Что такое эсф в бухгалтерии
Особенности электронных счетов-фактур в 2021 году
О переходе на электронные счета-фактуры
Не утонуть в наш стремительный век в огромном потоке информации и бумаг помогают технические средства и современные форматы документов. В связи с этим для работающих с НДС лиц все более актуальными становятся электронные счета-фактуры.
ВАЖНО! При продаже прослеживаемых товаров другим организациям и ИП надо выставлять электронные счета-фактуры. Покупатели обязаны их принимать через оператора ЭДО, даже если они не являются плательщиками НДС (ст. 169 НК РФ).
Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде подробно описан в готовом решении от «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Чтобы перейти на применение электронных счетов-фактур, необходимо:
Если все эти шаги выполнены, можно приступать к работе с электронными счетами-фактурами.
Как работать с электронными счетами-фактурами
Получить или отправить электронные счета-фактуры (ЭСФ) можно только в том случае, если все 3 стороны (покупатель, продавец, оператор ЭДО) одновременно могут в этом участвовать, технические средства в порядке и есть доступ к интернету. Порядок работы с ЭСФ утвержден приказом Минфина № 174н.
При этом продавцу нужно сформировать, подписать и отправить ЭСФ, затем дождаться от покупателя извещения о его получении. Покупателю требуется после получения ЭСФ не только оформить это извещение, но и подтвердить оператору получение ЭСФ. У оператора особая функция: он обеспечивает доставку ЭСФ, организует проверку соответствия установленным форматам и фиксирует даты его отправки и получения.
ВАЖНО! ЭСФ оформляется только в одном (!) экземпляре, и подписать его может только одно уполномоченное лицо (п. 6 ст. 169 НК).
Важно учесть! Рекомендация от КонсультантПлюс:
Электронные счета-фактуры храните в электронном виде. Распечатывать их на бумаге не нужно (Письмо ФНС России от 19.07.2017 № СД-4-3/14079@). Вместе с электронными счетами-фактурами вы должны хранить документы и информацию. (подробнее смотрите в К+, получив бесплатный демо-доступ к системе К+).
Образец электронного счета-фактуры
Электронный счет-фактура представляет собой файл, содержащий определенный набор реквизитов. Перечень этих реквизитов такой же, как у документа на бумаге, то есть установленный ст. 169 НК РФ. Физического носителя информации у электронного счета-фактуры нет. Например, хранить ЭСФ можно в электронном виде, не распечатывая его на бумагу. Поэтому представить образец электронного счета-фактуры в каком-то графическом виде или в виде документа вряд ли получится.
В крайнем случае, говоря об образце электронного счета-фактуры, можно подразумевать визуальное воспроизведение алгоритма его формирования в соответствующей программе. Проще говоря, картинку с набором полей для заполнения. А она будет зависеть от интерфейса используемого вами ПО. Универсальной такой картинки (образца электронного счета-фактуры), к сожалению, нет.
Достоинства и недостатки электронных счетов-фактур
В результате автоматической обработки ЭСФ сокращается время проверки и обнаружения в них ошибок, плюс отпадает необходимость распечатки и доставки контрагенту бумажного счета-фактуры. Кроме того, при запросе контролерами счетов-фактур для проверки ЭСФ можно передать по ТКС — копировать их и заверять при этом, как в случае с бумажными документами, не требуется (письмо ФНС России от 09.09.2015 № СА-4-7/15871). Все это можно отнести к преимуществам ЭСФ.
Но есть и недостатки. Так, если отсутствует доступ к Интернету или случается сбой в работе автоматизированных систем сторон сделки или оператора, извещения о получении этого документа не формируется, а сам ЭСФ не считается выставленным (пп. 1.10 и 1.11 порядка, утв. приказом № 174н). В этом случае продавец будет вынужден оформить бумажный счет-фактуру.
ВАЖНО! Выставить ЭСФ задним числом не получится, т.к. все даты (и выставления, и получения) фиксирует оператор (пп. 1.10 и 1.11 порядка, утв. приказом № 174н), который является независимой третьей стороной в обороте ЭСФ.
Итоги
Электронный счет-фактура позволяет сэкономить время и средства, так как мгновенно доставляется контрагенту по каналам связи и не требует бумажной распечатки. При этом формируется только одни экземпляр этого документа за подписью только одного уполномоченного лица. Однако если технические средства связи подведут, придется вернуться к бумажному варианту счета-фактуры.
Электронные счета-фактуры (ЭСФ) — новые правила работы
Новые правила формирования электронных счет-фактур
Июль 2021 года принес нововведения законодательства в сфере торговли. С 01.07.2021 года начала действовать национальная система прослеживания товаров. Это и стало причиной перемен в принципе формирования электронных счет-фактур. Изменения затронули всех предпринимателей, но в основном тех, кто занимается продажей продукции, подлежащей прослеживанию.
Главные изменения затронули прежде всего предпринимателей, которые занимаются сбытом продукции, подлежащей прослеживанию. Но имеются некоторые перемены и для других налогоплательщиков.
Продукция подлежащая прослеживанию — это товары, ввезенные из других стран, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 года № 1110. Это не тоже самое, что маркировка, так как отслеживаться будет не каждая отдельная единица продукции, а вся ввезенная партия. Прослеживать движение партии будут с помощью документов, именно поэтому вводят новую форму счет-фактуры.
Какие нововведения в счет-фактуре коснутся всех сфер сбыта
Введена дополнительная строчка «5а», где необходимо прописывать информацию отгрузочной документации (номер и дату регистрации), которые являются причиной для составления счета-фактуры. К примеру, накладная, акт оказанных услуг и т.д.
Ввели специальную строку, для внесения порядкового номера вносимых данных. Название продукции надо будет регистрировать в строке «1а», а код по ТН ВЭД ЕАЭС — в «1б».
Столбец «1» и строка «5a» вводятся в счет-фактуре для удобства учета нескольких накладных с разной продукцией. К примеру, если создана сводная счет-фактура по двум и более товарным накладным, в «5a» записывается серийный номер нужной накладной. Записываются они через точку с запятой.
Колонка 11 поменяла название. Она адаптирована как для операций с продукцией, подлежащей прослеживанию, так и для прочей ввозимой продукции.
В форму счет-фактуры добавлены три дополнительных столбца: 12, 12a и 13. Столбцы заполняются только при сбыте прослеживаемой продукции. Столбцы 12 и 12a указывают код и единицы измерения прослеживаемой продукции. Теперь эти подробности изложены в приложении к Постановлению Правительства от 25 июня 2019 г. № 807.
Когда компания или индивидуальный предприниматель реализует продукцию, не подлежащую прослеживаемости, выставляет оплату за работы или услуги в электронном виде, то строки 12, 12а, 13 прописывают, а данные не вносят. Если составляются «авансовые» счета-фактуры, то графы с информацией об этой продукции (столбцы 11-13) тоже будут пустыми.
Если счет-фактура создается в бумажной версии на продукцию, работы или услуги, не относящиеся к прослеживанию, то эти графы можно не добавлять (п. 2.2 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных Постановлением № 1137). Следовательно, счет-фактура в бумажной версии может, как раньше, содержать 11 столбцов. В ситуации, когда генерируются счета-фактуры с колонками под продукцию прослеживания, данная вид бумажной счет-фактуры считается верной. Это возможно, так как добавленная информация не меняет установленную форму документа (это указано в п.9 Правил заполнения счета-фактуры).
Важно, даже в том случае, когда предприниматель занимается реализацией продукции, не входящей в перечень прослеживания, то необходимо использовать счет-фактуры нового образца. Счета-фактуры утверждаются Постановлением Правительства (п.8 ст.169 НК РФ) и действует для всех продавцов.
Новая система прослеживаемости товаров
В конце 2020 года стартовал тестовый период национальной системы прослеживания товаров. Нужна эта система для ужесточения контроля за ввозимыми товарами из других стран. Данный контроль позволит контролирующим органам прослеживать путь импортных товаров, следить за их перемещением до потребителя, за счёт этого планируется уменьшить процент контрафактной продукции на рынке РФ.
Система прослеживаемости регламентируется:
Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ. Также есть изменения в Налоговым кодексе РФ, утверждена национальная система прослеживаемости.
Постановлением Правительства от 25.06.2019 № 807. Прописан и утверждён список товаров, подлежащих контролю системы прослеживаемости.
В п. 3 ст. 169 Налогового Кодекса РФ есть изменения. Раньше в процессе продажи товаров или оказания услуг всем, не платящим НДС, разрешалось не составлять счёт-фактуру (с условием документально оформленной договорённости двух сторон). С 1 июля действия с прослеживаемыми товарами составляют исключение, то есть уклониться от формирования документа невозможно даже с согласием обеих сторон.
С 1 июля 2021 года товары, упомянутые в перечне Постановления Правительства от 25.06.2019 № 807, станут прослеживаемыми. Ими стали:
холодильники и морозилки;
машины для стирки и сушки белья;
мониторы и проекторы;
коляски и автокресла для детей;
мебель металлическая для офисов;
прочая продукция, в т.ч. автоспецтехника.
Тестовый период национальной системы прослеживаемости товаров закончился, начинается ее законный ввод. Именно по этой причине счёт-фактура дополняется обязательными реквизитами.
Обязательные реквизиты при ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости
Во время тестового периода контролирующие органы провели анализ данных и были выделены реквизиты, которыми требуется дополнить систему прослеживаемости и Налоговый Кодекс, ими стали:
регистрационный номер партии ввозимой продукции;
регистрационный номер декларации;
единица измерения прослеживаемого товара;
количество продукции, подлежащей прослеживанию.
До 1 июля 2021 года предприниматели могли составлять счет-фактуру в бумажной или электронной версии, по собственному желанию. Теперь для непрерывного контроля за продукцией подлежащей прослеживаемости, во время их реализации счет-фактуры формируются исключительно в цифровом варианте. Это распространяется и на корректировочные СФ.
В форму счет-фактуры добавлены три дополнительных столбца: 12, 12a и 13. Столбцы заполняются только при сбыте прослеживаемой продукции. Столбцы 12 и 12a указывают код и единицы измерения прослеживаемой продукции. В столбце 13 указано количество прослеживаемой продукции, на которую сформирован счет. Их общий объем рассчитывается в тех же единицах, что указываются в столбцах 12 и 12a.
Одни и те же позиции системы прослеживаемости отображаются в одной пункте счета-фактуры. При ввозе товаров в РФ не одной партией, в столбцах с 11 по 13 прописываются добавочные строки для каждого РНПТ. Данные дополнения внесены и в корректировочную документацию. Новшества обязывают также указать код и название государства, где произведен товар. Специально для этих целей добавлены строки 10, 10а. Когда эти показатели не были внесены в исходный счет-фактуру, то их не надо вписывать в корректирующий документ.
Информация в добавленных строках 11, 12, 12a и 13 должна быть такой же, как в строках простой счет-фактуры. Важно заметить, в 13 столбце следует написать не исходное число выгруженной продукции, а разницу при вычитании количества до и после изменения.
В столбцах 11-13 каждому РНПТ заполняются дополнительные строки, если это идентичная отслеживаемая продукция, ввозимая в РФ разными партиями.
Электронный документооборот счетов-фактур
Вариант деятельности, когда предприниматель занимается сбытом продукции прослеживаемости организациям или ИП, планирующим дальнейшую их перепродажу, то придётся оформлять исключительно ЭСФ и производить взаимную пересылку с помощью операторов ЭДО и электронной почты. Нововведение действует и на корректировочную документацию (п. 1 ст. 169 НК РФ).
Отступление от закона возможно только в таких ситуациях:
продукция реализована физическому лицу без дальнейшей перепродажи, например, для личного пользования, а не для получения прибыли;
продукция предназначена для экспорта или реэкспорт;
продукция реализована и вывезеназа границу Российской Федерации в государства-члена ЕАЭС.
Как организовать электронный документооборот
Предприниматели могут подключиться к электронному документообороту (ЭДО) с помощью заявления (п. 11 Порядка, утв. приказом Минфина от 05.02.2021 № 14н), которое необходимо направить операторам ЭДО.
В новом законодательстве более подробно расписан порядок и сроки регистрации электронных извещений и уведомлений, благодаря им продавец, покупатель и их операторы ЭДО заверяют все этапы прохождения счета-фактуры.
Изменены функциональные обязанности операторов ЭДО и способы их коммуникации друг с другом и предпринимателями. Теперь у каждой стороны торговых отношений свой оператор (п. 3 Порядка, утв. приказом Минфина от 05.02.2021 № 14н).
Бумажный документооборот многим предпринимателям казался проще, так как у электронного есть свои нюансы. Согласно новым правилам, организовать электронный документооборот стало проще. Обеим сторонам торгового соглашения больше не требуются квалифицированные сертификаты ключей для подтверждения электронной цифровой подписи. Электронные счета-фактур утверждаются с помощью квалифицированной электронной подписи, которая уже должна быть у предпринимателя, согласно п. 11 Порядка, утв. приказом Минфина от 05.02.2021 № 14н).
Федеральная налоговая служба уполномочена проверять все отчеты по продукции подлежащей прослеживанию. С 1 июля 2021 года инспектор ФНС будет контролировать показатели прослеживаемой продукции из подотчетных документов и деклараций по НДС организаций и ИП. Во время документальных проверок инспектора имеют право попросить предоставить все документы, где есть реквизиты прослеживаемости, в случае обнаружения неточности в представленных данных (п. 8.9 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации).
Дата публикации: 16.07.2021
Электронные счета-фактуры: правильный формат и порядок выставления
Электронный счет-фактура, выставленный согласно принятому порядку, обладает юридической значимостью, как и бумажный вариант. Что необходимо учитывать в работе с такими документами?
Выставление счета-фактуры в электронном виде стало возможным с 23 мая 2012 года, когда вступил в силу Приказ ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@, утверждающий формат такого документа. Порядок его составления регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 г. №1137. В отличие от бумажного документа, требующего две подписи — бухгалтера и руководителя, электронному счету-фактуре достаточно квалифицированной электронной подписи (КЭП) руководителя или уполномоченного лица (ст. 169 НК РФ).
Ст. 169 НК РФ накладывает два обязательных условия на электронный счет-фактуру: документ должен быть выставлен по утвержденному формату и порядку.
Формат электронных счетов-фактур
Как уже говорилось выше, юридическую силу имеет только тот электронный счет-фактура, формат которого соответствует формату, разработанному ФНС и утвержденному Приказом ФНС России от 05.03.2012 №ММВ-7-6/138@. Изменять формат электронных счетов-фактур, в отличие от формата первичных документов, нельзя. Если организация хочет внести дополнительную информацию в файл, то она может использовать Информационные поля (в общем поле к документу, например, клиенты могут указать номера договоров или реквизиты заказа, в поля к каждому наименованию товара внести сведения о своих единицах измерения или каким-то расчетам).
Порядок выставления и получения электронного счета-фактуры
Порядок выставления и получения электронных счетов-фактур утвержден Приказом Минфина от 25.04.2011 №50Н. Электронный счет-фактура должен выставляться через оператора электронного документооборота. Этот порядок довольно сложный, состоящий из нескольких этапов, на каждом из которых формируется свой технологический документ.
Остановимся на нескольких важных моментах:
Таким образом, дата выставления электронного счета-фактуры — это дата, когда файл счета-фактуры был передан оператору; дата получения электронного счета-фактуры — дата, когда файл счета-фактуры был передан от оператора покупателю. Эти даты фиксируются оператором независимо.
Как вносить исправления в электронный счет-фактуру
Исправление в электронном счете-фактуре фактически ничем не отличается от исправления бумажного документа (Постановлении Правительства РФ от 26.12.11 г. №1137) и производится в том случае, если в документе обнаружена ошибка. В процессе исправления возникает новый экземпляр счета-фактуры — исправленный счет-фактура.
Стоит отметить, что исправленный счет-фактуру тоже необходимо выставить через оператора ЭДО по утвержденному порядку.
Иногда компании просто переделывают документы, выставляют новый файл, аннулируя при этом старый.
Тамара Мокеева, эксперт в области электронного документооборота
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Электронные счета-фактуры: бухгалтерия по новым правилам
В мае в «Российской газете» был опубликован Приказ ФНС России от 5 марта 2012 года № ММВ-7-6/138, утверждающий форматы электронных счетов-фактур, книг покупок и продаж и журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур. Как изменится работа бухгалтера, какие нюансы появляются при работе с электронными документами, рассказывает главный аналитик системы электронного обмена первичными документами Диадок Тамара Мокеева.
Возможность использовать электронные документы появилась у компаний еще в 2002 году, когда был принят закон «Об электронной цифровой подписи». Договор, счет, акт выполненных работ, товарная накладная, товарно-транспортная накладная, а также подавляющее большинство других документов, используемых российскими компаниями, сегодня могут использоваться в электронном виде. Отправляются такие документы не по почте или с курьером, а по телекоммуникационным каналам связи (через Интернет).
Долгое время единственным исключением в этом процессе были электронные счета-фактуры, для которых была предусмотрена только бумажная форма. В 2010 году право выставлять счета-фактуры в электронном виде было законодательно закреплено в 229-ФЗ (поправки в ст.169 Налогового кодекса РФ).
После этого были подготовлены Приказы Министерства финансов и Федеральной налоговой службы, которые описывают сам процесс выставления и получения электронных сетов фактур при взаимодействии компаний, а так же последующее предоставление таких электронных документов на налоговую проверку. Однако долгое время не были прописаны форматы счетов-фактур в электронном виде.
Наконец, 12 мая в «Российской газете» был опубликован Приказ «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде» (зарег. Минюстом России от 11.04.2012 № 23791, вступил в силу 23 мая). Это означает, что теперь нормативная база по использованию электронных документов полностью сформирована. Законодательство разрешает выставление и получение счетов-фактур в электронном виде, а так же описывает сам механизм работы с таким документом.
Документы без ошибок
Что представляет собой электронный счет-фактура (ЭСФ)? Это полноценный документ, как и его бумажный аналог. ЭСФ содержит те же реквизиты и данные, должен быть подписан руководителем или доверенным лицом и передан в течение пяти дней. Электронный счет-фактура также должен быть зарегистрирован в журнале учета и книгах учета. Его можно представить в качестве основания для получения вычета НДС.
Можно выделить несколько преимуществ использования электронных счетов-фактур. Во-первых, скорость доставки документов. Всем известно, что процесс доставки документов по почте может затягиваться на месяцы. Электронные же документы доставляются по Интернету мгновенно, со скоростью света, в любое время суток. Это и гарантия доставки, если пользоваться услугами квалифицированного оператора, который будет обеспечивать подтверждение доставки.
Во-вторых, электронные документы означают автоматизацию работы бухгалтерии. К примеру, входящие бумажные документы сегодня заводятся в системы учета вручную. Если таких документов на предприятии сотни, то десятки сотрудников бухгалтерии вынуждены заниматься этим рутинным трудом. Электронные документы, подписанные электронной цифровой подписью, юридически значимы. Они могут существовать только в электронном виде, их не нужно распечатывать, ставить на них печати, содержать бумажный архив. Все документы можно хранить в компьютере или в системе вашего электронного документооборота (в том случае, если оператор гарантирует сохранность).
Третье важное преимущество: ЭСФ исключают недостоверность в заполнении документов. К примеру, недостоверность подписей. Ведь документ подписывается только одной цифровой подписью — руководителя или другого работника, уполномоченного подписывать счета-фактуры (п. 6 ст. 169 НК РФ). Подпись главного бухгалтера при этом не нужна (см. постановление № 1137).
Кроме того, ввод ЭСФ позволяет сократить налоговые риски. Это имеет огромное значение для российских организаций. Дело в том, что многие компаний сталкиваются с огромным количеством поставок, каждая из которых оформляется документами, в том числе, счетами-фактурами. При неправильно оформленном счете-фактуре или его отсутствии налоговая вправе доначислить НДС. Суммы доначислений могут быть значительны и снижают прибыль компании. В случае использования электронных документов проследить за их наличием и корректностью составления значительно проще.
Особенности электронных счетов-фактур
Процесс работы с электронными счетами-фактурами существенно отличается от работы с бумажными. Требования к процессу выставления и получения электронных счетов-фактур предприятиями закреплены в «Порядке выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по ТКС с применением ЭЦП». Помимо изменения в оформлении подписи можно выделить еще несколько основных отличий в работе со счетами-фактурами.
Дата выставления и получения покупателем счета-фактуры фиксируется оператором в Подтверждении. Именно эта дата и считается датой выставления/получения счета-фактуры, и в соответствии с ней он относится к налоговому периоду. Фиксация даты выставления счета-фактуры означает невозможность выставлять в электронном виде документы «задним числом». Это условие может создавать определенные трудности для организаций, которые, например, фактически могут оценить стоимость оказанных услуг только по происшествии определенного времени.
Процесс работы с недавно появившимися корректировочными счетами-фактурами (КСФ) и исправления счетов-фактур (ИСФ) в электронном и бумажном виде идентичны, поскольку операторы ЭДО реализуют в своих системах требования законодательства (Постановление № 11376). Случаи, когда составляется корректировочный счет-фактура, и когда в уже существующий счет-фактуру вносятся исправления, различаются. Корректировочный счет-фактура выставляется при изменении стоимости реализованных товаров, произведенных работ, оказанных услуг (другими словами, при изменении налоговой базы). Уменьшение или увеличение стоимости (графа 5 счета-фактуры) может быть вызвано, в том числе, изменением цены (графа 4), уточнением количества или объема товаров, работ или услуг (графа 3). В случае изменения стоимости в сторону уменьшения, составляется корректировочный счет-фактура к уменьшению. У продавца такой документ может служить основанием для вычета разницы излишне начисленного НДС, у покупателя по такому документу появится обязательство начислить разницу НДС. В случае же изменения стоимости в сторону увеличения, составляется КСФ к доплате. Здесь ситуация будет противоположной. Все дельты (суммовые разницы) к уменьшению или доплате записываются в КСФ с положительным знаком. Делается это для того, чтобы не возникало вычета сумм при занесении КСФ в Книгах покупок и продаж. Еще одним важным условием составления КСФ, согласно п. 10 ст. 172 НК РФ, является некое согласие сторон, что стоимость будет изменена. Это согласие может быть оформлено в виде дополнительного соглашения (в договоре, как двусторонний документ) или в виде уведомления (первичным односторонним документом). В каждом конкретном случае можно поступать так, как удобнее продавцу и покупателю.
Исправление в счете-фактуре производится в том случае, если в документе обнаружена именно ошибка (например, опечатка, неверная налоговая ставка, ошибка в реквизитах), а также при начислении бонусов без изменения цены реализованного товара. В процессе исправления возникает новый экземпляр счета-фактуры — исправленный счет-фактура. Нумерация КСФ и ИСФ. Нумерация КСФ и счетов-фактур в рамках одного налогового периода сквозная, а нумерация исправлений в рамках одного счета-фактуры всегда начинается с 1, причем число исправлений не ограничено.
Важный вопрос: как вести учет ЭСФ в Журнале и Книгах? Ранее правила ведения журнала полученных и выставленных счетов-фактур установлены не были. Отсутствовала и рекомендованная печатная форма Журнала. В новом Постановлении №1137, которое пришло на смену Постановлению 914, эти недостатки устранены. Налогоплательщики буду отныне вести один Журнал, состоящий из 2-х частей: часть 1 «выставленные счета-фактуры» и часть 2 «полученные счета-фактуры». Помимо реквизитов счета-фактуры, теперь в Журнале необходимо указывать способ выставления — был ли документ выставлен в бумажном или электронном виде.
Заметим, что в Журнале выставленных СФ есть две графы — дата составления и дата выставления счета-фактуры. Если для бумажного документа эти даты не всегда разделяются, то при выставлении счета-фактуры в электронном виде дату выставления фиксирует независимая третья сторона — оператор.
Еще одна важная особенность регистрации электронных счетов-фактур в Журнале — наличие извещения о получении. Тот самый технологический документ, который автоматически составляется покупателем, когда он подтверждает получение. Если извещения нет, то ни продавец, ни покупатель электронный документ регистрировать в журнале не имеют права.
Форма и порядок составления Книг покупок и продаж существенно не изменились. Продавец регистрирует в Книге продаж счет-фактуру, который выставляет покупателю, покупатель же регистрирует этот счет-фактуру в Книге покупок. Корректировочный счет-фактура к доплате регистрируются продавцом и покупателем как обычно — в Книгах продаж и покупок соответственно. Корректировочный счет-фактура к уменьшению продавцом должен быть занесен в Книгу покупок, а покупателем — в Книгу продаж. Документ регистрируется на сумму разницы.
Как начать работать с ЭДО?
Для работы с электронными счетами-фактурами, организации, необходимо:
К сведению
Преимущества электронных счетов-фактур осознали ведущие российские компании. Торговая сеть BILLA, ОАО «Кировский завод», крупнейший фармдистрибьютор «Протек» и другие организации еще до утверждения форматов электронных счетов-фактур начали реализовывать пилотные проекты.
— Объем первичной документации на нашем заводе огромен. Внедрение системы электронного документооборота позволит, во-первых, добиться сокращения сроков закрытого периода. Во-вторых, это сможет повысить эффективность и прозрачность обмена первичкой между предприятиями. Кроме того, мы, безусловно, сократим как прямые, так и косвенные издержки документооборота, — оценил перспективы внедрения ЭДО директор по ИТ ОАО «Кировский завод» Сергей Кулабухов.
Ирина Цыганкова,
Налоговый менеджер группы косвенного налогообложения PwC
« Технологический и технический процесс обмена электронными счетами-фактурами был возможен и до утверждения Приказа № ММВ-7-6/138. Но ранее отсутствовала законодательная база, позволяющая применять это в налоговых целях, то есть в налоговых органах нужно было иметь «живой» документ с печатью, подписью. Сейчас нормативно-правовая база полностью сформировалась. Налогоплательщик задает вопрос: а что же изменится во взаимодействии с налоговыми органами? Ведь это принципиально новый порядок работы. Не будет ли мне хуже? Не будет ли проблем? Ответ на поверхности: хуже быть не должно, электронный документ — такой же, как и бумажный. Более того, налоговые органы высказывались, что поощряют использование электронных счетов-фактур. Еще один вопрос: как электронные счета-фактуры повлияют на характер проведения и результат налоговых проверок? Думаю, характер налоговых проверок поменяться не должен. Работать станет удобнее: не нужно возить тонны документов в налоговые инспекции. Международный опыт также показывает, что налоговые органы все больше внимания уделяют аналитической процедуре налоговых проверок, и возникает все меньше претензий в отношении технического оформления документов. Скорее всего, изменения приведут к более эффективному взаимодействию с контролирующими органами. Таким образом, в отношениях с налоговыми органами возникает новая реальность. Мы начинаем по-другому говорить с ними. »
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.