Что такое эстимейт на аукционе

Что такое эстимейт? Значение слова эстимейт и толкование

Эстимейт это предпродажная оценка стоимости какой-либо вещи, выставляемой на аукцион. Слово Estimate в переводе с английского означает, собственно, «оценка» и в английском языке употребляется не только в контексте аукционов.

Эстимейт составляется, как правило, экспертами аукционного дома и выражает сумму, за которую данный предмет (картина, монета и т.п.) может быть продан на данном аукционе. Иногда реальная цена по итогам торгов в несколько раз превышает эстимейт.

Что такое эстимейт на аукционе. Смотреть фото Что такое эстимейт на аукционе. Смотреть картинку Что такое эстимейт на аукционе. Картинка про Что такое эстимейт на аукционе. Фото Что такое эстимейт на аукционе

Статья эстимейт находится в списках: сленг, деньги

И не забудьте подписаться на самый интересный паблик ВКонтакте!

продакт плейсмент
Продакт плейсмент (англ. product placement — «размещение продукта») это вид рекламы, используемый в фильмах и.

палехче
Палехче или палехчи — исковерканное «полегче». Употребляться стало с 2012 года в различных онлайн-играх.

в ногах правды нет
Поговорка в ногах правды нет — шутливое приглашение садиться, адресованное гостю. «Да ты садись, а.

премия Дарвина
Премия Дарвина — вымышленная премия, кандидатами на получение которой становятся люди, погибшие или покалечившие себя.

сабж
Сабж (от английского Subject, которое произносится «сабджект») — то, о чём говорится в статье или.

2021 Новости, люди, события — Вдох.ру.

Источник

Аукционный словарь для новичков

Что такое эстимейт на аукционе. Смотреть фото Что такое эстимейт на аукционе. Смотреть картинку Что такое эстимейт на аукционе. Картинка про Что такое эстимейт на аукционе. Фото Что такое эстимейт на аукционе

Предлагаем вашему вниманию словарь основных терминов, которые применяются в аукционной практике в офлайн и онлайн торгах произведений искусства, коллекционирования и антиквариата в мире.

Аукционист

Человек, ведущий (читающий) аукцион.

В США, например, среди аукционистов проводятся чемпионаты по скандированию, которые определяют региональных или мировых чемпионов на основе скорости, выразительности и разборчивости речи. Чемпионаты популярны в области аукционов по продаже автомобилей и животных. Удивительное рядом:

Аукционер

Организатор торгов, ответственный за проведение аукциона. В большинстве случаев это Аукционный Дом.

Заочный бид (Absentee Bid)

Ставка, сделанная участником (лично, по телефону или через Интернет), который не может участвовать в торгах лично. Ставка (заочный бид) торгуется от имени участника сотрудником аукциона или аукционистом, но не более, чем на максимальную сумму заявки.

Телефонный бид (Telephone Bid)

Ставка делается по телефонной связи с сотрудником аукционного дома, который присутствует на торгах и делает ставки от имени покупателя. Покупатели предпочитают телефонные ставки из-за удобства и анонимности.

Товар, который выставляется для продажи на аукцион. У каждого лота есть свой номер в аукционном каталоге.

Топ-лот

Самые престижные и дорогие лоты в аукционе.

Бид (Bid)

Ставка покупателя. Конкретная сумма, которую готов заплатить покупатель за лот в случае победы в торгах. Во время торгов срабатывают следующие ставки:

Стартовая цена или старт (Starting Price)

Цена с которой начинаются аукционные торги по какому-то лоту.

Шаг торгов (Bid Increment)

Интервал, на который каждый раз увеличивается цена торгов.

Эстимейт (Estimate)

Диапазон цен (от минимальной до максимальной) в котором по мнению экспертов аукционного дома будет продан лот.

Оценка основывается на различных факторах, таких как состояние предмета, его происхождение, участие в выставках.

Эстимейты очень важны для покупателей и также используются для определения резервной цены лота.

Резерв или резервная цена (Reserve or Reserve Price)

Конфиденциальная минимальная цена, которую продавец предмета готов принять и которая согласовывается между продавцом и аукционным домом. Если торги не доходят до резерва, лот считается не проданным.

Резервы обычно устанавливаются на уровне или ниже нижней границы эстимейта.

Если лот торгуется без резерва — то он будет продан по самой высокой ставке без ограничений на достигнутую сумму.

Неограниченный аукцион (Absolute Auction)

Аукцион, не имеющий резервов ни по одному лоту, выставленному на продажу, обычно называют «Абсолютным аукционом».

Ставка перебита

Вашу ставку перебил другой участник торгов и теперь лот торгуется дороже.

Ничья ставка (Tie Bid)

Случается, когда два или более участника делают ставку на лот на одинаковую сумму одновременно.

Коллизия разрешается согласно правилам торгов (если в них прописаны такие случаи) или по решению аукциониста.

Честное последнее предупреждение (Fair Warning)

Предупреждение, данное аукционистом, о том, что он собирается стукнуть молотком, закрывая все ставки по лоту. Это предупреждение важно, так как оно дает последнюю возможность увеличить ставку до завершения продажи.

Цена молотка (Hammer Price)

Выигравшая ставка за лот — самая большая сумма, признанная аукционистом до того, как его молоток опустился вниз.

Цена молотка не включают комиссию с покупателя.

Комиссия покупателя (Buyer’s Premium)

Комиссия аукционного дома, добавленная к цене молотка, для определения окончательной цены покупки.

Комиссия продавца (Commission)

Сумма, уплачиваемая продавцом лота аукционному дому (от цены молотка).

Второй участник (Under Bidder)

Иногда этот термин используется для участника аукциона, который предложил вторую по величине сумму, чуть ниже выигрышной.

Оценка (Appraisal)

Оценка справедливой рыночной (или страховой) стоимости предмета, обычно выполняемая профессиональным сертифицированным оценщиком.

Оценка проводится путем сравнения объекта с прошлыми продажами похожих предметов в таком же состоянии.

Сохранность лота (Condition Report)

Подробное описание лота, в котором отмечается любое повреждение, реставрация или необычные характеристики конкретного предмета, а также места расположения этих зон.

Постаукционная продажа (After Sale Offers)

Ставки, размещенные после окончания аукциона, на предметы, которые не были проданы.

Провенанс (Provenance)

История бытования вещи. Информация о предыдущих владельцах предмета, доказывающая его подлинность.

Происхождение предмета может существенно влиять на его стоимость.

Право следования (Droit de suite)

Право следования (от фр droit de suite), или в англоязычном варианте «resale right» — это право, по которому автор произведений искусств (картины, марки, рисунки, литографии, керамика, фотографии и скульптуры) получает определенный процент с суммы перепродажи своего творения.

Табличка для торгов (Paddle)

Табличка с номером, который присваивается зарегистрированному в торгах участнику аукциона.

В офлайновых аукционах вы поднимаете табличку, чтобы сделать ставку. Аукционист жестом или устно подтверждает что принял ее.

Заблокированный участник (Block Bidder)

Участник, которого продавец добавил в свой черный список и который не может принимать участие в торгах.

Неуход (Bought-In)

Неуход — ситуация когда лот не продан из-за отсутствия ставок или лот не достиг резервной цены.

В результате лот остается непроданным и остается в собственности владельца или аукционного дома.

Процент неухода (Buy-In Rate)

Количество лотов (в процентах) которые были непроданы.

Процент ухода (Sell-Through Rate)

Оценка результатов аукциона после закрытия торгов, которая рассчитывает:

Аукцион белых перчаток

Аукцион, на котором каждый лот был продан.

Стринг

Разгон

Ситуация когда аукционист принимает ставки от имени продавца, который мотивирован завышать цену на свой предмет.

Фантомный бид (Chandelier Bid)

Ставка, которую делает сам аукционист, который притворяется, что видит ставку в зале.

Защита рынка (Protecting a Market)

Дилер художника делает ставку на лот, тк имеет финансовую заинтересованность в том, чтобы удержать цены на его работы выше определенного уровня.

Это распространенная практика многих дилеров, так как результаты аукциона могут повлиять на общий рынок топовых художников.

Сговор (Collusion)

Сговор двух или более покупателей, которые коллективно соглашаются не делать ставки друг против друга.

Вечерние торги (Evening Sale)

Вечерние торги, на которых аукционными домами большой тройки (Sotheby’s, Christie’s, Phillips) предлагаются самые дорогие лоты по более высоким ценам.

Дневные торги (Day Sale)

Аукционная сессия, которая обычно проводится в течение дня, после вечерних торгов. Дневные аукционы, как правило, предлагают работы по более низким ценам и иногда состоят из двух сессий, одной утром и другой после обеда.

Аукционный каталог (Sale Catalogue)

Печатный каталог, который аукционный дом посылает коллекционерам и потенциальным покупателям, с подробной информацией о каждом лоте и с условиями продажи.

Лот с обложки (Cover Lot)

Топ-Лот, размещенный на обложке аукционного каталога, который обычно привлекает внимание прессы и важных коллекционеров.

Премиум лот (Premium Lot)

Лот на который в силу своей значимости аукционный дом требует дополнительной проверки клиентов, прежде чем они смогут сделать ставку.

Потенциальных участников торгов просят связаться для регистрации своей заинтересованности, а также могут попросить предоставить финансовые рекомендации.

Добавление в каталоге (Addendum)

Перечисление дополнительных лотов, не представленных в основном каталоге. Изменение или дополнение условий продажи.

Это может быть письменное уведомление или объявление на аукционе.

Лот снят с торгов (Withdrawn Lot)

Лот, который был снят с продажи перед аукционом.

Предаукционная выставка

Возможность для потенциальных покупателей и СМИ ознакомиться с работами, предлагаемыми на предстоящем аукционе. В это время специалисты, как правило, готовы ответить на вопросы покупателей.

Выставки проводятся бесплатно и обычно за неделю до начала аукциона.

Для топовых вечерних торгов посещение предаукционной выставки может быть только по приглашению.

История выставок (Exhibition History)

Перечень музейных или галерейных выставок, в которых появился данный лот (в основном относится к живописи).

Участие самой работы или художника в престижных музейных выставках может сильно повлиять на стоимость.

Протокол аукциона (результаты торгов)

Таблица, в которую заносится номер лота, цена молотка и номер выигравшей таблички.

Клерк (Bookkeeper или Clerk)

Сотрудник аукционного дома, который отвечает за всю бумажную работу на торгах и ведет протокол аукциона.

Ревью аукциона

Подробный разбор результатов аукциона и того почему какие-то лоты не были проданы (например, неверно были выставлены эстимейты).

Источник

ЭСТИМЕЙТ. ПРОВЕНАНС. ТОРГ: КАК УСТРОЕН АУКЦИОННЫЙ ДОМ SOTHEBY’S

Что такое эстимейт на аукционе. Смотреть фото Что такое эстимейт на аукционе. Смотреть картинку Что такое эстимейт на аукционе. Картинка про Что такое эстимейт на аукционе. Фото Что такое эстимейт на аукционе

На протяжении 250 лет аукционный дом Sotheby’s продолжает активно развиваться, и сегодня он является одним из главных игроков на мировом арт-рынке. Изучаем историю Sotheby’s и разбираемся, как ему удается оставаться главным аукционным домом так долго.

Аукционы – явление не новое. Они существовали еще в V веке до нашей эры в Древнем Вавилоне и в Древнем Риме. На публичных торгах, однако, продавалось не только искусство: там можно было найти всё, что душе угодно. С падением Римской империи аукционы прекратили свое существование. Но в 1599 году в Нидерландах провели первый книжный аукцион, который с уверенностью можно назвать аукционом современного типа. Двумя веками позже, 11 марта 1744 года книготорговец Сэмюэль Бейкер основал закрытый клуб для аристократов – аукционный дом Бейкера. Успех и доход пришли к нему незамедлительно. Публика активно интересовалась литературой в век Просвещения. Поэтому в 1754 году открыл свои двери уже аукционный зал Сэмюэля Бейкера.

В XIX веке Sotheby’s по-прежнему следовал книжному курсу. Он зарекомендовал себя крупнейшим в мире аукционным домом по продаже книжных раритетов. Вплоть до первого десятилетия XX века Sotheby’s продавал книги. Но в 1909 году, когда владельцами аукциона стали член Парламента Монтегю Барлоу и предприниматели Феликс Варр и Джефри Хобсон, Sotheby’s начал торговать искусством.

Sotheby’s сформировал английский тип проведения торгов (восходящий) – старт с минимальной цены с последующим ее повышением. Вещь на английском аукционе уходит тому, кто предложил за нее самую высокую цену. Существует еще один тип аукционов – голландский (нисходящий). Вещь уходит тому, кто успел “поймать” понижение цены.

Сегодня Sotheby’s идёт в ногу со временем и максимально модернизирует искусство аукциона. Клиенты могут участвовать в торгах и делать ставки онлайн. Чтобы посмотреть, как проходит аукцион, не обязательно участвовать в торгах, можно следить за судьбой лотов и накалом страстей в качестве зрителя. Участником можно стать по предварительной регистрации.

Аукцион – это целый ритуал, который начинается задолго до того, как в аукционном зале собираются все участники. За месяц до события появляется каталог работ, а за неделю – открывается выставка. Аукционный дом берет на себя оценку всех лотов, гарантирует подлинность, а также обеспечивает информационную поддержку потенциальным покупателям.

Что такое эстимейт на аукционе. Смотреть фото Что такое эстимейт на аукционе. Смотреть картинку Что такое эстимейт на аукционе. Картинка про Что такое эстимейт на аукционе. Фото Что такое эстимейт на аукционе

Что касается искусства, на его цену оказывает большое влияние провенанс работы – “биография” произведения. Важными становятся не только автор, дата создания, но и факт участия в крупных выставках или участия в криминальных историях. Случается, что цены на две работы одного периода одного мастера существенно отличаются только потому, что одна из них путешествовала по зарубежным выставкам, а вторая – пылилась в хранилище. Внешние факторы также могут оказывать существенное влияние. Цену в значительной степени может скорректировать экономический кризис или политическая обстановка в стране.

Цена после удара молотка не является окончательной. Необходимо будет оплатить комиссию Sotheby’s (12-25%) и отдельные налоги той страны, в которой проходят торги. Если потенциальный покупатель сделал ставку, но передумал, то ему придется заплатить неустойку в размере от 10%. Вернуть покупку можно, но только если есть претензии к заявленному качеству работы.

Сегодня Sotheby’s принадлежит немало рекордов. О них стало известно благодаря тому, что с 1988 года аукционный дом сделал свою деятельность более прозрачной – открыл доступ к результатам своих торгов. Имена покупателей при этом не оглашаются в целях их безопасности и сохранности только что приобретенных ими произведений искусства или предметов антиквариата. 15 мая 2019 года “Стога” Клода Моне купили за рекордные 110 000 000 долларов. Работа Пабло Пикассо “Мальчик с голубой трубкой”, проданная в 2004 году за 104 200 000 долларов, тоже в свое время побила рекорд. Среди скульптур всех опережает “Шагающий человек” Альберто Джакометти, ушедший за 103 700 000 долларов в 2010 году. В Sotheby’s иногда появляются и вовсе уникальные лоты. Так в день пятидесятилетия первого полета человека в космос на аукционе была продана за 2 800 000 долларов космическая капсула “Восток 3КА-2”. А пару кроссовок Nike 1972 года забрали в коллекцию совсем недавно за 437 500 долларов.

В мае этого года должны были состояться масштабные торги в Нью-Йорке. Из-за коронавируса все крупнейшие аукционные дома, включая Sotheby’s, перенесли майские торги на конец июня. Весна – наиболее выгодное время для аукционов и галерей: самые большие продажи случаются именно в это время года. Sotheby’s решил провести серию онлайн-аукционов, один из которых уже прошел 31 марта 2020 года. Суммарная выручка составила 2 100 000 фунтов при эстимейте (ожидаемой выручке) от 1 700 000 до 2 300 000 фунтов.

СМИ сообщают об увольнении сотрудников и снижении зарплат в аукционных домах. Sotheby’s также отправляет часть сотрудников в отпуск на период карантина, продолжая при этом проводить онлайн-торги. Цифровые каталоги с видео и профессиональная поддержка коллекционеров делает свое дело. Арт-рынок продолжает находить новые способы не сбавлять обороты даже в такие трудные времена.

Источник

Как купить искусство

Пароли и явки для тех, кто вкладывает

Привет! Я всё хочу вложить в искусство 100 тысяч рублей.

В прошлый раз мы разбирались, что покупать. Теперь посмотрим, где и как это делать.

Как купить и кому продать

Искусство покупают и продают на аукционах, в галереях, антикварных магазинах, с рук у художника и на барахолках.

Аукционы. В известные аукционные дома «Сотбис» и «Кристис» попадают работы уже известных художников — на сто тысяч рублей там не разгуляться. Поэтому нас интересуют небольшие аукционы.

Для участия в большинстве аукционов нужна предварительная регистрация. Ставки можно делать лично, по телефону или на сайте. Если ваша ставка выиграла, то, чтобы получить вещь, придется заплатить еще и комиссию аукционному дому. В российских домах комиссия составляет от 5 до 20%.

Аукционы работают по принципу caveat emptor — «пусть покупатель будет бдителен». Если вы сделали ставку и передумали, придется заплатить неустойку от 10%. Просто вернуть покупку и получить свои деньги обратно можно, но только если есть претензии к сохранности или к качеству: например, вещь выглядит хуже, чем было заявлено, или оказалась поддельной. Если покупка просто разонравилась, придется выставлять ее на торги.

У каждого лота есть эстимейт — сумма, на которую оценили произведение эксперты. Некоторые аукционы не продают лоты, которые не достигли эстимейта, но обычно можно договориться.

Пока я писала эту статью, моя мама захотела купить испанский столик начала 20 века на онлайн-аукционе. Оценочная стоимость — 40 000 рублей, а самая высокая ставка — 22 500 рублей, мама поставила 23 000 рублей:

Через несколько дней перезвонил менеджер Евгений: оказалось, что мамина ставка — самая высокая. Евгений предложил договориться с продавцом о снижении цены. Так за 26 000 рублей (ставка вместе с комиссией аукциона) столик переехал к маме.

Аукционные дома с онлайн-торгами в России

«Совком»: антиквариат, книги, современное искусство. Если участвуете впервые, нужно внести депозит. Комиссионные аукционного дома — от 5 до 10%. Иногда проходят аукционы с понижением цены (голландский аукцион).

«Артлот-24»: современное искусство, антиквариат. Если ставка не перешагнула оценочную стоимость, лот не продадут. К максимальной цене прибавляйте 15% комиссии аукциону. Продавцы платят комиссию 8%.

«Арт-4»: современное искусство. Можно купить, даже если произведение не достигло эстимейта. Комиссия аукциона включена в цену и равна 20%. Есть список художников, работы которых аукцион принимает на продажу, — сверяйтесь с трендами.

«Дом антикварной книги»: книги, плакаты, исторические фотографии. Непроданные лоты могут выставлять на следующих аукционах со сниженной ценой. Комиссия аукциона — 2%, а за участие в онлайн-аукционе берут дополнительные 2%. Продавец платит комиссию 10%.

Зарубежные аукционы — это уровень более опытных любителей искусства. Сам процесс торгов похож, но покупки осложняет таможенное законодательство.

Галереи тоже продают современное искусство. Чаще всего галерея работает с художником на постоянной основе, поэтому вкладывается в продвижение и заинтересована в успехе его работ.

Постепенно у галерей появляются онлайн-магазины: загляните на 28bugs.com и Art-icon.com.

Произведение можно купить с рук. Покупка напрямую у художника — самый экономный и рискованный вариант. Вы экономите на посреднике, но качество работ и коммерческий потенциал художника вам приходится оценивать самостоятельно.

Если покупаете искусство с рук, просите документы, подтверждающие его подлинность. Если документов нет, но купить очень хочется и не хочется терять деньги — закажите независимую экспертизу. Продавец сопротивляется — не покупайте.

«Ибэй», «Авито», «Мешок-нет» и блошиные рынки существуют для людей, которые любят процесс поиска. Там можно найти что-то стоящее, например гравюру, но при условии, что вы отличаете эстамп от офорта на глаз.

Как оценить произведение

Чтобы купить произведение дешево, а потом выгодно продать его, нужно быть в курсе трендов. Ориентироваться помогают новости и аналитика.

О событиях рассказывают в «Арт-ньюспейпер», «Артгиде» и новостной ленте «Артинвестмента». Обращайте внимание на темы выставок и имена художников, которым дают гранты.

В августовском номере «Арт-ньюспейпер» опубликованы имена 10 самых интересных молодых художников — их работы через пару лет могут оказаться самыми востребованными (а могут и не оказаться):

Если нужно составить приблизительное впечатление и не хочется платить за базу, то данные можно собрать и проанализировать самостоятельно. Архивы есть на сайтах самих аукционов и на сайтах-агрегаторах типа The-saleroom.com и Liveauctioneers.com.

Каждый год «Артпрайс» публикует сводный отчет о состоянии рынка в мире, его распространяют бесплатно.

«Рынок искусства, 2015»PDF, 14,3 МБ

В сентябре 2016 года вышел первый аналитический отчет по рынку современного русского искусства «Инарт-2016».

Помните, все эти цены ничего не гарантируют, это просто ориентир:

Разница в написании картин — 4 года. Цену скорректировал кризис: первая картина продавалась в 2012 году, вторая — в 2016.

Экономика определяет спрос на искусство в принципе, но на ценность произведения влияют другие факторы. В первую очередь — имя художника или школа. Затем в равной степени важны техника, уникальность, сохранность и происхождение.

Картина маслом стоит дороже карандашного наброска. Единственная бронзовая скульптура дороже тиражной фигуры из шпиатра. Фарфоровая фигурка в идеальном состоянии дороже реставрированной. Картина, которая участвовала в выставках и попадала в каталоги, оценивается лучше, чем та, что внезапно «всплыла» на рынке.

Как хранить, чтобы не терять деньги

Вы рискуете, когда покупаете искусство. Будет досадно, если вы удачно выберете произведение, оно вырастет в цене, но вы всё равно продадите его дешевле из-за плесени или выцветания красок.

Живопись, графика, фотография не любят прямых солнечных лучей, а книги — сырость. На антикварный столик нельзя ставить кружки с чаем, а бронзовый подсвечник с патиной лучше протирать простой фланелью. На всякий случай уточните у продавца условия, в которых нужно хранить произведение.

Почти любое произведение нашей ценовой категории можно хранить дома — банковская ячейка не нужна. Но конечно, его можно застраховать от кражи.

Какие риски: поддельные картины и несбывшиеся надежды

Старое искусство подделывают. Определить подлинность помогают три фактора: провенанс (происхождение), искусствоведческая и технико-технологическая экспертизы. Чем прозрачнее история переходов предмета от владельца к владельцу, тем больше уверенности, что перед вами не фальшивка.

Но ни идеальный провенанс, ни экспертное заключение не гарантируют подлинность.

Если вам предлагают рисунок Мане за 130 тысяч рублей или на кону еще большие деньги — это повод для паранойи. Закажите независимую научную экспертизу в музее или исследовательском центре. Первичная экспертиза без сложных исследований стоит 600 рублей.

Не всё современное искусство подорожает. С суммой в 100 тысяч рублей приходится выбирать из молодых и перспективных, а значит, ошибиться шансов больше: многие из них не станут знаменитыми и востребованными.

Вкладывайте только в те произведения, которые по-настоящему нравятся — придется смотреть на них каждый день. Искусство дорожает долго.

Источник

Как самостоятельно оценить произведение с помощью ARTinvestment.RU
ARTinvestment.RU 12 августа 2009

База данных ARTinvestment.RU в большинстве случаев позволяет без посторонней помощи оценивать произведения, опираясь на статистику аукционных продаж. В этой статье собран ряд советов подписчикам о том, как грамотнее это сделать, какие факторы брать в расч

Сильно переплачивать или, наоборот, продешевить при продаже никому не хочется. Наверное, самый распространенный случай, когда продавец называет свою цену и вам важно понимать, насколько предложенная цифра адекватна рыночной ситуации. Или обратный пример: вам самим вещь нужно продать, но непонятно, сколько за нее просить.

Чтобы примерно определить текущую рыночную цену произведения, есть масса вариантов. Быстрый и простой способ — обратиться за советом на форум ARTinvestment.RU. Если случай не экзотический, да еще и не полениться предоставить информацию о работе по всей форме, то мнения по цене поступят быстро. Но это, как говорится, «вариант для ленивых». Экспресс-способ. Со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. В числе последних — необходимость «светить» вещь в публичном пространстве и иметь дело с суммой мнений, среди которых есть риск в числе прочих получить отклики «болтунов», то есть совсем некомпетентные.

Да и вообще принцип «доверяй, но проверяй» актуальности своей не теряет. Тем более что база данных ARTinvestment.RU в большинстве случаев позволяет без посторонней помощи оценивать произведения, опираясь на статистику аукционных продаж. В этой статье собран ряд советов подписчикам ARTinvestment.RU о том, как грамотнее это сделать. Или по крайней мере избежать серьезных методологических ошибок.

Для начала устанавливаем основное ограничение: все советы по оценке применимы при допущении, что вещь подлинная и авторство картины достоверно установлено. Смех смехом, но даже на этом этапе случаются забавные казусы: много однофамильцев, повторов, наконец, любительской живописи, ведь если уродился человек Саврасовым и захотел рисовать, то не менять же ему фамилию? Например, одних художников Верещагиных в базе данных AI шесть человек мужского пола. Художников Маковских — пятеро. Бенуа — восемь художников и три художницы. А знаете, сколько художников Соколовых? В базе — сорок семь! И это, понятно, только люди, располагающие аукционными продажами и хотя бы именем своим оставшиеся в истории искусства. Из памятных курьезов с однофамильцами можно вспомнить случай с художником Евгением Титовым. Форумчане уже терялись в догадках, как художник смог столь радикально сменить манеру, пока не выяснилось, что в один ряд попали работы двух совершенно разных Евгениев Титовых. С подлинностью же история еще более сложная — но это уже тема для другой публикации.

Словом, чтобы не утонуть в оговорках, поставим задачу более четко: нужно самостоятельно определить примерную стоимость подлинного произведения аукционного художника, опираясь на данные из базы ARTinvestment.RU.

С такими исходными данными в дальнейшем самостоятельном исследовании стоит придерживаться следующих рекомендаций:

1. В общей аукционной статистике по конкретному автору нужно ориентироваться преимущественно на результаты последних полутора-двух лет. 2010 год еще интересен, а от 2008-го проку уже мало. Понятно, что цены на русское искусство в середине двухтысячных росли очень быстро и в разы. Поэтому более старая информация для оценки уже не подходит (хотя в решении других задач очень помогает).

2. Выбираем результаты для работ того же периода, близких по году создания к имеющейся. Бывает, что год создания близок, но результат «не продано». В этом случае обращаем внимание на эстимейты. Если эстимейт (ценовая оценка) присваивался экспертами ведущих аукционных домов, то для нас это тоже информация к размышлению.

3. Нужно обращать внимание на уровень аукционного дома. При прочих равных условиях более высокое внимание стоит уделять ведущим аукционным площадкам, регулярно проводящим специализированные русские торги. В их числе Sotheby’s, Christie’s, Bonhams, MacDougalls. Один из главных специалистов по современному искусству — Phillips de Pury (на нем все чаще появляются русские лоты). А вот к результатам небольших малоизвестных аукционных домов стоит относиться с повышенной осторожностью: на них чаще встречаются «фальшаки», вещи с ошибочной атрибуцией и неправдоподобные результаты. Брать на заметку можно, но использовать их цифры как аргумент для торга («у вас дорого, так как Гончарова во Франции 3000 долларов стоит») вряд ли получится.

4. При формальном сравнении работ нужно не забывать о размерах и технике. У сравниваемых вещей они должны быть сопоставимы. То есть 100 х 100 можно сравнивать с 70 х 90, но не с 30 х 40. Само собой, техники тоже должны быть одинаковы: масла сравниваются с маслами или смешанной техникой, в которой доминирует то же масло. Иногда, когда материала для сравнения слишком мало, можно попробовать интерполировать, домыслить результаты графики для живописи (например, исходя из вульгарного предположения, что живопись должна стоить в 5–7 раз дороже графики). Но на такие трюки решится даже далеко не каждый опытный коллекционер. Прием нестандартный, излишне нюансированный, так что рекомендовать его не решусь.

5. Маргинальные результаты (вызывающе высокие и вызывающе низкие цены) надо запомнить, но в расчет их не берем. Рекорды и антирекорды могут пригодиться как аргумент в торге, но опираться на них как на новые рыночные цены не стоит. Бывает, что целый массив сопоставимых работ художника (один период, близкие размеры, одинаковая техника) укладывается в диапазон 70–90 тысяч долларов. И тут вдруг одна картина на престижном аукционе «выстреливает» на 500 тысяч. Либо вещь выдающаяся, либо просто увлекся кто-то — не важно. Этот рекорд, скорее всего, найдет свое отражение в последующих рыночных ценах. Поднимет их, например, в диапазон 90–110 тысяч долларов. Но к рекордным 500 тысячам рынок быстро не подтянется, не стоит на это рассчитывать. Рыночную цену определяют не выдающиеся, а именно типичные средние результаты последних полутора лет.

6. «Тонкая настройка» цены. После перечисленных выше пяти этапов нам, надеюсь, удалось найти показательные примеры продаж работ, сопоставимых по уровню с оцениваемой. Допустим, с ценой примерно понятно, и пусть округления делались грубо, но рыночный диапазон ясен. Теперь можно внести поправки, учитывая качество конкретной работы, ее достоинства и недостатки. Тут математика отступает — важно хорошо знать творчество. В плюс могут сработать и качество картины (яркая, выдающаяся вещь), и сюжет — позитивный или очень характерный для творчества художника этого периода. Все это позволяет скорректировать цену в большую сторону. Исходя из статистики продаж в базе ARTinvestment.RU, для произведений конкретного художника можно примерно предположить, как часто они остаются непроданными, какие эстимейты можно считать завышенными и в какую сторону (и с какой динамикой) изменяются цены на них. Понятно, что если работы расходятся как горячие пирожки, а цены стремительно растут, то уместно и в своей оценке сыграть чуть-чуть на опережение. Стоит учитывать и информационный фон вокруг творчества конкретного художника. Так, если планируется большая выставка, предполагается участие его самого, либо его работ в значительных проектах, то есть не сложно предположить всплеск внимания, то такой фон тоже позволяет корректировать цену в плюс.

Вообще же «тонкая настройка» требует повышенных усилий, какого-никакого знания творчества «объекта». Ценность периода, характерность — все это уводит нас уже в другую тему, в выбор объекта инвестирования при помощи ARTinvestment.RU. К ней мы вернемся в другой публикации.

В качестве итога проговорим еще раз методику оценки произведения на основе аукционной базы ARTinvestment.RU. Кратко. Смотрим свежие результаты 2010–2011 годов. Выбираем из них результаты для работ, созданных в тот же период, что и оцениваемая. Из выбранных результатов отмечаем те, что показали работы, сопоставимые по размеру и технике с оцениваемой. В существенно похудевшем списке обращаем внимание в первую очередь на результаты ведущих аукционных домов (если вещь осталась не проданной, то делаем выводы по эстимейту). Выбираем из них типичные результаты, а нетипично высокие или низкие цены выводим за скобки. Корректируем ценовой диапазон в зависимости от текущей востребованности творчества художника. К слову, похожая методика (только с «секретной добавкой») используется для составления аукционных прогнозов ARTinvestment.RU, которые в целом неплохо сбываются.

Теперь же, когда сложилось понимание примерной цены, можно проверить свои выводы на предмет расхождений с реальностью. Самый простой и быстрый — опубликовать запрос на форуме в разделе «Цены, оценка, атрибуция». Если публичный вариант категорически не подходит («нормальный клиент не шифруется», но мало ли), то изучите остальные разделы форума и особенно «Куплю / Продам». Это позволит вам определить участников, дилеров и опытных коллекционеров, разбирающихся в нужном вам направлении. После этого через сервис отправки личных сообщений (из списка, раскрывающегося при нажатии на треугольник-стрелку возле ника) можно обратиться к компетентному человеку за мнением по поводу вашей оценки. Если вопрос составлен правильно, а информации достаточно, то вполне можно рассчитывать на достоверную информацию и доброжелательный ответ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *