что такое фестивальное кино
Фестивальное кино
Итак, вы хотите снять Великий Фильм, но вы молодой независимый режиссер, и у вас банально нет денег. Педаль в пол, если вы живете не в Голливуде и вообще не в США, а в какой-нибудь стране Третьего Мира, на крайняк в небогатой стране Второго, вроде одного из молодых восточноевропейских государств. Словом, блокбастер вам не снять, даже если вы по местным меркам маститый и заслуженный мэтр.
Выход есть! Вы все еще можете поохотиться на Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм»! А если позолоченный поганец вам не дастся — то в мире полно других премий и фестивалей, на которых эти премии можно отхватить!
Одно из главных отличий фестивального фильма — скромный бюджет. Даже «Криминальное чтиво» балансировал на грани фильма категории Б со своими 8 миллионами бюджета, что было немного даже по меркам 90-х. Впрочем, для Восточной Европы или страны Ближнего Востока это уже огромные деньги. Для Китая и Южной Кореи — приличные. Так что понятие «скромный бюджет» весьма растяжимо.
Тематика фильма может быть местной, с национальным колоритом, но проблематика должна быть общечеловеческой, понятной жителям разных стран и континентов (фестивали устраивают в основном для продажи кино за рубеж): отношения отцов и детей, любовь, богоискательство или богоборчество/борьба с судьбой, взросление или старение. Нередка также остросоциальная проблематика: права женщин, детей и меньшинств в странах третьего мира, война и ее ужасы, тоталитаризм, расизм, бандитизм и религиозный фанатизм, становление и падение государств, революционные движения.
Обычно к фестивальным фильмам не подходят со строгой меркой политкорректности: от эстонского режиссера не будут ждать раскрытия расовой темы, от иранского или индийского — фиксации на гей-тематике и так далее. В конце концов, и сам режиссер и весь актерский состав может оказаться вполне ПК, если это африканский или южноамериканский фильм. Но за дополнительную политкорректность фильм может получить бонусные очки.
Также не повредит некоторая скандальность: для малоизвестного кинематографиста черного пиара не бывает, а фестивальные жюри не столь пуритански относятся к обнаженке и насилию на экране, как Оскаровский комитет. Если фильм вызвал возмущение, а то и был забанен в какой-то стране, это может создать дополнительную прессу.
Поскольку в средставх авторы фестивального кино резко ограничены, а сказать хочется много, на помощь приходит символизм. Порой авторы ударяются в троп Типа я Тарковский в режиме «педаль в пол».
Фестивальное кино редко обретает широкую популярность в тех слоях, которые смотрят блокбастеры, но часто удовлетворяет запросы интеллектуалов, и потому приносит небольшие, но стабильные деньги. Дино де Лаурентис, спонсор многих фильмов «Новой волны», не даст соврать.
Что такое фестивальное кино
Не успел мир отойти от Оскара 2017, как киносообщество снова привлекает внимание публики к новому событию. Теперь это Каннский фестиваль, который пройдёт с 17 по 28 мая во Франции. Программа была объявлена еще месяц назад, поэтому уже можно представить, что нас ожидает. В юбилейном 70-м сезоне будут представлены целых два отечественных фильма: «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Кроткая» Сергея Лозницы. Мы станем свидетелями и долгожданного возвращения — будут показаны первые две серии культового «Твин Пикса» Дэвида Линча. На протяжении 10-ти фестивальных дней мы будем узнавать, как критики оценили представленные творения. Но можно ли считать их положительную оценку гарантом успеха в публичном прокате? Как показывает опыт, нет! Мы решили поразмышлять на тему «Фестивального кино» и понять, почему публика зачастую оказывается более ревностным критиком, чем именитые специалисты?
Кинофестивали немыслимы без «авторского кино». Главной причиной, целью и способом создания фильма является отражение уникального видения создателя картины. Взгляды режиссёра гораздо в большей степени, чем в массовом кино, определяют происходящее на экране, игру актёров. При просмотре авторского кино зритель, как правило, сразу же понимает, чьими руками оно сделано. Но доступ на фестивали открыт не только творениям тех режиссёров, чей почерк уже хорошо известен публике. Наоборот, молодых режиссёров здесь встречают даже с большей теплотой и заинтересованностью. Так, уже любимец Канн, Ксавье Долан, в 2009 году, будучи кинематографическим дебютантом, смог забрать сразу три награды за фильм «Я убил свою маму».
Сейчас, в 28 лет, Долан — уважаемый международный режиссёр. Его фильмы оценивают (чаще всего, положительно) критики со всего мира: от Венеции до Москвы, от Канн до Стокгольма. Но мало кто ходит смотреть его в кино. Последний фильм Ксавье «Это всего лишь конец света» заработал в России всего 295,5 тысяч долларов. Если сравнить эту цифру с бюджетом фильма почти в 7 миллионов евро, то показатель сборов покажется действительно смешным. Но почему зрители без энтузиазма принимают авторское кино? Неужели критики ошибаются в своём выборе? Ответ кроется в различном подходе зрителей и режиссёров к оценке фильмов.
Единственный критерий выбора фильма для зрителя —
его личные предпочтения.
Как уже было сказано ранее, в фестивальном кино высоко ценится личность автора, его способность сказать новое слово в кинематографе. Вторая по значимости программа на Каннском кинофестивале носит название «Особый взгляд», а некоторые премии — «Особый талант» или «За вклад в будущее». Так, жюри оценивает не просто сам фильм, но и его важность в ретроспективе мирового кинематографа, и яркость индивидуальности режиссёра, свежесть и остроту его взгляда. Фестивальное кино не снимается для массового зрителя, у него совсем другая цель.
Зритель же более свободен и «неприхотлив» в оценке фильмов. Перед ним не стоит задача выбрать лучшую картину или определить самого талантливого режиссёра. И еще реже он оценивает вклад в будущее кино. Зритель всего лишь хочет приятно провести время и посмотреть фильм, который ему понравится. Зритель не обязан быть объективным, как раз наоборот, он свободен быть субъективным. Единственный критерий выбора фильма для зрителя — его личные предпочтения. Как правило, фестивальное кино сложнее для понимания, чем массовое, поэтому его просмотр часто может превратиться из расслабления в хоть и приятный, но всё-таки напряженный труд.
«Я смотрела «Левиафан» вместе с обычными зрителями, которые пришли в зал Кинотавра, и они очень страдали».
Кадр из фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева
Мы решили узнать мнение директора по исследовательской работе и экспертизе в организации «КиноЭкспертиза», Надежды Астаховой: «Очень часто фестивальное кино требует от зрителя определённого уровня подготовки, он должен понимать киноязык, должен спокойно воспринимать, что фильм может иногда затянуться, наскучить. Люди просто не готовы платить за это деньги. Фестивальное кино лишено зрелищности, а то, что идет в прокате, как раз и является зрелищным и эмоциональным аттракционом. Я смотрела «Левиафан» вместе с обычными зрителями, которые пришли в зал Кинотавра, и они очень страдали. Сложно неподготовленному человеку смотреть такое кино. Кино — вымышленный мир. Проблема нашего авторского кино — направленность на рассмотрение глубоких социальных проблем. Как правило, это тяжелые темы. Человек не слишком хочет переживать эти негативные чувства, тем более, если он еще и видит их в жизни».
В этом и кроется ответ на вопрос о причинах кассовых провалов фестивального кино. Оно ориентировано на подготовленного зрителя, на того, чья цель — объективно оценить и проанализировать фильм, а не только получить удовольствие от его просмотра. В роли таких подготовленных зрителей обычно и выступают кинокритики.
Зачем ходить на кинофестивали?
«Зачем, вообще, смотреть фестивальное кино? Что это дает? Ведь если фильм не стал блокбастером — значит людям не понравилось. На кинофестивали попадают малобюджетные фильмы, а раз нет бюджета, то и качество страдает. Непонятные режиссеры, непонятные актеры, тягомотина, фильм идет аж 2 часа». Примерно такие сомнения возникают у друзей и знакомых, когда я зову на фестивали. И каждый раз объясняю, зачем и почему иду. Итак, зачем?
А есть небольшие фестивали, которые представляют авторское или экспериментальное кино других стран мира. Их привозят в Россию небольшие компании, часто у таких фильмов нет даже прокатного удостоверения. Благодаря этому мы увидели на большом экране, например, фильм «Зови меня своим именем». Можно долго спорить о содержательной части этого фильма, но мы не смогли даже спорить, если бы не посмотрели. Я ценю такие фестивали и специальные показы за возможность составить свое мнение и выбор. Условно их можно разделить на 3 типа:
Национальные фестивали. Знакомят с творчеством режиссеров других стран: фестиваль «Кино Арабского Востока», фестиваль «Итальянские истории», фестиваль «Японские показы» и т.д. Это дает понимание культурных трендов и актуального исторического среза. Как будто, вы совершаете небольшое путешествие, только смотрите на страну глазами режиссера. В таких фильмах минимум политкорректности и стереотипов, и максимум острых социальных тем. Какое путешествие больше расскажет о стране: автобусная экскурсия с гидом или волонтерство на ферме в Австралии? Каждый вид имеет свои преимущества, но во втором случае погружение в местные обычаи и нравы явно будет более глубоким.
Ретроспективы. Знакомят с творчеством выдающихся режиссеров, фильмы которых практически невозможно увидеть на большом экране, например, в июле проходит «Ретроспектива фильмов Ксавье Долана» и «Ретроспектива фильмов Стэнли Кубрика».
Фестивальные коллекции. Представляют победителей мировых фестивалей. Например, фестиваль Future Shorts собирает короткометражные шедевры со всех стран мира. А именно с короткометражек начинает большинство режиссеров. Так что, возможно, вы посетите дебют будущей мировой звезды.
Всем привет, с вами снова Одно Кино!
Совсем недавно закончился Каннский фестиваль — главный мировой кинобиеннале. В этом году он проходил с 14 мая по 25 мая.А какие еще есть фестивали? Какие на них есть награды? Какие из них престижны, а какие — так, не особо?
Как раз в этой статье мы разберем, какие особенности есть у каждого из фестивалей и кинопризов, а также когда и где они проходят.
Что такое фестиваль кино?
Фестиваль — это показ ряда фильмов специально отобранных для этого мероприятия. В конце фестиваля жюри, специально отобранное для этого мероприятия, подводит итоги и раздает призы.
Фильмы могут демонстрироваться как на закрытых показах (только для аккредитованных лиц), так и на открытых (билеты может купить любой желающий).
Есть три главных кинофестиваля в мире, названные в честь городов, в которых они проходят, это — Каннский, Берлинский и Венецианский.
Помимо большой тройки, аккредитацию имеют еще 12 фестивалей, проходящих в следующих городах: Москва, Шанхай, Карловы Вары, Локарно, Монреаль, Сан-Себастьян, Варшава, Токио, Мар-дель-Плата, Таллин, Каир и Гоа.
Кроме аккредитованных фестивалей, есть альтернативные — например, фестиваль независимого кино Сандэнс, фестиваль немейнстримового кино в Роттердаме, “фестиваль фестивалей” в Торонто и так далее.
Фестивальные термины
Жюри — набор из влиятельных и уважаемых членов киноиндустрии, которые распределяют награды на фестивале. Жюри формируется организаторами, до объявления основной программы. Во главе жюри стоит председатель, который выполняет представительную функцию.
(Жюри Каннского фестиваля 2019 во главе с Алехандро Гонсалесом Иньярриту.)
Основная конкурсная программа — набор фильмов, которые будут показываться на фестивале и претендовать на призы. Ленты отбирают организаторы фестиваля (не жюри!). Обычно к картинам предъявляется ряд требований. Чаще всего для возможности участия в основной программе фильм должен быть сделан в течение года до фестиваля и не участвовать в других фестивалях (поэтому вы не найдете фильма, который победил и в Венеции и в Каннах).
