Что такое эргономика детской деятельности

Детская комната: правила организации пространства

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Детская комната — это особое пространство в доме. Правильно подобранный интерьер и грамотно размещенный функционал будут способствовать развитию фантазии ребенка, его творческих, логических и физических способностей. Чтобы организовать комфортное пространство для счастливого детства с особой внимательностью следует отнестись к функциональному зонированию, меблировке, выбору цветовой гаммы и интерьерной тематики.

Эргономика пространства

Потребности ребенка, меняющиеся по мере его роста, предъявляют особые требования к функциональному зонированию детской комнаты. Помещение детской обычно не отличается большой площадью, при этом на скромном метраже необходимо разместить, как минимум, систему хранения, место для сна, зону для игр и занятий. Со временем в комнате также могут поселиться музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, мольберт и другие предметы, отражающие увлечения ребенка. Для всего этого тоже потребуется место. На помощь придет эргономика пространства, позволяющая разместить даже в маленькой детской комнате все необходимые зоны.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Функциональное зонирование детской поможет не только грамотно распорядиться квадратными метрами, но и приучить ребенка к порядку.

Детские комнаты для двоих детей диктуют особые условия, особенно, когда рассчитаны на разнополых обитателей. Если в дошкольном возрасте дети могут свободно существовать в одном помещении с общим функционалом, то по мере взросления будет возрастать потребность в личном пространстве для каждого. Если нет возможности сменить жилплощадь на более просторную или переселить одного из детей в свободную комнату, на помощь вновь придет зонирование помещения. В данном случае имеет смысл задействовать в интерьере перегородку, разделяющую метраж на два пространства. Можно использовать ширму, штору, раздвижную перегородку, высокий шкаф или стеллаж, в котором, кроме того, разместится множество полезных вещей.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Детская комната «на вырост»: универсальный интерьер

Представление о традиционной детской комнате для девочки зачастую сводится к розовому цвету и кукольной тематике. Дизайн детской комнаты для мальчика, в свою очередь, наводит на мысли о сине-голубой цветовой гамме, машинках, роботах и супергероях. Такой подход к цветовому решению и интерьерной стилистике несет в себе много отрицательных моментов.

Прежде всего, узконаправленная тематика будет накладывать определенные ограничения на детскую фантазию. Так, комната, оформленная в морской стилистике, не располагает к играм в покорителей космоса или ковбоев. Кровать в форме машины или кареты даже в детских фантазиях не сможет перевоплотиться в корабль пиратов или космический шаттл, тогда как нейтральное спальное место с успехом пройдет через все фантастические метаморфозы — ребенку достаточно взять в руки импровизированный штурвал и он уже пилотирует самолет.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Стремясь воссоздать атмосферу сказки в интерьере, можно упустить из виду главное — детская комната прежде всего должна представлять собой комфортное пространство для сна, отдыха и учебы. Это не означает, что все фантазийные элементы необходимо исключить. Главное — не переусердствовать.

Стоит помнить, что по мере взросления интересы ребенка будут меняться. Стилистика комнаты для девочки в духе «фея-принцесса-русалка» в определенном возрасте может пойти вразрез со вкусами и мировоззрением юной особы, которой будет не комфортно существовать среди розовых стен и рюш.

Если вы не хотите ограничивать фантазию своего ребенка или часто прибегать к косметическому ремонту — наиболее верным решением станет универсальное пространство, избегающее стереотипных детских расцветок и определенной тематики.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Простая геометрия, чистые линии и природная цветовая гамма создадут универсальное пространство. С течением времени его сможет наполнить функционал и декор, отвечающий вкусам и потребностям ребенка. В таком помещении найдется место для ярких цветовых акцентов, тематических игровых комплексов, спортивных снарядов, организованной рабочей зоны и многого другого.

