать тест слишком мелким шрифтом.
7. Шрифт со светлым начертанием легче читать, чем полужирный.
8. Отступления, образуемые абзацами, облегчают восприятие текста при условии, что их размещают в начале, а не в конце колонки.
9. Ключевые абзацы, набранные полужирным шрифтом или курсивом, делают текст менее монотонным. Каждый абзац предпочтительнее начинать стрелкой, звездочкой или соответствующим знаком на полях.
10. Желательно сопровождать текст иллюстрацией.
2. Библиографическая продукция
Подготовка библиографической печатной продукции состоит из нескольких этапов:
● выбор и изучение темы
● выявление документов по теме
● уточнение библиографических записей
● аннотирование или реферирование
● определение структуры пособия и способа группировки записей (формальная, содержательная и рекомендательная)
● подготовка предисловия и справочного аппарата (в предисловии обязательно указывается целевое и читательское назначение, способ группировки документов и их характеристика, а также обязательно указываются хронологические границы отобранных документов)
Виды библиографической продукции
Библиографический указатель – библиографическое пособие значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом.
Библиографический список – библиографическое пособие с простой структурой.
Библиографический обзор – библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное повествование.
Дайджест – публикация в виде подборки извлечений из различных текстов, отобранных и сгруппированных так, чтобы дать общее представление о предмете, событии, дате и т. д.
Досье – формализованная, то есть составленная по определенному плану, развернутая характеристика объекта (отдельных личностей, организаций, товаров, услуг и т. д. )
Тематическая подборка – подборка различных видов литературы, которая осуществляется при наличии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней.
Экспресс-информация – информационное издание, содержащее расширенные рефераты наиболее актуальных опубликованных материалов, требующих оперативного о них оповещения.
«Малые формы» библиографической продукции (краткие списки, листки-сигналы, планы чтения, памятки, закладки и др.)
Для «малых форм» упрощены требования к оформлению (п. 1, 2, 5, 8)
Общие требования к оформлению печатной библиографической продукции
● краткое предисловие (от составителя);
● основной текст, обычно разделенный на параграфы (для дайджестов);
● библиографический список литературы;
● приложения (иллюстративный материал – таблицы, графики, диаграммы);
● словарь основных терминов (в случае необходимости);
● составитель, редактор, ответственный за выпуск;
● содержание (не допускается слово «Оглавление») приводится в начале или после текста издания;
страницы должны иметь порядковую нумерацию арабскими цифрами; страницы обложки в нумерацию страниц издания не включают.
ДСТУ 3017-95 Видання. Основні види. Терміни та визначення.
ДСТУ 3018-95 Видання. Поліграфічне виконання. Терміни та визначення.
ДСТУ 3583-97 Інформація та документація. Скорочення слів в українській мові у бібліографічному описі. Загальні вимоги та правила.
ГОСТ 7.12-93 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.
ДСТУ ГОСТ 7.1 : 2006 Система стандартів з інформації, бібліотечної та видавничої справи. Бібліографічний запис. Бібліографічний опис. Загальні вимоги та правила складання.
Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2002. – 528 с. – (Серия «Библиотека»).
Автоматизация библиотечно-библиографических процессов и формирование на их основе электронных библиографических и фактографических ресурсов привели к развитию издательской деятельности библиотек города.
Издательская продукция библиотек создается ее же сотрудниками. Она формируется, в основном, на основе собственных фондов.
Неуклонно увеличивающийся информационный поток делает отбор, оценку, представление и продвижение нужной информации жизненно необходимыми. Библиотеки выпускают списки литературы и тематические библиографические указатели. Большее внимание уделяется созданию библиографических пособий малых форм: списков, закладок, буклетов. Тематику библиографических пособий определяют информационные запросы пользователей. Востребованы тематические дайджесты. Если тема востребована, а издание библиографического материала по каким-либо причинам невозможно, библиотеки создают тематические папки (информационно-библиографические досье). Они составляются на основе типовых запросов читателей и представляют собой подборку печатных материалов (вырезки статей и их копии, библиографические списки, перепечатанный материал).
Печатная продукция оказывает эффективную помощь в информационно-библиографическом обслуживании, помогает созданию положительного имиджа библиотеки, направлениях деятельности, программах и проектах, осуществляемых ею, в освещении памятных событий и дат.
За 2007 год работниками библиотек города Новочебоксарск подготовлено и выпущено 96 изданий с большим диапазоном тематического охвата и читательского назначения ( Приложение №1).
1. В помощь потребителям правовой информации сотрудниками информационно-библиографического отдела выпущены дайджесты «Имущественный налоговый вычет – это просто!», «Расчет отпускных по новому», «О пособиях по уходу за ребенком до 1,5 лет и детских пособиях», «Безопасность вашего жилища», «Материнский капитал», «Новый порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам», информационные листки: «Что должен знать призывник», «Новый порядок расчета среднего заработка», «Новые ПДД: штрафы на дорогах», «Пенсия по наследству», «Социальное жилье для работников бюджетной сферы», «Что такое «детский» вычет и кто имеет на него право», «Расчет досрочных пенсий работникам вредных производств».
2. В помощь воспитательному процессу:
· закладка «Для вас, родители!» (детско-юношеская библиотека),
· папка-досье «Дорога в никуда» (библиотека им. Н.Носова).
указатель, посвященный к 100-летию со дня рождения шведской писательницы Астрид Анны Эмили Линдгрен «В гостях у Астрид Линдгрен»;
· рекомендательный список «Мы читаем – не скучаем!» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака);
· буклеты «Лето, книга, я – друзья» (детско-юношеская библиотека), «Книга года 2005: Тарнаккай Р. Сарби» (детско-юношеская библиотека), «Тропой судьбы»: Г. Белгалис (детско-юношеская библиотека), «Год ребёнка проведём вместе с книгой» (детско-юношеская библиотека), «Слово Айги, всё в нём кажется вечным» (детско-юношеская библиотека), «Поэзия – как Молчание» (детско-юношеская библиотека), «Мы хотим, чтоб ваше лето было книгами согрето» (детско-юношеская библиотека), «Каждому читателю – его книгу» (организационно-методический отдел);
· закладки «Страна остановленного времени» Д. Суслина (детско-юношеская библиотека), «Читают все!»: о приключениях Камо Д. Пеннака (детско-юношеская библиотека), «Какое дерево важнее»: по книге Г. Белгалис (детско-юношеская библиотека), к Неделе памяти Г. Айги: «Отмеченная зима», «Без меня перечти» (детско-юношеская библиотека), к летним чтениям: «Здоровье из леса», «В лес по загадки», «Мир лесных растений», «Самые-самые», «Советы дядюшки Градусника», «Ребятам о зверятах», «Наперегонки с летом», «Загадки Бабы Яги», «Участнику летних чтений», «О тех, кто плавает, жужжит, мяукает и лает» (детско-юношеская библиотека);
· информационные листки «Эрудит-шоу» в рамках летних чтений (детско-юношеская библиотека), «Горячая десятка»: 10 лучших книг для детей (организационно-методический отдел);
4. Создание положительного имиджа библиотеки:
· буклеты «Городская детско-юношеская библиотека» (детско-юношеская библиотека), «ГДЮБ: экскурсия по библиотеке» (детско-юношеская библиотека), «Библиотека семейного чтения им. С.Маршака»;
· визитки (все библиотеки).
5. Помощь учебному процессу:
· буклеты «ГДЮБ предлагает воспитателям, педагогам, родителям», «Заповедники» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Здоровье, унесенное дымом» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Откуда берется вода» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Где меня научат?» (библиотека им. Н.Носова);
· закладки «Удивительный мир путешествий»: весёлая география для малышей (детско-юношеская библиотека), «Английский язык с Винни-Пухом»: об обучающем курсе для детей младшего школьного возраста (детско-юношеская библиотека);
· информационный листок «Советы абитуриенту» (детско-юношеская библиотека).
6. Методические рекомендации:
· «Книжная выставка – свежим взглядом» (организационно-методический отдел), «Пришла пора – уроки начинаются» (организационно-методический отдел), «Довольные читатели – лучшие друзья библиотеки!» (организационно-методический отдел).
7. Формирование информационной культуры:
· рекомендательные списки: «С D и смотри»: список С D (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Новые информационные ресурсы библиотеки» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби);
· буклеты: «Золотой ключик: выбор книг в библиотеке» (детско-юношеская библиотека), «Новые информационные ресурсы библиотеки» (детско-юношеская библиотека), «Правила пользования библиотекой» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби), «Библиотека: инструкция по применению» (библиотека им. Н.Носова), «Первые шаги в библиотеке» (библиотека семейного чтения им. А.Николаева), «Периодика для вас» (библиотека семейного чтения им. А.Николаева);
· информационный листок «Ресурсы библиотеки» (детско-юношеская библиотека);
· рекомендательная папка «Что приносит почтальон» (библиотека им. Н.Носова).
· рекомендательный список «Будущему педагогу» (библиотека им. Н.Носова);
· буклеты: «Ориентир»: информационный центр (детско-юношеская библиотека), «У меня растут года» (детско-юношеская библиотека).
Ежегодно информационно-библиографическим отделом выпускаются «Календари знаменательных дат» (в том числе КЗД Чувашии и г. Новочебоксарск).
Несмотря на все наши усилия, внешний вид издательской продукции, выпускаемой библиотекой, зачастую оставляет желать лучшего. Это связано с отсутствием в некоторых библиотеках цветного принтера. Также возможен недостаток навыков в работе с п рограммами, необходимыми для создания издания.
Начало издательскому проекту положили рекомендательные списки литературы (Приложение № 2). Они составляются по наиболее важным и актуальным темам и проблемам в соответствии с читательским и целевым назначением. Как показывает опыт, больше всего такие списки необходимы учащейся молодежи и преподавательскому составу, соответственно и темы их чаще всего связаны с учебным процессом.
Выпуск Бюллетеней — также традиционная и весьма востребованная форма работы.
Библиотеки выпускают также информационные листы, памятки (правила, рекомендации), буклеты, брошюры, дайджесты, сборники, пригласительные билеты, визитные карточки, календари, аппликации, ярлыки, закладки с собственным логотипом и вручают их читателям абонемента, читальных залов или посетителям при проведении рекламных акций.
Информационные листы, закладки (Приложение № 3)
Привлекательная черта данных малых форм — возможность информировать пользователей по конкретному вопросу, теме, каталогу, фонду, отделу. Обычно это четко выражается в самом названии продукта: «Как пользоваться межбиблиотечным абонементом», «Заповеди читателя», «Разделы систематического каталога», «Правила пользования читальным залом», «Перечень разделов систематического каталога», «Алгоритм поиска в систематическом каталоге», «Поиск книги в алфавитном каталоге». Оправдал себя и выпуск целых серий малоформатных информационных листов, каждая из которых затрагивает актуальную тему или проблему для определенной группы населения, например: «Летопись Великой Отечественной», «Советы выпускникам», «Льготы студентам» и т. д.
Такая продукция малозатратна и удобна для заинтересованных пользователей (листы можно держать в книге, блокноте, тетради и т. п.). Любой посетитель может взять такую продукцию с выставки, кафедры, стола в библиотеке.
Памятки (правила, рекомендации) (Приложение №4)
По сути, это более облегченная или сокращенная форма справочников, путеводителей, методических пособий и — очень распространенная. Они выпускаются большим тиражом, чем другие издания библиотеки. В работе с ними тщательно отбираются факты. Памятка должна быть лаконична, и в то же время информативна. И что не менее важно — доступна для всех пользователей. Такие продукты мы выпускаем в двух видах:
Рекомендации по широкому спектру деятельности библиотеки: обслуживание читателей, жизнь библиотеки, услуги и т. п. Эти пособия включают самую лаконичную характеристику технических сторон работы библиотеки, содержат сжатую информацию практического характера. Большим спросом у читателей пользуются разработанные нашим библиографом памятки-пособия: «Как правильно написать конспект», «Как составить резюме», «Сочинение: секреты успеха» (серия памяток из 4-х выпусков), «Культура чтения», «Увлекательный мир фэнтези».
Персональные памятки. Их цель — познакомить читателей с основными произведениями определенного автора и помочь в изучении его жизни и деятельности.
Отбираются самые ценные издания произведений писателя, имеющиеся в библиотеке, а также литература о его жизни и деятельности. Поистине незаменимыми стали персональные памятки краеведческого характера. Обычно эти публикации содержат краткую информацию о жизни людей, их достижениях, творчестве; перечень произведений; публикации о них в прессе. Помимо этого, в них печатаются тексты самых значительных произведений (если это поэт), обычно 3—5 наименований. Часто такие памятки выпускаются к персональным книжным выставкам и другим мероприятиям. Широко используются они для работы в читальных залах библиотек района.