Голосование жюри — после всех показов, все члены жюри собираются в одном месте (для Канн это традиционно вилла Домерг). Жюри обсуждают фильмы конкурсной программы и начинают голосование. Как именно устроено голосование обычно не афишируется, у всех фестивалей свои приемы. Председатель часто выполняет функцию модератора при обсуждении, но при голосовании у него такой же вес голоса, как и у остальных членов.
Взнос за участие (Entry fee) — иногда для участия в фестивале необходимо заплатить небольшую сумму денег. Такое практикуется на фестивалях с возможностью входа для всех желающих (например, Сандэнс). Сумма взноса обычно входит в маркетинговый бюджет фильма.
Главный приз — у каждого фестиваля есть свой главный приз, который имеет определенное название (часто содержащее слово золотой) и узнаваемый вид.
(Таблица наград фестивалей FIAPF)
Гран-При — привычно считается главным призом, но в киноиндустрии исторически сложилось, что Гран-При какого-либо кинофестиваля означает второе место.
Приз ФИПРЕССИ — приз прессы, победителя выбирает не жюри, а журналисты, члены международной федерации кинопрессы, аккредитованные на фестиваль.
Приз экуменического жюри — приз вручает жюри, члены которого формируются из католического и протестантского киноцентров.
Так, выдохнули от набора терминов? 🙂 А теперь вперед — пойдем по календарю кинособытий!
Интересный факт: в киномире год начинается не с января, а с мая (вместе с Каннским кинофестивалем) и заканчивается февралем (вместе с Оскаром).
Для начала, краткая шпаргалка самых важных фестивалей года (чтобы не путать читателя, отсчет ведем всё-таки с января):
— Фестиваль Сандэнс (январь)
— Роттердамский кинофестиваль (январь)
— Берлинский кинофестиваль (середина февраля)
— Московский международный кинофестиваль (середина апреля)
— Каннский кинофестиваль (середина мая)
— Фестиваль в Локарно (август)
— Венецианский кинофестиваль (конец августа)
— Кинофестиваль в Торонто (сентябрь)
Один из крупнейших кинофестивалей независимого кино в мире.
Независимое кино — кино, созданное без поддержки больших киностудий. Примеры фильмов, которые были участниками Сандэнса: “Бешеные Псы”, “500 дней лета”, “Одержимость” и многие другие. Фестиваль организовывается институтом Сандэнс, один из основателей института — актер Роберт Рэдфорд (поэтому фестиваль назван в честь его героя Санденса Кида из фильма “Бутч Кэссиди и Санденс Кид”).
Где и когда проходит: в Парк-Сити (один из крупнейших горнолыжных курортов в США) в конце января.
Конкурсная программа фестиваля: есть три основные категории фильмов на фестивале — художественные, документальные и короткометражные. Внутри каждой категории фильмы разделены по стране производства — США или зарубежный. Любой желающий может отправить свою работу на оценку жюри, заплатив взнос.
Призы: Есть Гран-При, вручаемый жюри (в трех основных категориях для американских фильмов), и есть приз зрительских симпатий, вручаемый международным картинам.
Символом и талисманом фестиваля является тигр.
Одно из крупнейших биеннале Европы, ориентированное на альтернативное и некоммерческое кино (с упором на кино из развивающихся стран).
Где и когда проходит: в Роттердаме в конце января.
Конкурсная программа фестиваля: есть две основные программы: Hivos Tiger Award (полнометражные фильмы) и Tiger Awards (короткий метр). Фильмы отбирают организаторы фестиваля на основе присланных заявок.
Одно из основных требований для участия в основной программе — режиссер картины должен выпустить перед ней не более двух фильмов.
Первый кинофестиваль в году (из аккредитованных FIAPF). Также устойчивое название фестиваля — Берлинале.
Самый прогрессивный фестиваль, считается, что на нем любят кино из нетипичных для кинопроизводства стран, и темы, связанные с социальными проблемами и гуманистическим посылом.
Где и когда проходит: проходит, как следует из названия, в Берлине в середине февраля.
Конкурсная программа фестиваля: помимо основной конкурсной категории, есть программы “Панорама” (фильмы на остросоциальную тематику), “Форум” (экспериментальное кино) и “Поколение” (картины, нацеленные на юных зрителей).
Призы:
— Главная награда — Золотой медведь (медведь — символ Берлина).
— Вторая по значимости награда — Гран-При Жюри (Серебряный медведь).
— Третья — приз имени Альфреда Бауэра (Серебряный медведь за фильм, открывающий новые перспективы).
На фестивале проходит большой кинорынок, где представители кинобизнеса покупают и продают права на фильмы, а также устанавливают рабочие контакты.
Апрель
Московский международный кинофестиваль
Никита Михалков — президент фестиваля с 1999 года.
Один из старейших кинофестивалей мира (второй после Венецианского).
Где и когда проходит: проходит в Москве в апреле. Раньше проводился в июне, но в 2018 году мероприятие было сдвинуто на апрель (из-за ЧМ по футболу 2018).
Конкурсная программа фестиваля: помимо основного конкурса, есть программа документального кино и конкурс “Перспектива” (экспериментальные фильмы). В 2017 году была однократно представлена программа “Русские VR сезоны” — секция фильмов в виртуальной реальности.
Призы: Главный приз — Золотой Георгий, второй по значимости — специальный приз жюри.
Самый популярный кинофестиваль в мире.
Где и когда проходит: проходит в Каннах в середине мая.
Конкурсная программа фестиваля: Есть четыре разные программы фильмов:
— Основная программа (собственно, фильмы, участвующие в состязании за “Золотую пальмовую ветвь”).
— программа “Особый взгляд” (самые необычные фильмы для французского зрителя, демонстрирующие точку зрения на вещи, незнакомые французам)
— Синефондасьон (студенческие работы)
— программа короткометражных фильмов
На разные программы — разные составы жюри и разные призы.
Призы: главный приз — “Золотая пальмовая ветвь”. Второй по значимости приз — Гран-При, третий — приз жюри.
(Помимо прочего, фестиваль знаменит своей огромной площадкой для показа фильмов под открытым небом на 8000 человек)
Где и когда проходит: проходит в небольшой швейцарском городе Локарно с 1946 года в начале августа.
Конкурсная программа фестиваля: состоит из двух программ — основной конкурс, а также “Concorso Cineasti del Presente” — “конкурс кинематографистов современности”, современное кино необычной формы и содержания.
Призы: Главный приз — Золотой леопард, далее по значимости Специальный приз жюри.
Старейший фестиваль кино в мире.
Примечательно, что Каннский фестиваль был задуман как альтернатива Венецианскому, из-за несогласия с его политикой (в 30-ых годах итальянский фестиваль стал откровенно профашистским).
Где и когда проходит: проходит в Венеции в самом конце августа.
Конкурсная программа фестиваля: Есть главный конкурс, есть конкурс “Горизонты” (экспериментальные фильмы) и конкурс короткометражных фильмов.
Призы: Главный приз — Золотой Лев (крылатый лев — символ Венеции), второй по значимости — Серебряный Лев (лучшему режиссеру), третий — приз Большого Жюри.
Сентябрь
Фестиваль в Торонто
Где и когда проходит: проходит в крупнейшем городе Канады в самом начале сентября.
Конкурсная программа фестиваля: есть более 14 секций для фильмов, такие как Discovery (картины дебютантов), “Гала” (дорогие фильмы крупных киностудий), “Полуночное безумие” (фильмы категории Б, все показы начинаются в полночь) и другие.
Призы: в отличие от большинства фестивалей, главный приз в Торонто выбирает не жюри, а зрители. После каждого сеанса, зритель может написать свою оценку фильма на чеке от покупки билета. После всех показов, высчитывают среднюю оценку для всех фильмов, и лента с наибольшим зрительским баллом побеждает.
Главный приз вручают в трех категориях: художественное кино, документальное и малобюджетное кино категории Б.
Жюри на фестивале все же есть, они выбирают победителей в категориях: “Лучший канадский фильм”, “Лучший дебют канадского режиссера” и “Лучший канадский документальный фильм”.
Кинофестивали. Как они устроены.
Кинофестива́ль — фестиваль произведений киноискусства. Кинофестиваль обычно сопровождается публичным показом многих фильмов и приездом их авторов.
В ходе большинства фестивалей проводится конкурс фильмов, по результатам которого вручаются призы (гран-при, приз зрительских симпатий и прочие). Результаты конкурса обычно оценивает экспертное жюри — реже проводится голосование экспертов.
Со времени появления самого кинематографа вставал вопрос о качественной оценке фильмов и работы отдельных членов съёмочной группы. Один из объективных показателей успеха кинофильма — это кассовый сбор с проката. Когда зрители голосуют покупкой билетов — это безусловная оценка качества фильма. Но считать этот показатель единственно верным было бы ошибкой. Ведь все фильмы изначально находятся в разных условиях: одни широко разрекламированы и анонсированы, для других даже не изготовляется качественных афиш; одни фильмы блещут именами звёзд с афиши — другие делаются начинающими кинематографистами, которым не по карману приглашение звезды. Есть ещё целый ряд психологических факторов, которые влияют на финансовые показатели фильма. Кроме того, условия проката во всех странах разные, поэтому сопоставить сбор фильма в разных странах бывает трудно. Очевидно, что и национальные и культурные особенности могут влиять на популярность фильма. А помимо всего, сбор с проката может оценить лишь успех фильма в целом, но не вклад отдельных членов съёмочной группы.
Для решения указанных проблем оценки кино, в мире регулярно проводится множество кинофестивалей, разыгрывается множество кинопремий. Кинофестивали призваны продемонстрировать современные веяния в кинематографе, избрать лучшие фильмы года, оценить работу членов съёмочных групп.
Кинопремии (например, Оскар) в отличие от кинофестивалей, не сопровождаются публичными показами фильмов-номинантов, но их задачи те же. Конечно, никакой кинофестиваль не может претендовать на объективность оценок, оценки фильмов на кинофестивалях сугубо субъективны. Но фестивалей очень много, и у каждого фестиваля со временем складывается своя особая репутация, выделяются направления киноискусства особо поощряемые (или не поощряемые) данным кинофестивалем. Есть также жанровые кинофестивали. Таким образом, у любителя кино, имеющего свои жанровые или стилистические предпочтения, всегда есть возможность найти «свой» кинофестиваль — и по его итогам ориентироваться в фильмах текущего года.
Итак, предлагаю краткую справку известного кинокритика Кирилла Разлогова про международные кинофестивали. По-моему, достаточно простое и понятное для большинства объяснение.
Международные фестивали
Фестивалей, связанных с кино, в настоящее время очень много, например, в одном Париже их около тысячи восьмисот. ММКФ официально входит в группу фестивалей так называемого класса «А» (хотя официально такое обозначение отменено). Сейчас их стало пятнадцать. Они официально утверждаются Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF ).
Печать FIAPF нужна для благонадежности фестиваля, она означает, что фестиваль следует определённым правилам, не показывает фильмы больше количества раз, согласованных с продюсерами, имеет не менее двенадцати фильмов в основном конкурсе, все картины в обязательном порядке показываются на языке страны с английским субтитрами. Вообще, существуют довольно жёсткие условия проведения такого мероприятия. Фестиваль должен быть поддержан национальной продюсерской ассоциацией и на страну такого высокого уровня он может быть только один. И, конечно, фестивали класса «А» — всегда международные.
Три основных фестиваля, которые знают все — это Канны, Берлин и Венеция.
Потом идёт группа из пяти фестивалей: в Москве, в Карловых Варах (Чехия), в Сан-С :)стьяне (Испания), в Локарно (Швейцария) и в Монреале (Канада).
Итак, на сегодняшний день аккредитацию FIAPF имеют 15 международных конкурсных кинофестивалей игровых фильмов: Берлинский кинофестиваль, Каннский кинофестиваль, Шанхайский кинофестиваль, Московский кинофестиваль, Кинофестиваль в Карловых Варах, Кинофестиваль в Локарно, Монреальский кинофестиваль, Венецианский кинофестиваль, Сан-С:)стьянский кинофестиваль, Варшавский кинофестиваль, Кинофестиваль в Токио, Кинофестиваль в Мар-дель-Плата, Каирский кинофестиваль, Индийский международный кинофестиваль, Кинофестиваль PÖFF в Таллинне.
Национальные фестивали — совершенно другая категория, к ним, например, относятся Кинотавр, фестиваль в Выборге, Киношок. У нас их довольно много.
Бывает национальный фестиваль с международной программой, например, «Сандэнс».
Вообще, американские фестивали не нуждаются в чьём бы то ни было утверждении для того, чтобы существовать — настолько все рвутся в Америку, чтобы показать свои картины.
Во многих странах случаются конфликты между новыми и старыми фестивалями. Яркий пример — Италия, там фестиваль в Венеции, существующий с 32-го года конфликтует с недавно возникшим фестивалем в Риме. Аналогичная ситуация сложилась в Китае между фестивалем в Шанхае, официально принадлежащим к группе «А», и недавно созданным фестивалем в Пекине.
Следующая категория — это специализированные фестивали. Например, «Послание к человеку» — фестиваль документального кино. Важный критерий для фестивалей класса «А» — они не должны быть специализированными. Но среди специализированных и национальных есть такие, которые по своему значению находятся на том же уровне. Например, фестиваль в Торонто.
В моей личной иерархии он вообще находится на втором месте после Канн. Он более влиятельный, чем принадлежащий к классу «А» фестиваль в Монреале. В Роттердаме проходит серьёзный фестиваль молодого экспериментального кино. Там — конкурс первых и вторых фильмов, то есть режиссёрских дебютов, и большая внеконкурсная программа.
Влиятельный анимационный фестиваль проходит во французском городе Анси.
А для короткометражных фильмов — во французском городе Клермон-Ферране.
Есть мною очень любимый фестиваль в маленьком городке Теллуриде (Колорадо, США), с изысканно-эстетской программой, включающей и картины, которые потом будут выдвигаться на «Оскар».
Еще фото с фестиваля в Теллуриде
У всех фестивалей есть свои кризисы и периоды подъёма. Но, если массовый кинематограф ориентируется на запросы аудитории, то арт-хаусное кино следует разным модам, которые создаются как раз на фестивалях. Постепенно развилась мода на китайское кино. В 80-х годах на материковом Китае, где раньше раз в пять лет делался один фильм, стало делаться сто пятьдесят четыре фильма в год. Произошел скачок китайского кино, и оно стало очень модным. Потом из Китая и Гонконга внимание притянул Тайвань. Затем произошёл японский экономический бум, и японский кинематограф вновь занял определённое место. После — Корея, благодаря фестивалю в Пусане (Бусане), стала явлением мирового класса.
Текст: Кирилл Разлогов
Как мы видели, ни фестиваль в Роттердаме, один из важнейших в Европе, ни относящийся к Big Five «Санденс» FIAPF не признаны. А другой представитель Big Five — фестиваль в Торонто — упорно не желает заводить конкурсную программу (хотя является рекордсменом по самому важному показателю — числу мировых премьер) (в Торонто выигрывает фильм, получивший приз зрительских симпатий). Что в итоге? А то, что ведущие деловые киноиздания не признают классификацию FIAPF и все равно включают фестивали в Роттердаме, Торонто и «Санденс» в Юте в условную «группу А». А вот Московский кинофестиваль — не всегда. И ясно, почему: он по-прежнему остается для мира фестивалем местечковым — мероприятием местного значения.
На него не приезжают ведущие зарубежные кинокритики: для них на этом фестивале нет ничего нового, свежего — ничего такого, о чем можно писать для своих изданий. На авторитетном сайте www.theauteurs.com, позволяющем легально смотреть онлайн за небольшие деньги лучшие фильмы всех времен (один из учредителей сайта — Мартин Скорсезе), Московский кинофестиваль вообще не упоминается. На букву «М» там значится фестиваль в Мельбурне.
Текст: Юрий Гладильщиков
А теперь немного от себя