Что такое этническая культура

Этническая культура

Смотреть что такое «Этническая культура» в других словарях:

Культура полей погребальных урн — Археологическая культура • Культура полей погребальных урн Железный век … Википедия

Культура абажурных погребений — Археологическая культура • Культура абажурных погребений Железный век Локализация бассейн Вислы и Варны Датировка V III вв. до н.э … Википедия

Культура террамар — Археологическая культура • Северная Италия Культура террамар Бронзовый век … Википедия

Культура штрихованной керамики — Археологическая культура • Белоруссия, Литва Культура штрихованной керамики Железный век … Википедия

Культура штрихованной керамики (Балтика) — Карта балтийских и славянских археологических культур III IV вв. Культура штрихованной керамики балтская археологическая культура железного века (VII век до н. э. V век н. э.), расположенная на территории восточной Литвы, юго восточной … Википедия

Этническая музыка — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Культура боевых топоров — Культурно историческая общность • Бронзовый век ←Катакомбная ←Шаровидных амфор ←Неманская … Википедия

Культура долины Инда — Ареал распространения цивилизации. Статуэтка жреца из Мохенджо Даро. Раскопанные археологами развалины Мохенджо Даро … Википедия

Культура цыган — В Википедии есть портал «Цыгане» … Википедия

Культура Монголии — Содержание 1 Традиционная культура 1.1 Языковое наследие … Википедия

Источник

Этническая культура

В широком значении этническая культура — это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. В узком смысле под этнической культурой понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком.

Этническая культура — такая же древняя, как и само человечество. Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и не было в прошлом. В культуре каждого народа переплетаююся явления, свойственные только ему одному, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными всему человечеству в данную историческую эпоху. Так например, бумеранг в развитом виде был специфическим для австралийцев; копьеметалка, кроме них, была известна многим народам Меланезии, эскимосам, некоторым группам индейцев Южной Америки, а в период позднего палеолита — древним обитателям Европы.

С культурой каждого этноса неразрывно связан и его быт. Под бытом понимаются специфические формы поведения людей в их повседневной жизни, а также взаимоотношения, складывающиеся при этом между людьми, способы использования ими предметов, служащих для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В быту, как и в культуре, ярко проявляется этническая специфика, которая зависит как от общего уровня социально-экономического развития народа и его отдельных социальных и территориальных групп, так и от характера окружающей естественно-географической среды. В культуре, непосредственно связанной с бытом, наиболее ярко отражаются характерные свойства этноса, но при этом имеется в виду не вся бытовая культура, а лишь ее устойчивые повторяющиеся компоненты, т. е. традиционная часть, которую целесообразно именовать традиционно-бытовой культурой.

Этносу присуща постоянная социокультурная антитеза «мы — они», «свои — чужие». Поэтому этнос — только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Потребность дифференциации приводит к тому, что один из компонентов (язык, религия, культурно-политические структуры или же художественные особенности) выделяется в качестве системообразующего фактора, чтобы оформить данную общность по отношению к другим. Культурное единство членов этноса также неразрывно связано с особенностями их психологии, проявляющимися, в частности, в оттенках их характера, специфике ценностных ориентаций, вкусов и т. п. Но значение тех или иных компонентов культуры всегда соотносительно. Какая-то черта культуры одного этноса становится дифференцирующей по отношению к другому этносу, ее не имеющему.

Своеобразие культурного облика является тем основным критерием, по которому разграничиваются народы, говорящие на одном языке, давно живущие на общей территории и тесно связанные между собой хозяйственно. Так, например, на северо-западе России, в Карелии и Ленинградской области карелы и вепсы на протяжении многих столетий живут рядом с русскими, находятся с ними в самых тесных хозяйственных связях, часто даже в быту говорят по-русски, но сохраняют некоторые специфические особенности материальной и духовной культуры (жилища, пища, одежда, устное народное творчество и т. п.) и сознают свою принадлежность к различным этносам. В Боснии и Герцеговине сербы, хорваты и боснийцы говорят на одном и том же сербскохорватском языке, обитают на смежных территориях, имеют общую экономическую базу, но тем не менее являются самостоятельны¬ми народами со своей самобытной культурой.

Эти примеры показывают, что могут существовать народы, живущие на одной территории, имеющие общую экономическую базу и говорящие на одном языке, но нет и не может быть двух народов с совершенно одинаковой культурой. Если народ утрачивает свою культурную специфику, он перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос.

Культура этноса обеспечивает не только его интеграцию и стабильность как системы. Элементы этой культуры имеют и «вторую жизнь», так как выполняют и этнодифференцирующие функции, становятся основой для различения «мы» и «они». Взаимодействие этнических культур имеет сложный противоречивый характер. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному обогащению, обмену и т. д., а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания и стремлением к закреплению этнической специфики.

Этническую культуру следует отличать от национальной культуры. Источник этнической связи людей — общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Нация — более сложное и позднее образование. Конечно, этничность не исчезает с формированием нации. И все же нация — образование более высокого порядка уже потому, что в ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникации, а вместе с тем культура выделяется в один из ведущих компонентов наряду с хозяйственной системой и государством, что обеспечивает ей гораздо больше возможности для дифференциации.

Этнические признаки культуры могут существовать отдельно от нации. К примеру, русские, армяне, украинцы в различных странах зарубежья длительное время сохраняют привязанность к своему родному этносу (хотя и не обязательно к государству), несмотря на то, что в основных социокультурных характеристиках уже относятся (и относят сами себя) к той нации и тому государству, членами и гражданами которых они являются.

Вхождение этносов в нацию не означает усвоения ими всей национальной культуры. Они лишь частично воспринимают духовную культуру нации, образуя свою субкультуру. Только с помощью конкретного анализа можно узнать, какие черты национальной культуры восприняты субкультурой данного этноса и каким образом осуществляется интеграция нации в целом. Характерный пример в этом отношении — США, где в рамках культуры американской нации существуют итальянская, немецкая, польская, китайская, японская, арабская и другие субкультуры.

Источник

Чем отличается этническая культура от национальной?

Кровное родство, то есть общее происхождение, совместная хозяйственная деятельность и проживание – именно этими основными принципами связи изначально определяется этническая культура народа. Поэтому еще говорят, что этническая культура – это единство «почвы и крови».

Понятие этнической культуры

Этническая культура — определенный набор поведения участников конкретного этноса в тех или иных условиях, совокупность его стереотипов. Понятие этнической культуры неразрывно связано с понятием этноса, принадлежность к которому определяется наследием предков, историей, общим языком и/или диалектом, системами символизма, такими, как религия, мифология и ритуалы, а также внешним видом и народным творчеством.

Что такое этническая культура. Смотреть фото Что такое этническая культура. Смотреть картинку Что такое этническая культура. Картинка про Что такое этническая культура. Фото Что такое этническая культура

Быт, специфика внешнего вида и поведения, пища, моральные ценности, обычаи и традиции, народное ремесло – вот те сферы, которые охватывает этническая культура.

Факторы формирования этнической культуры

Что такое этническая культура. Смотреть фото Что такое этническая культура. Смотреть картинку Что такое этническая культура. Картинка про Что такое этническая культура. Фото Что такое этническая культура

Что такое этническая культура. Смотреть фото Что такое этническая культура. Смотреть картинку Что такое этническая культура. Картинка про Что такое этническая культура. Фото Что такое этническая культура

Этническая и национальная культура

Осознание разными этносами своей принадлежности к определенной нации и является моментом зарождения национальной культуры. Отличие этнической культуры от национальной заключается в том, что кровного родства и близкого проживания на местности национальная культура не требует.

Что такое этническая культура. Смотреть фото Что такое этническая культура. Смотреть картинку Что такое этническая культура. Картинка про Что такое этническая культура. Фото Что такое этническая культура

Единственная территория, которой может быть ограничена национальная культура, является территория государства, совокупностью чьих этносов она оказалась, поскольку нация невозможна без государства. Она всегда стремится к государственности и ассимиляции этнических общностей, наполняющих ее.

