что такое фидерный коносамент
Коносамент фидерный и океанский
Очень важный момент при транспортировании груза – это уверенность руководителей в перевозчике, который берет на себя должные обязательства доставить груз и в целостности передать. Коносамент океанский и фидерный, который оформляет сюрвейерская компания СКС-М во Владивостоке, обеспечит правильность заключения договоров транспортирования. Нам важно все, что касается Вашего груза.
Фидерный коносамент и океанский – отличия
Коносамент – документ, который выдает перевозчик груза его отправителю. Он удостоверяет, что груз принят, и перевозчик должен доставить груз в обязательном порядке по назначению и передать получателю. Это своеобразный договор между транспортной фирмой и грузоотправителем. Относится к ценным бумагам.
Информация, которая должна быть отражена в документе:
Морской коносамент и его виды
Коносамент бывает фидерный и океанский. Фидерный коносамент — это договор на доставку груза меньшими судами, чем океанские. Фидерное судно – это небольшое судно, способное курсировать на сравнительно мелких глубинах. Доставка суднами достаточно удобна, можно перевезти любой объем груза, на любые расстояния, в необходимом контейнере, минимизировать затраты и обеспечить себе необходимую защиту от форс-мажорных обстоятельств. На сегодняшний день это достаточно распространённый вид перевозки. Коносамент обеспечивает юридические договоренности между сторонами.
В итоге, перевезти любой груз не составляет труда – главное соблюдать все правила перевозки и вести должным образом документооборот. Специалисты сюрвейерской компании СКС-М во Владивостоке имеют большой опыт оформления самых разнообразных грузов через коносамент океанский и фидерный. Мы знаем возможные риски и контролируем процесс. Наша работа для Вас!
Коносамент – что это такое?
Транспортировка грузов морским транспортом – один из распространенных и удобных видов перемещения товаров при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Обратившись в морскую логистическую компанию и доверив ей свой груз, клиент должен получить от перевозчика специальный документ, который защищает права грузоотправителя, – коносамент. Что это за бумага, каковы ее функции, виды и особенности заполнения – расскажем об этом подробнее.
Коносамент – что это?
Коносамент – что это такое? Само понятие заимствовано из английского языка (сonsignment) и буквально обозначает отправление, груз. Если сформулировать простыми словами – это официальная расписка, которая выдается перевозчиком грузоотправителю в том, что первый получил товар и обязуется доставить его по назначению. Это оформленная соответствующим образом товарораспорядительная бумага, которая подтверждает право отправителя на перевозимую продукцию. Данный документ оформляется перевозчиком и выдается владельцу после того, как товар был отгружен.
Внимание! Коносамент является ценной бумагой и применяется при перевозках морским и речным транспортом, а также при осуществлении мультимодальных международных перевозок (т.е. несколькими видами транспорта). Кодексом торгового мореплавания РФ, статьей 143 предусмотрена возможность использования вместо коносамента иного документа, подтверждающего получение груза перевозчиком (например, морской накладной).
Функции коносамента
Сущность коносамента как ценной бумаги состоит в предоставлении возможности владельцу лучшим образом реализовать товар при условии его передачи перевозчику. Документ обязательно должен выполнять несколько предназначенных для него функций.
Важно! Во время передачи товара получателю, он должен осмотреть груз на наличие повреждений. В противном случае с перевозчика снимается ответственность и претензии не принимаются. Для защиты своих прав в суде можно использовать только оригинал коносамента!
Виды коносаментов
В логистической практике существует много разновидностей коносаментов. При классификации учитываются личность получателя, тип транспортировки, схема перевозки грузов, сроки получения товара грузоперевозчиком. Основные виды коносаментов, применяемые в международной практике перевозок, представлены здесь.
Ордерный (Bill of lading to order)
Выписка ордерных коносаментов – наиболее распространенная практика в сфере внешнеторговых грузоперевозок. Суть данного вида документа состоит в том, что, например, продавец, желая иметь контроль над товаром до момента оплаты за него покупателем, не указывает в коносамент конкретного получателя. Либо покупатель хочет передать права на товар другому лицу. Сзади на бланке ордерного коносамента делается передаточная надпись (индоссамент) о том, кому можно получить груз.
Внимание! Индоссаментов может быть указано несколько, т.е. права на получение товара передаются от одного лица к другому. Груз будет выдан тому, кто указан в передаточных надписях последним.
Именной (Bill of lading to a named person)
После указания передаточной надписи ордерный документ становится именным. Это документ, где указано конкретное – физическое или юридическое – лицо, которое имеет право получить груз. Либо бумага сразу составляется с указанием получателя, либо коносамент становится именным по условиям передаточной надписи.
На предъявителя (Bill of lading to a bearer)
Данная форма коносамента встречается в логистической практике нечасто, однако иногда используется. Если в графе «грузополучатель» указано «to a bearer», груз выдается любому лицу, предъявившему коносамент. Ордерный и предъявительский коносаменты удобны тем, что в случае, если покупатель не может оплатить по каким-либо причинам груз, имя получателя можно изменить.
Оборотные и необоротные коносаменты
Необоротным типом документа (Bill of lading non-negotiable) предусматривается, что товар по прибытии примет сам получатель. Оборотная форма (Bill of lading negotiable ) дает возможность владельцу распоряжаться грузом в процессе перевозки или даже закладывать коносамент в банк. Документ такого типа выгоден продавцу, так как делает, по сути, оборотным процесс передачи груза. Оборотными можно назвать коносаменты на предъявителя и ордерные. На практике чаще применяется необоротная форма.
Линейный (Liner bill of lading)
Линейный коносамент – это документ, оформляемый при транспортировке товара на судне, следующем по четкому расписанию с остановками в указанных портах на специально определенных для этого причалах. Ответственность единственного перевозчика грузов начинается в месте погрузки и заканчивается при выгрузке. Такой коносамент оформляется для регулярных морских перевозок. Подтверждает принятие товара на борт судна и разрешает совершать операции с товаром без передачи его другой стороне.
Внимание! Транспортная компания может привлечь к перевозке стороннее лицо в качестве экспедитора грузов, в таком случае для осуществления перевозки, кроме линейного, используется так называемый домашний коносамент.
Домашний коносамент
Эта ценная бумага оформляется с целью избавить грузоотправителя от проблем с доставкой товара. Домашний коносамент используют в таких ситуациях:
Фрахтовый (Chartered bill of lading)чартерный))
Коносамент этого типа используется для нерегулярных перевозок. Для транспортировки груза заключается контракт между фрахтователем (отправителем или его представителем) и перевозчиком (фрахтовщиком). Последний предоставляет грузоотправителю все судно либо определенную его часть для товара, иногда – сразу несколько морских транспортных средств.
Прямой (морской)
Этот вид документа оформляется при договоре доставки груза от пункта отправки до места назначения на одном конкретном судне.
Сквозной (Through bill of lading)
Сквозной коносамент применяется при мультимодальных перевозках: товар перемещается разными видами транспорта либо несколькими судами. Этот тип бумаги оформлять удобнее, чем заключать несколько договоров с перевозчиками на различных этапах транспортировки товара. Товар считается доставленным после того, как последний из транспортировщиков передал его грузополучателю.
Фидерный коносамент
Одной из разновидностей сквозного коносамента является фидерный документ: морской перевозчик заключает договор о локальной перевозке на небольшом судне – например, если порт, где грузится товар, не обслуживают суда его компании.
Основной перевозчик оформляет коносамент, в котором указаны порты погрузки/выгрузки и перевалочный пункт, а локальный создает фидерный коносамент. Последняя бумага не является товарораспорядительным документом и выполняет роль договора между локальным и основным перевозчиком.
«Чистый» (Clean bill of lading) и «нечистый» (Foul или Claused bill of lading) коносаменты
«Чистым» называется коносамент, в содержании которого нет оговорок, т.е. повреждений товара, тары не обнаружено, количество соответствует заявленному. Если имеются записи о порче товара или упаковки или каких-либо других дефектах, такой документ квалифицируют как такой, который нельзя именовать «чистым» (его называют «с оговорками», «нечистым»).
Бортовой и погрузочный коносаменты
Бортовой документ составляется после того, как произошла погрузка товара на транспортное средство. Коносамент на погрузку оформляется после получения товара логистической компанией, находящегося под ее охраной, но перед тем, как его поместят на судно.
Береговой (Custody bill of lading) коносамент
Эта бумага выступает в качестве расписки о приеме транспортной компанией груза и помещения его на суше на склад транспортировщика. Когда эту продукцию грузят на судно, в коносаменте делается отметка о дате погрузки. В дальнейшем эта бумага может заменяться бортовым коносаментом.
Контейнерный коносамент
При осуществлении комбинированных перевозок транспортная компания имеет право выдавать специальный контейнерный коносамент, действующий на основании Гаагских правил 1921 г. Такие коносаменты обычно являются погрузочными. Если такой документ имеет страховой полис, он называется застрахованным.
Важно! Если в коносамент неверно внесены сведения о порте погрузки, дате ее завершения, а также дате оформления бумаги, капитан судна или агент имеют право отказаться подписывать такой документ.
Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20
Какую информацию указывают в коносаменте?
Основная информация, которая должна быть указана при заполнении коносамента, регламентируется Кодексом торгового мореплавания РФ, статьей 144. В документе обязательно присутствуют следующие реквизиты:
Коносамент может включать дополнительную информацию по договору участников соглашения. Следует указать факт наличия товара на борту конкретного судна с датой погрузки. Важно отразить степень ответственности перевозчика в случае невыполнения условий перевозки и возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Обычно коносамент оформляют в трех экземплярах, один из которых предназначен отправителю груза, второй – для транспортировщика и третий – для грузополучателя. Когда груз и один из коносаментов доставлен покупателю, два других оригинала утрачивают силу.
Порядок работы с коносаментом
Для выдачи коносамента сначала отправителю груза необходимо составить другой документ – погрузочный ордер, в котором указывается информация следующего характера:
Штурманская расписка подтверждает факт нахождения груза на судне. На основании этих документов начинается работа над составлением коносамента. Его в трех экземплярах составляет компания-перевозчик. Покупатель товара, предъявив экземпляр коносамента, полученный от продавца, по этому документу получает груз.
Внимание! Перед погрузкой следует проверить товар на повреждения и в случае дефектов или недостатков поставить пометку «нечистый». Как составлять коносамент – на всю партию товара или на каждую отдельно – решает получатель (раздельное оформление практикуют, когда груз приходится получать частями).
Заполнение коносамента – как сделать всё по правилам
Как правильно заполнять коносамент и как выглядит оформленный документ? Заполнение коносамента осуществляется способом печати на фирменном бланке. Основные реквизиты документа указаны выше. Важно проследить, чтобы информация о грузе, его характеристики, дата доставки, сведения об участниках поставки товара должны быть точными и совпадать с данными во всех остальных документах. Тому, кто оформляет коносамент, нужно учитывать следующие моменты:
Внимание! Исправлять информацию в коносаменте можно только при подтверждении данных от грузоотправителя и лишь с согласия последнего. Заполняя документ, следует учесть, что его корректировка займет много времени и повлечет дополнительные материальные расходы.
К чему приводит неправильно заполненный коносамент?
При составлении коносамента нужно быть очень внимательным и вооружиться знаниями законодательства или обратиться к помощи профессионалов. Последствия, связанные с неправильным заполнением документа, могут быть серьезными:
Образцы коносаментов
Заполнение коносамента – дело непростое и может вызвать трудности, так как каждая торговая операция индивидуальна. На нашем сайте вы можете бесплатно скачать примеры бланков коносаментов на русском и английском языках.
Для того чтобы избежать трудностей с оформлением коносамента и проблем, которые могут возникнуть впоследствии, обратитесь в нашу компанию. Наши специалисты заполнят любые товарораспорядительные документы, в том числе, и коносамент, юридически грамотно: мы досконально знаем таможенное законодательство, правила торгового мореплавания. С нашим опытом работы в сфере ВЭД Ваш товар всегда будет доставлен вовремя и без лишних расходов.
Коносамент: понятие, содержание, особенности
Морские коносаменты используются в перевозках уже очень давно. Их первая унификация проведена в первой половине XX века: впервые в Международной Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г (Convention internationale pour l’unification de certaines regles en matiere de connaissement) – Гаагские правила.
23.02.1968 принят протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924 (Protocol to amend the International convention for the unification of certain rules of law relating to bills of landing) – Правила Висби, Гаагско-Висбийские правила. Государства, официально присоединившиеся к Протоколу, толкуют Протокол и Конвенцию вместе как единый документ. Принявшая Протокол сторона не обязана применять его положения в отношении коносаментов, выданных в государстве – стороне Конвенции, но не Протокола.
21 декабря 1979 г принят Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г, измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г (Protocol amending the International convention for the unification of certain rules of law relating to bills of landing, as amended by the Protocol of 23 February 1968). Российская Федерация в 1999 году присоединилась к Гаагско-Висбийским правилам.
Что такое коносамент (bill of landing)?
Коносамент (bill of landing) – это основной документ на морском транспорте, составляемый на основе погрузочного ордера и штурманской расписки. Коносамент является:
С юридической точки зрения согласно Гаагским правилам коносамент удостоверяет договор морской перевозки и содержит его условия, является основанием для морской перевозки, регулирует отношения между держателем и перевозчиком. Термин «договор перевозки» применяется и к коносаменту.
Согласно Гаагско-Висбийским правилам коносамент приобретает доказательную силу (в том числе, если передан третьей стороне). Протокол об изменения Конвенции от 1979 года не касался напрямую функций, содержания и определения коносамента. Коносаменты бывают необорачиваемыми, именными, домашними, мастер, линейными, чистыми, оборотными, FIATA, на предъявителя, фидерными, индоссируемыми, сквозными, групповыми, в краткой форме, NVOCC.
Как выглядит коносамент?
Содержание коносамента определяется Гамбургскими правилами, однако его форма у разных линий отличается. На лицевой стороне документа указываются обязательные реквизиты коносамента: наименование и местонахождение (юридический адрес) перевозчика, наименование отправителя и получателя, пункты отправления и назначения, название судна, сведения о грузе (из штурманской расписки), информация о внешнем состоянии груза, место оплаты фрахта.
На лицевой сторону вписывается возможность или необходимость перевозки груза на палубе, адрес организации, которая получает приказ от покупателя о передаче груза и распоряжении им. На лицевой стороне коносамента указывается его вид, место и дата его выписки, количество оригиналов, подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
На обратной стороне – единые для всех грузовладельцев условия. Коносамент может быть оформлен экспедитором или грузоотправителем на бланке перевозчика, перевозчиком – на основе инструкций отправителя. Оборотная сторона коносамента содержит следующие сведения: определение понятий «перевозчик», «груз», «тара», «грузовладелец», «перевозка», «Гаагские правила» или «Правила Гаага-Висби» и др. стандартные сведения и термины.
Партии груза, оформленной по коносаменту, присваивается индивидуальный буквенно-цифровой индекс, информация в самом коносаменте должна соответствовать данным букирования груза на судно. В документе указываются и все важные условия перевозки: общая авария, ограничение ответственности перевозчика, арбитраж, применимое право. Условия использования коносамента таковы, что действителен он только при наличии оригинала.
Коносамент и другие документы
Коносамент составляется на основе сведений погрузочного ордера – письменного предложения перевозчику заключить договор перевозки, в рамках которого коносамент станет письменным доказательством заключения договора. Из погрузочного ордера заполняются следующие сведения (согласно КТМ РФ): наименования отправителя и получателя, наименование порта выгрузки, сведения о грузе и его внешнем виде, информация о размере фрахта.
Штурманская расписка является акцептом ордера, подписанным капитаном судна. Штурманская расписка подтверждает прием груза на борт, не является товарораспорядительным документом (ценной бумагой), и, если выпускается без замечаний администрации судна по состоянию и количеству груза, обменивается грузоотправителем на коносамент.
Коносамент используется при ведении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вместе с другими документами: инвойсами, складскими расписками.
Коносаменты в России
Правовое регулирование перевозок по коносаментам в Российской Федерации осуществляется на основании положений Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Кодекса торгового мореплавания (КТМ РФ), а также Международных Конвенций и договоров, являющихся частью национального законодательства России. Отдельного закона о коносаментах в России нет.
Согласно ст. 143 ГК РФ коносамент относится к ценным бумагам, на него распространяется действие ст. 7 ГК РФ. Пунктом 2 ст. 785 ГК РФ устанавливается целесообразность подтверждения договора международной перевозки морским транспортом с помощью коносамента.
Ст. 144 КТМ РФ устанавливает перечень включаемых в коносамент данных (обязательные реквизиты). Но этот перечень не исчерпывающий: по соглашению сторон содержание может быть расширено за счет иных данных и оговорок. Ст. 145 КТМ РФ устанавливает, если в коносаменте не указаны сведения о внешнем состоянии груза, то состояние принимается хорошим.
Коносамент: что это такое?
Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи: Подтверждение договора на перевозку. Многие считают, что коносамент — это коммерческий или транспортный договор. Оба этих утверждения не являются…
Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи:
Типы коносаментов
На основе вышеописанных целей документа можно обозначить следующие основные типы коносамента.
«Именной» коносамент (Straight Bill of Landing)
Коносамент называется именным или прямым (Straight), если оригиналы документа выпускаются на конкретного получателя (Consignee). Такой тип является необоротным, и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable). Получение груза в месте назначения возможно только указанным получателем. Также нужно предъявить оригиналы распечатанного коносамента перевозчику или оформить «Телекс релиз» (Telex Release).
Этот тип соответствует только первым двум ролям («подтверждение договора на перевозку» и «доказательство передачи товара»). Третья цель не реализуется полностью, так как документ не является передаточным (оборотным).
Морская накладная (Sea Waybill)
Если коносамент оформляется на конкретного получателя без выпуска оригиналов, его называют морской накладной (Sea Waybill). Этот вид также является необоротным и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable).
Морская накладная обычно используется:
Получение груза происходит на основе «экспресс релиза» (Express Release), то есть автоматически. Данный тип коносамента также соответствует только первым двум ролям.
Оборотный или ордерный коносамент (Negotiable B/L or Order Bill)
Оборотный коносамент выпускается в оригинале, и в нем не обозначается конкретный получатель. Графа «Consignee» может иметь значения: «To Order», «To Order of Shipper», «To Order of Bank».
Основное преимущество ордерного коносамента – возможность использовать его как гарантийное средство платежа между продавцом и покупателем.
Груз можно получить, только после предоставления оригинала коносамента перевозчику в порту назначения. На обороте коносамента должен стоять индоссамент (обычно это печати отправителя и получателя).
Ордерный коносамент выполняет все три цели, обозначенные в начале статьи.
Виды коносаментов
Обычно выделяются следующие виды коносамента, их больше, но мы представим три основных.
Океанский коносамент (Ocean or Port to Port B/L)
Ответственность перевозчика начинается в порту отправления и заканчивается в порту выгрузки. Поля «Place of Receipt» или «Place of Destination» не должны быть заполнены.
Мультимодальный коносамент (Multimodal Transport B/L)
Этот вид коносамента применяется при мультимодальной перевозке. Такая транспортировка состоит из нескольких этапов, которые выполняются различными видами транспорта.
В процессе перевозки участвует несколько видов транспорта от места выпуска коносамента, до места итоговой доставки. Все обозначенные этапы перевозки находятся под ответственностью морской линии.
Сквозной коносамент (Througt B/L)
Данный вид похож на мультимодальный коносамент, но перевозчик несет ответственность только за морское плечо. В наземной транспортировке линия участвует только как посредник.
Что такое фидерный коносамент
Что такое коносамент.
По существующим правилам, после приема груза к перевозке морским транспортом перевозчик обязан выдать грузоотправителю коносамент (по-английски «bill of lading», в переписке обычно пользуются сокращением “B/L”). Коносамент удостоверяет наличие между сторонами договора о перевозке и конкретизирует его условия. Коносамент является товаросопроводительным и товарораспорядительным документом (удостоверяет право собственности на отгруженный товар). После доставки в порт назначения перевозчик обязан выдать груз законному держателю коносамента.
В коносаменте указываются наименование отправителя, получателя, пункты загрузки и выгрузки, параметры груза, время и место выдачи документа и другая информация.
Существуют различные виды коносаментов, например, морские (ocean, port-to-port), сквозные (through), мультимодальные (multimodal, combined); именные (straight), ордерные (order) и т.д. Каждый из этих видов детализирует особенности приема груза или его выдачи.
Коносамент выписывается в нескольких экземплярах (как правило, в трех и более), содержание которых идентично. На лицевой стороне оригиналов коносамента имеется надпись ORIGINAL («Оригинал»). Копии коносамента имеют надпись COPY («Копия»), они могут печататься на бланках, цвет или фактура которых отличается от оригиналов.
Образец оригинала коносамента:
Образец копии коносамента:
Что написано в коносаменте.
Коносаменты могут выглядеть по-разному, но в них содержится примерно одна и та же информация. Рассмотрим содержание основных граф на примере коносамента линии Maersk.
Наименование графы | Содержание |
1. B/L № | Номер коносамента, представляет собой набор латинских букв и цифр. По этому номеру на официальном сайте морской линии мы можем узнавать актуальную информацию о местонахождении груза. |
2. Booking № | Номер букинга, заказа на перевозку. По нему также можно узнавать информацию о статусе груза. |
3. Shipper | Указывается наименование грузоотправителя, обычно с адресом. |
4. Consignee | Указывается наименование грузополучателя, обычно с адресом. |
5. Notify party | Указывается компания, которую нужно информировать о прибытии груза. |
6. Vessel № | Название судна. Наш контейнер плыл на судне MAJESTIC MAERSK. При желании можно найти в интернете фотографии судна, на котором плывет контейнер, и его текущее местонахождение. |
7. Voyage № | Номер рейса. Наш рейс – 605W. |
8. Place of Receipt | Место получения груза для перевозки. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза от грузоотправителя в порт отправки. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере. |
9. Port of Loading | Порт погрузки. Порт, в котором производится погрузка контейнера. Наш контейнер выплыл из Шанхая. |
10. Port of Discharge | Порт разгрузки, порт назначения. Т.е. пункт, куда должен быть доставлен контейнер. В нашем случае, в Клайпеду. |
11. Place of Delivery | Место доставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза из порта назначения грузополучателю. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере. |
12. PARTICULARS FURNISHED BY THE SHIPPER. Above particulars as declared by Shipper, but without responsibility of or representation by Carrier. | Блок «Данные, заполняемые отправителем» содержит информацию про конкретный перевозимый груз. Данные вносятся со слов отправителя, не проверяются перевозчиком, перевозчик не несет ответственности за недостоверность данных. |
13. Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №. | Информация о грузе и его упаковке, маркировке, номере контейнера/пломбы. Мы перевозим 20 паллет стекловолоконного ровинга в 20футовом контейнере номер PONU0648262 под пломбой ML-CN3908047. Повреждение пломбы позволяет обнаружить факт несанкционированного доступа к грузу и своевременно принять необходимые меры. Указан также вес и объем груза – 20 160 кг и 25 м3. Обратите внимание на фразу Shipper’s load, stow, weight and count («загружено, размещено, взвешено и пересчитано отправителем»), она подчеркивает, что информация в коносамент вносится со слов отправителя. В этой графе также содержится информация об агенте морской линии в стране назначения, куда плывет контейнер. В нашем случае это представительство само линии – MAERSK LIETUVA UAB. В эту компанию грузополучателю (или его экспедитору) нужно будет обращаться, чтобы организовать дальнейшую доставку груза. |
14. Weight | Вес груза. Наш ровинг весит 20160 кг. |
15. Measurement | Объем груза. В нашем случае 25 м3. |
16. Freight & Charges | Фрахт и надбавки. Графа содержит информацию о цене перевозки и применяемых надбавках к морскому фрахту. Довольно часто эта графа не заполняется подробно, а в ней указывается «as arranged», т.е. фрахт определяется по согласованию сторон. В нашем примере морской фрахт уже оплачен отправителем (freight pre-paid). Если бы фрахт еще не был оплачен, была бы пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect). |
17. Carrier’s Receipt. Total number of containers or packages received by Carrier. | Общее количество контейнеров или мест, принятых перевозчиком. В нашем случае 1 контейнер. |
18. Place of issue of B/L | Место выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен в Шанхае. |
19. Number & Sequence of Original B(s)/L | Количество выпущенных оригиналов коносамента и порядковый номер коносамента. В нашем случае было выпущено три оригинала, мы рассматриваем копию третьего оригинала. |
20. Date of Issue of B/L | Дата выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен 6 февраля 2016 года. |
21. Declared Value | Графа «Объявленная стоимость груза» заполняется в отдельных случаях. Заполнение этой графы повышает уровень ответственности линии за груз в случае его утраты или причинения ущерба, но при этом нужно будет заплатить более высокий фрахт. |
22. Shipped on Board Date (Local Time) | Дата погрузки на борт судна (по местному времени). Часто совпадает с датой выпуска коносамента. |
Отметим также, что некоторые графы ссылаются на пункты договора перевозки, напечатанного на обороте коносамента, в которых содержатся важные оговорки. Например, графа «Notify Party» ссылается на пункт 22, который гласит, что морская линия не несет никакой ответственности, если указанная компания не будет проинформирована о прибытии груза.
Рассмотрим еще один пример:
Несмотря на то, что некоторые графы называются иначе или размещаются в другом месте, мы безо всяких трудностей можем найти всю важную информацию. Два 40фут. контейнера (номер AMFU8521842 с пломбой FEX8819254 и номер FCIU8202055 с пломбой FEX8802102) выплыли 19 января 2016 года из порта Qingdao в порт Клайпеда на судне ELEONORA MAERSK. Отправитель загрузил в каждый контейнер 1300 мешков силикагеля весом 26130 кг. Общий вес 52260 кг, общий объем 128 м3. Было выпущено три оригинала коносамента, фрахт подлежит сбору, т.е. будет оплачиваться получателем.
Условия коносамента.
Оборотная сторона коносамента содержит напечатанные мелким шрифтом правила, условия перевозки. Если в них вчитаться, можно убедиться, что морские линии (компании, имеющие в своем парке специализированные суда-контейнеровозы, морские перевозчики) составляют коносаменты таким образом, чтобы иметь широкие права и ограничить возможности грузовладельца. Например, процитируем условия перевозки, которые предлагает морская линия MSC.
«8. Объявленное время отплытия и прибытия только ориентировочное, и в таких расписаниях может иметь место более ранний срок, задержка или отмена рейса без уведомления. Перевозчик ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за последующий ущерб или какую-либо задержу в прибытии и отбытии Судна по расписанию».
Т.е. если вы запланировали, что груз будет доставлен за 30 дней, а в реальности перевозка заняла 50 дней, к сожалению, морская линия не будет нести никакой ответственности и взыскать с нее какие-либо штрафы не удастся.
«11.1. Торговец должен проверить Контейнер на годность его к перевозке Товаров перед его упаковкой. Использование Контейнера Торговцем будет являться доказательством, достаточным при отсутствии опровержения, того, что он прочный и подходит для использования».
Т.е. если контейнер, в который отправитель загрузил, скажем, ваш кофе, был прохудившимся и морская вода испортила часть груза, предъявить претензии морской линии вы не сможете.
«20.1. Любое упоминание в данном Коносаменте о сторонах, которые должны быть уведомлены о прибытии Товаров, делается исключительно с целью информирования Перевозчика. Неуведомление не будет налагать на Перевозчика какой-либо ответственность или освобождать Торговца от какого-либо обязательства по данному документу».
Т.е. если морская линия по какой-то причине не уведомила вас о прибытии груза, а сами вы о нем забыли и контейнер простоял в порту лишний месяц, простои оплатить придется.
Круговорот коносаментов в природе.
При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры становятся недействительными. Если предоставляется неполный комплект оригиналов коносамента, например, два из трех, на обороте каждого из них нужно поставить печать организации и подпись ответственного лица.
Если все оригиналы коносамента были утеряны (украдены, уничтожены и т.д.), грузополучателю и грузоотправителю необходимо составить официальные письма в адрес перевозчика с описанием сложившейся ситуации, подтверждением права грузополучателя на груз, гарантией отсутствия каких-либо претензий и просьбой выпустить новые коносаменты, а также оплатить сбор за перевыпуск. В некоторых случаях понадобится внести залог (зависит от вида коносамента). Залог, как правило, оформляется в виде банковской гарантии на период от полугода до двух лет в размере 150-200% от стоимости груза. Коносаменты лучше не терять.
Если по каким-то причинам бумажными коносаментами пользоваться неудобно (например, уходит много времени на пересылку, а контейнер уже прибыл в порт назначения, или вы боитесь, что коносаменты потеряются во время пересылки), можно воспользоваться другим вариантом — сделать телекс-релиз.
Что такое телекс-релиз.
Телекс-релиз – это уведомление, переданное из пункта отправления в пункт назначения, что отправитель сдал оригиналы коносамента. Наличие телекс-релиза позволит получателю забрать из порта прибывший контейнер без предъявления оригиналов коносамента.
Чтобы сделать телекс-релиз, грузоотправитель должен вернуть оригиналы коносамента перевозчику, который их выпустил, и сделать заявку на телекс-релиз, т.е. подтвердить свое согласие на выдачу груза получателю. При этом перевозчик может потребовать оплатить сбор за оформление телекс-релиза. Сумма обычно составляет 25-30 долларов за один комплект коносаментов.
Процедура оформления телекс-релиза выглядит следующим образом. Перевозчик проставляет на оригиналах коносамента печать «Surrendered» (или «Telex Released», или «Released»), при необходимости оформляет уведомление о телекс-релизе (telex-release notice) и делает отметки о релизе в компьютерной системе.
Пример коносамента с отметками о релизе:
Пример telex-release notice:
Обращаем ваше внимание, что перевозчик может удерживать выпущенные коносаменты у себя и не отдавать их отправителю, если у них с отправителем есть нерешенные финансовые вопросы, т.е. если отправитель не оплатил какие-то оказанные ему услуги (например, наземную доставку контейнера в порт отправления).
Если грузоотправитель имеет какие-то претензии (финансового или другого рода) к грузополучателю, он также будет удерживать коносаменты в своих руках до тех пор, пока спорные вопросы не будут решены. Соответственно, получатель не сможет забрать груз. Только после того, как проблемы будут улажены, отправитель сделает телекс-релиз или вышлет оригиналы коносамента грузополучателю.
Линейный коносамент и домашний коносамент.
На практике вы можете столкнуться с понятиями «линейный коносамент» (Master Bill of Lading, MBL, «мастер») и «домашний коносамент» (House Bill of Lading, HBL, «хаус»). Рассмотрим их подробно.
Как правило, напрямую у морской линии контейнерные перевозки заказывают агенты-экспедиторы, клиентами которых являются отдельные организации, субъекты внешнеэкономической деятельности (аналогично, хлебозаводы продают продукцию в магазины, где каждый человек уже может купить свой пирожок). В такой ситуации очень часто одновременно на один и тот же груз выпускаются два коносамента – линейный и домашний.
Линейный коносамент выпускается непосредственно морской линией для ее заказчика — агента-экспедитора. Домашний коносамент выпускается агентом-экспедитором для конкретного грузоотправителя.
Содержание домашнего коносамента полностью совпадает с содержанием линейного коносамента в части описания характеристик груза (детали по судну и рейсу, описание груза, количество мест и т.д.). Различаться будет содержимое граф «грузоотправитель» (shipper), «грузополучатель» (consignee), «сторона, подлежащая уведомлению» (notify party).
Линейный коносамент(master bill of lading, MBL) | ||
Кем выпускается | морской линией | агентом-экспедитором |
Для кого выпускается | для агента-экспедитора | для грузоотправителя |
Грузоотправителем указывается | агент-экспедитор в стране отправления | реальный отправитель |
Грузополучателем указывается | агент-экспедитор в стране назначения | реальный получатель |
Уведомляемой стороной указывается | агент-экспедитор в стране назначения или любая другая компания. | реальный получатель или любая другая компания |
Обращаем ваше внимание, что настоящим владельцем груза для морской линии де-юре является экспедитор, т.к. он указан получателем в линейном коносаменте. Поэтому субъектам ВЭД нужно тщательно проверять экспедиторов, услугами которых они собираются воспользоваться, чтобы не оказаться заложником недобросовестных партнеров.
Если субъект ВЭД работает напрямую с морской линией, будет выпускаться только линейный коносамент, в котором в качестве грузоотправителя и грузополучателя будут указаны реальные грузоотправитель и грузополучатель. Линейный коносамент всегда легко узнать по фирменному бланку морской линии.
Что такое sea waybill.
Другим документом, применяемым в морских перевозках, является sea waybill. Это документ выполняет только «транспортную» функцию, он не является товарораспорядительным. Оригиналы sea waybill не выпускаются, документ существует только в электронном виде и не позволяет распоряжаться товаром. Наличие sea waybill всего лишь подтверждает наличие договора о перевозке груза, по которому перевозчик обязуется доставить груз указанному получателю. Если партнеры работают по sea waybill, то отправитель не имеет никакой возможности остановить выдачу груза грузополучателю. В основном sea waybill применяется в тех случаях, когда торговые партнеры работают по предоплате, являются филиалами одной корпорации, давно знают друг друга и безгранично доверяют друг другу или когда отправитель и получатель – это одно и то же лицо. Также sea waybill часто используется в отношениях между морской линией и ее заказчиком-экспедитором, чтобы не усложнять документооборот. Процедура, когда линия разрешает получателю забрать контейнер, на который оформлен sea waybill, называется экспресс-релиз (express-release).
Пример seaway bill:
Дополнительная информация
Обратите внимание, что коносамент заполняется на основании инструкций грузоотправителя, а внесение изменений в уже выпущенные коносаменты – это дополнительная платная услуга. Если вы хотите, например, изменить грузополучателя по коносаменту, нужно проинструктировать отправителя. Он в свою очередь запросит корректировки у морской линии или агента-экспедитора, будет организован выпуск новых коносаментов.
Если отправка груза осуществляется в составе сборного, т.е. LCL (англ. «less container load»), то отдельный комплект коносаментов будет выписываться на каждую партию товаров. Т.е. контейнер может быть один, а количество выписанных коносаментов – 7, 11 и т.д. — в зависимости от количества перевозимых грузов (как правило, эти коносаменты являются домашними, а линейный коносамент оформляется один на весь контейнер с указанием общих, совокупных параметров груза).
Если у вас одновременно выплывает партия из нескольких контейнеров, можно оформить один коносамент на всю партию или отдельный коносамент на каждый контейнер. Второй вариант обойдется дороже, но в некоторых ситуациях это удобнее.
Если понадобилось изменить порт назначения, это можно сделать не всегда. Как правило, большие контейнеровозы, которые забирают грузы в крупных портах (Шанхай, Гонконг, Сингапур и др.), не доставляют их напрямую в небольшие порты (Клайпеда, Рига, Котка). Контейнеры с грузами поступают в европейские транзитные порты (Гамбург, Роттердам, Бремерхафен, Зебрюгге и др.), а потом развозятся по мелким портам региона небольшими фидерными судами. Если запрос на изменение порта назначения был сделан заблаговременно, до погрузки контейнера на борт фидера в транзитном порту, то внести изменения в запланированный маршрут и доставить контейнер, например, не в Клайпеду, а в Ригу, скорее всего, получится. Конечно, данная услуга платная.
Надеемся, вы получили достаточное представление об основном документе морской перевозки — коносаменте. Будем рады вашим вопросам в комментариях.