Что такое эссе в журналистике

Эссе в журналистике

Что такое эссе в журналистике. Смотреть фото Что такое эссе в журналистике. Смотреть картинку Что такое эссе в журналистике. Картинка про Что такое эссе в журналистике. Фото Что такое эссе в журналистике Что такое эссе в журналистике. Смотреть фото Что такое эссе в журналистике. Смотреть картинку Что такое эссе в журналистике. Картинка про Что такое эссе в журналистике. Фото Что такое эссе в журналистике Что такое эссе в журналистике. Смотреть фото Что такое эссе в журналистике. Смотреть картинку Что такое эссе в журналистике. Картинка про Что такое эссе в журналистике. Фото Что такое эссе в журналистике Что такое эссе в журналистике. Смотреть фото Что такое эссе в журналистике. Смотреть картинку Что такое эссе в журналистике. Картинка про Что такое эссе в журналистике. Фото Что такое эссе в журналистике

Что такое эссе в журналистике. Смотреть фото Что такое эссе в журналистике. Смотреть картинку Что такое эссе в журналистике. Картинка про Что такое эссе в журналистике. Фото Что такое эссе в журналистике

Что такое эссе в журналистике. Смотреть фото Что такое эссе в журналистике. Смотреть картинку Что такое эссе в журналистике. Картинка про Что такое эссе в журналистике. Фото Что такое эссе в журналистике

Эссе (фр. Essai – опыт) – жанр философско-эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто-индивидуальную позицию автора с непринужденным подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Истоки:

· Основатель жанра – французский философ-гуманист Мишель Монтень, написавший в 16 веке свою книгу «Опыты»

· В отечественной журналистике пионером жанра эссе становится журнал «Зритель», в 18 веке приступивший к публикации сообщений личного, даже интимного характера о событиях, пережитых автором.

· Эссеисты: А.Жид, П.Валери, А.Камю, Ж.-П.Сартр, Л.Толстой («Исповедь»)

На страницах эссе, по мнению одного из исследователей, «герой-автор и читатель «пожимают друг другу руку», встречаются лицом к лицу. Это попытка сразу, с первых же строк найти новую форму разговора с читателем»

Особенности эссе:

· Персонификация (авторское «Я»), субъективность

· Затемнение смысла, смысловые ловушки для читателя

· Монологи драматического персонажа

· Эссе – продукт двух очевидно противоположных авторских намерений – описать реальность такой, какая она есть, и навязать свой взгляд

· Риторика эссе заставляет читателя участвовать в глобальном опыте, где сама реальность воспринимается как литературная, она включает его в контекст, по поводу которого автор намерен что-то сказать, при этом в контекст вовлечен и сам автор

Структура (особенности композиции):

Выделяются различные виды эссе. Например, художественно-критическое или литературно-критическое. В таком эссе автор имеет дело не c жизнью, а c ее отображением в произведениях музыки, живопиcи, литературы. Форма эccе задаетcя cамими произведениями иcкуccтва. Через анализ произведения автор предлагает cвой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читателя.

Другой вид эссе – философское. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке. Яркие примеры философских эссе – тексты Жан–Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др.

Автобиографическое, личностное эссе. В таком эссе автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления.

Источник

Жанр эссе в журналистике

Что такое эссе в журналистике. Смотреть фото Что такое эссе в журналистике. Смотреть картинку Что такое эссе в журналистике. Картинка про Что такое эссе в журналистике. Фото Что такое эссе в журналистике

Жанр эссе в журналистике

На страницах современной прессы эссе — довольно редкий гость. Однако хорошее эссе может придать тому же номеру газеты неповторимый колорит, некое особое звучание. Многоголосый хор оперативных сообщений, сухих деловых публикаций талантливый эссеист дополнит (или даже увенчает) глубокими раздумьями о самых важных, с его точки зрения, сторонах нынешнего бытия, иногда сопровождая эти раздумья яркими эмоциональными картинами, привлекающими к себе неравнодушного читателя и нередко побуждающими его к последующему самостоятельному размышлению над тем, о чем поведало эссе.

Слово «эссе» (essay) в переводе с английского означает «сочинение», «попытка», «очерк», «испытание». Эссе печатают разные газеты и журналы, начиная с широко известных («Литературная газета», «Культура», «Завтра», «Огонек», «Искусство кино», «Новый мир» и пр.) и кончая только что возникшими изданиями разного типа.

Суть современного эссе заключается в том, что в нем излагается концепция, определенная теория, вытекающая из некоторых лежащих на поверхности явлений в той или иной сфере общественной деятельности.

Свои рассуждения о разнообразных жизненных проблемах автор часто представляет в самом широком плане.

Именно преобладание общих суждений и выводов над фактическим материалом является бросающейся в глаза чертой, отличающей эссе от публикаций иных типов. Нередко такое преобладание бывает подавляющим. Но данное обстоятельство нельзя считать недостатком выступлений данного рода, поскольку их авторы и не ставят перед собой задач проанализировать конкретные проблемы, ситуации, рассмотреть возможность их скорейшего решения, предложить необходимые для этого меры. Конкретные факты для таких публикаций — лишь повод для общих рассуждений. Глобальность — обычный уровень размышлений эссеиста. И уже только в силу данного обстоятельства они не могут быть быстро решены (а порой решение их вообще отодвигается в неопределенное будущее). В чем же смысл рассуждений глобального уровня? Прежде всего в том, что они помогают четче увидеть актуальные, быстротекущие события в системе более важных, фундаментальных явлений, неких закономерностей, на которые в повседневной текучке люди не всегда обращают внимание. А эссеист как бы заставляет аудиторию на миг «остановиться, оглянуться», чтобы увидеть, в ту ли сторону мы идем? Правильно ли поступаем в своих сиюминутных делах? Совпадают ли они по вектору с главными ценностями жизни, тенденциями ее развития?

В качестве примера, дающего некоторое представление о сути жанра эссе, можно рассмотреть публикацию А. Печерского «Минута молчания»[1].

«Двадцать второе июня для нашей страны — памятный день.

В этом году особенно. Ведь ровно шестьдесят лет назад мирное утро моих соотечественников было взорвано войной. Двадцать семь миллионов советских людей так и не дожили до победы.

Сотни и тысячи убитых до сих пор не нашли христианского успокоения. Так же как и около миллиона боевых наград не дошли до сих пор до своих владельцев. Забвение — страшное слово, вдвойне — если оно касается павших воинов. Средний возраст, отпущенный нам на земле, — не более семидесяти и редко на десяток лет больше. А если учесть, что большинство воевавших на этой войне были совершеннолетними, то как мало осталось их в живых, наших защитников. Грустная и суровая арифметика.

Пройдет совсем немного лет, и уже никого из тех, кого мы встречаем на улицах и площадях в День Победы, не останется в живых. Уйдут свидетели и участники героического подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.

«Братья и сестры!» — так обратился к народу в те драматические дни Иосиф Виссарионович Сталин. Глава государства нашел те главные, давно забытые слова, которые дошли до каждого сердца: «Братья и сестры!»

В нашей истории сплетается в плотный неразрывный узел очень многое: плохое и хорошее. Попытки отделить одно от другого, расставить по разным полкам — по-моему, обречены на неудачу. Так же как и жалкие потуги некоторых политиков очернить наше прошлое, нашу светлую память о героизме и мужестве наших отцов и дедов. Прервать преемственность поколений невозможно.

Сегодня часто пишут о том, что современной молодежи нет никакого дела до прошедшей войны и что для нее нет никакой разницы, кто победитель, а кто побежденный. Что мы живем сегодня в совершенно другом мире, где само понятие патриотизма теряет всякий смысл.

Это ложь, господа! Тщетные попытки выдать желаемое за действительное.

А молодежь сегодня очень и очень разная. И думаю, что не ошибусь, если скажу: большинство из тех, кто встречает в эти дни рассвет после выпускных вечеров, — это достойные сыны и дочери своих отцов, которые наверняка со временем разберутся, кто и зачем пытается отнять у них историю, память, честь, совесть. Пусть даже и закрутил кого-то из них сатанинский вихрь дискотек и прочего дурмана. Но это на время и никогда на всю жизнь.

В отрядах «Поиск», которые возвращают миру безымянных героев войны, в бригадах по реставрации храмов и монастырей — в основном молодежь. В наших православных церквях сегодня не только старики и старухи. Все чаще встречаешь чистые и внимательные глаза молодых.

Недавно мне довелось участвовать в телепередаче, посвященной памяти легендарного защитника Сталинграда — сержанта Павлова. Основной вопрос, который хотели разрешить создатели фильма: не является ли известный православный старец архимандрит Кирилл (Павлов) тем самым сержантом Павловым? Этот вопрос задавали и мне.

И я ответил, что здесь очевидное и, самое главное, желаемое совпадение имен и званий. Батюшка Кирилл тоже был сержантом, защитником Сталинграда. И Господь провел его дорогами войны до самой победы с расстрелянной книжицей, которую молодой боец поднял из пыли сталинградских развалин. Это было Евангелие. «Я шел с Евангелием и не боялся» — так была озаглавлена наша беседа с отцом Кириллом к 50-летнему юбилею Великой Победы. В ней батюшка на мой вопрос о том, почему началась война, просто и сурово ответил: «Это было попущение Божие за наш отход от веры православной!» Вряд ли многочисленные военные историки когда- либо задумывались об этом.

Батюшка вспоминал также, какую радость и утешение доставляло ему чтение Святого Писания на трудных солдатских дорогах.

Эта пасхальная радость и радость долгожданной победы сплелись в душе сержанта Павлова в твердое решение — посвятить свою жизнь самому высокому служению, служению Господу. В солдатской шинели он входит в Новодевичий монастырь, где открывается семинария. Среди семинаристов он не единственных фронтовик. За одной партой с ним и будущий отец Руф Павлов, танкист, который, потеряв на фронте ногу, всю свою оставшуюся жизнь также посвящает служению Божию. Совсем недавно он ушел на покой с одного из подмосковных приходов.

Отец Кирилл — духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, самого сердца Православия, Отец Руф (Павлов) Поспелов — долгие годы настоятель Свято-Троицкого храма в селе Троицком. Судьба двух фронтовиков, воинов Христовых, неразрывно связана с основным символом нашей православной веры — Святой Троицей.

И народная вера, что защитник Сталинграда Яков Павлов стал впоследствии святым старцем Кириллом, — это не совпадение. На самом деле — это громадной мощи и глубины символ самых святых для всех нас понятий: любви к Родине, верности Богу и людям.

Двадцать второго июня в полдень по московскому времени Президентом нашей страны была объявлена минута молчания в память о павших в боях Великой Отечественной, в память о живых наших ветеранах.

Я думаю, всем нам нужна эта минута. Хотя бы один раз в день. Чтобы вспоминать основное свое предназначение на этой земле, вспоминать мать и отца, далеких предков. Постараться взять у них в свою жизнь хоть немного чести и мужества.

В данном материале автор пытается осмыслить такую ценность, как служение Родине, веру воинов Великой Отечественной в свое высокое предназначение, подчеркнуть значение подвига поколения, спасшего страну от немецких фашистов, выразить свою надежду на то, что молодое поколение будет достойно своих дедов и отцов. Что касается конкретных фактов, то они служат в этом материале лишь иллюстрацией основной мысли автора, поводом для размышлений.

В современной прессе публикуются эссе разных видов. Чаще всего можно встретить следующие из них.

Публицистическое эссе. Особенностью эссе этого типа является синкретический характер размышлений его автора, близкий к характеру обыденного размышления. Поводом для подготовки публицистических эссе («Независимая газета», «Континент», «Новое время» и др.) обычно выступают актуальные вопросы, вызывающие повышенное внимание аудитории (например, вопрос об отмене моратория на смертную казнь в России). Публицистическое эссе, как правило, богато ассоциациями, опирающимися на опыт аудитории, а также на жизненный опыт самого автора, его воспоминания, предположения (к этому типу относится, например, публикация, представленная выше).

Литературно-критическое эссе. Такого рода публикации представляют собой общие рассуждения о литературном произведении (произведениях). В отличие от рецензии литературно-критическое эссе не претендует на детальный анализ произведения, скрупулезную оценку его достоинств или недостатков. Эссеист в данном случае рассуждает о неких общих закономерностях литературного творчества, о судьбах литературы, ценностях, которым она призвана служить или служит в данный момент. При этом конкретное произведение (произведения) — прежде всего отправная точка развития мысли, призма, через которую преломляются раздумья общего плана. Чаше всего такого рода эссе публикуются в «Литературной газете», «Вопросах литературы», «Новом мире» и других изданиях, рассказывающих о процессах и событиях в литературном творчестве.

Искусствоведческое эссе. Данный вид эссе отличается от литературно-критического, прежде всего, предметом отображения. Речь в подобных публикациях («Экран», «Музыкальная жизнь» и пр.) идет о художественном творчестве, искусстве театра и кино и пр. Темы искусствоведческого эссе связаны с рассуждениями о прекрасном и безобразном в жизни и в искусстве, о социальном служении искусства, о роли таланта в становлении искусства, о низком и высоком, о массовом и элитарном в искусстве и т.д. При этом автор обычно обращается к тем или иным шедеврам, которые сегодня, в силу обстоятельств, оказались в фокусе внимания публики.

Научно-популярное эссе. Публикации, относящиеся к этому виду эссе, посвящаются общенаучным проблемам. Причем чаще всего эти проблемы рассматриваются в связи с жизнью общества как такового, техническими достижениями и судьбами цивилизации; нередко речь идет о конфликте техники и человека, гуманизации целей и методов науки и пр. Подобного рода публикации — прерогатива прежде всего научно-популярных изданий типа журнала «Знание — сила», «Терра инкогнита» и пр., хорошо известных в нашей стране.

Источник

Урок 3. Поиск информации. Написание эссе, статей и отчетов

Что такое эссе в журналистике. Смотреть фото Что такое эссе в журналистике. Смотреть картинку Что такое эссе в журналистике. Картинка про Что такое эссе в журналистике. Фото Что такое эссе в журналистикеЛюбой человек, имеющий хотя бы общее представление о журналистике, понимает, что в первую очередь эта деятельность связана с поиском информации. И его можно назвать основополагающим в работе журналиста как автора материалов: статей, эссе, отчетов и т.д.

Содержание:

Как и следует полагать, начнем мы с информационного поиска.

Информационный поиск (общие рекомендации)

Информационный поиск – это выявление в текстовых массивах сведений, касающихся определенной темы и удовлетворяющих заданным условиям. Эти сведения содержат в себе самые значимые факты.

Поиск информации предполагает прохождение нескольких стадий:

Четкое понимание того, что нужно найти, очень важно, но максимального внимания заслуживает вопрос об источниках искомого материала. Интересующая информация может находиться в библиотеках, архивах, картотеках, журналах, газетах и прочих СМИ и, конечно же, в интернете. Сейчас, естественно, наиболее востребован последний, но прочими источниками пренебрегать не нужно, т.к. в них тоже можно найти массу полезного (например, в архивах могут быть данные, которые никто и никогда не загружал и, вполне вероятно, даже не загрузит в интернет, а они могут быть очень ценными).

Источники, из которых берется информация, должны быть достоверными. С большой долей вероятности достоверность определяется по их стилистике. Самые распространенные – это:

Ни один из источников нельзя назвать достоверным на 100%, но максимальная достоверность присуща научным исследованиям и научно-популярным размышлениям. Сведения, найденные в любом другом источнике, нужно тщательно проверять, чтобы использовать в работе только актуальные и правдивые данные.

Непосредственно процесс информационного поиска основывается на ряде принципов:

1Принцип наглядности
2Принцип научности
3Принцип актуальности
4Принцип систематичности
5Принцип доступности
6Принцип избыточности

А если говорить о поиске данных в интернете, то он бывает простым и расширенным. В первом случае в поле поисковой системы вводится сформулированный запрос, а во втором поиск осуществляется по заданным параметрам, которые устанавливаются при помощи специальных фильтров в поисковой системе.

Освещенные моменты – это основное, на что требуется обратить внимание при поиске информации. Подробное описание всех принципов и правил вы найдете вот здесь (обязательно перейдите по ссылке, чтобы избавиться от затруднений). Мы же переходим к основным разделам.

Как написать эссе

Как мы знаем, эссе называется небольшое сочинение свободной композиции, где выражается индивидуальное мнение, соображения и умозаключения автора на волнующую его тему. Эссе никогда не стремятся сделать исчерпывающим, т.к. его целью является не столько предоставление абсолютно всей информации по теме или ответы на вопросы, сколько развитие творческого мышления и навыка грамотного изложения мыслей.

Эссе могут различаться по нескольким признакам:

Чтобы правильно писать эссе, нужно руководствоваться его признаками. К таковым относятся:

Что касается структуры, то нужно учитывать два условия:

На этих условиях основывается и план эссе:

При написании эссе обязательно нужно учитывать и несколько важных нюансов:

К более формальным правилам относятся:

И последнее, на что мы обратим внимание, говоря об эссе, – это самые распространенные ошибки. Перечислим их:

Этой информации должно быть достаточно, чтобы понять, как правильно пишется эссе. Но если у вас остались какие-то вопросы по его написанию, ответы на них вы можете найти по этой ссылке.

Как написать статью

Статья представляет собой такой жанр журналистики, где автор анализирует какие-либо явления, общественные ситуации, процессы и т.д. с позиции лежащих в их основе закономерностей. Также в статье автор предлагает решение проблемы.

При написании статьи следует уделить особое внимание ее структуре. Составляющими статьи являются:

1Заголовок. Чаще всего это фраза, которая обозначает предлагаемую автором для анализа проблему. Он должен быть ясным, емким, вызывать интерес и привлекать внимание. Очень эффективны заголовки, содержащие вопрос.
2Вступительная часть. В большинстве случаев таковой служит один или два абзаца, подробно раскрывающие проблему, которую поставил автор, и обозначающие ее важность для читателя. Цель вступления – побудить читателя к прочтению статьи.
3Основная часть. В ней автор анализирует проблему, рассматривает ее с разных точек зрения и определяет наиболее подходящее на его взгляд решение. Для оживления основной части полезно использовать цитаты, мнения и комментарии авторитетных лиц, а также примеры из собственной практики. В случае, когда текст получается объемным, его нужно разбивать на несколько блоков, разделенных подзаголовками. Каждый блок фокусирует внимание читателя на отдельном нюансе рассматриваемой проблемы. Для удобства читателя рекомендуется использовать в статье маркированные и нумерованные списки.
4Заключительная часть. Как и введение, она не должна быть громоздкой. Одного-двух абзацев вполне хватит, чтобы предложить свое резюме и сделать определенные выводы. Смысл заключения – подвести к общему знаменателю все рассуждения основной части и ответить на вопросы, поставленные по вступлении.

Если же разбить процесс написания статьи на этапы, можем увидеть следующую пошаговую инструкцию:

И еще несколько рекомендаций, которые помогут вам в написании статей:

А в качестве дополнения советуем вам почитать несколько статей нашего ресурса: «Как научиться писать грамотно», «Логичность и структура текста» и «Как написать текст на любую тему». Пусть на это потребуется потратить чуть больше времени, но тем самым вы сэкономите массу времени в будущем, т.к. научитесь эффективным приемам и не будете совершать распространенных ошибок, в том числе и стилистических.

Как написать отчет

Естественно, речь идет о журналистском отчете. Журналистским отчетом называется официальный рассказ о каком-то событии (главным образом это события кабинетного (протокольного) характера). Вообще отчет как жанр пришел в журналистику из области экономики и политики. Изначально отчеты представляли собой «сухие» документы, но сегодня они должны не просто излагать факты, но и быть интересными для читателя и учитывать его потребности.

Основные признаки отчета таковы:

Отчеты ко всему прочему бывают и нескольких видов:

AПрямой отчет. Это банальный краткий пересказ, в котором авторская позиция никак не выражается.
BТематический отчет. Отчет с акцентом на главном аспекте описываемого события. Допускается эмоциональное описание, но авторская позиция чаще остается нейтральной.
CАналитический отчет. Служит для отображения внутренней связи речей, докладов и выступлений; внутреннего содержания событий. Считается самым сложным видом отчетов, и подразделяется на три подвида: отчет-объяснение, отчет-оценку и отчет-программу, что зависит от специфики интересов автора. Присутствует авторская позиция.

Также отчеты могут отличаться по форме подачи:

Писать отчеты нужно уметь каждому начинающему журналисту, т.к., во-первых, это позволяет «набить руку», а во-вторых, опыт помогает научиться делать из обычных отчетов качественные репортажи.

В написании отчета нужно ориентироваться на несколько важных моментов:

Что касается структуры отчета, то она предельно банальна:

Создавая отчет, нужно стремиться к оживлению пересказа события, применяя для этого средства привлечения и удержания внимания. Нужно приводить описания реальных ситуаций и диалогов, воссоздавать эффект присутствия, добавлять свои умозаключения и комментарии, анализировать (если это допускает форма отчета). Для описания событий следует использовать максимум журналистских средств – только так читатель может быть заинтересован и замотивирован к изучению материала.

Нельзя упускать из вида подробности, которые придают описываемому событию и самому отчету особенный характер и неповторимость. Нужно указывать, что именно происходило в таком-то месте, в такое-то время и таким-то образом. Если необходимо выделить авторское отношение, то делать это требуется грамотно: сначала автор предлагает читателю «прочувствовать» событие, а затем поясняет его; открытые комментарии, если они есть, даются только в конце.

Автор любого отчета, если он говорит о людях, принимавших участие в событиях, в обязательном порядке должен предварительно установить и проверить, а потом – назвать их имена и фамилии, занимаемые должности. Если публикация включает в себя формулировки поставленных задач или принятых решений, их надлежит указывать предельно точно и дословно, а не в пересказе.

И еще немного о требованиях к отчетам:

Если есть возможность пообщаться непосредственно с докладчиками, очень удобно брать у них тексты выступлений, т.к. это позволяет избежать ошибок в именах, фактах и цифрах.

Берите на заметку эту информацию, и написать эссе, статью или отчет у вас не составит никаких проблем. Также мы надеемся, что и поиск информации станет для вас не только полезным, но и приятным занятием. На первоначальном этапе, конечно, придется потрудиться подольше, но с практикой навыки отточатся, и работа пойдет, как по маслу.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

В следующем уроке мы продолжим практику, и расскажем о том, как написать пресс релиз, как представить репортаж, как взять интервью и как вести свою колонку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *