Что такое эпическое мышление

Эпос и Эпическое мышление. Эпический герой

Кельтская культура

Ныне превращены в дурацкий бренд.

Рассвет кельтской культуры, если не брать Ирландию, происходил 4-5 тысяч лет назад. Никаких письменных источников не сохранилось. Их просто некому было писать. Существует гипотеза, что они выходцы из Гипербореи.

Сейчас от кельтской империи остались французская Бретань, английский Уэльс и сама Ирландия.

Терроризировали античный мир, захватывали Рим.

5 пятин (5 королевств) подчинялись верховному королю. Каждая из пятин находились находилась в разных частях света (Юг, Север и т. д.), а главная пятина, их которой правил Верховный Король Ирландии, находилась в Центе.

Наблюдаются индийские и восточные техники. В общем наблюдаются много параллелей с Индией и вообще Востоком. Может быть это из-за того, что и те и другие выходцы из Гипербореи?

После боя собирали головы противников. Ими украшались кельтские жилища. Во всех этих «жутких» действиях была мощнейшая ритуальная и магическая подоплека.

Стоит заметить, что кельтский воин, как и германский, немыслим без знания магии. Наиболее сильные герои обладают способностью к оборотничеству.

Друиды занимались не только магией, но несли политическую, судебную, медицинскую, образовательную, культурную функцию.

Что такое эпическое мышление. Смотреть фото Что такое эпическое мышление. Смотреть картинку Что такое эпическое мышление. Картинка про Что такое эпическое мышление. Фото Что такое эпическое мышление

Что такое эпическое мышление. Смотреть фото Что такое эпическое мышление. Смотреть картинку Что такое эпическое мышление. Картинка про Что такое эпическое мышление. Фото Что такое эпическое мышление

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что такое эпическое мышление. Смотреть фото Что такое эпическое мышление. Смотреть картинку Что такое эпическое мышление. Картинка про Что такое эпическое мышление. Фото Что такое эпическое мышление

Источник

Эпическое мышление в истории киргизского фольклора

Что такое эпическое мышление. Смотреть фото Что такое эпическое мышление. Смотреть картинку Что такое эпическое мышление. Картинка про Что такое эпическое мышление. Фото Что такое эпическое мышление Что такое эпическое мышление. Смотреть фото Что такое эпическое мышление. Смотреть картинку Что такое эпическое мышление. Картинка про Что такое эпическое мышление. Фото Что такое эпическое мышление Что такое эпическое мышление. Смотреть фото Что такое эпическое мышление. Смотреть картинку Что такое эпическое мышление. Картинка про Что такое эпическое мышление. Фото Что такое эпическое мышление Что такое эпическое мышление. Смотреть фото Что такое эпическое мышление. Смотреть картинку Что такое эпическое мышление. Картинка про Что такое эпическое мышление. Фото Что такое эпическое мышление

Пайзилда Ирисов, доцент кафедры киргизской литературы Ошского государственного университета, Республика Кыргызстан.

Общеизвестно, что явления природы и их свойства вызывали у древних людей разные эмоциональные чувства: страх, изумление, радость, непонимание. В свою очередь эти действия формировали у них желание познать эти явления. Можно считать это началом становления эмпирического знания.

В дальнейшем, благодаря развитию словесного искусства, люди стали выражать свои впечатления устно-поэтическим описанием этих явлений. Естественно происхождение и становление словесного искусства проходит долгий путь развития. Это закономерный и общий для истории всех народов процесс. Однако в последующих стадиях развития каждый народ обретает свой путь, свою традицию и развивает свою культуру и язык.

В этом плане киргизы отличаются от других народов тем, что в их истории особую роль сыграл фольклор. В нем целостная система жанров, великолепные эпические памятники, расцвет акынского творчества. Начиная с середины XIX века и поныне ученые изучают особенности акынского творчества, исследуют проблемы развития жанров, описывают их масштабность, однако до сих пор остаются белые пятна в истории кыргызского фольклора.

Одним из этих «нетронутых» проблем является историческое развитие эпического мышления.

Применительно к особенностям исторического развития каждого фольклора называют его по-разному: эпической памятью, эпической эпохой, эпическим творчеством. В то же время это связано с неодинаковым восприятием и пониманием этих особенностей.

В одном случае, имея ввиду сохранение эпических памятников в памяти народа называли эпической памятью. В другом случае, определяя характер развития фольклора, дали название «эпическая эпоха». А в третьем случае, изучая возникновение эпических жанров, называли просто эпическим творчеством.

Перечисленные особенности дают основание полагать, что в истории киргизского фольклора все же было эпическое мышление, при помощи которого и создавались грандиозные эпические памятники, и оно воспринималось общенародно, устойчиво обосновавшись в духовной жизни народа. Оно как свойство живого творчества в истории духовной жизни народа становится главной отличительной чертой киргизского фольклора.

Происхождение эпического мышления не было одномоментным, оно имело свою продолжительную историю становления. В этом процессе большое значение имел словесно-поэтический язык, то есть язык, которым владели знатоки истории, народных преданий и фольклора. Будучи одновременно и знатоками, и исполнителями, и хранителями того художественно-поэтического наследия эти типы словесно-поэтического творчества хранили в памяти богатейшую информацию из области древнейших загадочно-фантастических и мифологических представлений родов и племен. Своим знанием и творческим даром они имели огромное влияние на слушателей. Устами этих знатоков создавались и передавались сказочные, фантастические образы зооморфных существ, описывались страшные события и поступки людей, загадочные свойства животных и вещей.

Что такое эпическое мышление. Смотреть фото Что такое эпическое мышление. Смотреть картинку Что такое эпическое мышление. Картинка про Что такое эпическое мышление. Фото Что такое эпическое мышление

Изучая исторические и фольклорные материалы, особенно творчество акынов-импровизаторов, можно предположительно установить следующие четыре периода развития эпического мышления в истории киргизского фольклора. Надо отметить об условности этих периодов в смысле указанных исторических времен, ибо нет пока научно установленных учеными-историками единой периодизации истории киргизских родов и племен; в то же время она вряд ли имеет большое значение в истории последовательного развития киргизского фольклора и происхождения в нем индивидуального творчества, то есть творчества акына, в целом эпического мышления. Описанные нами особенности и признаки вполне могут быть присущи и другим периодам, что вполне допустимо.

Эмпирическое знание тех знатоков может дать слушателям возможность, верно, понимать свойств явлений, к тому же нужно ли понимать их, если они, прежде всего, вызывают восхищение страх, гордость и переживание. И сами исполнители хотят восхитить их, чем дать им разъяснения. А для того, чтобы вызвать сильные эмоции у слушателей нужно такое выразительное средство, которое безоговорочно убедило слушателя в правдоподобии сказания и восхищало услышанные события, поступки и свойства героев. Именно таким средством было художественное преувеличение или как его еще называют исследователи гиперболизация свойств явлений и предметов. Это бесспорный, раз и навсегда обосновавшийся признак эпического мышления в истории устно-поэтического творчества киргизского народа.

Таким образом, в первом периоде формируется эпическое мышление, вследствие чего все знатоки и исполнители разделяются на такие типы индивидуального творчества, как:

Такое развитие связано с новыми нашествиями врагов на киргизскую землю. Они всегда приводят к разорению, угнетению, что отражается в фольклоре. К тому же творчество импровизаторов достигло уровня воспевания последствий таких событий, ведущими темами в них становятся сочувствие и сострадание простым людям, показ их как носителей добра и справедливости. Однако это было видимо одно из направлений, ибо снова оживает эпическая традиция: повсеместно появляются исполнители богатырских эпосов, особенно манасчи-исполнители эпоса «Манас». Такой характер развития фольклора объясняется всплеском эпического мышления. В век сострадания в сознании народа оживает его история, богатырское прошлое и традиции. А в сознании кыргызов она связана с эпическим мировосприятием.

Вкратце описывая эти периоды, мы исходили из того, что во всех случаях, звеньях и в целом процессе движущей силой всегда выступало эпическое мышление. В содержании всех эпических памятников есть вечно сохранившиеся следы этого феномена. Эти следы в языке изложения, в выразительных средствах и в психологии сказителей. А слушатели воспринимают это как естественное, само собой разумеющееся, в то же время как великое искусство. Восприятие слушателей тоже сложное явление, оно тоже формировалось под непосредственным влиянием эпического мышления.