На данном этапе комната предназначена для грудного ребенка, то есть подразумевает постоянное присутствие родителей и задействует соответствующий функционал: кроватку с манежем, пеленальный столик с системой хранения и удобный стол, который можно использовать для кормления и для занятий с ребенком в будущем. Меловая доска предлагает простор для творчества. Раскладывающийся диван на данном этапе используется для отдыха родителей, а впоследствии может стать полноценным спальным местом для подросшего хозяина комнаты.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Мебель для детской комнаты

Меблировка детской комнаты — вещь непостоянная. Поскольку детская мебель не долго погостит в вашем доме, имеет смысл обратить внимание на универсальные модели. Мебель с ярко выраженными стилистическими элементами, будь то цвет, форма или декоративные детали, впишется не в каждую интерьерную стилистику, поэтому продать ее, в случае необходимости, будет сложнее, чем нейтральные модели.

Отличный вариант для детской «на вырост» — эргономичная мебель-трансформер.

Это может быть детская кроватка, трансформируемая в спальное место для подростка, раздвигающийся столик, который впоследствии сможет стать полноценным рабочим местом или парта, «растущая» вместе с ребенком — такие модели позволяют регулировать высоту и наклон рабочей поверхности, кроме того, их можно оснастить множеством функциональных аксессуаров.

Интересное решение для малометражной детской — кровать, трансформируемая в шкаф, и тем самым освобождающая полезную площадь для занятий и игр. Компактные кровати с выдвижным спальным местом придутся кстати для детских ночевок с друзьями.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Правила безопасности

Говоря о грамотной организации детской комнаты, нельзя не упомянуть о правилах безопасности:

Заказывая проект детской комнаты у профессионального дизайнера, вы можете быть уверены, что все вышеперечисленные правила будут соблюдены, а результатом станет комфортное эргономичное пространство, учитывающее вкусы и распорядок дня вашего ребенка.

Источник

Эргономика детской комнаты.

Планирование детской комнаты – занятие очень не простое и ответственное. Это только на первый взгляд кажется, что главной мукой будет выбор цвет тумбочки или сочетание по цвету ковра со шторами. Тема на самом деле на много глубже, и последствия от незнания правильного планирования этого пространства на много серьезнее. Итак, барабанная дробь – эргономика.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Простыми словами, это наука о том, как правильно организовать внутреннее пространство жилого или рабочего помещения, чтобы человек мог комфортно себя в нем чувствовать.

В нашем случае речь о детской, а, следовательно, от правильного ее планирования зависит то, как ребенок будет себя чувствовать, развиваться, учиться, проводить досуг и сон.

Официальное значение термина следующее: эргономика – это научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

ЗОНИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА.

Зонирование – это первый и, пожалуй, главный вопрос, который встает перед родителями. Основные зоны: 1) спальная 2) игровая 3) учебная 4) гардеробная. Главное правило при зонировании и подборе мебели – безопасность. Важно учитывать возраст ребенка и его потребности. Здесь можно выделить 3 периода: «малышковый» – 0-2 года, дошкольный – 2-6 лет и школьный – 6+.

До 2-х лет в комнате должно быть максимум пространства для передвижений малыша и минимум препятствий.

Со временем потребности ребенка будут меняться и необходимо будет обустроить полноценную зону для обучающих занятий и активного досуга (шведская стенка, качели). Не пытайтесь вместить все, о чем пишут в книгах и статьях про детское развитие – давайте будем реалистами. В совсем маленькой комнате лучше полноценно разместить две из четырех вышеуказанных зон, чем втиснуть все и не иметь возможности полноценно их использовать.

Минимальная ширина проходов между зонами и предметами мебели должна составлять 60-70 сантиметров.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

МЕБЕЛЬ.

В зависимости от возраста ребенка набор мебели в комнате меняется, и это нужно принять. Не стоит сразу пытаться создавать универсальное пространство, которое прослужит вам, допустим, с 3 до 12 лет, этот подход в корне неверный и может препятствовать гармоничному развитию вашего малыша. Главное правило, касающееся мебели, – правильные размеры. Не стоит пытаться вместить в детскую огромный шкаф или стол-книжку, который «ох, как удобно раскладывается в нужный момент». Удобно кому? Взрослому! А у нас на первом плане интересы ребенка.

Если просто нет возможности пренебречь пространством, которое остается вверху детского шкафа (высота которого не должна превышать 180 см), – установите встроенный шкаф в потолок, нейтрального цвета. Визуально он не будет смотреться как предмет мебели, станет своего рода стеной. Но – самое важное – разбивку дверей и ящиков выполните с учетом норм и размеров именно для детской мебели, тогда и у ребенка будет возможность полноценно пользоваться шкафом и верхние ящики, до которых он не дотягивается, можно использовать для общих домашних нужд. Вот такой лайфхак! Про размеры полок шкафа:

В 5 лет ребенок дотянется до полки высотой 130 см;

В 7 лет – до 150 см;

В 9 лет он уже сможет дотянуться до высоты 170 см.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

ИДЕМ ДАЛЬШЕ… КРОВАТЬ.

Кровать для «малышкового» периода обычно имеет размеры 120 х 60 см.

Далее приемлемые размеры кровати колеблются от 70 х 150 до 80 х 170 см.

Удобными считаются проходы к кровати шириной 70 см и более, старайтесь не пренебрегать этим правилом.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

СТОЛ И СТУЛ.

Стол. Высота столешницы должна быть вровень с руками ребенка, согнутыми под прямым углом, когда он сидит.

Высота стула должна быть такой, чтобы спина ребенка, сидящего с ногами, согнутыми под прямым углом, плотно прилегала к спинке, а ноги свободно стояли на опоре всей стопой. Ниже я привела таблицу примерного соответствия роста/возраста ребенка и параметров стола и стула.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Дальше давайте обсудим общие правила, на которые стоит обратить внимание при выборе мебели:

Экологичность. Все материалы, из которых изготовлена мебель, – должны быть из натуральных материалов!

Обратите внимание на обработку и окраску мебели, краска должна быть безвредной, наклейки не должны легко сниматься (чтобы исключить вероятность того, что ребенок может их съесть). Текстиль в детской используется с минимальным ворсом.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Постарайтесь избежать острых углов и выступов, дети очень быстро передвигаются, их координация не до конца сформирована в раннем возрасте и очень важно, чтобы пространство вокруг было максимально понятным. Закрепите все шкафы и комоды дополнительно к стене – это важный момент.

Ну и сто раз всеми проговоренное: заглушки на окна, заглушки на розетки, отсутствие стеклянных предметов, отсутствие замка с внутренней стороны детской комнаты ребенка до 14 лет.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

ДОСТУПНОСТЬ.

Тут все просто: хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, – создайте ему условия для этого. Хотите, чтобы он сам убирал игрушки, – сделайте удобные шкафы и коробки. Хотите, чтобы сам одевался, – детских размеров шкаф. Хотите, чтобы запоминал картинки, заботливо развешанные мамой по комнате, повесьте их на ЕГО (ребенка) высоте. Для детей 2-4 лет верхний предел зоны видимости – 130 см, для детей 4-7 лет – 144-163 см.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

МОБИЛЬНОСТЬ.

Дети, как правило, очень любят все новое. Создайте возможность для маневра и перестановки. Ящики для игрушек на колесиках, не тяжелый стол со стульчиками для игры, переносной коврик, мобильный шалаш. Ребенок сам сможет создавать сценарии игры и отдыха. Здорово же? Здорово!

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!

Я писала об этом в статье прошлого года, это из личного опыта и может все старания свести к нулю. Не думайте, что вы все знаете САМИ! Привлекайте детей к созданию их интерьера, слушайте то, что они говорят, не думайте, что ребенок еще маленький – это его пространство.

