что такое философский пароход
ФИЛОСОФСКИЙ ПАРОХОД
Насильственная высылка из РСФСР ряда деятелей культуры и науки, проведённая осенью 1922 года по инициативе советской власти и лично В.И. Ленина. Эта высылка явилась частью культурной революции – комплекса мероприятий, направленного на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества.
В начале 1920-х годов идеалистическое направление в философии всё ещё играло большую роль в интеллектуальной жизни общества: с 1918 года действовало Психологическое общество, с 1919 года – Вольная философская ассоциация (Вольфила) и Социологическое общество, с 1921 года – Философское общество при Петроградском университете. Кроме того, многие преподаватели ВУЗов не принимали марксистскую идеологию и критически относились к советской власти. В начале 1922 года прошла забастовка профессоров МВТУ (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) с требованием университетской автономии. В том же году Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Ф.А. Степун и Я.М. Букшпан выпустили сборник статей «Освальд Шпенглер и закат Европы», встреченный резкой критикой Ленина (назвал книгу «литературным прикрытием белогвардейской организации»). 12 марта 1922 года вышла статья В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма» («Под знаменем марксизма», № 3). В ней были подвергнуты критике журнал «Экономист» (ведущий автор – П.А. Сорокин) и либеральная профессура в целом. В статье впервые прозвучала идея высылки инакомыслящих профессоров в страны «буржуазной демократии».
15 мая 1922 года Ленин предлагает наркому юстиции Д.И. Курскому дополнить Уголовный кодекс статьёй о праве замены расстрела высылкой за границу, а также добавить наказание в качестве расстрела за неразрешённое возвращение из-за границы. В результате УК был дополнен ст. 70 («Пропаганда и агитация в направлении помощи международной буржуазии») и 71 (о самовольном возвращении). 19 мая 1922 года в письме Ф.Э. Дзержинскому Ленин предложил программу конкретных мер. Подлежащие высылке лица делились на несколько групп: 1) беллетристы; 2) публицисты и политики; 3) экономисты; 4) техники; 5) профессора и преподаватели и т.д. Также были составлены списки: московский, петроградский, украинский. Среди депортируемых деятелей философов было сравнительно немного, но они выделялись своей известностью и интеллектуальным потенциалом. Всего исследователи насчитывают около 270 человек, высланных за пределы РСФСР в рамках данной операции.
16-18 августа в РСФСР и на Украине состоялись аресты внесённых в списки деятелей. Арестованные давали подписку о невозвращении в РСФСР под угрозой смертной казни. При этом советской власти не удалось договориться с принимающей стороной – Германией: высылаемым приходилось лично ходатайствовать о визах. Большую роль в переговорах сыграл Г. Хилгер, главный уполномоченный Германского Красного креста в РСФСР.
29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр Хакен». На борту находились Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, С.Е. Трубецкой, Б.П. Вышеславцев и др. Всего – 24 человека (с семьями – 84). 30 сентября пароход прибыл в Штеттин (Германия). 16 ноября этим маршрутом проследовал пароход «Пруссия» (прибыл в Штеттин 18 ноября). В числе его пассажиров были Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин, А.А. Кизеветтер и др. Всего – 17 человек (с семьями – 44). Также 19 сентября из Одессы в Константинополь отбыли А.В. Флоровский и В.П. Бабкин, 23 ноября поездом из Москвы в Ригу отбыли П.А. Сорокин, А.В. Пешехонов и др., из Москвы в Берлин – Ф.А. Степун, Н.И. Любимов и др. 30 декабря из Крыма в Константинополь отбыл С.Н. Булгаков. Кроме того, большая часть т.н. «украинского» списка была депортирована в северные и восточные районы РСФСР. В то же самое время из Грузии были высланы 60 меньшевиков (прибыли в Берлин 3 декабря 1922 года).
15 ноября 2003 года в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта был установлен памятный знак (архитектор А.В. Сайков), посвящённый «философскому пароходу».
ЕГЭ. История. Термины. «Философский пароход»
«Философский пароход»
«Философский пароход» — так называли высылку интеллигенции большевиками из советской России.
Троцкий Л.Б. так писал о данном событии: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Пассажиры «философского парохода»
Всего – 225 человек
Профессора, педагоги вузов- 21
Религиозные деятели – 2
Деньги, имущество брать с собой было нельзя, только смену белья и всё.
В результате данной акции Россия лишилась стольких умов, многие из которых были с мировым именем.
Вот некоторые из них:
Бердяев Н.А.- философ
Булгаков С.Н.- философ, религиозный деятель
Ильин И.А. – философ, писатель, публицист
Карсавин Л.П – философ, историк
Котляревский Н.А. – академик
Селиванов Д.Ф.- математик
Сорокин П.А.- социолог, культуролог
Флоровский А.В. – историк
Высланные за границу, эти люди не растворились в массе мирового сообщества, а нашли своё место, занимались любимым делом, многие из них стали выдающимися учёными :
Сорокин П.А – «отец» американской социологии
Бердяев Н.А – основал Религиозно-философскую академию
Булгаков С.Н. – возглавлял Православный Богословский Институт в Париже
Карсавин Л.П. – создал Русский научный институт в Германии
Зарубежные историки даже писали: «Благодаря Ленину, Зарубежная Россия получила когорту блестящих ученых и интеллектуалов, чья деятельность призвана была заложить основы культуры русской эмиграции».
Возможно, это даже было хорошо, что такие люди выехали за границу. Ведь они остались живы, работали, внесли свой вклад в развитие мировой науки. Останься они в России, где гарантия, что не попали бы в страшную репрессивную машину Сталина, если даже виднейшие революционеры, ленинцы, оказались в ней, погибли, были казнены, исчезли в сталинских лагерях.
В Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта в 2003 году установлен памятник. На котором написано: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки»
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Кто уплыл на «философском пароходе»?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
«Философскими пароходами» называют два рейса немецких пассажирских судов, доставивших осенью 1922 года из Петрограда в Германию, в Штеттин, видных представителей российской творческой интеллигенции — ученых, врачей, деятелей искусства и культуры, которых коммунистическая партия считала противниками советской власти. Из страны на пароходах «Обербургомистр Хакен» и «Пруссия» были высланы многие деятели отечественной науки, среди которых были выдающиеся философы. Именно поэтому пароходы образно стали называть философскими.
О семи известных пассажирах «философского парохода» рассказывает «Фома».
Юлий Айхенвальд (1872–1928)
Литературный критик, переводчик, философ. Известен работами по русской и западноевропейской литературе. Автор выдающихся очерков об Ахматовой, Гумилеве, Блоке и других писателях. Считал, что главное в творческом процессе — боговдохновенная личность автора, не зависящая от исторической и социальной обстановки: «Нет направлений: есть писатели. Нет общества: есть личности». Похоронен в Берлине на православном кладбище Тегель.
Некоторые работы: «Силуэты русских писателей» (1906), «Пушкин» (1908).
Цитата:
«Художник продолжает дело Бога, воплощает его первоосновную мысль. Творение ещё не кончилось, и поэт, священник искусства, облечен великой миссией вести его дальше, развивать предварительные наброски и планы».
Николай Бердяев (1874–1948)
Николай Бердяев. 1912
Всемирно известный религиозный философ, прошедший путь от увлечения марксизмом к православному христианству. Участник известного сборника статей о русской интеллигенции «Вехи» (1909). Основатель парижского журнал «Путь» (1925–1940) — ведущего издания религиозно-философской мысли русского зарубежья. Организатор Религиозно-философской академии в Берлине. В центре философии Бердяева «вечные вопросы»: личность и свобода, человек и государство, добро и зло. Работы Бердяева популярны до сих пор и вызывают яркие дискуссии, в том числе и в церковной среде.
Некоторые работы: «Смысл творчества» (1916), «Русская идея» (1946).
Цитата:
« Максимальные требования нужно ставить прежде всего себе, а не другим. Максимальные требования к другим есть обыкновенно лицемерие и фарисейство. Христианство есть религия любви, и оно соединяет в себе суровость, строгость, максимальную требовательность прежде всего к себе, со снисходительностью, милосердием и мягкостью в отношении к ближним».
Иван Ильин (1882–1954)
Всемирно известный русский религиозный философ, правовед, публицист, сторонник Белого движения. Автор ведущих в истории русского идеализма трудов о Гегеле. Главная тема философии Ильина — судьба России и ее национальное возрождение. Обращаясь к религиозному опыту, считал, что по существу вера и знание — это одно, а философия в своем ядре содержит духовный опыт и близка к религии. После высылки читал публичные лекции в странах Европы.
Некоторые работы: «О сопротивлении злу силою» (1925), «Аксиомы религиозного опыта» (1953).
Цитата:
«Есть некий духовный закон, владеющий человеческой жизнью; согласно этому закону, человек сам постепенно уподобляется тому, во что он верит. Чем сильнее и цельнее его вера, тем явственнее и убедительнее обнаруживается этот закон».
Лев Карсавин (1882–1952)
Лев Платонович Карсавин с женой, Лидией Николаевной Карсавиной. Фото 1900-х
Русский религиозный философ и историк-медиевист, поэт. Стоял у истоков исторической антропологии. Стремился к созданию системы христианского миросозерцания под влиянием раннехристианских учений, а также русской религиозной философии XIX века. Считал категорию всеединства фундаментальной для исторического процесса. После высылки был профессором истории в Вильнюсском университете. В 1949 году был обвинен по политической статье и арестован. Умер в 1952 году от туберкулеза в лагере Абезь (Коми АССР).
Некоторые работы: «О личности» (1929), «Поэма о смерти» (1931).
Цитата:
« Немного любивших, нашедших себя в другом, возлюбленных самою Любовью. Немногие, даже полюбив, опознали свою любовь; и живут они, словно в полумраке пещеры, обманываясь скользящими по стенам ее тенями».
Николай Лосский (1870–1965)
Русский религиозный философ, один из основателей интуитивизма. Считал, что познание осуществляется с помощью различных видов интуиции: чувственной, интеллектуальной, мистической. Профессор философии в Русской духовной академии в Нью-Йорке (1947-50). Главная задача его философии — построить «теорию о мире как едином целом» на основе религиозного опыта.
Некоторые работы: «Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей» (1931), «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953).
Цитата:
« Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа, есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием».
Питирим Сорокин (1889–1968)
Питирим Сорокин с семьей. Массачусетс, США. Весна 1934 года
Всемирно известный русско-американский социолог, философ и культуролог. Руководитель первой в России кафедры социологии в Петроградском университете. Основатель социологического факультета в Гарвардском университете. Президент Американской социологической ассоциации. Не избежал мировоззренческих противоречий, но даже в момент увлечения революционными идеями пытался оставаться церковным человеком.
Некоторые работы: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914), «Система социологии» (1920).
Цитата:
Семён Франк (1877–1950)
Всемирно известный русский религиозный философ. Один из авторов сборника «Вехи» (1909). Разочаровавшись в марксизме, сознательно принял православие в 1912 году. Важнейшие проблемы философии Франка — проблема бытия, человека и его связи с Богом, исследование причин кризиса рубежа XIX-XX вв. и последствий октябрьского переворота. Стремился примирить рациональную мысль с религиозной верой. Преподавал в Берлинском университете.
Некоторые работы: «Смысл жизни» (1926), «С нами Бог» (1949).
Цитата:
«Религиозное, внутреннее делание, молитва, аскетическая борьба с самим собой есть неприметный основной труд человеческой жизни, закладывающий самый ее фундамент».
Философский пароход в цифрах
Количество кальсон, число инакомыслящих, сумма ненаписанных в СССР книг, время до апоплексического удара Ленина и другие цифры, описывающие операцию «Философский пароход»
«Философским пароходом» Сергей Хоружий назвал операцию советских властей по высылке за границу или в отдаленные регионы РСФСР деятелей науки и культуры в 1922–1923 годах. Замысел выслать неугодную интеллигенцию возник в связи с массовыми забастовками профессоров и преподавателей университетов.
«…уволить 20–40 профессоров обязательно. Они нас дурачат. Обдумать, подготовить и ударить сильно», — просил Владимир Ленин в письме 21 февраля 1922 года Каменеву и Сталину, имея в виду профессоров Московского высшего технического училища, которые протестовали против вмешательства властей в учебный процесс.
Шесть дней оставалось до апоплексического удара Ленина, когда 19 мая 1922 года он писал письмо Дзержинскому: «Тов. Дзержинский! К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить тщательнее. »
Срок высылки за границу или в определенные местности РСФСР «лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям», не мог превышать трех лет (согласно декрету ВЦИК «Об административной высылке» от 10 августа 1922 года).
Три списка инакомыслящих, подлежащих высылке, были составлены в Государственном политическом управлении летом 1922 года: московский (67 человек), петроградский (51 человек), украинский (77 человек).
Всего 195 человек — врачей, профессоров, педагогов, экономистов, агрономов, кооператоров, литераторов, юристов, инженеров, политических и религиозных деятелей, а также студентов — были в первых списках 1922 года на выдворение.
Столько человек были вычеркнуты из списков после удовлетворения различных ходатайств.
Две засады было оставлено для поиска «антисоветского студенчества» в ходе операции с 31 августа на 1 сентября — всего в эту ночь из 33 намеченных было арестовано 15 учащихся.
Два поезда (Москва — Рига и Москва — Берлин) увезли 23 сентября 1922 года инакомыслящих.
29 сентября 1922 года из Петрограда отбыл пароход «Обербургомистр Хакен», на котором уплывали в город
Штеттин До 1945 года город Штеттин принадлежал Пруссии. около 30 профессоров университетов и философов из Москвы, Казани и других городов. Среди них — Николай Бердяев, Сергей Трубецкой, Александр Кизеветтер и другие.
Около 10 человек пришли проводить пароход «Обербургомистр Хакен». «На пароход нас не допустили. Мы стояли на набережной. Когда пароход отчаливал, уезжающие уже невидимо сидели в каютах. Проститься не удалось», — вспоминал Юрий Анненков.
16 ноября 1922 года отплыл из Петрограда в Штеттин пароход «Пруссия» с 17 высланными и членами их семей. Среди них были философы Николай Лосский, Лев Карсавин, Иван Лапшин, первый директор Пушкинского Дома Нестор Котляревский и другие.
3 декабря 1922 года из Грузии были депортированы в Берлин еще 60 человек.
По одному летнему и зимнему пальто, по одному костюму и одной шляпе разрешалось взять отъезжающим.
Два комплекта белья, по две рубашки (ночные и дневные), по две пары кальсон, чулок и обуви можно было положить в чемодан. Деньги и имущество брать с собой запрещалось.
Трое из высланных впоследствии вернулись в СССР: Долмат Лутохин (вернулся в 1927 году, работал старшим научным сотрудником ЦНИИ бумажной промышленности), Алексей Пешехонов (вернулся в 1927 году, работал экономическим консультантом в странах Балтии) и Александр Угримов (вернулся в 1948 году, работал агрономом на опытных станциях).
Всего 21 профессиональный философ был выслан в 20-х годах в числе прочей интеллигенции, среди них: Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Михаил Осоргин, Питирим Сорокин, Сергей Трубецкой и другие.
21 книга Николая Бердяева была издана после его высылки из России. В России до высылки были изданы семь его книг.
29 лет использовалось судно «Пруссия», переименованное затем в «Крильон» Советским Союзом, пока в 1975 году не стало гостиницей «Морская I».
Спустя 81 год — 15 ноября 2003 года — на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге петербургским философским обществом установлен памятный знак с надписью «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки».
Куда приплыл «философский пароход»? К годовщине депортации «лучших умов» России. Часть 1
«Философский пароход» — один из самых живучих антисоветских мифов, который замечательно объединяет дискурсы как националистов, так и либералов. Это идеологическое клише, раскрываемое как жуткое преступление большевиков против русской науки и культуры, всегда в топе у постсоветской публики с претензией на интеллектуальность.
«Выслали лучших людей России», — принято с придыханием говорить в этих кругах. А зачем высылать «лучших»? Чтобы уничтожить Россию. А почему тогда не уничтожили, а вроде как совсем наоборот? Дальше много мистико-конспирологических вариантов, перечислять их нет смысла. Сегодня же, по прошествии почти 100 лет после указанного события, неплохо было бы спокойно, без идеологического накала, разобраться, кем были высланные люди, какие идеи они несли в общество, как относились к новому государству и чем занимались в эмиграции.
По обоюдному желанию
Во-первых, «пароходные» высылки инакомыслящих, как это часто и оказывается, начались не у нас. В 1919 в США провели массовые аресты (с применением силы) левых активистов. Буквально в течение месяца их в кандалах препроводили на судно Buford, отправили в Финляндию, оттуда поездом — на границу с СССР. 19 января 1920 по льду реки они добрели до Советского Союза. Точных цифр нет, но считается, что на борту Buford находилось 249 человек. Среди них — известные американские анархисты Эмма Гольдман и Александр Беркман. Знаете, как назвали операцию в американской прессе? «Советский ковчег».
Так что, как минимум разговоры о беспрецедентности «философских пароходов» пора бы завершать. Да и на лёд реки в холодном январе несчастных философов большевики не пускали. Мало того, многие из высланных и сами были не против уехать.
«В этом событии, — пишет в своей книге профессор М. Главацкий, — можно найти редкий случай совпадения интересов власти и высылаемой интеллигенции: каждая сторона хотела, чтобы это осуществилось, причём как можно скорее. Из воспоминаний экспатриантов видно, что властями поощрялось создание общественных групп по выезду. Их представителям выделялся государственный транспорт, выдавались различные справки для получения виз и иностранных паспортов, обмена рублей на валюту и т.д.».
Действительно, социолог Питирим Сорокин ещё за полтора месяца до высылки говорил о желании уехать и получил разрешение на командировку, из которой, по всей видимости, не собирался возвращаться. И это понятно. Сорокин симпатизировал Февралю и эсэрам, после первого ареста в январе 1918 обещал больше не заниматься политикой, но ввязался в попытку свержения советской власти в Северном крае («архангельская авантюра»), за что был приговорён к расстрелу. Спас его, по сути, Ленин с помощью статьи «Ценные признания Питирима Сорокина». Оставаться в Советской России Сорокину было вообще не с руки.
Тот же философ Борис Вышеславцев потом утверждал, что его выдворили насильно, но по факту на один из пароходов (их было 5) сел добровольно.
В кругах специфической интеллигенции говорят о почти 2000 высланных учёных. Однако официальные данные показывают иное — 228 человек, среди которых 32 студента. Профессор Главацкий показывает разные подсчёты, согласно которым выслали от 160 до 400 человек. Это вполне сопоставимо с числом депортированных левых активистов из США. Отправленных из СССР вполне объективно было бы назвать правыми активистами, поскольку именно правых взглядов они придерживались и пытались внедрять их в неокрепшие умы своих студентов и коллег.
Зря или не зря
Правда, некоторых технарей действительно выслали зря. Того же участника создания ГОЭЛРО Александра Угримова, который попал под раздачу исключительно из-за работы в «Помголе», но эту историю здесь мы подробно разбирать не можем. Важно сказать, что Угримов вместе с сыном активно участвовали в антифашистском Сопротивлении во Франции и при первой возможности вернулись в СССР.
Может показаться бессмысленной депортация астрофизика Всеволода Стратонова. Очевидно, ведь, что специалисты его направления советской власти были чрезвычайно нужны. Может не столько в 20-е годы, сколько дальше, но нужны. Проблема только в том, что до революции астрофизик, будучи зоологическим антисемитом, подвизался редактором черносотенной газеты. Но тогда антисемитизм совпадал с официальной политикой властей, а после революции — нет. Так что за пропаганду антисемитизма в стране советов Стратонова и отправили куда подальше.
А вот левоэсэровского деятеля Илью Баккала выдворили из страны именно за политическую активность. Загадка — его дальнейшая судьба, поскольку он жил в Германии при нацистах, но чем при этом занимался, неизвестно. В 1949 его арестовали в Восточном Берлине и в 1950 осудили на 10 лет за «антисоветскую эсеровскую деятельность». Возможно, конкретика найдётся в архивах, если они, конечно, открыты.
Нечто устаревшее и нечто новое
По поводу клише «лучшие умы» прямо высказалась известный философ и искусствовед Нина Дмитриева:
«До отъезда из России Сорокина и вовсе не считали „властителем дум‟, да и в эмиграции ситуация изменилась несильно: американцы видели в нём „экзотическое явление‟, не более. пик популярности Николая Александровича (Бердяева — прим. автора) и его философии приходится на 1900—1913 годы. Перед началом Первой мировой войны мейнстрим философской мысли в России уже не был связан с религией. Война затормозила процесс, но не прервала, движение в сторону научности возобновилось после революции. Известный филолог Борис Горнунг вспоминал, как в самом начале 1920-х студентом ходил на лекции Бердяева, но им, молодым, уже было неинтересно — они воспринимали услышанное как нечто устаревшее. Ханс-Георг Гадамер (создатель философской герменевтики — прим. автора) на просьбу назвать наиболее ярких представителей русской философской мысли в эмиграции честно признался, что никого не помнит, „разве что Гавронского‟».
Высланные философы действительно не стали большими научными величинами на Западе. Разве что, в какой-то мере, Сорокин. Клише «лучшие умы» появилось исключительно в среде русской эмиграции, среди которой выехавшие из СССР действительно были популярны. А из этой среды фраза известным образом «переехала» в перестроечный Советский Союз.
Надо сказать, что мы неточны, говоря об отъезде «философского парохода» из СССР. Советский Союз был создан 30 декабря, а пароходы поплыли в конце сентября. В то время только-только завершилась гражданская война, и не просто шла борьба за умы, но и создавалось законодательство коммунистического государства. Летом 1922 в Уголовный кодекс РСФСР была включена обычная для любого государства статья об ответственности за призывы к смене конституционного строя, а именно ст. 70, гласившая: «Пропаганда и агитация в направлении помощи международной буржуазии. карается изгнанием из пределов РСФСР или лишением свободы на срок не ниже трёх лет». Таким образом, высылка не была незаконной. Достаточно посмотреть в современный УК любой страны, что будет за госизмену, призывы к изменению конституционного строя и т.д. Лет 10—15 тюрьмы, высылки там не найти. И это 2021 год, а не послевоенные времена столетней давности, когда нравы были в принципе жёстче.
Философское завещание Ленина
Что касается борьбы за умы, в революцию Россия вошла с самым высоким уровнем неграмотности в Европе — порядка 70% населения. Многие из тех, кто считались условно грамотными, умели написать своё имя и что-то прочитать по слогам. Крестьяне и пролетарии несколько лет провоевали и не знали вообще ничего. Чтобы твёрдо, не на уровне лозунгов, а по существу, опереться на народные массы, большевикам надо было их срочно обучить. Ликбезы уже давно работали и давали результат, но уметь читать и разбираться в марксистской философии — не одно и то же. А антисоветски настроенная часть гуманитарной профессуры учила молодёжь бог знает чему.
В том числе и поэтому в третьем номере журнала «Под знаменем марксизма» за 1922 год вышла статья Ленина «О значении воинствующего материализма». Статья стала своеобразным философским завещанием Ленина, жить которому оставалось совсем недолго. В ней Владимир Ильич указывал на связь «между классовыми интересами и классовой позицией буржуазии», с «идейным содержанием модных философских направлений», объяснял, что борьба в области философии является формой классовой борьбы.
Обывательскому сознанию часто кажется, что философия — это какая-то никому не нужная и дикая заумь, а философ — тот, кто философствует, т.е. говорит «за жизнь». Это не так. Философия — наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Есть частные науки — математика, физика, химия, биология, лингвистика, психология, социология и т.д. Каждая из них находит закономерности в своей частной области, философия собирает отдельные, т.н. позитивные, науки в единое целое, в систему и общий метод.
Пассажиры «философского парохода» остались в метафизике. Объясняя мир не научным, а религиозно-мистическим образом (если бы хоть христианским, а то ведь эзотерическим и гностическим), они тем самым обосновывали бессмысленность, ненужность и даже вредность социалистической революции, отмены эксплуатации человека человеком, отмены социального неравенства и т.д. Ни одно государство не терпит деятелей, которые с кафедр учат молодёжь против этого государства. Долго ли сегодня продержится во ВШЭ или МГУ профессор, который будет рассказывать студентам про необходимость свержения класса капиталистов?
Подробнее о том, почему конкретно уплыли самые именитые из пассажиров «философского парохода», в продолжении статьи.