Буклеты (Приложение №5)
Буклетом называют согнутое (сфальцованное) в один или несколько раз «гармошкой», треугольником, «домиком» и т. п. многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание.
Применительно к библиотечной специфике выделяют различные жанры буклета: посвященные самой библиотеке, какому-либо значимому направлению деятельности или крупному мероприятию, культурному центру, региону, где находится библиотека. Вместе с рекламным текстом в буклетах помещаются красочные фотографии, иллюстрации. Буклеты издаются на самой лучшей бумаге, они очень престижны. Их обязательно вручают на презентациях, пресс-конференциях, выставках, при заключении договоров и контрактов
Дайджесты (от лат. digest — краткое изложение) — это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей.
Их преимущество в том, что собирается исчерпывающая информация на интересующую пользователей тему: наиболее интересные и важные материалы из периодических изданий и сборников. Прежде всего, это касается краеведческих изданий библиотеки. Переработка разрозненных сведений позволяет предоставлять читателям информацию краеведческого характера, облегчающую пользователям доступ к различным документам.
Отличие дайджестов от проблемно-тематических указателей состоит в том, что единицей группировки при составлении указателей являются документы, а при составлении дайджеста — фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему).
Для дайджестов характерны:
♦ различие аспектов рассмотрения проблемы;
♦ различие в терминологии, используемой специалистами разных отраслей;
♦ возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.
Подобные дайджесты становятся особенно востребованными в условиях быстро растущего числа периодических изданий, за которыми средний пользователь просто физически не в состоянии уследить.
Дайджесты используются нами как в индивидуальной работе с читателями, так и при организации книжных выставок, проведении массовых мероприятий. Например, библиотекой г. Борск подготовлены такие дайджесты: «Гордость и боль» (борчане — афганцы), «В истории — навечно» (борчане — Герои Советского Союза») и т. п.
Структура дайджеста имеет следующий вид:
ü предисловие (от составителя);
ü основной текст, обычно разделенный на параграфы;
ü список использованной литературы;
ü приложения (иллюстративный материал — таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст);
ü словарь основных терминов (в случае необходимости).
Особое место в деятельности библиотеки последних лет занимает подготовка тематических сборников. Они, как правило, посвящены наиболее актуальным темам и юбилейным датам. Выпуск подобных сборников предполагает серьезную подготовку, обращение к различным документам, справочному аппарату библиотеки, каталогам и картотекам.
Они составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассредоточении информации по широкому кругу источников. Основными этапами составления тематической подборки являются:
Структура тематических подборок имеет, как правило, следующий вид:
Например, библиотекой г. Борск подготовлены такие сборники: «Польза, честь и слава: почетные граждане Борского района» (биографический сборник); «Мы о войне стихами говорим» (стихи борчан, посвященные Великой Отечественной войне); «Острова моей души» (сборник борской поэтессы В. Савельевой, составленный по страницам местных газет); «Выбор профессии: путь к успеху» (сборник популярных профессий); «Российские меценаты», «Такая им судьба была дана: женщины в истории России »(сборники биографических очерков) и т. д.
Выполненный в форме буклета пригласительный билет обычно фокусирует внимание на конкретном событии: презентации библиотеки в связи с ее юбилеем, переездом, открытием после ремонта и т. п.; вернисаже картин местного художника; встрече с интересным гостем и т. п. Тем не менее, как уже неоднократно подчеркивалось, сверхзадача приглашения, как и других рекламных изданий, — акцентировать внимание на достоинствах библиотеки, продемонстрировать ее высокие возможности.
В практике библиотечно-библиографического обслуживания зачастую используются тематические подборки. Они составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассредоточении информации по широкому кругу источников. Основными этапами составления тематической подборки являются:
♦ ознакомление с темой, составление рубрикатора;
♦ выявление литературы по теме, составление библиографического списка;
♦ копирование текстов микродокументов, отраженных в списке и имеющихся в распоряжении библиографа;
♦ группировка текстов документов;
♦ оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия.
Структура тематических подборок имеет, как правило, следующий вид:
♦ титульный лист, на котором помимо темы указываются хронологические границы отбора документов или год начала выявления информации, если тематическая подборка пополняется новыми материалами;
♦ краткое предисловие (от составителя);
♦ определенным образом сгруппированные копии текстов документов, а часто и иллюстративный материал;
♦ библиографический список, отражающий всю выявленную литературу (а не только включенную в подборку в виде копий);
♦ список просмотренных источников.
Полезно запомнить несколько несложных правил оформления этих изданий.
2. Объявления в 1/4 полосы, вытянутые в столбец, привлекают больше внимания, чем квадратные и вытянутые вдоль.
3. Косое расположение текста — скорее недостаток, чем достоинство.
4. Высококачественная иллюстрация побуждает прочитать текст в полтора раза больше людей, чем рядовая.
5. Одна большая иллюстрация лучше множества маленьких.
6. Для привлечения рекламы к «скучному» объекту можно использовать иллюстративный материал, не имеющий отношения к самой услуге, однако между ними должна обязательно иметься ясно просматриваемая связь, понятная и объяснимая в короткой фразе.
7. Фотографии известных людей в качестве иллюстрации привлекают значительное внимание, но затмевают рекламируемый объект.
8. Параметры страницы. При установке величины полей, прежде всего, необходимо определить, односторонняя или двухсторонняя печать будет использоваться. При односторонней печати содержимое печатного издания располагается только на одной стороне печатного листа (такая печать часто используется при оформлении докладов, рефератов, диссертаций и т. п.). В этом случае различают верхнее, нижнее, левое и правое поля. При подготовке журнальных и книжных изданий используется двухсторонняя печать. Здесь различают так называемые зеркальные поля, а также вместо левого и правого полей используют понятия внутренних и внешних полей.
Многовековым опытом издательства книг было установлено, что достаточно большие поля снижают нагрузку на зрение и облегчают восприятие информации, в то время как маленькие поля такую нагрузку существенно увеличивают. Кроме того, были выработаны некоторые соотношения между величинами полей. Самым маленьким должно быть поле около переплета (иногда его называют корешковым), т. е. левое поле — при односторонней печати и внутреннее — при двухсторонней. Несколько более широким должно быть верхнее поле. Следующее — правое, или внешнее, поле, и самое большое — нижнее. Такая величина полей объясняется особенностями человеческого зрения. Глаз человека видит середину каждой вертикальной линии несколько выше, чем она расположена на самом деле, поэтому середина полосы набора должна быть несколько выше середины страницы. При просмотре разворота издания внутренние поля сливаются в одно большое, из чего следует, что для улучшения зрительного восприятия полосы должны быть несколько сдвинуты внутрь.
Под программным уровнем понимается совокупность программ, необходимых для создания издания. Условно его можно разделить на несколько конкретных компьютерных технологий:
■ технология обработки изображений;
■ технология полиграфического дизайна;
■ технология собственно настольной издательской системы.
Компьютерные технологии издательского дела
Основные операции с объектами
Технология обработки изображений (растровая графика)
Создание и обработка иллюстративных материалов:
♦ преобразование готовых изображений, созданных на каком-либо материальном носителе в цифровую форму;
♦ создание иллюстративных материалов сразу в цифровом виде
Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, Fractal Design Painter, Micrografx Picture Publisher
Технология полиграфического дизайна (векторная графика)
Разработка самостоятельных графических продуктов: фирменные знаки, логотипы, визитки, бланки, объявления, афиши, пригласительные билеты, открытки и т. п.
Adobe Illustrator, Corel DRAW, Macromedia FreeHand, Micrografx Designer
Технология собственно настольной издательской системы
Разработка издания (газеты, книги, журнала, брошюры, многостраничного документа) с помощью персонального компьютера. Может включать в себя результаты технологий графики и полиграфического дизайна
Adobe PageMaker, QuarkXPress, Corel Ventura, Microsoft Publisher, Microsoft Word
1. Доморацкий В.П., Белоколенко М.В. Наглядность в работе библиотеки: системный подход: Методическое пособие. – М.: «Издательство Либерея», 1999. – 56 с.: ил.
3. Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама: Практ. пособие. — М.: Либерея, 1997. — 96 с.
4. Суслова И. М. Практический маркетинг в библиотеках: Учебно-методическое пособие. — М.: Издательство «ЛИБЕРЕЯ», 2004. —с. 125-126
6. Отчет МУ «Библиотека» за 2007.
Приложение № 1. Печатная продукция библиотек г. Новочебоксарск.