А вот этническая культура вполне обходится без государственных границ. Вспомним хотя бы даже пример такой этнической группы, как цыгане, которые не имеют своего государства, расселены по всему миру, от Европы и США до Южной Америки и Африки, но при этом обладают собственной, уникальной этнической культурой. Или евреи, чье расселение по земному шару выходит далеко за пределы Израиля, но их этническая культура сохраняется даже в рамках разных государств.

Что такое этническая культура. Смотреть фото Что такое этническая культура. Смотреть картинку Что такое этническая культура. Картинка про Что такое этническая культура. Фото Что такое этническая культура

Между национальной и этнической культурой можно провести параллель, как между общим и частным. Этническая культура является основой для национальной – и таких этнических культур может быть много, поскольку у каждого этноса она своя. Возьмем для примера Швейцарию. В этой стране сосуществуют аж четыре этнические культуры: культура германошвейцарцев, италошвейцарцев, франкошвейцарцев и даже ротерошвейцарцев, которые вместе составляют национальную швейцарскую культуру.

Что такое этническая культура. Смотреть фото Что такое этническая культура. Смотреть картинку Что такое этническая культура. Картинка про Что такое этническая культура. Фото Что такое этническая культура

Однако, это не значит, что национальная культура – это банальная совокупность этнических культур; она объединена большим, а именно – синтезом этнического и социального. Другими словами, если этническая культура определяется нравами, фольклором, языком, поведением, как мы заметили выше, то национальная культура находит свое определение через социальные и политические институты, а также средства массовой информации. Интеллигенция: ученые, художники, поэты и т. д. – вот кто является создателем национальной культуры определенного общества. В отличие от коллективизма этнической культуры, здесь главную роль играет индивидуальное творчество.

Что такое этническая культура. Смотреть фото Что такое этническая культура. Смотреть картинку Что такое этническая культура. Картинка про Что такое этническая культура. Фото Что такое этническая культура

Основой развития национальной культуры может стать доминирующая этническая культура – та, которую выражает большинство граждан общества. Например, если рассматривать культуру народов России, то подавляющее большинство среди этнических групп составляют русские. Это значит, что культура этого этноса и имеет наибольшее влияние на всю культуру нации в целом.

Что такое этническая культура. Смотреть фото Что такое этническая культура. Смотреть картинку Что такое этническая культура. Картинка про Что такое этническая культура. Фото Что такое этническая культура

Можно подойти к определению следующих признаков национальной и этнической культуры:

Узнать также и о подробностях этнической структуры в России можно здесь:

Источник

Культура этническая

КУЛЬТУРА ЭТНИЧЕСКАЯ — совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком. Это прежде всего те компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: обычаи, обряды, народное искусство, нормы поведения и т. п. Вместе с тем носителем этнической специфики нередко (особенно в современных условиях) выступает и профессиональная духовная культура, в первую очередь художественная. Культурное единство членов этноса также неразрывно связано с особенностями их психологии, проявляющимися, в частности, в оттенках их характера, специфике ценностных ориентаций, вкусов и т. п.

Этносу присуща постоянная социокультурная антитеза «мы — они», «свои — чужие». Поэтому этнос — только та культурная общность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Таким образом, самосознание выступает не только как отражение реально существующей общности, но и как определение реально существующих различий.

Потребность дифференциации приводит к тому, что один из компонентов (язык, религия, культурно-политические структуры или же художественные особенности) выделяются в качестве системообразующего фактора, чтобы оформить данную общность по отношению к другим. Но значение тех или иных компонентов культуры всегда соотносительно. Какая-то черта культуры одного этноса становится дифференцирующей по отношению к другому этносу, ее не имеющему.

Своеобразие культурного облика является тем основным критерием, по которому разграничиваются народы, говорящие на одном языке, давно живущие на общей территории и тесно связанные между собой хозяйственно. Так, например, на северо-западе России, в Карелии и Ленинградской области карелы и вепсы на протяжении многих столетий живут рядом с русскими, находятся с ними в самых тесных хозяйственных связях, часто даже в быту говорят по-русски, но сохраняют некоторые специфические особенности материальной и духовной культуры (жилища, пищи, одежды, устного народного творчества и т. п.) и сознают свою принадлежность к различным этносам. В Боснии и Герцеговине сербы, хорваты и боснийцы говорят на одном и том же сербохорватском языке, обитают на смежных территориях, имеют общую экономическую базу, но тем не менее являются самостоятельными народами со своей самобытной культурой.

Эти примеры показывают, что могут существовать народы, живущие на одной территории, имеющие общую экономическую базу и говорящие на одном языке, но нет и не может быть двух народов с совершенно одинаковой культурой. Если народ утрачивает свою культурную специфику, он перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос.

Культура этноса обеспечивает не только его интеграцию и стабильность как системы. Элементы этой культуры имеют и «вторую жизнь», так как выполняют и этнодифференцирующие функции, становятся основой для различения «мы» и «они». Взаимодействие К. э. внутренне противоречиво. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному обогащению, обмену и т. д., а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания и стремлением к закреплению этнической специфики.

В публицистике и научно-популярной литературе нередко неправомерно отождествляются понятия этнической и национальной культур. Однако источник этнической связи людей — общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Нация — более сложное и позднее образование. Конечно, этничность не исчезает с формированием нации. И все же нация образование более высокого порядка уже потому, что в ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникации, а вместе с тем культура выделяется в один из ведущих компонентов — наряду с хозяйственной системой и государством, что обеспечивает ей гораздо большие возможности для дифференциации.

Этнические признаки культуры могут существовать отдельно от нации. Русские, армяне, украинцы в различных странах зарубежья длительное время сохраняют привязанность к своей этнической родине (хотя и не обязательно к государству), несмотря на то, что в основных социокультурных характеристиках уже относятся (и относят сами себя) к той нации и тому государству, членами и гражданами которых они являются.

Вхождение этносов в нацию не означает усвоения ими всей национальной культуры. Они лишь частично воспринимают духовную культуру нации, образуя свою субкультуру. Только с помощью конкретного анализа можно узнать, какие черты национальной культуры восприняты субкультурой данного этноса и какими образом осуществляется интеграция нации в целом.

См.: Культура нации, Культура национальная.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 183-185.

Источник

Этническая и национальная культура

От этнической следует отличать национальную культуру. Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения письменного языка и национальной литературы.

Из наличия специфических черт национальной культуры неправомерно делать однозначный вывод о том, что эти черты уникальны. Так, английский язык является литературным и государственным языком для американской, австралийской и новозеландской наций, а испанский для большинства стран Центральной и Южной Америки. В силу взаимодействия национальных культур некоторые их особенности относительны и характеризуют сразу несколько национальных образований.

Отношения между этнической и национальной культурой весьма сложны и противоречивы. Этническая культура является источником народного языка, сюжетов, образов для искусства. Но этническая культура консервативна, ей чужды перемены, в то время как национальная культура постоянно находится в движении. И чем больше открыта национальная культура для связи, диалога с другими культурами, тем она богаче, выше развита. И если этнические культуры стремятся сохранить различия между локальными, местными особенностями культуры, национальные их нивелируют. Кроме того, до определенного времени национальная культура может оставаться чуждой народу, далекой от него и непонятной ему (хотя бы в силу его неграмотности). Она может нести на себе печать кастовой, сословной или элитарной обособленности. Хотя творцы национальной культуры, как правило, говорят от имени народа и часто действительно обращаются к сокровищнице народной мудрости и опыта, дистанция между ними и народом поначалу еще слишком велика. Может сложиться такая ситуация, что национальная культура уже формируется, а нации как таковой еще не существует. В этих условиях нация предстает скорее, как духовная, идеальная общность, как лишь национальная идея (подобно, например, русской идее), но еще не как реальная общность.

Разрыв между национальной и этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщении к национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).

Этнос в своем развитии проходит следующие фазы:
1) подъем пассионарности;
2) пассионарный перегрев;
3) медленный спад;
4) фаза надлома;
5) инерционный или цивилизационный период.

Свою концепцию Гумилев изложил в работах «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси к России: очерки этнической истории».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *