что такое фестиваль еды

10 фестивалей еды со всего мира, которые обязательно нужно посетить

Рассказываем, где и когда можно покататься на лыжах из арбуза, съесть черную-черную еду и погоняться за сыром.

что такое фестиваль еды. Смотреть фото что такое фестиваль еды. Смотреть картинку что такое фестиваль еды. Картинка про что такое фестиваль еды. Фото что такое фестиваль еды

Блинная гонка (Олни, Лондон, Великобритания)

Каждый год в Жирный вторник всех жителей Лондона выманивает на улицу, как магнитом, запах свежеиспеченных блинов, которые буквально носятся по всему городу. Нет, это не ошибка, и вы все правильно прочитали. Однажды в 1445 году в городке Олни на юго-востоке Англии одна из прихожанок церкви пекла блины в Жирный вторник вопреки правилам поста. Услышав колокольный звон и выйдя из «блинного транса», она тут же побежала в церковь замаливать грехи, но расстаться с блинами ей все-таки было непросто (и ее можно понять), поэтому леди переворачивала последний прямо на ходу. Жителей Олни настолько развеселило это зрелище, что они превратили его в традицию.

Сегодня Блинная гонка проходит как в Олни, так и в Лондоне. Условия такие: тот, кто пробежит быстрее всех и попутно перевернет блин на сковородке наибольшее число раз, получит поцелуй звонаря. Кстати, в Вестминстере такие гонки проводятся среди членов парламента и лордов.

что такое фестиваль еды. Смотреть фото что такое фестиваль еды. Смотреть картинку что такое фестиваль еды. Картинка про что такое фестиваль еды. Фото что такое фестиваль еды

Участники Блинной гонки

Международный фестиваль черной еды (Black Food Festival)

Первый раз фестиваль прошел в 2016-м году в Будапеште, затем подключились Тель-Авив, Берлин и Хельсинки. Финляндия не могла пропустить такое событие, ведь здесь обожают черный цвет: именно в этой стране приобрела популярность лакрица, здесь можно найти мороженое с дёгтем, а финны выпивают по 10 чашек черного, как ночь, кофе в день. Подать заявку на участие в фестивале может любой желающий показать (и дать попробовать) гостям свои новые кулинарные достижения. Условие одно – блюдо должно быть черного цвета без добавления красителей. Черные блинчики, черные торты, черные коктейли, черные фрукты и овощи, черный фаст-фуд – все эти и многие другие черные шедевры можно попробовать на фестивале.

что такое фестиваль еды. Смотреть фото что такое фестиваль еды. Смотреть картинку что такое фестиваль еды. Картинка про что такое фестиваль еды. Фото что такое фестиваль еды

На фестивале черной еды даже клубника становится черной

Фестиваль лобстеров (Лос-Анджелес, США)

Далеко не каждый город может похвастаться тем, что на его территории проходит самый большой фестиваль лобстеров в мире. Но Лос-Анджелес может, ведь в 2009 году этот праздник попал в Книгу рекордов Гинесса как рекордсмен в номинации «Самое большое количество блюд с морепродуктами на открытом воздухе». Сердцем сентябрьского фестиваля лобстеров становится порт Сан-Педро, однако, как ни странно, лобстеров здесь не ловят – свежий улов прибывает из Мэна. Кроме вкуснейших и недорогих лобстеров и множества других морепродуктов, музыки и шоу пиратов, посетителей ждут самые неожиданные развлечения. Например, «Парад лобстеров» — незабываемое зрелище: счастливые и гордые хозяева идут по улице в компании своих питомцев, переодетых в костюмы ракообразных, а зрители пищат от восторга и умиления (собакам можно только посочувствовать).

что такое фестиваль еды. Смотреть фото что такое фестиваль еды. Смотреть картинку что такое фестиваль еды. Картинка про что такое фестиваль еды. Фото что такое фестиваль еды

Участник парада Lobster Dog

Фестиваль мороженого (Флоренция, Италия)

Весной столица Тосканы превращается в настоящий рай для любителей мороженого. Каждый год в апреле или мае на площадях города свое мастерство демонстрируют лучшие производители джелато не только из Италии, но и со всего мира. В течение пяти дней около полумиллиона человек посещают различные конференции, презентации и конкурсы, посвященные мороженому. В специальных «лабораториях» проводят мастер-классы по приготовлению мороженого, граниты и сорбе с использованием только свежих продуктов. Здесь можно попробовать самое вкусное и качественное мороженое, приготовленное по традиционным (и не очень) рецептам (из плодов земляничного дерева, из пива, с трюфелем, миртом, мятой и грейпфрутом).

Ночь редиса (Оахака, Мексика)

Город Оахака славится своими мастерами резьбы по дереву, а 23 декабря зрителям представляется уникальная возможность посмотреть на невероятные резные скульптуры из редиса. Первый фестиваль прошел аж в 1897 году, но со временем мероприятие только набирало популярность. Во время Ночи редиса здесь можно увидеть животных, людей, различные архитектурные сооружения, костюмы и фрукты, вырезанных из редиса. На выставке представлены как редисовые шедевры профессиональных резчиков по дереву, так и статуи, сделанные простыми любителями этого корнеплода.

что такое фестиваль еды. Смотреть фото что такое фестиваль еды. Смотреть картинку что такое фестиваль еды. Картинка про что такое фестиваль еды. Фото что такое фестиваль еды

Город Оахака — столица одного из 31 штатов Мексики

Арбузный фестиваль (Чинчилла, Австралия)

Австралийский городок Чинчилла уже несколько лет носит гордое звание «арбузной» столицы Австралии: около четверти всего урожая арбузов в стране выращивается именно здесь. Раз в два года городские власти организуют в Чинчилле арбузный фестиваль Chinchilla Melon Festival, и улицы города раскрашиваются в сочный красный цвет. Фестиваль принимает около 15 000 гостей, которым предлагается поучаствовать в самых веселых «арбузных» конкурсах: конкурс на лучший арбузный шлем, соревнования в лыжном спорте (лыжи, разумеется, нужно сделать из арбузов), метание арбузов в цель, арбузный баскетбол и многое другое. В ходе фестиваля уничтожается более 20 тонн плодов.

что такое фестиваль еды. Смотреть фото что такое фестиваль еды. Смотреть картинку что такое фестиваль еды. Картинка про что такое фестиваль еды. Фото что такое фестиваль еды

Участник Арбузного фестиваля

Куперсхилдская сырная гонка (Брокворс, Англия)

В последний понедельник мая в 12:00 по местному времени в рамках праздника Весны на холме Купера проходит ежегодная сырная гонка. Для жителей села Брокворс это мероприятие является традиционным, а в последние годы побегать за сыром съезжаются люди со всего мира. Этому обычаю уже сотни лет; по одной из версий, люди таким образом подтверждали право на использование общинных земель для выпаса своих стад.

Итак, каковы же правила? Участники забираются на вершину холма и ждут сигнала. Затем вниз по склону пускают катиться головку сыра Глостер, за которой бросаются все участники. Тот, кто первым пересекает линию финиша и ловит сыр, получает его в качестве приза. У подножия холма дежурят несколько машин скорой помощи и бригада спасателей. Были случаи, когда бегуны получали серьезные травмы: ломали спины, шеи, руки, ноги, ребра и нередко получали сотрясение мозга. Иногда при падении учатники травмировали и зрителей. Поэтому в последние годы для гонок используются головки сыра весом не более 5 килограммов.

Международный фестиваль устриц (Голуэй, Ирландия)

В 1954 году Брайан Коллинз думал о том, как сделать так, чтобы его отель в Голуэе не пустовал в сентябре. Шеф-повар ресторана, находящегося на территории отеля, подал ему прекрасную идею – добавить в меню устриц, сезон которых как раз начинается в сентябре. Так родилась традиция отмечать открытие устричного сезона. Программа мероприятий фестиваля с годами расширялась, и сегодня в конце сентября Голуэй битком заполнен местными и туристами, поглощающими устриц. После вручения мэру города первой устрицы сезона начинается яркое карнавальное шествие по улочкам города. Под оглушающие звуки музыки и топот ног, отплясывающих зажигательные ирландские танцы, люди растекаются по пабам и ресторанам, чтобы попробовать самые свежие и вкусные устрицы, политые лимонным соком, и запить их лучшим Гиннессом. Главная часть фестиваля – международный чемпионат по открыванию устриц. Жюри смотрит не только на скорость открывания и поглощения устриц, но и на искусство извлечения мяса и красоту и аккуратность его поедания.

