Что такое эстетика в одежде
Эстетические свойства тканей
Ткани и одежда из них не только выполняют защитные функции, но и в неменьшей (а порой и в большей) степени служат эстетическим целям. В одежде проявляются вкус, национальные традиции и общий культурный уровень человека. Ткани являются товарами массового потребления, поэтому к их художественному оформлению предъявляются высокие требования: ведь внешний вид ткани оказывает большое влияние на формирование покупательского спроса.
Основными эстетическими свойствами тканей являются:
Все эти свойства по-разному формируют эстетические свойства тканей и изготовленных из них изделий. Так, цвет, блеск, матовость, прозрачность поверхности ткани воспринимаются человеком зрительно, при этом на восприятие влияет внешняя среда (например, естественный или искусственный свет). В зависимости от этого посторонние могут оценить вашу одежду как «красивая» или «некрасивая». Такие свойства как мягкость, жёсткость, пластичность и др., зрительно не воспринимаются, а поэтому оказывают косвенное влияние на формирование эстетических свойств тканей и одежды из них.
При оценке внешнего вида тканей, и в частности их рисунка, важно определить не только его художественный уровень, но и пригодность для одежды того или иного назначения.
При массовом производстве одежды необходимо также учитывать степень сложности рисунка для массового раскроя.
Особенно высокие требования предъявляются к оформлению декоративных текстильных изделий (ковры, мебельные ткани, гобелены и проч.).
Когда речь идёт о дизайнерских тканях, не предназначенных для массового пошива одежды, эти требования можно не учитывать. В таких случаях для достижения высокого эстетического эффекта в ход идут непрактичные с точки зрения фабричного производства стразы, пайетки, драгоценные камни, перья и прочие изыски.
Осталось сказать, что эстетические требования к одежде меняются достаточно часто — мода, как известно капризна. Если сто лет назад на пике красоты была клетка, то сейчас, например, очень популярны принты с картин популярных художников. Об этом мы и поговорим более подробно в ближайшие недели.
Эстетика одежды
Эстетика платья способствует качеству жизни и, следовательно, важна для изучения. В широком смысле эстетика это реакция удовольствия и удовлетворения полученная в виде человеческих ощущений через органы зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса. Если эстетика относится к одежде, то необходимо при изучении вопроса рассматривать сам продукт, то есть одежду, его воздействие на самого человека, носящего изделие, на окружающих, на то как одеты другие люди. Всё нужно рассматривать и учитывать не в общем, а в каждой отдельной ситуации конкретного промежутка времени. Эстетика платья о том, как люди выбирают появляться в обществе, как они хотят, чтобы посмотреть на себя и других в конкретном контексте.
Проектирование и производство продукции или создание ниши для потребления на рынке невозможны без изучения вопроса эстетичности производимых изделий. Ещё до создания продукции и выставления её на продажу необходимо изучить и понять точку зрения потребителя, выяснить то что модно и эстетично в целом, что имеет смысл в частности, какие могут возникнуть трудности как в производстве, так и в реализации готовой одежды. К пониманию эстетической реакции может привести критическое отношение продукта к культуре и ценностям личности и группы. Эстетику продукта важно понять, потому что, если дизайн одежды не будет радовать эстетически, мало кто будет её покупать или носить.
Эстетика включает в себя понимание значения этого термина. Удовольствие можно найти в одежде для себя, признавая хороший дизайн. Человек может, не вникая в суть явления, восхищаться своим или чужим нарядом без сознательного понимания того, как и почему наряд доставляет удовольствие. В идеале в эстетике можно было бы участвовать в рассмотрении причин для таких пиковых переживаний и как они относятся к тому, что ценится. Участие в обсуждении эстетических критериев означает изучать закономерности и характеристики, которые обеспечивают эстетический смысл конкретной одежды. Это позволяет оценивать богатство и сложность эстетики платья.
Изменчивость эстетических требований
История эстетических концепций, исторический обзор эстетики платья отражает изменяющееся восприятие. Эстетика связана с опытом и ценностями общества в конкретный момент времени. В 1930-е годы в развитии моды были сильны инновационные предложения, что оказывало сильное влияние на дизайнеров женской одежды. Это был период, когда из эстетических соображений предлагалось покупать не отдельные виды одежды, а ансамбли, разработанные профессионалами. В 70-х и 80-х годах акцент на дизайн и индивидуальность. Предлагалось развивать свой индивидуальный стиль. Как видно из небольшого примера в разные периоды времени эстетические требования были разными.
Сегодня эстетика включает признание постоянно меняющегося характера моды. Одежда производится массово, иногда предназначена для одной страны, часто производятся в других странах, а продается по всему миру. То, что выбирается, постоянно меняется. Сегодня носят ансамбль с шарфом или галстуком, завтра нужно носить ансамбль минус шарф или галстук, но с добавлением шляпы. Сегодня требуется аккуратность в одежде, а завтра модны потрёпанные рваные джинсы. Эти рваные джинсы считаются эстетичными. Понятие эстетичности не является неизменным. Не только оно влияет на моду, но и требования моды изменяют понятие эстетичности.
Эстетические требования и свойства одежды
Значимость эстетических показателей
Значимость эстетических показателей
Группа и вид изделия
Коэффициент весомости эстетических показателей, %
Люстры, бра декоративные
Наиболее высокие эстетические требования к одежде предъявляет молодежь, особенно в возрасте 17—21 года, и студенчество. Они руководствуются модой при выборе одежды на 70— 80 %. Особое внимание этой группе потребителей оправдано уже только тем, что она, по данным ЮНЕСКО, составляет 45 % населения планеты. При этом к молодым относится население в возрастном диапазоне 14—30 лет.
Эстетические требования должны обеспечить соответствие одежды направлению моды и эстетическим вкусам потребителей.
Мода — это непродолжительное господство в определенной общественной среде, в определенный период времени тех или иных эстетических вкусов, которые проявляются в одежде, обуви, прическе, мебели и т.д.
Мода в одежде — это те линии, цвета, элементы покроя и отделки, которые люди в определенный период времени, в определенной общественной среде считают наиболее красивыми.
Рис. Отличительные черты моды
Рис. Отличительные черты моды
Их содержание учитывает ряд особенностей:
♦ престижность, т.е. стремление индивида выделиться в общественной среде или в собственной самооценке через обладание модным изделием;
♦ канон (эталон) красоты, т.е. модное — это красивое, исторически присущее человеку;
» универсальность. Суть этой черты моды в том, что с ней связывают не только одежду и другие товары, но и слова, места встреч молодежи, модные ансамбли и исполнителей и т.д.;
♦ плюралистичность определяет ориентацию при разработке тенденций моды на наиболее требовательную в эстетическом плане часть населения. Однако тенденции модного оформления изделий позволяют учесть и другие (возрастные, социальные) группы потребителей;
♦ обновляемость — это характерная черта, которая отмечалась давно. Так, Вольтер писал: «Богиня прихотей, чья ветрена природа, возникнет, увлечет и вновь придет. Она рождается, меняясь каждый год. Отец ее — Протей, она зовется «Мода». Критерий обновления является ответом на закон возвышения потребностей, в соответствии с которым они постоянно развиваются и усложняются, а общество должно находить возможность их наиболее полного удовлетворения. Новизна товара (модели) является очень важной в коммерческой деятельности, так как дизайн, внешнее оформление новых изделий на 75 % определяют решение человека о покупке.
Мировая практика показывает, что по критерию новизны товары можно разделить на группы:
♦ особо (принципиально) модные;
♦ модные (улучшенные или модифицированные);
♦ морально устаревшие (неизменные).
Соотношение между этими группами (в процентах): 16 : 68 : 16.
Это соотношение тесно связано с типологией потребителей на рынке, а именно: лидеры (новаторы), последователи и консерваторы. Следовательно, при формировании ассортимента одежды с учетом критерия новизны основное внимание должно быть уделено модным на данный период изделиям. Именно им отдает предпочтение основная часть населения (68 %). В то же время, наряду с остромодными (16 %) изделиями, на рынке должно быть такое же примерно количество изделий, рассчитанных на консервативных потребителей.
Только выявление сущности и полноты их учета позволяет рассчитывать на успех в коммерческой деятельности. При этом следует учесть и определенные закономерности, характерные для развития моды:
♦ мода возникает в наиболее развитых центрах и распространяется вширь и вглубь;
♦ развиваясь в определенном направлении, мода постоянно утомляет восприятие человеком ее повторяющихся элементов и уничтожает себя.
Современный период развития коммуникаций сокращает цикл возникновение—распространение моды.
С учетом эстетических требований в одежде должны быть обеспечены одноименные свойства.
Рис. Факторы, влияющие на моду:
Рис. Факторы, влияющие на моду:
1 — гигиенические; 2 — нормативный срок службы основных средств; 3— цикл
наука—техника—производство; 4 — кризисы перепроизводства
Эстетические свойства — это способность изделий через различные признаки выражать свою общественную ценность и полезность, которые могут быть установлены только посредством эстетических чувств и восприятий.
Важными показателями эстетических свойств одежды являются:
♦ соответствие формы назначению;
♦ колорит (соотношение всех цветов в оформлении изделия);
♦ организация объемно-пространственной структуры (соразмерность, соподчиненность всех элементов формы);
♦ соответствие конструкции современному направлению моды.
Классный час на тему «Эстетика в одежде»
Цель классного часа: дать характеристику стиля, рассмотреть цветовые решения в подборе гардероба, дать практические советы по приобретению и уходу за одеждой.
Метод проведения: беседа.
Мода меняется очень часто. Всем известный “последний писк моды” имеет одну особенность: только появляется и вскоре уже перестает быть модным. Когда вы покупаете новую одежду, то она должна выдержать, по крайней мере, два года и хорошо смотреться. Конечно, должны быть модные линии, но не чересчур, так как иначе уже в следующем сезоне одежда окажется непригодной. К тому же редко кто может себе позволить регулярно покупать модную одежду. Очень много зависит от вашего умения правильно выбирать.
Учащимся (по рядам) предлагается обсудить темы: “Стиль”, “Цвет”, “Аккуратность”. (5-10 мин)
I ряд “Стиль”
Независимо от современной моды почти у каждого есть своя манера одеваться. И, вполне вероятно, что это не является продуманным стилем. Но он как-то характеризует человека, ассоциируется с его характером. “Стиль – это человек” – гласит пословица. “У него свой стиль” – говорим мы о ком-то, кто одевается не только в соответствии с последней модой, но и с учетом своей внешности, вкуса и т.д. Собственный стиль – это необыкновенно важная вещь при условии что он не является бессмысленной копией чего-то чужого, не соответствующего вам.
Стиль каждого зависит от характера, интересов, манеры держаться, внешности. Он предохраняет от выбрасывания денег на ветер и покупки ненужных вещей только потому, что все это купили.
Учитель: Что же такое собственный стиль?
Учащиеся: Это умение выбрать среди модных вещей такие, которые определенным образом соответствуют фигуре, внешности, образу жизни и интересам. Важным условием выбора является чувство свободы – в выбранных вещах человек должен чувствовать себя свободно и непринужденно.
Например, спортивного типа юноши, которые целый день энергично передвигаются по городу, будут себя плохо чувствовать в узком классическом костюме.
Собственный стиль – это так же учёт того, для какой цели служит той или иной наряд. Отправляясь с друзьями в театр неуместными будут спортивные брюки и толстовки.
Не надо думать, что собственный стиль это так просто – он достигается не за несколько дней или даже недель, он вырабатывается годами. Если вы нашли свой стиль, то придерживайтесь его, оглядываясь на моду только для того, чтобы не отставать от духа времени.
Прежде всего нужно разобраться, что является слабым местом, а что наоборот, достоинством. Никогда не нужно покупать вещей, не определив, гармонируют ли они с твоей внешностью.
II ряд “Цвет”
Учитель: Каждый новый сезон приносит новые цвета и оттенки. И тут очень важно не поддаться мимолетному дуновению, а упорно держаться тонов, наиболее подходящих к вашему типу внешности. Давайте обсудим некоторые цветовые решения.
Учащиеся: Красный цвет больше всего идет темноволосым. Он очень хорошо смотрится в сочетании с чёрным.
Светло-голубой и тёмно-голубой – это цвет блондинов. Его можно комбинировать с серым, белым, реже с черным.
Очень приятно для глаз выглядит бледно-жёлтый цвет. Желтый цвет очень идёт брюнетам со смуглой кожей. Прекрасно выглядит загорелое тело в жёлтой майке с черными брюками. Но следует помнить, если у вас бледный цвет лица, нельзя носить жёлтый цвет.
Зеленый цвет – для рыжеволосых и золотистых блондинов. А бежевый и коричневый цвета, смешанные и соответствующим образом подобранные, подходят почти всем.
Белый цвет очень хорошо для всех, у кого светлая кожа, но совершенно не подходит бледным с землистым цветом лица. Его можно сочетать с синим, красным, зеленым, оранжевым, черным и серым и нельзя с бежевым и коричневым.
Серый цвет можно сочетать почти со всеми цветами и оттенками.
Учитель: А теперь давайте сделаем некоторые выводы из вышесказанного.
Светловолосые могут носить пастельные оттенки почти всех цветов, гармонирующие с цветом их волос глаз и кожи. Кроме того, им хорошо в черном, синем, голубом, темно-зеленом, бирюзовом.
Рыжеволосым подойдет яркая зелень во всех оттенках, глубокий голубой, сиреневый, а также все оттенки серого. Но надо избегать всех оттенков красного цвета.
Брюнеты могут носить все оттенки красного цвета от пламенно-огненного до цвета красного вина. Очень хорошо им в белом, желтом всех оттенков, светло-зеленом, серебристо-сером, розовом, золотистом.
III ряд “Аккуратность”
Учитель: Многие юноши и девушки в училище и в других общественных местах выглядят всегда необычайно аккуратно и красиво, но если вы придёте к ним домой без предупреждения, то впечатление будет совсем не таким приятным.
Учащиеся: Одежда всегда должна быть аккуратно выстиранной, выглаженной. Очень хорошо, чтобы все вещи хорошо сидели и вам в них было удобно. Каждый человек ещё в раннем возрасте должен привыкнуть часть своего свободного времени посвящать таким делам, которые никто кроме него не сделает. К ним относятся уход за своими вещами и обувью.
Учитель: Как всегда быть модным?
Прежде чем уговаривать родителей на какую-либо серьёзную покупку, хорошо продумайте её. Никогда не покупай свитер, который не подходит ни к одним брюкам и джинсам. Старайтесь, чтобы в вашем гардеробе были комплекты. Меняя элементы, вы всегда будете выглядеть по разному. Помните, что темные цвета делают фигуру стройнее, а светлые полнят. Искусство одеваться состоит, в честности, в том чтобы скрыть недостатки фигуры, то есть сделать их почти незаметными, не привлекающими внимания.
Что украшает человека?
Учитель: Конечно, украшает одежда. Старая пословица о том, что не одежда красит человека слишком нравоучительна. Кроме нарядов, причёски, обуви, безусловно, человека украшают и другие важные вещи, за ними не надо ходить в магазин, они совсем бесплатны.
Учитель: Можно перечислять долго. Все недостатки можно восполнять достоинствами: на каждый недостаток – по одному достоинству. Через несколько лет вы убедитесь, что о недостатках совсем забыли, а достоинства оказали неоценимые услуги.
Актуальная эстетика 2021 года: стилист рассказала, на какие образы стоит обратить особое внимание
В настоящее время очень популярна эстетика. Она включает в себя различные виды одежды, которые подбираются по погоде. Важно помнить, что не все элементы подходят для современных образов. Об актуальной эстетике в своем YouTube-канале рассказала персональный стилист Маргарита Мурадова.
По словам стилиста, когда речь заходит об эстетике, имеется в виду оформление и настроение образа. Первым таким нарядом стал пижамно-бельевой стиль.
– Возникает ощущение, будто девушка надела домашнюю одежду на улицу для прогулки. Тренд пришел с 2020 года, когда люди сидели домаиз-за пандемии. При этом такая эстетика давно прорывалась и в какой-то момент появилась. Изначально пижамно-бельевой стиль был характерен только для блогеров, актрис и певиц, – рассказала специалист.
Сейчас данная эстетика пользуется большой популярность и среди обычных девушек.
– Границы между уличной и домашней одеждой размываются. Одновременно с этим возникает желание одеваться дома более круто, интересно, ярко и завершенно. В связи с этим повышается спрос на пижамно-бельевой стиль, – отметила Маргарита Мурадова.
Второй актуальной эстетикой является минимализм.
Стилист обратила внимание, что в настоящий момент даже модные дома создают коллекции с минимумом украшений, цветов и других привлекающих внимание деталей.
– Одежда должна быть без лишних украшений. Если хотите добавить интересные акценты, разместите их на участках тела, а не на изделиях. Это более сознательный и логичный подход в контексте функционального гардероба, – подчеркнула специалист.
Следующая эстетика – спорт-кежуал.
– Это комфортно, подходит большинству людей, идеально на каждый день, не слишком спортивно и не слишком собранно. Спорт-кежуал – золотая середина, в которой девушки получают и комфорт, и собранность, – обратила внимание Маргарита Мурадова.
Данная эстетика доступна в любом масс-маркете. Ее можно приобрести даже при скромном бюджете. Однако покупать одежду спорт-кежуал нужно внимательно, так как дизайнеры сейчас пытаются сочетать самые невероятные элементы. Например, выпускают кеды на каблуках. Маргарита Мурадова такое решение не приветствует и не советует.