Фирменное блюдо или, как его ещё часто называют, главное блюдо ресторана, как правило, в большинстве заведений является его визитной карточкой. Поэтому оно должно не только отличаться своей оригинальностью, но и постоянством исполнения. Ведь не весьма приятно отвечать отказом гостю, который заказал фирменное угощение ресторана, по причине отсутствия на кухне каких-либо ингредиентов, необходимых для приготовления данного блюда.
Во многих ресторанах главное блюдо не только отражает имидж заведения, но и прекрасно служит в качестве рекламы. Именно поэтому важно, чтобы шеф-повар ресторана вкладывал всю душу в приготовление фирменного блюда. Отпотчевав главное угощение ресторана, посетители формируют в целом своё мнение о кухне, предлагаемой в данном заведении, что в свою очередь может сказаться как позитивно, так и негативно на репутации заведения. Следовательно, к приготовлению фирменного угощения нужно подходить серьёзно.
Как сделать из фирменного блюда шедевр искусства?
Истинные шеф-повара никогда не раскроют секреты приготовления фирменного блюда. Ведь от сохранения данной тайны зачастую зависит будущее ресторана. Безусловно, что повторить главное блюдо одного ресторана для шеф-повара в другом ресторане может и не составить особого труда. Однако плагиат никогда к добру не приводил, так как копирование рецепта фирменного угощения скорее негативно скажется на репутации ресторана, где данное блюдо планируется выдать за своё собственное.
Чтобы из фирменного блюда сотворить шедевр искусства, шеф-повару ресторана необходимо придумать нечто необычное с редкой изюминкой, без которой аналогичное угощение не выйдет ни у кого, кроме как у хранителя секрета рецепта. Немаловажное значение имеет оформление и способ подачи блюда.
Название фирменного блюда – это важно.
Безусловно, интересное название блюд, предлагаемых в меню, привлекает посетителей заведений. Поэтому к выбору названий необходимо подходить не только творчески, но и с маркетинговой точки зрения.
Следует отметить, что название угощения – это в первую очередь его реклама для гостя. Поэтому чтобы обратить на себя внимание посетителя ресторана, блюдо должно иметь не только оригинальное, но и интригующее название. Нужно добавить, что это касается всех блюд, предлагаемых в меню.
Фирменное блюдо ресторана в свою очередь должно обладать «говорящим» названием. «Говорящее» название означает, что наименование угощения должно говорить само за себя, в котором должна отражаться как история создания ресторана, так и уровень обслуживания, а также отношение к клиенту.
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ФИРМЕННЫХ И НОВЫХ БЛЮД И ИЗДЕЛИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Public catering services. Method of elaborating and approving of house specialties at public catering enterprises
Дата введения 2012-01-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к порядку разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания.
Стандарт распространяется на разработку фирменных и новых блюд и изделий, изготавливаемых предприятиями общественного питания различных форм собственности, организационно-управленческой структуры и индивидуальными предпринимателями.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
ГОСТ Р 50647-2010 Услуги общественного питания. Термины и определения
ГОСТ Р 50763-2007 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия
ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования
ГОСТ Р 53104-2008 Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания
ГОСТ Р 53105-2008 Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию
ГОСТ Р 53106-2008 Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания
СТ СЭВ 543-77 Числа. Правила записи и округления
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50647, ГОСТ Р 50763, ГОСТ Р 53104, ГОСТ Р 53105, ГОСТ Р 53106, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 фирменное блюдо (изделие): Блюдо (изделие), приготовленное по оригинальным рецептуре и технологии и отражающее специфику предприятия питания.
3.2 новое блюдо (изделие): Блюдо (изделие), приготовленное из нового вида сырья и (или) по новой, усовершенствованной технологии.
3.3 компонент (ингредиент): Пищевой продукт, продовольственное сырье (включая пищевые добавки), отдельные виды кулинарной продукции, используемые при производстве продукции общественного питания и присутствующие в готовой продукции в исходном или измененном виде.
4 Общие положения
4.2 Рецептуры на фирменные и новые блюда (изделия) могут быть разработаны для одного конкретного предприятия общественного питания, для нескольких предприятий общественного питания, входящих в состав одного объединения, в том числе сетевых и предприятий корпоративного питания. Разработанные фирменные и новые блюда могут быть переданы для применения другим предприятиям общественного питания по согласованию или на договорной основе.
4.3 Рецептуры фирменных и новых блюд (изделий) разрабатывают высококвалифицированные специалисты предприятий общественного питания, в том числе заведующий производством, шеф-повар, шеф-кондитер, начальник цеха, су-шеф, технолог, повар, кондитер и другие специалисты, с привлечением при необходимости (либо без привлечения) технологических пищевых лабораторий для расчета физико-химических показателей и определения (установления) микробиологических показателей.
4.4 Отработку рецептур проводят на сырье и пищевых продуктах, применяемых на предприятии общественного питания и отвечающих требованиям действующих национальных стандартов и других нормативных и технических документов. Сырье и пищевые продукты должны сопровождаться документами, подтверждающими их происхождение, безопасность и качество, и иметь маркировку в соответствии с техническими регламентами и/или ГОСТ Р 51074.
4.5 Порядок разработки фирменных и новых блюд (изделий) включает в себя следующие этапы:
— разработку проекта рецептуры;
— отработку рецептуры и технологии производства;
— оформление рецептуры и технологии производства;
— определение органолептических, физико-химических, микробиологических показателей;
— расчет пищевой ценности;
— установление сроков годности (при необходимости).
5 Порядок разработки проекта рецептур и технологии фирменных и новых блюд (изделий)
5.1 Порядок разработки проекта рецептур на фирменные и новые блюда (изделия) включает в себя этапы, перечисленные в 5.1.1-5.1.9.
5.1.1 Выбор блюд (изделий) для разработки с учетом их новизны, кулинарных достоинств, сочетания продуктов, оформления при отпуске.
5.1.2 Изучение возможности применения новых способов кулинарной обработки сырья и продуктов, использования новых видов сырья и полуфабрикатов, пищевых добавок и специй и т.д.
5.1.3 Выбор производственных потерь и потерь при тепловой обработке по аналогичным традиционным рецептурам блюд (изделий).
5.1.4 Составление проекта рецептуры на блюдо (изделие) в виде таблицы, в которой указывают:
— наименование используемых компонентов (ингредиентов) в технологической последовательности;
— массу полуфабрикатов [при необходимости для получаемых в процессе приготовления блюда (изделия)];
— выход готового изделия.
5.1.5 При составлении проекта рецептуры на фирменное мучное кондитерское изделие дополнительно к 5.1.4 указывают:
— содержание (массовую долю) сухих веществ в каждом компоненте (ингредиенте); расход компонентов (ингредиентов) на полуфабрикаты, входящие в состав изделия, общий расход компонентов (ингредиентов) массой нетто и в сухих веществах;
— массу полуфабрикатов, в том числе в готовых изделиях;
— влажность полуфабрикатов и готовых изделий (в процентах).
5.1.6 Описание технологии приготовления блюда (изделия).
5.1.7 Проведение предварительной отработки из расчета выхода 1-3 порции или 300-500 г.
5.1.8 Корректировка рецептуры блюда (изделия) с учетом сочетаемости продуктов и органолептических показателей (внешнего вида, текстуры, запаха, вкуса).
5.1.9 Корректировка выхода блюда (изделия).
5.1.10 Корректировка описания технологии приготовления блюда (изделия) с учетом изменений по 5.1.8.
5.3 Расчет пищевой ценности фирменных и новых блюд (изделий) осуществляют в соответствии с [2].
5.4 Установление сроков годности фирменных и новых блюд (изделий) осуществляют в соответствии с [3] или на основании результатов исследований изделий, проведенных в испытательных лабораториях в установленном порядке [4].
6 Организация проведения отработки рецептур и технологии фирменных и новых блюд (изделий)
6.1 Отработку рецептур блюд (изделий) проводят с соблюдением действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для предприятий общественного питания [3], [5].
6.2 Инвентарь, посуду и инструмент для отработки подбирают в соответствии с технологическим процессом и особенностями приготовления блюда (изделия).
6.3 При отсутствии какого-либо компонента (ингредиента), входящего в рецептуру, фирменное блюдо (изделие) не отрабатывают.
6.4 Взвешивание сырья (продуктов) проводят на исправных механических и электронных весах для статического взвешивания, прошедших метрологическую поверку.
6.5 Для определения продолжительности тепловой обработки используют показания таймера (при наличии на оборудовании), секундомера или часы с секундной стрелкой.
6.6 Температурные режимы тепловой обработки определяют с помощью таймеров или терморегуляторов, установленных на оборудовании, нертутных термометров в металлической оправе или других современных средств измерения. Температуру измеряют в толще продукта.
7 Порядок отработки рецептур и технологии фирменных и новых блюд (изделий)
7.1 В процессе отработки рецептур и технологии блюда (изделия) определяют:
— количество (объем) жидкости (в случаях, если жидкость предусмотрена рецептурой и технологией);
— содержание (массовую долю) сухих веществ (для мучных кондитерских изделий);
— производственные потери, в том числе потери при зачистке выпеченных полуфабрикатов (для мучных кондитерских изделий), потери при отделке (для кондитерских и булочных изделий);
Каждый уважающий себя ресторан предлагает посетителям фирменное блюдо и даже несколько таковых. Но не все правильно понимают, что подразумевается под данным понятием. Обычно фирменное блюдо это эксклюзивное кушанье, которое может предложить только один ресторан в городе. Но, к сожалению, даже это порой не выражает всей сути фирменного салата, супа или десерта. Фирменное блюдо мало ввести в меню, его нужно правильно разрекламировать посетителям ресторана.
В иностранных ресторанах фирменным блюдом является кушанье, которое было придумано шеф-поваром заведения. Рецепт такой еды держится в тайне. В России зачастую фирменным называют блюдо, которое не предлагается в других заведениях города, но при этом рецепт взят из кухни других народов мира. Но конечно, авторское блюдо пользуется гораздо большим уважением.
Разработать технологию фирменного кушанья не так-то просто. Для этого необходимы опытные повара и время на пробы и ошибки. Блюдо может состоять из самых обычных компонентов, но при этом иметь неповторимый вкус. Некоторые клиенты избегают блюд, содержащих экзотические продукты, поэтому не стоит делать ставку на заморские вкусности.
Любое фирменное блюдо необходимо адаптировать под концепцию ресторана. Заведение японской направленности может предложить уникальное блюдо из риса. Грузинский ресторан будет хорошо позиционироваться с шашлыком, маринованным в фирменном рассоле. Но, конечно же, главное, чтобы блюдо было вкусным.
Успешное фирменное кушанье вызывает у людей положительные ассоциации с рестораном. Таким образом, заведение приобретает авторитет и запоминается посетителям. Если в меню будет указано имя повара, который придумал фирменное блюдо, то ресторан станет цениться еще больше. Клиенты будут знать, что в заведении работает профессионал, и, следовательно, не только фирменное блюдо, но и все остальные отличаются повышенными вкусовыми характеристиками.
Активные темы форума
Маркировка и рестораны
Маркировка и рестораны
«Тайные гости» в ресторане
Официанты на выездное обслуживание в ресторан.
Удобный сервис чаевых вознаграждений-быстро и.
Услуга «Тайный гость» для вашего заведения
Бизнес материалы для всех рестораторов
Бизнес материалы для всех рестораторов
Академия Chibbis
Что делать?если кафе ресторанного типа открыто.
Все темы форума »
Концепция
Концепция, как шаг №1
Как разрабатывается концепция
Из чего состоит концепция
Концептуальное единство
Аудитория
Выбор ресторанного сегмента
Имя ресторана
Концептуальные типы
Кофейня
Чайные ресторанчики
Фаст-фуд
Бистро
Пиццерии
Блинная
Интернет-кафе
Литературное кафе
Паб
Пивной ресторан
Кафе мороженое
Фуд-корт
Концепция free-flow
Рестораны и кафе для собак
Где расположить ресторан
Рекламная стратегия
Маркетинговая программа
Изготовление полиграфической рекламной продукции
По вопросам размещения рекламы на сайте: info@restus.ru
Внимание! Владельцы и создатели данного сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте, добавленной пользователями сайта в свободной форме в виде сообщений на форуме, а так же комментариям к материалам, статьям, новостям.
«А можно фирменный рецепт?» – такой вопрос от гостя – лучшая награда для хозяйки за старания. Это значит, что блюдо настолько понравилось, что хочется его готовить и есть еще и еще. Наши советы помогут вам найти и научиться готовить свое коронное блюдо.
О фирменных блюдах
Красота, остроумие, доброта – это, безусловно, важные качества женщины. Но настоящей хозяйкой может называться только та, которая способна и развлечь гостей, и вкусно накормить. Для этого нужно уметь готовить разнообразные блюда – супы, мясо, гарнир, овощи и десерты. Вкусные, полезные и сытные, они оставят приятные впечатления о доме и его хозяевах. А для получения высшей похвалы хозяйке следует одно из блюд сделать своим коронным.
Фирменное блюдо – какое оно?
Найти свое фирменное блюдо не так уж сложно, как кажется на первый взгляд. Задумайтесь, что чаще всего просят приготовить ваши родные или съедают подчистую гости. Усовершенствуйте рецепт, добавив новый ингредиент. Или, наоборот, вспомните, какое чужое блюдо понравилось лично вам, и попробуйте узнать секрет его приготовления.
Фирменное блюдо должно быть понятно гостям – сытное, питательное, достаточно привычное. Экспериментируя со вкусами и экзотическими продуктами, вы рискуете получить блюдо «на любителя», которое, может быть, и похвалят, но не рискнут повторить.
Первое блюдо
Говоря о фирменных блюдах, первым на ум приходит борщ. У каждой хозяйки он получается оригинальный и неповторимый, даже если готовится по одному рецепту.
Если в вашей семье борщ не приветствуют, вы можете сделать своим коронным блюдом суп – с грибами и сыром, с копчеными ребрышками, с лососем, луковый или любой другой.
Шарлотка
Правильно приготовленный яблочный пирог способен ввести в гастрономический экстаз. Секрет такого блюда заключается в правильном выборе яблок. При выпекании они должны оставаться сочными, но не чрезмерно, чтобы тесто не было «мокрым». Кроме того, важно, чтобы кусочки не превратились в пюре, ароматно пахли и имели яркий кисло-сладкий вкус.
Идеально для шарлотки подходят следующие сорта яблок:
Положите как можно больше начинки, добавьте ваниль. Перед подачей украсьте пирог сахарной пудрой и мятой.
Овощное пюре
Да-да, простое пюре из овощей тоже может быть коронным блюдом. Во-первых, вы можете готовить его не из картофеля, а из цветной капусты, картошки и репы, морковки, батата. Отварите картофель с добавлением веточки мяты, на мясном бульоне. Тщательно взбейте овощи в блендере с добавлением сливок и перетрите через сито. Нежная, воздушная консистенция пюре и тонкий вкус удивит и вас, и ваших гостей.
Пирожки с начинкой
В пирожках особенно ценится тонкое, мягкое тесто и сочная начинка. Чтобы сделать их своим фирменным блюдом, нужно научиться готовить идеальное тесто – тонко раскатывающееся, но при этом эластичное, не пропускающее сок. Второй важный момент – яркий вкус начинки. Его добиваются с помощью различных приправ, обжарки, кусочка сливочного масла.
Блины
Запах готовящихся блинов у многих ассоциируется с гостеприимством. Попробуйте добавить в тесто немного ванили и корицы, чтобы сделать аромат поистине незабываемым.
Коронным блюдом хорошей хозяйки могут быть ажурные или пышные блины. Подберите к ним вкусный соус – и можете звать гостей на чаепитие.
Стейк
Сочный кусок мяса наверняка придется по нраву мужской половине гостей. Главный секрет вкусного стейка заключается в правильном выборе мяса. Вырезка должна быть высокого качества, из лучших частей туши. Срез выполняется только поперек волокон. Перед прожаркой мясо нужно просушить и посыпать солью и специями. Жарят его на разогретой сковороде до нужной степени прожарки.
Во время готовки нельзя прокалывать стейк, чтобы не вытекал сок.
Пельмени
Домашние пельмени для многих – любимое блюдо. Все дело в том, что в магазинных вариантах зачастую совсем невкусное мясо. Но редкая хозяйка согласна их лепить самостоятельно. Вы можете выигрышно смотреться на их фоне, готовя домашние пельмени с помощью пельменницы. Главное, не забудьте приготовить вкусную начинку из свежего, сочного мяса.
Фаршированная курица
Целая тушка всегда смотрится празднично, а приготовить ее достаточно просто. Промокните курицу салфеткой, натрите снаружи и внутри приправами или просто смесью соли и перца. В качестве начинки используйте апельсины, яблоки, рис, гречку, сыр или другой ингредиент, который запомнится вашим гостям. Обвяжите тушку толстой ниткой, начиная с ножек, и поставьте в духовку выпекаться. Если подобрать приправы и начинку правильно, фаршированная курица станет «королевой» стола.
Рецепт фирменного блюда прост – правильная техника приготовления, оригинальный ингредиент и ваша любовь. Готовьте с душой, это всегда чувствуется. Выберите понравившееся блюдо и доведите его до совершенства. Кулинарных успехов!
Допустим, ваш шеф-повар изобрел уникальный рецепт блюда (кондитерского изделия, напитка) или знает технологические хитрости (способ приготовления), благодаря которым из обычных ингредиентов можно получить необычайное кулинарное творение с неповторимым вкусом и ароматом. Предполагается, что ваши посетители нигде ничего подобного не попробуют, ибо этот шедевр кулинарного искусства подают только у вас. Вот вы и решили расширить ассортимент продукции, включив в него фирменное блюдо.
Отечественное законодательство дает определение этого понятия:
Заведения ресторанного хозяйства имеют право разрабатывать и изготавливать собственные фирменные блюда (п. 14 Порядка осуществления торговой деятельности). Впрочем, не спешите включить такое блюдо в меню ресторана. Перед этим придется пройти путь разработки фирменного блюда и утверждения его технологической документации. Проводником в этом станет Порядок разработки фирменных блюд.
Создание (разработка) фирменного блюда
Прежде всего такое решение следует оформить приказом (распоряжением) о разработке фирменного блюда руководителя предприятия. В этом документе целесообразно указать:
— лимит расходов на разработку.
Далее события разворачиваются на кухне заведения, а главными действующими лицами становятся повара, технологи и другие работ инки, которые отвечают за создание кулинарного изделия.
Обычно фирменное блюдо разрабатывают на базе уже существующего рецепта, тогда ответственным работникам предприятия (повару, технологу) остается лишь определиться е оптимальным сочетанием компонентом и отшлифовать технологию приготовления блюда. Впрочем, не исключено, что повар может создать что-то абсолютно новое и неповторимое. Но в любом случае для творческого процесса понадобятся продукты, специи, специальная литература и прочее. Расходы на нее это следует задокументировать (закупочными актами на сырье, расчетными документами, накладными и т. п.). Использование продуктов на приготовление пробных и контрольных образцом можно оформить актом списания сырья на разработку фирменного блюда. Его составляют в произвольной форме. Однако в акте рекомендуем записать:
— на какие цели, какого и сколько сырья израсходовано;
— обоснование норм таких расходов (для этого лучше приложить калькуляцию или технологическую карту, если она уже составлена);
— выход продукции (количество изготовленных порций блюда).
Такие акты подписывают повар и технолог (другие лица, осуществляющие разработку блюда), кладовщик, бухгалтер и заверяет руководитель предприятия.
В ходе разработки фирменного блюда определяют себестоимость одной его порции. Это не сложно сделать, зная цены и количество полуфабрикатов, сырья каждого вида (масса брутто), необходимых для получения нужного выхода готовой продукции (масса нетто). Так что себестоимость одной порции легко исчислить, разделив общую стоимость затраченного сырья на количество полученных из него порций.
Для приготовления фирменного блюда необходимо использовать продукты и сырье, безопасное для жизни и здоровья потребителей, гарантированного качества и которые соответствуют требованиям Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВЕ И учтите: запрещено готовить такое блюдо при отсутствии хотя бы одного компонента, входящего в его рецепт (п. 3 Порядка разработки фирменных блюд).
Помните!
Фирменное блюдо должно соответствовать требованиям ГОСТа 30390-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия». На этом настаивает последний абзац п. 1 Порядка разработки фирменных блюд.
Следующий этап создания фирменного блюда — составление рецепта и технологических карт. Об этом далее.
Оформление технической документации
Когда вы уже окончательно определитесь с рецептом и технологией приготовления блюда, заполните Технологическую карту фирменного блюда или кулинарного изделия либо Технологическую карту мучного кондитерского изделия. Их формы приведены, соответственно, в приложениях 1.2 к Порядку разработки фирменных блюд. Ниже покажем образец заполнения технологической карты фирменного блюда.
Калькуляционная карта предназначена для определения окончательной себестоимости одной порции блюда (изделия) кухни и цены продажи. Ее подписывают лица, ответственные за определение себестоимости и цены продажи, и утверждает руководитель заведения. Вся ответственность за правильное составление и оформление технологической документации на фирменное блюдо возложена на руководителя заведения ресторанного хозяйства (п. 11 Порядка разработки фирменных блюд). Поэтому следующий этап — проверить правильность данных, указанных в документах, с помощью контрольного изготовления.
Контрольное изготовление фирменного блюда
Руководитель, наблюдая за приготовлением блюда (изделия), оценивает трудовые и материальные затраты, время приготовления фирменного блюда, а также его органолептические показатели (цвет, запах, форму и т. п.). При этом он сверяет затраты сырья и выход готовой продукции с информацией в технологической карте.
Расходы продуктов, специй и других материалов на контрольное изготовление фирменного блюда списывают по акту аналогично расходам на разработку блюда.
Результат проверки оформляют актом контрольного изготовления фирменных блюд (п. 7 Порядка разработки фирменных блюд). И если блюдо успешно прошло такое тестирование, то руководитель подписью утверждает технологическую и калькуляционную карты.
Но это еще не все. Хотя мы уже и выходим на финишную прямую. Следующий шаг — внешний контроль.
Лабораторные исследования и согласования
Технологические карты не подлежат государственной регистрации в Государственном комитете стандартизации, метрологии и сертификации Украины (п. 1 Порядка разработки фирменных блюд). Но при разработке технологической документации на фирменное блюдо заведение ресторанного хозяйства обязано провести лабораторные исследования продукции по бактериологическим показателям. Для этого вы вольны обратиться в лабораторию в учреждениях государственной санэпидемслужбы или в любую другую лабораторию, аттестированную Минздравом на право проведения таких исследований (п. 8 Порядка разработки фирменных блюд). Проведение лабораторных анализов и их результат подтверждает протокол, справка либо другой подобный документ, выданный лабораторией.
Завершающий этап в создании фирменного блюда — согласование его технологической карты с территориальной санитарно-эпидемиологической службой (п. 10 Порядка разработки фирменных блюд). И уже когда главный санитарный врач поставит на технологической карте отметку, фирменное блюдо можно включить в меню заведения.
Учет расходов на разработку фирменного блюда
Прежде всего налоговый учет.
Вне сомнения, расходы на разработку и утверждение фирменного блюда связаны с хоздеятельностью заведения ресторанного хозяйства. Среди них: расходы на сырье (продукты) для приготовления образцов блюда, стоимость лабораторных исследований продукции по бактериологическим показателям, согласование технологической документации. Если необходимые первичные документы оформлены и согласованы, путь в валовые расходы всех затрат лежит через пп. пп. 5.2.1 и 5.4.7 Закона о прибыли. Ясное дело, расходы подтверждают документально (пп. 5.3.9 Закона о прибыли).
Но можно ли рассчитывать на валовые расходы, если исследования (анализы) проведены, а от лаборатории получено отрицательное заключение или же в силу определенных причин санэпидемслужба отказала в согласовании технологической карты (имеется документ, подтверждающий это)? Да. естественно. Ведь расходы понесены на обеспечение хоздеятельности предприятия, а именно на подготовку производства новой продукции (блюда). Так что по пп. 5.2.1 Закона о прибыли они попадут в валовые.
А как быть, если блюдо разрабатывали-разрабатывали, а на лабораторное исследование в санэпидемслужбу (лабораторию) его так и не передали? В такой ситуации довольно сложно доказать хозстатус расходов на разработку и контрольное приготовление блюда.
Входной НДС, уплаченный (начисленный) в составе расходов на разработку фирменного блюда, плательщик этого налога включает в налоговый кредит. Понятно, если приобретенные для этого товары (услуги) используют в налогооблагаемых операциях в пределах хоздеятельности (пп. 7.4.1 Закона о НДС). Кроме того, имеется надлежащим образом оформленная налоговая накладная или другой расчетный документ, названный в пп. 72.6 Закона о НДС.
И на десерт — бухучет. Все расходы, связанные с созданием фирменного блюда, рекомендуем показывать на субсчете 941 «Расходы на исследование и разработки». Ведь после всех усилий вы получите для предприятия новое блюдо.
Вот и все. На этом поставим точку. Желаем, чтобы созданное вами фирменное блюдо стало предметом гордости и одной из составляющих популярности вашего заведения.