что такое федеральное государство
Федеративные государства
Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Содержание
Основные признаки федеративного государства
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Имитация федерализма
Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.
Виды федераций
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
«Мягкая федерация»
«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии. Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
Полезное
Смотреть что такое «ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО» в других словарях:
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма адми. нистративно территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и др.), имеющие собственные… … Географическая энциклопедия
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО — (от лат. foederatio союз, объединение) сложное, союзное государство, объединяющее административно территориальные или национальные образования субъектов (членов) федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности (штаты в США,… … Юридическая энциклопедия
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО — Союзное государство. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка
федеративное государство — Государство, в которое входят федеративные единицы (республики, штаты, кантоны, земли), сохраняющие некоторую долю самостоятельности, но существуют единые федеральные органы, единое гражданство и пр., например, современная Россия или Германия.… … Словарь по географии
Федеративное государство — тип государства, основанный на союзе нескольких государств с целью создания нового единого государства, при котором субъекты нового государства сохраняют часть своих права. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский… … Политология. Словарь.
Федеративное государство — см. Федерация … Энциклопедия права
Федеративное государство — У этого термина существуют и другие значения, см. Федерация (значения). Эту страницу предлагается объединить с Федерати … Википедия
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО — (от лат. federatio союз) объединение двух или нескольких государственно территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО — см.: Федерализм. Федеративная республика. Государственное устройство. Российская Федерация Россия. Субъект Российской Федерации … Энциклопедический словарь конституционного права
Федеративное государство — см. Федерация … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Федеративное государство: понятие и признаки. Принципы федеративного устройства РФ
Понятие и признаки федеративного государства
По способу образования различают федерации:
Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия. При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.
Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.
Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное государство», т. е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ — унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики — субъекты РФ.
Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:
Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характеризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъектности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4, в которой установлено, что суверенитет РФ неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудно совместить принцип равноправия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются государствами, а другие в лучшем случае только некими государственными образованиями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноценным конституции, и если да, то почему они по-разному называются, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин «самоопределение народов»? Означает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее законно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Конституцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что означает равноправие субъектов «между собой» во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Федерации?
Принципы федерального устройства РФ
В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:
Государственная целостность РФ
Государственная целостность РФ обеспечивается:
Единство системы государственной власти
Разграничение предметов ведения и полномочий
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется согласно Конституции (ч. 3. ст. 11) не только конституционными нормами, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между соответствующими органами государственной власти и только по вопросам разграничения полномочий по предметам совместного ведения. Такие договоры заключены между РФ и Татарстаном, Башкортостаном, Свердловской областью и рядом других субъектов РФ.
Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все без исключения субъекты Федерации, независимо от вида (республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения) обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Никто из субъектов Федерации в этих взаимоотношениях не может иметь каких-либо преимуществ по сравнению с другими субъектами Федерации. Равноправие субъектов РФ проявляется и в одинаковом для всех субъектов РФ разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.
Особенности правового статуса имеют автономная область и автономные округа: согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и Исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. В отношении других субъектов Федерации такой нормы в Конституции нет.
Равноправие и самоопределение народов РФ
Принцип равноправия и самоопределения народов РФочень важен для нашего многонационального государства. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других сферах жизни.
В нашей стране всем гражданам, независимо от национальной принадлежности, гарантируются равные личные, политические, социально-экономические права и свободы, признается национальная идентичность, преемственность культуры, поощряется проявление национального самосознания и самовыражения. Закрепляется право свободно определять свою национальность, пользоваться родным языком. Запрещается оскорбление национального достоинства.
Подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, языковую и религиозную самобытность, но и создавать условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность. Равноправие народов проявляется и в праве народов на самоопределение. В настоящее время в РФ 32 субъекта основаны по национально-территориальному принципу, что служит убедительным подтверждением того, что десятки народов обрели в РФ свою государственность и таким образом реализовали на практике свое право на самоопределение.
Формы осуществления права народов на самоопределение могут быть разными:
Но при этом выбор народом одной из этих форм самоопределения не может вести к нарушению государственного единства и ущемлению прав и свобод человека. Это требование закреплено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г. В этой Декларации указывается, что ничто в самоопределении народов «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов. «.
Новой формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры.
Порядок образования и деятельности национально-культурной автономии регулируется Федеральным законом » О национально-культурной автономии» (1996 г.). Этот закон предоставляет национально-культурной автономии широкие права, в частности: создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным культурным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ и т.д. и т.п.
В целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Государственной Думой 6 июля 2000 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».
Этим Законом предусмотрено создание различных форм самоорганизации лиц, относящихся к коренным народам, проживающим в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющих традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающих менее 50 тысяч человек и осознающих себя самостоятельными этническими общностями.
Таким образом, путем издания федеральных законов «О национально-культурной автономии» и «Об общих принципах организации общин коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» наше государство не только провозглашает права народов на самоопределение, но и обеспечивает их реальную реализацию и защиту.
Но, говоря об этом, не следует забывать, что преувеличениенационального момента в государственном строительстве может не сплотить, а, напротив, подорвать государственную общность, единство Федерации как государства.
Федеративное государство и его особенности
На территории Земли существует свыше двухсот государств. Каждое из них обладает определённой формой правления, госустройства и так далее. Все признаки позволяют точно квалифицировать страну и выстраивать на основе этого взаимоотношения на международной арене.
Что это
Федеративное государство – форма государственного устройства, в котором каждый из субъектов имеет статус государственных образований. У всех административно-территориальных единиц имеется законодательно закрепленная политическая самостоятельность.
Суверенитет у субъектов страны отсутствует, однако присутствуют существенные полномочия для проведения каких-то мероприятий для решения политических задач. Возможности выйти из состава государства нет, отсутствует представительство на международной арене.
Выделяется ряд причин, исходя из которых формируются федеративные государства, среди них выделяют:
Признаки
Специалисты выделяют несколько признаков, определяющих федеративное государство. В первую очередь дело касается двухуровневой системы органов госвласти – ряд из них работают в интересах центральной власти, сфера деятельности других ограничена только определенным субъектом страны. Каждый регион может самостоятельно выпускать нормативно-правовые акты и законы. Основное условие – отсутствие разногласий с основным законодательным документом – Конституцией. Также выделяются следующие признаки:
Совокупность нескольких признаков позволяет четко понять, что определенная страна является именно федерацией. Но чаще всего присутствуют сразу все.
Форма правления
Формой правления большей части федеративных государств является республика. Её особенность заключается в том, что все органы власти выбираются на определенный срок гражданами страны, каждый из которых обладает равными политическими правами. Выделяют следующие виды республик:
В разных странах особенности последнего вида республик может несколько меняться.
Виды федераций
Классифицировать федеративные государства можно по разным признакам. Первая из них – конституционно-правовой статус регионов (областей, штатов и т.д.):
Особенности образования федерации:
Следующая характеристика – способ основания:
Современные федеративные государства
Среди всех государств достаточно небольшое количество (не более трех десятков) имеют статус федераций. Они расположены по всей планете более-менее равномерно. Исключением является Австралия и Океания. Самый очевидный пример такой страны – Россия. В Европе также расположены:
В других частях света федеративное устройство имеют:
В качестве яркого примера можно также привести соседа Мексики – Соединенные Штаты Америки. У каждого штата в составе государства имеются права для самостоятельного существования – формирование собственных законов и нормативно-правовых актов, определенные особенности местного самоуправления, работы налоговой системы и так далее. Отдельный регион может достаточно серьезно повлиять на работу федеральной власти.
Федерация — что такое федерализм, признаки и виды федераций
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Одно из официальных названий нашей страны — Российская Федерация. Оно хорошо знакомо всем, но далеко не каждый человек понимает, что означает второе слово в наименовании государства.
Между тем Россия считается самой крупной и одной из наиболее сложно устроенных федераций планеты.
Давайте разберемся в особенностях и признаках этого вида государственного устройства и узнаем, почему он органично подходит для нашей страны.
Что такое федерация
Федерация (лат. Federation – союз, объединение) — это форма государственного устройства, предполагающая объединение субъектов (что это?), обладающих определенными признаками политической самостоятельности, в рамках единого государства.
По сравнению с унитарными странами это более сложное по устройству ФГУ, так как его составными частями выступают не административно-территориальные единицы, а государственные образования.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Одна из задач федеративного государства — примирение региональных различий с коллективными целями, стоящими перед обществом.
Обычно федерации большие по населению и площади или на их территории проживает много народов. Существенные отличия отдельных единиц в составе государства диктует необходимость учета их интересов посредством передачи некоторых полномочий от центра.
Сегодня в мире насчитывается 27 федераций, хотя общее число государств превышает 200. Крупнейшие из них – Россия, США, Бразилия, Германия, Нигерия, Канада, Индия, Пакистан.
Что такое федерализм
Вместе с понятием федерация часто употребляется термин федерализм.
Это форма организации госвласти, которая связана с передачей части полномочий регионам со стороны политического центра.
В разных странах этот объем может существенно отличаться. В Соединенных Штатах за регионами закреплены широчайшие возможности в сфере образования, налогов, социальной помощи, здравоохранения и иных областях.
Они имеют собственные кодексы и вправе решать вопросы уголовного наказания. Например, только в 30 штатах легализована смертная казнь.
В России субъекты наделены меньшими полномочиями. У нас не существует полноценного разделения юрисдикции (это как?) между центром и регионами, а многие вопросы социальной сферы решаются ими совместно.
Признаки федераций
В федеративном государстве существует две системы органов госвласти — федеральная и региональная. Вместе с Конституцией страны в субъектах действуют свое законодательство, имеющее учредительный характер (конституции, уставы).
За регионами закреплены следующие компетенции:
Также субъекты формируют свои правительства и представительные органы власти. В отдельных федерациях к ним добавляются высшие судебные органы. Жители имеют общее согражданство и гражданство государственных образований.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Вместе с этим, на регионы накладывается ряд ограничений — они не вправе инициировать сецессию (отделение от государства), лишены государственного суверенитета и не имеют статус участника международных отношений.
В зависимости от исторически сложившихся условий и политических традиций регионы в федерациях обладают разными названиями:
Важная черта федерации — это наличие двухпалатного парламента. Нижняя палата обычно представляет интересы всего государства, а верхняя отстаивает позицию регионов.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Отвечая на вопрос что такое федерация, нужно сказать о присущей ей двухуровневой системе налогообложения, связанной с распределением финансовых потоков между федеральным и региональными бюджетами.
Виды федераций
В зависимости от конституционно-правового статуса регионов, федерации делятся на две группы – симметричные и асимметричные.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
С точки зрения специфики образования государства, существуют три вида федераций:
В зависимости от способа формирования федерации делят на два вида:
Особенности Российской Федерации
Федеративное устройство страны закреплено в Главе 3 Основного закона. В составе России находится 85 субъектов, чьи совместные полномочия с федеральным центром прописаны в ст. 72. Среди них – образование, социальная защита, охрана окружающей среды, адвокатура, формирование кадров судебной системы и другие.
В стране законодательно прописаны принципы федеративного устройства:
О правовом положении российских регионов и их статусе подробнее можно посмотреть здесь:
Долговечность существования федерации зависит от строгого соблюдения всеми сторонами прописанных в Конституции полномочий и умения договариваться по любым вопросам, связанным с существованием государства.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Разве у нас регионы равноправны? Ведь есть республики, а есть области, вроде у республик куда больше свобод, чем у областей.