Вершиной эпического мышления и ярким проявлением его развития в истории киргизского фольклора является эпос «Манас». В нем богатейшие, и в то же время спрессованные эпические идеи, насыщенные выразительные средства эпического изложения. А эпические образы и события, богатырские поступки героев и нечеловеческие свойства их характера лишний раз подтверждают ту мысль, что в отличие от эпической памяти других народов у киргизов все же было эпическое, живое, творческое мышление. Свидетельством этого являются не только великолепные эпические памятники, которые сохранились и живут в духовной жизни народа, но и их исполнение все возрастающий интерес слушателей к творчеству сказителей. Следы и образцы (языковые элементы) сохранились до сих пор в живом киргизском языке, как патетические выразительные средства и стиль выражения грандиозных событий.

По сравнению с его «Манасом» вариант Саякбая Каралаева отличается превосходным объемом, полнотой содержания. (Текст записан во всех трех частях: «Манас», «Семетей», «Сейтек»).

Без преувеличения можно сказать, что киргизские кинематографисты Болот Шамшиев и Мелис Убукеев и другие совершили подвиг, засняв на кинопленку десятки тысяч метров процесс исполнения эпоса Саякбаем Каралаевым.

В этом плане народный писатель Чингиз Айтматов совершил переворот и внес неоценимый вклад в дело изучения, сохранения и издания эпоса, очистив этот живой процесс от влияния нигилизма, упрощенного восприятия и от идеологического редактирования «специалистов».

Теперь некоторые выводы из сказанного и соображения о современном состоянии эпического мышления. Его происхождение можно представить по следующей схеме:

Что такое эпическое мышление. Смотреть фото Что такое эпическое мышление. Смотреть картинку Что такое эпическое мышление. Картинка про Что такое эпическое мышление. Фото Что такое эпическое мышление

Естественно здесь мы опускаем некоторые само собой разумеющиеся подробности. К примеру, чувственное восприятие явлений сопровождается такими эмоциональными элементами творчества как восхищение, радость, страх и т.д.

Чувственное восприятие и опыт формируют эмпирическое знание сказителя. Оно же приводит в «движение» процесс устно-поэтического описания. А все, вместе взятое приводит к эпическому мышлению.

В современной кыргызской литературе особенно в исторических романах писатели часто применяют выразительные средства эпического характера, и они воспринимаются читателями как высокое художественное качество произведения и мастерство писателя.

Такие писатели, как Чингиз Айтматов, творчество которого есть явление мировой литературы, синтез национального и мирового художественного опыта, казалось бы, давно оторваны от эпического видения явлений, однако в своих острофилософских романах, выступлениях и статьях естественным образом прибегают к планетарному эпическому суждению. Вспомним образы Исмаила, Толгоная, Танабая, Едигея, спрессованные глобальными идеями романа «Плаха» и «Тавро Кассандры», полные тревог и переживаний диалоги «Ода величию духа» и «Плач охотника над пропастью», статью «Сияющая вершина древнекыргызского духа». Перечисляя эти произведения, невольно думаешь не только о величии и значении эпического мышления в истории кыргызов, но и о том, что этот феномен живет и в наше время, подпитывая язык, мышление, психологию и творчество наших современников.

Для дополнения мы могли бы привести примеры (в переводе на русский язык), например, описание богатырей, их коней, сцены сражений, однако, полагая, что это удел других исследователей, считаем, что наше рассуждение всего лишь попытка представить себе феноменальное явление, явления-творца в истории кыргызского фольклора.

Список литературы

1. А.А. Потебня. «Эстетика и поэтика» М.1976.

2. Э.Б. Тэйлор. «Первобытная культура» М.1989.

3. Энциклопедический феномен эпоса «Манас». Б.1995.

Источник

Эпос и эпическое мышление. Эпический певец. Эпический стиль. Пространство и время в эпосе

Эпос и эпическое мышление. Эпический певец. Эпический стиль. Пространство и время в эпосе

Будущие певцы с самых ранних лет живут в эпической среде, вместе со взрослыми слушают сказителей, усваивают содержание эпоса, проникаются его духом. Певец не может появиться «со стороны»; «чужой» никогда не станет сказителем, желание не только слушать и переживать услышанное, но и воспроизводить сказания, приходит в какой-то момент. Внешним толчком могут послужить’встречи с особенно хорошим певцом, чьи-то побудительные слова. Но истинные причины творческого пробуждения, конечно же, лежат внутри: это сказительский дар, зов, рано или поздно дающий о себе знать. Пробуждение может свершиться и поздно, уже за пределами молодости, но чаще — в ранние детские годы.

Кельтская культура

Ныне превращены в дурацкий бренд.

Рассвет кельтской культуры, если не брать Ирландию, происходил 4-5 тысяч лет назад. Никаких письменных источников не сохранилось. Их просто некому было писать. Существует гипотеза, что они выходцы из Гипербореи.

Сейчас от кельтской империи остались французская Бретань, английский Уэльс и сама Ирландия.

Терроризировали античный мир, захватывали Рим.

5 пятин (5 королевств) подчинялись верховному королю. Каждая из пятин находились находилась в разных частях света (Юг, Север и т. д.), а главная пятина, их которой правил Верховный Король Ирландии, находилась в Центе.

Наблюдаются индийские и восточные техники. В общем наблюдаются много параллелей с Индией и вообще Востоком. Может быть это из-за того, что и те и другие выходцы из Гипербореи?

После боя собирали головы противников. Ими украшались кельтские жилища. Во всех этих «жутких» действиях была мощнейшая ритуальная и магическая подоплека.

Стоит заметить, что кельтский воин, как и германский, немыслим без знания магии. Наиболее сильные герои обладают способностью к оборотничеству.

Друиды занимались не только магией, но несли политическую, судебную, медицинскую, образовательную, культурную функцию.

Каролингский ренессанс

Сначала Каролинги были управляющими дворца Мировингов. Но династия уже приходила в упадок.

В 711 арабы переправились в Испанию и сокрушили армию вестготского короля Родриго (он обесчестил дочь графа и тот открыл арабам границу). За 3 года арабы оккупировали Испанию.

Абдурахман вторгся в Галлию, в г. Тюр (сакральный центр франков).

17 октября 732 г недалеко от места Пуатье арабы встретились с воинском франков победили франки под предводительством Карла Мартела(из Каролингов). Арабская опасность была ликвидирована для западной Европы.

Мартел провел военную реформу : отказ от ополчения, вместо этого содержание постоянной армии, появ-сь тяжеловооруженная конница. Но Мартел не сверг династию Мировингов, хотя фактически управлял страной. Это сделал его сын – Пипин.

Пипин послал папе римскому письмо с вопросом кто должен владеть властью тот ответил что властвовать должен тот у кого действительно власть, он сам короновал Пипина и его детей в том числе Карла Великого, так пришли к власти Каролинги.

Каролинги сакрализировали свое правление. Их помазали на царство (как Давида), это подтверждает, что они ведут род от первых библейских царей). На этой основе возникает фигура Карла Великого. Именно с ним связан военный и культурный ренессанс.

Первые биографии появились о Карле. До нас дошло описание его образа: широкий, высокий в меру, седина, округлое лицо, довольно веселый…

Он дал название месяцев и название ветрам на Франкском языке. За это его воспринимали как Адама.

Он сам не новатор, но он привлекал к себе талантливых людей,

Эпоха Карла Великого – это и есть Каролингский Ренесанс!

Он собирает интеллектуалов из всех уголков Европы. Во главе стоял англосакс Алхвэнэ(или Алкуин).

Сам Карл знал латынь, античную классику, Библию, но так и не смог овладеть искусством письма.

Академия – это круг образованных людей, которые спорили и оттачивали интеллект. Особенностью академии, которую создал Карл было то, что там были женщины. На равных обсуждали проблемы.Каждый член академии имел свой псевдоним: Карл – Давид. Свобода была велика. У дочерей были офиц. любовники они так и не вышли замуж. Но это было только при дворе.

К 800 году у Карла было первое поколение интеллектуальных людей.

Все средневековье преследует мечта о восстановлении империи. С точки зрения легитимности, единственный наследник Рима – византийский император.

Сначала Карл хотел жениться на императрице, но потом в Византии произошел переворот.

Коронация произошла в 800 году. Он оказался в Риме сначала отказавшись от короны. В центральном храме Рима(храм св. Петра) в Рождество Карл молился ( папа Римский осторожно водрузил корону над Карлом). Таким образом Карл стал императором.

Он присоединил : Германию, Галлию, Бретань выход к Атлан-му океану, вторгся в Испанию. ( шансон де Роланд)

Карл был фанатично верующим человеком. Он рассматривает себя как миссию как избранника Божьего который должен начать тотальную христианизацию мира, он восстанавливает империю. Вопрос о Фелеокле ( от кого исходит святой дух) в православной версии от отца. Карл говорил что сына Христа. Отсюда разделение церкви на западную и восточную.

Средневековый крестьянин

Рыцарство и религия

История рыцарства непрерывно связана с борьбой за веру. Верность Господу для воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Поэтому многократно рыцари собирались в Крестовые походов с целью освобождения Святой Земли. Все начинается со слов «этого хочет бог». Отношения между богом и рыцарством моделируются по схеме сеньор-вассал. (Битва при Константинополе: «Господь, как ты допустил, чтобы все погибли? Если так, то мы отвернемся от тебя!»). Господь со средневековой точки зрения во всех своих действиях руководствуется понятием «честь».

В Священном Писании есть две фигуры, которые подходят под описание рыцарства:

Рыцарство и его представители предпочитает контактировать с отшельниками, аскетами. С их точки зрения именно они исполняют божью волю. Священнослужителям это, разумеется, не очень нравится.

Появляются Военно-монашеские ордена. Наиболее известные:

-Госпитальеры (иониты, орден святого Иоанна Богослова)

-Тевтонский орден (столкновения с новгородцами), создан в Палестине во время крестовых походов

Культ архангела Михаила (будут дополнения)

Культ девы Марии. Именно дева Мария в представлении рыцарей упрашивает своего сына Христа принять в рай рыцаря. По легенде, отрекаясь от бога, рыцарь не отрекается от Девы Марии. Более того, отношение к Деве Марии становится слишком земным, как к объекту страсти, что очень и очень не нравится церкви.

Рыцарство и война

Рыцарское обучение начиналось очень рано. Мальчик, родившийся в рыцарской семье, обречен на военную карьеру. Как правило, «вступал в должность» юнец уже в 7 лет. После этого возраста мальчик уже и не особо считался ребенком. Семья была очень недовольна, если мальчик вдруг избирал, например, духовную карьеру (как это сделал Фома Аквинский). Обучение же производилось не дома, чтобы ребенка не жалели.

Кодекс поведения рыцаря на войне:

-Уважение к противнику (распространяется только в отношении равных себе). Предоставляет противнику равные шансы. Если противник упал с коня и не может забраться обратно, то первый тоже слезает с коня. Атаковать конному пешего считалось недостойным. Недостойно нападать нескольким на одного, бить в спину. Это признак неблагородства. Использование слабости противника также неблагородно, молодой, увидев под забралом противника старика, не станет его убивать. Убийство безоружного недопустимо.

-рыцарь в доспехах не имел права отступать. Поэтому на разведку рыцари отправлялись без доспехов, без знака своего сана, чтобы иметь возможность ускакать оттуда.

-недопустимы невоенные методы давления на противника: (отравление колодцев противника, осада голодающих и бедствующих). Более того, противнику могли помочь, дабы уравнять шансы, помогали голодающему и бедствующему противнику.

-верность данному слову- слову чести.

-недопустимо уклонение от поединка.

Благородное рыцарство презирает людей невоинственных: горожанина, предпочитающего деньги, буржуа и пр.

20-25 кг. При этом полный комплект доспехов могли позволить себе далеко не все, они были весьма дорогими. Поэтому в том числе необходим был турнирный бизнес, где победитель брал себе доспехи побежденного. Кони также были очень дорогими, уже в 11 веке конь мог стоить стаду быков. Кольчуга хорошая стоила до 16 быков. Таким образом, минимальная стоимость экипировки в 12 веке равнялась 30 быкам. Максимальная доходила до бесконечности. Поэтому бедняки не всегда стремились посвящать сыновей в рыцари, ибо это было дорого.

Средневековое монашество

Огромную роль в распространении религиозного мировоззрения как на Западе, так и Востоке, играл институт монашества. Максимально приближенная к христианскому идеалу аскетизма, самоотреченной любви к Всевышнему и ближнему, организация монастырской жизни позволила не только добиться значительных успехов в области ведения хозяйства, о чем достаточно широко известно, но и превратить монастыри в подлинные центры средневековой культурной жизни, образования, воспитания, науки. Монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом.

В период Раннего Средневековья, в 529 г. Бенедикт Нурсийский основал католический монашеский орден в Монтекассино (Италия), по образцу монастырей на Востоке, поставив задачу накопления знаний и развития науки. Монахи бенедиктинских монастырей вскоре стали известны как искусные врачеватели и фармацевты, научившиеся выращивать лекарственные растения и изготавливать лекарственные средства. На рубеже VII и VIII вв. в Англии англосаксонский летописец монах Беда Достопочтенный (672 — 755) произвел расчет церковного календаря, связанного с периодичностью астрономических явлений. Он же автор первого крупного сочинения по английской истории. Известность получили энциклопедический сборник аббата Грабана Мавра (VIII в.), в котором были собраны сведения по различным наукам: «Книга о делении чисел», «Правила счета на абаке», а также трактат по геометрии французского монаха Герберта (X в.); «Записки о различных ремеслах» монаха Теофила (X в.) и т. д. К Доминиканскому ордену принадлежал другой выдающийся философ средневековья Фома Аквинский (1225 или 1226—1274 гг.), сформулировавший пять доказательств бытия Бога. В конце XIX в. Католическая Церковь объявила Фому Аквинского вечным авторитетом в области религии, философии, истории, политики и права.
В период Классического Средневековья монастыри не потеряли своего значения как центры культурной жизни. В начале XIII в. возникли нищие монашествующие ордены, члены которых в поисках хлеба насущного бродили по городам и селам, оказывая влияние на народную культуру.

Главную роль в становлении системы образования сыграли школы, находившиеся в V—IX вв. в руках церкви. Целью школ была подготовка служителей церкви, которая составляла программы обучения и осуществляла отбор учащихся. Наряду с изучением богословских наук в церковных школах сохранились предметы, доставшиеся ей в наследство от античной системы светского образования: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Параллельно с этими школами церковь открывала «внешние» школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Во второй половине XI в. в Европе стали появляться светские школы для обучения детей из знатных семей.

В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет(рг лат. universitas — совокупность, общность).

В XII—XIII вв. возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым — университет в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Это был типичный средневековый университет, где преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Парижском университете имелось четыре факультета: общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств) и богословский, медицинский, юридический (старшие факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет). Церковь достаточно успешно осуществляла контроль за преподаванием в университетах. Так, по требованию церкви из университетов изгонялись неугодные ей преподаватели, а богословы получали привилегированное положение среди коллег, как это произошло, например, в 1255 г. в Парижском университете на основе специальной буллы папы Александра IV.

Эпос и эпическое мышление. Эпический певец. Эпический стиль. Пространство и время в эпосе

Будущие певцы с самых ранних лет живут в эпической среде, вместе со взрослыми слушают сказителей, усваивают содержание эпоса, проникаются его духом. Певец не может появиться «со стороны»; «чужой» никогда не станет сказителем, желание не только слушать и переживать услышанное, но и воспроизводить сказания, приходит в какой-то момент. Внешним толчком могут послужить’встречи с особенно хорошим певцом, чьи-то побудительные слова. Но истинные причины творческого пробуждения, конечно же, лежат внутри: это сказительский дар, зов, рано или поздно дающий о себе знать. Пробуждение может свершиться и поздно, уже за пределами молодости, но чаще — в ранние детские годы.

Что такое эпическое мышление. Смотреть фото Что такое эпическое мышление. Смотреть картинку Что такое эпическое мышление. Картинка про Что такое эпическое мышление. Фото Что такое эпическое мышление

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *