Что такое этическая категория
Основные категории этики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Категории этики – это центральные понятия этической науки, которые отражают сущность морали в наиболее полном объеме.
Основные этические категории
Категории этики не являются исключительно теоретическими конструкциями. Они образуют формальный теоретический аппарат. Он может стихийно формироваться в сознании общества. Например, категория справедливости, содержание которой толковал, еще Аристотель имеется в сознании каждого конкретного человека, социальной группы и общества.
Несмотря на то, что существует весьма большое количество подходов к определению системы этических категорий, в них можно выделить ряд общепринятых, важнейших во всех отношениях концептов.
К основным этическим категориям относят:
Также к категориям этики относят смысл жизни, счастье и др.
Добро и зло
Что касается добра и зла, то они представляют собой максимально общие формы моральной оценки, которые объединяют весь спектр положительного нравственного значения и безнравственного оттенка сущего. Добро противопоставляется злу. Со времен древности добро и зло толковалось как сила, которая господствовала над миром и природой. Добро и зло приравнивалось как безличностным категориям.
С точки зрения религиозной этики добро есть выражение воли и разума Бога. Многие учения выводят добро из природы человека и феномена общественной пользы. Определить добро однозначно весьма сложно, поэтому некоторые ученые отказываются от подобных попыток.
Зло является категорией этики, которая по своему содержанию противопоставляется добру и выражает обобщенные представления о безнравственном, противоречивом феномене, который отрицает мораль и заслуживает всестороннего осуждения.
Готовые работы на аналогичную тему
Существует моральное и социальное зло, которое трактуется по-разному. Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.
По мнению Канта, зло является следствием неизбежности человеческого существования и следствием чувственной природы людей. Многие французские просветители трактовали зло как результат отсутствия у людей понимания подлинной природы вещей. Марксисты описывали зло, как антагонистическое общественное устройство.
Часто вместе с понятием добра в этике оценивают понятие благо. Обыватели говорят о благе, как о всем том, что способствует развитию человеческой жизни и служит средством удовлетворения нравственных и моральных потребностей. Благо может быть природным и духовным. Но категория полезности не всегда напрямую совпадает с благом. Примером может служить искусство, которое лишено утилитарной пользы или излишнее развитие промышленности, которое загрязняет окружающую среду. Добро можно признать разновидностью духовного блага.
Справедливость
Справедливость, как этическая категория воспринимается в различных аспектах:
Справедливость в этике означает такое положение вещей, которое принимается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из возможности признания равенства между людьми и необходимости воздаяния за добро и зло.
Впервые разновидности справедливости были выделены Аристотелем. Он разграничил уравнительную справедливость и распределительную пропорциональную справедливость. Следует отметить, что эти аспекты справедливости сохраняют свою значимость и в современном мире. Антиподом справедливости является несправедливость. Она возникает там, где человек принижен и его права, а также достоинства не обеспечиваются должным образом. Справедливость является главной этической категорией для юристов и пронизывает все демократическое общество.
Совесть и долг, достоинство и честь
Долг представляет собой этическую категорию, которая означает отношение личности к обществу и другим людям. Долг бывает социальным, патриотическим, воинским и пр. Многие профессионалы (судьи, следователи, прокуроры могут выполнять свою деятельность только в случае развитого чувства долга.
Что касается совести, то ее называют обратной стороной долга. Совесть описывают, как чувство самооценки и переживания, интимно – личностной регуляции поведения людей.
Совесть – это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми.
Роль совести очень важна в том случае, если человек находится на стадии морального выбора. При этом внешний контроль значительно затруднен.
Ответственность – это категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
Вопрос о нравственной ответственности весьма многогранен, поскольку при определении ее границ учитывается способность человека выполнять нравственные обязанности, предписанные ему социальным статусом или ролью.
Ответственность подразумевает отчет человека в собственных действиях, поступках и их воздействии на других людей. Ответственность имеет философско-социологические основы.
Что касается чести и достоинства, то эти категории также определяются неоднозначно.
Достоинство – это этическая категория, которая означает моральное отношение личности к самому себе и со стороны общества к нему. Достоинство основывается на признании высшей ценности личности.
Достоинство является формой самосознания и самоконтроля. Человек не будет совершать определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство выражает ответственность человека за собственное поведение перед самим собой. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.
Все вышеописанные этические категории являются важнейшими концептам, которые определяют жизнь человека.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 14 11 2021
Анжелика Ивановна Иванова
Что такое этическая категория
Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.
Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.
При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:
– достоинство и честь.
К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.
1. Добро и зло
Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: «Представления о добре и зле так силь-
Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.
Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.
Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.
Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.
Вот о чем спорили образованные молодые люди начала прошлого века (Онегин и Ленский во второй главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина). «Меж ними все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду».
С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указы-
вающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.
Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять – делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).
При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Вот как описан в послесловии к роману Э. М. Ремарка «Тени в раю» (М., 1972. С. 428–429) своеобразный нравственный кодекс положительных героев. «Будь добр и мужествен; свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, карьере и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство».
Добродетели иногда связывают с определенным социальным положением личности. Так, можно говорить о воинских добродетелях. А. В. Суворов в наставлении И. О. Курису писал: «1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Она: в сдержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении. 2. Солдату – бодрость, офицеру – храбрость, генералу – мужество».
В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения
определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.
Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.
2. Справедливость
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.
Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость ( justitia ). Юрист, таким образом, «представитель справедливости».
Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости со-
держится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.
Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.
Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.
Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.
Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.
3. Долг
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.
В глазах общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.
Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.
4. Совесть
Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.
Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми,
5 Ответственность 19
Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т. п.
Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.
Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.
5. Ответственность
Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.
Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.
Ответственность – в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретиче-
ские обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.
6. Достоинство и честь
Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.
В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.
Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя. ).
Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.
Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельно-
7. Гуманизм как этический принцип 21
сти, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.
Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.
В России, как и в других европейских странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 году, дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 года и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 года, по существу, узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И, Куприным в повести «Поединок».) В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что «обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом – жизнью – за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться.
Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.
Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.
Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.
7. Гуманизм как этический принцип
Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий
признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.
Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в которой мораль рассматривалась как область должного, сформулировал гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству».
Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.
Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима.
Картину общества, живущего не в соответствии с идеалами Канта, обрисовал Пушкин в главе второй «Евгения Онегина»:
«. все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно».
Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название «Золотое правило». Оно формулируется в позитивной форме: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», или же в негативной форме: «не поступай. » и т. д. В русской пословице оно получило такую интерпретацию: «чего в других не любишь, того не делай сам».
7. Гуманизм как этический принцип 23
«Золотое правило» содержит гуманистическую идею равенства всех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.
Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.
[1] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 94.
[2] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 650.
[3] Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 88.
[4] См.. Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М., 1989. С. 321–323.