Источник

Эргономика в образовательном учреждении

Санитарные требования к организации учебной среды. Требования к оснащению кабинета средствами обучения и учебным оборудованием. Эргономические основы организованного рабочего места дошкольника, особенности освещения, микроклимата, цветового оформления.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления12.12.2016
Размер файла26,8 K

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа по «Теории и технологиям экологического образования дошкольников»

Тема: «Эргономика в образовательном учреждении»

1. Учебная среда в образовательном учреждении

1.1 Санитарные требования к организации учебной среды

1.2 Требования к учебному помещению

1.3 Требования к оснащению кабинета средствами обучения и учебным оборудованием

1.4 Соблюдение рациональной организации рабочего места учащихся

2.1 Эргономические требования к учебному помещению

2.2 Эргономические основы организованного рабочего места дошкольника

2.3 Параметры оборудования

2.4 Обеспечение благоприятных эргономико-педагогических условий труда учащихся

2.7 Влияние растений на учебную среду

3.2 Учебного оборудования

3.3 Других помещений учреждения

Таким образом, объектами эргономики в образовательном учреждении выступают компоненты его образовательной системы и вся система в целом. Роль эргономико-педагогической составляющей учебного процесса заключается в создании благоприятных условий для реализации психологического и социокультурного потенциалов, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, для обеспечения высокого качества обучения, развития творческих способностей обучающихся, оздоровления педагогического труда.

1.Учебная среда в образовательном учреждении

учебный среда эргономический санитарный

Основные группы факторов учебной среды

физико-химические (температура, влажность, химический состав, физическое состояние,; освещение, наличие шумов)

структуры пространства (размеры, форма, ориентация элементов пространства)

времени (продолжительность и ритм воздействия факторов среды)

технико-эстетические (красота форм, линий, окраски школьного оснащения и оборудования, эстетическое использование цвета)

социально-психологические (взаимоотношения между одноклассниками, общая социально-психологическая атмосфера в классе, организация внеклассной работы и т.п.)

По характеру воздействия на педагога и учащихся учебная среда может быть:

Правильно организованная учебная среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться Комфортная учебная среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности, хорошее самочувствие и сохранение здоровья субъектов учебного процесса

Относительно комфортной средой считают такое, которое в течение определенного времени обеспечивает нужный уровень работоспособности и сохранения здоровья учителя и учеников, но вызывает у них неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, которые не выходят за пределы норм.

Экстремальная учебная среда приводит к снижению работоспособности субъектов учебного процесса и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не приводят к патологическим нарушениям

1.1 Санитарные требования к организации учебной среды

Надлежащее оформление помещений учебных заведений обеспечивает нормальное физическое и психическое здоровье учеников и учителей. Для этого их оборудуют в соответствии с требованиями эргономики, психологических, физиологических, возрастных и других особенностей детей и взрослых. Правильно организованная среда помогает сформироваться школьнику как личности.

В зависимости от конфигурации помещения, количества учащихся, организации их деятельности допускают другие варианты расстановки столов, например в 5-6 рядов, полукругом, кругом, группами от 2-6 рабочих мест.

1.3 Требования к оснащению кабинета средствами обучения и учебным оборудованием

Стол педагога должен быть удобен для работы, по площади достаточно для размещения на нем необходимых дидактических материалов (нескольких учебников), для расположения тетрадей и необходимого материала.

1.4Рациональная организация рабочего места учащихся предусматривает соблюдение следующих условий

— рабочая поверхность парты или стола должна быть достаточно большой и удобной для письма и чтения;

— стол и стул должны соответствовать антропометрическим данным ученика для обеспечения удобной рабочей позы, которая предусматривает правильное положение туловища, грудной клетки, рук, плеч, локтей по крышки стола Удобная рабочая поза, в свою очередь, обеспечит нужную работоспособность

2.1 Эргономические требования к учебному помещению

Планирование учебных помещений должно соответствовать их функциональному назначению, характера и режима учебного процесса. Размеры и форма этих помещений определяются общими размерами и формой учебного оборудования и потребностями школьников. Кроме того, при планировании учебных помещений учитывают возможности зрительных и слуховых коммуникаций.

Обязательно наличие в учебном кабинете необходимых инструкций и предупредительных знаков для работы с техническими средствами обучения с целью грамотной их эксплуатации и соблюдение правил безопасности

2.2 Эргономические основы организованного рабочего места дошкольника

Рабочее место ребенка по всем параметрам, в частности окраской, должно полностью соответствовать возрастным особенностям детского организма и эстетическим нормам. Мебель и другие элементы оборудования рабочего места следует изготавливать из экологически безопасных материалов. Их необходимо разместить по эргономичными требованиями, которые предусматривают, прежде всего, удобство для осуществления учебно-воспитательного процесса.

С физиолого-гигиенической точки зрения оптимальные условия для работы ученика обеспечивают соответствие учебного оборудования длине и пропорциям его тела, сохранение наименее утомительной позы и осуществления экономных рабочих движений Для обеспечения этих условий руководствуются общими педагогическим, гигиеническим и психолого-эстетическим принципами.

Часто обеспечения оптимальной рабочей позы осложняется несоответствием параметров школьной мебели размерам тела ребенка. Основной недостаток в конструкции современных парт заключается в том, что недостаточно хорошо рассчитаны эргономические (в отличие от классических) размеры тела школьника. Однако следует учитывать, что в результате процессов акселерации нужно постоянно обновлять данные.

2.3 Параметры оборудования должны соответствовать следующим требованиям

— высота сиденья должна соответствовать средним размерам длины голени со стопой детей с определенным ростом с увеличением на 2 см на толщину подбора;

— глубина сиденья должна равняться 3/4 длине бедра для предотвращения сжатия кровеносных сосудов и нервов нижних конечностей;

— дистанция спинки должна равняться средней величине передне-заднего диаметра грудной клетки школьника соответствующего роста с и увеличением на 3-5 см

Организация рабочих мест должна способствовать снижению утомляемости учащихся, исключать бесцельное расходование их сил, так как проведение упражнений в то время, когда учащиеся утомлены, сильно замедляет формирование навыков. На каждом рабочем месте должны быть обеспечены безопасные условия труда. Многолетний опыт обучения свидетельствует, что правильная организация рабочих мест учащихся способствует повышению производительности и культуры их труда, соблюдению техники безопасности. При надлежащем порядке на рабочем месте экономится мышечная энергия учащихся, лучше сохраняется оборудование.

Научная организация труда на рабочем месте предполагает прежде всего рациональный трудовой процесс, снижение утомляемости учащихся, устранение лишних и неудобных движений, что обеспечивает высокую производительность труда и качество работы.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последнее время стала объектом внимания медиков, педагогов, родителей, широкой общественности.

В условиях школы можно рассматривать деятельность учащихся как трудовую, что позволяет наложить системный подход эргономических методов на организацию труда учителя и обучение школьников. Для устранения факторов статической физической нагрузки в процессе занятия педагога могут применяться различные формы активизации деятельности учащихся:

— устная работа, сопровождаемая поднятием рук учениками, желающими ответить на поставленный вопрос;

— ответ с места (с непременным вставанием ученика);

— выход одного или нескольких учеников к доске при решении математических задач или доказывании теорем;

— работа в парах (при этом дети поворачиваются друг к другу).

Такая доска позволяет оптимизировать урок, вызвать к доске сразу несколько учащихся, быстро сменить задания.

Современное оборудование позволяет педагогу очень быстро менять задания, переключать внимание учеников с доски на боковую стену и обратно.

Наличие грамотно подобранных тематических наглядных учебных пособий в кабинете позволяет задействовать зрительный канал памяти опосредованно и непосредственно во время урока при объяснении нового и закреплении пройденного материала.

Главная задача учителя грамотно разрядить обстановку на уроке. Заметив усталость детей, можно сменить форму работы, предложить учащимся нестандартные занимательные задачи, да и просто вовремя пошутить. Суровый педагог, который всё время держит класс в напряжении тревожного ожидания, добьётся меньших результатов, чем учитель с чувством юмора и позитивным взглядом на жизнь.

2.4 Обеспечение благоприятных эргономико-педагогических условий труда учащихся

Педагогическая эргономика сосредоточена на оптимизации условий труда школьников, поскольку от их качества зависит здоровье учащихся, заинтересованность и способность усваивать учебный материал. Значительное влияние на формирование и поддержания качества условий обучения школьников могут осуществляться учителем.

Они охватывают следующие элементы:

— освещение (естественное, искусственное);

— микроклимат (физические параметры: температура, относительная влажность, скорость движения воздуха)

Учебные помещения и рабочие места максимально благоприятно освещают, что имеет большое значение для обеспечения работоспособности учащихся Недостаточное освещение угнетает психику ребенка и остроту зрения и слуха, а следовательно, работоспособность и качество учебной деятельности.

Школьное освещение устраивают при соблюдении следующих критериев:

— равномерность во времени и пространстве;

— отсутствие теней на рабочем месте и вероятности ослепления;

— избежание перегрева помещения

Для освещения школьных помещений используют естественное и искусственное освещение

1) Естественное освещение. Оно является лучшим по биологическим свойствам для глаз человека, однако для создания оптимальных условий обучения естественное освещение тоже нормируют.

2) Искусственное освещение. Им пользуются для освещения школьных помещений в пасмурные дни и темное время суток. Искусственное освещение имеет недостатки по сравнению с естественным, например, лишено ультрафиолетового и других составляющих спектра.

В учебных помещениях рекомендуется использовать люминесцентные лампы. При необходимости естественное и искусственное освещение используют одновременно При этом ряды ламп у окна и противоположной стены включают зависимости от интенсивности естественного освещения Использование открытых ламп (без светильников) запрещено, так как это вызывает головную боль и быструю усталость

В холодном помещении движения учащихся недостаточно координированы, значительное количество энергии расходуется на поддержание оптимальной температуры тела. Если в классе жарко, дети тоже дополнительно тратят энергию результате физиологического противостояния перегрева При этом сердечно-сосудистая система функционирует с напряжением, нарушается водно-солевой обмен, что приводит к быстрой утомляемости школьников.

Большое значение для терморегуляции организма имеет относительная влажность воздуха. Повышенная влажность воздуха вредно влияет на организм вследствие затруднения терморегуляции тела через потоотделение при повышенной температуре воздуха.

Основной задачей педагога при подготовке и во время занятий является осуществление мероприятий, направленных на обеспечение температурного режима, скорости циркуляции и влажности воздуха в классе. Обновление воздуха в помещениях осуществляют естественным и искусственным путями.

Работа учащихся в условиях шума негативно отражается на их здоровье. Под воздействием шума усиливается газообмен, ускоряется пульс, частота дыхания, повышается кровяное давление Шум неблагоприятно влияет на функции нервной системы, вызывает головокружение, головная боль, шум в ушах.

В системе улучшения условий труда большое значение имеет подбор оздоровительной флоры, способствует нормализации состава воздуха, снятию нервно-эмоциональной и зрительной усталости, эстетическому оформлению интерьера. Комнатные растения в помещениях улучшают микроклимат. Правильно подобранные и размещенные растения положительно влияют на взрослых и детей, придают помещению своеобразный колорит и создают комфорт. Подбирая комнатные растения для школьных помещений, следует придерживаться следующих критерий:

— запах растений не может быть сильным, отвлекающим;

— растения не должны вызывать аллергическую реакцию;

— растения не должны закрывать проходы, затемнять окна или светильники эргономика школьный педагогический санитарный

Комнатные растения располагают на специальных стойках, трубчатых подставках, рельсовых конструкциях, пластмассовых полочкам, настенных стеллажах. При этом растения не занимают много места и имеют эстетический вид. Однако, чрезмерное озеленение классных комнат может ухудшить не только освещенность рабочих мест учащихся, но и качество воздушной среды вследствие повышения влажности.

Поскольку до 90% информации о внешнем мире человек воспринимает через орган зрения, многообразие цветов имеет важное значение их физические свойства, закономерности соотношений, физиологическое и психических влияние на человека изучает цветоводство.

Чтобы максимально усилить состояние комфорта, увеличить работоспособность педагога и школьников и одновременно сохранить их здоровье, необходимо при оформлении учебного интерьера учитывать особенности восприятия цветовой палитры людьми с разными типами темперамент.

Итак, уместно использование различных цветов дает возможность влиять на психическое состояние человека

3.2 Цветовое оформление учебного оборудования

Оно должно гармонизировать с цветами помещения. Красить школьную мебель в белые тона нельзя, поскольку это повышает их яркость, отвлекает внимание учащихся и утомляет глаза. Поверхность мебели должна быть матовой, потому блеск ослепляет, резко снижает остроту зрения, скорость реакции и ускоряет утомляемость.

Зрительную работоспособность обеспечивают светло-зеленые цвета и тона натурального дерева Хорошо, если столы отличаются по окраске от доски, ведь чередование цветов предотвращает зрительной усталости.

Декоративное оформление важно в школе, но его не следует размещать на передней стене, потому что оно отвлекает внимание учащихся от доски. Главное внимание детей должно направляться на нее, поэтому нужно, чтобы доска была самой насыщенной и темным пятном учебной комнаты. Цвет ее по яркости не имеет излишне контрастировать с окраской передней стены, поскольку это утомлять глаза из-за резкого контраста между этими предметами. Благоприятным с физиологической точки зрения является темно-зеленый цвет, на котором пишут ярко-желтой мелом, для того, что бы этом острота зрения повышалась. Коричневая доска вызывает угнетение и сонливость.

Коридоры и рекреации рекомендуется красить в такие цвета, которые не использовали в оформлении групповой комнаты, выходит в этот коридор, с целью обновления зрительных впечатлений. Однако, не стоит нарушать общей цветовой гармонии. Цветовое оформление пола поможет школьникам ориентироваться в учебном заведении. Например, определенные фигуры на полу укажут детям, как найти определенный этаж или комнату.

Для актового зала целесообразно выбрать белый цвет, является прекрасным фоном для экспозиций и оформления, создает рассеянное освещение, придает помещению торжественности, не утомляет зрение. Желательно, чтобы завесы и мебель тоже имели холодную палитру.

Положительный эмоциональный эффект оптимальной цветовой обстановки необходимо широко использовать и на занятиях физической культурой. Гимнастический зал не должен быть темным, Маловыразительные цветов кажется тесным, неуютным им, а светлая гамма создает впечатление привлекательного пространства, прохладной свежести.

Говоря об эргономике учебного процесса, не следует забывать, что учебно-познавательная деятельность ребёнка не ограничена рамками школьных занятий и стенами школы. И дома, в собственной квартире необходимо создавать эргономичные условия. В этом важна любая мелочь, включая качество ремонта, проведённого в комнате ребёнка. Примечательно, что многие ремонтно-строительные фирмы, рекламируя свои услуги, подчёркивают свои возможности в обеспечении благоприятных условий для домашней подготовки ученика.

Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. 2006.

Воронина, Е.В. Педагогическая эргономика. 2006.

Николаева Н.С. Методика экологического воспитания дошкольников. 2000

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общая характеристика учебной деятельности дошкольника, условия, необходимые для ее развития. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению. Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении.

контрольная работа [20,6 K], добавлен 23.02.2011

Влияние творчества на преобразование окружающей среды и решение задач эстетического воспитания, требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении. Особенности обучения детей на примере детского сада «Солнышко».

отчет по практике [29,4 K], добавлен 18.09.2013

Значение живописи в развитии дошкольника, особенности восприятия произведений детьми в исследуемом возрасте. Требования к отбору произведений живописи для организации совместной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, критерии их оценки.

дипломная работа [342,2 K], добавлен 15.03.2014

Теоретические основы работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современной педагогике. Определение понятия метода обучения и учебной книги в современной педагогике. Дидактические требования к работе с учебной книгой. Функции учебника.

курсовая работа [24,6 K], добавлен 12.11.2008

Теоретические основы процесса профессионального обучения по профессии «Повар». Совершенствование профессионального мастерства студентов. Учебное занятие как основная форма организации педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении.

курсовая работа [145,6 K], добавлен 22.09.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *