что такое фабы у летчика
I. НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО АВИАЦИОННЫХ БОМБ
В настоящее время авиационные бомбы стали одним из основных средств поражения противника, в любом вооруженном конфликте последних десятилетий (в котором применялась авиация, конечно) их расход составлял десятки тысяч тонн.
История
После создания первых тяжелых бомбардировщиков военным необходимы были боеприпасы серьезных калибров, способные причинить действительно серьезные урон противнику. Уже к середине 1915 года на вооружении российской армии появились бомбы калибра 240 и даже 400 кг.
В это же время появляются первые образцы зажигательных авиабомб на основе белого фосфора. Российским химикам удалось разработать дешевый способ получения этого дефицитного вещества.
На некоторых из них следует остановиться более подробно. В 1939 году началась советско-финская война и практически сразу авиация СССР приступила к массированным бомбардировкам финских городов. Среди прочих боеприпасов использовались так называемые ротативно-рассеивающие авиабомбы (РРАБ). Ее можно смело назвать прообразом будущих кассетных авиабомб.
Ротативно-рассеивающая авиабомба представляла собой тонкостенный контейнер, содержащий большое количество небольших бомб: фугасных, осколочных или зажигательных. Благодаря особой конструкции оперения ротативно-рассеивающая авиабомба вращалась в полете и разбрасывала суббоеприпасы по большой площади. Так как СССР заверял, что советские самолеты не бомбят города Финляндии, а сбрасывают голодающим продовольствие, то финны остроумно прозвали ротативно-рассеивающие авиабомбы «хлебницами Молотова».
В конце войны немцы разработали и впервые успешно применили новый вид авиационного боеприпаса – управляемые авиационные бомбы. С их помощью, например, был потоплен флагман итальянского флота – новейший линкор «Рома».
Из новых типов авиабомб, которые впервые стали применяться во время Второй мировой войны, следует отметить противотанковые, а также реактивные (или ракетные) авиабомбы. Противотанковые бомбы – это особый тип авиационных боеприпасов, предназначенный для борьбы с бронетехникой противника. Они обычно имели небольшой калибр и кумулятивную боевую часть. Их примером могут служить советские бомбы ПТАБ, которые активно использовались авиацией РККА против немецких танков.
Совершенствование авиационных боеприпасов продолжается и в наши дни.
Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация
Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.
Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.
Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.
Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.
Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:
Существует классификация авиабомб, основанная на более узком определении поражающего действия, она используется чаще всего. Согласно ей, авиабомбы бывают:
Это список можно продолжить.
К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.
Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.
Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.
Расшифровка названия[править | править код]
Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ
-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-
250
М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250
М-46
— модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-
270
, ФАБ-1500-
2600
ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500
Т
— термостойкая, ФАБ-1500-2600
ТС
— толстостенная, ФАБ-100
сч
— сталистый чугун, ФАБ-1000
сл
— стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-
Э
— экспортная).
Что такое фабы у летчика
Для применения с такой малой высоты штурмовые ФАБ оснащены встроенным тормозным устройством и взрывателем, являющимся интегральной частью конструкции бомбы. Действие взрывателя программируется и зависит от высоты сброса и связано с парашютной системой торможения, раскрываясь оно обеспечивает низкую скорость падения боеприпаса. Устройство состоит из хвостового контейнера содержащего тормозной парашют выпускающийся в момент сброса бомбы. Парашют увеличивает сопротивление бомбы и, как следствие, сильно замедляет скорость падения. Это и позволяет производить бомбометание с малых и предельно малых высот с установкой взрывателя на мгновенное действие, поскольку самолёт за время падения бомбы успевает покинуть зону разлета её осколков. Через некоторое время парашют отстреливается и АБ с нарастающей скоростью устремляется к земле.
ФАБ-500Ш
Толщина стенок основной части корпуса составляет 10мм. Способ формирования осколков √oрганизованный. Площадь поражение √ 1600 м2 (живая сила на открытой местности (лежа).
Взрывательное устройство выдает команду на выброс тормозного парашюта через 1.0-1.4 с и обеспечивает взведение дистанционного ударного механизма 3,6-4,0 с после отделения авиабомбы при использовании ЭПУ, чтo соответствует высоте бомбометания Н>85 м. При использований МПУ это время соответственно равно 1,0-1,8 и 4,6-5,8 с, а высота бомбометания H>110 м. Масса контейнера ПТУ 29кг, площадь основного купола ПТУ 6м2. Используется одноступенчатая парашютная система.
ФАБ-500Ш
ФАБ-500ШЛ
Авиабомба ФАБ-500ШЛ предназначена для поражения войсковых и тыловых объектов противника с малых высот:
Взрыватели обеспечивают несколько видов действия авиабомбы:
надповерхностное (с использованием лидера-упредителя);
со штурмовым замедлением 20-32 с.
Виды действия взрывателя:
со штурмовым замедлением 20-32 с.
ФАБ-500ШН
ФАБ-500ШЛ
Фугасные авиабомбы (ФАБ)
Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67 в начале 1930-х гг. В 1931–1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.
Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первые годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.
В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна. На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъемными.
Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб.
Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций: ФАБ-50 М43, ФАБ-100 М-43, ФАБ-250 М43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья).
В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ: чистого тротила, французской смеси (80 % пикриновой кислоты + 20 % динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50 % тротила + 38 % аммонийной селитры + 10 % алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50 % тротила + 40 % гексогена + 10 % алюминиевой пудры). Большое количество фугасных авиабомб снаряжали амматолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.
Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно проста (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.
С начала 1942 г. ВВС начали применять ФАБ-100 КД. В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД было прекращено в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.
Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Работы по их применению были прекращены, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.
Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6 %. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров. Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17,2 %. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50–70 % общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.
ФАБ-3000М-46 и ФАБ-3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила, а ФАБ-9000М-54–4297 кг тротила.
Оружие, АСП, Бомбы, ПТАБ
Расшифровка названия
Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ
-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-
250
М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250
М-46
— модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-
270
, ФАБ-1500-
2600
ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500
Т
— термостойкая, ФАБ-1500-2600
ТС
— толстостенная, ФАБ-100
сч
— сталистый чугун, ФАБ-1000
сл
— стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-
Э
— экспортная).
Типы бомб
ПТАБ 2,5-1,5: «Чёрная смерть» немецкого совершенства
Применение первых реактивных бронебойных снарядов было также весьма спорным – в борт поражались практически все танки, но для этого требовалось прямое попадание. Испытания показали, что такие попадания составляли лишь 4% и это только при стрельбе по колоннам. В связи с этим на илы ставились привычные снаряды с осколочно-фугасными боевыми частями, отлично зарекомендовавшими себя в воздушных боях. Достаточно большой радиус разлёта осколков эффективно поражал незащищённых солдат врага.
Третий вид вооружения, применявшийся на штурмовиках – ФАБ-100 и ФАБ-250. Стандартные фугасные авиабомбы могли вполне успешно поражать танки, но для этого требовалось практически прямое попадание, что для пилотов Ил-2 было крайне затруднительно, так как специального бомбового прицела на эти машины не ставилось. В связи с этим эффективно сбрасывать ФАБ можно было лишь с малых высот, но тут подстерегала другая опасность – был велик риск, что осколки и взрывная волна заденет и сам самолёт.
Таким образом, гроза небес фактически не имела вооружения для поражения вражеских танков. Однако это была вовсе не недоработка конструкторов – бомбометание по подвижным целям было крайне затруднительно практически на любой технике того времени.
Появление на Восточном фронте таких стальных монстров, как «Тигр», «Пантера» и «Фердинанд» поставило перед советскими конструкторами весьма сложную задачу по поиску средств противодействия столь тяжело бронированной техники. На создание новых танков, САУ и противотанковых пушек требовалось время, которого не было.
Разработка Ларионова будет довольно жёстко раскритикована и, вполне возможно, на стадии проекта она бы так и осталась, но приказ о дальнейших изысканиях в этом направлении издаст лично Сталин.
О применении ПТАБ глазами пехотинца позже расскажет Чернышев С.И., один из командиров 183-й стрелковой дивизии: «Колонна танков, возглавляемая «Тиграми», медленно двигалась в нашу сторону, ведя огонь из пушек. Снаряды с воем проносились в воздухе. На душе стало тревожно: уж очень много было танков. Невольно возникал вопрос: удержим ли рубеж? Но вот в воздухе появились наши самолеты. Все вздохнули с облегчением. На бреющем полете штурмовики стремительно ринулись в атаку. Сразу загорелось пять головных танков. Самолеты продолжали снова и снова заходить на цель. Все поле перед нами покрылось клубами черного дыма. Мне впервые на таком близком расстоянии пришлось наблюдать замечательное мастерство наших летчиков».
Сами по себе они не способны уничтожить танк, а лишь прожигают броню. От обычного попадания ПТАБ экипаж немецкого танка страдал скорее морально – танкисты получали ожоги от расплавленной брони, а в танке становилось невероятно жарко, но техника всё ещё была способна вести бой. Настоящий кошмар начинался, если капли расплавленной брони попадали на боеприпасы или топливо. В первом случае от машины просто ничего не оставалось. Со второй же бедой экипаж мог справиться, но пожар выводил танк из строя на несколько недель, а то и месяцев, так как нередко требовалась замена всей проводки или двигателя.
Приказ Сталина на запрет использования ПТАБ сыграет очень важную роль во время Курской битвы. Уже через несколько дней построения немцев сильно растянутся. Это ослабит удары танковых соединений и создаст проблемы при их управлении, но потери немецкой техники сократятся в 4 раза.
Кроме того, у первых ПТАБ окажется существенный недостаток – слишком чувствительные взрыватели, реагировавшие даже на ветви деревьев. Как только немецкие командиры это заметят, то танки начнут прятать под деревьями и навесами, а на время маршей сверху будут ставить панели из проволочной сетки.
ПТАБ 2,5-1,5 уже через несколько дней лишаться своей чудовищной эффективности, но свою задачу они выполнят – наступление сверхсовременной немецкой бронетехники будет сорвано дешёвыми и чрезвычайно простыми миниатюрными бомбами. Так, из 240 «Пантер» не менее 150 сгорят, поражённые ПТАБ. До 80% «Тигров» будет уничтожено «Катюшами» и штурмовиками.
В 1946 году Ларионов получит за своё изобретение Сталинскую премию. Один из тех редких случаев, когда конструктор был награждён этой премией индивидуально, а не в составе коллектива.
Автор: Гурский Арсений
Источник фото: soldierweapons.com
Модели и типы бомб
Межтиповые виды бомб
ФАБ с коротким корпусом
ФАБ большого удлинения
ФАБ толстостенная Детонатор Взрывчатое вещество Корпус
Фугасные
Фугасные авиабомбы (ФАБ)
Современные ФАБ общего назначения имеют массу 250 кг и более. Они могут иметь несколько форм исполнения[1]:
Принципиальная схема ОФАБ Детонатор Взрывчатое вещество Корпус
Осколочно-фугасные
Бетонобойные и противолодочные
БетАБ с парашютом и ракетным ускорителем взрыватель Взрывчатое вещество контейнер с ракетным ускорителем корпус контейнер с парашютом
Принцип действия БетАБ с парашютом и ракетным ускорителем
— бетонобойная авиабомба. Предназначены для эффективного поражения железобетонных укрытий и ВПП. Конструктивно делятся на 2 вида:
Бомбы малого калибра обычно используются в составе кассет и имеют контактный взрыватель и кумулятивное исполнение бомбы[1].
Бетонобойные и противолодочные | |||||||||||||
Аббревиатура | Изображение | Диаметр (мм.) | Длина (мм.) | Масса бомбы (кг.) | Масса ВВ (кг.) | Примечания | |||||||
БетАБ-500 | 350 | 2200 | 477 | 76 | [2] | ||||||||
БетАБ-500ШП | 325 | 2500 | 380 | 77 | [2]Штурмовая, с реактивным ускорителем | ||||||||
БетАБ-500У | 450 | 2480 | 510 | 45 ТЭ | [4] | ||||||||
ПЛАБ-250-120 | 240 | 1500 | 123 | 61 | [2] |
Зажигательные и объёмно-детонирующие
ОДАБ взрыватель диспергирующий заряд снаряжение вторичный (инициирующий) заряд корпус контейнер с парашютом
— объёмно-детонирующая авиабомба. Обеспечивает бо́льшую эффективность по живой силе и легкоуязвимой технике (в том числе в открытых укрытиях), чем ФАБ. При встрече с препятствием срабатывает диспергирующий заряд, разрушается корпус, дробится и разбрасывается горючее. Горючее испаряется и, смешиваясь с воздухом, образует облако топливовоздушной смеси. Через время необходимое для образования облака достаточного размера, вторичный детонирующий заряд ВВ подрывает топливовоздушную смесь[1].
ЗАБ с пиротехническим зажигательным составом. Детонатор Пиротехнический состав Термитный состав Корпус
Зажигательные и объёмно-детонирующие | |||||||||||||
Аббревиатура | Изображение | Диаметр (мм.) | Длина (мм.) | Масса бомбы (кг.) | Масса ВВ (кг.) | Примечания | |||||||
ЗАБ-100-105 | 273 | 1065 | 106,9 | 28,5 | [2] | ||||||||
ЗАБ-250-200 | 325 | 1500 | 202 | 60 | [2] | ||||||||
ЗБ-500ШМ | 500 | 2500 | 317 | 260 | [2] | ||||||||
ЗБ-500ГД | 500 | 2500 | 270-340 (в зависимости от типа огнесмеси) | 218-290 | [2] | ||||||||
ФЗАБ-500М | 400 | 2500 | 500 | 86+49 (ВВ+огнесмесь) | [2] | ||||||||
ОФЗАБ-500 | 450 | 2500 | 500 | 250 | [2] | ||||||||
ОДАБ-500ПМ | 500 | 2280 | 520 | 193 | [2] | ||||||||
АВБПМ | — | — | 7100 (44000 кг. ТЭ) | [5] |
Кассетные
— разовые бомбовые кассеты. Представляют собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра (до 20 кг.). Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения. Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутренним отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида[1]:
— контейнер малогабаритных грузов универсальный. Предназначен для транспортировки и сброса БКФ (блоков контейнерных фронтовых) с суббоеприпасами. Сам же КМГУ во время боевого применения находится на узле подвески вооружения летательного аппарата и не сбрасывается (хотя в аварийной ситуации может быть принудительно сброшен). Конструктивно КМГУ представляет собой обтекаемый корпус с управляемыми створками, отсеками для подвески БКФ и автоматикой позволяющий регулировать интервал сброса блоков[3][6].
РБК обтюраторного типа. Стакан Боевые элементы Обтюраторный диск Центральная труба Вышибной заряд
РБК с центральным ВРЗ и установленным съёмным обтекателем. Стакан Воспламенительно-разрывной заряд Боевые элементы Механизм расцепления Дистанционный взрыватель Центральная труба Корпус Командный прибор Планка
РБК с центральным ВРЗ (РБК-250 ЗАБ2,5М) в разрезе. Стакан Боевые элементы Центральная труба с ВРЗ внутри Корпус
Суббоеприпасы бомбовых кассет
ШОАБ-0,5 с готовыми осколками-шариками (слева), и АО-2,5РТ с насечками (справа). Корпус Заряд ВВ Взрыватель Стальные шарики Стабилизатор Прилив
ПТАБ-2,5М с головным взрывателем (вверху), и ПТАБ-1М со встроенным пьезоэлектрическим взрывательным устройством (внизу). Корпус Заряд ВВ Взрыватель (вариант с головным взрывателем) Датчик цели (вариант со встроенным взрывательным устройством) Предохранительно-исполнительный механизм
Разработка и применение
Кумулятивная авиабомба была разработана в СССР 1942 году в Центральном конструкторском бюро № 22, которое специализировалось на разработке взрывателей (на 2020 год это НИИ «Поиск» в Санкт-Петербурге). Вес первого образца составил 10 кг, впоследствии его сократили до 2,5 кг[1].
(Индекс УВ ВВС —
7-В-118
), донный.
Первое боевое применение — 5 июля 1943 года на Курской дуге.
И. А. Ларионов в январе 1944 года был награждён за разработку бомбы и взрывателя к ней орденом Ленина, а в 1946 году — удостоен звания лауреата Сталинской премии.