что такое фансервис в играх
Значение слова «фансервис»
фансе́рвис
1. приём в современном изобразительном искусстве, ключевой особенностью является включение в сюжетный ряд определённых сцен или ракурсов, которые не являются сюжетообразующими, но рассчитаны на определённый отклик у основной целевой аудитории с целью повышения заинтересованности и/или привлечения потенциальных зрителей
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обмолвка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «фансервис»
Предложения со словом «фансервис»
Понятия со словом «фансервис»
Отправить комментарий
Предложения со словом «фансервис»
Господи, какой прекрасный фансервис. Почему у нас так не делают? Ведь доходы магазина однозначно увеличатся!
Синонимы к слову «фансервис»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Фансервис
Что есть фансервис? Луркоморье считает им только панцушоты, внезапные хватания за груди, пляжные эпизоды и прочие тропы из мира эччи, успевшие всех серьёзно достать. Посмотрели и Википедия оговариваются, что это понятие можно толковать шире.
Мы предлагаем максимально широкое толкование: фансервисными в нашем понятийном аппарате являются все те тропы, которые апеллируют к тайным и не очень желаниям большей части населения планеты. Например, к желанию богатства и успеха — выражающегося, как правило, в большом количестве дорогих крутых вещей и офигенной важности героя, от которого зависит судьба планеты, не меньше. В этом смысле Бондиана, пожалуй, даже более фансервисное произведение, чем какой-нибудь Masou Gakuen HxH.
Видов такого фансервиса можно насчитать несметное множество: так, например, многие детские и подростковые произведения просто подавляют льющимся с каждой страницы «а наш герой обладает такой же властью, как взрослые и даже больше!» — но об ответственности, прилагающейся к власти, тактично умалчивают (иначе это уже деконструкция).
Фансервисные тропы частенько бывают убиты чуть ли не с самого рождения, однако самым парадоксальным образом затасканность ничуть не влияет на их популярность. Так происходит из-за того, что одна часть целевой аудитории на определённый троп натуральным образом подсаживается и готова потреблять любой шлак, если они его содержат; а другая — наоборот, простые мимокрокодилы, привлечённые вознёй и решившие поглядеть, что же это тут такое популярное. А ещё, к сожалению, вокруг фансервисных тропов очень просто для таких авторов, которых «10 штук на одного нормального» © выстраивать целые произведения, имеющие гарантированный коммерческий успех. Получается самоподдерживающийся механизм, который очень редко останавливается из-за такой мелочи, как полная невозможность воспринимать центральный троп всерьёз.
В чем отличие от прямой агитации и пропаганды? Эти жанры, как ни относись к конкретным идеям, направлены на изменение человека, ободрение уже активной личности, воспитание детей, в конце концов. Фансервисный троп не дает этого, только уносит в мир грез и скоротечного кайфа. То же относится и к очернению: деятельная критика и бессмысленный нигилизм — не одно и то же.
В общем, тропы не зло. В конце концов, все мы иногда испытываем желание объесться чем-нибудь жирным и вредным, но подкупающим своим простым и бесхитростным вкусом. Здесь то же самое, и не врите, что ни разу не зачитывались подобными произведениями! Помимо прочего, какие-то фансервисные тропы содержатся в почти любом произведении — без них оно рискует скатиться в ангстишку на тему «как страшно жить» и «как мир несправедлив».
Примеры фансервисных тропов [ править ]
Актуальные деконструкции [ править ]
То есть вышедшие не когда троп у всех в зубах увяз, а в эпоху его популярности. Всяческий артхаус, треш и постмодерн в терминальной стадии, который по умолчанию направлен на стёб над мэйнстримом, не берём.
Фансервис в аниме
Что первое приходит в голову, когда вы слышите слово фансервис? Наверняка сразу вспоминаются полуобнаженные девушки и панцу-шоты. Но к фансервису относится и многое другое.
Что такое фансервис и для чего он нужен?
Фансервис — прием, предназначенный для привлечения внимания зрителя (дословно — «обслуживание фанатов»). Это сцены, визуал или отдельные объекты в кадре, иногда отсылки, целые серии или арки, направленные на удовлетворение эстетических потребностей какой-либо группы фанатов. Фансервис, как правило не влияет на сюжет. Зрителю дают то, что он хочет увидеть, будь то бронелифчики, гигантские роботы или отсылки и пасхалки.
Фансервис давно является неотъемлемой частью аниме-индустрии, да и мировой поп-культуры в целом. Он увеличивает продаваемость продукта. Фансервис рассчитан на определенную целевую аудиторию.
То есть, в сенене или сэйнене (для зрителей-мужчин) фансервисом будет сексуализированный дизайн героинь. Например, откровенные наряды женских персонажей в «Килл ла килл» — часть фансервиса.
И наоборот, для женской аудитории фансервисом будет дизайн некоторых мужских персонажей. Так, в аниме «Вольный стиль» множество сцен демонстрируют идеальный мужской торс и мускулатуру. При этом важно понимать, что если герой просто красивый — это не фансервис. Другое дело, если он специально сексуализирован, и на этом акцентируется внимание зрителя.
Фансервис эротического типа
Пляжные эпизоды есть практически в каждом аниме-сериале. А там, где пляж не предусмотрен сюжетом и сеттингом, на помощь придут горячие источники или бани. «Гуррен Лаганн» усидел на двух стульях: в первом сезоне — источники, во втором — пляж. Это пример фансервиса эротического типа.
В аниме «Повелитель тьмы: другая история мира» есть множество женских персонажей, чей дизайн предполагает минимум одежды. Пикантные ракурсы подчеркивают достоинства девушек. Задействованы и различные фетиши — например, тентакли.
Вспомните близняшек Рем и Рам в «Ре:зеро», Мейлин из «Темного дворецкого». Что их объединяет? Костюмы горничных! Это тоже фансервисная деталь, играющая на распространенном фетише.
У женских персонажей аниме «Школа мертвецов» детально анимирована физика груди. В некоторых сценах это доходит до абсурда, но со своей задачей фансервисный элемент справляется — внимание зрителя приковано к экрану.
Аниме-сериал «Не моя вина, что я не популярна» известен во многом благодаря огромному количеству отсылок. В этом шоу есть отсылки к «Атаке титанов», «Евангелиону», «Меланхолии Харухи Судзумии» и др. Отсылки внедряются разными способами: это и пародия на культовые сцены, и детали вроде плакатов в комнате главной героини. Например, сцена, где героиня ищет что-то в интернете — пародия на сцену из «Тетради смерти».
Отсылки, референсы, пасхалки, мемы — тоже часть фансервиса. Это метаязык, на котором шоу говорит со зрителем. Согласитесь, всегда приятно осознавать, что ты понял отсылку. А отсылки к «ДжоДжо» настолько популярны, что превратились в мем!
«Безумный азарт» — аниме про азартные игры. Их здесь множество видов: от карт до русской рулетки. Когда в сериале демонстрируют детали азартных игр (реально существующие комбинации ходов, карты определенного типа) — это отсылка, которую поймут и оценят игроки. Но при этом само наличие азартных игр в сериале — не фансервис, а часть сюжета.
В одной из серий аниме «Hyoka» главные герои косплеят Вокалоидов. Это отсылка на одноименный проект, популярный во всем мире. Самый узнаваемый образ — Хатсуне Мику.
«Гандам» — культовое меха-аниме. Сериал детально показывает, как устроены и как функционируют роботы. Из-за того, что принцип работы механизмов важен для сюжета, эти подробности нельзя считать фансервисом. Но по мотивам франшизы производится множество игрушек, фигурок и прочей фан-продукции.
Отдельные сцены и целые аниме после релиза выпускают на Blu-ray и DVD, что позволяет смотреть в хорошем качестве, которое не могут предоставить большинство цифровых сервисов. Так, фильм «Дитя погоды» выпущен на Blu-ray в 4K Ultra HD-качестве с английскими, японскими и китайскими субтитрами.
Аниме «Актеры ослепленного города» — часть Kagerou Project, основанного на песнях Вокалоидов. Опенинг этого сериала был выпущен отдельно — в качестве DVD-сингла. Это тоже часть фан-продукции.
И наоборот, фансервис ради фансервиса — плохое решение. Аниме «Макен-ки!» часто забывает о сюжете, демонстрируя бесконечные фансервисные сцены, из которых и состоит почти весь сериал.
В гаремниках «Повседневная жизнь с девушкой-монстром» фансервис сосредоточен на разнообразии дизайнов героинь, удовлетворяющих различные фетиши. Здесь есть и гарпия, и ламия, и кентавр, и девушка-слизь — на любой вкус. Вряд ли зритель приходит сюда в поисках глубоких мыслей и захватывающего сюжета.
Фансервис эротического плана бывает качественным. Пример тому — персонаж Фэй Валентайн в сериале «Ковбой Бибоп». Ее дизайн отражает характер: Фэй — мошенница и картежница, она уверена в себе и знает, что ее красота впечатляет мужчин. Откровенная одежда позволяет ей соблазнять преступников — и привлекать внимание зрителей.
Фансервис в «Килл ла килл» тоже не вредит развитию героев и соответствует общему тону сериала с его пафосом и гротеском.
Ненавязчивые отсылки к другим аниме и западной культуре — пример хорошего фансервиса. В одной из сцен «Сатаны на подработке» можно увидеть баннер с Гарри Поттером. А в «Гуррен-Лаганне» мелькает Сквидвард из «Губки Боба».
Как правильно писать фансервис
Фансервис создается на этапе сценария. Но как это происходит?
В первую очередь, вам нужно исследовать целевую аудиторию. Изучите ее основные дневные активности (школа, университет, работа, тренировки и др.), интересы, жизненные цели, влечения. А также смежные нарративные формы, которые нравятся ЦА — книги, фильмы, игры.
Далее следует определить, что из этого пересекается с вашей историей. Например, целевая аудитория любит огромных роботов, которые есть в вашем произведении. Это точка соприкосновения, которую можно использовать в фансервисе.
Исследовав распорядок дня ЦА, определите, на что можно направить фансервис. Так, если вы хотите сделать фансервис с красивыми девушками, а ваша основная аудитория — школьники, то можно поиграть со школьной формой героинь. Или изучить фетиши, популярные у выбранной ЦА, и задействовать их.
Допустим, вы знаете, что в интересах ЦА — боевые корабли. Этой информации мало. Нужно уточнить: зрителям нравятся сами бои или техническое устройство кораблей? Фансервис пишите уже на основе этой информации, чтобы не тыкать пальцем в небо.
Что делать после того, как досконально изучили аудиторию? Напишите художникам техническое задание, в котором укажите ЦА и их предпочтения. Не ограничивайтесь сухими фразами типа «ТЗ — большая грудь», введите художника в круг интересов и предпочтений зрителя.
Не забудьте в сценарии помечать блоки, предназначенные для фансервиса! Иначе режиссер или постановщик могут вырезать эти блоки, посчитав ненужными.
Делайте акценты. Написав обычную сцену, можно сделать акцент на фансервисную деталь: например, указать марку машины.
Не забывайте, что фансервис не должен нарушать логику повествования и отвлекать от сюжета. То есть, если вы вставите филлерный пляжный эпизод туда, где его по сюжету никак быть не может — это плохой фансервис. А если этот эпизод позволит создать воздух между эпичными арками, даст отдохнуть персонажам и зрителю, да еще и раскроет характеры персонажей — значит, вы справились.
Фансервис — не раковая опухоль индустрии. Это прием, инструмент, и если сценарист умеет им пользоваться, он может порадовать и привлечь зрителя не в ущерб произведению.
Закулисье фансервиса в Middle-earth: Shadow of Mordor
Очень рада, что на большом экране перепоказали трилогию “Властелин колец”. Жалко, не в оригинальной озвучке с сабами и не режиссёрскую версию, но сама понимаю, что высидеть полный хронометраж на англ язе не всем зайдёт.
Конечно, писать обзор на Middle-earth: Shadow of Mordor с точки зрения геймплея уже максимально неактуально. Уверена, что большинство знает и про систему Nemesis (ныне запатентованную, что вызывало нехилый бугурт), и про генерацию уникальных орков.
Но мне нравится анализировать любимые игры и разбирать, что разработчики хотели сделать, что в итоге реализовали, и почему вышло то, что получилось. Плюс при всех недостатках я до сих пор считаю Shadow of Mordor одной из лучших игр по вселенной Толкина.
Так что приглашаю покопаться в нафталине вместе.
Пятиминутка ностальгии
Поиграть за ассассина, который портит кровь оркам на просторах Мордора, мне захотелось сразу после просмотра трейлера. Да, проглядывалась копирка с Assassin’s Creed и Batman: Arkham, но я ничего не имею против удачного заимствования ради хорошо рассказанной истории или интересного геймплея в красивых декорациях.
Сразу признаюсь, что хоть и являюсь большим поклонником Средиземья, но скорее киношной версии от ПиДжея, чем книжной (трилогию читала дважды, она хороша, просто я визуал).
Игра вышла в 2014-ом году, и как по мне, так до Middle-earth: Shadow of Mordor хоть и было достаточно видеоигр в сеттинге The Lord of the Rings, но всё ж не такого уровня.
Изучая матчасть
Разработкой Middle-earth: Shadow of Mordor занималась студия Monolith Productions (они же выпустили F.E.A.R. и F.E.A.R. 2) под патронажем Warner Bros. Interactive Entertainment.
На раннем этапе разработчики консультировались аж у самого Питера Джексона, который посоветовал поменьше оглядываться на кинотрилогию и “просто сделать лучшую игру, на которую только способны”. На мой взгляд, крайне правильное замечание, учитывая сколько выпущено второсортных игр по его фильмам на волне хайпа.
Хотя заметно, что визуал Shadow of Mordor во многом опирается на дизайн именно ПиДжеевских киноадаптаций: архитектура строений, элементы доспехов, внешность орков… Голлум так вообще полностью скопирован, правда уже без участия Энди Серкиса.
Сохранить преемственность стиля в окружении и деталях помогала Weta Workshop, которая занималась реквизитом и спецэффектами для “Властелин колец” и “Хоббит” (они вообще талантливые ребята, отметившиеся в множестве крутых картин).
Но и этого разработчикам показалось мало. Для создания аутентичного “чёрного наречия” орков пригласили лингвиста Дэвида Сало, работавшего с текстовыми и устными переводами на языки Средиземья для фильмов Джексона.
Думаю, что именно благодаря обширной подготовительной работе, в Shadow of Mordor чувствуется уважительное обращение с каноном. Да, допуская вольности (мой знакомый толкинист изошёлся ядом на каждую), но всё ж без посягательств на изменения оригинальных событий.
Нас ждало новое приключение, аккуратно вписанное между “Хоббитом” и “Властелином колец”.
“Нужно удивлять фанатов вселенной чем-то новым, что невозможно, если слишком осторожничать и стараться никого не обидеть.”
Главное было найти баланс. Увязка событий игры с лором Толкина проходила с благословения Middle-earth Enterprises (они владеют эксклюзивными правами на бренд The Hobbit и The Lord of the Rings), которые оценили материал и дали добро на предложенный сюжет.
На самом деле, для меня странно, почему разработчики уточняли про Келебримбора именно у этих товарищей. Ладно спрашивать про Голлума, назгулов или Саурона, но Келебримбор из “Сильмариллиона”, а на “Сильмариллион” у Middle-earth Enterprises прав нет. Таинственно.
Но в итоге мы получили довольно посредственную историю о мести, наполненную внезапно грамотным фансервисом.
Люблю я мстить, и мстя моя страшна
Место и время действия Middle-earth: Shadow of Mordor были выбраны не случайно.
В основу создания Талиона легли идеи о развращающем влиянии власти и вопрос оправданности средств для достижения цели.
Разработчики утверждают, что хотели максимально соответствовать темам Толкина. Они отказались от упрощенного чёрно-белого восприятия, обращаясь к двойственности характеров Торина, Трандуила или Голлума. Испытание Кольцом Всевластия Боромира и Галадриэль вдохновило их на создание похожего по типажу персонажа, который будет сталкиваться с возможностью использовать мощь Саурона против него самого.
Талион и Келебримбор вынуждены сотрудничать для достижения общей цели: именно магия эльфа не даёт гондорцу с перерезанным горлом истечь кровью окончательно, но и без “сосуда” призрак далеко не уйдёт.
Задумка хороша, реализация подкачала. Главный герой оказался блеклым и невыразительным, а его собственный квест настолько пресный, что, увы, но я быстрее запомнила труднопроизносимое имя эльфа, чем его собственное.
Я обожаю тему связи человека и нечеловека, когда раскрывается разность восприятия мира, психологии, систем ценностей и других вещей, которые отличают нашу суть. Однако союз человека и эльфа в Shadow of Mordor не блещет интересными конфликтами. Понятно, что это не ванильная история о влюблённой девчушке, но и крепкого броманса не складывается.
Серьёзно, я даже за карьерный рост Крысария переживала больше, чем за выживаемость Талиона.
“Нам хотелось кого-то, кто мог бы стать чрезвычайно могущественным. Кто мог бы законно и достоверно бросить вызов Саурону. Мы вдохновлялись сценой, когда Фродо предлагает взять кольцо Галадриэль. Было очевидно, что если она согласится, то это будет совсем другой вариант, как если бы хозяином кольца был хоббит или Голлум.”
Сочетание нового героя Талиона и каноничного, но не столь известного Келебримбора должно было повысить достоверность истории и интерес игрока.
Мне нравится, как разработчики подошли к сторителлингу. Они не делают ставку на то, что мы знатоки Сильмариллиона и сразу узнаем персонажа, но и не вываливают информационный ком через длинные катсцены (привет, Metal Gear Solid!).
Восстанавливая утраченные Келебримбором воспоминания, мы постепенно понимаем насколько (этот парень полон дерьма) неоднозначно его появление в судьбе Талиона. И чем оно способно обернуться в будущем.
О, этот эльф прекрасно умеет насаждать разумное и вечное через старое доброе ультранасилие. Вы только посмотрите и послушайте, как он властно кричит: “Forfeit your mind!”, когда хватает очередного урука за горло, а потом легко сворачивает ему шею одной рукой или взрывает магией голову.
Серьёзно, поиграйте с немецкой озвучкой! Вы посмотрите на Келебримбора другими глазами (и возможно, вам тоже захочется построить свой Рейх).
Почему это работает?
В конечном итоге, как и многие амбициозные проекты, Middle-earth: Shadow of Mordor не выполняет всего обещанного. Сюжет, который разработчики хотели видеть в “духе Толкина”, остаётся слабым местом, не вытягивая ни харизмой персонажей, ни оригинальной историей.
Я видела очень мало фанатского контента (даже слешных фанфиков почти не пишут, что само по себе нонсенс!), так что не скажу, что игра стала вдохновляющей на творчество.
И уж точно я не посоветовала бы её убеждённому фанату со словами “Вот тут ребята из Middle-earth Enterprises всё одобрили!”, потому что это явно не тот уровень соответствия канону.
Однако почему я продолжаю считать Shadow of Mordor классной в контексте вселенной The Lord of the Rings?
Фансервис
В Shadow of Mordor правильно выстроен фансервис. Перед нами эдакий независимый спин-офф, который хоть и не удостоился стать новой главой средиземного эпоса (как, например, The Witcher от CD Projekt RED, качественно обогативший сюжет книг Сапковского), но всё ж организовал неплохое приключение на пару вечеров.
Ранее мы никогда не видели Мордор так подробно. В нём нашлось место и скудной зелени, и более узнаваемым вулканическим пейзажам, вдохновлёнными ландшафтами гор Рейнир и Сент-Хеленс штата Вашингтон, а также Йеллоустонским национальным парком и местами в Исландии.
На заднем фоне играет не особо запоминающийся в отрыве от игры, но крепко сбитый саундтрек в стиле дарк фэнтези от Гарри Шаймана и Натана Григга (этот дядя отхватил кучу наград за музыку к серии BioShock).
И вместе с визуальным рядом, отсылающим нас к знакомым мотивам ПиДжеевского Средиземья, это отлично передаёт атмосферу. Причём вам не обязательно быть специалистом по Толкину, чтобы понять все описания из игрового справочника. Вы можете не читать книги, а фильмы посмотреть краем глаза, но всё равно будете в теме.
Поклонницам эльфийской красоты явно приглянётся Саурон в человеческом обличии, но лично мне безумно импонирует дизайн Келебримбора. Призраком он здорово напоминает Мертвецов Дунхарроу (тех самых зелёных духов, которых призвал Арагорн на защиту Гондора) и, не теряя элегантности, устрашающ, как чёрт.
Игра престолов по-орочьи
Они кажутся более разумными, “очеловеченными”. Эти ребята шутят, демонстрируя прекрасное чувство черного юмора. У них есть зачатки религиозных культов и собственного искусства.
Уруки больше похожи на озлобленных и жестоких людей из варварских племён железного века, движимых по иерархической лестнице страхом и пороками, но обладающих своей культурой.
Это не уникальное видение орочьей расы, но оно освежает взгляд на орков Средиземья.
Я задаюсь вопросом, понравилась бы игрокам система Nemesis, если б вместо уруков с забавным бэкграундом было обычное злодейское зло типо чёрных капитанов, которые тут вместо назгулов?
Вместо послесловия. Middle-earth: Shadow of War
В 2017-ом году вышла Middle-earth: Shadow of War, завершившая историю сопротивления Талиона. Она была хороша по-своему, но грешила ещё большим отходом от канона и вольными интерпретациями, всё сильнее превращаясь в фанфик (хоть и качественный) с пометками ООС и AU (“не в характере” и “альтернативная история” соответственно).
Я не отношусь к ортодоксальным фанатам, готовым биться за каждую букву канона, но мне не нравится, когда нарушаются заданные изначально правила мира, исчезает логика и появляются серьёзные вопросы к мотивации персонажей. Под финал моя ладонь не покидала лоб, что значительно подпортило все положительные впечатления. Сопереживать ни Талиону, ни Келебримбору уже не хотелось.
Складывается впечатление, что в какой-то момент разработчикам надоело миндальничать с каноном Толкина, и они понеслись во все тяжкие (и эта мысль подтверждается интервью).
И да, там была некрасивая ситуация с тру-концовкой, которая открывалась либо за донат с покупкой высокоуровневых уруков, либо через продолжительный гринд. Это очень печально для понимания сюжета, потому что важный кусок контента становится опциональным.
Я играла спустя год после выхода Shadow of War и проблем с прокачкой не заметила (вероятно, проблему пофиксили), но дополнительную концовку всё-равно досматривала на ютубе. Запала, сил и нервов не осталось.
P.S Если кто-то подскажет, как тут делаются картинки, обтекаемые текстом, то я более компактно размещу вертикальные =3