что такое финансовые регуляторы

Финансовые регуляторы

Кто такие финансовые регуляторы

Финансовые регуляторы — это государственные органы надзора над финансовым рынком. Они выполняют две основные задачи:

В каждой стране с развитым фондовым рынком есть официальный орган, выполняющий функции финансового регулятора.

Финансовые регуляторы в США

Наиболее жесткая система регулирования выстроена в США, где действуют сразу два финансовых регулятора — Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) для фондового рынка и Комитет по торговле товарными фьючерсами (CFTC) для рынка производных инструментов. Строгость американских регуляторов находит отражение в суровых требованиях, которые предъявляют к своим клиентам американские брокеры (Interactive Brokers, TD AmeriTrade и т. д.). Довольно жесткий надзор поддерживается и британским финансовым регулятором — FCA.

Финансовые регуляторы в Европе

Европейская система регулирования имеет двухуровневую структуру: наряду с общим регулятором Евросоюза ESMA в каждой стране есть и свой национальный регулятор. В основе деятельности этих органов лежит Директива о рынках финансовых инструментов (MiFID). Так, кипрская инвестиционная компания EXANTE находится под регулированием как общеевропейского агентства ESMA, так и кипрской комиссии CySEC. Для жителей РФ и СНГ открыть счет в EXANTE, по отзывам, проще, чем у американских брокеров, потому что европейские регулирующие нормы отличаются большей гибкостью по сравнению с американскими.

Финансовые регуляторы в России

В России, в отличие от западных стран, контролем над финансовым рынком занимается не отдельная структура, а центробанк — Банк России. Впрочем, наличие лицензии Центробанка еще не дает возможности российским брокерам предоставлять доступ к зарубежным биржам, выход на которые дают западные брокерские компании — в частности, европейский брокер EXANTE.

что такое финансовые регуляторы. Смотреть фото что такое финансовые регуляторы. Смотреть картинку что такое финансовые регуляторы. Картинка про что такое финансовые регуляторы. Фото что такое финансовые регуляторы
Артур Андреев
Редактор Selectinvest

Финансовый аналитик, в трейдинге с 2010 года.

Источник

Регулятор ЦБ РФ — обзор и анализ финансовой банковской структуры

В данном материале мы дадим ответы на следующие вопросы:

Также мы рассмотрим основные функции Центробанка.

ЛУЧШИЕ БРОКЕРЫ ОПЦИОНОВ КОТОРЫХ ВЫБРАЛИ ВЫ!

FOREX БРОКЕРЫ С ЛУЧШИМИ ТОРГОВЫМИ УСЛОВИЯМИ:

ЦБ РФ: что это такое и кому принадлежит?

ЦБ РФ во все времена остаётся быть Банк России. Его также называют “мегарегулятор”. Он ответственен за всю финансовую систему государства. ЦБ или как его ещё называют “Центробанк” есть в каждой стране. Это государственная организация, основополагающие которой:

Согласно российскому законодательству, Центральный банк действует независимо, и в целом не подконтролен государству, а значит, не за что не отвечает.

МВФ – это единственная структура, которой должен подчиняться Центральный банк. Центробанк – это государство в нашем государстве. И, несмотря на то, как это необычно и даже страшно звучит, действительно страшного в этом ничего нет.

Вся прибыль Банка России, после рефинансирования сторонних банков (их поддержки), уходит в казну. Конечно, после вычета затрат на содержание, на печать рубля и прочее. Точно также поступает ФРС США. Регулятор ЦБ РФ, ни в коем случае не может вмешиваться в политику государства, так как главу ЦБ РФ назначает президент страны, а это уже является опровержением мифа о том, что глава Центробанка — ставленник США.

Кому всё-таки принадлежит?

Чем занимается финансовая структура ЦБ РФ?

Эта организация занимается тем, что обеспечивает выпуск денежной массы, а также удерживает стабильно низкий уровень инфляции.

Российский регулятор решает, как будут выглядеть банкноты и монеты. Достаточно вспомнить, как в 2017 году ЦБ РФ пустил в обиход купюры номиналом 2000 руб. (изображение Дальнего Востока) и 200 руб. (памятные места Севастополя). На этот шаг, финансовый регулятор пошел для упрощения денежного обращения.

Напомним, одной из главных задач регулятора – удержание инфляции на стабильно минимальных значениях. Проще говоря, проценты инфляции не должны резко скакать. Оптимальным значением для российского регулятора, это когда рост цен увеличивается не более 4%.

С таким значением экономика России способна развиваться, а население может рассчитывать на долгосрочные планы. Как вариант, можно открыть в банке депозит и копить на новую машину, не переживая, что спустя несколько месяцев они обесценятся. Финансовые компании вкладывают в свое развитие. Как следствие, экономика страны растет.

ЛУЧШИЕ ФОРЕКС БРОКЕРЫ ПО ДАННЫМ «ИНТЕРФАКС»

А ТАКЖЕ ЛУЧШИЕ БРОКЕРЫ БИНАРНЫХ ОПЦИОНОВ В 2021:

что такое финансовые регуляторы. Смотреть фото что такое финансовые регуляторы. Смотреть картинку что такое финансовые регуляторы. Картинка про что такое финансовые регуляторы. Фото что такое финансовые регуляторыУ этого брокера опционов лучшая репутация в сети! | СТАРТ С 10$ | обзор / отзывы что такое финансовые регуляторы. Смотреть фото что такое финансовые регуляторы. Смотреть картинку что такое финансовые регуляторы. Картинка про что такое финансовые регуляторы. Фото что такое финансовые регуляторыНовые фиксированные опционы. Такие одни! | СТАРТ С 1$ | обзор / отзывы

Контроль деятельности финансовых организаций от ЦБ РФ

Любой гражданин РФ, который открывает счет в банке, приобретает страховой полис, либо инвестирует в паевые фонды себе на пенсию, хочет оставаться уверенным, что его инвестиции не пропадут и не обесценятся. Так, вот регулятор ЦБ РФ как раз и существует для того, чтобы обеспечивать финансовому рынку устойчивость. На нем должны оставаться только профессиональные компании.

Под надзором отечественного Центробанка находятся:

Банк России безустанно работает над выпуском новых нормативов, по которым финансовые организации, работающие на территории РФ, не способны на чрезмерно рискованную политику.

К примеру, частный пенсионный фонд, не имеет права инвестировать средства человека в какой-нибудь сомнительный бизнес, который занимается разработкой проекта, скажем, добычи алмазов на Луне. Однако в том случае, если такие финансовые компании будут постоянно нарушать нормативы, разработанные регулятором ЦБ РФ, он лишит их лицензии на деятельность.

Потребители финансовых услуг под защитой Центробанка

Россияне, как и отечественные компании, должны получать качественные услуги на финансовом и страховом рынке. Именно это отслеживает Банк России. Однако, несмотря на надзор со стороны мегарегулятора некоторые финансовые компании и сервисы навязывают клиентам бесполезные продукты или некачественные услуги. Много прецедентов было со страховыми компаниями. Также, случались казусы на финансовом рынке в виде отказов открывать счета либо блокировки платежей. Также такие компании могли умалчивать важную информацию с целью наживы.

Во всех этих случаях, гражданин РФ имеет право обратиться в онлайн-приемную Банка России, чтобы решить тот или иной вопрос. Помимо всего прочего регулятор ЦБ РФ отслеживает доступность финансовых продуктов. Это ему удается благодаря поддержке и развитию удаленных каналов обслуживания.

К примеру, даже если вы находитесь в отдаленных уголках России, где ловит Интернет, у вас всегда есть возможность приобрести полис ОСАГО онлайн, при этом не посещая лично отделение страховой компании. Но помимо больших преимуществ удаленного обслуживания, существуют некоторые риски. Именно поэтому на базе Центробанка действует специальный отдел ФинЦЕРТ, который занимается борьбой с киберпреступностью в финансовой сфере.

Центробанк обеспечивает финансовую грамотность населения

Если продукты и услуги финансового назначения значительно увеличиваются в количестве, то разобраться в этой лавине предложений обычному человеку очень сложно. Поэтому регулятор ЦБ РФ ещё в 2017 году создал очень масштабный проект, который помогает клиентам подтянуть финансовую грамотность. В частности, он уделяет особое внимание подготовке и разработке образовательных программ не только для студентов, но и школьников. Также, компетентные сотрудники регулятора ЦБ РФ проводят онлайн-семинары и создают инфоповоды для СМИ.

Рекомендуем посмотреть:

ТОП БРОКЕРОВ ОПЦИОНОВ, ПРИЗНАННЫХ НЕЗАВИСИМЫМИ РЕЙТИНГАМИ

что такое финансовые регуляторы. Смотреть фото что такое финансовые регуляторы. Смотреть картинку что такое финансовые регуляторы. Картинка про что такое финансовые регуляторы. Фото что такое финансовые регуляторыСтабильные АВТОМАТИЧЕСКИЕ выплаты! | обзор | отзывы | НАЧАТЬ С 500 Р. что такое финансовые регуляторы. Смотреть фото что такое финансовые регуляторы. Смотреть картинку что такое финансовые регуляторы. Картинка про что такое финансовые регуляторы. Фото что такое финансовые регуляторыСтарт с 10$. Тут полностью авторская платформа | обзор | отзывы | САЙТ БРОКЕРА что такое финансовые регуляторы. Смотреть фото что такое финансовые регуляторы. Смотреть картинку что такое финансовые регуляторы. Картинка про что такое финансовые регуляторы. Фото что такое финансовые регуляторыФиксированные опционы от ПАО Alpari | обзор | отзывы | НАЧАТЬ С 1 USD

ТОП ФОРЕКС БРОКЕРОВ РОССИЙСКОГО РЕЙТИНГА НА 2021 ГОД:

Источник

Лекция «Регуляторы финансового рынка и их роль в защите прав потребителей финансовых услуг»

Состав и компетенции регуляторов финансового рынка РФ

Финансовые регуляторы призваны защищать права потребителей финансовых услуг. По сложившейся мировой практике, как только рынок финансовых услуг в стране приобретает массовый характер, возникают различные организации, которые тем или иным способом устанавливают общие стандарты профессиональной деятельности и контролируют их выполнение участниками рынка.

Правила и требования финансовых регуляторов призваны оградить участников рынка и потребителей услуг от мошенничества и недобросовестности. Это повышает доверие к тем участникам рынка, которые подтвердили свое согласие соблюдать установленные нормы. В качестве подтверждения согласия используются процедуры аттестации или сертификации государственными или профессиональными общественными организациями, а также участие в саморегулируемых организациях (СРО).

«Традиционно вся деятельность финансовых посредников делилась на три сектора:

За последнее время появилось множество различных финансовых инструментов (деривативы, разные схемы коллективного инвестирования, к которым иногда относят, а иногда не относят частные пенсионные фонды и проч.). Оборот этих финансовых инструментов гораздо больше схож с оборотом ценных бумаг, чем с банковской деятельностью или страхованием. Поэтому, например, надзор за этими финансовыми посредниками практически везде отдается в ведение органа надзора на рынке ценных бумаг. Традиционное деление на три сектора сохранилось, но третий сектор сейчас обозначают как «другие финансовые услуги», т. е. в этот финансовый сектор попадают все операции на финансовых рынках, не являющиеся банковскими и страховыми». 1

За последнее время появилось множество различных финансовых инструментов (деривативы, разные схемы коллективного инвестирования, к которым иногда относят, а иногда не относят частные пенсионные фонды и проч.). Оборот этих финансовых инструментов гораздо больше схож с оборотом ценных бумаг, чем с банковской деятельностью или страхованием. Поэтому, например, надзор за этими финансовыми посредниками практически везде отдается в ведение органа надзора на рынке ценных бумаг. Традиционное деление на три сектора сохранилось, но третий сектор сейчас обозначают как «другие финансовые услуги», т. е. в этот финансовый сектор попадают все операции на финансовых рынках, не являющиеся банковскими и страховыми». 1

В России первые СРО участников финансового рынка появились в середине девяностых годов. До 2016 года финансовые организации сами решали, вступать им в СРО или нет. В 2015 году был принят Федеральный закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», который установил, что все финансовые организации обязаны быть членами СРО. Закон определил 16 видов финансовой деятельности, по каждой из которых может существовать СРО.

Кроме того, закон установил требования и к СРО: чтобы получить этот статус официально, организация должна соответствовать определенным требованиям, в том числе объединять не менее 26 % компаний от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности. То есть для одного вида финансовой деятельности может существовать не больше трех СРО.

«Эти организации через профессиональный контроль деятельности своих членов обеспечивают так называемую рыночную дисциплину в третьем секторе, т. е. честное, добросовестное поведение своих членов на рынке: надлежащее раскрытие информации, исключение конфликта интересов, соблюдение кодекса профессиональной этики и проч.». 2

Ассоциация форекс-дилеров (АФД) – выполняет функцию регулятора для российских участников валютного рынка (форекс-дилеров) в целях защиты интересов всех его участников. АФД занимается разработкой и внедрением стандартов и правил профессиональной деятельности, осуществляет контроль за их соблюдением, а также проводит анализ деятельности членов ассоциации.

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) обладает статусом саморегулируемой организации для участников рынка ценных бумаг – брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФов) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). НАУФОР осуществляет аттестацию специалистов финансового рынка по всем видам деятельности на рынке ценных бумаг. Аттестованные компании обязаны соблюдать правила и требования, установленные НАУФОР. НАУФОР является аффилированным членом IOSCO – международной организации, объединяющей государственные органы по регулированию рынка ценных бумаг.

В число наиболее влиятельных СРО на финансовом рынке входят Всероссийский союз страховщиков (ВСС), Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), Национальная лига управляющих (НЛУ), Национальная финансовая ассоциация (НФА), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

Помимо СРО в определенной степени регуляторами можно считать профессиональные ассоциации участников финансового рынка. В частности, активно занимаются разработкой профессиональных стандартов, урегулированием конфликтов с потребителями и выявлением недобросовестных действий участников рынка такие организации, как Ассоциация российских банков (АРБ), Ассоциация банков России (АБР), Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

Государственное регулирование и контроль за всеми сферами деятельности на финансовом рынке с 1 сентября 2013 года полностью осуществляет Центральный банк РФ, выступая мегарегулятором финансового рынка. В этом качестве Центральный банк РФ обязан обеспечивать защиту интересов потребителей финансовых услуг.

Особый юридический статус и полномочия Банка России как надзорного органа и эмиссионного центра

Центральный банк РФ (Банк России) как мегарегулятор финансового рынка осуществляет государственное регулирование и надзор над деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций, страховых компаний, микрофинансовых организаций (МФО), ломбардов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, депозитариев, доверительных управляющих, регистраторов, организаторов биржевой торговли, клиринговых организаций), формированием и инвестированием пенсионных накоплений, бюро кредитных историй, (БКИ), страховых актуариев, аудиторов, коллекторов, рейтинговых агентств, предприятий кредитной кооперации, форекс-дилеров.

Центральный банк РФ принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их. Также Центральный банк РФ лицензирует и ведет государственные реестры субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка, профессиональных участников рынка ценных бумаг, принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются статьей 75 Конституции РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

«Таким образом, он выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения, в том числе, в сфере валютной политики». 3

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности ЦБ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

«Объем денежных средств в обращении является одним из ключевых инструментов государственной экономической политики. Избыточная денежная масса может привести к недопустимо высокому уровню инфляции, а недостаточная – к тому, что в стране возникнет кризис неплатежей, порождающий денежные суррогаты и падение экономического роста. Именно поэтому эмиссионная функция центрального банка является одной из самых главных». 4

Центральный банк РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

При этом свои полномочия Центральный банк РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В своей деятельности Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности председателя и членов совета директоров Центрального банка РФ. «По своему уровню в системе власти Банк России сопоставим с Правительством РФ. Хотя он во многом и выполняет государственные властные функции, но не является органом исполнительной власти. Председатель Банка России назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ. Банк России наделен самостоятельностью, независим от Правительства и никому не подчинен». 5

Хотя Центральный банк РФ не является органом государственной власти, в его полномочия входит применение мер государственного принуждения. В частности, Центральный банк РФ может ограничивать, приостанавливать и прекращать деятельность финансовых организаций в случае нарушения ими установленных правил и нормативов.

Защита потребителей финансовых услуг – Банк России и Роспотребнадзор

Как известно, права потребителей в России защищает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Однако если дело связано с нарушением тех федеральных законов, надзор и контроль за соблюдением которых осуществляет Центральный банк РФ, то такие жалобы и обращения рассматриваются регулятором.

В структуру Центрального банка РФ входит Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, куда любой может обратиться с жалобой на действия финансовых организаций.

Жалобы и обращения в письменном виде можно направлять как в подразделения службы при региональных отделениях главных управлений Центрального банка РФ, так и в территориальные управления Службы по федеральным округам, и в центральный аппарат в Москве, в том числе через интернет-приемную. Срок рассмотрения жалоб и обращений составляет 30 дней. По результатам проверки может быть направлено предписание об устранении выявленных нарушений или может быть возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном КоАП.

Анализ результатов деятельности Роспотребнадзора по фактам рассмотрения жалоб о нарушениях прав потребителей финансовых услуг свидетельствует о том, что основную группу нарушений составляет включение в тексты кредитных договоров и договоров займов условий, ущемляющих права потребителей (указание на возможность изменения в одностороннем порядке размера стоимости предоставленных заемных средств, установления подсудности рассмотрения споров по выбору кредитной организации; взимания комиссии за подключение к программе страхования, за выдачу кредита; о передаче долга третьим лицам, не имеющим лицензии на осуществление финансовой деятельности. Кроме того, в процессе предоставления потребителям услуг банки указывают на возможность в одностороннем порядке изменять набор услуг, предоставляемых клиентам; устанавливают оплату дополнительного комиссионного вознаграждения в случае отказа потребителя от ненужных ему услуг.

Вместе с Роспотребнадзором Центральный банк РФ добился пресечения массовой практики взимать комиссии за рассмотрение кредитной заявки и выдачу кредита, скрытых комиссий для банковских заемщиков, таких как комиссия за ведение ссудного счета или за обслуживание кредита, которые порой в несколько раз превышали расходы на проценты по кредиту.

Центральный банк своим нормативным актом установил обязательное предоставление информации заемщику об эффективной процентной ставке по кредиту до его выдачи, чтобы заемщик мог оценить реальный уровень кредитной нагрузки, который банки стремились скрыть.

Роспотребнадзор много лет боролся против политики банков навязывать страхование жизни для ипотечных заемщиков и для получателей потребительских кредитов. Эту проблему помогло решить указание Центрального банка РФ, которое вступило в силу с 02.03.2016. В соответствии с ним теперь в договор страхования жизни в обязательном порядке включается «период охлаждения». Это значит, что страхователь имеет право отказаться от договора в течение 5 рабочих дней с момента его заключения и потребовать возврата уплаченной страховой премии. Благодаря этому навязывание страховки во многом утратило смысл.

Механизмы деятельности регуляторов в части монетарной политики, обеспечения конвертируемости национальной валюты

Монетарная (денежно-кредитная) политика – это политика по изменению денежной массы в экономике. «Банк России в ежемесячном режиме рассчитывает основные показатели денежной массы в стране, что позволяет контролировать ее состояние, обеспечивать проведение и необходимую коррекцию кредитно-денежной политики». 6

Основной целью денежно-кредитной политики ЦБ является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности. Устойчивость национальной валюты означает не фиксированный курс по отношению к другим валютам, а сохранение покупательной способности денег за счет стабильно низкой инфляции. В условиях низкой инфляции объем товаров и услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в рублях, существенно не изменяется в течение долгого времени. Это поддерживает уверенность населения и бизнеса в национальной валюте и формирует благоприятные условия для роста российской экономики.

Основным приоритетом денежно-кредитной политики Центрального банка РФ является таргетирование инфляции или, проще говоря, контроль за инфляцией для достижения запланированных показателей. Поэтапный переход к таргетированию инфляции начался после кризиса 2008–2009 гг. и был завершен в конце 2014 года. При данном подходе основным каналом влияния ЦБ на денежно-кредитные условия в экономике и, в конечном счете, на инфляцию становятся процентные ставки. Отправной точкой для формирования всей структуры процентных ставок финансового сектора являются краткосрочные ставки денежного рынка. Поэтому важно, чтобы они находились на уровне, который обеспечивает достижение цели по инфляции.

Важной составляющей политики таргетирования инфляции стало введение с ноября 2014 года режима плавающего валютного курса. Это означает, что курс иностранной валюты к рублю определяется соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на рынке. На динамику валютного курса могут оказывать влияние изменение импортных и экспортных цен, уровней инфляции и процентных ставок в России и за рубежом, темпы экономического роста, настроения и ожидания инвесторов, изменение денежно-кредитной политики центральных банков России и других стран.

Таким образом, курс рубля не определяется правительством или Центральным банком РФ, не является фиксированным, и какие-либо цели по уровню курса или темпам его изменения не устанавливаются. При плавающем курсе рубля ЦБ не нужно постоянно тратить золотовалютные резервы на валютные интервенции для его поддержки за исключением случаев, когда колебания курса угрожают финансовой стабильности государства.

Режим плавающего валютного курса позволяет не только сохранить валютные резервы, но и формирует стимулы к правильной реакции всех участников экономических отношений на изменение внешних условий, обеспечивая оптимальную подстройку к ним экономики. Таким образом, плавающий валютный курс защищает экономическую систему от накопления дисбалансов, в том числе избыточного наращивания внешнего долга, и делает ее более устойчивой в долгосрочном плане к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры.

Основные инструменты Центрального банка РФ в реализации кредитно-денежной политики:

Регулирование ключевой ставки

Ключевая ставка – главный инструмент денежно-кредитной политики Банка России. К ней приравниваются минимальная процентная ставка на аукционах РЕПО Банка России на срок одна неделя или максимальная процентная ставка на депозитных аукционах Банка России на срок одна неделя. Ключевая ставка устанавливается Советом директоров Банка России восемь раз в год.

Изменяя ключевую ставку, Банк России воздействует на краткосрочные ставки денежного рынка, а через них – на весь спектр процентных ставок в финансовом секторе экономики по всей длине кривой доходности (от процентных ставок по рыночным облигациям до ставок по депозитам и кредитам банков).

При повышении учетной ставки спрос на кредиты ЦБ со стороны коммерческих банков падает, что вызывает рост ставок по кредитам и сокращение их предложения. Ставки депозитов в этом случае растут, поскольку возможности банков получить финансирование другими способами сокращаются. Таким образом, повышение процентных ставок стимулирует сбережения, ослабляет кредитную активность, ограничивая, таким образом, спрос на товары и услуги и сдерживая инфляционное давление.

Если ЦБ уменьшает учетную ставку, спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ возрастает, это расширяет предложение денег в стране и снижает их стоимость для заемщиков. При этом снижаются ставки по депозитам, так как у банков уменьшается потребность в привлечении средств населения и корпоративных клиентов. Снижение процентных ставок оказывает стимулирующее влияние на внутренний спрос, создавая мотивацию к сокращению сбережений и повышая доступность кредита. Таким образом, воздействуя через процентные ставки на спрос на товары и услуги, центральный банк оказывает влияние на темпы роста цен в экономике. Повышение или снижение процентных ставок также отражается на динамике курса национальной валюты.

Нормативы обязательных резервов

Центральный банк РФ требует от коммерческих банков создавать обязательные резервы для обеспечения выплат по привлеченным средствам. Эти резервы должны храниться на счетах в ЦБ. Чем выше нормативы резервирования, тем меньше средств остается у банков для кредитования. Увеличивая или уменьшая резервные требования, ЦБ может регулировать кредитную активность банков и, соответственно, влиять на предложение денег.

Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке представляют собой операции Центрального банка РФ по купле-продаже государственных ценных бумаг. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других используется в мировой практике.

Рефинансирование

ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам, этот процесс называется рефинансированием. Рефинансирование банков осуществляется посредством предоставления внутридневных кредитов, кредитов овернайт и проведением ломбардных кредитных аукционов.

Валютные интервенции

Валютная интервенция представляет собой продажу или покупку Центральным банком РФ иностранной валюты на открытом рынке. Валютные интервенции проводят, прежде всего, с целью поддержки национальной валюты, стабилизации ее курса по отношению к доллару США.

Прямые количественные ограничения

Прямые количественные ограничения представляют собой введение лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Эмиссия облигаций

Центральный банк РФ может размещать на рынке свои облигации для стерилизации ликвидности (вывода с рынка лишних денег).

Понятие золотовалютных (международных) резервов

Золотовалютные резервы (ЗВР) представляют собой высоколиквидные государственные активы, представленные в виде золота, иностранной валюты, государственных ценных бумаг (большинство стран мира использует для создания ЗВР казначейские облигации США), специальных прав заимствования (СДР) и резервной позиции в МВФ. «Специальные права заимствования (СДР) – это международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в фонде.

Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиций по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях (НСЗ)». 7

Золотовалютные резервы России складываются из резервов Центрального банка и правительства РФ под управлением министерства финансов РФ. По данным на 2016 год, Россия занимала шестое место в мире по величине запасов золота (1,5 тыс. т) после США (более 8 тыс. т), Германии (более 3 тыс. т), Италии (2,5 тыс. т), Франции (2,3 тыс. т) и Китая (1,8 тыс. т).

Золотовалютные резервы являются финансовым резервом, оставленным на случай, если в государстве наступит кризис и не будет хватать средств на погашение государственных долговых обязательств и бюджетных затрат. «Они в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса, интервенций на валютных рынках с целью оказания влияния на курс национальной валюты или для других аналогичных целей». 8 Например, в России ЗВР активно использовались для поддержания курса национальной валюты в период кризисов 2008–2009 гг. и кризиса 2014–2015 гг.

Базы данных регуляторов финансового рынка как источник информации для журналистов

Базы данных Центрального банка РФ и других финансовых регуляторов широко используются в деловой журналистике при подготовке материалов о различных сферах финансовой деятельности.

Данные ЦБ используются в качестве основы для оценки рыночных тенденций, например, когда речь идет о снижении или повышении ставок по кредитам и депозитам, росте просрочки по кредитам. Показатели деятельности финансовых организаций позволяют судить об их устойчивости и перспективах.

Центральный банк РФ как мегарегулятор обладает глобальной базой данных по денежно-кредитному обращению, рынку ценных бумаг, прямым инвестициям, деятельности банковского сектора и финансовых рынков, национальной платежной системы.

Например, для определения денежной массы в России используются денежные агрегаторы М0 и М2, которые рассчитываются Центральным банком РФ.

«Денежная масса (М2) в национальном определении – это сумма наличных денег в обращении и безналичных средств. Наличные деньги в обращении (денежный агрегатор М0) – наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства». 9

ЦБ размещает данные статистики в открытом доступе на своем сайте. Также на сайте размещены сведения об организациях, получивших лицензии ЦБ и включенных в государственные реестры профессиональных участников и субъектов рынка ценных бумаг. ЦБ оперативно сообщает о своих решениях по исключению организаций из государственных реестров, лишении или приостановке действия лицензии, ограничениях деятельности поднадзорных организаций.

Помимо этого на сайте ЦБ размещаются результаты аналитических исследований, которые тоже используются деловыми СМИ для подготовки материалов.

Другие регуляторы финансового рынка предоставляют в открытом доступе сведения об организациях, получивших лицензию или аккредитацию с перечнем требований, которым удовлетворяют эти организации. По запросам журналистов регуляторы предоставляют данные по рынку, например, о количестве и характере сделок за отчетный период, комментируют тенденции рынка, разъясняют особенности взаимодействия с мегарегулятором и другими государственными органами, предоставляют прогнозы и т. п.

Работа журналиста при освещении факта лишения или приостановления действия лицензии финансовой организации, а также при вынесении судебного решения

Средства массовой информации тщательно следят за сообщениями Центрального банка РФ об отзыве лицензий и исключении из государственных реестров кредитных и финансовых организаций, а также о признании их банкротами и введении внешнего управления.

Сообщая о мерах, предпринятых ЦБ в отношении той или иной организации, журналист должен подробно объяснить, что это значит для клиентов этой организации, а деловые СМИ, как правило, сообщают о перспективах кредиторов по поводу обязательств перед ними.

Если речь идет об организации, привлекавшей средства частных лиц, таких как банки, страховые компании, НПФ, то СМИ сообщают о том, каким образом клиенты могут вернуть свои деньги и как быть тем клиентам, у которых существуют обязательства перед организацией, прекратившей свою деятельность.

Нередко в таких ситуациях вскрывается мошенничество работников организации, в результате которого клиенты испытывают затруднения с возвратом своих денег. Эти проблемы и возможные пути их решения журналист должен подробно описать. Причем, чтобы представить объективную картину происходящего, обязательно нужно взять комментарии у всех заинтересованных сторон конфликта: у пострадавших, у подозреваемых, у представителей государственных и правоохранительных органов, которые участвуют в процессе расследования мошенничества и, желательно, у независимых экспертов.

Освещение потребителей финансовых услуг как экономически слабой стороны

Потребители финансовых услуг считаются экономически слабой стороной, которая нуждается в защите со стороны государства. Эту позицию разделяют как Центральный банк РФ, Роспотребнадзор, суды, так и средства массовой информации.

Неравенство в положении потребителя финансовых услуг и организации, которая эти услуги предоставляет, обусловлено информационной и договорной диспропорцией. Информационная диспропорция обусловлена сложностью современных банковских услуг для неспециалиста, поэтому «…клиент финансовой организации по вполне объективным причинам не слишком хорошо понимает содержание оказываемой услуги. Все современные правовые системы признают, что кредитная организация не вправе пользоваться этой диспропорцией, а если пользуется, то клиент может рассчитывать на защиту со стороны правопорядка». 10

Договорная диспропорция заключается в том, что все формы договоров с финансовыми организациями являются типовыми, а потому клиент не может изменить условия договора: он может либо согласиться на них, либо отказаться от услуги, в которой испытывает потребность. Причем тексты стандартизованных договоров, как правило, достаточно объемны и написаны специализированным языком, а те условия, о которых идет речь, включаются в них так, чтобы они не бросались в глаза. «При заключении договора финансовая организация может навязать клиенту условия, смысл которых он не вполне понимает, а в споре об исполнении договора финансовая организация практически всегда окажется в выигрыше, поскольку имеет навык как ведения подобных споров, так и получения инвестиционного дохода». 11

Хотя формально условия типовых договоров соответствуют законодательству, для клиента они зачастую являются невыгодными, с которыми он бы никогда не согласился, если бы имел возможность выбирать.

Исходя из наличия информационной и договорной диспропорции СМИ в России, как правило, встают на сторону потребителей финансовых услуг, несмотря на то, что в некоторых случаях они сами виноваты в своих неприятностях. Самая распространенная ситуация – это заключение договора «не читая условий». В этом случае далеко не всегда затруднения в понимании договора служат оправданием, поскольку потребитель даже не пытался его понять.

В результате иногда потребителям подсовывают на подпись договор не на ту услугу, которая ему требуется, а на другую. Например, банки, которым грозит банкротство, нередко организуют аферу, убеждая клиентов переоформить вклад на более выгодных условиях, а на самом деле оформляют договор инвестирования или займа. Затем, после отзыва лицензии банка клиенты остаются без страхового возмещения, так как оно полагается только по договору банковского вклада.

Другой широко известный пример – валютная ипотека. Заемщики знали про риск, связанный с изменением валютного курса, но не учли, насколько этот риск велик, и после девальвации рубля в 2008–2009 и 2014–2015 гг. продолжать выплачивать кредит им оказалось не по силам. В обществе не один год тянется дискуссия о том, стоит ли признавать их слабой стороной в этой ситуации.

Поэтому журналист, который берется описать проблему, связанную с оказанием финансовых услуг, должен тщательно проанализировать, возникла эта проблема потому, что потребитель действительно оказался слабой стороной договора, или же он просто чересчур легкомысленно подошел к делу.

Сноски:

1 Защита прав потребителей финансовых услуг / М. Д. Ефремова, В. С. Петрищев, С. А. Румянцев и др. – М.: Инфра-М, 2010. – с. 29.

2 Защита прав потребителей финансовых услуг / М. Д. Ефремова, В. С. Петрищев, С. А. Румянцев и др. – М.: Инфра-М, 2010. – с. 139.

3 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 148.

4 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 148.

5 Защита прав потребителей финансовых услуг / М. Д. Ефремова, В. С. Петрищев, С. А. Румянцев и др. – М.: Инфра-М, 2010. – с. 86.

6 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 148.

7 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 154.

8 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 154.

9 Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 150.

10 Защита прав потребителей финансовых услуг / М. Д. Ефремова, В. С. Петрищев, С. А. Румянцев и др. – М.: Инфра-М, 2010. – с. 24.

11 Защита прав потребителей финансовых услуг / М. Д. Ефремова, В. С. Петрищев, С. А. Румянцев и др. – М.: Инфра-М, 2010. – с. 24

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *