Что такое эстрада в автозвуке

Рушим мифы об «эстраде» и заставляем динамики играть как надо

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Или просто тест акустики для громкого фронта – два широкополосника и четыре рупорных твитера.

В Интернете много обзоров по «эстрадной» акустике, в основном это простое «поставили, понравилось / не понравилось». Вроде бы задумка честная, все наглядно, но… не всегда объективно. Проблема в том, что производители не всегда дают параметры на свои динамики. А не зная их, легко ошибиться, и удачная модель останется непонятой и невостребованной. Сейчас я постараюсь показать, что не все широкополосники можно ставить одинаково. Для этого, как всегда, задействую «тяжелую артиллерию» – инструментальные измерения. А потом заодно и твитерам достанется. Короче, все серьезно.

Все фотки в пост не уместились, но самые важные тут есть. Остальное — как обычно у меня на carmus.ru.

Для теста всю технику взял одного бренда, но с разными конструкциями. Тут ведь стояла задача не сравнить какой бренд круче, а именно понять, почему каждый динамик требует своего подхода, как получить максимум от «эстрадки», почему системы порой получаются такими пронзительными и крикливыми и как не заработать рак ушей и слуховой аппарат к 40 годам. Под руку подвернулся Edge. Взял два комплекта широкополосников и четыре комплекта «свистков». Итак, поехали смотреть.

Edge ED PRO8M-E4 (8 дюймов)

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Раз уж держу в руках, то пару слов о конструкции. Корзина штампованная, так что ставить нужно аккуратнее. Перетянете – и пойдет перекос со всеми вытекающими последствиями. В комплекте идет стильное декоративное кольцо, но можно докупить опциональную решетку.

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Fs (собственная резонансная частота) – 94 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 8,5 л
Qms (механическая добротность) – 5,69
Qes (электрическая добротность) – 0,72
Qts (результирующая добротность) – 0,64
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 24,2 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,1 Тл м
dBspl (чувствительность, 1м, 1Вт) – 92.0 дБ

Пока все без сюрпризов, динамик ориентирован на установку в двери и любит, когда с тыльной стороны у него свободно.

Из плюсов – резонанс относительно невысокий для «эстрадника», так что можно даже попробовать сделать две настройки. Первая – для работы на высокой громкости. Хотите, чтобы динамик не срывался в хрип, раздел с сабвуфером должен быть никак не ниже 160-200 Гц. Вторая настройка – для работы на небольшой громкости. Динамик позволяет опустить раздел с сабом до более вменяемых 60-100 Гц. Но наваливать с этой настройкой не стоит.

Из минусов – тяжеленькая для «эстрады» подвижная система. С ростом частоты проблемы начинаются раньше, чем обычно – АЧХ выше 3 кГц становится уж слишком задиристой. Хотя под углом к оси динамика звучание меняется не очень радикально, и это плюс.

Edge ED PRO65G-E4 (6,5 дюймов)

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

За конструкцию – твердая пятерка. Корзина литая, прочная, динамик идет уже с вклеенной защитной решеткой. Смотрим что по части звукового инжиниринга:

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Fs (собственная резонансная частота) – 107 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 6,1 л
Qms (механическая добротность) – 5,73
Qes (электрическая добротность) – 0,46
Qts (результирующая добротность) – 0,42
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 7,6 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,3 Тл м
dBspl (чувствительность, 1м, 1Вт) – 94.2 дБ

Очень легкая подвижка, динамик гораздо легче и ровнее работает на высоких частотах. Имеет более высокую чувствительность, а это значит, что вы получите высокую громкость с меньшим количеством динамиков.

А теперь как раз то, о чем говорил в самом начале. При обычной установке в двери будет ранний спад АЧХ, и вы получите самый заурядный среднечастотник, да еще и перегружающийся не на самой большой громкости. И тут его вроде бы можно отложить, так и не поняв, как он может играть…

Но мы ж тут не зря измерения затеяли, верно? Если посмотреть на результаты повнимательнее, то окажется, что этот динамик раскроет свои возможности не в двери, а в… фазоинверторном корпусе. Причем даже городить сложные конструкции не придется. Самый компактный вариант – всего по 4 литра на динамик с портом на 105 Гц. Для двух динамиков потребуется всего-то 8 литров чистыми и круглый 8-сантиметровый порт длиной 10 см. И тогда это будет уже не перегружающийся «орун», а полноценный работник громкого фронта. Для него, как и для 8-дюймового ED PRO8M-E4, уже можно будет сделать две настройки – для высокой громкости и для небольшой.

Все, друзья, с широкополосниками этого пока достаточно. Надеюсь, получилось наглядно показать, что каждый динамик требует своих условий для нормальной работы. Выводы будут в конце, а пока что перейду к твитерам.

Все сегодняшние испытуемые построены одинаково – металлическая излучающая диафрагма нагружена рупором. Самая настоящая резонансная конструкция, за счет которой и получается такая высокая чувствительность. Но при этом конструкции все же разные, так что можно ожидать, что и результаты будут сильно различаться. Короче, смотрим.

Да, кое-что важное. Все динамики включались через конденсатор из комплекта. По сути, фильтр первого порядка. Во всех случаях емкость этого конденсатора – 2,2 мкФ. На форумах частенько приводится таблички – какая емкость конденсатора какой частоте среза соответствует. По ним для 8-омного динамика срез должен получиться в районе 9 кГц, для 4-омного – еще выше. Но это в теории, которая не учитывает слишком многого. Ничего пока не буду говорить, а просто покажу, как обстоят дела на самом деле, сами поймете.

Источник

Чем отличаются эстрадные аудиосистемы от классических?

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Чем отличаются эстрадные аудиосистемы от классических?

А для этого нужно понимать, какую аудиосистему вы хотите получить, и чётко представлять её предназначение – работа внутри автомобиля (классическая аудиосистема) или на открытое пространство (эстрадная аудиосистема).

Как строятся классические автомобильные аудиосистемы?

«Классические» аудиосистемы получили своё название неспроста. Принципы их построения во многом схожи с принципами хороших домашних стереосистем. Они рассчитаны на создание максимально качественного и комфортного звучания для тех, кто находится внутри автомобиля.

Один из критериев качества звука – это звуковая сцена, и именно с ней в автомобиле бывают основные проблемы. Коротко поясним, что это такое, и почему звуковая сцена так важна. Любая стереозапись содержит в себе пространственную информацию. Например, если дома вы сядете перед стереосистемой, то услышите, что звук идёт не просто от динамиков, а заполняет собой пространство между левой и правой акустической системами. И если вы слушаете, к примеру, концертную запись, то можете легко услышать, где находились музыканты при записи или как их «расставил» звукорежиссёр – в центре, левее, правее, дальше, ближе. Воссозданное таким образом «звуковое пространство» – это и есть звуковая сцена. Если аудиосистема способна правильно её передать, вы начинаете слушать музыку полноценно, а не просто как набор звуков, которые складываются в мелодию.

Для того, чтобы аудиосистема правильно формировала звуковую сцену, необходимо расположить динамики перед слушателями и постараться максимально отдалить их вперёд, насколько позволяет конфигурация салона. Это нужно, чтобы относительная разница расстояний до правого и левого была минимальной. Если сделать так не получается (а уж если говорить прямо, то в автомобиле это невозможно принципиально), то можно «выровнять» эту разницу расстояний виртуально – с помощью задержек. Эта функция есть в звуковых процессорах, так что если таковой имеется в вашей аудиосистеме (неважно, отдельный, встроенный в головное устройство или в усилитель), это даёт вам дополнительные преимущества.

Разумеется, мы не забыли и про тыловую акустику, в очень многих случаях она может оказаться полезной. Однако не нужно переоценивать её роль. Задача тыла – лишь дополнять основную (фронтальную) акустику и обеспечивать ей лёгкую «подзвучку» для создания объёмности звучания. Тыловая акустика не должна перетягивать внимание на себя.

Сабвуфер тоже можно располагать в багажнике, поскольку на нижних частотах в автомобиле уже нет распространяющейся звуковой волны, а работает так называемый «компрессионный» принцип – диффузор сжимает и разжимает воздух по всему салону примерно как поршень в цилиндре. Поэтому если сабвуфер сделан грамотно и качественно, а система настроена правильно, бас не локализуется сзади, а звучит цельно, является частью музыки, его звучание не «отслаивается» от звучания акустических систем.

Как строятся эстрадные автомобильные аудиосистемы?

Как и в случае с классическими аудиосистемами, термин «эстрада» появился тоже не просто так. Такие аудиосистемы строятся по тем же принципам, что и разного рода сценические концертные аудиомониторы. В отличие от «классики» они относятся к акустическим системам «дальнего поля». Их задача – работать на большие пространства, и предполагается, что слушатели должны находиться от них на некотором расстоянии.

Поскольку эстрадные системы должны обеспечивать достаточно высокий уровень неискажённой громкости, их логично строить в виде больших массивов динамиков. Такие массивы могут располагаться, например, в дверях, в багажнике автомобиля и даже выполняться в виде «стен». Мода на последние зародилась в Южной Америке, поэтому их часто называют «бразильскими стенами».

Почему слушать эстрадную систему внутри автомобиля – это неправильно?

Делать эстрадную систему, чтобы слушать её внутри автомобиля – не самое лучшее решение. Во-первых, запас громкости провоцирует посильнее выкрутить ручку громкости на любимом треке, а слишком высокая громкость приводит к снижению проводимости слухового нерва, а это, к сожалению, необратимая деградация нашего слуха вплоть до его полной потери.

Во-вторых, с большими массивами динамиков в дверях принципиально невозможно добиться качественного звучания внутри автомобиля. Сидя в автомобиле, вы оказываетесь в окружении динамиков, и при таком раскладе, как минимум, придётся забыть о правильной звуковой сцене. И это далеко не всё.

Идеальный источник звука – точечный, то есть когда звук идёт из одной точки. В классических системах слева и справа ставятся одиночные динамики, каждый из которых воспроизводит свой частотный диапазон. В эстрадных же системах мы имеем дело с массивами одинаковых динамиков. И когда одни из них оказываются ближе, другие – дальше, до слушателей одновременно доходят звуковые волны, прошедшие разное расстояние, а потому смещённые относительно друг друга по фазе. Наш слух очень чувствителен к таким фазовым искажениям, в итоге звучание теряет естественность, и музыка превращается просто в набор громких звуков.

Если вы хотите получить универсальную систему, которую можно слушать и внутри автомобиля, и использовать как эстрадную, самое правильное решение – сделать её двойной. В салоне вы устанавливаете классические динамики и располагаете их по классическим принципам, а, например, в багажнике устанавливаете «эстрадные» компоненты – их вы будете включать только тогда, когда решите устроить open-air.

Чем отличаются динамики для эстрадных систем от обычных?

Первое и самое важное отличие – это чрезвычайно высокая чувствительность эстрадных динамиков. Этот параметр характеризует эффективность динамика. Иными словами, при одинаковой подаваемой мощности эстрадные динамики могут звучать намного громче. Это достигается разными технологическими и конструктивными решениями, но, как всегда, выигрывая в чём-то одном, чем-то приходится и жертвовать. Например, эстрадные динамики в своём большинстве не умеют эффективно работать в мидбасовом диапазоне, ответственном за плотность, ударность звучания (ниже 200-250 Гц).

Дело в том, что чем ниже частота, тем больший объём воздуха нужно «двигать» динамику для получения одной и той же громкости. А сделать это можно только двумя способами – или увеличивать площадь диффузора, или увеличивать его ход, или использовать специальное акустическое оформление (например, фазоинверторное). В размерах автомобильные динамики по понятными причинам ограничены, с оформлением тоже, ведь эстрадные массивы чаще всего устраиваются в дверях. Поэтому ход диффузора остаётся решающим фактором. Но именно это в эстрадных динамиках и является ограничивающим фактором.

Как результат, подавляющее большинство эстрадных динамиков эффективно работают на средних частотах и имеют не очень высокую отдачу на нижних частотах. Но систему, работающую на «дальнее поле», можно настроить так, что частотные диапазоны, ответственные за плотность и «ударность» звучания, будут воспроизводиться сабвуфером. Каким для этого должен быть сабвуфер – отдельный вопрос.

Если же мы поставим эстрадные динамики в классическую систему, то возложить эти частотные диапазоны на сабвуфер уже не сможем. Находясь в машине, мы будем чётко слышать, что сабвуфер находится сзади. Бас перестанет быть неотъемлемой частью музыки и будет звучать сам по себе. Это, к слову, ещё одна причина, почему слушать эстрадную систему внутри автомобиля – моветон.

Как выбрать динамики для аудиосистемы?

На первый взгляд, эти два правила звучат банально и очевидно, но нам приходится видеть множество аудиосистем, которые не оправдали ожиданий своих владельцев по одной простой причине – они им не следовали.

Во-первых, чётко и ясно определитесь с предназначением вашей будущей аудиосистемы – это будет система «дальнего поля» или же вы будете слушать её исключительно внутри автомобиля. Первая будет прекрасно работать на открытое пространство, а вторая обеспечит достаточную громкость и высокое качество звучания во время ежедневных поездок.

Во-вторых, подбирайте динамики согласно выбранной концепции. Эстрадные динамики – для эстрадной системы, классические – для классической. Не используйте эстрадные динамики для классической системы, вы не получите ожидаемого качества звука. И наоборот, классические динамики обычно недостаточно эффективны для применения в «эстраде» – с большой вероятностью вы не получите ожидаемой громкости.

Хотите универсальности – делайте систему двойной, разделяйте классическую и эстрадную акустику. Любые попытки действовать по обратному принципу и соединять «два в одном» приведут к ненужным компромиссам, неэффективному использованию возможностей динамиков и в большинстве случаев – разочарованию и впустую потраченным деньгам. Поэтому делайте всё правильно, и получите великолепный результат.

Источник

Комфортное звучание с «эстрадки».

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Целью данного поста является разобраться в причинах неприятности эстрадного звука и научиться, с помощью простейших средств, изначально получить более-менее комфортный звук по быстрому для начинающих любителей громкого, но чистого звука.
В качестве примера будет выбрана акустика SWAT.
В заключении будет приложена таблица практических решений.
Начнем с банального. Чтобы изначально получить комфортный звук необходимо:
1.Получить ровную АЧХ.
2.Динамики НЧ и ВЧ должны быть сфазированы.
3.Чтобы не было искажений, динамики должны работать в условиях своей номинальной мощности.
Итак, почему «эстрадка» звучит грязно, навязчиво, выносит мозг и т.д?
Ответ однозначным быть не может, это, как правило, комбинация причин:
1. Искажения мидбаса, связанные с избыточным механическим ходом диффузора на низких частотах.
Лечится повышением частоты раздела фильтра высоких частот мидбаса от его резонансной до удвоенной резонансной частоты и / или повышением крутизны фильтра
2. Большая неравномерность амплитудно-частотной характеристики мидбаса в конце рабочего диапазона 3-8 кГц в виде горба от 4 до 10 дБ.
Эта проблема решается фильтром низких частот с частотой раздела до горба, использованием режекторного фильтра на частоте горба или искусным сопряжением мида с пищалкой.
3. Нестыковка мидбаса и пищалки по уровню, фазе суммарной неровной АЧХ.
Помогут согласовать «правильные» уши, спектроанализатор, хотя бы с телефона, и специальные технические записи типа свип-тона, розового шума и другие.
4. Искажения пищалки, обусловленные большой подводимой мощностью к ней. Нужно помнить о распределении музыкальной мощности по диапазону частот в зависимости от жанра музыки и о настоящей номинальной мощности пищалки.
Здесь может помочь повышение частоты раздела и / или увеличение крутизны фильтра высоких частот для пищалки, использование аттенюатора.
Важно! в каждом конкретном случае будут свои проблемы и их решение.
Для новичка все это сложно и без профессиональных навыков практически не решается самостоятельно. А хочется изначально не наступить на грабли и изначально получить хоть какое-то комфортное звучание от пары мидбас-рупор.
Поэтому мной был проведен ряд измерений и прослушиваний с учетом расположения динамиков с работой из двери и в поле (излучение под углом и на оси). А согласование динамиков свелось бы к приобретению минимального количества радиодеталей.

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Была взята самая простейшая схема фильтрации. Мид в полную полосу, твиттер фильтруем емкостью и используем аттенюатор в виде резистора.

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Но даже здесь три изменяемых параметра, которые влияют на итоговое звучание.
Резистор выступает в роли аттенюатора (ослабителя) уровня высоких частот. Подбирается из конкретных условий работы и пары компонентов. Экспериментально каждые 5 Ом соответствуют сопротивлению пищалки и ослабляют твиттер на 3 дБ. Соответственно, с последовательно включенным резистором 5 Ом, можно и мощности подать в 2 раза больше на твиттер.
Конденсатор выступает в роли фильтра ВЧ и определяет частоту, с которой работает пищалка. Для простоты была выбрана емкость из комплекта 3,3 мкФ и меньшая 1 мкФ определена экспериментально. На твиттер, опять же, через емкость меньшую в 3 раза можно подать мощность большую в 3 раза.
Меняя полярность пищалки, мы находим лучшую более гладкую АЧХ системы.
Начнем с измерения АЧХ мидбаса SWAT PRO80, в качестве примера, под углом (из двери) и на оси излучения (в поле).

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Из графика видно почему надо по-разному согласовывать мид и пищалку при разных установках.
Из данного графика видно, что под углом мидбас работает до 3,5-4 кГц и твиттер придется согласовывать с мидом достаточно низко. Но при этом характеристика становится более ровной.
А вот на оси излучения мид с твиттером уже можно согласовывать на 5 — 6 кГц, что скажется в лучшую сторону для жизни твиттера. Но вот характерный горб на 3 кГц нам тембрально подпортит звучание. И с этим надо будет, что-то делать.
И еще хочу привести, как влияют на АЧХ твиттера резисторы и конденсаторы.

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Видно, что штатный конденсатор 3,3 мкФ это не самый лучший вариант. Желательно емкость поменьше или полноценный фильтр 3 и выше порядка (но это отдельная история).
А вот итоговая АЧХ на оси излучения.

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Из графиков видно, чтобы получить достаточно ровную АЧХ и в итоге комфортное звучание требуется индивидуальный подход и достаточно бюджетное решение.
И, как обещал, сводная таблица для эстрадной акустики SWAT.
Бонусом в табличку добавил второй популярный твиттер SWAT 4N Pro и столбик с максимальной частотой среза для мидбаса в поканальной системе.

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Всем удачи и КОМФОРТНОГО прослушивания музыки!

Источник

Большой тест «эстрадной» коаксиальной акустики

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Все привыкли, что «эстрадный» фронт – это отдельно СЧ-динамики с высокой чувствительностью и отдельно твитеры, в большинстве случаев рупорные. На коаксиальной акустике громкие системы почти не строятся. Да и подходящих коаксиалов на самом-то деле очень немного. А те, которые есть, сильно отличаются от обычных. Мне удалось собрать на измерения сразу пять таких моделей и изучить их подробнее.

Полностью статью выложил, как всегда, на carmus.ru, здесь пришлось сократить из-за ограничений по количеству картинок.

Итак, в обычных автомобильных коаксиалах твитер имеет небольшие размеры и обычно крепится на ножке перед диффузором. А в «эстрадных» твитер как бы встроен в СЧ-динамик. Вернее, даже «пронзает» его насквозь.

Дело в том, что здесь применяется не обычный высокочастотник, а, как и полагается для громких систем, компрессионный рупорный ВЧ излучатель, который состоит из двух основных частей – драйвера и самой «дудки» рупора. Похожие конструкции уже были у меня на измерениях. К примеру, вот или вот. И скоро ещё будут несколько подобных.

Драйвер во всех моделях сегодняшнего теста «пристроился» к основному динамику с его задней стороны и излучает в буквальном смысле сквозь него – через осевое отверстие в керне. Оно является для него рупорным горлом. В передней части выход закрыт защитной сеткой и продолжен пластиковой «дудкой».

Поехали смотреть, что может каждый из таких «агрегатов» СЧ/ВЧ:

GROUND ZERO GZCF 200COAX (8 ДЮЙМОВ)

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Когда первый раз берёшь в руки этот динамик, то первая мысль – он явно не предназначен для работы в качестве мидбаса. Во-первых, верхний подвес диффузора очень узкий и практически не даёт никакой свободы перемещения. К тому же «конус» диффузора имеет выгнутый профиль, и если катушка будет толкать диффузор слишком сильно, то он не будет двигаться как единое целое, а будет просто гнуться. Так что это чистый среднечастотник с малым ходом, без вариантов.

Подключение твитера и среднечастотника раздельное. Их можно подключить как поканально, так и к одному каналу. Твитер в этом случае подключается через конденсатор 5,6 мкФ из комплекта. Не перепутайте, клеммы твитера – внизу, а клеммы СЧ динамика – на корзине.

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера
Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором
Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе

Fs (собственная резонансная частота) – 152 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 5,4 л
Qms (механическая добротность) – 10,34
Qes (электрическая добротность) – 0,66
Qts (полная добротность) – 0,62
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,5 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,5 дБ

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

SOUNDSTREAM SP2.804 (8 ДЮЙМОВ)

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

В отличие от Ground Zero, здесь СЧ динамик построен иначе – диффузор и верхний подвес совсем другие. Это привело к тому, что резонансная частота получилась немного ниже. Но это по-прежнему среднечастотник без малейшего намёка даже на верхний бас.

Подключение твитера и СЧ динамика тоже раздельные, правда, никакого разделительного фильтра в комплекте не идёт. Так что либо динамик используем в поканалке, либо подбираем фильтр самостоятельно. Обычный конденсатор для этого вполне подойдёт. Можно использовать такой же, как у Ground Zero, но я бы лучше взял поменьше – 3,3 или 2,2 мкФ.

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера

Fs (собственная резонансная частота) – 137 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 6,2 л
Qms (механическая добротность) – 11,31
Qes (электрическая добротность) – 0,74
Qts (полная добротность) – 0,70
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,4 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 95,4 дБ

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

MAGNUM MPS 8.0-4AB (8 ДЮЙМОВ)

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Динамик практически полностью повторяет конструкцию Ground Zero – узкий верхний подвес диффузора и сильно выгнутый профиль самого диффузора. Единственное внешнее отличие (разумеется, кроме цвета «дудки» и логотипа) – это одинарные клеммы подключения СЧ динамика, как у Soundstream. Правда, в отличие от последнего, конденсатор в комплекте тут всё же есть – он заботливо припаян к клеммам твитера. Его номинал – 3,3 мкФ.

А вот внутри отличий от GZ оказалось немного больше. Во-первых, резонансная частота ниже. И причина тому – не диффузор (параметр Mms совпал с точностью до сотых), а, скорее всего, чуть другие подвесы. Да и твитер, судя по всему, тоже отличается – резонансы выражены не так сильно.

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера
Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором
Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе

Fs (собственная резонансная частота) – 133 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 7,0 л
Qms (механическая добротность) – 11,85
Qes (электрическая добротность) – 0,62
Qts (полная добротность) – 0,59
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,2 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,3 дБ

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

MAGNUM MPS 6.5-4AB (6,5 ДЮЙМОВ)

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Этот динамик, по сути, представляет собой уменьшенную копию своего 8-дюймового старшего брата. Здесь использованы всё те же решения – короткоходный подвес и сильно выгнутый профиль диффузора. Разве что выход рупора имеет несколько другую геометрию, иначе он просто перекрывал бы половину диффузора. Катушка имеет размер 1,5 дюйма (у более крупных динамиков используются 2 дюймовые катушки). Конденсатор для подключения твитера имеет номинал 3,3 мкФ.

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера
Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором
Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе

Fs (собственная резонансная частота) – 161 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 3,6 л
Qms (механическая добротность) – 10,80
Qes (электрическая добротность) – 0,60
Qts (полная добротность) – 0,57
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 7,2 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,2 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 95,9 дБ

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

У этого динамика концепция абсолютно та же, что и у остальных, но конструктивно он заметно отличается. Здесь использована другая корзина. Диффузор и тканевый подвес здесь не такие экстравагантные, а более традиционные. Защитная сетка несъёмная, приклеена хорошо, на попытки снятия не поддавалась. Поскольку динамик брал с возвратом, особо настаивать не стал.

Катушка тут тоже 1,5-дюймовая, охлаждается через большие окна под центрирующей шайбой. Несмотря на то, что резонансная частота оказалась самой низкой из всех, ниже 100 Гц, мидбасовым динамиком я бы его тоже не назвал – длина звуковой катушки здесь небольшая. Так что это среднечастотник. Для подключения твитера в комплекте идёт конденсатор номиналом 2,2 мкФ.

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера
Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором
Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе

Fs (собственная резонансная частота) – 93 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 7,4 л
Qms (механическая добротность) – 9,20
Qes (электрическая добротность) – 0,52
Qts (полная добротность) – 0,49
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,3 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,7 дБ

Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть фото Что такое эстрада в автозвуке. Смотреть картинку Что такое эстрада в автозвуке. Картинка про Что такое эстрада в автозвуке. Фото Что такое эстрада в автозвуке

Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

Все динамики являются чистейшими СЧ/ВЧ с адской чувствительностью. Об использовании их в качестве мидбасов даже нет и речи, ход диффузора у всех очень маленький. Поэтому подрезать их снизу нужно минимум на 500 Гц, а лучше выше. Иначе искажений будет не избежать.

Динамики могут спокойно работать в тесных объёмах. Это полезное свойство, потому что устанавливать мидбас и СЧ в один объём ну никак нельзя, надо изолировать их друг от друга. 6,5-дюймовые будут работать уже литрах в двух-трёх, 8-дюймовым можно отводить от 4-5 литров на каждый динамик. Нормально.

Конструкция у всех такова, что рупор неизбежно перекрывает часть диффузора. Это стало причиной довольно кривой АЧХ у некоторых динамиков. Но учитывая, что это всё же не аудиофильские модели, и в первую очередь от них требуется высокая громкость, к этому можно особо не придираться. Да и если уж честно, то большинство систем на «разнесённых» СЧ и ВЧ имеют АЧХ ни разу не лучше.

Среднечастотный динамик и твитер можно включать поканально. Хуже от этого точно не будет – появится возможность поиграть с частотами и порядками фильтров на их стыке. Если их вешать на один канал, то можно обойтись и одним конденсатором на твитер в качестве фильтра. Тем более, что у всех кроме Soundstram такой уже есть в комплекте. Правда, у Ground Zero его номинал великоват – 5,6 мкФ, я бы заменил его хотя бы на 3,3 мкФ.

В общем, если коротко, то главное достоинство таких динамиков перед раздельными СЧ и ВЧ – компактность. Тут у нас всё в одном динамике, да ещё и с возможностью работать в маленьких объёмах. Так что для многих «эстрадных» систем, работающих на открытое пространство, они могут оказаться вполне рациональным выбором. Главное, не забывать, что между ними и сабвуфером ещё мидбас должен быть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *