что такое фискальная задолженность
Задолженность по налогам и сборам: отражение в учете и урегулирование разногласий
Долги по фискальным платежам компании могут быть:
Правила бухгалтерского учета
Для отражения хозяйственных операций применяют План счетов, утвержденный Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Планом счетов предусмотрен, для того чтобы учитывать задолженность по налогам и сборам, счет 68. К нему рекомендуется открывать субсчета и обеспечивать аналитический учет по видам налоговых платежей. По кредиту счета отражается начисление налога, а по дебету его уплата или уменьшение за счет налоговых вычетов.
Бухгалтерский учет ведется методом начисления. Даты начисления и даты уплаты налогов, как правило, не совпадают. Например, налог на прибыль, начисленный к уплате за 2020 год, будет отражен по кредиту счета, а перечислить его организация обязана до 28.03.2019. Это приводит к тому, что на дату начисления налогового сбора по счету 69 возникнет кредитовое сальдо. Это текущая задолженность, она не является просроченной.
Отражение в бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность формируется по формам, утвержденным Приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н. Задолженность по налогам и сборам в балансе отражается в составе кредиторской задолженности в разделе V:
Если величина долга перед бюджетом существенна, то компания отражает сведения о нем обособленно. Уровень существенности определяется организацией в учетной политике. В этом случае вводится в состав баланса дополнительная строка.
Материал по теме Как получить справку о состоянии расчетов с бюджетом Как сверить данные с ИФНС
Как минимум раз в год (при проведении инвентаризации перед составлением бухгалтерской отчетности) необходимо сверить данные компании по налоговым долгам с данными ИФНС. Рекомендуем это делать чаще. Это не сложно, особенно если у вашей организации подключен ЭДО с инспекцией или зарегистрирован личный кабинет на официальном сайте ФНС.
Для подтверждения задолженности необходимо подписать с инспекцией акты сверки по всем фискальным платежам. Это может занять некоторое время. Для оперативной проверки удобно использовать документ «Справка о состоянии расчетов». В одной форме сведены сведения о сальдо расчетов по всем платежам.
Урегулирование задолженности по налогам и сборам
Если вы обнаружили, что в регистрах ФНС отражено неверное сальдо расчетов, то его необходимо исправить. Ведь отсутствие задолженности по налогам и сборам позволяет компании получить кредит, участвовать в тендерах, заключать госконтракты. А ее наличие может привести к отказу банка в предоставлении заемных средств, а покупателей и заказчиков — от заключения контрактов.
Для исправления ошибки необходимо установить причину ее возникновения. Для этого можно заказать в ФНС «Выписку операций по расчету с бюджетом» по фискальному сбору с ошибочным сальдо. Если ИФНС неправильно отразила начисление или не отразила перечисление налогового платежа, напишите заявление о необходимости исправления и приложите подтверждающие документы. Заявление составляется в произвольной форме и предоставляется в инспекцию лично, почтой или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Фискальный – это то, что служит интересам казны
Фиск – fiscus, переводится буквально как «корзина». Так называлась личная казна императора Рима. Фиск стал единым финансовым центром, куда собирались все виды доходов и сборов со всей Римской империи.
В России при Петре I учредили службу фискалов-чиновников, служащих интересам казны. В их обязанности входило следить, не допускаются ли недобросовестные действия и злоупотребления при сборе налогов. Таким образом, фискальный – это то, что принадлежит фиску, служит интересам казны.
Особенность налогообложения
Основным источником дохода государственной казны являются налоги и сборы, которые выполняют следующие функции:
Фискальный сбор
Сбор фискальный – это полностью контролируемый Налоговым кодексом сбор, независимо от уровня и формы наложения обязательств. Перечень сборов един для всех. В нём предусмотрены ставки фискального бремени. Такой тип политики называется закрытым.
Сбор фискальный – это многосложный инструмент экономики, который за последние десятилетия претерпел значительные изменения. Это связано с приспособлением налоговой политики к современным условиям рынка.
Налоги в зависимости от уровня установления
Основным условием, разграничивающим обязательства перед казной, является различный уровень установления.
Ясно и точно значение слова «фискальный сбор» раскрывает следующее определение: это слаженный механизм, служащий интересам казны, направленный на создание денежных фондов с целью стабилизации экономики.
Формула для расчета коэффициента задолженности
Коэффициент задолженности (КЗ) — один из расчетных показателей, используемых при анализе финансового состояния компании. Он отражает долю активов, сформированных в результате привлечения долгового финансирования, и рассчитывается по формуле:
(КЗ + ДЗ) — общая сумма задолженности фирмы;
А — суммарные активы.
Формула расчета КЗ, представленная через строки баланса, имеет следующий вид:
КЗ = (стр. 1400 + стр. 1500) / стр. 1600.
С детализацией балансовых строк знакомьтесь с помощью статьи «Расшифровка строк бухгалтерского баланса (1230 и др.)».
Нормальным считается следующий диапазон значений КЗ:
Если КЗ близок к нулю, это свидетельствует о наличии у компании крайне незначительных долговых обязательств в сравнении с ее собственным капиталом. Это один из показателей финансовой устойчивости.
Приближение коэффициента к 1 указывает на то, что практически весь собственный капитал сформирован за счет заемных средств. В большинстве случае такое значение КЗ показывает высокую степень зависимости от контрагентов и кредиторов, что может негативно повлиять на финансовую устойчивость компании при неблагоприятном развитии событий.
Регулярный расчет КЗ позволяет своевременно отследить негативные тенденции в финансовой ситуации предприятия и принять меры по их устранению.
Как анализируется финансовая устойчивость компании? узнайте из материала «Проведение анализа коэффициентов финансовой устойчивости».
Базовые понятия и порядок расчета коэффициентов для проведения финансового анализа хозяйственной деятельности предприятия можно найти в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию.
Разновидности коэффициентов задолженности (текущей, краткосрочной и др.)
Коэффициент задолженности, рассмотренный в предыдущем разделе, имеет значение при оценке общего финансового состояния компании, поскольку при его расчете используется общий (суммарный) показатель долгов. Для более детализированного анализа требуется расчет дополнительных коэффициентов задолженности, например:
КТЗ показывает долю краткосрочной задолженности в общей сумме капитала и рассчитывается по формуле:
ТЗ — суммарная величина текущей задолженности;
ВБ — валюта баланса.
ККЗ отражает долю долгов компании со сроком погашения менее 12 месяцев в общей структуре задолженности:
ККЗ = КЗ / (КЗ + ДЗ),
КЗ — объем краткосрочной задолженности;
(КЗ + ДЗ) — сумма краткосрочных и долгосрочных долгов компании.
КФЛ демонстрирует степень зависимости компании от внешних источников заимствования и рассчитывается (как и вышеуказанные коэффициенты) по показателям, отражаемым в балансе:
ЗК — заемный капитал;
СК — собственный капитал.
Методику расчета показателя СК см. в материале «Собственный капитал в балансе — это. »
При проведении финансового анализа коэффициенты финансовой задолженности применяются вместе с другими коэффициентами, что значительно расширяет возможности анализа и позволяет оценивать финансовое состояние компании с различных позиций.
Знакомьтесь с алгоритмами расчета разнообразных коэффициентов с помощью размещенных на нашем сайте материалов:
Итоги
Коэффициент задолженности показывает долю активов, сформированных в результате привлечения долгового финансирования. Данный коэффициент отражает степень финансовой устойчивости компании, а нормативное его значение находится в диапазоне от 0 до 0,5.
Что такое бюджетно-налоговая политика государства
Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.
Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?
Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:
Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.
Дискреционная (объявляется государством).
Характерны следующие маневры:
Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).
«Работают» следующие инструменты:
Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране
Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.
НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.
Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.
А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.
Основные инструменты налогово-бюджетной политики
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:
Об изменениях в налогообложении с 2021-2022 годов читайте в этой рубрике нашего сайта.
Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.
О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».
Плюсы и минусы фискальной политики
У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:
При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:
О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».
Итоги
Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.
Приложение N 4. Фискальная задолженность
Приложение N 4
к Порядку проведения проверок эффективности
использования и сохранности государственного
имущества Республики Татарстан
Фискальная задолженность
_________________________________________________
(наименование предприятия)
Задолженность в бюджет РФ | ||||||
По состоянию на | Начислено | Погашено | Всего | в том числе | ||
недоимка | штрафы | пени | ||||
Задолженность в бюджет РТ и целевые государственные внебюджетные фонды | ||||||
Задолженность в местный бюджет |
Задолженность в Пенсионный фонд | |||||||
По состоя- нию на | Начислено | Погашено | Всего | в том числе | |||
Страховые взносы | штрафы | пени | |||||
Всего | в т.ч. просро- ченные |
Итого общая сумма задолженности по состоянию на _______________________ |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.