что такое фестиваль еды. Смотреть фото что такое фестиваль еды. Смотреть картинку что такое фестиваль еды. Картинка про что такое фестиваль еды. Фото что такое фестиваль еды

Фестиваль устриц в Голуэе

Ла Томатина (Буньоль, Испания)

В последнюю неделю августа в испанском городке Буньоль собираются десятки тысяч людей со всего мира, желающие поучаствовать в битве помидорами. В это время туристов так много, что жилья для всех не хватает, поэтому многие приезжают на праздник из Валенсии. Перед началом томатного безумия, в ходе которого используется около 145 тонн помидоров, местные жители и владельцы магазинов закрывают окна пластиковыми щитами, чтобы хоть как-то уменьшить территорию предстоящей уборки. Центральная площадь города Плаза-дель-Пуэбло в 10 утра напоминает спящий вулкан, вот-вот готовый проснуться и извергнуть томатную лаву. Вереница грузовиков, наполненных помидорами, проезжает по улицам и останавливается на площади. По правилам сначала какой-нибудь смельчак должен залезть на высокий деревянный столб, смазанный мылом. На вершине ловкача ждет приз – хамон. Затем водяные пушки делают знак к началу битвы. Можете себе представить, что творится на улицах Буньоля в течение часа (именно столько длится этот хаос), но лучше бросить все и самому уехать бросаться помидорами.

что такое фестиваль еды. Смотреть фото что такое фестиваль еды. Смотреть картинку что такое фестиваль еды. Картинка про что такое фестиваль еды. Фото что такое фестиваль еды

Участники битвы томатами

Международный праздник огурца (Суздаль, Россия)

Ежегодно в период сбора огурцов (июль-август) на территории Владимиро-Суздальского музея-заповедника проходит День огурца. Суздаль является столицей этого овоща, поэтому именно здесь собираются все «огуречные» фанаты. На фестивале можно попробовать самые неожиданные блюда с огурцами: похлебку из огурцов, огуречное варенье, огурцы соленые, сушеные, маринованные, фаршированные, пиццу с огурцами и еще много других блюд. Как и на любом городском празднике, здесь не обходится без веселых конкурсов: конкурс на лучший огуречный костюм, борьба за звание «Самый соленый огурец» и «Огуречный обжора», а также огурцовый аукцион.

Источник

Гастрономические фестивали: с чем их едят и можно ли на них заработать

В России набирает обороты мода на всевозможные гастрономические фестивали: от однодневных уличных мероприятий в парках до проектов, охватывающих всю страну — от Владивостока до Калининграда. Forbes Life выяснил у организаторов самых известных фестивалей, ради чего стоит на них идти и без чего нельзя с них уйти.

Российский ресторанный фестиваль

До 15 октября в 11 городах проходит Российский ресторанный фестиваль (РРФ), который можно назвать самым масштабным в стране. В этот период рестораны-участники в Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Хабаровске, Казани, Воронеже, Калининграде и Владивостоке предлагают гостям дегустационные сеты из 3-5 блюд по фиксированной цене (990 рублей).

«У фестиваля две главные идеи: первая — повысить культуру посещения ресторанов без повода, познакомить жителей города с лучшими проектами по комфортной цене, вторая — дать импульс для внутреннего туризма, ведь мы подготовили не только гастрономическую программу в ресторанах (от сетов до ужинов), но и позаботились о скидках на отели», — рассказал соорганизатор РРФ Александр Сысоев.

Первый такой фестиваль показал довольно неплохие результаты: в семи городах-участниках за период фестиваля было продано 30 000 сетов. В этом году городов уже 11, а заведений, которые будут предлагать специальное меню, более 300.

Александр Сысоев: «В ресторанах абсолютно разные сеты: кто-то подготовил самые популярные блюда, существенно снизив цену на них (и это отличный повод зайти в тот или иной ресторан впервые), кто-то представил новые, а это важное событие для foodies [любителей гастрономии — FL] — открыть для себя что-то новое в уже знакомых проектах. Некоторые рестораны разработали меню, исходя из локальных продуктов или национальных рецептов».

Московский гастрономический фестиваль

1 октября стартовал уже 13-й по счету Московский гастрономический фестиваль (МГФ). С каждым годом количество его участников растет и сейчас перевалило за сотню. Стоимость сета в этом году составила 1900 рублей, что на треть выше, чем двенадцатью месяцами раньше. Так или иначе, фестиваль дает возможность создать некое представление о ресторане по 3-4 блюдам в сете за фиксированную цену.

«Фестиваль служит развитию ресторанной культуры и дает возможность шеф-поварам продемонстрировать, что они умеют на самом деле, а гостям позволяет выбрать за месяц новые места, которые могут стать любимыми», — полагает организатор МГФ Игорь Губернский.

Традиционно фестиваль проходит месяц и завершается «Десертным балом», на котором подводят итоги и раздают проектам Гран-при за лучшие сеты по мнению экспертного жюри.

Фестиваль — это повод сменить свою гастрономическую ориентацию

«Идти на фестиваль нужно, чтобы попасть туда, где еще не был, и проверить, насколько хорош ресторан, о котором слышал. И просто попробовать что-то новое. Фестиваль — это повод сменить свою гастрономическую ориентацию: 100 лучших шефов сделали свои оригинальные меню для нас. Если вы не видите «своего» ресторана или шефа среди участников, это повод задуматься, а так ли он хорош, как написано о нем на сайте или странице в Facebook и идти искать новые места для себя», — добавляет Губернский.

Food Show

В декабре в парке «Сокольники» пройдет уже 11-й фестиваль еды и напитков Food Show, в рамках которого объявят победителей собственной премии за лучшие проекты, связанные с миром гастрономии.

«Фестиваль FoodShow проходит в Москве уже 11 лет. И главная идея его — продвижение гастрономии, качественных продуктов, как фермерских, так и промышленного производства. Также отчасти миссия проекта — научить людей готовить вкусно, разбираться в разных кухнях мира, донести взгляд на здоровое питание. FoodShow — самый большой поп-ап фестиваль, он же — гастрономический фестиваль в России и фестиваль новых продуктов и инновационных методов приготовления блюд в домашних условиях», — Вадим Зуйков, президент Национальной торговой ассоциации, организатор фестиваля FoodShow, премии лучших ресторанных концепций «Пальмовая ветвь».

Taste of Moscow

Этим летом в Москве прошел 5-й фестиваль Taste of Moscow, собравший за четыре дня на одной площадке 30 ресторанных проектов и 37 000 посетителей. Также в начале октября на ВДНХ прошел фестиваль российской гастрономии и отечественных региональных продуктов Discover Russian Cuisine с тремя площадками: гастромаркет, chef’s table и пространство для мастер-классов иностранных и российских шеф-поваров.

«Любой фестиваль — это праздник и развлечение, а гастрономический фестиваль это еще и просвещение в гастрономическом плане, соприкосновение с культурой еды и пития. В случае с Taste of Moscow — это городской пикник с самыми вкусными ресторанами и винами, в случае с Discover Russian Cuisine — знакомство с лучшими отечественными продуктами, у которых есть все шансы стать национальными гастрономическими брендами, которые можно и нужно представлять на международном рынке, и которые могут стать мощным толчком для развития гастрономического туризма в своем регионе», — Наринэ Багманян, президент «Асти Групп», организатор фестивалей Taste of Moscow и Discover Russian Cuisine.

Участвуют ли в фестивалях известные рестораны?

Крупные ресторанные холдинги, как правило, не брезгуют участием во всевозможных фестивалях с приставкой гастро-. При этом создают и собственные активности, направленные на привлечение потока гостей исключительно в проекты под одним брендом. Так ресторанный дом Андрея Деллоса дважды в год устраивает фестиваль Set-o-mania, в котором, как ни трудно догадаться из названия, главным героем также становятся гастрономические сеты. Каждый проект Maison Dellos (сегодня их 8) в течение месяца предлагает гостям по два набора блюд по фиксированной цене (в 2017 году — 1850 рублей). В прошлом году гастрономические фестивали в Novikov Group посвятили празднованию 25-летия холдинга. Так в четырех заведениях Аркадия Новикова проходил Греческий фестиваль. Через несколько месяцев Тайский гастрономический фестиваль принимали уже восемь ресторанов Novikov Group, а за программу, посвященную финским кулинарным традициям, отвечала целая дюжина проектов Новикова. Этой весной фестивальная программа холдинга была посвящена теме здорового питания, а точнее поддержке проекта Александры Новиковой How To Green. Мероприятие позволило эффектно обыграть предложение по постному меню, которое было создано сразу для 13 ресторанов.

Выгодно ли ресторанам участие в гастрофестивалях?

«Прежде всего, ресторан получает известность и так называемый отложенный спрос. Люди, познакомившиеся с ним на фестивале, еще не раз вернутся в течение года, при условии, что им понравилась концепция и ресторанное блюдо на фестивале», — считает Наринэ Багманян.

«В плане финансов для ресторана участие в таких проектах больше затратное. Ресторан по сути вкладывается в мощный PR для себя. Деньги возвращаются позже — в виде серьезного притока гостей в ресторан и возможности продажи коммерческих пакетов», — Илона Федотова, организатор фестиваля Chef’s Collaboration Fest (Сочи).

Коммерчески участие не выгодно совсем — сплошные затраты

«Коммерчески участие не выгодно совсем — сплошные затраты. С точки зрения PR выгодно, так как ставишь свое имя в линейку с сильнейшими. Раньше все звали выступать в рестораны поп-исполнителей, теперь зовут поваров. Рентабельность и выхлоп, плюс-минус, одинаковый. Поваров продавать тяжелее, но сейчас это модно, а значит продажи будут. Если сравнить с периодом 5-6 летней давности, когда вообще не затащить было на гастроли поваров, то сейчас просто рай! Даже делать особенно ничего не надо, так что, можно сказать, выгодно с точки зрения PR и рекламы, а деньги — в ноль», — Алена Мельникова, директор фестиваля Gourmet Days (Санкт-Петербург).

«Ресторан во время фестиваля может решать множество задач для себя: от привлечения новых гостей (и обычно это главная задача), до теста новой гастрономической концепции ресторана или новых блюд и сбора мнений гостей. Все это — маркетинг, PR, продвижение. И бесплатное участие ресторана в общегородской акции для ресторана, безусловно, выгодно», — убеждает Игорь Губернский.

Сколько стоит проведение гастрономического фестиваля?

«В зависимости от сезона, ситуации на рынке и прочих составляющих, фестиваль может быть как прибыльным, так и убыточным мероприятием. Очень много нюансов, которые могут повлиять: начиная с погоды, заканчивая кризисом на рынке и количеством спонсорских пакетов партнеров, которые также меняются каждый год. 10-15 миллионов рублей — это минимальная сумма затрат на проведение фестиваля. Из них от 3 до 6 миллионов возьмет только аренда площадки (стоимость зависит от самой площадки и времени проведения) и еще 3 миллиона уйдет на рекламные цели», — признается Вадим Зуйков (FoodShow).

10-15 миллионов рублей — это минимальная сумма затрат на проведение фестиваля

«Затраты на проведение фестиваля составляют, в среднем, 10 миллионов рублей. Что касается договоренностей с ресторанами — все очень индивидуально. Размер гонорара напрямую зависит от уровня и регалий шеф-повара и может достигать баснословных сумм, но обычно цифра варьируется до €5 000. Что касается прибыли, то по результатам фестиваля GourmetDays был минус около 200 000 рублей. Если смотреть отдельно по ресторанам, то результат — от небольшого плюса до убытка в 500 000 рублей», — говорит Алена Мельникова (Gourmet Days).

«Затраты на фестиваль составляют около 30 000 000 рублей. Что касается договоренностей с ресторанами, то это 30% от выручки за аренду стенда/коммуникаций. Говорить о прибыли сложно, так как чем больше проект, тем больше на него затраты. Маржа должна быть хотя бы 5 %, а лучше— в 10%, но успех приходит, а реальные доходы уменьшаются, так как ценовая политика в России всех твоих контрагентов, в особенности стоимости площадок и их обустройства, увеличивается пропорционально тому, насколько проект стал интересным. Так что говорить о прибыли касательно фестивалей пока рано», — уверяет Наринэ Багманян (Taste of Moscow и Discover Russian Cuisine).

«Фестиваль — довольно затратное мероприятие. В случае, если площадкой фестиваля выступает ресторан, и мероприятие можно рассматривать как локальное, то в среднем можно уложиться в сумму до 1 миллиона рублей, включая привоз шефов на гастрольный тур, группы журналистов, затраты на рекламу. Конечно, все относительно и цифры очень общие. Все зависит от пожеланий заказчика и глобальности мероприятия. В каждом случае все должно детально просчитываться. Когда идет промоутирование и хорошая PR-поддержка мероприятия, плюс интересный шефу и ресторану концепт, плюс дружеские отношения — многие могут приехать «по дружбе», но это, скорее, исключение из правил. Надо понимать, что гастролер тратит свое время и силы. Минимально один день. Максимально — 3-5 и более, включая подготовку. Особенно, если шеф приглашается на гастрольный ужин в другой ресторан, а это прямая реклама чужой площадки. Понятно, что за эту работу топовые шефы, имеющие имя на рынке, могут попросить и просят гонорар. Величина зависит от звездности, регалий и прочего. Здесь цена может быть от 500 тысяч рублей и до бесконечности (если говорить о приезде мишленовских шефов). При самом хорошем раскладе мероприятие окупается в ноль, но при условии привлечения партнерских коммерческих пакетов. С одного-двух ужинов, конечно, окупить затраты невозможно», — рассказывает Илона Федотова (Chef’s Collaboration Fest).

Форматы гастрономических и ресторанных фестивалей с каждым годом эволюционируют и предлагают широкий выбор тематических событий, направленных на самую разнообразную аудиторию: от домохозяек и гурманов до шефов и инвесторов. Помимо Москвы организаторы особо облюбовали Сочи: здесь трижды проходил Gastreet c крупнейшей образовательной программой в сфере ресторанного бизнеса, а также дебютировал Международный гастрономический фестиваль IKRA, который открывали такие звезды мировой гастрономии как Анна Рош, Родольфо Гузман и Массимо Боттура. Не отставал в этом году и Санкт-Петербург, где компания PIR Expo провела форум шеф-поваров, су-шефов и поваров — «Завтрак шефа» (100 мастер-классов, 60 выступлений шефов и более тысячи участников). Возможно, Чемпионат мира по футболу в России, намеченный на следующий год, станет отправной точкой для развития ресторанной культуры в городах-участниках. Приток туристов и относительная готовность местных жителей к гастрономическим экспериментам могут послужить дальнейшему продвижению и качественному росту и фестивальной программы.

Источник

«Братская могила» или отличная реклама: зачем в ресторанах постоянно проводят фестивали

Фестивали африканской кухни, южноамериканских вин, немецких сосисок, зернового кофе, северной рыбы и даже пьемонтского трюфеля — какие только мероприятия не проходят в ресторанах в крупных городах России. У человека, далекого от чревоугодия и вечного гедонизма, количество новостей в СМИ и постов у лидеров мнений, посвященных гастрономическим фестивалям, порой вызывает недоумение: кому и зачем нужны все эти сеты? Собственно, и журналисты, когда слышат, что у Российского ресторанного фестиваля — самого масштабного для нашей страны гастрономического события — появилось новое подразделение, начинают сомневаться, что подобные инициативы нужны как гостям, так и владельцам заведений. Forbes Life вместе с рестораторами и организаторами фестивалей разбирается, зачем такие мероприятия нужны.

Что такое гастрономический фестиваль

В 2005 году Игорь Губернский организовал в столице первый Московский гастрономический фестиваль, главной задачей которого было рассказать и показать, как развивается в Москве ресторанная индустрия. Благодаря Губернскому появились первые рейтинги лучших ресторанов столицы, прошли первые гастрономические премии и случился бум справочников общепита. Но вся эта активность ограничивалась Москвой, пока другие города России тоже старались развивать гастрономию.

Хороший фестиваль направлен не на получение прибыли, а на продвижение и развитие индустрии

В мае 2017 года Александр Сысоев, гастрономический энтузиаст и основатель телеграм-канала «Сысоев FM», провел свой первый Российский ресторанный фестиваль. Тогда участниками акции стали Санкт-Петербург, Сочи, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новосибирск, Екатеринбург и Казань. В октябре того же года Сысоев провел второй фестиваль, охватив сразу 11 городов России. Стало понятно, что этот формат в нашей стране работает как для ресторанов, так и для гостей. Со временем самостоятельные гастрономические фестивали по модели РРФ появились и в других регионах, до которых Сысоев пока не добрался, например «Есть что поесть» в Туле и «Крым на тарелке» на одноименном полуострове.

Суть классического гастрономического фестиваля в следующем: организатор предлагает заведениям придумать емкое сет-меню из пяти-семи блюд по фиксированной стоимости, которая будет выгоднее обычных цен на постоянные позиции в ресторане. То есть если в среднем горячее блюдо в этом месте стоит 1000 рублей, в рамках фестиваля оно должно стоить на 15-20% дешевле, чтобы гость четко понимал, в чем преимущество сета. При этом в большинстве случаев хороший фестиваль в первую очередь направлен не на получение прибыли, а на продвижение и развитие индустрии.

За время мероприятия заведение может получить в среднем 400-600 новых гостей.

Участие в любом фестивале для ресторанов бесплатно. Как правило, даже печать специальных сет-меню на себя берет организатор, который и получает деньги от партнеров. Часть этих доходов идет непосредственно на обеспечение мероприятия — печатные материалы, депозитные столы для лидеров мнений и журналистов, организация выступлений спикеров и музыкантов, если они предусмотрены. При этом все деньги, полученные от гостей фестиваля, каждый ресторан оставляет себе. За время мероприятия, по оценке Сысоева, заведение может получить в среднем 400-600 новых гостей. Прибыль организатора от одного фестиваля может составлять примерно от 400 000 до 600 000 рублей, но это редкость. Александр предполагает, что в рамках «РРФ Новые имена» он заработает меньше, примерно 340 000 рублей, и считает, что это хороший результат, потому что его в жизни бывали и убыточные фестивали.

«Бизнес-модель фестивалей очень проста. Мы находим партнера, спонсора (как правило, это алкогольные бренды и крупные компании федерального уровня, например, текущий фестиваль РРФ поддерживают Courvoisier и МТС. — Forbes Life), который поддержит наши начинания, потому что наша миссия совпадает. Мы хотим, чтобы люди чаще ходили в рестораны, чтобы заведения и гастрономия активнее присутствовали в жизни россиян. И я честно скажу, что РРФ — это не очень прибыльный проект. Он про идею. Благодаря фестивалям, сотни тысяч россиян впервые пошли в хорошие дорогие рестораны или открыли для себя совершенно новые места. Многие наши соотечественники до сих пор боятся или стесняются ходить в рестораны. Мол ресторан — это блажь, это понты, это неприлично. Я сам слышал, как люди выслушивают чью-то историю о походе в заведение, а потом спрашивают: «А почему вы дома не могли поесть?», — рассказывает Александр Сысоев.

Есть на рынке российской гастрономии и немного другая модель заработка на фестивалях. Например, организаторы шоу Gastreet, которое проходит в Сочи, продают билеты для всех желающих попробовать блюда от шефов и послушать мастер-классы рестораторов. На ближайший фестиваль билеты стоят от 10 000 до 190 000 рублей. Мероприятия «Афиша Еда» или такие события, как Italian Week Festival, проходят в формате поп-ап гастромаркетов. На несколько дней или на неделю в одном из городских общественных пространств появляется большой рынок с десятками ресторанных корнеров. Застраивать такие временные лавки владельцы заведений должны за свой счет. И единственная прибыль, которую они получат от фестиваля, это деньги, которые гости мероприятия заплатят за еду. Кому-то удается продать много блюд, кто-то остается в минусе. Организаторы же получают прибыль от продажи билетов, которые обычно стоят несколько тысяч рублей.

Зачем рестораны участвуют в фестивалях

По мнению Марии Тюменевой, основательницы и управляющего партнера коммуникационного агентства «Аппетитный маркетинг», для любого ресторана повод принять участие в фестивале — это возможность привлечь новую аудиторию и дать дополнительное развлечение для постоянной аудитории. «Рестораторы оценивают, насколько концепция фестиваля соответствует концепции их заведения, анализируют, насколько мероприятие резонансное и обсуждаемое, и принимают решение об участии. Потому что если фестиваль не поможет привлечь новую аудиторию, это совершенно бессмысленная затея», — считает Мария.

Сысоев с этой позицией согласен. «На мой взгляд, фестиваль — это легкий и быстрый способ для ресторана рассказать о себе. Особенно если мы говорим про новые заведения, которым посвящен мой последний фестиваль «РРФ Новые имена», который проходит сейчас, вплоть до 5 июня. Они получают сразу большую огласку, намного больше пиара и упоминаний в новостях, чем обычно». Александр считает, что многим заведениям пришлось бы очень долго биться и тратить много денег, чтобы рассказать огромной аудитории о себе. Вместо этого они могут просто принять участие в крупном фестивале, который получит сразу всю необходимую поддержку.

Дима Орлянский, основатель Moriarty Bar&Kitchen, который участвует в акции Сысоева, тоже считает, что фестиваль — это крутой и удобный способ рассказать о своем заведении огромному количеству гостей в удобном формате, через составленный шефом сет. Он уверен, что для гостей это возможность за небольшие деньги в течении нескольких недель заняться гастрономическим туризмом внутри своего города. «О каких-то местах люди еще даже не слышали, а в какие-то места не позволяли себя пойти из-за высокого чека заведения. Фестиваль открывает заведения для всех желающих, — комментирует участие Дима.

Доминик Раманаускас, сооснователь Mates, убежден, что такие проекты — двигатель роста ресторанной индустрии, а Илья Киселев, маркетинг-директор 354 Restaurant Group, добавляет, что фестиваль — это отличная возможность еще и для шефа. Он может создать новые блюда и рассказать о своей работе и концепции заведения через полноценный сет.

Что фестивали дают гостям ресторана

«Если фестиваль действительно соответствует концепции заведения и все выглядит органично, то гости очень хорошо реагируют на такую инициативу. Это ведь дополнительная мотивация посетить самое любимое место, в котором вы уже пробовали все. Даже если я знаю все позиции в меню, я смогу попробовать что-то новое. Например, наше агентство «Аппетитный маркетинг» каждый январь проводит фестиваль завтраков BreakFest. У людей на праздниках много свободного времени, чтобы ходить в новые места и дегустировать новые блюда по выгодным ценам. Но если, например, очень дорогой ресторан будет продавать сет за 1000 рублей или, наоборот, простое кафе будет навязывать предложение за 5000 рублей, это вызовет у постоянных посетителей лишь раздражение и привлечет совершенно не ту аудиторию. В итоге это будет совершенно не выгодный проект», — рассуждает о выгоде гастрономических фестивалей для посетителей Мария Тюменева.

Заказав один сет, гость может попробовать сразу все ключевые для шефа позиции и понять концепцию ресторана

Илья Киселев, маркетинг-директор 354 Restaurant Group, подчеркивает, что заведения, которые входят в их ресторанную группу, участвуют в фестивалях именно для того, чтобы гости могли по доступной цене расширить свои гастрономические горизонты, не выезжая за пределы страны, и попробовать крутые и дорогие блюда. Сысоев согласен, что это и есть главная задача РРФ. Александр объясняет, что, заказав один сет, гость может попробовать сразу все ключевые для шефа позиции и понять концепцию ресторана. И это будет намного выгоднее, чем просто сходить в ресторан: «Организатор фестиваля всегда отслеживает цены на сет. Я честно скажу, что когда у нас был основной РРФ, который проходит в 35 городах и в 550 ресторанах, мы допускали ошибки. Иногда упускали, что какие-то заведения делали сеты слишком дорогими. И нам писали гости ресторанов, что, например, скидка на блюда через сет равняется всего лишь 5%, например. Это очень мало. И мы тогда связывались с рестораном и просили либо увеличить скидку и снизить цену, либо добавить в сет еще одно блюдо».

В то же время бывают фестивали, которые направлены не на привлечение новой аудитории или снижение стоимости блюд, а на поддержание отношений с постоянными гостями, которые просто заскучали от основного меню. Например, агентство «Аппетитный маркетинг» проводит в Ростове, Краснодаре и Сочи фестиваль южной кухни именно в межсезонье, когда нет туристов. Главная задача — привлечь внимание постоянной аудитории, которая хочет новых эмоций и впечатлений. «Лояльные гости приходят в рестораны пробовать новые блюда, которые появились на ограниченный период времени, и это отличная мотивация выбраться из дома и вспомнить про любимое заведение», — объясняет Тюменева.

Как выбрать, в каком фестивале принять участие

Главная задача любого подобного мероприятия — это дополнительные охваты и упоминания в медиа и социальных сетях. Поэтому Тюменева считает, что важно смотреть, сколько ресторанов участвует в фестивале. Если их слишком много, есть риск, что мероприятие будет братской могилой — участники получат в прессе гигантское перечисление всех подряд в столбик, который потенциальный гость даже не дочитает. А медиа будут упоминать только самые известные и успешные заведения, игнорируя новичков. «Рестораторы, прежде чем принять участие в фестивале, должны плотно общаться с организатором, задавать вопросы о том, что они получат за участие, какая будет поддержка», — говорит Мария.

Чтобы решить проблему новичков, которых медиа зачастую игнорирует, отдавая предпочтение проверенным масштабным ресторанам, Сысоев и создал новое ответвление РРФ. Он объясняет, что «Новые имена» — еще один вектор РРФ, который, по сути, является социальным проектом. По мнению Александра, сейчас очень важно поддерживать владельцев, которые после локдауна решились открыть рестораны, потому что эта индустрия пострадала в период строгого карантина сильнее всего.

Роллы с трюфельным айоли и соус из черных бобов: где найти лучшие суши в Москве и Санкт-Петербурге

Роллы с трюфельным айоли и соус из черных бобов: где найти лучшие суши в Москве и Санкт-Петербурге

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *