что такое фашизация общества
Фашизм
Я, читая форум, часто слышу слово «фашизм».Чаще всё в связи со словами «концлагерь», «массовые убийства». При этом лично я вижу много фашистких проявлений прямо здесь, на форуме, от тех, кто клеймит фашизм.
Учила и историю в школе, и хорошо помню, как пришёл к власти Гитлер, с которым собственно фашизм и ассоциируется. Пришёл он при поддержке широких масс между прочим.
Так что такое фашизм?
В 1997 году Умберто Эко, итальянский учёный, философ, теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист написал эссе «Вечный фашизм». В 10-летнем возрасте он был обычным итальянским школьником-фашистом. А уже через год ему открылся смысл слова «свобода», но не пришло осовбождение.
И потом он сформулировал 14 признаков фашизма, каждый из которых по отдельности, а тем более совместно с другими, может привести к тому, ччто фашизм окрепнет и поднимет голову по настоящему.
14 признаков фашизма кратко:
Если в обществе наблюдается 6-7 признаков из этого списка, то оно близко к наступлению фашизма — дальше всё покатится как снежный ком, дверь будет вышиблена плечом, но всё обратно выстроится за час.
Хотя традиционализм сам по себе — явление древнее, и вполне себе может существовать без всякого фашизма, все известные фашистские движения опирались на идеи традиционалистов, которые искали смысл в наследии прошлого: в древних символах, народных ритуалах, легендах и мифологии. Восхваление мудрости и традиций предков до уровня народного культа, закрепляет традиционные взгляды, порядки и устои как единственно правильные, без альтернативы, праведные. Соответственно, любое развитие знаний и убеждений, любая эволюция менталитета и системы ценностей, a priori рассматриваются как ошибочные и вредные явления. Для традиционалистов правда уже давно обозначена, и любое отклонение от неё может быть только в сторону неправды и зла.
2. Отрицание современности
По словам Эко, традиционалисты, как правило, враждебно воспринимают новые технологии и веяния, видя в них вызов традиционным и духовным ценностям. И хотя и итальянские фашисты, и немецкие нацисты, гордились своими индустриальными достижениями, вся их идеология строилась на отрицании современного мира как плода западной капиталистической плутократии и нравственного разложения эпохи возрождения, противопоставившей традиционным ценностям такую мерзкую вещь как здравый смысл. В этом смысле, пишет Эко, коренной фашизм можно описать как иррационализм.
3.Действие ради действия
Фашисты 1930-х с презрением относились к интеллектуалам, ибо интеллектуальное мышление ставит под вопрос «зачем» и «почему» любое действие. Фашисты упорно не хотят находить обоснования своим действиям, ибо видят прелесть в самом действии, даже если ему нет рационального объяснения. Марши, погромы, смены символики, чёрные рубашки, гитлеровские приветствия, помпезные сооружения без практического применения — всё это сложно обосновать рационально в ответе на вопрос «зачем?»,
4. Несогласие = предательство
Фашизм не допускает плюрализма мнений. Поскольку правда у традиционалистов — одна, все кто пытается поставить её под вопрос — враги и предатели. Такая категоричность очень типична как для довоенных фашистских движений, так и для современных ультраправых организаций.
Этот древнее. Звериное, инстинктивное, хотя у человека нет инстинктов — неприязнь ко всему чужеродному, иностранному, непонятному, непривычному, ненормальному — является жирной почвой для зарождения фашизма. Все проявления нетерпимости — расизм, антисемитизм, антицыганизм, гомофобия, презрение к умственно отсталым и недоразвитым, а также враждебность к иностранному влиянию более чем чётко наблюдались в риторике и действиях нацистов и фашистов в довоенный период.
6. Раздраженность масс
Неслучайно фашистские движения всегда набирали особую популярность во время переживания широкими слоями общества трудных времён, катаклизмов, экономической стагнации, национального унижения (например, как в Германии после поражения в Первой мировой). Обида и злоба среди широких масс делает их восприимчивыми к агрессивным призывам. Раздражённый человек менее склонен мыслить рационально. Ему хочется выплеснуть свою агрессию. И если рациональное мышление затрудняется найти полезное применение этой агрессии за отсутствием объективных доказательств чьей-то вины, то иррациональное мышление всегда легко находит козлов отпущения (предателей, евреев, иммигрантов и др.). Неслучайно и сегодня в странах с экономическими трудностями ультра-правые движения набирают большую популярность, чем в благополучных и богатых странах.
7. Национализм и идеи заговора
В обществе, страдающем от комплекса неполноценности, фашизм представляется своего рода лекарством, ибо он делает основным поводом для гордости то, что свойственно почти всем — родиться в этой стране. Идея патриотизма эффективно работает только при наличии внешних врагов, без которых патриотизм теряет всяческий смысл. (В чём смысл болеть за футбольную команду, которая ни с кем никогда не играет?) Поэтому в основе фашизма заложена одержимость идеей заговора. Люди должны чувствовать, что они находятся во вражеском кольце. В культивации этого убеждения очень помогает ксенофобия, ибо люди с большим энтузиазмом верят в подлость всех, кто им и так не нравится. Заговор может быть международный (англо-саксонский империализм, призрак коммунизма), но также и внутренний (те же предатели, пятая колонна, иммигранты, евреи). С евреями у нацистов вообще всё идеально склеилось, ибо еврейский заговор можно было при желании рассмотреть как внутри страны, так и в мировой политике.
8. Противоречивый образ врага
Враг должен выглядеть одновременно сильным и слабым. Он может быть более богатым, развитым, хорошо вооружённым, но при этом глуповатым и трусливым. Таким образом в сам образ врага изначально закладывается вдохновляющий патриотов сценарий, когда более слабый, но более хитрый и смелый в итоге обязательно победит. Поверив в этот образ, люди будут понимать серьёзность угрозы, но при этом не слишком сильно бояться врага, ибо они верят в неизбежную победу. Умберто Эко утверждает, что все фашистские режимы обречены на поражение в войнах именно из-за своей неспособности объективно оценить мощь врага.
Пацифизм равносилен братанию с врагом. Сражение — это смысл жизни. Мирный фашизм — немыслим. Милитаризм наблюдался во всех сферах жизни фашистских режимов — проходили праздничные военные парады, процветала военная промышленность, детей с ранних лет готовили к войне..
10. Культ силы и власти
Идея народного элитизма — принадлежности к самому великому народу в мире — сама по себе подразумевает превосходство одних над другими, лучших над худшими, сильных над слабыми. Если наш народ — самый сильный, героический, духовно-праведный, значит есть народы, которые в этих отношениях — наоборот, самые слабые, жалкие, гадкие. При таком подходе один народ должен вызывать восхищение, а другой, соответственно, презрение. Если общество допускает такую логику, то и внутри самого общества также формируется элитарная иерархия, культивирующая силу и презирающая слабость.
11. Культ героизма и смерти
В фашистском обществе героизм — это норма. Каждый человек должен быть героем, совершать подвиги и, если придётся, отдать жизнь за родину.
12. Культ мужественности
13. Выборочный популизм
14. Новояз и подмена понятий
Эко пишет, что все фашистские и нацистские учебники прибегали к сильным языковым упрощениям, с целью ограничения возможностей толкования и критической оценки подающейся информации. Создавая простые и устойчивые выражения для довольно сложных и спорных явлений, фашисты одновременно закладывали в эти выражения свою субъективную оценку, тем самым укореняя своё видение мира в головах тек, кто пользовался этим новоязом.
Фашизм может вернуться под видом борьбы с фашизмом
Умберто Эко предупреждает, что несмотря на то, что все эти 14 признаков по-отдельности могут существовать без фашизма, каждый из них является семенем, из которого фашизм вырастает, если его вовремя не разоблачить. Эко пишет, что коренной фашизм до сих пор живёт среди нас, и он может возрождаться под самым невинным обликом. Таким обликом может стать даже облик борцов с фашизмом. Поскольку слово «фашист» уже давно стало нарицательным, современные фашисты уж точно не будут применять это понятие к себе. Зато они могут в лучших традициях новояза и подмены понятий налепить клеймо «фашисты» на своих врагов. А чтобы стать врагом фашисту, достаточно, как мы уже знаем, просто быть несогласным с его политикой, которую сам фашист вполне может увенчать «анти-фашистской». Ведь противоречивость и иррациональность — естественные черты фашизма.
И вспомнился ещё Альберт Энштейн с его небольшой пацифистской речью, которая начиналась та
Вы думаете, всё так просто? Да, всё просто. Но совсем не так.
Выиграна война, но не мир.
Мир невозможно удержать силой. Его можно лишь достичь пониманием.
А заканивалась так
МИФ О ФАШИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (1)
В последнее время на просторах Рунета часто можно услышать старую как мир страшилку о том, что российское общество неминуемо движется к фашизму. Подобные заявления можно услышать преимущественно в левой среде. Но если подойти к данному вопросу критично, рассмотрев главные особенности фашисткой идеологии и генезис фашизма в средиземноморских странах прошлого столетия, то мы увидим, что подобные заявления есть не что иное, как голая популистика.
Итак, основные критерии фашизма[1]:
2) апелляция к расе
3) воинствующий иррационализм (выражается в борьбе против науки и просвещения и насаждении обскурантизма)
4) антикапиталистическая риторика
5) опора на армию и средний класс
С первым пунктом не всё так однозначно. Современная пропаганда, безусловно, манипулирует общественным сознанием на почве истории, но сказать, что в РФ сложился некий культ традиции, значит льстить традиционалистам. Признаков второго нет и вряд ли будет когда-нибудь (хотя я не исключаю, что в РФ есть бытовой расизм). А вот признаки третьего присутствуют налицо, но у меня возникают сомнения, что это спровоцировано государством. Большинство учёных и авторов научпопа солидарны во мнении, что антиинтеллектуализм в России это следствие потери доверия профессиональным специалистам. Четвёртый пункт напрочь отсутствует. А вот в пятом возникает интересный парадокс: с одной стороны мы видим, что последние несколько лет вбухивание огромных денежных средств в армию, но с другой – компания в Сирии, которая не пользуется популярностью у населения. Теперь касательно среднего класса. Ряд исследователей[2] установили, что средние слои европейских странах 1-ой пол. 20 века были социальной базой, на которую опирались фашистские партии и которые и сделали их [партии] массовыми (в частности в гитлеровской Германии). Проще говоря «классический фашизм — это движение имущего среднего класса»[3]. Тут сразу же возникают вопросы, а есть ли вообще средний слой в России и если есть, то какова его численность?
· В 2009 году, по оценке Всемирного банка, средний класс России составил от силы 9,5 %[4];
· В институте современного развития считают, что к среднему классу в западном понимании реально отнести только 7%[5];
· Аналогичные показатели даёт Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА): к реальному среднему классу можно отнести 7% россиян. Критерии АКРА также близки к западным меркам;
· Центр стратегических исследований (ЦСИ) Росгосстраха определяет численность среднего класса исходя из самооценки уровня дохода — способности приобрести знаковые блага, означающие принадлежность к этой группе населения. Согласно этим данным, сегодня в России к среднему классу относятся 13 % населения[6];
· Согласно исследованиям РАНХиГС и социологов РАН численность среднего класса в РФ составляет 20% населения (28 млн.). До 2014 года было 30%;
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что среднего класса как массовой[7] социальной прослойки между богатыми и бедными в РФ не сложилось (даже если принять на веру более оптимистичные данные в 20% от РАНХиГС). Собственно это лишний раз опровергает фашизацию российского общества.
[1] Примечательно то, что данные критерии популярны среди левых
[2] Nearing S. Fascism. N. Y., 1933. P. 42; Сидоров А. Фашизм и городские средние слои в Германии. М., 1936
[3] Lipset S. M. Political Man. L., 1960. P. 174.
[4] Всемирный банк в России, №19, июнь 2009 г.
[6] А.Н. Зубец, А.С. Сазанакова. Оценка численности среднего класса в России по итогам 2013 года // Журнал «Финансы». — 2014. — № 7. — С. 72-73.
Фашизация
“Фашисты будущего будут называть себя антифашистами,” — эта знаменитая фраза, по ошибке приписываемая Уинстону Черчиллю, как нельзя лучше отражает современное положение вещей в мире политики: кто-то по незнанию, а кто-то намеренно “замыливает” термин “фашизм”, отрывает его от изначального смысла. В чём же суть и исторические корни данного политического течения? Каковы его реальные проявления в сегодняшнем мире? Как не попасться на крючок ультра-правой пропаганды? Ответы на все эти вопросы — в статье Дениса Березуцкого.
Особенностью российско-украинского конфликта является страсть, с которой обе стороны обвиняют друг друга в фашизме. “Правый сектор” состоит из фашистов чуть более, чем полностью. В Петербурге проходит съезд нео-фашистов со всей Европы при полной поддержке властей. Фашисты из Рады запрещают коммунистическую символику. Фашисты-силовики пытаются упечь за решётку многодетную мать из Смоленска за то, что она позвонила в украинское посольство и заявила, что “соседняя воинская часть опустела”. И уж конечно обе воюющие стороны на камеру гордо именуют себя антифашистами.
Вообще, слово “фашизм” было выхолощено ещё много десятилетий назад. После поражения Оси во Второй Мировой войне идеологии Муссолини и Гитлера просто обязаны были стать символом абсолютного зла. Вплоть до того, что многие у нас до сих пор не могут отличить нацизм от фашизма и валят всё в одну кучу. Лишь бы было понятно, кого сегодня считать главным злодеем.
Такая примитивная, почти сказочная трактовка фашизма играет с обществом злую шутку. Вот, например, один из лидеров ДНР Павел Губарев рассказывает : «У нас в ополчение месяц назад пришел настоящий итальянский фашист. На мой вопрос о его мотивах он ответил: „Они (украинские наци) — неправильные проамериканские фашисты. Уничтожая их, я воюю против США“. Вот так!»
Что же на самом деле следует считать фашизмом?
Как же так получается, что безобидная на первый взгляд идея о корпоративном государстве превращает людей в злобных овощей? И откуда берётся такое потрясающее многообразие фашистских идеологий?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, как экономика при капитализме влияет на государственный аппарат.
К началу XX века постепенное развитие технологий позволило мелким компаниям объединяться в международные корпорации. Некоторые из них стали управлять капиталом, сопоставимым с бюджетом небольших стран. И вот тогда настало время, когда либерализм, как идеология сопротивления власти, уже перестал удовлетворять интересам бизнеса. В самом деле, зачем корпорации воевать с государством, если хватает денег просто-напросто это государство купить и направить его мощь для достижения бизнес-целей? Так возник империализм, по взглядам на экономику и государство уже почти совпадающий с фашизмом, но всё ещё не имеющий животной злобы, которой всегда наполнен последний.
Впрочем, эта битва давно бы уже закончилась, если бы выглядела такой же простой, какой она на самом деле является. Разумеется, правящие классы никогда не смогут набрать достаточно сторонников, если будут говорить в лоб: “Мы выступаем за неравенство в свою пользу”.
Общая схема фашистской пропаганды довольно проста: правящие слои признают угнетённость населения, таким образом выражая солидарность с “левыми” устремлениями народа, однако затем перенаправляют эту “левую” энергию на “правые” цели.
И всё же поведение власти разумно, если понимать разницу между политикой империализма и фашизма.
Так что у российского руководства не было и нет весомых причин включать Новороссию в состав РФ, тем более что за включение придётся расплачиваться санкциями, гораздо более жестокими, чем сейчас. А вот Украина теперь в лице этих двух областей потеряла два главных региона-донора и у нее есть причины начать за них войну.
Крым в этом смысле является абсолютной противоположностью: в нём нет никаких значимых предприятий (сравнивать туристическую отрасль с промышленностью Донбасса просто смешно), плата за военную базу в Севастополе с лихвой компенсируется необходимыми дотациями региону (90 миллионов долларов против 13 миллиардов рублей только в прошлом году), а геополитике и игре мускулами говорить не приходится до тех пор, пока дети Путина, Лаврова, Железняка, Астахова и многих других топовых чиновников живут за границей. Поэтому для капитала Крым не нужен, по большому счёту, ни России, ни Украине. С точки зрения умеренного империализма, этот размен территориями между двумя странами вообще ничего никому не даёт.
И вот тут-то отделение Крыма от Украины оказалось просто манной небесной для правительств обеих стран. Для России взятие Крыма стало “маленькой победоносной войной”, дерзким ответом угнетаемых россиян против мировой Империи Зла в лице США. Огромное множество наших политически неграмотных граждан, до сих пор думающих, что в этом мире всё решает территория, а не капитал в целом, получили хорошую мотивацию поддерживать власть, а противники присоединения Крыма были объявлены предателями Родины. Под это дело Дума начала активно штамповать репрессивные законы, необходимые, помимо прочего, для подавления оппозиции на случай бунта из-за внутренних экономических проблем, которые уже тогда были неизбежны, и без всяких санкций.
Отсюда простой вывод: властям обеих сторон выгодно сохранять конфликт в вялотекущем состоянии, пока не закончится экономический кризис и не пройдёт стороной риск мятежа.
Удастся ли окончить эту войну раньше и в пользу народа обеих стран? Зависит от того, поймут ли вольные и невольные участники конфликта, как работает фашизация.
Что такое фашизация общества
От редакции «Россия навсегда»: Авторы: Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор; Вардан Эрнестович Багдасарян — д.и.н., проф., зам. главы Центра Сулакшина.
Как показывают последние события в мире, фашизм совсем не исчерпывается трагедией XX века. Его фундаментальная сущность родом из древних времен, и он как «спящий вирус» расчеловечивания тлеет в «организме человечества». Его суть в превосходстве и насилии, обретающем самые различные формы.
В России также проявляются соответствующие тенденции — постсоветский либерализм доводится до своего предельного, максимального либерал-дарвинистского воплощения. И далее он проявляет признаки трансформации в генетически преемственную от него идеологию. Появляются тенденции фашизации.
Этой актуальной проблематике, как и задачам выдвижения новой всемирной антифашистской альтернативы, посвящена новая фундаментальная монография Центра научной политической мысли и идеологии «Современный фашизм: новые облики и проявления».
Продолжаем рассмотрение признаков угрозы современной фашизации России (из главы 6).
В части I были описаны признаки фашизации связанные с социальным неравенством, корпоративизацией страны, монополизацией власти, милитаризацией, дедемократизацией, имперским властным дискурсом.
ПРИЗНАК ФАШИЗАЦИИ — НЕТЕРПИМОСТЬ
Фашизация как развитие корпоратократии формирует фашизм «сверху». Но наряду с корпоративистским фашизмом существует фашизм, продуцируемый «снизу». Как и в Европе, в России существует сеть националистических организаций, кооптируемых в основном из среды экстремистской молодежи. Каждая из таких организаций не представляет собой значимой среды, но в совокупности они формируют достаточно широкое движение.
Фашистское общество нетерпимо к любым отклонениям. Когда фашизм возводится в ранг государственной политики, эта нетерпимость получает практическое воплощение.
Данные по отношению общества к категории «отклоняющихся» дают проведенные в 1989—2015 гг. опросы Левада-Центра. Варианты ответа респондентов относительно девиантов соотносятся с тремя идеологиями:
1) ликвидировать или изолировать от общества — фашизм;
2) оказывать помощь — социализм;
3) предоставить их самим себе — либерализм.
Выявлялось отношение к девяти девиантным группам: проститутки; наркоманы; больные СПИДом; бродяги, бомжи; алкоголики; родившиеся неполноценными; члены религиозных сект; гомосексуалисты; панки, готы.
Усреднение результатов опроса наглядно показывает непривлекательность либерализма и наличие перед Россией будущего альтернативы проектов фашистского или социализированного государства (рис. 6.9–6.18)[13].
Рис. 6.9. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с проститутками? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.10. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с наркоманами? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.11. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с больными СПИДом? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.12. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с бродягами, «бомжами»? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.13. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с алкоголиками? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.14. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с родившимися неполноценными? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.15. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с членами религиозных сект? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.16. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с гомосексуалистами? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.17. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с панками, готами? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.18. Отношение россиян к девиантным группам населения (усредненные варианты ответов по опросам Левада-Центра)
ПРИЗНАК ФАШИЗАЦИИ — ЭТНИЧЕСКАЯ КСЕНОФОБИЯ
Сложное социально-экономическое положение всегда питательная среда для национализма. Элита латентно поддерживает националистические настроения.
Социальный конфликт, грозящий социальной революцией, каналируется в конфликт межэтнический. Данные социологических опросов говорят о необходимости бить в набат. Обратимся, с этой точки зрения, к опросу «Левада-Центра» 2014 г. Первый вопрос формулировался следующим образом: «Как вы считаете, следует ли ограничить проживание на территории России каких-либо народов?» Отвечающие указывали разные народы. Считают, что надо ограничивать проживание тех или иных народов 69% россиян. 14% опрошенных считают, что надо ограничивать все народы, кроме русского. Другой вопрос: «Как вы относитесь к идее „Россия — для русских“?» Идея, характерная практически для всех фашистских режимов европейских государств, в России оказалась поддержана 54% респондентов. Третий индикативный вопрос касался Кавказа. Лозунг «Хватит кормить Кавказ» поддержало 52% опрошенных. Если настроения большинства будут приняты, все это неизбежно приведет к войне и геополитическому распаду.
И сценарий «самоликвидации» вполне может быть запущен (рис. 6.19)[14].
Рис. 6.19. Опросы Левада-Центра об уровне ксенофобии в российском обществе, июль 2014 г.
Межнациональную напряженность ощущают по местам проживания 43% респондентов. Еще в 2007 г. таковых было только 22%.
Персонально враждебность со стороны людей других национальностей ощущают в разной степени 52% россиян. В последние годы число лиц, испытывающих враждебное отношение, превзошло число тех, кто такой вражды не испытывает. Сами испытывают вражду на национальной почве 59% российских граждан. Получается, что есть среди респондентов и такие, чья враждебность к другим нациям односторонняя. Допускают возможность кровопролития в результате столкновений на национальной почве 62% россиян. Это более чем вдвое превышает численность тех, кто в вероятность таких столкновений не верит. Негативные чувства к выходцам из южных республик (раздражение, неприязнь, страх) испытывают 61% опрошенных. Испытывающих позитивные чувства — только 6%. Считают, что численность мигрантов по местам проживания респондентов чрезмерно велика 69% (рис. 6.20–6.25)[15].
Рис. 6.20. Следует ли ограничивать проживание на территории России по национальному признаку? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.21. Ощущается ли сейчас в том городе, районе, где вы живете, межнациональная напряженность? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.22. Чувствуете ли вы в настоящее время враждебность среди людей других национальностей? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.23. Чувствуете ли вы в настоящее время враждебность к людям других национальностей? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.24. Возможны ли в России в настоящее время массовые кровопролитные столкновения на национальной почве? (опросы Левада-Центра)
Рис. 6.25. Какие чувства вы лично испытываете по отношению к выходцам из южных республик, проживающим в вашем городе, регионе? (опросы Левада-Центра)
Ситуация в целом определенно тревожная. Россияне не принимают самого маркера «национализм». Положительно к нему относятся только 13% населения, отрицательно — 76% [16]. Сказывается, очевидно, историческая память — деды и прадеды вели борьбу с нацизмом, жертвовали своими жизнями. Но если националистическая идеология будет преподнесена в иной обертке и названа как-то иначе, то шанс на ее поддержку в современных реалиях оказывается достаточно велик. Это будет пропагандистский обман, но приходится констатировать, что россияне могут быть в очередной раз обмануты. Вначале имел место обман прельщением либеральных ценностей, теперь, возможно, националистических. Причем и во время первого обмана сама идеология «либерализм» не называлась.
Тренд роста фашистских настроений прослеживается не только по данным социологических опросов. Индикативными для этой реконструкции являются данные Министерства внутренних дел по преступлениям экстремистской направленности. Такие данные в ежегодных отчетах представляет министр внутренних дел. Рост экстремистских преступлений устойчив и очевиден. За десять лет количество преступлений такого рода увеличилось в 6,7 раза. Объяснять это ужесточением законодательства было бы некорректно, т. к. рост имел не единовременное повышение, а выражается трендом (рис. 6.26)[17].
Рис. 6.26. Зарегистрированные преступления экстремистской направленности в РФ, по данным годовых отчетов министра внутренних дел
На бытовом уровне распространяются этнофолизмы. Интернет становится своеобразным конденсатором «языка вражды». Оскорбительные прозвища даны фактически всем окружающим «русский мир» народам. Лексика уже фактически фашистская (рис. 6.27).
Рис. 6.27. Этнофолизмы. Создание пространства вражды — путь к фашизму
Причем в отношении русских поток подобных оскорблений также нарастает (ватники, колорады, совки и т. п.).
ПРИЗНАК ФАШИЗАЦИИ — НЕФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ФАШИЗМУ
Безусловно, существуют законодательные ограничители для деятельности нацистских партий. Анализ законодательства Российской Федерации позволяет идентифицировать четыре основных запретительных положения:
1) запрещается агитация, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность;
2) запрещается агитация, возбуждающая рознь, унижающая национальное достоинство;
3) запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики;
4) запрещаются какие-либо национальные, расовые, религиозные преференции в выборах.
Запрещается агитация и пропаганда нацистской идеологии. Но запрета на само существование нацистских и фашистских объединений в Российской Федерации нет. Доказать же факт нацистской пропаганды не всегда бывает легко. Может существовать организация нацистов и исповедовать нацистскую идеологию. Закрыть ее нельзя, покуда не будет установлен факт пропагандистской деятельности. И даже распространение нацистской литературы еще не основание к закрытию. Уличенный в таком распространении может всегда заявить, что распространял ее не для пропаганды, а в коммерческих целях, для извлечения прибыли [18]. Законопроект о запрете фашистских и нацистских организаций обсуждался еще в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Однако принят он так и не был. Проблемы и угрозы, находящиеся в сфере его применения, между тем, растут. Возможны ли более жесткие законодательные формулировки, запрещающие не только пропаганду, но и сами нацистские партии?
Международное право такие возможности предоставляет. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 г. предлагает следующий подход: «Осуждать всякую пропаганду и все организации, основанные на идеях расового превосходства или пытающиеся оправдать или поощрять расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме»; «Объявлять противозаконными и запрещать организации и всякую другую пропагандистскую деятельность, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекательство к ней, и признать участие в таких организациях или в такой деятельности преступлением, караемым законом».
Организация Объединенных Наций ведет речь о противозаконности именно нацистских организаций, а не только ведомой ими пропаганды.
Прямой запрет на существование фашистских и нацистских организаций имеется в законодательстве ряда государств мира. В этом ряду государства разных континентов — Австрия, Германия, Италия, Сан-Марино, Польша, Португалия, Ангола, Буркина-Фасо, Ирак, Восточный Тимор. То есть прецедентов достаточно и противоречий с международным правом нет. Российское законодательство выглядит в этом отношении на мировом фоне чрезмерно либеральным. Такая либеральность создает перспективы для существующих и потенциальных нацистских объединений.
Имеются прецеденты запрещения организаций, трактуемых как тоталитарные секты. Идея свободы совести не стала в данном случае сдерживающим обстоятельством. Был взят более высокий ценностный принцип, по отношению к которому свобода совести имеет подчиненное положение.
Такая же коллизия существует и в вопросе о деятельности нацистских объединений. В правовом смысле сталкиваются два принципа — свобода публично выражать свои взгляды и запрет на разжигание национальной розни. Вопрос по большому счету стоит о высшей ценности. Вызов заключается в необходимости аксиологического самоопределения, выбора — каким из ценностных положений должен быть отдан безусловный приоритет.
Проявления «российской» агрессивной фашизации дифференцируются по нескольким направлениям (рис. 6.28).
Рис. 6.28. Модификации компонентов фашизации в современной России
ФАШИЗАЦИЯ ТИПА «РУССКИЙ ЭТНИЧЕСКИЙ ФАШИЗМ»
Русский этнический фашизм оперирует в качестве ключевой идеологемы защитой русскости, понимаемой как производная от русской этничности. Превосходство в этничности — вот его формула. Выдвигая идею этнократической модели, этнофашизм объективно противостоит модели государства-цивилизации, которая была выработана для России тысячелетием. То есть он нацелен на одну из основ России. Поскольку популистские лозунги, как показано выше, довольно активно поддерживаются — это прямая угроза государственности страны. Неудивительно, почему его инициируют в рамках борьбы с российской государственностью.
Противостоит этническому фашизму не только природа государства-цивилизации, но и православная надэтничность государственности. Неприемлемым для него в христианстве оказывается именно его надэтнизм. Отсюда распространенная в среде этнических националистов апелляция к языческой Руси, практически расистские обвинения православия. Популярностью пользуются претендующие на откровение апелляции к мифологемам о Руси до Рождества Христова. Языческая Русь противопоставляется христианской России, что не содержит ничего конструктивного. Само христианство трактуется как «инородная религия», целевым образом экспортированная на Русь для подмены собой истинной веры. Точно такие же апелляции к языческим временам в рамках ариософии существовали и в Третьем рейхе. Связь неоязычества с нацизмом не скрывается. Многие адепты неоязычества сегодня прямо апеллируют к Гитлеру и нацистской Германии [19].
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
ПРИМЕЧАНИЯ
[15] Общественное мнение — 2013. М.: Левада-Центр, 2014. С. 192–199.
[19] Шибин П.И. У истоков великой трагедии. М., 1998; Лесной С. Откуда ты Русь? М., 1998; Иванов А., Богданов Н. Христианство. М., 1998; Безверхий В. Н. История религии. М., 1998; Шилов Ю. Прародина ариев: История, обряды и мифы. Киев, 1995.