Что такое эпифора в литературе

Эпифора — объяснение в примерах

Эпифора – это языковая техника, которая включает повторение одной и той же фразы или слова в конце последовательных сегментов речи. Бывает, что она заменяет рифмы.

Подобно анафоре, служит для повышения значения повторяющегося элемента и построения ритма стихотворения. Наиболее известным примером изучаемой фигуры речи является отрывок из 1-го Послания к Коринфянам:

Как риторическая фигура, эпифора – один из способов языкового выражения, усиливающих эмоциональность высказывания, влияет на его декоративность, изобразительность. Применение её часто сопровождается синтаксическим параллелизмом или риторическими фигурами экспрессивного синтаксиса.

Причины появления эпифоры

В древней Греции для публичных речей тамошних ораторов периодически требовался приём, который бы заставлял задуматься слушающих о ключевых моментах речи. Древние греки и понятия не имели, что такое эпифора, но они пришли к мнению, что им нужна была одна из риторических фигур, определённый тип преднамеренного повторения.

Они решили основать новый приём за счёт повторного употребления одного и того же слова, фразы, определенной части высказывания, например, стиха, предложения. Помещая повторяющийся фрагмент в конец предложения они заметили наиболее яркий эффект. Таким образом новая фигура обрела форму, а в будущем и название.

Эта стилистическая фигура по сегодняшний день очень часто используется в публичных речах, программной лирике, риторических текстах:

Кто венец носит перед вами? Господа!
Кто купил корону? Господа!
Кто иностранные войска в страну ввел? Господа!

Отличие эпифоры от анафоры

Рядом с эпифорой стоит анафора, то есть повторение подобных слов в начале стихов. Отличаются они друг от друга тем, что анафора одинаково начинает текст, а её противоположность – одинаково заканчивает.

Часто они идут связкой, делая речь более экспрессивной. Контаминация этих двух фигур при одном высказывании называется симплокой:

Анафора, эпифора, задачи в русском языке у обеих схожи, – обратить внимание на повторяющуюся фразу и подчеркнуть её смысл. Анафора – вид повторения во имя торжества смысла, а её антипод эпифора – повторение ради убеждения.

Симплока – фигура пропагандистских текстов:

Молодым везде у нас дорога!
Старикам везде у нас почёт!

В стихотворении она выполняет ту же функцию, что и рифма, часто заменяет её.

Существующие разновидности эпифор

Все эпифоры делятся на грамматические, лексические и риторические. Соответственно, они способны выражать себя на уровне словоформ, морфем, риторических конструкций или лексем. Бывают случаи, когда трудно определить тип. Слишком тонкая грань между оттенками значения.

Грамматическая эпифора

В данной конструкции повторяются морфемы или части слов. Встречается она в детских стишках, частушках, загадках, прибаутках:

Вот пример речовки с грамматической эпифорой:

Лексическая эпифора

Повторяется лексема без изменений:

Риторическая эпифора

Повторение конца строфы или текста с обращением / восклицанием одних и тех же слов:

Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?

Такая эпифора также встречается в речовках:

Примеры эпифоры в литературе и прозе

Больше всего таковых в стихах:

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос…

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Вот пример эпифоры в прозе.

«Кто трогал мой рассказ? – закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу, где лежали комплекты газет ‹…› Ложь! – крикнул Соболь. – Брехня! Я всё равно узнаю, кто трогал!» (К.Г. Паустовский).

Примеры эпифоры в повседневной речи

Для этой фигуры, которая предпочитает текст художественной литературы, в устной речи тоже отводится место. Чаще всего это непринуждённая ситуационно-обусловленная разговорная речь:

– Вася дома?
– Да, дома.
– Нет, не дома.

Повседневная эпифора – сильный мотиватор:

Ты сможешь! Ты обязательно сможешь! Ты сможешь стать великим музыкантом!

Примеры эпифоры в рекламе

Для самой перспективной индустрии стилистические возможности эпифоры крайне востребованы. Они помогают манипулировать сознанием покупателей, убеждать их приобрести именно этот товар:

Чистота! Чисто «Тайд».

Чудо! Моё любимое чудо!

