что такое федеральные единичные расценки
ГЭСН-2020 и ФЕР-2020 – Государственные сметные нормативы
ФСНБ – Федеральная сметно-нормативная база
ФСНБ в очередной раз претерпевает изменения. По итогам заседания Госсовета, состоявшегося 26 июня 2019 года, Президент поручил обеспечить совершенствование правового регулирования подготовки проектной документации в строительстве и утвердил перечень поручений Пр-1381ГС:
ФСНБ редакции 2020 года (ГЭСН-2020 и ФЕР-2020)
Введена в действие с 31.03.2020 г.
В ходе выполнения поручений президента, 15 января 2020 года, Минстрой РФ опубликовал серию приказов, которые вступили в силу 31 марта 2020 года:
ГЭСН – Государственные элементные сметные нормы
Сметно-нормативная база, сборники государственных элементных сметных нормативов на строительные и специальные строительные работы. Сметный норматив отдельных элементов прямых затрат, приходящихся на единицу объёма строительных работ и конструктивных элементов, расход строительных материалов, затраты труда строительных рабочих и времени работы строительных машин.
ФЕР – Федеральные единичные расценки
Сметно-нормативная база, сборники содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ, регламентируют выраженные в натуральной форме отдельные элементы прямых затрат, приходящиеся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов: расход строительных материалов, затраты труда строительных рабочих, времени работы строительных машин.
ГЭСН и ФЕР редакции 2017
Сметные нормы (ГЭСН) и единичные расценки (ФЕР), утверждены согласно приказам 1038/пр и 1039/пр от 30 декабря 2017 года, Минстроем России, деятельность которого напрямую связана с нормативно-правовым регулированием в сфере строительства.
Нормы ГЭСН и расценки ФЕР
Предназначены для определения затрат и составления на их основе сметных расчетов (смет) на производство ниже перечисленных работ:
Разрабатываются по методическим рекомендациям, утвержденным в 2017 году:
Применяются согласно методик, также утвержденных в конце 2016 в начале 2017 года:
Вопросы и Ответы
Для знакомства с нововведениями придется тратить время, а для простоты и ускорения мы рекомендуем посещать семинары и обращаться к нашим консультантам любыми удобными для Вас средствами коммуникаций.
Купить ГЭСН и ФЕР в редакции 2020 года
Для покупки нормативной базы ФЕР 2017 достаточно отправить нам контакты для связи, нажав кнопку Купить в заголовке страницы. Мы свяжемся с Вами, согласуем комплектацию, варианты поставки и оплаты, далее в кратчайший срок обеспечим запуск базы у Вас на рабочем месте.
Цена ФЕР 2020
Цена сметно-нормативной базы не изменилась по соотношению к ФСНБ редакции 2017 года и варьируется от 10000 до 25000 руб. в зависимости от потребности в актуализации базы. Для установки рекомендуем воспользоваться услугами специалистов Выездного или Дистанционного сопровождения, во избежание траты времени в том числе и на настройку параметров для правильной эксплуатации сметной базы ГЭСН и ФЕР в сметной программе.
ГЭСН и ФЕР редакции 2020 Лицензия на использование базы данных «ЕДИНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ (ЕСН)», включающей Базу данных «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ (ГЭСН, ФЕР) 2020″ на каждое рабочее место | 10 000 руб. |
ГЭСН и ФЕР редакции 2020 (изменения и дополнения в течении года) Лицензия на использование базы данных «ЕДИНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ (ЕСН)», включающей изменения к Базе данных «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ (ГЭСН, ФЕР) 2020 с изменениями, выпущенными в течение одного года» на каждое рабочее место | 15 000 руб. |
Стоимость в комплектации со сметной программой Smeta.RU
Ввиду того, что сметно-нормативная база ГЭСН и ФЕР по территориальному признаку применяется по всей Российской федерации, представляется возможным её использования в составе программы Smeta.Регион. Это существенно экономит средства на закупку программы для работы с базой, но исключительно в случаях составления сметной документации в ФЕР и одной из региональных баз ТЕР. В случаях работы с несколькими регионами следует покупать Smeta.RU. Подробнее о разнице программ Вам расскажут наши консультанты.
При покупке нормативной базы ГЭСН и ФЕР вместе с программой, мы привезем Вам полный лицензионный пакет на программу и базу, установим на Ваш компьютер и проведем обучение по работе в течении 3-х часов.
Скачать ГЭСН и ФЕР
в формате сметной программы Smeta.RU
Для установки нормативной базы в программу настоятельно рекомендуем обратиться к специалистам, которые сэкономят Ваше время за небольшую плату.
Федеральная сметно-нормативная база редакции 2017 года
Федеральная сметно-нормативная база редакции 2014 года
Cкачать ГЭСН и ФЕР в формате PDF
СНБ ГЭСН и ФЕР в формате PDF удобна в ознакомительных целях или для проверки расценок при разногласиях.
Федеральная сметно-нормативная база редакции 2017 года
Нормативная база вводится в действие с 28.04.2017 года
Федеральная сметно-нормативная база редакции 2014 года
ТЕР и ФЕР при формировании сметы
14 сентября 2020 г.
При формировании сметной документации и выполнении вычислений для строительства в России применяются отечественные стандарты по расценкам на конструкции, элементы, материалы и работы. Как цифровое моделирование упрощает расчет сметы? Какой из сборников нормативов выбрать, чем они различаются и для чего предназначены?
Расценки в строительстве
При расчете сметы инженер опирается на данные сметно-нормативной базы. Он ориентируется на цены, действующие на строительную продукцию в России. Одновременно существует несколько вариантов нормативов, зафиксированных в определенных сборниках. С течением времени показатели пересматриваются и корректируются.
Одними из самых распространенных более 15 лет остаются базы ФЕР и ТЕР. Они позволяют определять стоимость элементов проекта на конкретную дату. Нормы и правила для составления сметной документации вводятся в действие Госстроем РФ, а также органами госуправления администрации отдельных регионов. При проектировании 3D-модели в BIM WIZARD поддерживается передача информации в едином формате из бим-модели в программе для автоматизированного составления сметных расчетов.
Что такое ТЕР
Аббревиатура ТЕР образована от определения «Территориальные единичные расценки», используемого в строительстве. Базовые нормативы нужны для расчета сметной стоимости в процессе разработки проекта строительства, восстановления или реконструкции объектов капитального, жилищного, промышленного и инфраструктурного назначения.
Для каждого вида работ применяются отдельные расценки. Получить информацию можно из специальных сборников. Они необходимы в том случае, если подрядчик привлекает средства областного бюджета. Заменять данные этой базы на сведения, полученные из иного источника, нельзя. Для высокоточных и сложных процессов замена на данные иных баз недопустима.
Что такое ФЕР
Аббревиатура ФЕР образована от названия «Федеральные единичные расценки». Действующая в текущем году тарифная сетка сформирована в ценах на 01.01.2000. Это основа, используемая для расчета укрупненных нормативов сметы. Она нужна для определения прямых затрат, указанных в сметной документации. Данные нужны для расчетов по завершенным строительным работам.
Для формирования базы использованы цены Московской области и нормативы ГЭСН-200. Эти данные позволяют формировать полный комплект сметной документации. Они действуют при проектировании зданий, сооружений, объектов инфраструктуры и производства.
В чём разница между ТЕР и ФЕР
Главное различие между сборниками заключается в применяемых источниках финансирования:
При использовании ТЕР регион, где зарегистрирован подрядчик, не имеет значения. При строительстве в Москве будут использованы данные ФЕР или ТСН-2201. Если строительство финансирует коммерческая организация, то заказчик и подрядчик самостоятельно определяют, какую нормативную базу использовать.
Применение ТЕР и ФЕР в сметных программах
Нормативы необходимы для расчета локальных смет и формирования комплекта сметной документации. Единичные расценки применяются без корректировок, однако учитываются коэффициенты на условия работ. Возможно внесение корректировок в процессе формирования сметы.
Уровень цен при расчете сметы может быть текущим и базисным. Инфляция и изменение стоимости материалов, работ, техники учитываются при помощи специальных индексов. При изменении коэффициентов необходимо ссылаться на использованные сборники единичных расценок. В программе для автоматизированного составления сметных расчетов в строительстве SmetaWIZARD эта информация подгружается в автоматическом режиме.
Обновления индексов ФЕР и ТЕР
В нормативных базах использован средний уровень цен и расходов по разным видам строительных работ. В отдельных случаях за эталон принимается средний уровень расходов по отрасли.
С течением времени многие процессы меняются, инфляция и кризис приводят к росту стоимости материалов, работ, конструкций. В результате индексы увеличиваются. Они не только дополняются, но и меняются. Это позволяет узнавать реальную стоимость каждого элемента.
Что такое федеральные единичные расценки
Для портала СМЕТЧИК.РФ статью подготовил Начальник отдела ценообразования и сметного нормирования группы компаний «РИК» Богословский Максим Николаевич.
Уважаемые коллеги, как известно, 31 марта 2020 года вступает с силу новая редакция государственных сметных нормативов, утвержденных приказами Минстроя России №№ 871/пр – 876/пр от 26.12.2019 г. Специалисты группы компаний «РИК» первыми подготовили и предоставили новую редакцию ГСН 2020 своим пользователям. Так что же нового появилось? Давайте разберемся.
Но для начала позволю себе небольшое пояснение по сокращениям, к которым очень пренебрежительно, к сожалению, относятся коллеги по цеху и некоторые специалисты, сея в умах сметчиков такие понятия как «федеральная база», «ФСНБ-2020», «госэталон» и т.п. Начнем с того, что официального понятия сметно-нормативная база (СНБ) в законодательстве не существует. Утверждаются и включаются в реестр сметные нормативы. Условно, сметно-нормативной базой можно назвать совокупность нормативов: норм (расценок) и строительных ресурсов, которые теперь, кстати, называются «составляющие сметных нормативов». Федеральная сметно-нормативная база (ФСНБ – понятие, которое появилось в эпоху так называемого «госэталона» 2008-2016 гг.) является продуктом, права на который принадлежат коммерческим компаниям. И хоть разные редакции ФСНБ и содержали в себе в том числе и ГСН соответствующего периода (помимо другой информации, не публикуемой в официальных приказах, такой как «масса брутто», «класса груза» и т.д.), использовать эту аббревиатуру для определения официальных государственных сметных нормативов некорректно. Поэтому никакой ФСНБ-2020, пожалуйста.
Далее. ГСН редакции 2020 года можно условно разделить на государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) и федеральные единичные расценки (ФЕР). Но и тут у некоторых начинается путаница: если есть ГЭСН-2020, значит должен быть и ФЕР-2020. Ничего подобного! Действующие методические рекомендации по разработке сметных норм (приказ Минстроя № 509/пр от 04.09.2019), которые принципиально не отличаются от предыдущих (приказ Минстроя № 76/пр от 08.02.2017) предписывают на конце шифра соответствующего сборника указывать год ввода в действие. Таким образом аббревиатуры ГЭСН-2017 и ГЭСН-2020 вполне корректны, что не скажешь о ФЕР-2020. Методические рекомендации по разработке уже единичных расценок (утвержденные приказом Минстроя № 521/пр от 04.09.2019, равно как № 75/пр от 08.02.2017) велят в конце шифра сборника указывать базовый уровень цен. Таким образом аббревиатура «ФЕР-2020» означала бы то, что расценки посчитаны в уровне цен 2020 года, чего в действительности нет. Правильно указывать: ФЕР-2001 в редакции 2020 года или утвержденные приказом… Призываю всех быть корректными и грамотно называть государственные сметные нормативы – так, как было задумано их авторами.
Если кто-то считает, что вопрос этот не принципиальный, скорее всего не в курсе, какие проблемы уже сейчас обсуждаются в среде разработчиков для решения задач сохранения смет в универсальный формат с их последующей автоматизированной проверкой. Без единых, общих подходов к кодированию сметных нормативов и редакций СНБ, их интерпретация при передаче и импорте станет сильно усложнена.
1.2. Строительные ресурсы
Наименование категорий ресурсов | Количество ресурсов | Изменение | |
2017* | 2020* | ||
Материалы, изделия и конструкции (ФССЦ книги с 01 по 27) | 58936 | 57568 | -1368 |
Оборудование (ФССЦ книги с 61 по 69) | 7712 | 7606 | -106 |
Строительные машины и автотранспортные средства (ФСЭМ) | 1865 | 1896 | +31 |
* Статистика приводится без учета общего количества ресурсов по КСР.
Примечание. Категории и сборники, отсутствующие в вышеприведенных таблицах, не изменились.
К вышеприведенной статистике нужно относиться осторожно. Если какая-то расценка очень сильно изменилась по цене, это еще не значит, что она подверглась существенным изменениям. Например, у многих расценок, где в сметной стоимости материалов редакции 2017 года был учтен какой-то ценообразующий ресурс, в редакции 2020 года он стал неучтенным. Например, бетон тяжелый, класс: В12,5 (М150), учтенный во всех расценках таблицы ФЕР 06-01-006, в редакции 2020 года (таблица ФЕР 06-02-002) стал неучтенной смесью бетонной с кодом 04.1.02.05. И показатель уменьшения стоимости материалов в этих расценках более чем в 10 раз не свидетельствует об их принципиальном изменении. Для более корректного анализа следует сопоставлять сметы-аналоги или ресурсно-технологические модели, разработанные для объекта.
В монтажных сборниках (преимущественно в ФЕРм 81-03-03-2001) существенное количество изменений связано с тем, что в редакции 2017 года в этом сборнике ошибочно не были учтены вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы для производства монтажных работ в размере 2%.
6. Существенные изменения материалов и оборудования в ГСН 2020 года
Несмотря на то, что ресурсы новой редакции 2020 года имеют тот же принцип кодирования, что и в предыдущей редакции 2017 года, во многом являются несопоставимыми. У каких-то материалов поменялись коды, у каких-то – наименования, у каких-то – единицы измерения (или сразу несколько из перечисленных атрибутов). При сохранении кода, цены и единицы измерения у некоторых позиций принципиально поменялась их суть.
Например:
Код ресурса | Наименование | |
ФССЦ 2017 года | ФССЦ 2020 года | |
Часть 11.2 Изделия и конструкции из дерева Раздел 11.2.05: Конструкции ворот и калиток Группа 11.2.05.06: Полотна калиток | ||
11.2.05.06-0001 | Полотна калиток глухие (Из чего сделана калитка? Согласно ее местонахождению в узле «Изделия и конструкции из дерева», очевидно, что это деревянное полотно калитки) | Калитки цельнометаллические, каркас калитки к-1 из профтрубы 40×20 мм в виде распашной створки, укрепленной на опорных столбах из профильной трубы 80×80 мм |
11.2.05.06-0002 | Полотна калиток решетчатые | Калитка металлическая с лаковым покрытием, размеры 1000×1500 мм |
Если ресурс сохранил свою суть и цену, но переехал в другое место оглавления (с присвоением соответствующего новому узлу кода), найти его по контексту возможно далеко не всегда, т.к. некоторые наименования были существенно изменены в связи с новыми подходами (исключение фирменных марок в пользу технических характеристик и т.п.).
В приведенных выше примерах и других подобных случаях невозможно создать переходные ключи (соответствия кодов старой и новой редакций). А без корректной таблицы соответствия использовать старые наработанные по редакции 2017 года сметы в качестве аналогов для создания сметной документации на основе новой редакции ГСН 2020 года настоятельно не. рекомендуется.
Мы передаем свои предложения разработчикам ФССЦ и надеемся, что они будут учтены до вступления в силу новой редакции 31 марта 2020 года.
Вам может быть интересно:
Группа компаний «РИК» и ГАУ РО «Центр госэкспертизы Рязанской области» приглашают вас принять участие в семинаре на тему:
«Применение новых государственных нормативов (ГЭСН + ФЕР) в редакции 2020г.»
Федеральные единичные расценки в строительстве
ФЕР (федеральные единичные расценки) – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ. Данные сметные нормативы регламентируют выраженные в натуральной форме отдельные элементы прямых затрат, приходящиеся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов: 1. расход строительных материалов, 2. затраты труда строительных рабочих, 3. времени работы строительных машин.
В нормах подразумеваются наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.
Сметные нормы группируются по видам работ, степени агрегирования, по назначению и видам строительства. По видам строительства они подразделяются на общестроительные и специальные; по степени агрегирования — на отдельные виды работ и специальные конструктивные элементы, укрупненные системные нормы на конструктивные части здания и отдельные сооружения; по назначению — на отдельные виды работ, на временные здания и сооружения, на производство работ в зимнее время, на содержание дирекции строящихся предприятий и др.; по видам строительства — для жилищно-гражданского, промышленного, гидротехнического, энергетического, сельского и т.д.
Строительные нормативы федерального значения разрабатывает и устанавливает только ФЦЦС (федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов). Использование тех или иных сметных нормативов зависит в первую очередь от требований к используемым нормативам со стороны заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ. В частном случае стороны (заказчик и исполнитель) могут договориться о договорных расценках и далее рассчитывать стоимость работ исходя из этого. Чаще всего, заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регионе). Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.
ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории РФ. Они разрабатываются в уровне цен для 1-го базового района (Московская область), утверждаются и вводятся в действие ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС). ФЕР используются во всех отраслях народного хозяйства.
Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупнённых сметных нормативов.
Содержание
Структура ФЕР
Единичные расценки, в том числе ФЕРы, сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:
стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины;
нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;
Что такое федеральные единичные расценки
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по использованию федеральных единичных расценок на строительные,
монтажные, специальные строительные, ремонтно-строительные
и пусконаладочные работы (ФЕР-2001) при определении стоимости строительной
продукции на территории субъектов Российской Федерации
Дата введения 2003-03-01
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ: письмом N НЗ-2626/10 от 30.04.03 с 1 марта 2003
2. Федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) в комплексе с другими нормативно-методическими документами Госстроя России предназначены:
— для расчетов стоимости строительной продукции при формировании инвесторских смет и подготовке тендерной документации, а также пересчета объектных и локальных смет из федерального в региональный уровень цен;
— для сметных расчетов и расчетов за выполненные работы (при отсутствии в субъекте Российской Федерации территориальной сметно-нормативной базы ценообразования ТЕР-2001);
— для контроля показателей стоимости по элементам прямых затрат при разработке сборников территориальных единичных расценок;
— для формирования сметной документации и расчетов за выполненные работы по решению государственного заказчика (главного распорядителя средств федерального бюджета) при определении стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета.
3. Федеральные единичные расценки разработаны в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года для условий строительства 1-го территориального района, принятого в качестве базисного.
4. Федеральными единичными расценками, разработанными на основании Государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001), учтены следующие элементы нормативных затрат в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 г.:
4.1. Сметная стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, установленная на измеритель вида работ, исходя из норм их расхода по ГЭСН-2001 и каталога сметных цен на материалы, изделия и конструкции по базисному району.
4.1.1. Сметные цены на материалы, изделия и конструкции в среднем включают сложившиеся на 01.01.2000 отпускные (оптовые) цены и транспортные затраты в размере до 13% от отпускных цен, учитывающие доставку от франко-склада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, включая заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения.
4.1.2. Затраты по доставке материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада до рабочей зоны (место укладки в дело), учтенные нормами ГЭСН-2001.
4.2. Оплата труда строительных рабочих, установленная по нормативной трудоемкости на измеритель вида работ по ГЭСН-2001, с учетом разрядности работ и среднестатистической ставки рабочего четвертого разряда в размере 9,62 руб. на чел.-час, исчисленной исходя из среднемесячной оплаты труда рабочих-строителей в 4 квартале 1999 года при нормативной продолжительности работы 166,25 часов в месяц согласно постановлению Минтруда РФ от 07.02.2000 N 2092.
4.3. Стоимость эксплуатации строительных машин, установленная исходя из нормативного количества машино-часов по нормам ГЭСН-2001 и сметных расценок Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, введенного в действие постановлением Госстроя России от 23.07.2001 N 86, с учетом внесенных дополнений и изменений.
Указанные коэффициенты могут разрабатываться укрупненно, по основным видам строительства, а также по видам строительных, монтажных и ремонтных работ. Коэффициенты по основным видам строительства рекомендуется применять для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
Поправочные коэффициенты по видам работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.
Разработка коэффициентов производится организацией, уполномоченной администрацией субъекта Российской Федерации.
По поручению Госстроя России разработка поправочных коэффициентов, а также их экспертная оценка могут осуществляться Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (либо его филиалами и представительствами).
Указанные коэффициенты разрабатываются (применяются) к элементам затрат (оплате труда; стоимости материалов, стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов).
6. Приведение (пересчет) федеральных единичных расценок (ФЕР-2001) к территориальному (региональному) уровню цен по состоянию на 01.01.2000 следует производить в следующем порядке:
6.1. На основании данных государственной статистической отчетности по региону за IV квартал 1999 г. устанавливается часовая тарифная ставка оплаты труда одного рабочего-строителя четвертого разряда в месяц при нормативной продолжительности работы 166,25 часов в месяц.
6.2. На основании данных региональных управлений механизации или региональных органов по ценообразованию в строительстве устанавливаются региональные цены (по состоянию на 01.01.2000) 1-го маш.-часа по номенклатуре (набору) строительных машин, механизмов и автотранспортных средств, полученной на основе выборки при расчете по РТМ.
6.3. По данным региональных органов по ценообразованию в строительстве устанавливаются базисные (01.01.2000) сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции по номенклатуре (набору) ресурсов, полученной на основании выборки при расчете по РТМ.
При отсутствии необходимых данных региональных органов по ценообразованию в строительстве допускается использование сметных цен на отдельные материально-технические ресурсы на основании соответствующих отчетных данных на 01.01.2000.
Для анализа транспортных расходов следует уточнять (расшифровывать) состав сметных цен на отпускные (оптовые) цены производителей и усредненные расходы по доставке материалов, изделий и конструкций (в процентах к отпускной (оптовой) цене), включая наценки посредников и заготовительно-складские расходы строительных организаций.
7. Расчет коэффициентов для корректировки элементов затрат (фонда оплаты труда, стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, стоимости материалов) в локальных сметах и актах выполненных работ, составленных на основании сборников ФЕР для их приведения к региональному уровню цен по состоянию на 01.01.2000, рекомендуется производить в следующем порядке:
Полученный региональный коэффициент применяется в локальных сметах к фонду оплаты труда рабочих-строителей, определенному по сборникам ФЕР-2001.
Форма расчета приведена в приложении N 1.
Полученный региональный коэффициент применяется в локальных сметах к стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов с выделением фонда оплаты труда механизаторов, определенного по сборникам ФЕР-2001.