что такое фактические брачные отношения
Сам себе адвокат
защита прав в суде без адвоката
ФАКТИЧЕСКИЕ БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ФАКТИЧЕСКИЕ БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Фактические брачные отношения не влекут возникновения семейных прав и обязанностей. Однако, количество мужчин и женщин, состоящих в фактических брачных отношения в России, как и в других странах растет.
Фактические брачные отношения принято называть гражданским браком. Семейный кодекс РФ не содержит понятия фактических брачных отношений, но КЗоБС РСФСР 1926 года признавал фактические брачные отношения имеющими юридическую силу. В 1944 году Указом ПВС СССР от 08.07.1944 года было предписано узаконить фактические брачные отношения, зарегистрировав брак в органах государственной регистрации. После издания этого указа фактические брачные отношения не влекут никаких правовых последствий.
Общие признаки фактических брачных отношений
Фактические брачные отношения характеризуются рядом общих признаков:
Наличие совместных детей обязательным признаком фактических брачных отношений не является, так как и законные супруги по тем или иным причинам могут не иметь детей.
Правовое положение лиц состоящих в фактических брачных отношениях
Фактические брачные отношения характеризуется рядом особенностей.
Первая особенность заключается в том, что в отличие от зарегистрированного брака родители детей рожденных в фактическом браке записываются таковыми только пос подачи ими совместного заявления в органы ЗАГСА. Презумция отцовства в фактическом браке не действует.
Вторая особенность касается режима имущества приобретенного в фактическом браке. Имущество, приобретенное супругами в период зарегистрированного брака, признается их совместно нажитым. К имуществу нажитому в период фактических брачных отношений режим совместной собственности на него не применяется.
Фактические супруги могут договориться о распространении на приобретаемое ими имущество режима общей долевой собственности. На практике фактические супруги таких договоров не составляют.
Совместное проживание, ведение общего хозяйства, наличие общего семейного бюджета указывает на наличие у сожителей воли к установлению режима общей долевой собственности на имущество и составляет предмет их общего хозяйства. Но имущество приобретенное не в связи с совместным проживанием, а например в результате занятия предпринимательской или творческой деятельностью то для признания такого имущества общим необходимо, чтобы имелась ясно выраженная воля фактических супругов к созданию общей собственности.
Имущество зарегистрированное в законном браке (недвижимость, транспортные средства) на одного из супругов является совместной собственностью обоих супругов. Имущество зарегистрированное во время фактического брака считается собственностью того супруга, на которого оно зарегистрировано.
Под совместным ведением хозяйства понимается такой же порядок пользования, владения и распоряжения имуществом как и в законном браке.
Третья особенность кается алиментных обязательств. Супруги состоящие в законом браке, а так же бывшие законные супруги обязаны платить алименты на содержание другого супруга в случаях указанных ст. 89 и 90 СК. Фактические супруги такой алиментной обязанности не имеют. Однако, фактические супруги могут заключить письменный договор об установлении обязательства по предоставлению содержания одному из сожителей другим сожителем в соответствии с п. 2 ст. 421 ГК. При заключении такого договора фактические супруги сами определяют форму договора ( нотариальная или простая письменная), возможность и порядок индексации алиментов, способ и порядок и размер их выплаты и т.д. Положения семейного кодекса об алиментных обязательствах супругов и бывших супругов на фактических супругов не распространяются.
Четвертая особенность, касается наследования по закону. Фактические супруги не являются наследниками по закону первой очереди после смерти одного из супругов. Переживший фактический супруг может быть признан наследником по закону лишь судом, если он являлся нетрудоспособным иждивенцем наследодателя, т.е. если до дня смерти наследодателя он являлся нетрудоспособным и не менее года, совместно с ним проживал и находился у него на иждивении.
Пятая особенность касается правового положения фактических супругов в иных отраслях права, например, в налоговом. При дарении законным супругом другому супругу недвижимого или иного имущества НДФЛ не взимается. Фактические супруги обязаны такой налог уплатить. В уголовном процессе законный супруг вправе не свидетельствовать против своего супруга. Это положение не распространяется на фактического супруга.
В настоящее время во многих зарубежных странах фактические брачные отношения получают законное признание. По-видимому, такая необходимость уже имеется и в России. Узаконение фактических брачных отношений позволит разрешить ряд проблем связанных с имущественными отношениями, отношениями детства и материнства.
Фактический брак: понятие, примеры из жизни. Чем отличается гражданский брак от фактического
Отношения между мужчиной и женщиной играют важную роль в жизни человека. Сегодня можно столкнуться с различными формами так называемого брака. Это отношения в паре, которые зарегистрированы тем или иным образом. Отдельного внимания требует фактический брак. Что это такое? Чем он отличается от гражданского? Какие плюсы и минусы имеет? Ответить на все эти вопросы нам предстоит далее. В действительности все намного проще, чем кажется. Также нам предстоит понять, как правильно оформить отношения в официальном порядке. Далеко не всем известны особенности подобного процесса.
Гражданский брак
Для начала немного разберемся в терминологии. Сегодня различают фактический и гражданский брак. Что это такое? Начнем со второго понятия. С точки зрения закона, гражданским браком называется официально зарегистрированные в загсе отношения. Иначе говоря, это ведение совместного быта после свадьбы. Именно такое значение имеет гражданский брак у юристов.
Тем не менее данная терминология нередко используется в ином значении. Гражданским браком чаще всего называют процесс совместного проживания мужчины и женщины. В таком случае люди живут под одной крышей, ведут вместе быт, но официально в загсе их отношения никак не зарегистрированы.
Фактический союз
Плюсы гражданского брака
У официальной формы ведения совместного хозяйства есть свои преимущества и недостатки. О чем идет речь? В первую очередь предстоит выяснить, почему население привлекает роспись в загсе. Зачем регистрировать отношения, если можно обойтись без данной особенности? Дело в том, что среди основных преимуществ гражданского брака выделяют защищенность семейных отношений. Граждане после росписи в загсе будут считаться официальными супругами. Их отношения будут регулироваться в соответствии с Семейным кодексом РФ.
Кроме того, гражданский брак:
Недостатки регистрации в загсе
Достаточно хорошенько подумать о последствиях подобного решения. Как уже было подчеркнуто, гражданский брак наделяет мужа и жену особыми правами. Это совершенно новый этап отношений, требующий большой ответственности. Некоторым просто выгодно не расписываться. Недостатков у гражданского брака не так много. К ним можно отнести:
Именно поэтому каждый сам решает, как ему поступить. Оформление брака является довольно простой процедурой. А его расторжение зачастую подразумевает проблемы. Тем не менее отдельного внимания требует фактический брак. Какие положительные и отрицательные стороны он имеет?
Плюсы сожительства
На самом деле все не так просто, как кажется. Раньше в России фактический союз имел значимость. Достаточно было разделять одну постель и вести совместный быт, чтобы официально числиться в качестве семьи. Но в 1944 году все изменилось. Граждане с того времени должны были проходить официальную регистрацию отношений в загсе. При этом лица, проживающие вместе, могли указать продолжительность фактических отношений. Чем выделяется фактический брак? За и против подобной формы отношений высказываются все люди. Кому-то достаточно проживания под одной крышей, некоторым важно иметь штамп в паспорте для спокойствия.
Среди положительных сторон фактического брака выделяют:
Имущество
Отмечается, что фактический брак с разделом имущества зачастую сопровождается судебными прениями. Поэтому нередко подобные споры удовлетворяются по справедливости. Не всегда, но очень часто это так. К недостаткам процесса можно отнести только то, что домашний труд не будет учитываться судом.
О юридических последствиях
Признаются ли в настоящее время фактические браки? Вполне. В судебном порядке при желании можно доказать факт ведения совместного хозяйства. Но на практике подобные случаи крайне редки. Какие юридические последствия подразумеваются у неоформленных отношений? Среди них выделяют следующие особенности:
Важно: у детей, рожденных в гражданском и фактическом браке, одинаковые права. Разница заключается лишь в том, что во втором случае придется доказывать родство с отцом. Для этого давно придумали генетическую экспертизу.
Оформление отношений
Брак юридический и фактический подразумевает определенное поведение граждан. Дело в том, что в первом случае придется официально регистрировать отношения, например в загсе. А при фактическом совместном проживании никаких подобных манипуляций не нужно. Регистрацией брака занимается Дворец бракосочетания. Граждане, решившие стать мужем и женой, должны:
На самом деле все намного проще, чем кажется. Однако гражданский брак можно заключать далеко не всем. Какие ограничения существуют в России?
Ограничения и запреты для регистрации
Их не очень много. Обычно под гражданским браком подразумевается обоюдное решение ведения общего хозяйства в официальном порядке. Решение должно приниматься женихом и невестой без давления и угроз. В противном случае регистрацию можно аннулировать. На сегодняшний день фактический брак не имеет никаких ограничений. А гражданский позволен не всем. Необходимо запомнить следующие особенности регистрации в загсе:
В принципе, любая адекватная пара, достигнувшая совершеннолетия, может обратиться в загс для официального оформления отношений. А вот людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией в России придется довольствоваться сожительством.
Начало фактического брака
Теперь понятно, чем отличается гражданский брак от фактического. На самом деле все не так трудно, как могло показаться на первый взгляд. Как начинаются фактические отношения? Чем характеризуется данный период? Ничем особенным. Гражданский брак, как уже было подмечено, требует от граждан регистрации в загсе, сопровождающейся выдачей свидетельства. После этого пара будет считаться официальными супругами. Фактический брак начинается с момента совместного проживания сторон. Как только люди съезжаются и организовывают общий быт и досуг, их отношения можно считать состоявшимися. Никакой регистрации или торжества. То же самое касается расторжения фактического брака. Люди разъезжаются и прекращают ведение совместного хозяйства.
Примеры
Теперь немного наглядных примеров. Не всем ясна разница между упомянутыми понятиями. Что такое фактический брак? Примеры из жизни нередко демонстрируют, что подобная форма отношений возможна только между 100 % честными и любящими друг друга людьми. В остальных случаях приходится получать безопасность и какие-то государственные гарантии путем регистрации в загсе.
О признании брака
Если заранее подготовиться, то признать брак фактического типа не составит труда. Для этого придется доказывать ведение совместного хозяйства. Признаются ли в настоящее время фактические браки? Да, но только через суд. В качестве доказательств отношений можно предъявлять:
На самом деле все, что может указать на отношения между двумя людьми, служит доказательством в суде. Признание фактического брака имеет место. Все перечисленные доказательства помогают не признать брак официально зарегистрированным, а указать на ведение совместного быта, подчеркнуть наличие долевой собственности и родство с детьми.
Что выбрать
Фактический союз тоже нельзя вычеркивать. Это нормальный этап развития отношений. Главное, не находиться в подобном союзе слишком долго. Например, можно подать заявление в загс, затем съехаться и жить в фактическом союзе до официальной росписи. Именно такое решение становится самым логичным.
Итоги
Фактические брачные отношения. Сожительство предложили приравнять к браку
На рассмотрение Госдумы внесена поправка в Семейный кодекс, согласно которой мужчина и женщина, прожившие вместе более пяти лет, будут признаваться мужем и женой, даже если их брак официально не зарегистрирован. Для этого в Семейном кодексе появится понятие «фактические брачные отношения».
«Фактические брачные отношения – не зарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Признаками фактических брачных отношений являются: совместное проживание в течение пяти лет; совместное проживание в течение двух лет и наличие общего ребенка (общих детей)», – говорится в законопроекте.
Статус фактических брачных отношений влечет наступление прав и обязанностей супругов, предусмотренных семейным и гражданским законодательством. В частности, для вступления в такие отношения лица должны быть совершеннолетними, не состоять в другом браке и не быть близкими родственниками.
«Наши соотечественники не считают штамп в паспорте необходимым условием для создания полноценной семьи, – объясняют авторы законопроекта. – Однако с точки зрения закона так называемое сожительство не признается и не порождает никаких юридических последствий, что ставит членов подобного союза в весьма уязвимое положение». Поэтому он предлагает распространить на имущество, нажитое в период совместного проживания, «законный режим имущества супругов»: все, что нажито ими в период сожительства, будет признаваться совместной собственностью.
«Совершенно лишняя инициатива»
В пояснительной записке к документу содержится ссылка на страны, где имеются подобные законы, – Швеции, Нидерландах, Норвегии, Франции и Германии. Однако в России реакция на подобные инициативы оказалась достаточно сдержанной.
Зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина заявила, что ее новый законопроект «немножко пугает». «Я считаю правильным не вторгаться законодательно в эту область, потому что, если взрослые люди хотят заключить брак, они это сделают. А если не хотят, по любым причинам, то законодатель их обязывать не должен, – отметила Пушкина в комментарии порталу iz.ru. – Есть законный брак. Вступать в него должны добровольно. А автоматически считать его заключенным – совершенно лишняя инициатива».
По ее мнению, принятие такой поправки в Семейный кодекс приведет к возникновению многочисленных судебных споров, где один из супругов будет доказывать, что сожительство продолжалось пять лет, а другой – что четыре с половиной. «Бред же получится», – констатировала зампред думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей.
В Общественной палате РФ новую законодательную инициативы прокомментировали еще жестче. «Этот закон направлен исключительно на дележку имущества, вопрос не должен так стоять, ответственность супругов не должна быть материально мотивирована, – уверена член ОП Элина Жгутова. – Ответственность отца, который часто уходит от семьи, вряд ли повысится, если его заставят делить имущество».
По мнению Жгутовой, новые поправки в Семейный кодекс лишь узаконят «порочную практику так называемых сожительств». По результатам анонимного опроса, проведенного в мессенджере Telegram, за приравнивание сожительства к брачным отношениям проголосовали 27% респондентов, против – 73%.
В пояснительной записке к новому законопроекту отмечается, что «по данным Минтруда, в 2016 году было официально зарегистрировано минимальное количество браков в Российской Федерации за последние 20 лет». Новый закон, вероятно, поможет подправить эту статистику, если позволит чиновникам приравнивать «гражданские» браки к официальным. Но на отношение россиян к институту семьи и брака он не повлияет.
По данным опросов ВЦИОМа, 81% россиян не считают незарегистрированный брак чем-то предосудительным, а 60% уверены, что главный мотив для вступления в брак – рождение детей. 79%россиян убеждены, что в браке жить лучше, чем в одиночестве. А 12% предпочитают не жениться, заявляя что-то типа «семейная жизнь не для меня, и каждый день видеть одного и того же человека я просто не в состоянии».
При этом социологи отмечают, что сегодня, когда брак перестал быть экономической и социальной необходимостью, гораздо больше бракосочетаний совершается исключительно по любви. В пользу этого говорит динамика браков и разводов: по данным Росстата, в 2017 году было заключено почти на 47 тысяч больше браков, чем в 2016-м. Количество разводов при этом выросло за год всего на 3 тысячи.
В результате в прошлом году на 905,9 тысячи браков пришлось 505 тысяч разводов. Чаще всего подают на развод женщины, среди самых частых причин разводов – измены, пьянство и рукоприкладство. При этом, как отмечают социологи, если в 1960-е годы после развода вновь выходили замуж 30-40% женщин, то сегодня – 70%.
Сологамия и хикикомори
Статистика количества официальных браков в России – слабая тень кризиса семьи, который сегодня разворачивается в развитых странах мира. Речь даже не идет о распространении однополых браков.
Кстати, когда Верховный суд США два года назад легализовал однополые браки, израильская газета Maariv разразилась ехидной статьей по поводу того, что «когда весь мир уходит от утомительного института брака, ЛГБТ-общине разрешили жениться».
Но это уже вчерашний день. Сегодня набирает популярность сологамия, то есть брак с самим собой. Первой такой «брак» в 1993 году заключила американка Линда Бейкер, а теперь это безумие уже распространено и в Европе. На официальном сайте движения, selfmarriageceremonies.com, утверждается, что брак с самим собой способствует саморазвитию и достижению счастья, это «возможность сделать объявление, перевести ситуацию в формальное русло, поделиться любовью к себе и освятить ее».
Социологи расценивают сологамию как «закономерный результат развития нарциссизма и индивидуализма в современной культуре, основанной на социальных сетях». «Брак с самим собой – это естественное следствие современного индивидуализма, который заходит гораздо дальше индивидуализма традиционного, – отмечает британский социолог Джон Хорват. – Традиционный индивидуализм так или иначе учитывает ограничения традиций и обычаев. Постмодернистский индивидуализм опирается на идею об абсолютной автономии человека. Людям говорят, что они сами – единственные архитекторы своей свободы и предназначения, а главная цель их жизни – упоительная гонка за реализацией собственных интересов».
Обратной стороной распространения этих «новых форм семьи» оказывается беспрецедентное количество одиноких людей, что становится огромной социальной проблемой в развитых странах. На прошлой неделе в Великобритании даже был учрежден пост министра по вопросам одиночества. Министром стала Трейси Крауч, которой предстоит разработать первую в истории страны правительственную стратегию по борьбе с проблемой одиночества.
На противоположной стороне земного шара, в Японии, крупнейшая национальная газета «Майнити симбун» на прошлой неделе опубликовала большую статью о хикикомори – людях, сознательно изолирующих себя от общества. Впервые о них СМИ заговорили около десяти лет назад, тогда речь шла прежде всего о подростках.
В 2010 году было проведено первое общенациональное исследование, по результатам которого количество людей, «которые более полугода не ходят в школу или на работу», составило около 700 тысяч человек. Сейчас их число сократилось до приблизительно 540 тысяч человек. Однако при этом количество японцев, находящихся в состоянии хикикомори более семи лет, увеличилось с 17 до 35%. Обнаружилось, что этот синдром становится затяжным, а также то, что ему теперь подвержены люди все более старших возрастных категорий.
Сегодня больше всего хикикомори насчитывается среди японцев старше 40 лет. Причем средняя длительность самоизоляции от общества в этой возрастной группе составляет более 22 лет. Но это не единственная беда: параллельно с проблемой хикикомори японцы обсуждают новое социальное явление – «проблему 80-50». Суть проблемы в том, что все больше родителей в возрасте 80-89 лет продолжают материально содержать своих 50-60-летних сыновей и дочерей.
В прошлом году шоком для японского общества стали результаты социологического исследования, которые СМИ назвали «синдром безбрачия». В ходе широкомасштабного социологического опроса выяснилось, что 61% незамужних мужчин и 49% женщин в возрасте 18-34 лет никогда не состояли в каких-либо романтических отношениях.
45% женщин и более 25% мужчин в возрасте от 16 до 24 лет заявили, что «не заинтересованы в сексуальных контактах и презирают их». На основании этих опросов японские демографы составили прогноз, согласно которому численность населения Страны восходящего солнца к 2060 году сократится на треть.
Гражданский брак, сожительство и фактические брачные отношения
Гражданский брак
Наверное, каждый сталкивался со словосочетаниями «гражданский брак», «фактические брачные отношения» и «сожительство». Употребляя эти термины, люди, как правило, подразумевают под ними ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе, не спешит узаконить свои отношения.
В последнее время наблюдается рост числа ситуаций, когда люди живут вместе, ведут общее хозяйство, рожают и воспитывают детей, но по каким-либо причинам официально не регистрируют свои отношения.
Гражданский брак
Для понимания смысла, который вложен в термин «гражданский брак», надо учитывать, что:
его употребляли в России как противопоставление церковному браку, поскольку условия вступления в брак в России на протяжении веков устанавливались церковью;
до декабря 1917 года оформление брака происходило в церкви по установленным правилам;
именно церковный брак признавался единственно законным и имел юридические последствия (включая то, что церковный брак нерасторжим);
в процессе отделения церкви от государства государство присвоило себе право полностью регламентировать взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Именно поэтому брак стал называться гражданским в отличие от прежнего брака – церковного (религиозного);
с принятием декретов ЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 года и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 года гражданский брак стал единственно признаваемой в России формой брака. Юридическую силу получили браки, зарегистрированные в отделах записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Первый российский кодекс – Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 года определял: «Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в органе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком».
Таким образом, гражданский брак – это брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи этим термином именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака. Незарегистрированный брак правильно называть фактическим браком.
Фактические брачные отношения
Термин «фактические брачные отношения» был введен в употребление в России в 1926 году с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке, согласно пунктам 11, 12 которого считалось, что лица состоят в фактических брачных отношениях, если эти лица взаимно признают друг друга супругами, или же если брачные отношения между ними установлены судом по признакам фактической обстановки жизни.
Доказательствами брачного сожительства в случае, если брак не был зарегистрирован, для суда являются: факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр.
Т.о. до 1944 года совместное хозяйство и общая постель считались достаточным условием для признания фактического брака «настоящим» – со всеми вытекающими правами и обязанностями.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года фактические брачные отношения были лишены юридической силы. Лицам, в них состоявшим, предоставлялась возможность зарегистрировать брак, указав при этом срок фактической совместной жизни. Если же такая регистрация оказывалась невозможной, так как один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной войны, то Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его (её) супругом умершего или пропавшего без вести на основании ранее действовавшего законодательства.
Факт состояния (нахождения) в фактических брачных отношениях мог быть устанавлен судом в порядке статьи 247 ГПК РСФСР только при наличии следующей совокупности обстоятельств:
только в случае смерти одного или обоих супругов;
только в случае, если фактические брачные отношения возникли в период с 1926 года по 8 июля 1944 года;
только если фактические брачные отношения продолжались до смерти одного из лиц, состоявших в них;
никто из лиц, находившихся в фактических брачных отношениях, до смерти не состоял в другом браке.
Сожительство
Сожительство — cовместная жизнь нескольких человек в одном жилом помещении.
Зачастую ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе и никак не оформляет такие отношения, окружающие называют сожительством, что обижает влюбленных, поэтому они называют свои семейно-супружеские отношения гражданским браком, пытаясь таким образом отличить свои отношения от законного брака, зарегистрированного в ЗАГСе.
Сожительство существовало всегда, но в современном мире оно приобретает все большую популярность. Интересы партнеров при сожительстве никак не защищены законодательно, но не смотря на это многие пары не спешат оформлять свое супружество официально мотивируя это в том числе и тем, что молодым людям необходимо некоторое время пожить вместе и присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем в семейной жизни.
Ни государство, ни церковь сожительство не поддерживают. Церковь прямо осуждает такие отношения, называя их блудом, а неодобрение со стороны государства выражается в отсутствие законодательной базы, регулирующей сожительство.
Гостевой и виртуальный брак
Гостевой брак – это официально оформленный брак, в котором каждый супруг живет отдельно (в разных городах, странах, квартирах) свободной жизнью и не ведет общего хозяйства с другим супругом, но при этом периодически ходит (приезжает) к другому в гости для совместного проведения досуга, праздника или отпуска.
Виртуальный брак – новейшая форма постоянных отношений, осуществляемых через интернет между пользователями с их регистрацией на специализированных сайтах. Виртуальный брак юридически не является браком и не признаётся государством, но при этом имитирует институты бракосочетания, регистрации, семейной жизни, принятые в обществе.
Юридические последствия незарегистрированного брака
В отличие от зарегистрированного брака у лиц, проживающих вместе и не оформивших свои отношения:
дети, не принимают фамилию отца по умолчанию;
отец может дать детям свою фамилию только через процедуру установления отцовства, написав в органах ЗАГС соответствующее заявление;
имущество, приобретаемое в незарегистрированном браке, не считается совместным. Его собственником по закону признается тот, кто его приобрел.
В случае спора о разделе имущества лиц, состоящих в семейных отношениях без государственной регистрации заключения брака, такой спор разрешается не по правилам статьи 38 Семейного кодекса РФ, а в соответствии со статьей 252 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей порядок раздела имущества, находящегося в долевой собственности, т.к. (согласно п. 3 статьи 244 ГК) общая собственность на имущество является совместной только тогда, когда образование совместной собственности предусмотрено законом.
учитывается степень участия каждого из этих лиц средствами и личным трудом в приобретении имущества;
труд по ведению домашнего хозяйства не учитывается в обязательном порядке. При этом заработная плата и иные доходы каждого лица не являются их общим имуществом.
«О церковном браке» (проект Московского Патриархата)
10.08.2015 на сайте Московского Патриархата появился следующий проект документа «О церковном браке», который содержит в себе перечень указаний к заключению и прекращению церковного брака и предназначен для обсуждения:
Брак есть установленный Богом еще в раю союз мужчины и женщины (Быт. 2, 18-24; Мф. 19, 6). Церковный брак совершается и освящается таинством Брака. По слову апостола Павла, брак подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 22-33).
Целью христианского брака является совместное достижение супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве. Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в таинстве Брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов по воспитанию детей.
I. Подготовка к венчанию и его совершение
В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов. В ситуациях, требующих безотлагательного решения о венчании до государственной регистрации, священник может самостоятельно принять таковое решение, с последующим докладом о том епархиальному архиерею.
Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества браков одним из желающих венчаться или при состоянии таковых в недопустимых степенях родства).
Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому таинству. В современных церковных документах предписано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении» 2 .
Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат.
Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:
Недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.
В тех случаях, когда священник затрудняется определить наличие или отсутствия препятствий к совершению таинства Брака, священник должен либо самостоятельно обратиться к епархиальному архиерею, либо предложить желающим венчаться обратиться к епархиальной власти за разрешением возникшего недоумения и дозволением на совершение венчания.
Освящение брака, совершенное — по ошибке или злоумышленно — при наличии установленных церковным законодательством препятствий признается недействительным. Исключение составляют венчания, совершенные при наличии таких препятствий, которые могут быть проигнорированы по благословению архиерея (см. пункт б перечня выше), или при несоответствии одного из венчанных возрастному цензу, если ко времени обнаружения нарушения законный возраст был уже достигнут или если в таком браке уже родился ребенок. При этом в случае признания брака недействительным по причине нарушения возрастного ценза венчание может быть совершено по достижении сторонами законного возраста.
Брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и не обусловливается преклонным возрастом. В соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака, причем «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна и обусловлена отсутствием или ненормальным анатомическим строением органов» 10 .
II. Брак с инославными и иноверными
Различие религии жениха и невесты делает канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами (IV ВС 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI ВС 72). Трулльский Собор (правило 72) под угрозой отлучения запрещает православным христианам вступать в брак не только с язычниками, но и с еретиками.
Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании тех, кто вступает в брак: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» 12 .
В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7, 12-14).
Вопрос о возможности благословения браков православных христиан с инославными должен решаться в соответствии с ныне действующими определениями высшей церковной власти. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви указано: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» 13 .
III. Прекращение брака
Супружеский союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).
В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5, 32; 19, 9). Возможен развод и в случаях, влияющих на брачный союз так же разрушительно, как и прелюбодеяние. Кроме того, Церковь сочла допустимым ряд поводов к бракорасторжению, которые могут быть уподоблены естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак.
В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:
При наличии одного из перечисленных оснований у одного из супругов, второй может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении брака. При этом наличие решения светских органов власти о рассторжении брака не отменяет для церковной власти необходимости самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания, по церковным канонам и по долгу пастырского попечения.
Перед обращением к епархиальному архиерею намеревающимся развестись следует встретиться со своим приходским священником, который призван изучить ситуацию и, по возможности, увещевать супругов примириться. В случае безуспешности такового увещевания или невозможности его осуществления священник выдает им соответствующее заключение для представления его в епархиальное управление, либо направляет таковое заключение в епархиальное управление самостоятельно.
По исследовании вопроса епархиальный архиерей 14 выдаёт свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии, о чем виновному супругу также может быть выдано свидетельство в случае его обращения.
Фактическое рассмотрение дел и выдача упомянутых свидетельств может осуществлять по благословению епархиального архиерея комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Дела рассматриваются комиссией коллегиально, а при необходимости – с выслушиванием сторон. Решение о бракорасторжении принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях бракорасторжение может совершаться в той или в другой епархии.
ПРИЛОЖЕНИЕ
О кровном родстве и свойстве
В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак запрещен без возможности исключения, состоят:
В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак может быть совершен по благословению архиерея, состоят (в этом и в следующих перечнях приводятся все возможные родственные связи каждой степени при том, что браки в некоторых случаях невозможны даже теоретически, учитывая разницу в поколениях):
В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при единобрачии обоих супругов состоят:
В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при двубрачии одного или обоих супругов состоят:
В свойстве от трех родов (трехродном свойстве) в первой степени состоят:
Комментарий к проект документа «О церковном браке»
Исходя из представленного проекта разрешено венчаться в церкви только после предъявления священнику свидетельства о государственной регистрации брака. Но в случаях, когда кому-то из будущих супругов предстоит участвовать в военных действиях, кто-то из двоих тяжело заболел или впереди у пары длительное расставание, священник может принять решение о безотлагательности венчания и повенчать молодоженов до государственной регистрации.
При этом совместное проживание мужчины и женщины, не зарегистрированное в ЗАГСе и называемое в народе «сожительство», Церковью в качестве брака не признается. Вне зависимости от совместно прожитых лет.
Венчание не может быть совершено над человеком, отрицающим основы православной веры и христианской нравственности. Именно поэтому Церковь не одобрит новый брак человека, бросившего малолетних детей или больного супруга в предыдущей семье.
Священник может отказать в венчании, если считает, что его совершают «по суеверным причинам». Или отдавая дань моде. Чтобы такого не происходило, таинству венчания должна обязательно предшествовать беседа со священником. «Следует стремиться к тому, чтобы венчание совершалось в том приходе, к которому принадлежат мужчина и женщина».
Церковь не разрешает венчать:
Церковь расторгает Венчание при следующих обстоятельствах:
Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.