Потряси скорей смартфон
Ты тряси-тряси смартфон, приготовил Мегафон
Персональные подарки, ты тряси, тряси смартфон

Как видим, единое окончание фраз, текстов, строф, – весьма распространенная стилистическая фигура в художественной прозаической и лирической литературе, повседневности и рекламе. Больше всего её в стихах, так она идеально вписывается в малые формы.

Источник

Что такое эпифора в литературе. Смотреть фото Что такое эпифора в литературе. Смотреть картинку Что такое эпифора в литературе. Картинка про Что такое эпифора в литературе. Фото Что такое эпифора в литературе

Определение с пояснениями

Чтобы дать определение эпифоре, следует обратиться к фигурам художественной речи. Под этим термином понимают необычные обороты и построение текста, к которым прибегают писатели для усиления художественного слова. Наряду с анафорой, инверсией, усилением слова, симплокой, выделяется эпифора. Слово греческого происхождения переводится как «повторение».

В литературе эпифора — дублирование одних и тех же речевых конструкций в конце фраз с целью усиления художественной речи. Оно противоположно анафоре — повторению слов и их оборотов в начале высказывания. Оба приема широко используются для выделения основного смысла высказываний. Например, эпифоры в стихотворении Сергея Островорова:

Вырос. Солдатом пришел на вокзал.

Вот в атаке на дымную землю упал.

Встал. Снова пошёл. И губами к жизни припал.

Наряду с диафорой, эпифора является разновидностью метафоры. Повтор идентичных частей в конце предложений, глав, сток или абзацев носит функции:

Распространенные виды

Что такое эпифора в литературе. Смотреть фото Что такое эпифора в литературе. Смотреть картинку Что такое эпифора в литературе. Картинка про Что такое эпифора в литературе. Фото Что такое эпифора в литературе

Выделяют несколько видов подобного стилистического приема. Их использовали многие русские и советские авторы (Лермонтов, Есенин, Маяковский), продолжают применять в своем творчестве современные писатели. Классифицируют стилистический прием следующим образом.

Грамматическая эпифора. Встречая в конце строк повторы одинаковых звуков, многие говорят об идеальной рифме. Это является определением грамматической эпифоры, с большим успехом применяемой классиками и авторами нового времени. В завершении смежных строк применяются словоформы или звуковые ряды. Прием популярен при написании стихов для малышей:

Видит след звериный.

Тонок слух совиный,

Слышит писк мышиный. (И. Батый)

Лексическая. Дублирование слов на конце речевого отрезка особенно характерно для русских народных и эстрадных песен. Примером в литературе служит стихотворение А. С. Пушкина о талисмане и произведение М. Гаспарова:

Удача дана мне судьбой,

И неудача — судьбой;

Всё … вершится судьбою.

Риторическая. Это повтор катренов в стихотворении, когда первое четверостишие берется за основу последнего. Оно может звучать без изменений или с некоторыми речевыми перестановками. Прием также распространен при написании песен (например, про веселых гусей — «один серый, второй — белый»). Риторика также свойственна эпосу. Подобный жанр издревле украшал былины, сказки, легенды («жили-были», «волей-неволей» и другое).

Прием в поэзии, литературе и жизни

Подобный лингвистический прием часто используется в литературе. Владея им, можно писать более интересные сочинения, эссе, рекламные слоганы. Из определения эпифоры следует, что она украшает предложения повторениями звуков, усиливает оттенки речи, эмоциональность и экспрессию. Благодаря этому часто подобную стилистическую фигуру выбирают поэты. Например:

Что нам с тобой не стоит говорить.

Уже расстались — связь была непрочной,

Не прочной, а порочной, может быть…

В стихотворном примере хорошо заметна игра слов. В начале четверостишья есть ощущение уверенности («я знаю «), а в конце оно содержит частицу «не», указывающую на раздумья. Это пример «единоконечия».

Реже эпифоры встречаются в прозе по причине того, что их можно принять за тавтологию. Повторы слов не красят текст, однако некоторые писатели умело используют подобный литературный арсенал. Например, в творчестве Гоголя эпифоры — довольно частое явление:

Фестончики, кругом фестончики. Пелеринка из фестончиков, фестончики и на рукавах, из фестончиков эполетцы, фестончики внизу, фестончики везде.

Что такое эпифора в литературе. Смотреть фото Что такое эпифора в литературе. Смотреть картинку Что такое эпифора в литературе. Картинка про Что такое эпифора в литературе. Фото Что такое эпифора в литературе

В знаменитой фразе из «Мертвых душ» автор буквально кричит о том, как ему не по нраву подобные декоративные элементы. Его раздражение по этому поводу буквально ощущается читателем.

В разговорной речи эпифоры используются не так часто, как в книгах. Например, обращение к отчаявшемуся другу: «Ты сможешь, ты, конечно же, сможешь все это преодолеть!». Оно заменяет более витиеватую речь: «Я верю, что ты справишься, у тебя много сил. Сконцентрируйся на успехе, забудь о трудностях, сумей выбрать верный путь». При этом эпифора выглядит более эмоциональной, лаконичной и убедительной.

Другие примеры выражения из жизни:

Литературные примеры

Примеры эпифоры можно найти в сюрреалистических, фольклорных текстах или произведениях, которые стилистически к ним приближены. Их общий признак — единство концовки. Познакомиться с приемом позволяют такие отрывки из стихов, пьес, рассказов, романов:

Явление в рекламе

Что такое эпифора в литературе. Смотреть фото Что такое эпифора в литературе. Смотреть картинку Что такое эпифора в литературе. Картинка про Что такое эпифора в литературе. Фото Что такое эпифора в литературе

Рекламные тексты — особый вид творчества, в котором существуют свои градации, приемы и правила. В нем нередко используют фигуры художественной речи с целью усиления высказываний. Эпифоры позволяют рекламодателям емко и красиво выражать мысли, что ценится в рекламном бизнесе. С их помощью можно акцентировать внимание на важных деталях и привлечь внимание целевой аудитории. Повторы слов создают ритм, позволяют несколько раз упомянуть название и достоинства рекламируемого товара.

Рекламные слоганы и фразы с привлечением эпифор легко запоминаются, со временем становятся крылатыми:

Анафора как противоположность

Анафора — повторение одинаковых слов и морфем в начале предложений. Этот прием делится на несколько видов, каждый из которых находит применение в литературных произведениях. Анафору кратко классифицируют таким образом:

Что такое эпифора в литературе. Смотреть фото Что такое эпифора в литературе. Смотреть картинку Что такое эпифора в литературе. Картинка про Что такое эпифора в литературе. Фото Что такое эпифора в литературе

Что такое эпифора в литературе. Смотреть фото Что такое эпифора в литературе. Смотреть картинку Что такое эпифора в литературе. Картинка про Что такое эпифора в литературе. Фото Что такое эпифора в литературе

Выразительность тексту может придать также аллитерация — повторение одинаковых согласных. Например, «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». С этой целью используется повторение гласных звуков (ассонанс), тропы (слова и обороты в иносказательном значении), параллелизм (тождественное построение отрезков текста), а также эпифраз (добавочные уточняющие предложения).

Рассмотрев значение и примеры эпифоры, можно обобщить, что этот литературный прием является особой фигурой речи, заостряющей внимание на экспрессивно-эмоциональном окрасе произведений. Благодаря ему и противоположности (анафоре) можно украсить свою речь и сочинения, сделать их более живыми и искренними.

Источник

Что такое эпифора, примеры эпифоры в литературе

Эпифора относится к числу стилистических фигур, служащих средством придания тексту выразительности, привлечения внимания читателей к смысловым акцентам произведения.

Что такое эпифора

Греческое слово epiphorá имеет в русском языке значения «повторение» или «добавление».

Эпи́фора не причисляется к тропам, поскольку троп основан на переносном, иносказательном значении, она же базируется на повторе.

Выразительные средства, в основе которых лежит повторение, используют языковые единицы от фонетических до синтаксических. По характеру к рассматриваемому приёму близки симплока и анафора.

На повторе базируются следующие средства художественной выразительности:

Ш ины ма ш ин по бру сч атке ш ур ш ат.

Как свидетельствует таблица, рассматриваемая стилистическая фигура предполагает дублирование элементов, завершающих синтаксические элементы, стихотворные строки или строфы для подчёркивания их значения.

Примеры эпифоры из художественной литературы

Если ассонанс и аллитерация представляют собой фонетические повторения, лексический повтор, анафора и симплока – словесные, а название «синтаксический параллелизм» уже указывает на языковые единицы, в пределах которых действует приём, то эпифора – это фигура, охватывающая и использующая все варианты. Примеры её применения обнаруживаются в поэтических и прозаических произведениях, в рекламе, в экспрессивных образцах повседневной речи. По способу образования различают три разновидности данного приёма.

Грамматическая эпифора

Пример грамматической эпифоры в литературе – повтор группы звуков на конце стихотворных строчек, то есть точная рифма.

Характерна в том числе для детской поэзии, поскольку облегчает ребёнку восприятие и запоминание рифмованных строк.

Отвечает ей спрос онок …

Лексическая эпифора

Лексическая разновидность включает в себя повторы слов в конце строки или предложения.

Мастер кратко выражать глубокие мысли, укладывая их в четырёхстрочные рубаи, автор умело подводил читателей к пониманию главного. Дублирование конечного местоимения подчёркивает мысль древнеперсидского учёного, философа и поэта: испытывая гордость за человечество, он осознаёт и своё право на часть этой гордости, ведь также принадлежит к людскому единству.

В стихотворении З.Н. Гиппиус об одиночестве, написанном после смерти мужа, слово « одному » в конце каждой второй строки создаёт ощущение трагической безысходности.

Риторическая эпифора

Здесь повторяется уже целая конструкция – одна строчка или их соединение.

К риторическому типу относятся и строка «Только этого мало», завершающая каждый катрен стихотворения А.А. Тарковского, где она же служит заглавием, и рефрен «Любовью к женщине», венчающий, с вариациями грамматической формы («С любовью к женщине», «Любовью женщины»), двустишия в стихах Р. Гамзатова.

В стихотворении «Рондо́» А.К. Толстого одинаковой парой строк заканчиваются первая и третья строфа:

Ко присяжным параллелен.

Финал второй строфы составлен из тех же самых слов, но с изменением последовательности: вторые половины строчек поменяны местами.

Песни с повторяющимся припевом после каждого куплета также иллюстрируют этот тип стилистической фигуры.

Эпифора в прозе

Использование эпифоры в прозаических текстах требует способности выдержать грань между выразительным средством и тавтологией. По этой причине чистые эпифоры в прозе редки, вместо них применяются так называемые ослабленные варианты – с изменением грамматической формы или основанные на синонимах.

Яркий и широко известный классический пример выразительного средства в чистом виде – фраза Н.В. Гоголя, вложенная им в уста героини «Мёртвых душ» Софьи Ивановны, «просто приятной дамы». На шестнадцать слов, три из которых – предлоги, приходится семь повторений слова «фестончики», причём пять раз – в одной и той же форме. Отношение автора и к героине, и к затронутой ею теме выражено ясно: приятная дама вызывает оскомину.

В рассказе А.П. Чехова «Попрыгунья» врач Коростелёв на предложение героини позвать к её умирающему мужу ещё одного специалиста, отвечает:

Здесь подчёркнута и бесполезность чьих бы то ни было действий перед неминуемым исходом, и понимание этого мучающимся от своего бессилия врачом.

Уместное использование средств художественной выразительности, основанных на использовании повторов, позволяет автору заострить внимание читателя на эмоциональной составляющей поэтического или прозаического литературного произведения, кратко и ёмко выразить мысль или отношение к событиям и героям.

Источник

Что такое эпифора в литературе? Примеры эпифоры. Эпифора и анафора

Что такое эпифора в литературе. Смотреть фото Что такое эпифора в литературе. Смотреть картинку Что такое эпифора в литературе. Картинка про Что такое эпифора в литературе. Фото Что такое эпифора в литературе

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Эпифора в риторике

Виды эпифоры: грамматическая, лексическая, риторическая

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Все мое, сказало злато;
Все мое, сказал булат.
Все куплю, сказало злато;
Все возьму, сказал булат.

Развернутая эпифора содержится в пушкинском стихотворении «Моя родословная». Каждую строфу Пушкин заканчивает одним и тем же словом, иронически называя себя мещанином, а не дворянином: « И я родился мещанин », « Я просто русский мещанин » и т.п.

Эпифора в литературе. Примеры

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
А.С. Пушкин

Милый друг, в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти покоя в тихом доме
Возле мирного огня.
Александр Блок

Ну, а я. Иду дорогой,
Не тяжел привычный труд:
Есть кой-где, что верят в бога.
Нет попа,
А я и тут.

Источник

Что такое эпифора? Примеры эпифоры в литературе

Эпифора — это повто­ре­ние конеч­ных зву­ко­вых соче­та­ний, слов, сло­во­со­че­та­ний в кон­це фразы.

Чтобы опре­де­лить, что такое эпи­фо­ра в лите­ра­ту­ре, сно­ва обра­ща­ем­ся к фигу­рам худо­же­ствен­ной речи.

Вначале узна­ем, что такое сти­ли­сти­че­ская фигу­ра в худо­же­ствен­ной речи. Стилистическая фигу­ра — это необыч­ный обо­рот речи, осо­бое её син­так­си­че­ское постро­е­ние, к кото­рым при­бе­га­ет писа­тель для уси­ле­ния воз­дей­ствия худо­же­ствен­но­го сло­ва на чита­те­ля или слушателя.

Одной из сти­ли­сти­че­ских фигур худо­же­ствен­ной речи наря­ду с ана­фо­рой, сим­пло­кой, срав­не­ни­ем, инвер­си­ей явля­ет­ся эпифора.

Эпифора — это повто­ре­ние одних и тех же зву­ко­вых соче­та­ний, слов, сло­во­со­че­та­ний, рече­вых кон­струк­ций в кон­це фра­зы в целях уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ной речи.

Как видим, эпи­фо­ра про­ти­во­по­лож­на ана­фо­ре. Эта сти­ли­сти­че­ская фигу­ра худо­же­ствен­ной речи широ­ко исполь­зу­ет­ся для уси­ле­ния основ­но­го смыс­ла фра­зы. Экспрессивную роль выпол­ня­ет повто­ре­ние оди­на­ко­вых слов в кон­це фра­зы. Вот как, напри­мер, упо­треб­ля­ет с этой целью ука­зан­ный сти­ли­сти­че­ский при­ём писа­тель Н. В. Гоголь:

Мне бы хоте­лось знать, отче­го я титу­ляр­ный совет­ник? Почему имен­но титу­ляр­ный советник?

Примеры эпифоры в художественной литературе

Стилистический при­ём повто­ра одних и тех же зву­ков в кон­це смеж­ных слов в поэ­ти­че­ских стро­ках (риф­ма) явля­ет­ся по сво­ей сути грам­ма­ти­че­ской эпи­фо­рой:

Чёрная, потом про­пах­шая выть!

Как мне тебя не лас­кать, не любить?

Выйду на озе­ро в синюю гать,

К серд­цу вечер­няя льнет благодать.

Серым вере­тьем сто­ят камыши,

Глухо баю­ка­ют хлюпь камыши.

За годом год, за веком век…

Что ж него­ду­ет человек,

Русская поэтес­са Анна Ахматова исполь­зу­ет эпи­фо­ру как повтор конеч­ных зву­ко­вых созву­чий в стихах:

Пусть голо­са орга­на сно­ва грянут,

Как пер­вая весен­няя гроза;

Из-за пле­ча тво­ей неве­сты глянут

Мои полу­за­кры­тые глаза.

Приведем так­же яркий при­мер упо­треб­ле­ния лек­си­че­ской эпи­фо­ры — повто­ре­ние в кон­це стро­ки одно­го и того же слова:

Силы даны мне судьбой,

Удача дана мне судьбой,

И неуда­ча — судьбой;

Всё в мире вер­шит­ся судьбою.

Укажем эпи­фо­ру в сти­хах поэтес­сы Марины Цветаевой:

О, не мед­ли на соседней

Быть хочу тво­ей последней

Приведем сти­хи извест­но­го рус­ско­го поэта Сергея Острового как при­мер рито­ри­че­ской эпи­фо­ры.

Первое сло­во ребе­нок сказал:

Вырос. Солдатом при­шел на вокзал.

Вот в ата­ке на дым­ную зем­лю упал.

Встал. И пошёл. И губа­ми к жиз­ни припал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НазваниеЧто повторяетсяПримеры
АссонансОдинаковые гласные.