что такое фандомная жизнь
Фэндом (Fandom) — что это такое, суть явления и сообщества.
Фэндом (фандом) – это термин, который используется для определения какого-то коллектива поклонников сериала, фильма, серии книг или комиксов, музыкальных групп, спорта или хобби.
Что такое ФЭНДОМ — значение, определение простыми словами.
Простыми словами, фэндом (fandom) – это сообщество фанатов чего-либо. Как правило, члены фэндома чувствуют себя взаимосвязанными своими общими интересами, а фэндом часто может быть отдельной субкультурой. Только самые преданные фанаты включены в фэндомы. Этот термин очень тесно связан как с фэнтези, так и с научной фантастикой.
Этимология термина ФЭНДОМ.
Существует заблуждение, что термин «фэндом» возник в период всеобщего развития Интернета, но на самом деле, это слово является более старым. Согласно Оксфордскому английскому словарю, впервые данное слово было записано в словарь в 1903-ем году, и использовалось для описания любителей или фанатов спорта. На протяжении всего двадцатого века, фэндомы расширились, включая в свои ряды людей, одержимых конкретными музыкальными группами, фильмами, звездами кино, книгами и увлечениями, такими как построение модели. Некоторые люди вполне могут состоять в нескольких фэндомах.
Чем занимаются члены фэндома?
Члены фэндома, как правило, очень заинтересованы во всех деталях своего объекта интереса. К примеру, фанаты вселенной «Star Trek», в мелочах изучают все серии шоу и на детали разбирают все моменты фильмов. Они с точностью могут перечислить по именам всех персонажей экипажа звездолета и обсуждают поступки этих героев. Помимо оригинальной истории, они изучают все дополнительные материалы связанные с данной вселенной, это могут быть различные вырезанные кадры, неиспользованные сценарии, фанфики и так далее.
С развитием Интернета, благодаря быстрому доступу к материалам и обмену информацией, количество фэндомов в мире значительно возросло. На данный момент существуют тысячи различных фэндомов, среди которых такие популярные как:
Часто члены фэндомов устраивают различные собрания или конференции, выпускают свои журналы или создают тематические сайты и блоги. Некоторые талантливые люди, вдохновленные своим хобби, пишут музыку, создают скульптуры, пишут книги или снимают фанатские фильмы расширяющие любимую историю. Иногда, подобные увлечения, могут приносить финансовую выгоду помимо личностного удовлетворения. Естественно если создаваемая продукция не нарушает авторские права (копирайт).
Фэндом — это…
Фэндо́м, фандом (англ. fandom, букв. фанатство) — неформальное (как правило) субкультурное сообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с произведениями искусства — пристрастием к определённому жанру, фильму, книге, сериалу и т.д.
Реже этим же словом определяют всю совокупность фанатского вторичного творчества, относящегося к определённому произведению или описанному в одном или нескольких произведениях альтернативному миру.
Определение
Термин «фэндом» пришёл в русский язык из английского. Исходно это слово означало «группа людей, увлекающихся научной фантастикой», но постепенно значение термина стало более расплывчатым. Как и в случае западных фэндомов, исторически первые и самые большие русские фэндомы связаны с фантастикой (время расцвета: 1980-е — 1990-е годы). Сейчас наиболее многочисленными являются фэндомы «Властелина Колец», «Хроник Нарнии», «Звёздных войн», «Гарри Поттера», «Сумерек», «My Little Pony», «Наруто» и др.
Не все поклонники определённого произведения являются участниками фэндома. Главный смысл существования фэндома — общение с другими фанатами. Сейчас обмен информацией между членами фэндома осуществляется в основном через Интернет, хотя до сих пор актуальны и классические формы — местные клубы любителей фантастики (КЛФ), фэнзины (любительские периодические издания) и конвенты (региональные, национальные и международные съезды или конференции, как правило, ежегодные).
Слово «фэндом» иногда используется — обычно, когда речь заходит о фанфиках — не в значении «сообщество интересующихся людей», а в значении «совокупность всех созданных этими людьми апокрифов, анекдотов и другого творчества, вторичного по отношению к определённому произведению». В таком значении оно употребляется в выражениях вроде «фанфик по такому-то фэндому».
Также существуют термины «фандомный образ персонажа», «фандомный миф». «Фандомный (фанонный) образ» — собирательный образ персонажа, каким его изображают авторы большинства фанфиков, в некоторых случаях сильно отличается от образа этого же персонажа в исходном произведении («каноне»). «Фандомный миф» — факт, относящийся к вымышленному миру, не описанный в «каноне», но часто упоминающийся в фанфикшене.
История
Первые известные организованные группы любителей фантастики появляются в начале 1930-х годов в США в виде любительских почтовых ассоциаций, члены которых обменивались письмами и самодеятельными публикациями на интересующую их тему. Самой известной из таких групп считается Science Correspondence Club, одним из активистов которой был Рэймонд Палмер (будущий редактор журнала «Amazing Stories»).
В 1934 году Хьюго Гернсбек пригласил читателей его журнала «Wonder Stories» объединиться в Лигу Научной Фантастики (Science Fiction League). Организация задумывалась им просто как группа поддержки журнала, однако она быстро переросла первоначальные узкие рамки и стала центром кристаллизации так называемого Первого Фэндома.
Фэндом стал средой, в которой развились таланты множества известных писателей-фантастов: членами Первого Фэндома были Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Фредерик Пол, Джудит Меррилл; будущие издатели книг и комиксов Джулиус Шварц, Дональд А. Уоллхайм, энтузиасты и первые исследователи фантастики Сэм Московиц, Форрест Дж. Аккерман и другие.
С 1939 года проводятся Всемирные конвенты научной фантастики (WorldCon).
Фэндом в России
В СССР первые организованные группы любителей фантастики появились в 1960-х годах на волне хрущёвской «оттепели» и первого расцвета отечественной фантастики.
Возможно, первым произведением отечественной фантастики, которое породило создание фан-клубов в СССР, стала дилогия Георгия Мартынова «Каллисто» (1959) и «Каллистяне» (1960). После выхода этих романов при детских библиотеках десятками стали формировались общества их поклонников, которые писали фанфики, создавали музеи Каллисто, составляли энциклопедию Каллисто, и так далее.
Однако по-настоящему массовым движение клубов любителей фантастики (КЛФ) стало только в начале 1980-х годов. Тогда же по инициативе Союза Писателей РСФСР и журнала «Уральский следопыт» в Свердловске начали проводиться ежегодные фестивали фантастики «Аэлита».
В 1984 году, на пике борьбы КГБ с общественными движениями, некоторые КЛФ были закрыты или лишились поддержки библиотек, домов культуры или отделений Общества Книголюбов, которые прежде предоставляли им помещения для проведения заседаний. Однако начавшаяся вскоре горбачёвская перестройка вывела клубы из-под прямого давления спецслужб; последняя (безуспешная) попытка местных властей запретить съезд КЛФ была предпринята в 1987 году.
Фэндом в интернете
В настоящее время фэндомы активно используют Интернет как для информационного обмена, так и для создания архивов информации по своей теме. Для этого часто используются форумы, блоги, социальные сети, видеохостинги и другие коллективно редактируемые сайты. Распространённым видом творчества является фанфикшн — написание историй о вселенной и персонажах фэндома. Другими видами творчества являются фан-видео (создание любительских видеороликов по теме фэндома с кадрами, объединёнными общей идеей) и фанарт (который может подразумевать как создание оригинальных рисунков, так и переработку готовых материалов для создания коллажей, аватаров, заставок для рабочего стола). Интернет также используется для организации различных мероприятий в рамках фэндома, например ролевых игр, фестивалей и конкурсов косплея.
10 самых многозначительных и трогательных названий k-pop-фандомов
Даже те, кто не особо увлекается кей-попом, в курсе, что имена для своих групп айдолы придумывают не просто для красивости. В каждом названии кроется глубокий смысл ☝
Было бы странно, если бы с тем же трепетом k-pop-звезды не относились и к своим фандомам. Разве что иногда они слишком увлекаются философией… 😅 Но это лишь доказывает, с какой любовью и преданностью айдолы относятся к своим фанатам.
EXO и EXO-L
Приставка «L» к названию пришла из слова «love» — «любовь». И подразумевает бесконечную любовь и преданность своих фанатов к группе. Кстати, такое имя фандому дали сами SM Entertainment. У Экзо-эл есть даже свой официальный девиз: «Мы едины! Мы ЕХО!» А своим цветом (правда, неофициально) они считают серебряный.
TWICE и ONCE
Девчонки дали такое название фандому сами, а смысл вот в чем: если фанаты однажды (ONCE) полюбят группу, то айдолы будут любить их в два раза (TWICE) больше. Замечательная игра слов, как мы считаем. Кстати, официальными цветами фандома считаются абрикосовый и неоново-пурпурный.
Red Velvet и ReVeluv
Еще одна коллаборация со словом «Love», айдолы из «Бархата» дают официальное название своим фанатам — ReVeluv. С другой стороны, слово «reve» на французском означает мечту — лишь благодаря фанатам мечты девушек сбылись. Фандомное имя было официально присвоено на 1000-ый день после дебюта группы, а цвет решили использовать пастельно-коралловый.
VIXX и Starlight
Фандом называется «Звездочки», потому что фанатов так много — и каждый ярко-ярко сияет в глазах айдолов. Официального цвета у фандома нет, но фанатам нравится использовать жемчужно-золотой.
MONSTA X и Monbebe
Сначала может показаться, что фандомное имя Monbebe подразумевает перевод «маленькие монстрики». Но на самом деле «mon» (привет опять, французский) означает «мой». То есть дословно фандом называется «моя малышка». Очень мило!
SEVENTEEN и CARAT
Айдолы называют свой фандом CARAT (караты), подразумевая, что именно их поклонники заставляют бриллианты SEVENTEEN сиять. Цвета выбрали очень красивые — розовый кварц и лилово-голубой Serenity (Безмятежность).
GOT7 и iGOT7
Ходит поверье, что число «7» приносит удачу. И название фандома iGOT7 просто кричит о том, что ты везунчик, раз стал фанатом этой группы, теперь удача точно тебя не покинет. К тому же, если прочитать это название на корейском, то произношение будет очень похоже на корейское слово «птенчик». Из-за этого на зеленых лайтстиках группы нарисованы птички, и на концертах GOT7 часто так называли фанатов.
BTS и ARMY
Поскольку мальчики из BTS — пуленепробиваемые бойскауты, в название их фандома тоже заложен глубокий смысл: состоя в АРМИ, ты поддерживаешь как BTS, так и других фанатов группы. У фандома есть официальный герб — отражение лого группы. А если их сложить вместе, то появится тот самый пуленепробиваемый щит. Официальный цвет — фиолетовый.
PENTAGON и UNIVERSE
Все предельно просто: фандом назвали Universe, ведь для айдолов их фанаты — целая вселенная. Официальный цвет PENTAGON выбрали один, но значимый: UNINAVY (PENTAGON + UNIVERSE = UNINAVY).
BIGBANG и V.I.P
Четко и по существу — фандом гордо носит имя V.I.P., потому что каждый из фанатов для группы «очень важная персона». Официального цвета нет, но на концертах V.I.P. часто приносят черно-белые платки (вместо воздушных шаров) и желтые короны.
А к какому фандому ты причисляешь себя?
Материалы по теме
Общайся и следи за новостями 😉
Читай любимый журнал в электронном формате
Журнал Elle Girl
Подпишись на печатную версию журнала
© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.
Фандомная Битва
Фандомная Битва — ежегодное мероприятие, проводимое на дайрях. Проходит в мае-октябре начиная с 2011 года. Суть заключается в соревновании по созданию творчества по определенным вымышленным мирам.
Содержание
[править] Смысл
В одной команде могут сотрудничать школьники, студенты, доктора наук, адвокаты, врачи, маркетологи, рекламщики и журналисты.
В апреле каждого года начинают собираться команды по фандомам (под фандомами понимается какое-либо литературное произведение, книга, фильмы или комикс, или же некоторая общая тематика, например США или Россия, отдельные персонажи), в которых, как правило, имеются Капитан и Участники. В качестве примеров фандомов можно назвать «Игра престолов», «Хоббит», «Гарри Поттер», «Дисней».
Все члены команды полностью анонимны и представлены общим командным логином под названием вроде fandom PPK 2015. С этого логина и возможных дополнительных анонимных виртуалов команда ведет общение с остальными. После регистрации команды та создает пост, в котором собирает желающих поучаствовать в битве, или же просто объявляет о том, что команда собрана (не производя набор дополнительных членов).
Координация команд происходит в отдельных командных сообществах, иногда также при помощи мессенджеров, например Скайпа. Некоторые команды представляют собой довольно сыгранные сообщества, в связи с чем новички могут испытывать проблемы. Другие же команды создаются спонтанно и состоят из совершенно незнакомых людей.
Также командой создается пост с заявками, в которых поступают пожелания читателей, наподобие:
Заявки бывают разные: от просьб раскрыть некоторые детали или расширить оригинальное повествование и до требований радикального рода NC-17 (см. об этом ниже). Исполнение заявок не обязательно, но из них команды могут прибирать вдохновение.
Битва собирает многочисленных авторов и читателей, обычно в итоге выкладывается до нескольких тысяч различных произведений.
При этом битва поощряет дисциплинированность — если команда не сделала хотя бы одной нужной выкладки (ранее — 2-х), то команда дисквалифицируется, и выбывает из битвы.
В рамках битвы популярен т. н. бартер — когда определенные представители одной команды комментируют креатив другой команды, а те в ответ комментируют креатив первой команды. Суть этого явления представлена на картинке.
Сообщество Фандомной Битвы закрыто от незарегистрированных пользователей, а рейтинговый креатив (в соответствии с законодательством РФ и правилами Дайри) доступен к просмотру только зарегистрированными пользователями, указавшими свое совершеннолетие в настройках профайла. Но есть открытое сообщество fbinside.diary.ru, где происходят разнообразные обсуждения. В рамках ФБ поощряется анонимное участие, ко всем обращаются «анон». [3]
После проведения битвы происходит деанонимизация участников: сообщается, какие авторы отвечали за какие работы. В период до деанонимизации запрещает сообщать, кто является автором той или иной работы или публиковать ее на внешних ресурсах. После завершения битвы ограничения снимаются и автор может опубликовать работы в каком-либо архиве.
Фандомная битва породила множество мемов, в числе наиболее известных «рыбы-дебилы» — участники, которые записываются в команду, но ничего не делают, «уполз» («уползите» и производные) — повествование о герое, которые выжил, хотя должен был некоторым способом оставить жизнь, «додайте» (сопровождает любой запрос).
На аватарке сообщества изображен троллфейс.
С 2013 года также проводится меньшее соревнование в зимний период — Зимняя Фандомная Битва или Winter Temporary Fandom Combat (сокращенно WTF Combat, это же название применяется и для обозначения зимних команд).
[править] Цитаты
О публикации сомнительных произведений по детским сказкам:
Как думаешь, ей хватит одной команды Диснея или ее добьют Винни-Пухи? :gigi: Я даже на инсайде и правдорубе помню полыхания ###: «Вы больные извращенцы, уберите руки от святого. 1111» [4]
Всё о фанфиках. Кто их пишет, куда публикует и как сочинять самому
Если вы пропустили большой материал об истории возникновения фанфиков, то советуем начать с него — это отличная статья, чтобы погрузиться в контекст. Но если вы уже немного в теме, то можете остаться здесь и влиться в новую волну фактов об этом жанре. На этот раз Анастасия Плинер расскажет, почему вообще люди пишут эти фанатские истории, какие есть сайты для их публикаций, а главное — даст советы, как (и зачем) самому начать писать фанфики.
В большом взрослом интернете графомания по-прежнему считается нехорошим делом. Если ты освещаешь в своём фейсбуке общественные события или даёшь полезные рекомендации в инстаграме — ещё куда ни шло. А вот посягать на художественную литературу разрешается лишь тем, кого больше ни в какое другое хобби не взяли, и то из жалости. Усугубить это плачевное положение можно только одним способом: вляпаться в чужой выдуманный мир и писать фанфики.
В англоязычной культуре выделяют два способа фанатеть по чему-либо: кураторский, когда ты наслаждаешься сбором артефактов и информации (например, коллекционируешь световые мечи или на спор называешь всех предков Сириуса Блэка до седьмого колена), и трансформационный, когда у тебя с произведением глубокая эмоциональная связь. То есть ты скорее проведёшь психологический анализ страданий Ванды из нового сериала Marvel, нежели перечислишь все косяки относительно сюжета комиксов. Фанфикшн относится как раз ко второму способу, и это одна из причин, почему далеко не все фанаты его жалуют.
Где читать фанфики
Казалось бы, именно поэтому фанфикшн редко мелькает в лентах рекомендаций, и, если не фокусироваться на нём специально, может действительно показаться, что это крайне маргинальная сфера, не представленная в популярных соцсетях. На самом деле, всё проще. Если мы хотим найти фанфики в интернете, важно помнить, что у этого непритязательного занятия есть одно важное техническое требование: возможность размещать большие объёмы текстов. Поэтому самыми популярными площадками для фанфикшн-комьюнити были и остаются блогерские платформы.
На данный момент лучше всего фанфики на английском и нескольких других языках представлены на Tumblr и в ЖЖ: в первом случае — в основном в формате авторских блогов, а во втором — в виде сообществ и фестов (что это такое, расскажу чуть ниже).
Русскому фанфикшну в этом плане не повезло. 15 лет назад, когда ваша покорная слуга только открывала для себя этот дивный новый мир, главным его пристанищем был сервис Дайри.ру. Так продолжалось примерно до середины прошлого десятилетия, после чего некогда одиозный Дайри стал вымирать, и теперь многие сообщества представляют собой памятник ушедшей эпохи. После него для фанфиков так и не нашлось уютной неспециализированной соцсети: часть авторов приютил VK, часть интегрировалась в англоязычную среду, а остальные переехали на специально созданный сайт — Фикбук.
Фикбук был создан в 2009 году (по другим источникам — в 2007-м), и до сих пор это самая крупная русскоязычная площадка для фэндомных писателей. Если верить главной странице, то сейчас там насчитывается более 25000 фэндомов, среди которых как классика (вроде Гарри Поттера или «Звёздных войн»), так и весьма специфические: компьютерные программы, антропоморфные города или жизнь режиссёров российского немого кино.
Одно из правил Фикбука — строго русскоязычные тексты. Сайт определяет свою миссию как «дать возможность авторам поделиться с миром результатами своего творчества», из-за чего он плотно оброс коммерческими инструментами: улучшенным аккаунтом без рекламы с расширенной статистикой, виртуальными подарками для любимых авторов, возможностью вывода фанфика на главную с пометкой «ждёт критики». Фикбук изо всех сил создает атмосферу комьюнити и стимулирует читателей писать и комментировать, раздавая за это награды. Те, кому наград не досталось, могут пробить себе дорогу в рейтингах инвестициями в монеты — виртуальную валюту Фикбука. За монеты можно вывести фанфик в топ, подарить награду любимому автору или приобрести улучшенный аккаунт без рекламы и с кастомизацией аватара.
За Фикбуком закрепилась репутация неразборчивого ресурса, который даёт «голос» даже самым косноязычным. Особенно поспособствовала этому группа «Шыдевры Фикбука», которая собирает скрины самых диких речевых оборотов, опубликованных на сайте. Группа появилась в 2012 году в VK, и теперь практически не уступает в популярности неповторимому оригиналу. Среди отзывов на Фикбук также часто встречаются жалобы на публикуемое «чтопопало» наряду с претензиями к коммерческой раскрутке и большому количеству слэша, зато в числе достоинств отмечают удобную навигацию, широкий спектр жанров, идей и возможность выразить себя творческому человеку.
Другой ресурс, на котором регулярно публикуют русскоязычный фанфикш — это Wattpad. Основная функция Wattpad — публиковать начинающих авторов оригинальных произведений и помогать им раскрутиться за счёт конкурсов, но и для фанатских произведений запретов нет. Однако этот сайт имеет два существенных недостатка для публикации фанфиков. Во-первых, поиск только по названию, потому что все фанфики падают в один большой жанр «фанфик». Во-вторых, Wattpad — среда совершенно не фэндомная, и большая часть читателей ищет там новые произведения, а не фантазии на мотив уже существующих.
Ещё один литературный гигант, специализирующийся именно на фанфикшне — Archive of Our Own или попросту Ao3. Это сайт с совершенно другими идеологией и целями. Он был создан в 2008 году инициативной командой «Организация Трансформационных Работ» (The Organization for Transformative Works, OWT), которой также принадлежит авторство проектов Fanlore и Fanhackers, а также сборника научных работ о фанфикшне. Заодно OWT занимается правовой поддержкой фанатского творчества в США и спасением архивов фанфикшна, которые расположены на уже не поддерживаемых серверах.
Ao3 — огромная библиотека фанфикшна на более чем двадцати языках с мощным поисковым инструментом. По сути поиск на Ao3 работает так же, как на Фикбуке: нужно выбрать фэндом, жанр, направленность и специальные метки (например, Female James T. Kirk, чтобы выбрать фанфики с Кирком-женщиной, или Tony Stark Has a Heart для работ, в которых гений-миллиардер показан чутким и любящим персонажем). Также можно отделить законченные работы от незаконченных, указать максимальное/минимальное количество слов и наличие/отсутствие предупреждений (например, о смерти главного героя).
В отличие от Фикбука, Ao3 — проект абсолютно некоммерческий и существует на пожертвования, однако русскоязычная аудитория на нём представлена меньше. На момент написания этого абзаца сайт содержал 134719 русскоязычных фанфиков. Для сравнения — на Фикбуке только по фэндому «Гарри Поттера» опубликовано 105584 работы. Однако Ao3 точно можно назвать главным ресурсом для публикации фанфикшна в мире: в 2013 году он вошёл в 50 лучших сайтов по версии Time, а в 2019-м получил премию Хьюго в номинации «Лучшее нехудожественное произведение».
Что ещё есть, кроме фанфиков?
Помимо стандартной схемы «написал-прочитал» существуют иные форматы обмена творчеством: эвордсы (awards) и фесты (этимология названия здесь та же, что у Октоберфеста). Эвордсы — это стандартные конкурсы, где авторы сами заявляют свои работы, а победитель в каждой категории определяется голосованием. Возможно, я плаваю в собственной теме, но последний живой эвордс, который мне попадался в Рунете — Russian Slash/Yaoy Awards — мирно скончался в 2019 году. Англоязычное сообщество до сих пор проводит такие мероприятия, но даже там фесты — создание произведений по специальной заявке/заданию — куда популярнее.
Фесты бывают двух видов: командные, где нужно создавать контент сообща, ориентируясь на задание организаторов, и индивидуальные, где одни участники оставляют анонимные заявки, а другие выполняют их. Самый известный в Рунете командный, да и вообще, фест Фандомная битва проводится дважды в году с 2011-го. Он посвящён не только фанфикшену, но и фанатскому творчеству в принципе: артам, видеоклипам и другим формам самовыражения. По правилам каждая команда представляет конкретный фэндом и создаёт произведение на заданную организаторами тему. Все работы публикуются анонимно, а лучшая выбирается голосованием. В итоге побеждает команда, работы которой победили в самом большом количестве номинаций.
Индивидуальные фесты организованы проще, и часто проводятся ежемесячно. Как правило, первая половина месяца отводится под заявки, а вторая на их исполнение, хотя чаще всего никто не запрещает исполнить понравившуюся заявку сразу же или через три года. Обычно всё публикуется анонимно, но после очередного «тура» не возбраняется «деанон», когда автор заявки и автор исполнения появляются под своими никами.
А кто пишет все эти фанфики?
И здесь у вас может возникнуть резонный вопрос: а кто вообще эти люди, которые пишут фанфики? В уже упомянутой статье Vox встречаются два противоречивых предубеждения относительно жанра слэш: фанфики пишут только сексуально фрустрированные девочки-подростки VS. фанфики пишут мужчины-геи средних лет. И, поскольку весь фанфикшн зачастую ошибочно приравнивается к слэшу, это представление распространяется на всё фанатское творчество.
Обратимся к данным: пользовательница Ao3 centreoftheselights в 2013 году начала серию исследований половозрастного распределения любителей фанфикшна (первая статья, вторая и третья), которое показало, что большинство заинтересованных фанфикшном — гетеросексуальные женщины в возрасте от 19 до 29 лет. Никаких других численных данных нет (неоплачиваемое исследование столь же неоплачиваемой деятельности — не самое плодотворное занятие). Поэтому мы не знаем ни о среднем уровне достатка или образования, ни о самых распространённых профессиях создателей, а вернее будет сказать, создательниц фанфиков.
Образ юной девушки-фанатки, балансирующей между выдуманным и реальным миром, впервые появился в «большой литературе» в 2013 году, когда была опубликована книга Fangirl писательницы Рейнбоу Рауэлл. Эту книгу можно назвать «рассказом от первого лица», потому что сама Рауэлл когда-то тоже начинала с фанфиков по Гарри Поттеру. The New York Times назвала эту книгу одним из самых достойных произведений для подростков 2013 года, и, хотя отмечают, что фанатская культура в ней прописана не достаточно подробно, отзывы скорее положительные. А вот что касается фильма Slash, снятого в 2016 году с той же самой целью — показать жизнь типичного фаната фанфикшна — то его разгромили в пух и прах, в частности, за то, что он представляет «типичными фанатами» тех, кто в реальности представлен в этой среде очень мало — взрослых мужчин.
Подобное распределение характерно и для русскоязычной среды, здесь исключений нет. Однако плодовитость и популярность автора совсем не зависит от пола и возраста. Большинство произведений, которые поразили моё воображение, были написаны людьми, которых я знала лишь по нику и аватарке.
Вот ещё одно доказательство того, что фанфикшн чрезвычайно демократичен. Единственный ценный ресурс, который он требует, — это время, и единственный навык, который для него нужен, — умение складывать слова в истории так, чтобы захватывало дух. У меня нет универсальных рецептов того, как написать хороший фанфик, но есть несколько рекомендаций, с чего начать, если после всего вышеизложенного вам страсть как захотелось присоединиться к комьюнити.
Совет 1. Пишите о том, что волнует именно вас
Почему-то принято считать, что фанфики без рейтинговых сцен никому не нужны и не найдут отзыва у пользователя. И что необходим лихо закрученный сюжет, а истории в альтернативных декорациях маленьких кофеен никому не интересны (вы не поверите, но в фанфикшне действительно существует троп Coffee Shop AU).
На самом деле, можно описать в фанфике свой опыт борьбы с депрессией, или посмеяться над своими детскими страхами, или выразить своё недовольство устройством общества, не отступая от битв с драконами или межгалактических путешествий. Такие фанфики как раз выглядят «живыми», а фанфик — это всё же общение человека с человеком.
Совет 2. Забудьте всё, чему вас учили на уроках литературы
Нельзя два предложения подряд называть персонажа по имени, используйте синонимы. Предложение без эпитетов говорит о скудости речи. Сложноподчинённые предложения — вершина литературного мастерства
Из-за того, что во «внешнем интернете» за фанфиками закрепилась репутация низкопробной литературы, авторы иногда слишком гонятся за мифическим «качеством», ориентируясь на единственные критерии, которые им когда-либо озвучивали учителя литературы. И забывают, что эти требования нужны, чтобы показать, что ученик освоил правила, а вовсе не для красивого текста. Может, в 2021 году такое советовать уже не комильфо, но всё же я скажу: фанфик нужно писать таким, каким его хотелось бы прочесть лично вам, потому что вероятность, что его однажды включат в школьную программу, крайне мала (что вовсе не должно мешать вам писать фанфики по Достоевскому).
Совет 3. Вам нужен бета-ридер
Или попросту человек, который будет читать ваш сырой текст, выковыривать опечатки и указывать на места, где герой дважды снял с себя шляпу. Беты и авторы часто находят друг друга в фан-чатах Discord или группах VK, а на Фикбуке есть даже целая биржа бет. Но если вы хотите писать фанфики долго и счастливо, то имейте в виду: настоящая бета — это как напарник из полицейских сериалов, готовый прикрыть вашу спину от пуль. В том смысле, что куда приятнее, если автора и бету связывают дружеские отношения, общие вкусы и представления о фаноне (что такое фанон, я уже писала в предыдущей статье). Без беты писать фанфики, разумеется, можно. Но лучше с бетой.
Совет 4. Будьте осторожны с терминологией
Совет 5. Не позволяйте предыдущему совету вас отпугнуть
Несмотря на огромное количество странных слов и аббревиатур, субкультура вполне лояльна к тем, кто употребляет их неправильно. Как уже говорилось, самое важное здесь — не знание правил, а любовь к фэндому и готовность делиться своими фантазиями. Скорее уж вас съедят за неправильный пейринг или трагическое несовпадение в фаноне.
Совет 6. Бесконечное разнообразие в бесконечных комбинациях
Если это существует, об этом есть фанфик. Очень похоже на правило 34, правда? Фанфики пишут обо всём. Или вы что, считаете, что несовместимы Маленькие Пони и квантовая механика? Или Ланнистеры и коронавирус? Ваша тема вряд ли окажется слишком непопулярной или узко направленной. Фанфики можно писать обо всём, и на любую неожиданную комбинацию найдётся читатель, который уже лет пять ждал именно этого.
Ваша фантазия не ограничена законами физики, желаниями инвесторов, отточенностью навыка или мнением ребят с района. Как я уже говорила раньше, фанфикшн — самый демократичный вид фанатского творчества.