Что такое этническая ассимиляция
Ассимиляция этническая (Тавадов, 2011)
Процессы ассимиляции этнической охватывают больше всего малочисленные народы, давно живущие в иноэтническом окружении, или народы, «размываемые» вследствие расчленения их этнической территории и вынужденные стать на путь миграций, или же отдельные территориальные группы наций, уже давно оторванные от основного этнического массива. У крупных наций со сложившимся национальным обликом культуры и языка, как правило, сила ассимиляционного воздействия на попавшие в орбиту их влияния иноэтнические элементы бывает больше. Однако активность и интенсивность ассимиляции этнической зависят и от многих других факторов: характера расселения, экономических связей, исторических, этнографических и идеологических (например, религия) предпосылок.
Различаются естественная и насильственная ассимиляции. Ассимиляция этническая, протекающая естественным путем, носит добровольный характер, исключает принуждение. Естественная ассимиляция возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп населения и обусловлена потребностями общей социальной, хозяйственной и культурной жизни, распространением этнически смешанных браков и т. п. Такая ассимиляция этническая имеет в целом прогрессивный характер.
В России подобными процессами охвачены прежде всего этносы, частично живущие за пределами своих, национально- государственных образований, территориально смешанные с другими, более крупными народами (часть мордвы, татар, карелов и др.), а также этнические группы, для которых характерно дисперсное расселение (поляки, евреи и т. д.). Основной канал ассимиляционных процессов в России — межэтнические браки, хотя в ограниченных масштабах имеет место и внесемейная ассимиляция.
Ассимиляция этническая насильственная имеет место в странах, где национальности неравноправны, и сопровождается открытым или латентным принуждением по отношению к ассимилируемому этносу, что приводит к утрате своего национального языка, национальной культуры, традиций и т. п. Обычно насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение процесса ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры национальных меньшинств, давления на их самосознание и т. д. Навязывание национальным меньшинствам языка, культуры, обычаев и традиций другой господствующей или численно большей нации является следствием имперской великодержавной политики. В ряде стран Запада (США, Канады, ФРГ) ассимиляция этническая имеет в значительной мере вынужденный характер, т. к. быстрая ассимиляция — непременное условие успешной адаптации переселенца.
См.: Консолидация внутриэтническая, Консолидация межэтническая, Межэтническая интеграция, Метисация, Миксация этногенетическая.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 33-34.
АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ
А.э. предшествует языковая и культурная ассимиляция, или аккультурация (см.), которые особенно характерны для этнических меньшинств, в частности иммигрантов. А.э. обусловлена численным или социально-культурным неравенством этносов в ситуациях, когда это неравенство вызвано или усилено государственными мерами (вытеснение этноса с исконной территории, репрессии против его представителей и т. д.). В этом случае она приобретает насильственный характер.
По мнению американского социолога Р. Парка, А. э. проходит следующие фазы: контакт, конкуренция, приспособление и собственно ассимиляция. Особенно часто термин А.э. применяется для характеристики процесса (и его результата) сближения и в дальнейшем слияния ранее независимых этносов. При этом общим понятием А.э. охватываются весьма разнородные процессы. Это и сближение двух (или более) народов, в ходе которого рождается новая общность с новой культурой, являющейся продуктом взаимодействия и взаимообогащения культур, ее образующих компонентов. Эта новая культура может включать элементы, перенесенные практически в неизменном виде из культурного арсенала народов, создавших новую общность, а также элементы, рожденные в ходе А.э. Это и постепенное вливание одного этноса в другой с потерей первым его особого этнического лица, его самоназвания и принятием им характерных черт и названия народа, в состав которого он вливается.
В любом случае, как принято считать в последнее время, А.э. никогда не носит односторонний характер, т. е. даже при очевидности различий в положении ассимилирующего и ассимилируемого народа, определенные, хотя и неравнозначные народы сохраняют и свой язык. Таков опыт создания бельгийской нации.
Полезное
Смотреть что такое «АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ» в других словарях:
ассимиляция этническая — (от лат. assimiliation уподобление, подражание, сходство) вид объединительных этнических процессов, слияние одного народа с другим, связанные с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания (см.), в результате чего… … Этнопсихологический словарь
Ассимиляция (социология) — Ассимиляция (лат. assimilatio уподобление) в социологии и этнографии потеря одной части социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена позаимствованная у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный… … Википедия
Ассимиляция — (от лат. assimilatio уподобление, слияние, усвоение). В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две или более группы, ранее различавшиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую… … Миграция: словарь основных терминов
ассимиляция — (от лат. assimilatio подражание, уподобление, сходство) этническая, частичная или полная утрата культуры в пользу другой, обычно доминирующей культуры, включая и смену этнической идентичности (см. Самосознание этническое).… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Ассимиляция — По области действия, в которой происходит А., выделяют языковую, культурную и этническую А.: языковая А. усвоение иноэтнического языка и признание его родным; этническая А. восприятие этносом иной культуры, смена этнической и культурной … Словарь социолингвистических терминов
ассимиляция — 1. ( < лат. assimilatio уподобление, отождествление) 1) Слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т. п.; 2) уподобление одного звука другому: свадьба из сватьба (от сватать). 2. Социол.: Смена одного лингвокультурного… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Ассимиляция — Смена одного лингвокультурного кода другим. Выделяют несколько разновидностей ассимиляции: 1) языковая А. – усвоение иноэтнического языка и признание его родным; 2) этническая А. – восприятие этносом иной культуры, смена этнического и… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Языковая ассимиляция — переход коренного народа(исчезновение побежденного языка) на язык пришлого народа. Это может произойти при завоевании одним народом другого, при колонизации и в др. случаях. После достаточно длительного периода двуязычия язык пришельцев… … Википедия
Интеграция этническая — процесс сближения этносов или субэтносов и их дальнейшего объединения в более крупную этнич. либо надэтнич. общность. И. э. имеет 2 разновидности внутриэтническую и межэтническую. Внутриэтнич. интеграция (часто называемая консолидацией) означает… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Интолерантность этническая — (от лат. intolerantia непереносимость, нетерпимость) 1) свойство этнич. общности или отдельного его представителя, характеризующееся неприятием или отрицанием культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни др … Психология общения. Энциклопедический словарь
Этническая ассимиляция
Этническая ассимиляция — процесс усвоения представителями различных национальностей языка, культуры, обычаев, традиций той этнической среды, в которой они проживают.
В результате этого происходит потеря ими своего языка, культурных особенностей, традиций и изменение самосознания их национальной (этнической) принадлежности. На этой основе как в мировом масштабе, так и в рамках отдельного региона или государства, происходит увеличение численности лиц одной (ассимилирующей) национальности и сокращение числа лиц другой (ассимилируемой) национальности.
Этнической ассимиляции способствуют усиление межгосударственной и межрегиональной миграции, расширение межнационального общения, рост межнациональных браков, семей и т. д. Процессы ассимиляции могут охватывать как группы этнических меньшинств той же страны (например, ассимиляция англичанами уэльсцев, французами бретонцев, русскими евреев, поляков, греков и др.), так и иммигрантов, осевших на постоянное жительство (например, ассимиляция итальянцев, испанцев, армян, переселившихся во Францию, в США и другие страны). В зависимости от того, какими путями и способами осуществляется ассимиляция, различаются естественная и насильственная ассимиляция.
Естественная ассимиляция — итог непосредственного контакта этнически разнородных групп, обусловлена потребностями упрочнения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Идущая уже многие столетия естественная ассимиляция как в мире в целом, так и в отдельных странах и регионах, отражает закономерные интеграционные процессы общественного развития. Происходя свободно и добровольно, она не вызывает, как правило, межэтнических конфликтов.
Насильственная ассимиляция представляет собой целенаправленную систему мер органов власти во всех сферах общественной жизни, направленных на искусственное навязывание и подталкивание процесса этнической ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры этнических меньшинств, давления на их этническое самосознание и т. д. В современной истории этот вид ассимиляции осуществляется в Турции по отношению к курдам, в Латвии и Эстонии по отношению к русским. Мировой исторический опыт убедительно свидетельствует об упорном сопротивлении насильственной этнической ассимиляции даже со стороны малочисленных этносов.
Проблема этнических контактов является чрезвычайно важной для многонациональной России, на территории которой проживают более 150 этносов и этнических групп. Этническая картина России отличается крайней неоднородностью. Так, численность нескольких коренных этносов (татары, чуваши, башкиры, мордва) превышает 1 млн. человек в каждом, а численность всех двадцати шести народов Севера, Сибири и Дальнего Востока составляет не более 180 тыс. В России проживает более 30 этнических групп, относящихся к народам, не имеющим в ми¬ре своей государственности (цыгане, ассирийцы, уйгуры, курды и др.). Только в шести из 21 республики титульное население превышает 50% населения данной республики (Чувашия, Кабардино-Балкария, Тува, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия). В целом во всех вместе взятых республиках коренной этнос составляет всего 32% населения, а в автономных округах — 10,5%. Вместе с тем государствообразующий этнос — русские — составляет более 80% населения страны.
Следует также отметить, что проблема межэтнических контактов осложняется в связи с прибытием в Россию миллионов беженцев и вынужденных переселенцев. Кроме того, в поисках заработка, а также с иными (больше неблаговидными) целями в Российскую Федерацию приезжают и временно или постоянно проживают от 10 до 15 млн. граждан государств ближнего и дальнего зарубежья.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы роль и значение межнациональных отношений в обществе?
2. Какие уровни можно выделить в структуре межэтнических отношений?
3. В чем состоит специфика межэтнических, межнациональных отношений?
4. Какие факторы влияют на межэтнические отношения?
5. Охарактеризуйте современные межнациональные отношения в Российской Федерации,
6. Назовите страны и регионы, где, по вашему мнению, межэтнические отношения характеризуются как напряженные, конфликтные.
7. Какие виды этнических контактов существуют?
8. Какие варианты результатов этнических процессов можно выделить?
9. Вспомните ваши личные контакты с людьми других национальностей и попытайтесь определить их результаты.
10. Проанализируйте результаты межэтнических контактов за последние годы в России.
Литература
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М., 1989.
2. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. — М., 1993.
3. Губогло М.Н. Национальные процессы в СССР. — М., 1991.
4. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М., 1994.
5. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. — СПБ., 1999.
6. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. — М., 1997.
7. Этнические процессы в современном мире. — М., 1987.
8. Этнические стереотипы поведения. — Л., 1985.
9. Этносы и этнические процессы. — М., 1995.
ассимиляция этническая
Полезное
Смотреть что такое «ассимиляция этническая» в других словарях:
АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ — (от лат. assimi liation уподобление, подражание, сходство) вид объединительных этнических процессов, слияние одного народа с другим, связанные с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания (см.), в результате чего… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Ассимиляция (социология) — Ассимиляция (лат. assimilatio уподобление) в социологии и этнографии потеря одной части социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена позаимствованная у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный… … Википедия
Ассимиляция — (от лат. assimilatio уподобление, слияние, усвоение). В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две или более группы, ранее различавшиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую… … Миграция: словарь основных терминов
ассимиляция — (от лат. assimilatio подражание, уподобление, сходство) этническая, частичная или полная утрата культуры в пользу другой, обычно доминирующей культуры, включая и смену этнической идентичности (см. Самосознание этническое).… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Ассимиляция — По области действия, в которой происходит А., выделяют языковую, культурную и этническую А.: языковая А. усвоение иноэтнического языка и признание его родным; этническая А. восприятие этносом иной культуры, смена этнической и культурной … Словарь социолингвистических терминов
ассимиляция — 1. ( < лат. assimilatio уподобление, отождествление) 1) Слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т. п.; 2) уподобление одного звука другому: свадьба из сватьба (от сватать). 2. Социол.: Смена одного лингвокультурного… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Ассимиляция — Смена одного лингвокультурного кода другим. Выделяют несколько разновидностей ассимиляции: 1) языковая А. – усвоение иноэтнического языка и признание его родным; 2) этническая А. – восприятие этносом иной культуры, смена этнического и… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Языковая ассимиляция — переход коренного народа(исчезновение побежденного языка) на язык пришлого народа. Это может произойти при завоевании одним народом другого, при колонизации и в др. случаях. После достаточно длительного периода двуязычия язык пришельцев… … Википедия
Интеграция этническая — процесс сближения этносов или субэтносов и их дальнейшего объединения в более крупную этнич. либо надэтнич. общность. И. э. имеет 2 разновидности внутриэтническую и межэтническую. Внутриэтнич. интеграция (часто называемая консолидацией) означает… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Интолерантность этническая — (от лат. intolerantia непереносимость, нетерпимость) 1) свойство этнич. общности или отдельного его представителя, характеризующееся неприятием или отрицанием культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни др … Психология общения. Энциклопедический словарь
О глобазизации, ассимиляции и слиянии народов
О глобазизации, ассимиляции и слиянии народов
2 процесса, противоположных друг другу шли и идут в мире:
1. Обособление этнических групп.
2. Их сближение и слияние.
В течение истории Человечества, первый процесс преобладал над вторым. В племени произошла ссора. Племя разделилось. Часть пошло на север, часть – на юг. 2 части племени живут в разных условиях, мало общаются с другой частью племени или не общаются вообще. Появляются и накапливаются различия в обычаях, культуре и, главное, в языке. И вот это уже 2 разных народа. Посмотрите, какое разнообразие народов мы имеем сейчас!
Но шёл и противоположный процесс. Представители разных народов, жившие вместе бок о бок постоянно общались, перенимая что-то друг у друга, их культура приобретала общие черты, слова из одного языка входили в другой. Бывало, этнические группы и сливались. Слияние, обычно происходило по одному из двух сценариев:
1. Ассимиляция. Представители малого народа, проживавшие среди представителей большого народа, вынуждены были принимать его образ жизни, культуру, а потом и язык. Пример – растворение фино-угорских племён, таких как мещера, меря, мурома в русском этносе. К сожалению, бывали и случаи насильственной ассимиляции, когда представителям какого-то народа запрещалось говорить на родном языке, жить по своим обычаям.
2. С появлением централизованных государств, появлялась и потребность в государственном языке, который унифицировал местные диалекты. Рост мобильности населения, особенно, с появлением всё более совершенных транспортных средств, появление и развитие средств массовой информации сводило различия в языке и культуре на нет.