что такое фикх в исламе

Что такое фикх? Для чего он нужен?

что такое фикх в исламе. Смотреть фото что такое фикх в исламе. Смотреть картинку что такое фикх в исламе. Картинка про что такое фикх в исламе. Фото что такое фикх в исламе

С арабского языка слово «фикх» переводится, как «знать, понимать, понимать ситуацию». Терминологическое значение этого слова – знать положения, которые «за» или «против». Существует и другое определение, согласно которому фикх – это подробное знание религиозных положений, касающихся ритуалов поклонения, «муамала» (взаимоотношений) и системы наказаний [1].

В Коране употребляются различные слова, производные от слова «фикх». Они имеют значение «знать», «понимать», «постигать [2]. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Если Аллах пожелал добра для кого-либо, Он сделает его факихом в религии (то есть, человеком, который понимает все тонкости религиозных положений)»[3].

В период правления четырех праведных халифов, под словом «фикх» подразумевались знания. Термин «аль-фикху Акбар» вбирал в себя знания акаида и таухида; «аль-фикхуль виждани» – нравственное воспитание. А отдельное слово «фикх» касалось практических, культовых вопросов. Определение Абу Ханифы: «Фикх – это знание человеком тех положений, которые «за» или «против», имеет общее значение. В то время «калям» (вероучение), «иман» (основы веры), «ахляк» (нравственность) и «тасаввуф» (система воспитания высших духовных качеств) еще не оформились в отдельные ветви науки, поэтому произведение Абу Ханифы «аль-Фикху Акбар» включало в себя вопросы вероучения. Но с течением времени, когда начали развиваться отдельные отрасли науки, фикх стали разъяснять (с точки зрения практических действий) как раздел науки, включающей в себя только вопросы «ибады», «муамала» и «укуба» (наказания)[4].

Совсем недавно введенное понятие «хукукуль-исламия», кроме «ибады», включает в себя положения «муамала», «укуба» и «мирас» (наследование).

Предметом изучения науки «фикх» являются действия людей, обязанных выполнять все требования Ислама, как повелительного, так и запрещающего характера. Эти действия можно сформулировать так: в отношении намаза – совершать, в отношении воровства – избегать и не делать, в вопросах питания – предоставление свободы выбора (мухайар). Обязанность людей здравомыслящих и достигших совершеннолетия – следовать требованиям шариата. Это возможно при дееспособности личности в соблюдении законов. Свод религиозных положений, связанных с ибадой, муамалатом и наказаниями, называется шариатом. Этот термин используется в значении «религия». Но «религия» вбирает в себя как вопросы вероучения, так и культовые действия. Однако в большинстве случаев термин «шариат» используется в тех вопросах, которые касаются религиозно-культовых действий. С этой точки зрения, шариат представляет собой практическую, внешнюю сторону духовной системы.

Человека, который знает науку фикх, называют факихом. Множественная форма «фукаха». Это же слово в усулуль фикх имеет значение «муджтахид», то есть, ученый, обладающий знаниями и полномочиями, опираясь на религиозные источники Ислама, выводит новые религиозные суждения или принимает новые решения. Муфтий – это должностное лицо в системе религиозного суда, который выносит решения (фетвы) по разным религиозно-юридическим вопросам, основываясь на положениях Корана, сунны, общие суждения ученых и прецеденты из практики. Факиха, который не является муджтахидом, но при возникновении вопросов передающего суждения и мнения других муджтахидов, называют муфтием, а ответ на вопрос называется «фетвой». Относительно иджтихада, фетва носит узко-специфический характер.

В тех вопросах, которые ясно и четко освещены положениями Корана и сунны, в тех проблемах, по которым между учеными-правоведами нет никаких разногласий, необходимости в иджтихаде не возникает. Но в некоторых практических делах необходимо найти правильное решение, используя истихсан, маслахат, урф-адат и шару ман кабляна. Иджтихад и фетва нужны именно в этих случаях.

Некоторые факихи, которые усовершенствовали свои знания в период известных сподвижников и «табиинов», благодаря различным иджтихадам и фетвам, приобрели знания, которые в дальнейшем послужили началом возникновения новых направлений. Такими были: Айша, Абдуллах ибн Умар, Абдуллах бин Масуд (радыйаллаху анхум) и др. Из табиинов были семь мединских факихов, среди них – Нафи (умер в 117/735), из Куфы – Алкама бин Кайс (умер 62/682), Ибрахим ан-Нахаи (умер в 96/714), Хаммад бин Абу Сулейман (умер. 120/738), из Басры – Хасан Басри (умер 110/728).

Фикх, как наука, достиг наибольшего расцвета в первые двести лет периода правления Аббасидов (750-1258). Именно в это время появились великие имамы и знаменитые муджтахиды. Это такие ученые, как Суфьян бин Уйана (Мекка), Малик ибн Анас (Медина), Хасан аль-Басри (Басра), Абу Ханифа и Суфьян ас-Саври (Куфа), аль-Авзаи (Шам), аш-Шафии и аль-Лейс бин Сад (Египет), Исхак бин Рахуа (Нишапур), Ахмад бин Ханбаль, Дауд аз-Захири, ибн Джарир ат-Табари (Багдад) (радыйаллаху анхум).

У каждого из этих ученых была своя система и методика иджтихада, свой подход к проблемам и свои взгляды. Приходится констатировать, что сейчас у многих факихов, из-за того что они не смогли юридически систематизировать свои взгляды, и, как это было у Захири, слишком предвзято относились к другим направлениям (они не принимали методику кыяса), не осталось последователей.

В настоящее время продолжают существование мазхабы Имама Абу Ханифы, Имама Шафии, Имама Малика и Имама Ахмада бин Ханбаля. Взгляды этих ученых получили большое распространение среди огромного числа людей. С другой стороны, сохранились и некоторые течения шиитов, хариджитов. Теперь мы вкратце дадим сведения об основателях различных мазхабов и отметим характерные особенности каждого мазхаба.

[1] Ибн Абидин, Раддуль Мухтар, Бейрут, 1272, 1/34; Мухаммад Абу Захра, Усулуль фикх, 1958, стр. 6–7.

[2]Сура ан-Ниса, 4/78; аль-А`раф, 7/179; Худ, 11/91; ат-Тауба, 9/122.

Источник

Что такое фикх в исламе

Фикх (араб. فقه — «понимание», «понимание сути вещей») — одно из научных исламских направлений, занимающихся изучением практических религиозных положений, основанное преимущественно на канонических источниках – Священном Коране и Сунне. Другими словами, фикх — это мусульманское право.

Изучение базовых знаний фикха, необходимых для выполнения повседневных религиозных предписаний (например, совершение омовения, молитвы и т. д.), является обязанностью каждого совершеннолетнего верующего человека. Кроме этого, каждый верующий человек должен хорошо изучить положения фикха, связанные с той деятельностью, которой он занимается, например, торговля.

Углубленное изучение фикха, со всеми его тонкостями и особенностями, обязанностью каждого мусульманина не является. Будет достаточно, если этим будут заниматься только некоторые из мусульман, делая это на добровольных началах.

История развития фикха берет свое начало с момента появления Ислама и пророческой миссии пророка Мухаммада. Основным источником фикха на тот период времени был Священный Коран, ниспосылаемый в виде откровений от Бога, а также некоторые решения пророка Мухаммада, принимаемые им самостоятельно.

После смерти пророка Мухаммада изучением фикха и выведением его норм в разные времена занимались различные ученые-богословы, оставив после себя огромный кладезь богословского наследия.

Кстати, изучение фикха, а также любых других исламских наук, с последующей передачей полученных знаний другим людям занимает высокое, почетное место в Исламе. Более того, за подобную деятельность полагается огромная награда в мире вечном[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Фикх // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 32. С. 193–199.

что такое фикх в исламе. Смотреть фото что такое фикх в исламе. Смотреть картинку что такое фикх в исламе. Картинка про что такое фикх в исламе. Фото что такое фикх в исламе

что такое фикх в исламе. Смотреть фото что такое фикх в исламе. Смотреть картинку что такое фикх в исламе. Картинка про что такое фикх в исламе. Фото что такое фикх в исламе

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Источник

Основные источники исламского права (фикх)

Исламское право (фикх) – это божественная система оценок человеческого поведения. Основных оценок фикха, относящихся к деятельности человека, пять: обязательно (ваджиб), желательно (мандуб, сунна), дозволено (мубах), нежелательно (макрух), запрещено (харам). Их установление является правом исключительно Всевышнего Аллаха: «Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (сура «Преграды», аят 54). Таким образом, источниками шариата и, в частности, фикха могут быть только те институты, которые выражают Волю Всевышнего. Основными такими источниками являются следующие четыре: Коран, Сунна, Иджма’ и Кияс.

Книга Аллаха

Коран является Речью Аллаха и не нуждается в других доказательствах своей правообразующей сущности. Аллах говорит (смысл): «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных» (сура «Корова», аят 2); «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение» (сура «Корова», аят 185); «Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь» (сура «Перенос ночью», аят 9); «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа» (сура «Преграды», аят 3).

Положения Корана могут носить как общий характер, регламентируемый разъяснениями и исключениями Сунны и других шариатских доказательств, так и частный, конкретный. Книга Всевышнего Аллаха содержит в себе нормы всех подразделов исламского права.

Примеры аятов Корана, содержащих правовые нормы: «Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Корова», аят 275); «Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29); «…то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной…» (сура «Женщины», аят 3); «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырёх свидетелей, высеките восемьдесят раз» (сура «Свет», аят 4); «Если вы заключаете договор о долге на определённый срок, то записывайте его» (сура «Корова», аят 82)…

В приведённых аятах содержатся самые различные правовые нормы, начиная от положений ритуального поклонения, заканчивая уголовным правом. Однако целью Корана не является подробная точечная регламентация правовых норм. Как исключение в качестве примера можно привести наследственное право, изложенное Кораном в деталях. В большинстве случаев Книга Аллаха разъясняет только основные положения тех или иных актов, оставляя их подробное разъяснение за Сунной. Коран же – это настольная Книга мусульманина, чтение которой является поклонением Аллаху. Такое чтение поддерживает убеждения мусульманина, его искренность и решимость, целеустремлённость и пассионарность.

Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Сунна – это всё, что исходит от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), за исключением Корана, из слов, действий и одобрения» [1] (Ас-Суллями, «Усуль аль­-фикх», стр. 103).

Доказательством правообразующей сущности Сунны является Коран: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху» (сура «Женщины», аят 80); «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику» (сура «Добыча», аят 20); «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (сура «Сонмы», аят 36); «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (сура «Сонмы», аят 21); «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура «Собрание», аят 7).

Примеры хадисов, указывающих на правовые нормы: «Передают, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если двое людей заключают торговую сделку, то каждый из них имеет право расторгнуть её до тех пор, пока они не разошлись и находятся вместе. Если один из них предлагает другому условия, и он соглашается на них, после чего они заключают сделку на этих условиях, то сделка считается заключённой. Если они расходятся после заключения сделки и ни один из них не пытается её расторгнуть, то сделка также считается заключённой» (Аль­-Бухари, Муслим); передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бракосочетание недействительно без опекуна невесты» (Ат­Тирмизи и др.); передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первым, о чём люди будут спрошены в День воскресения, будет пролитая кровь» (Аль-­Бухари, Муслим).

Сунна подтверждает аяты Корана, разъясняет их, регламентирует правила частных исключений из общих положений Корана, а также устанавливает нормы, не упомянутые в нём.

Правовые нормы шариата выводятся из Корана и Сунны на основе множества правил, связанных с природой арабского языка и логическими инструментами совмещения контекстов текстов первоисточников и их указаний. Эти правила изучаются уникальной шариатской наукой «Усуль аль-­фикх», о которой мы поговорим в одной из следующих статей.

Иджма’

Иджма’ – это единогласное мнение учёных-­муджтахидов, живущих в один период времени, пришедших к согласию в каком­-либо из положений шариата после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) (Ас-Суллями, «Усуль аль­фикх», стр. 124).

Свидетельствами об иджма’ как об источнике права являются Коран и Сунна. Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (сура «Женщины», аят 59). Словосочетание «обладающие влиянием» в данном контексте имеет несколько смыслов, в том числе подразумевает и учёных-­муджтахидов. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Моя умма не соберётся на заблуждении» (Ибн Маджа).

Иджма’ не устанавливает норм, указаний на которые нет в Коране и Сунне. Она лишь утверждает однозначную правовую трактовку положений этих двух основных источников шариата.

Кияс —

…это суждение по аналогии в положениях, относительно которых нет прямых текстов шариата (Корана и Сунны), с

что такое фикх в исламе. Смотреть фото что такое фикх в исламе. Смотреть картинку что такое фикх в исламе. Картинка про что такое фикх в исламе. Фото что такое фикх в исламе Кияс — это суждение по аналогии…

положениями, относительно которых такие тексты есть.

Доказательством правомерности использования кияса являются Коран, Сунна и единогласное мнение сподвижников Пророка, которые его практиковали. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Если же вы станете препираться о чём-­нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (сура «Женщины», аят 59). Веление обращать неясные вопросы к Аллаху и Его Посланнику – это приказ следовать киясу.

Посылая своего сподвижника Муаза в Йемен, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его о том, как он поступит, если не найдёт решения по какому-­либо вопросу непосредственно в Коране и Сунне. Муаз ответил, что проведёт собственный иджтихад (правовое суждение на основе текстов шариата). На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хвала Аллаху, Который направил посланца посланника Аллаха к тому, чем доволен посланник Аллаха» (Абу Дауд, Ат­-Тирмизи).

Говоря о киясе, учёные выделяют четыре основных пункта (к которым привязывают шариатские условия):

1) асль – положение, с которым проводится аналогия;

2) фар’ – положение, на которое проводится аналогия;

3) хукм – правовая норма первого положения, которая распространяется на второе;

4) ‘илля – общая основа двух положений, связывающая их, являющаяся причиной предписания шариатом данной правовой нормы.

В качестве наиболее простого и понятного примера кияса можно привести следующий. Аллах говорит (смысл): «Воистину, вино (опьяняющие напитки), азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны» (сура «Трапеза», аят 90). Данный аят запрещает употребление вина. Причина запрета – свойство вина, которое приводит к опьянению человека. Таким же свойством обладает, к примеру, пиво, на которое, соответственно, также распространяется запрет. Таким образом, если спроецировать данный пример на четыре пункта, изложенных выше, то в данном случае асль – это употребление вина, фар’ – употребление пива, хукм – запрет и ‘илля – опьянение.

АбдульМу’мин [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Источник

Что такое фикх в исламе

Слово «фикх» имеет арабское происхождение и означает в переводе «понимать», «знать» или «понимать ситуацию», оно используется в качестве термина для определения знания тех положений исламской религии, которые касаются системы наказаний, религиозных ритуалов поклонения, мусульманского права в области наследования, а также взаимоотношений или «муамалят», и которые можно применить при решении спорных вопросов, касающихся позиции «за» или «против». Слово «фикх» понималось в значении «знания» в период исламской истории, когда длилась эпоха праведных халифов.

В Священном Коране употребляются различные слова, являющиеся от слова «фикх» производными, в значениях «постигать», «знать», «понимать». Фикхом также называют направления религиозно-правовых школ четырех мазхабов: ханафитского, шафиитского, ханбалитского и маликитского. В «Академии Медина» можно получить бесплатное образование по первым трем мазхабам исламского права.

что такое фикх в исламе. Смотреть фото что такое фикх в исламе. Смотреть картинку что такое фикх в исламе. Картинка про что такое фикх в исламе. Фото что такое фикх в исламе

Кто такой факих, муфтий и муджтахид

Факих (мн. ч. фукаха) – это ученый богослов, законовед, который является специалистом в вопросах фикха, владеющий в совершенстве исламским правом. Также может использоваться термин «муджтахид», который означает человека, который обладает знаниями и полномочиями и опирается на источники в религии Ислама и может выводить новые религиозные суждения, обладает полномочиями принимать новые решения.

Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, Всевышний сделает мусульманина в религии факихом, если Он пожелал для этого человека добра, подразумевая, что такой человек станет понимать все тонкости положений исламской религии.

Муфтий – это тот факих, который не является муджтахидом, но если возникают соответствующие вопросы, то он передает суждения или мнения других муджтахидов. Муфтий выносит ответ на вопрос, который называется «фетва». У фетвы относительно иджтихада характер узко-специфический. В иджтихаде нет необходимости, если вопрос или проблема ясны, не вызывают у ученых разногласий и освещены в Сунне и Коране достаточно ясно. Но происходят такие случаи, когда правильное решение необходимо найти в каких-то конкретных случаях, и для этого используется урф-адат, маслахат, истихсан, и другие, и в таких случаях необходима фетва.

Знания некоторых факихов, усовершенствованные в период табиинов и известных сподвижников с помощью различных фетв и иджтихадов, положили начало новым направлениям. Основоположникам новых направлений в науке стали Аиша, Абдуллах ибн Мас ‘ уд и Абдуллах ибн Умар. К этому числу относятся и семь факихов из Медины из числа табиинов, среди которых был Нафи‘. Также к этому числу относятся Алкама ибн Кайс, Ибрахим ан-Наха ‘ и, Хасан Басри и Хаммад ибн Абу Сулейман.

Трактовка

что такое фикх в исламе. Смотреть фото что такое фикх в исламе. Смотреть картинку что такое фикх в исламе. Картинка про что такое фикх в исламе. Фото что такое фикх в исламеВ труде «аль-фикху Акбар» содержались таухид и акаид: «аль-фикхуль виждани» в переводе означало «нравственное воспитание». Если же использовалось только слово «фикх», то речь шла именно о практических культовых вопросах.

Свое определение термину «фикх» дал ученый Абу Ханифа: «Фикх – это знание человеком тех положений, которые «за» или «против». По его определению, значение у данного термина более общее. Труд Абу Ханифы под названием «аль-Фикху Акбар» включал в себя вопросы вероучения, поскольку на тот период времени еще не было сформировано таких отдельных ветвей науки, как основы веры или «иман», вероучение и нравственность или «ахляк».

Постепенно после того, как стали развиваться различные отрасли религиозной науки, фикх был выделен в качестве раздела науки, который включает только такие направления, как «ибада» (поклонение), «укубат» (наказания) и «муамалят» (финансовые и торговые дела). Недавно было введено такое понятие, как «хукукуль-исламия» (исламское право): в него включены не только вышеперечисленные направления, но также вопросы наследования или «мирас».

Наука «фикх» изучает действия людей, которые обязаны выполнять все требования исламской религии, как запрещающего характера, так и повелительного, предписывая совершать определённые действия, такие, как намаз, а другие совершать запрещает и предписывает избегать – такие, как воровство. Есть такие области, в которых мусульманину предоставляется свобода выбора или мухайар – это вопросы питания.

Здравомыслящие и совершеннолетние мусульмане обязаны следовать требованиям, которые предписывает шариат, если личность обладает дееспособностью к исполнению законов. Шариат – это свод положений исламской религии, которые связаны с наказаниями, муамалятом и ибадой. Термин «шариат» также нередко используется в значении «религия», в которую включаются и культовые действия, вопросы вероучения. Но использование термина «шариат» относительно вопросов религиозно-культовых действий встречается чаще, отражая внешнюю и более практическую сторону религии.

Достаточно широко распространено в обществе использование терминов «фикх» и «шариат» в качестве синонимов, с помощью которых обозначают мусульманское право. Но представители других взглядов считают, что шариат – это более широкое понимание мусульманского права, и шариат является с этой точки зрения источником для фикха. Фикх – это более узкое понимание, то есть представляет собой только часть шариата, в котором содержатся нормы поведения в обществе мусульман и те обязанности, которые верующие несут перед Всевышним Аллахом.

История

Наибольшего своего расцвета наука фикха достигла в период правления Аббасидов, когда появились такие известные муджтахиды и имамы, как Суфьян ибн Уейана из Мекки, Малик ибн Анас из Медины, Хасан аль-Басри из Басры, Абу Ханифа и Суфьян ас-Саури из Куфы, аль-Ауза ‘ и из Шама, аль-Лейс ибн Са ‘ д и аш-Шафии из Египта, Исхак ибн Рахавей из Нишапура, а также Дауд аз-Захири, Ахмад ибн Ханбаль и ибн Джарир ат-Табари из Багдада.

Каждый из этих ученых факихов разработал свою методику и систему иджтихада, у каждого из них был свой взгляд на проблему и свои взгляды в науке.

У многих фикхов почти не осталось последователей в современной науке, поскольку их взгляды не были юридически систематизированы, как это сделал факих Захири, или к остальным направлениям относились слишком предвзято, не принимая методику кыяса.

В современном Исламе существуют до сих пор такие мазхабы, как ханафитский, основанный имамом Абу Ханифой, шафиитский мазхаб, основателем которого стал факих имам Шафии, маликитский мазхаб, основателем которого был факих имам Малик, а также мазхаб, основанный факихом имамом Ахмадом ибн Ханбалем.

Все четыре мазхаба получили среди современных мусульман широкое распространение. Частично сохранились и течения хариджитов и шиитов.

Современное понимание термина «фикх» подразумевает мусульманскую доктрину, включающую в себя как правила поведения, которые относятся к разделу юриспруденции, так и свод общественных норм, которые относятся к мусульманскому праву в более широком смысле.

Этапы

что такое фикх в исламе. Смотреть фото что такое фикх в исламе. Смотреть картинку что такое фикх в исламе. Картинка про что такое фикх в исламе. Фото что такое фикх в исламеФикх в своем развитии прошел через несколько этапов, из которых выделяют шесть основных, которые охватывают определенные исторические периоды.

Основан был фикх в период жизни Пророка Мухаммада ﷺ, и его формирование пришлось на 610—632 годы.

Период установления фикха как направления в науке пришелся на период между 632 и 661 годами, вошедший в историю Ислама под названием «Эпоха Праведных Халифов».

На период от основания Омейядской династии в 661 году до ее падения, которое пришлось на середину восьмого века, пришелся период построения науки фикха, а своего расцвета эта наука достигла во время правления династии Аббасидов с середины восьмого века до периода ее упадка в середине десятого века.

Когда же династия Аббасидов начала переживать свой упадок до того момента, как погиб последний Халиф династии Аббасидов, убитый монголами в тринадцатом веке, происходила консолидация науки фикха.

По мере развития исламского государства назрела необходимость оформления доктрины, которая бы включала в себя правила поведения мусульман, в которой были бы приведены те социальные нормы, которые уже действовали в обществе, с теми религиозными ориентирами, которые выдвигала религия ислама. Отношения в обществе с помощью доктрины или фикха должны были регулироваться, основываясь на учении Ислама.

Наука фикха началась не с правовых исследований, а трудов, которые были сборниками хадисов Пророка Мухаммада ﷺ. Основы методологии и языка той части фикха, которая включает в себя юриспруденцию, складывались в период с восьмого века по начало девятого, и в своей развитии они опирались на Сунну и Священную Книгу Коран, которые рассматривались как основные источники правовых решений. Были и самостоятельные источники решений в области права – таким стало мнение общины мусульман, высказанное единогласно, или иджма.

Как самостоятельная религиозная дисциплина фикх-юриспруденция сложилась окончательно только в десятом веке.

Со временем фикх начали понимать как науку о практических нормах шариата, то есть о таких, которые регулируют поведение мусульман, или о ильму ал-фуру, о таких нормах, которые были извлечены из источников конкретных – Сунны и Корана, иджтихада и иджма.

С того времени фикх начал состоять из правил исполнения религиозных обязанностей и культа или ибадата и правил, которые регулируют отношение мусульман между собой, отношений государства и человека, или муамалята.

Школы

На Средневековье пришлось формирование норм-принципов наряду с казуистическими фетвами, и для развития фикха это стало кульминационным периодом. Большое развитие получила такая отрасль фикха, как аль-ахваль аш-шахсия, которая представляла собой нормы, которые регламентировали отношения наследственные, отношения в браке, а также подобные. Укубат или та отрасль, которая подразумевала уголовное право становились нецелесообразными под давлением политики государства.

Фикх и современность

что такое фикх в исламе. Смотреть фото что такое фикх в исламе. Смотреть картинку что такое фикх в исламе. Картинка про что такое фикх в исламе. Фото что такое фикх в исламеВ современном исламе за фикхом-юриспруденцией сохранилось формальное значение правового источника, и в ряде мусульманских стран правовые нормы, содержащиеся в трудах мазхабов, применяются в шариатском суде – к таким странам относится Саудовская Аравия. Также законодательства некоторых мусульманских стран, если в законе отсутствует норма, предписывают применение тех выводов, которые предлагает фикх-юриспруденция. По такому принципу работают гражданские и уголовные кодексы мусульманских стран Кувейта, Алжира и ряда других стран. Также применение фикха допускается законодательствами Ирана или Бахрейна, если какие-либо взаимодействия людей не урегулированы основным законом.

Во многих исламских странах при разработке законодательства правоведы опирались на основополагающие нормы фикха.

Фикх имеет такие отдельные разделы, как ибадат, в котором содержатся вопросы поклонения, мунакахат, тематика связанная с семейными отношениями – браком или никяхом и разводом или таляком, муамалят, в котором рассматриваются вопросы, связанные с финансовыми или торговыми делами, а также укубат, связанная со сферой наказаний за правонарушения.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *