Что такое этикет для детей 4 класс
Презентация «Этикет» (1-4 классы)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект ученика 4 класса Лицея №590 Г. Санкт-Петербурга Щедрина Артёма Этикет
Что такое ЭТИКЕТ? Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет. (А. Усачёв)
Что такое этикет? Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Когда появилось слово «Этикет» в русском языке? В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.
При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению». Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета: Думай, кому говоришь. Что говоришь. Где говоришь. Зачем говоришь. Какие из этого будут последствия?
Гостевой этикет Правило 1. В гости ходить лучше всего по приглашению. Правило 2. Необходимо принарядиться, привести себя в порядок. Необходимо быть пунктуальным и приходить к тому времени, к какому тебя пригласили. Опаздывать или приходить раньше времени – признаки плохого воспитания. Правило 3.Самое первое, что вы должны сделать, как только переступите порог дома, куда пришли в гости – это поприветствовать хозяев и других гостей, пришедших раньше вас. Правило 4. Если вы идете в гости на день рождение, то необходимо заранее позаботиться о подарке. Хорошо бы заранее продумать красивые поздравительные слова. Правило 5. В гостях необходимо вести себя тактично: • говорить спокойно, без крика; • нельзя перебивать взрослых; • нельзя обижать других детей; • нельзя ни на кого обижаться; • нельзя капризничать; • не отбирать игрушки у других детей. Правило 6. Также тактично необходимо вести себя за столом Правило 7. В гостях нельзя брать без спроса интересующие тебя вещи, включать бытовые и аудио приборы. Необходимо вежливо спросить разрешения у взрослых или у друга, к которому пришел в гости. Правило 8. В гостях не вежливо долго засиживаться. Уходить нужно вовремя, не забыв попрощаться с хозяевами и поблагодарить за оказанный прием.
Конспект урока по ОРКиСЭ по теме «Этикет». 4-й класс
Класс: 4
Цель: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.
Класс разделен на 4 группы.
1. Орг. момент (Эмоциональный настрой на урок)
Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
— Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?
— Проходите, пожалуйста, на свои места.
2. Актуализация знаний.
Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.
1. Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
— Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.
А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей).
2. Работа со словарем.
Найдите в словарях определение, что такое этикет?
3. Чтение стихотворения учеником.
Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то – нет!
Это правила такие
Поведения, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет
И дурных привычек нет!
— Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях. Слайд №2
С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.
Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.
Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской “Одиссее” говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. Первая книга об этом так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году.
Слайд 3. Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.
Слайды 4, 5. Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.
Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.
Позже, в первой половине XVI века, в России была написана “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.
Слайд 6. Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.
В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.
В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.
Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”
5. Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?” Слайд 7
Обсуждение просмотренного отрывка.
— Почему мы так говорим?
— Все ли вам было понятно в его речи?
— Что вам показалось смешным?
— Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).
Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.
— Какие еще правила общения вы знаете? Слайд 8
6. Этикет в школе (разыгрывание школьных ситуаций).
Вы учитесь в 4 классе ивы уже знаете правила поведения и на уроке, и на переменах. Посмотрите сценки. Правильно ли поступают дети?
1. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (сценка).
Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: «Здравствуйте, Татьяна Ивановна!».
2. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка)
Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за косичку и кричит в ухо: «Здорова, Ларина!»
— Какие правила поведения вы можете назвать? Слайд 9
7. Этикет за столом.
Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Царевна Несмеяна”. Слайд 10
— Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.
Обсуждение просмотренного отрывка.
— Что было необычного в поведении мальчика?
— Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.
— А как вы ведете себя за столом?
— Какие правила вы можете предложить? Слайд 11
— У вас есть друзья. Вы ходите друг к другу в гости. Как вы себя ведете?
— Сейчас предлагаю посмотреть фрагмент о том, как хозяйка встречала гостей. В чем она была неправа?
Просмотр фрагмента из журнала “Ералаш”. Слайд 12
Какие правила этикета вы можете предложить? Слайд 13
9. Работа в группах.
Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Подберите подходящие картинки и пословицы к вашему виду этикета.
— Посмотрите, что у нас получилось? (На доске плакат)
11. Рефлексия. Слайд 14
Высказывания ребят (по желанию)
12. Стихотворение (читает учитель)
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!
Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.
Спасибо за урок. Слайд №15
[Не вошедшие в статью приложения превышают допустимый для публикации объем, находятся у автора.]
«Азбука этикета» воспитательное мероприятие 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Управление образования администрации города Горловка
ГОРЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ І-ІІІ СТУПЕНЕЙ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
улица Немировича-Данченко, дом 8, г. Горловка, ДНР,
идентификационный код 25710760, телефон 0713168150,
Викторина «Азбука этикета»
Учитель начальных классов
Гриб Анастасия Владимировна
Данное мероприятие можно применять на классном часу для обсуждения тем культуры поведения, а также можно использовать на уроках гражданственности Донбасса при прохождении тем «Толерантность», «Что значит быть воспитанным».
Викторина проводится за круглым столом. Отдельно сдвинуто 2 стола для жюри, в жюри находятся 4 учащихся (также в роли жюри могут быть задействованы гости которые придут на мероприятие).
Так как в 4 классе обучается 14 учащихся, то мною были выбраны 2 команды по 5 человек, а также члены жюри из 4 человек.
Прививать учащимся навыки культурного поведения, нравственные ценности, нормы дружелюбия и вежливости;
Развивать рефлексивные навыки формирования своего поведения в обществе;
Воспитывать в учащихся культуру поведения и уважительного отношения к людям.
Выделить с учащимися главные правила культуры поведения;
Формировать умение оценивать и учится отвечать за свои поступки;
Формировать умение высказывать свое мнение;
Развивать индивидуальную личность в каждом учащемся;
Воспитывать любовь и умение сочувствовать окружающим.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, гости и наше честное и неподкупное жюри! Рада приветствовать вас на викторине «Азбука этикета»! Дорогие гости представляю вашему вниманию команды: 1 команда «Хорошие манеры» и 2 команда «Культура общения». Сегодня мы узнаем какая команда лучше знает правила этикета. Командам на обсуждение каждого вопроса даётся 1 минута. В случае неправильного ответа, соперники могут попробовать ответить на этот же вопрос. Оценивать работу команд будет справедливое жюри.
Учитель: Если команды и жюри готовы тогда позвольте начать игру.
Объявляю І конкурс «Что такое этикет?» (учитель открывает 1 конверт с вопросом для команды «Хорошие манеры»). Раскройте лексическое значение слова «этикет».
(Ответ команды: Этикет – это нормы и культура по ведения людей в обществе, основанное на определенных правилах. Благодаря этикету, люди чувствуют себя более уверенно, потому что знают, как и где поступить).
Учитель: а теперь вопрос для команды «Культура общения». (учитель открывает первый конверт для второй команды): Дайте определения понятия – этикет.
(Ответ команды: Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета).
Учитель: предоставляю слово жюри.
Учитель: Вы любите танцевать? А сейчас мы вспомним правила танцевального этикета.
Объявляю ІІ конкурс «Танцевальный этикет». Вопрос команде «Хорошие манеры» (конверт №2): Должна ли девушка объяснять партнёру свой отказ потанцевать с ним?
(Ответ команды: обязательно – чтобы не огорчить его )
Учитель : Вопрос команде «Культура общения» (конверт №2) : Определите классические правила приглашения танец.
(Ответ команды: Мужчина подходил к девушке и просил её разрешения пригласить на танец, слегка кланяясь)
Учитель: предоставляю слово жюри.
Учитель: Молодцы, отлично справились с заданием.
Как часто вам приходилось приглашать кого-нибудь в гости или наоборот, принимать от кого-либо приглашения? А насколько хорошо вы знаете правила пригласительного этикета мы сейчас узнаем.
Объявляю ІІІ конкурс «Пригласительный этикет». Вопрос команде «Хорошие манеры» (конверт №3): Если по какой – то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Ответ команды: Извиниться и обязательно назвать причину отказа)
Учитель: Вопрос команде «Культура общения» (конверт №3): Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее?
(Ответ команды: Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить подарок).
Учитель: Вопрос команде «Хорошие манеры» (конверт №4): Если Вам сказали: «Дорогие гости, чувствуйте себя как дома», значит ли это, что Вы можете разгуливать по всей квартире, заходить на кухню, в спальню и т.д.
(Ответ команды: Нет. Это бестактно).
Учитель: Вопрос команде «Культура общения» (конверт №4): За сколько минут до начала праздника необходимо прийти в гости?
(Ответ команды: За 5-10 мин.)
Учитель: предоставляю слово жюри.
Учитель: Многие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются, и в том числе в школе.
Объявляю І V конкурс «Случаи из школьной жизни».
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут …, а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
— Произносить он не привык,
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день!”
Казалось бы, простое слово.
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.
А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
“ Ну, я пошел, пока, всего…”
Не скажет он друзьям по школе:
“ Алеша, Петя, Ваня, Толя”.
Своих друзей зовет он только:
“ Алешка, Петька, Ванька. Толька”.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы … Мы скажем вам “спасибо”.
Учитель: Есть у нас в школе такие дети? Можно ли сказать, что они воспитаны? Внимательно послушайте стихотворение и определите, вежлив Витя или нет?
стих. А. Антонова “Вежлив Витя или нет” (конверт №5)
Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
“ Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
“ Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите мне ответ.
( Команды отвечают по очереди ).
Учитель: Конверт с заданием команды «Хорошие манеры» (конверт №6).
— Когда заходит учитель в класс, что должны сделать ученики в знак приветствия?
— Когда можно сесть на свои места?
(Ответ: когда, разрешит педагог)
— Как приветствуют других взрослых, которые заходят в класс во время урока? (Ответ: встать)
— Если у вас есть какой-то вопрос, как вы подадите знак учителю?
(Ответ: поднять руку)
— По какому сигналу начинается урок?
(Ответ: звонок на урок)
— Для кого звенит звонок об окончании урока?
Учитель: Конверт с заданием для команды «Культура общение» (конверт №6): Назовите правила по ведения на перемене, разрешающие и запрещающие? – выходить из класса;
– бегать по коридорам;
– приводить в порядок свое рабочее место;
– толкать друг друга и драться;
– по просьбе педагога подготовить кабинет к следующему уроку;
– мешать отдыхать другим;
Учитель: Предоставляем слово жюри.
Учитель: Объявляю V конкурс «Волшебные слова» ко манды за 5 минут должны решить кроссворд «Волшебные слова» (конверт №7). (Раздаточный материал. После того как кроссворд решен, дети придумывают сценку используя любую понравившуюся картинку, какая команда лучше инсценирует ситуацию, той и достанется победа в данном туре).
По горизонтали: 1. извините, 3. До свидания, 5. Пожалуйста.
По вертикали: 2. Здравствуйте, 3. Добрый день, 4. Спасибо.
Учитель: Предоставляем слово жюри.
Учитель: Объявляю VI конкурс. Ситуативные задачи «Приём гостей дома»:
Сейчас я вам предлагаю поработать экспертами. (Раздаточный материал с ситуацией №1 дается 2 командам)
Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол.
Вскоре все сидят за столом.
Учитель: Найдите ошибки, которые допущены в данной ситуации. Вам будет дано три минуты на обсуждение. Затем один представитель команды расскажет, что у вас получилось. Остальные команды могут дополнять ответ.
(Ошибки: 1. Хозяйка обязательно должна развернуть подарок, а потом поблагодарить гостей. 2. Большой букет на стол ставить нецелесообразно. Он мешает всем общаться, да и места занимает много. На стол можно поставить только маленький букетик. В данном случае, приняв букет, надо было его поставить в вазу где-то в комнате. 3. Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок – вымыть руки, причесаться и т.д.)
Учитель: А сейчас задание усложняется. Вам необходимо не только исправить ошибки, но и разыграть сценки с данной ситуацией. На каждое задание будет дано три минуты.
Учитель: Ситуация 2.
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие?
(Правильный ответ: «Извините пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час? После ответа надо сказать: «Спасибо!» Не кричать.)
Учитель: Ситуация 3.
Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?
(Правильный ответ: дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
Учитель: Ситуация 4.
Мальчик звонит другу и приглашает в гости – поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы не обидеть друга.
(Правильный ответ: Объяснить причину по которой не может прийти в гости.)
Учитель: Это была последняя викторина. Давайте подведем итоги. (Награждение участников.) Предоставляем слово жюри.
Учитель: Наша викторина окончена, но хочется верить, что всегда среди вас, ребята, будут настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые, благородные.
Ребята, вы же понимаете, что так себя надо вести каждый день и не только в школе.
Что сегодня на занятии вам запомнилось больше всего, что удивило?
Всеми присутствующими на занятии исполняется заключительная песенка “Улыбка”. Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.
Учитель: всем большое спасибо за внимание и за активное участие в викторине.
Беседы с детьми начальной школы об этикете
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Беседы с детьми начальной школы об этикете
Этические беседы с младшими школьниками
Беседа «Этикет, или Просто хорошие манеры»
Цели : ознакомить учащихся с новым предметом; рассказать о системе занятий; убедить учащихся в необходимости изучения основ этикета.
Представим, что перед нами два указателя. Один из них показывает путь в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?
(Если дети выбирают страну Вежливости, то учитель предупреждает, что путь туда лежит через страну, в которой нет никаких правил.)
— Итак, мы попали с вами в страну, где нет никаких правил. Главные лозунги в этой стране: «А я так хочу!», «А мне все равно!», «Я самый-самый!», «Мне все нипочем!» Представьте на минуточку, что можно увидеть на улицах этой страны.
(Дети обмениваются мнениями.)
— Хотели бы вы остаться в такой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?
А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этика. Ей уже несколько веков, но она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, как своим собственным.
Если и вы хотите хоть немного стать добрыми волшебниками, вам непременно нужно познакомиться с правилами этикета, правилами, по которым нужно вести себя в обществе, среди людей, правилами культурного поведения.
Итак, тема нашего первого занятия «Этикет, или Просто хорошие манеры».
Общепринятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.
— Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)
1. Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.
2. Он никогда не сядет за стол раньше старших.
3. У двери он пропустит старшего или девочку.
4. Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.
5. Встает, разговаривая со старшими.
6. Зная, что впереди девочки, мальчик может себе позволить идти, только в определенных случаях:
• если плохая дорога;
• когда спускается по лестнице;
• когда открывает дверь;
• при входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное и опасное дело;
• когда выходит из транспорта.
Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также нравственный уровень личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.
Ученые утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20—40% информации. Остальное приходится на жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.
Жесты — это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700 тыс. различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств. Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недопустимыми.
Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и др.
• бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложка и др.) в руках;
• вертеть пуговицу собеседника;
• барабанить карандашом или линейкой по столу;
• дергать за рукав во время разговора;
• хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;
• болтать ногами, сидя за столом.
Мимика — выражение лица (улыбка, взгляд, смех).
Пантомима — движения тела (осанка, походка, поза).
— Что пантомима может рассказать о человеке? (Ответы детей.)
Да, пантомима может многое рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.
Практическая часть. Упражнения — игры на развитие мимики, жестов, пантомимики.
Вывод. Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен уметь контролировать себя.
Беседа о вежливости с учащимися 3-4 класса
Конспект внеклассного занятия на тему: Этикет
Наши дети хорошо знают правила поведения, всегда могут сказать, как трактует правило то или иное поведение, но не всегда сами этим правилам следуют. Задача воспитателя подвести детей к пониманию того, что поступать надо не только по правилу, но и в духе правила. В ходе беседы дети должны понять, в чем проявляется вежливость, точность и аккуратность школьника.
• Будь вежлив. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
• Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.
• Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
• Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
• Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку — береги время других людей.
• Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома — скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.
• Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
Правила вежливой беседы
• Вежливость — это не только «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста».
• Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.
• Не торопись. Слишком быструю речь трудно понять, да и выглядит она смешно.
• Не говори слишком медленно, а то собеседник заснет от скуки.
• Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.
• Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает окружающих.
Практическая деятельность: упражнения, которые помогают научиться говорить четко и внятно.
Чистоговорки и скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Далее дети могут подготовить короткие инсценировки (на основе небольших рассказов и стихотворений), которые помогут более наглядно увидеть проблемы, связанные с невежливостью людей. Можно инсценировать такие, например, стихотворения, как «Любочка», «В театре» А. Барто, «Песенка о вежливости» С. Маршака, «Одна рифма» С. Михалкова и др.
Важно, чтобы дети увидели, что вежливость проявляется не только в умении говорить «волшебные» слова, но и в тоне, каким они сказаны, в жестах и мимике, которыми они сопровождаются, в умении слушать и слышать других. Дети должны усвоить, что в вежливости проявляется отношение человека к другим людям: его доброжелательность, уважение, приветливость. Вежливый человек не причинит другому неприятностей, обид, он всегда готов оказать помощь или услугу, и делает это охотно.
Работу можно завершить решением кроссворда «Ежели вы вежливы».
По горизонтали: 3. Забавное упражнение для развития дикции. 4. «Родная. Родная. Мы все должны ее беречь!» 5. За все хорошее, что сделали для тебя, нужно говорить. 7. Просьбу нужно сопровождать словом. 10. Синоним слова «учтивость».
По вертикали : 1. Это приветствие означает «желаю здоровья». 2. Оптимистическое утреннее приветствие «. утро». 6. У мальчика тетрадки в отличнейшем порядке. Он в школе весь внимание. Вот это. 8. Синоним слова «разговор». 9. Что приятно и слону, и даже маленькой улитке?
Ответы . По горизонтали: 3. Скороговорка. 4. Речь. 5. Спасибо. 7. Пожалуйста. 10. Вежливость. По вертикали: 1. Здравствуйте. 2. Доброе. 6. Воспитание. 8. Беседа. 9. Улыбка.
Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет
Классный час для 4 класса
Классный час в 4 классе «Телефонный разговор»
Цели: воспитывать культуру поведения учащихся; развивать коммуникативные навыки, творческие способности детей.
Оборудование: канцелярские наборы, клей, картон, скотч.
План классного часа
I. Вступительное слово.
II. Игра «Испорченный телефон».
III. Мини-лекция «Когда изобрели телефон?».
IV. Творческая работа.
V. Мини-лекция «Как работает телефон?».
VI. Телефонный этикет.
VII. Подведение итогов.
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Отгадайте, о чем сегодня пойдет речь.
Люди всегда мечтали создать такой прибор, по которому можно передавать известия и сообщения на большие расстояния. И даже слово «телефон» придумали давным-давно, когда самого телефона еще не было. Обратите внимание: у этого слова две части. (Указывает на доску.)
— А как называется игра, в основе которой лежит принцип такой же передачи информации? (Дети отвечают.) Правильно, «Испорченный телефон». Вот в нее-то мы сейчас и поиграем.
II. Игра «Испорченный телефон»
III. Мини-лекция «Когда изобрели телефон?»
— Как вы думаете, как выглядел первый телефон?
(Дети высказывают предположения.)
Телефон очень быстро распространился по всему миру. Изобретатели разных стран придумывали детали, которые делали этот аппарат более удобным и дешевым. Создали красивый телефонный аппарат, современную трубку, номеронабиратель и электронную память. А мы с вами сейчас придумаем свой телефон.
IV. Творческая работа
(Учитель делит класс на группы, раздает картон, клей, ножницы и т. д. Учащиеся должны придумать свою модель телефона, а затем защитить свое изобретение.)
V. Мини-лекция «Как работает телефон?»
Классный руководитель. Под водой и под землей протянули провода, которые соединили города и страны. В космосе летают спутники связи. Они служат для обеспечения радиотелефонной и телеграфной связи между государствами.
— Почему же люди слышат звук, находясь за тысячи километров друг от друга? Как он мгновенно преодолевает такое огромное расстояние? Как вы думаете? (Ответы детей.)
VI. Телефонный этикет
Классный руководитель. Люди пользуются телефоном уже более 100 лет, но до сих пор не все знакомы с телефонным этикетом. Хотя изобретен он для того, чтобы быстро решить неотложные вопросы, сообщить важную информацию. Как и все, что касается человеческого общежития, пользование телефоном тоже требует соблюдения целого ряда правил. Следовать им не так уж и сложно; к тому же соблюдение их избавит вас и ваших знакомых от раздражения и обид.
Итак, еще до того, как вы снимете трубку, подумайте: действительно ли этот телефонный звонок необходим? Подходящее время вы выбрали для него? Согласитесь, мало приятного в том, что вас будят в час ночи лишь для того, чтобы рассказать о телефильме или поболтать о каком-нибудь пустяке.
Домой кому-либо обычно принято звонить после девяти часов утра и до десяти вечера (если речь не идет о каком-то экстренном деле, сообщении или если вы заранее договорились о раннем или позднем звонке и знаете, что его ждут).
Чаще всего, сняв телефонную трубку, говорят: «Алло!»
Но разве вам не доводилось сказать несколько фраз, прежде чем выяснялось, что вы ошиблись номером?
Не менее неловкая ситуация возникает, когда звонящий не представляется и человек, которому звонят, вынужден напрягать память, вслушиваться в голос. Не создавайте ненужных проблем себе и другим; позвонив, поздоровайтесь и сразу же представьтесь. Тем более это необходимо сделать, если вы говорите с человеком, члены семьи которого вас еще не знают.
Если человека, которому вы звоните, не оказалось дома или на рабочем месте, попросите передать ему, кто звонил, по какому номеру и в какое время он может перезвонить вам, если дело срочное и не терпит отлагательств.
Давно существует правило, о котором почему-то многие забывают: если разговор прервался, то повторный звонок делает тот, кто звонил первый раз. В противном случае вы оба будете долго и бесполезно занимать телефонную линию.
Само собой разумеется, что разговор надо начинать с того делового сообщения, которое и заставило вас взяться за телефонную трубку. Конечно, можно и нужно звонить друзьям и родственникам, чтобы узнать, как они себя чувствуют, обсудить некоторые домашние дела. Но при этом необходимо помнить, что разговор должен быть информативным, кратким, не превращаться в болтовню и перемывание чужих косточек.
Помните, именно в это время вам могут позвонить, чтобы предложить очень выгодное дело, о котором вы мечтали много лет; или уже звонят, чтобы сообщить важное известие, касающееся вашей дальнейшей жизни. А вы занимаете линию обсуждением фасона платья или пересказыванием анекдотов.
Необходимо, чтобы рядом с телефонным аппаратом лежали карандаш и бумага. Тогда вам не придется заставлять собеседника ждать, когда он диктует цифровую информацию (номер телефона, автомобиля, адрес и т. д.), да и самому не надо будет бегать по комнате в поисках клочка бумаги.
Вам кажется, что вашему звонку и вашему голосу всегда рады? Это замечательно. Не исключено, что так оно и есть. И все же хотя бы один из ваших звонков может быть некстати. Вы ведь не видите, чем занят ваш знакомый: может быть, именно в это время он ужинает или смотрит увлекательный детектив по телевизору и будет очень огорчен, что из-за телефонного звонка пропустил самое интересное. Поэтому, позвонив, не сочтите за великий труд и поинтересуйтесь, не отвлекаете ли вы человека, вовремя ли вы позвонили или лучше это сделать в другой раз и когда именно, через сколько минут.
Не будет лишним, если вы в самом начале разговора поинтересуетесь, удобно ли говорить вашему собеседнику, один ли он в комнате или в кабинете. Естественно, если рядом с ним кто-то есть, вам трудно рассчитывать на полные, откровенные ответы, и вы не должны требовать их. В свою очередь, если при вас говорят по телефону и вы чувствуете, что ваше присутствие сдерживает или раздражает говорящего, выйдите ненадолго из комнаты. Трех-четырех минут вполне достаточно для того, чтобы сказать о наиболее важном.
Есть ситуации, при которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Лучше при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на день рождения и т. д.
Если, сняв трубку, вы поняли, что звонивший человек ошибся номером, спокойно и без раздражения скажите ему об этом. Помните, что через час вы можете оказаться в таком же положении.
У вас замечательные соседи, и вы пользуетесь их телефоном, поскольку вам аппарат еще не установили. Но, даже если они вам не делают замечаний, все же старайтесь не злоупотреблять их добрым отношением и уважайте их время. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей как свой собственный: добрососедские отношения могут быть омрачены одним-единственным неумным или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.
От очень неприятных ситуаций вы избавите себя, если не будете допускать в телефонных разговорах некорректностей по адресу третьих лиц. Помните, что телефонная связь несовершенна и к вашей линии может кто-либо подсоединиться и передать ваши слова тому, о ком вы говорили. Да и сами по себе правила хорошего тона не должны позволить вам сплетничать и говорить то, за что потом может быть стыдно.
Несколько особых правил следует всегда помнить, когда вы пользуетесь служебным телефоном, например в учительской или рабочем кабинете родителей и старших друзей, к которым вы зашли по делу. В данном случае недопустимы долгие личные беседы, тем более в присутствии посторонних, которым вовсе не обязательно знать о ваших семейных делах и которых вы попросту отвлекаете от работы.
И наконец, заканчивает разговор всегда тот, кто его начал; если же говорят юноша и девушка, то завершает беседу девушка (хотя, увы, нередко ей приходится тактично намекать на это).
Приобретите телефон с автоматическим определителем номера (АОН). Наличие АОНа, дающего в трубке особый сигнал, может отпугнуть хулигана.
Если АОНа на вашем телефоне нет, поступите так: закончив разговор, положите трубку рядом (в течение полутора часов канал связи сохраняется, даже если абонент повесил трубку) и позвоните по любому другому телефону (от соседей) в обслуживающий ваш район телефонный узел дежурному диспетчеру (этот номер нужно знать, как и номер аварийных служб), работающему круглосуточно. Сообщите причину обращения, свою фамилию и номер телефона, а если потребуется, то и адрес. Попросите установить номер, с которого вам звонят. Обязательно запишите фамилию диспетчера и время разговора с ним. Диспетчер сообщит, что номер хулигана установлен, но данных на него не предоставит (это делается для того, чтобы не было ложных заявлений).
Затем нужно обратиться в милицию. Ответственность за телефонное хулиганство предусмотрена статьями 207 («Заведомо ложное сообщение об акте терроризма») и 213 («Хулиганство») Уголовного кодекса Российской Федерации. За такие «шалости» можно поплатиться лишением свободы сроком до трех лет.