Что такое эцп на социальной карте москвича
Использование социальной карты москвича и операции, доступные в режиме онлайн
Социальная карта москвича (СКМ) предоставляет своему владельцу две основные функции – она работает как обычная дебетовая банковская карточка и как инструмент получения льгот. Расскажем подробнее, как использовать все ее возможности.
Сразу после получения
Любой держатель соцкарты, если он не относится к категории школьников или учащихся средних профессиональных учебных заведений, может использовать СКМ сразу после получения. Учащимся же в течение 30 дней придется сначала ее активировать – это даст возможность использовать транспортное приложение. Если с момента получения карточки прошел месяц и активация не была произведена, она будет заблокирована.
Активировать карту учащегося можно через интернет, в «Личном кабинете» на сайте mos.ru. Для этого понадобится указать номер социальной карты москвича (он обозначен на стороне с фотографией). Инструкция по активации, как правило, выдается школьнику в конверте вместе с картой.
Кроме того, все соцкарты выпускаются и обслуживаются определенным банком (как правило, это ВТБ). Льготникам, пенсионерам и студентам после получения именного пластика ничего делать не нужно – СКМ сразу можно использовать для финансовых операций. А вот школьникам для активации этой функции придется обратиться с заявлением в любое отделение банка, который выпустил карточку.
Когда банк разблокирует карточку, учащийся сможет самостоятельно распоряжаться своим банковским счетом, оплачивать покупки и пополнять баланс.
Как узнать номер счета социальной карты?
Прежде всего, отметим, что номер карты – это не то же самое, что номер лицевого счета. Номер карты выбит на ее лицевой стороне (с логотипом банка) и состоит из 16 цифр. Его можно использовать для банковских переводов, при оплате покупок через интернет и т. д.
Номер же лицевого счета прописан в банковском договоре, который выдается вместе с СКМ. С любыми вопросами, касающимися счетов и финансовых операций, вы можете обратиться в отделение банка, выпустившего вашу соцкарту.
Как проверить социальную карту москвича через интернет?
На разных этапах получения и использования СКМ некоторую информацию держатель карты может получить в онлайн-режиме.
Так, в течение тех 30 дней, которые отводятся на выпуск именного пластика после подачи заявления, будущий владелец СКМ может проверять ее готовность на портале mos.ru. https://www.mos.ru/socialnaya-karta/services-proverka-sostojanija-izgotovlenija-socialnoj-karty/
Когда карточка будет готова, вы можете открыть «Личный кабинет» в онлайн-сервисе банка. Сделать это можно двумя способами:
После открытия личного кабинета можно будет проверять состояние счета через интернет, оплачивать покупки или ЖКУ, совершать переводы, не выходя из дома. Можно использовать сайт банка или мобильное приложение.
Сферы использования СКМ
Итак, мы разобрались с банковскими функциями СКМ. В остальном же ее использование зависит от того, какие льготы положены владельцу.
Отдельный вопрос, касающийся использования СКМ, — электронная подпись. Изначально электронно-цифровая подпись на карте отсутствует, однако вместе с документами при ее получении выдается пинкод для ЭЦП (4 цифры) – на случай, если владелец пожелает ее оформить. Для этого нужно обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров (список таковых можно найти на сайте минсвязиаг http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/#section-list-of-accredited-organizations).
Образец вашей личной подписи, нанесенный на соцкарту, не имеет отношения к ЭЦП. Это лишь одно из средств подтверждения того, что именной пластик принадлежит именно вам (можно сверить с подписью в паспорте).
По любым вопросам, касающимся получения и использования социальных карт в г. Москва, вы можете обратиться на «горячую линию» проекта, позвонив по телефону 8 (495) 539-55-55 (с 8:00 до 20:0). Также можно воспользоваться формой обратной связи на сайте мэра Москвы. https://www.mos.ru/socialnaya-karta-kontakti/
Ключ от города: как социальная карта для льготников превратилась в Карту москвича для всех
Интервью с генеральным директором ГУП «Московский социальный регистр» Кириллом Кузнецовым.
Проездной, дисконтная карта, банковское приложение, читательский билет и пропуск на работу – это не просто набор слов, а часть услуг и сервисов, которые объединила в себе Карта москвича. Какие технологии помещаются в пластиковой карточке и что ждет москвичей в будущем – рассказал Кирилл Кузнецов, генеральный директор ГУП «Московский социальный регистр», подведомственной организации Департамента информационных технологий Москвы.
– Когда появилась социальная карта – предшественница Карты москвича? Как развивался проект?
– Социальная карта москвича появилась в 2002 году. Изначально она использовалась как проездной для льготников. Раньше, чтобы получить право на бесплатный проезд, горожане сначала собирали по инстанциям соответствующие справки, затем приходили с ними и подтверждающими документами в метрополитен, где получали проездные. Это было не систематизировано и неудобно. К тому же, справки могли подделать. А социальная карта упростила эту процедуру: она стала полноценным проездным без лишних бумаг.
В 2012 году появились новые функции: держатели социальной карты москвича начали получать скидки в магазинах – партнерах проекта (на данный момент их 17,5 тыс. по всей России – прим. ред.). Скидки – самая востребованная опция: ими пользуются 90% держателей карт. Например, в 2018 году горожане ежемесячно совершали около 5 миллионов покупок и, по оценкам ДИТ, экономили порядка 130 млн руб. в месяц – это более 1,5 млрд рублей в год.
А в 2014 году карта уже заработала как полис ОМС и СНИЛС и даже как полноценное банковское приложение. Каждый год у карты продолжают появляться новые функции и сервисы.
По данным на январь 2019 года, Карты москвича есть у 4,8 млн жителей столицы, из них 4,6 млн – активные пользователи.
75% – пенсионеры, люди с ограниченными возможностями и члены многодетных семей
11% – учащиеся школ и колледжей
1% – иные льготные категории москвичей
По прогнозам, к 2021 году это число увеличится вдвое – за счет подключения нельготников.
– А есть ли у московской карты аналоги?
– Безусловно. Аналоги есть в разных частях мира: в Эстонии, например, в Малайзии, в Сингапуре. В основном это просто физический носитель с ID, к которому привязана информация о человеке – с ее помощью можно только получать госуслуги. А в США, например, напротив, она не связана с госуслугами: работает для налогового и пенсионного учета. Иными словами, за границей встречаются только отдельные функции: удостоверение личности, транспортное или банковское приложение, привязка к госуслугам, программа лояльности. Но целостного набора услуг и сервисов, как в России, нет.
– Как социальная карта стала Картой москвича? В чем смысл перехода?
– Мы поняли, что у нас много категорий льготников, и у каждой из них была своя карта. Всего девять. Возникала путаница. Горожанам сложно было разобраться, где какая карта.
А кто такой льготник? Школьник, студент, молодая мама – это все льготные категории. Причем один человек за жизнь мог стать льготником несколько раз.
Например, ребёнок идёт в школу – получает карту. Срок жизни карты – 5 лет. А в школе учатся 11. То есть в 10-м классе у человека заканчивается вторая карта и мы выпускаем ему третью, а через год эту же карту уничтожаем, так как человек уже закончил школу, поступил в вуз и должен получить карту студенческую. И так далее. По сути – такая ситуация – неэффективное расходование средств налогоплательщиков.
Соответственно, нужно было уйти от множества видов карт и прийти к общему – к Карте москвича. И оптимизировать расходы города на проект. И мы это сделали. Карта москвича в новом дизайне уже выдана более чем 620 тыс. граждан. И по нашим оценкам, потенциально это решение будет экономить бюджету 30 млн руб. ежегодно на перевыпуске.
Дальше возникает вопрос: «А почему только льготники?» Чем остальные москвичи хуже. Если я прихожу, например, собачий корм покупать, мне предлагают в зоомагазине взять дисконтную карту и дают по ней сразу скидку 5%. И по карте москвича скидка тоже 5%. Это значит, что зоомагазин дает скидку не только льготникам, он дает ее всем. И таких сетей – огромное количество. О чем это говорит? Что мы можем тогда скидочную часть, которая есть в соцкарте, как минимум, распространить на всех москвичей. Плюс добавить транспортную часть в виде «Тройки» туда же. ЭЦП, ОМС, СНИЛС, запись к врачу – никакого отношения к льготам это уже не имеет. Фактически льготный статус заканчивается там, где заканчивается льготный транспорт. А все остальное-то богатство не привязано к льготной категории. Почему мы москвичей должны в этом ограничивать?
Мы подумали, почему бы не начать выпускать Карту москвича для всех жителей столицы и выдавать её в любом отделении банка-партнёра. Собственно, в этом направлении и движемся. Сейчас тестируем продукт. Начали с зарплатных проектов.
Кроме того, с 1 января 2019 года вступил в силу Закон города Москвы от 26 сентября 2018 года № 19 «О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения».
Теперь москвичи предпенсионного возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, – у которых есть страховой стаж не менее 9 лет или звания «Ветеран труда»/«Ветеран военной службы», тоже будут получать льготы по Карте москвича.
Фактически руководство города решило, что мы будем распространять меры социальной поддержки, как это было раньше, на тех, кто ещё, по федеральному законодательству, пока не имеет права на эти меры. Это люди, которые должны были быть пенсионерами по старому закону, но по новому уже перестают быть. Таким горожанам полагается бесплатный проезд в метро и все остальные функции карты.
– Допустим, мне 30-35 лет, я не льготник. Убедите меня завести себе Карту москвича.
– Представьте, что с утра вы поедете на работу на общественном транспорте. После отправитесь на прием к врачу, а в поликлинике вспомните, что нужно записаться еще к одному. Вечером зайдете за продуктами и в аптеку. Многовато дел для одного дня, но допустим.
Какой набор документов вам придется взять с собой? Пропуск на работу, проездной, ОМС, карты лояльности аптеки и продуктового магазина, банковскую карту. Итого восемь. Целая гора пластика и не забыть бы чего-нибудь.
Одна карта соединила в себе массу полезных сервисов, фактически это ключ от города.
А что теперь? Вы можете обойтись одной картой – Картой москвича. Она работает как проездной (это та же “Тройка”) и может служить пропуском на работу. В карту встроены ОМС и СНИЛС: чтобы записаться к врачу в поликлинике, достаточно приложить ее к терминалу – не нужно ничего вводить.
На эту же карту вы получаете зарплату. Благодаря полноценному банковскому приложению можете переводить деньги со счета на счет, расплачиваться в магазинах и при этом получать скидки от партнеров проекта. Причем не только в Москве: около 10 тыс. магазинов находятся в регионах нашей страны.
Еще карта работает как ЭЦП (электронная цифровая подпись). Держатели карты оплачивают услуги на mos.ru без комиссии, что тоже приятно. А ваши дети по ней могут бесплатно ходить в московские музеи.
Что в итоге? Одна карта соединила в себе массу полезных сервисов, фактически это ключ от города.
– Это все понятно и удобно, но что с безопасностью? Вдруг я потеряю карту…
– Карта москвича защищена на нескольких уровнях. Начнем с того, что ее выпускают банки, поэтому уровень защиты соответствует мировым стандартам. Никто не сможет списать или перевести деньги без вашего ведома – потребуется аутентификация. И никто не сможет подделать вашу карту. А при необходимости ее можно заблокировать или перевыпустить. И при этом продолжить пользоваться частью функций с помощью мобильного приложения.
Во-вторых, на самой карте данные не хранятся, соответственно, их невозможно украсть. Если объяснять на пальцах, на пластике есть условный шифр. Специальное считывающее устройство (турникет или терминал) идентифицирует владельца карты и подключается к базе данных. Вся информация, напомню, хранится в защищенном ЦОДе (центр обработки данных) и находится под надзором высокоспециализированных служб информационной безопасности. Защита данных – дело первостепенной важности, поэтому можете быть спокойны.
– Хорошо. Как Карта москвича будет развиваться дальше? Какие технологии появятся?
– В первую очередь, мы смотрим на то, что нужно жителям. Например, запрос на скидки на катках, спортивных и развлекательных мероприятиях пришел от них. И мы это сделали.
В ближайшей перспективе мы работаем над перекодировкой карт. Когда технология запустится, человеку не нужно будет перевыпускать карту. Например, когда школьник станет студентом, он просто перекодирует льготу на старой карте.
Также мы обсуждаем с банками возможность выпуска дополнительных формфакторов. Но вот моё личное мнение – эти «побрякушки» носимые не нужны. Зачем, если у меня карта и смартфон всегда с собой? Но здесь всё зависит от спроса со стороны москвичей, конечно.
Однозначно будут развиваться биометрические технологии. Мы уже не то что вскочили в этот поезд, мы уже в ракете, которая стратосферу преодолела и, в общем, где-то там далеко, и у нас выбора нет. Основная проблема сейчас чисто технологическая: понимать, что Вася – это Вася мы умеем, а отличить Васю от фотографии Васи пока не умеем. Это новорожденные проблемы, которые например у «Apple» были с FaceID, когда смартфону можно было фото человека показать и он разблокировал телефон.
Перед нами стоит большое количество задач. Если мы реализуем хотя бы 30%, например, полноценное мобильное приложение запустим и биометрию сделаем, то это уже будет хорошо.
Главное за сегодня
Торжественное открытие монумента планируется в августе 2020 года.
Порывы ветра при грозе составят до 17 м/с.
Популярные статьи
Инфографика
Универсальная электронная карта — где получить и как использовать?
Проект «Универсальная электронная карта» реализуется под контролем Министерства экономического развития Российской Федерации. Эта инициатива имеет государственное значение.
Материалы по теме:
АО «УЭК» сообщает об отмене выпуска и выдачи универсальных электронных карт (УЭК) с 1 января 2017 года. Соответствующее решение было принято на федеральном уровне и закреплено Федеральным законом от 28.12.2016 №471-ФЗ.
Содержание
До 1 января 2015 года УЭК выдается по желанию на основании его письменного заявления. C начала 2015-го карта будет выпускаться все зависимости от того, подали вы заявление или нет. В случае, если гражданин не желает получать УЭК, он может подать заявление об отказе от получения карты.
Общие положения об универсальной электронной карте определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В начале 2014 года Совет Федерации одобрил изменения в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые продлевают сроки выдачи универсальных карт на основании заявлений от граждан до 31 декабря 2014 года. Обязательная выдача УЭК для граждан, не подавших заявления об отказе, предусмотрена с 1 января 2015 года.
В 2014 году Правительство Москвы планирует выпустить 500 000 универсальных электронных карт с транспортным приложением.
УЭК – что дает гражданам РФ универсальная карта?
Универсальная электронная карта (УЭК) предназначена для удостоверения прав пользователя УЭК на получение государственных и муниципальных услуг, а также для оплаты этих услуг в электронной форме.
Карта может быть носителем квалифицированной электронно-цифровой подписи (ЭЦП) гражданина, которая дает ему возможность совершать юридически значимые действия, в том числе получать государственные, муниципальные и коммерческие услуги в электронной форме.
К основным возможностям электронного банковского приложения УЭК, действующим на всей территории РФ, относятся:
Дополнительно на УЭК могут быть размещены независимые региональные и муниципальные электронные приложения, которые обеспечивают получение услуг в конкретном регионе.
В настоящее время УЭК не обладает статусом документа, удостоверяющего личность (хотя законопроект о введении в 2015 году электронного паспорта внесен в Госдуму в январе 2013-го и находится на рассмотрении).
УЭК обеспечивает доступ к информации о владельце УЭК для удостоверения его прав на получение государственных, муниципальных услуг и прочих услуг.
Где и как можно использовать УЭК↑
Карта — инструмент, с использованием которого ведомства, фонды, организации и учреждения смогут оказывать гражданам широкий спектр услуг в электронном виде. Карту можно использовать:
В ближайшем будущем при помощи УЭК, как обещают разработчики, появятся возможности:
УЭК и ОМС ↑
УЭК и СНИЛС ↑
В настоящее время страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (СНИЛС) является наиболее востребованным идентификатором гражданина и используется для получения услуг на государственных порталах. При использовании УЭК СНИЛС считывается автоматически.
Использование УЭК в сети Интернет ↑
Для использования УЭК в сети Интернет используется кардридер — устройство взаимодействия с УЭК, имеющее сертифицированные программные и аппаратные средства защиты.
Для работы на персональном компьютере пользователя УЭК может использоваться любой кардридер, соответствующий стандарту PC/SC. Кардридеры для УЭК поставляют независимые поставщики. Также требуется установить программное обеспечение (оно бесплатно, как сообщается на сайте УЭК, скачать программу можно на сайте произведителя СКЗИ «КриптоПро УЭК CSP» ), позволяющее работать с электронной подписью.
С использованием кардридера держателю универсальной электронной карты становятся доступны все электронные услуги, предоставляемые на порталах государственных и муниципальных услуг, а также подписывать, например, договора (что важно для фрилансеров и тех, кто не может физически подписать документ).
В начале апреля 2013 в Трудовой кодекс РФ были введены поправки, регулирующие дистанционную занятость. Теперь трудовой договор, составленный в электронном виде, завереный электронными подписями сторон, имеет такую же силу, что и договор на бумаге, подписанный лично. В этом случае в трудовом договоре должно быть указано, в какой срок работодатель и сотрудник должны подтвердить получение электронного документа друг от друга.
Стоимость картридера в разничной торговле составляет 200–400 рублей.
Как получить УЭК?↑
УЭК выдается бесплатно гражданам Российской Федерации на основании личного заявления.
Карта действует в течение пяти лет.
В данный момент подать заявление на получение УЭК удаленно возможности нет. Для этого нужно идти в пункт обслуживания, он же — пункт приема заявлений.
Для граждан до 14 лет заявление о выдаче УЭК подает и подписывает законный представитель. В этом случае размещение на УЭК фотографии несовершеннолетнего не обязательно.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут самостоятельно подать заявление о выдаче УЭК и получить карту, а также отказаться от нее.
При подаче заявления гражданин должен иметь при себе:
Заявление можно подать в Москве, имея в столице лишь временную регистрацию (только для граждан РФ). А вот подача заявления по доверенности законодательством не предусмотрена.
Там же, в пункте обслуживания, заявителя сфотографируют. Можно принести фото с собой ( цветное или черно-белое, в электроном виде или на бумаге), но оно должно соответствовать следующим требованиям:
При желании завитель может включить в данные, которые будет «носить» его карта, ключа электронной подписи. Эта подпись будет иметь такую же юридическую силу, как и личная физическая подпись заявителя.
При подаче заявления заявитель выбирает банк, к счету в котором будет привязана карта.
Пока выбор банков ограничен. В партнерской программе участвуют:
Счет, при его наличии, можно будет привязать к карте, либо сначала открыть, а потом – привязать. Но для этих действия в банк нужно образаться самостоятельно. Привязывать ваш счет к карте в пункте обслуживания не будут, не их компетенция.
Далее сотрудник пункта должен выдать заявителю номер заявки для получения информации о статусе готовности УЭК.
Когда карта будет готова, заявителю нужно посетить пункт выдачи карты (он указан в заявке, как правила пункты приема заявления и пункты выдачи совпадают) и получить саму карту и конверт с ПИН-кодами к ней. ПИН-коды нужны для разных функций (свой код для каждой функции): для идентификации личности при получении услуг, подписания документов электронной подписью, используется при необходимости сменить коды для этих двух действий, и ПИН-код для банковского приложения.
Если вы получаете карту в Москве, на сайте uec.mos.ru можно проверить статус заявления на выдачу УЭК, и проверить саму карту. Оттуда же можно перейти на портал государственных и муниципальных услуг города Москвы.
При наличии брака замена УЭК осуществляется бесплатно на основании заявления.
В случае смены паспорта, при условии, что фамилия, имя или отчество не изменились, замены карты не требуется.
Где получить УЭК? Адреса в Москве и Подмосковье↑
Москва ↑
В столице действуют 8 пунктов обслуживания. В них принимают заявления на выдачу УЭК, и выдают карту.
Адрес пункта обслуживания
Местонахождение пункта обслуживания
Социальная карта москвича переходит на платежную систему «Мир»
На всех социальных картах москвича, которые будут выпущены банком ВТБ с 1 июля, внедряется расчетное приложение платежной системы «Мир».
«Переход социальной карты в Москве на платежную систему “Мир” фактически означает, что все новые, а также перевыпускаемые в столице соцкарты будут выходить на платежной системе “Мир”», — рассказал гендиректор ГУП «Московский социальный регистр» Кирилл Кузнецов.
Действующие карты, на которые сейчас зачисляются социальные выплаты, будут действовать до 1 июля 2020 года, если срок их действия не истекает раньше, уточнил он. Затем они должны быть заменены на социальные карты с расчетным приложением «Мир».
Социальная карта является единым инструментом получения социальной помощи в Москве. На нее записаны проездной «Тройка», медицинское и банковское приложения. По карте можно получить скидку более чем в трех тысячах торгово-сервисных предприятий Москвы. Кроме того, карта позволяет использовать электронную подпись для получения госуслуг в электронном виде.
Социальная карта также поддерживает функционал обычной платежной карты. С ее помощью можно оплачивать покупки, снимать и вносить наличные. На социальную карту с расчетным приложением на базе платежной системы «Мир» возможно перевести различные социальные выплаты, например пенсию.
Российская национальная платежная система «Мир» создана в конце 2015 года. В отличие от международных карт действие карт «Мир» не зависит от внешних политических и экономических факторов.
Социальная карта москвича — это именная пластиковая карта, которую выдают представителям льготных категорий граждан с 2001 года.Держателями более пяти миллионов карт сегодня являются студенты, школьники, пенсионеры, жители Москвы, получающие жилищные субсидии, пособия по беременности и рождению ребенка.
Как активировать социальную карту москвича на Мос.ру
Сегодня жители Москвы и области могут получить различные типы социальных карт. В этом перечне есть пластиковые продукты для пенсионеров, студентов, учащихся, беременных женщин и множество других. Обычно они предназначены для самых незащищенных слоев населения, позволяющих получать с их помощью дополнительные меры финансовой поддержки. В этой статье разберемся, как активировать карту москвича на Мос.ру, для чего нужна активация, и где получают такие карточные продукты.
Как быстро активировать карту москвича на Мос.ру
После получения социальной карточки на руки она еще не активна. Поэтому для того, чтобы вы смогли ей воспользоваться необходимо пройти процедуру активации. Существует несколько возможностей для этого – на Госуслугах, в терминалах самообслуживания, в киосках Мосгортрантса, а также на портале mos.ru.
Более подробно в этом материале рассмотрим способ активации через сайт мэра и Правительства Москвы. Здесь предоставляется широкий выбор услуг, в том числе и активация карты москвича. Инструкция для работы будет следующей:
Обратите внимание! Будьте внимательны при списывании комбинации цифр на социальной карте. При ошибках ввода, карту не активируют, и придется набирать данные повторно.
Где получить социальную карточку москвича
Для оформления такого льготного носителя можно обратиться в любое территориальное отделение центра «Мои документы». Также заказать услугу вы сможете на портале Мос.ру. Для получения носителя предстоит предоставить ряд документов:
Время на изготовление пластикового носителя составляет до 30 дней. В любом случае получение карты происходит в МФЦ, который выбирается при подачие онлайн-заявки.
Зачем нужно активировать карту сразу после получения?
Внешне социальная карточка может напоминать кредитку. Необходимость ее активации связана с тем, что вы подтверждаете намерение использовать ее. Кроме этого идет факт получения ее именно владельцем, на которого она выпущена.
Активация потребуется для того, чтобы стало доступно транспортное приложение. При этом после получения носителя, пройти активацию нужно в течение 30 дней. Такие карты москвича могут нести различный функционал: