что такое философия белой металлургии
Новое слово: белая металлургия
Как и зачем мировая металлургия меняет черный цвет на белый
Как и зачем мировая металлургия меняет черный цвет на белый
«Современный интерьер, паркетный пол, живые цветы, повсюду ходят люди в белых халатах». Вряд ли догадаетесь, что речь идет о сталепрокатном цехе, да еще и расположенном не где-то на Западе, а в России — в Челябинске. Тем не менее, это так. В 2010-м году Челябинский трубопрокатный завод открыл новый цех по производству труб.
Что же касается «атрибутов» содержательных, то «Высоту239» стали называть не иначе, как «революцией в отечественной и мировой металлургической отрасли». Новейшие технологии, инновации, максимальная автоматизация процессов, экологическая безопасность — в трубопрокатном цехе есть всё, о чем только может мечтать современное производство.
Для обозначения новых подходов к работе был даже придуман специальный термин — «белая металлургия». Как объясняют его авторы, это определение создано на контрасте с металлургией «черной», читай, «грязной».
Не случайно, все сотрудники «Высоты239» носят униформу именно белого цвета, отчего они больше похожи на фармацевтов, нежели на металлургов. В то же время, «белая металлургия» — это металлургия и более экологичная, опять же не «грязная». Такой ее делают современные технологии и подходы.
И еще одна важная составляющая нового взгляда на металлургическую отрасль — кадры. Подавляющая часть тех, кто сегодня работает на «белых» производствах челябинского металлургического холдинга (кроме «Высоты239», это «Железный Озон 32» и «Финишный центр») — это сотрудники с высшим образованием. При этом, признаются в холдинге, только после запуска суперсовременных цехов стало понятно, что «белых металлургов» не готовит ни одно учебное заведение. Чтобы восполнить этот пробел в компании запустили собственную корпоративную программу.
Сегодня понятие «белая металлургия» можно все чаще встретить в интервью и научных работах, посвященных отрасли. Рожденное в стенах челябинского цеха новое слово расходится по миру: этому способствуют визиты на завод зарубежных специалистов. И, очевидно, благодаря маркетологам металлургического холдинга, «идет народ», например, через известных людей — они частые гости «белого» цеха. Некоторые из них даже гоняют по площадям производства на скейте.
Спустя пять лет после запуска «Высоты239» произошла с «белой металлургией» и еще одна важная штука: сегодня это уже не набор составляющих — оборудование, кадры и им подобные вещи, а, скорее, философия, на которую ориентируется все больше компаний в России и мире.
Возможно, как и тойотовское «бережливое производство», через несколько десятилетий зародившаяся в России производственная философия захватит «умы» большинства металлургических компаний мира, а словосочетание «черная металлургия» будет ассоциироваться не с «грязными» производствами, а исключительно с цветом перерабатываемых отраслью металлов.
Черное – это белое
Как «Группа ЧТПЗ» сломала стереотип о суровом Челябинске?
Один из самых ярких брендов отечественной промышленности можно найти на Южном Урале. Вряд ли кто-то в отрасли не слышал о «белой металлургии», о которой последовательно рассказывает «Группа ЧТПЗ». На имя играет все: и невероятные ландшафты промышленной площадки с верблюдами и цветущими сакурами, и регулярные напоминания со стороны компании о высокотехнологичности и экологичности своего производства. Реакция публики неоднозначна: от недоумения до восхищения. Как бы то ни было, внимание к себе «Группа ЧТПЗ» обеспечила. «ОМК Команда» решила разобраться и понять, окупились ли вложения уральцев в необычный бренд.
Люди в белом
Это не яхта и не отель: название «Высота 239» носит цех по производству труб большого диаметра на Челябинском трубопрокатном заводе. Цех размером в 15 футбольных полей – крупнейший в Европе. А его имя – отсылка к высоте расположения над уровнем моря.
Кроме интригующего названия на этой заводской площадке необычно все: «золотые» арки для проезда транспорта и «золотые» станки, японский сад камней с цветущими сакурами на крыше сушильного отделения, паркет и лавровые деревья в галерее цеха – и белые одежды металлургов, работающих с черным металлом. Собственно, отсюда, с «Высоты 239», начал свое шествие термин «белая металлургия».
О роли супрематизма в производстве труб
С точки зрения дизайна «Высота 239», «Этерно», «Железный озон 32» (комплекс по производству трубной заготовки на Первоуральском новотрубном заводе «Группы ЧТПЗ», запущенный в производство в 2010 году также при участии Владимира Путина) – проекты московской студии «Ё-программа», которой руководят Сергей Илышев и Владимир Юданов. О проектных решениях архитекторы в свое время рассказывали на международной выставке «Арх-Москва».
– Цех «Высота 239» построен на территории ЧТПЗ, но он фактически сам является заводом. Что здесь интересного было сделано? Мы спроектировали, в частности, необычный главный вход в галерею цеха, которая «висит» в семи метрах высоты над землей и делит цех пополам. Слева идет заготовка трубы, когда лист гнется, а справа труба уже превращается в готовый продукт. Посередине – лавровые деревья, живые, и паркет, настоящий паркет. Это настоящая галерея, вписанная в рентабельное производство, – объяснил Сергей Илышев. – В интерьере цеха мы использовали агрессивные цвета – желтый, красный, оранжевый, черный, чтобы люди концентрировались и быстрее работали. Влияние архитектурных решений на производственный процесс очевидно. Один пример: мы посадили всех начальников за стеклянные стены. Мы сделали open space, в котором находятся все сотрудники, а начальники департаментов сидят напротив – в стеклянных «аквариумах». В результате подобной организации пространства производительность труда выросла на 20 процентов.
«Высота 239», один из самых необычных цехов России
– Заводской цех «Этерно» официально был открыт в декабре 2016 года. Он полностью соответствует философии «белой металлургии», – добавил Владимир Юданов. – Все цеха завода, особенно их внешняя, фасадная часть, объединены четырьмя цветами – белым, красным, серым и черным. Многие цветовые решения мы заимствовали у супрематистов, авангардистов, которых очень любим. Кроме того, в дизайн предприятия достаточно органично вписался силуэт верблюда (один из элементов герба Челябинской области). Мы обыграли идею: запустили «караван верблюдов» в виде канвы, обрамления в ряде фасадных и навигационных решений. Получилось органично.
Как говорят представители студии «Ё-Программа», перед архитекторами и дизайнерами стояла задача подчеркнуть инновационность производства и при этом минимизировать затраты на поддержание внешнего вида в ходе эксплуатации. «Снаружи это черный ящик, отдельные элементы которого («золотые» въездные группы, «оторванные» от фасада пожарные лестницы, лифтовая шахта с «детской» игрушкой-змейкой) становятся интригой в предвкушении пространства интерьера, – поясняют в студии. – Новый подход применили не только в колористике, но и в интеграции офисов в зону конвейера, в проектировании освещения, переходов, общественных зон и так далее. Этот проект – успешная попытка переломить стереотипные представления о том, как может проектироваться и строиться современный промышленный объект и как он должен в итоге выглядеть и функционировать».
Объект «Высота 239» занимает девятую строчку в рейтинге самых красивых заводов мира по версии американского портала CMMS Software Insight.
Человек в центре философии
«Группа ЧТПЗ» стала, по сути, первой трубно-металлургической компанией в России, которая не просто радикально поменяла собственный имидж, сменила цвет металлургии с черного на белый, но и задала тренд для других промышленных предприятий. «ОМК Команда» поговорила с руководителем ЧТПЗ и узнала, как появилась столь радикальная идея – и какие бонусы она сегодня приносит всей компании.
Белая металлургия – корпоративная философия «Группы ЧТПЗ», главным идеологом которой является акционер, председатель Совета директоров компании Андрей Комаров. Понятие «белая металлургия» родилось в связи с появлением в компании высокотехнологичных производств – цеха по производству труб большого диаметра «Высота 239», предприятия по производству соединительных деталей трубопроводов «Этерно» в Челябинске, электросталеплавильного цеха «Железный Озон 32» и финишного центра по производству труб нефтяного сортамента в Первоуральске.
На новейших высокотехнологичных производствах компании впервые в стране был сформирован и применен новый подход к организации и оформлению производственного пространства, построению рабочей среды и, главное, – к созданию уникальной корпоративной культуры, в центре которой лежит человеческая личность. Призванная нести позитивные изменения и внедрять новые стандарты, «белая металлургия», ставшая образом жизни для «белых» цехов и шагнувшая за пределы предприятий, получила определение философии преображения – личности, рабочей среды, производственного пространства и социума.
– Бренд «белая металлургия» ЧТПЗ начал развивать в 2010 году – не самое простое для промышленности время. Как пришли к решению, что в такое время нужны инвестиции именно в бренд?
– Десять лет назад компания начала инвестировать не в бренд, а в первую очередь в организацию прорывных для металлургической отрасли России промышленных объектов, формирование новой производственной среды и уникального кадрового потенциала. Для этого мы и применяли лучшие технологии и новые подходы к организации и оформлению производственного пространства, а также меняли корпоративную культуру. Впоследствии все это переросло в корпоративную философию «белой металлургии», а уже она стала полноценным брендом.
За 10 лет «белая металлургия» стала ключевой идеей всех процессов в компании: запуск новых производств, преображение территории предприятий и внутрицеховых пространств, совершенствование производственных процессов и корпоративной культуры. Компания открыто делится своими успехами и достижениями – приглашает на экскурсии на производственные площадки клиентов, партнеров, общественные организации и горожан.
посетили объекты «белой металлургии» за последние семь лет.
– Каково обещание вашего бренда клиентам? Менялось ли оно за прошедшие десять лет? И вообще, менялась ли концепция бренда за это время?
– «Группа ЧТПЗ» одна из первых в России начала строить человекоцентричную бизнес-модель, которая сейчас стала трендом. Изначально в центре корпоративной философии «белой металлургии» находится человек – сотрудник, клиент, партнер, житель территории присутствия группы. Все процессы, система, технологии, продукция выстраиваются вокруг человека и для человека. Этот человекоцентричный подход ставит на первое место благополучие всех людей, связанных с «Группой ЧТПЗ».
Сейчас «белая металлургия» получила новый виток развития – клиентоцентричную трансформацию бизнеса на базе цифровых технологий, что позволит нам совершить переход от производственной модели бизнеса к клиентоцентричной. Клиентоцентричность в нашем понимании – это не только удобный сервис, вежливый персонал или бизнес, ориентированный на своего клиента, – это особый подход к управлению, обеспечивающий конкурентное преимущество и ресурс для роста компании.
– Как рынок встретил появление нового бренда? Как менялось отношение к нему за прошедшие десять лет?
– В самом начале мало кто верил в успех «белой металлургии» и поддерживал эти изменения. Скептики говорили, что «белая металлургия» не приживется: технологии устареют, оборудование износится, производственное пространство не будет таким чистым, а сотрудники снимут белые халаты и «перегорят». Мало кто и внутри компании считал, что мы все делаем правильно. Однако спустя десять лет «белая металлургия» – важнейшее конкурентное преимущество «Группы ЧТПЗ» и уникальное явление в российской промышленности, которое вызывает не только восхищение и интерес, но и желание соответствовать ценностям, которые заложены в основу нашей философии преображения. Сейчас мы видим и другие предприятия, которые следуют этим ценностям, например появилась компания «Белая логистика».
«Железный Озон 32» в Первоуральске выглядит слегка футуристично
– Можно ли прикинуть затраты: сколько вы вложили в развитие бренда? Окупились ли эти инвестиции – и как именно, за счет чего?
– «Белая металлургия» стала не только образом жизни и философией для сотрудников компании, но и драйвером роста производительности труда. По отношению к 2008 году производительность труда выросла на ЧТПЗ на 80 процентов, на ПНТЗ – на 111 процентов. И сегодня, спустя десять лет, мы увеличиваем производительность на 5,5 процента в год по объемам производства и на 3,5 процента – по выручке (EBIDTA).
Один из ярких примеров того, как «белая металлургия» влияет на рост производительности труда, – электросталеплавильный цех «Железный Озон 32», построенный в 2010 году. Когда его запускали, никто и представить не мог, что чуть более 300 человек смогут производить один миллион тонн стали, полностью обеспечивать потребности предприятий «Группы ЧТПЗ» в трубной заготовке и приносить компании миллиарды рублей. В общей сложности за последние несколько лет производительность труда ЭСПЦ выросла на 59 процентов. Примерно 50 процентов сверхрезультата достигнуто за счет стандартизации лучших практик и устранения потерь времени в действиях персонала, еще 50 процентов – технические и технологические решения, большую часть которых инициирует персонал. Сегодня «Железный Озон 32» является одним из самых производительных комплексов в России, а его сотрудники, примерно треть из которых – выпускники программы «Будущее белой металлургии», – внедряют рационализаторские решения с экономическим эффектом в миллиарды рублей.
– Как отреагировали сотрудники, когда вы объявили о «белой металлургии»?
– Конечно, невозможно привить новую философию всем сотрудникам и сразу, но работали над этим день за днем. Важнейшим фактором здесь становится личный пример – когда сотрудники увидели, какие перспективы открываются для работников «белых» цехов и какая высокая там культура производства, они также потянулись к этому образу жизни и работы.
– Изменился ли бренд работодателя в связи с концепцией «белой металлургии»? Что сегодня бренд ЧТПЗ обещает настоящим и потенциальным сотрудникам?
– В компании убеждены, что раскрытие человеческого потенциала в наибольшей мере способствует повышению эффективности предприятий, а также реализации корпоративной философии. «Группа ЧТПЗ» непрерывно работает над совершенствованием условий труда на предприятиях, предоставляет сотрудникам возможности для постоянного обучения и приобретения новых навыков, уделяет большое внимание здоровью «белых» металлургов.
С 2011 года Группа ЧТПЗ реализует собственную программу по подготовки рабочих кадров «Будущее белой металлургии». Общая сумма инвестиций в образовательную программу составила более 45$ млн за 9 лет. Ключевым ее преимуществом стал практико-ориентированный подход, основанный на немецкой дуальной системе – 60 процентов времени обучения студенты уделяют освоению и отработке практических навыков, а 40 процентов времени – теории. В течение срока обучения (3 года и 10 месяцев) выпускники программы ББМ успевают освоить две основные и две смежные профессии, получить квалификационные разряды и реальный производственный опыт не менее 1,5 лет. За 9 лет в рамках программы ББМ подготовлено 1 416 молодых квалифицированных рабочих и специалистов.
Индустрия в авангарде
Как «белая металлургия» на Урале побеждала черную
Челябинский трубопрокатный завод — одно из немногих предприятий Урала, которое 10 лет назад предложило всей отрасли пойти по более сложному, но обращенному к экологии, человеку и бизнесу пути развития. N + 1 выяснил, какие сложности выпали на долю компании при переходе к новой индустриальной философии и как металлурги их преодолевали.
Над концепцией гармоничного, привлекательного облика тяжелой промышленности размышляли и фантазировали философы, художники, революционеры и писатели еще в конце позапрошлого столетия. В стране победившего социализма к формулированию идеи приступили вплотную после революции 1917 года.
— И заводы станут красивыми! Чистыми! Радостными! Вот я шахтер, а мечтаю я – станут мои черные шахты белыми!
— И уголь станет белым! (насмешливо)
— В белых штреках будем мы с тобой добывать черный уголь, Рябинин. Белые штреки. Белые надшахтные здания. И раз уж на то пошло – сад возле самой шахты. И люди станут красивыми…
Из пьесы Бориса Горбатова «Юность отцов».
Шли десятилетия, но утопические концепции превратить грязные цехи в светлые залы, изгнать вонь и дым с рабочих мест пролетариата постепенно уступали место прагматизму с его экономией, извлечением сверхприбыли, простотой и наплевательским отношением к экологии. Кое-что менялось, но, в лучшем случае, это был косметический ремонт коптящих небо гигантов. Мазки серой краской поверх ржавчины.
Внутри цеха по выпуску труб большого диаметра «Высота 239»
Чистые помыслы
В 2010 году в Челябинске, городе стереотипов о загрязнении атмосферы и низком уровне жизни людей, начался эксперимент по воплощению реформаторских идей. В предшествовавшие годы индекс загрязнения атмосферы в городе превышал 14 единиц при допустимых 5. Челябинск стабильно входил в шорт-лист городов с самым грязным воздухом.
Двинуться в сторону экологичности, умных технологий, клиентоориентированности и комфортных условий труда работников решила Группа ЧТПЗ. Тогда родилась «Белая металлургия» — корпоративная философия преображения личности, рабочей среды, производственного пространства и социума. Первым объектом Белой металлургии стал цех по выпуску труб большого диаметра «Высота 239». В прошлом году «Высота 239» стала одной из площадок первого федерального экологического форума «Чистая страна».
Внутри цеха по выпуску труб большого диаметра «Высота 239»
Второй объект «Белой металлургии» — цех «Железный Озон 32» Первоуральского новотрубного завода (Свердловская область). Здесь ввели в эксплуатацию стационарный пост атмосферных загрязнений в зоне жилой застройки и первую в металлургической отрасли страны систему автоматизированного контроля воздуха.
На трубных заводах компании сегодня действуют долгосрочные экопрограммы по направлениям «Вода», «Атмосфера», «Рекультивация земель» и «Промышленные отходы». В 2019 году ЧТПЗ выделило 880 миллионов рублей на природоохранные мероприятия, а до 2024 года объем инвестиций на эти цели составит 2 миллиарда рублей. К слову, за последнее десятилетие ситуация с загрязнениями в Челябинске серьезно улучшилась.
Внутри цеха «Железный Озон 32»
Газ-нефть наши, а трубы зарубежные
Десятилетиями складывалась затруднительная ситуация с разрезными тройниками для труб большого диаметра — их приходилось закупать за границей. Такие изделия необходимы для присоединения к магистральному трубопроводу боковых ответвлений.
Внутри предприятия по производству штампосварных деталей ЭТЕРНО
В условиях санкций экспорт российской нефтегазовой продукции и проекты внутри страны из-за этого нюанса находились в уязвимом состоянии. Третий объект «Белой металлургии» частично решило эту проблему — в 2016 году было запущено предприятие по производству штампосварных деталей ЭТЕРНО.
Так началось импортозамещение иностранных тройников — изделия поставляются корпорации «Газпром», ее дочкам. В прошлом году госкорпорация получила 15 комплектов тройников диаметром 720 миллиметров повышенной прочности для эксплуатации при экстремально низких температурах (до минус 60 градусов Цельсия). Изделия могут быть установлены на действующий трубопровод «Уренгой — Сургут» под давлением.
Разрезный тройник, который используется для присоединения к магистральному трубопроводу боковых ответвлений
Руки в перчатках, шея в униформе
В масс-медиа, начиная с 1990-х годов, за металлургами, да и за рабочим человеком вообще, закрепился нелестный стереотип — спасибо народному фольклору, сериалам и комедийным шоу. Фрезеровщик, слесарь ассоциировались с небритым человеком неопределенного возраста в грязном комбинезоне с газовым ключом в руках, поступившим в цех по распределению из ПТУ. Сложившиеся стереотипы отпугивали от профессии молодежь. «Учись, сынок, а то пойдешь на завод гайки крутить», — так создавался отрицательный имидж трудового человека.
Философия «Белой металлургии» с первых дней взялась за решение этой проблемы. Решено было изменить внешний вид сотрудников и создать такие условия труда, чтобы рабочим было приятно находиться на производстве. В цехах ЧТПЗ начали тщательно следить за внешним видом мастеров, их снабдили белыми халатами, современной униформой ярких расцветок.
Внутри цеха «Высота 239»
Но в компании на первое место ставят не только чистоту и «белизну» рабочей одежды, а философию «Белой металлургии» целиком. «Принятие миссии и ценностей — важный этап в жизни компании. Особое значение они приобретают в работе с молодежью,— отмечает акционер, председатель Совета директоров ЧТПЗ Александр Фёдоров. — С первого момента приобщения к Белой металлургии они должны понимать, что это не просто красивые цеха и белая спецодежда, а философия отношения к работе, жизни».
Ведущий инженер по подготовке производства цеха № 2 ЧТПЗ Максим Курбатов уверен, что «Белой металлургии» нужно учить: «Ведь некоторые понимают ее только как чистоту и порядок. А она шире! “Белая металлургия” — это философия преображения. Это преображение, в первую очередь, личности, а затем среды и общества. То есть каждый начинает с себя».
Трубы у нас той системы
Трубная промышленность сегодня должна отвечать разным запросам клиента — индивидуальные диаметры, прочность, свойства трубы. Но якорем отечественной металлургической промышленности остается плановый подход к делу — пережиток минувшей советской эпохи. Суть его в бюрократическом негибком подходе к нуждам клиента — есть план, есть выпуск продукции под него. Сегодня такой подход не работает, отрасль должна двигаться в направлении клиента, учитывать его потребности. Решение этой проблемы также стало одной из составных частей программы «Белой металлургии», получившей название клиентоцентричная трансформация.
«Клиентоцентричная трансформация – закономерный виток развития корпоративной философии “Белая металлургия”, в центре которой стоит человек – наш клиент, сотрудник, житель города, региона, где работает компания», – говорит акционер, председатель Совета директоров ЧТПЗ Андрей Комаров. Подход заключается в том числе в выпуске продукции с опорой не на собственные стандарты, а стандарты ключевых клиентов. На минуточку, клиентский портфель компании включает более 5 тысяч компаний топливно-энергетического комплекса, нефтехимической, машиностроительной, энергетической, строительной и других отраслей в России и за рубежом.
Новый этап клиентоцентричности с уходом в цифровые решения металлурги назвали «Вы:движение». Группа планирует создание новой цифровой платформы компании на уникальной для отечественной металлургической отрасли микросервисной IT-архитектуре. Это позволит гибко выбирать цифровые решения и гораздо быстрее встраивать их в реальные бизнес-процессы. И это не обычная автоматизация, цель авторов подхода – изменить бизнес-процессы, взглянув на них со стороны партнеров и клиентов. Сверхзадача «Вы:движения» — вывести Группу ЧТПЗ в авангард мировых промышленных корпораций по уровню эффективности и клиентского сервиса.
На сегодняшний день география экспорта предприятия — 52 страны.
Промышленность тяжелая, настроение — нет
Встречают по одежке, провожают по уму — смысловая квинтэссенция этой мудрости легла в основу еще одного принципа «Белой металлургии» — внешнего преображения предприятия. Едва ли клиента заманишь на переговоры в ржавый ангар, где того и гляди что-то может упасть на голову. То же самое касается молодого специалиста — трудно любить свою работу, когда каждый день перемещаешься внутри бесцветных нескончаемых конструкций правильных геометрических форм. В Группе ЧТПЗ убеждены — среда меняет сознание. Оформление фасада «Высоты 239» поручили московской группе архитекторов и дизайнеров «Ё-программа».
Фасад цеха по выпуску труб большого диаметра «Высота 239»