Что такое эо и дот в образовательном процессе
Чем отличается дистанционное обучение от электронного и онлайн
Сегодня учиться можно по-разному: вузы, колледжи, школы и учреждения дополнительного профессионального образования предлагают дистанционное, электронное и онлайн-обучение. Чем эти способы получения знаний отличаются друг от друга и что у них общего? Все ответы – в этой статье.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Эти два понятия определяет ФЗ № 273 в статье 16. Из длинного и запутанного официального определения следует, что:
Электронное обучение (electronic learning, e-learning) необязательно должно быть дистанционным (на расстоянии) и онлайновым. Если студент приходит на занятия в университет, садится за компьютер, входит в оцифрованную вузовскую библиотеку, не выложенную в свободном доступе в Сети, читает виртуальный учебник, а потом сдает тесты на этом же не подключенном к интернету компьютере, то это тоже будет электронным обучением.
Дистанционные образовательные технологии – термин еще более многозначный. Так можно назвать всё что угодно – хоть пересылку заданий и выполненных контрольных работ обычными почтовыми операторами, хоть курьерскую доставку переписки студентов и преподавателей, хоть голубиную почту. И все это тоже будет одной их технологий дистанционного обучения. Но главным образом под ДОТ понимаются методы и средства, основанные на использовании информационных телекоммуникационных сетей (ИТС) – современных систем передачи информации: интернета, сотовой связи – для дистанционного обучения.
Фактически ДОТ и электронное обучение могут существовать по отдельности, но современное образование предполагает их тесную взаимосвязь, на которой строится дистанционное обучение и в вузах, и в колледжах, и в школах.
Дистанционное обучение
Итак, дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью ИТС, главным образом интернета. Совместная работа может быть организована в разных формах.
Синхронно
Это онлайн-обучение в режиме реального времени, когда студенты (ученики) и преподаватели контактируют «здесь и сейчас». То есть в прямом эфире разбирается материал, проводится опрос, беседа, практикум, лабораторная и т. д. В таком формате проходят онлайновые трансляции, вебинары с прямой связью в чатах, конференции в Skype, Zoom и других мессенджерах и на образовательных платформах.
Асинхронно
Для этого вида онлайн-обучения используют заранее составленные курсы. В них могут входить записи лекций, видеоматериалы, презентации, текстовые файлы, ссылки на дополнительные материалы из открытого интернета, обучающие задания и контрольные тесты.
Дистанционное обучение, проходящее асинхронно, бывает двух типов:
Смешанно
Такой формат называется blended learning. У смешанного дистанционного обучения тоже может быть два типа.
По второму принципу разрабатываются многие очно-заочные или заочные программы в вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации или профпереподготовки.
Blended learning постоянно развивается, уже появились его новые формы. Например, занятия могут проводиться одновременно для студентов, собравшихся в аудитории, и для слушателей, подключившихся к онлайн-трансляции с домашних компьютеров или из аудитории в другом вузе – своеобразный телемост. Больше того, те, у кого не получилось присутствовать онлайн, могут изучить запись вебинара и все дополнительные материалы в системе дистанционного обучения.
В целом в современных реалиях дистанционное обучение предполагает обязательное использование интернета, который дает возможность применять в электронной среде самые разные дистанционные образовательные технологии.
Правовая база дистанционного обучения
В приложении к приказу № 816 есть ссылки на методические рекомендации о применении в электронного обучения и ДОТ в учебном процессе.
Особенности обучения студентов с применением ЭО и ДОТ
Образовательные программы в системе СПО и ВО с применением ЭО и ДОТ
1. Возможность индивидуального темпа обучения. При ЭО учебные материалы, тесты доступны студенту в любое время. Он может самостоятельно выбирать время и объем изучаемых материалов.
2. Отсутствие территориальных ограничений для обучения. Сдача промежуточной и итоговой аттестации в ресурсных центрах.
3. Разнообразие средств и способов обучения. В электронном обучении студент может иметь возможность самостоятельно выбрать, каким способом он будет изучать ту или иную дисциплину.
4. Получение дополнительных знаний посредством информационных технологий.
6. Применение современных средств, электронных библиотек и современной техники.
7. Гибкость учебного плана, возможность самостоятельного выбора совокупности курсов обучения, а также самостоятельного планирования времени, места, частоты и продолжительности каждого занятия.
8. Мобильность, своевременная и эффективная обратная связь между преподавателями и студентами дистанционной формы обучения.
9. Гарантия академического равноправия, возможность получения качественного образования независимо от состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности, социального положения и д.р.
ПАМЯТКА
абитуриентам, поступающим в МПГУ на программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭОиДОТ)
Для чего применяются ЭОиДОТ и в чем отличие обучения с применением ЭОиДОТ от традиционной заочной формы? | · Обучение с применением ЭОиДОТ для тех, кто в силу разных обстоятельств (работа, здоровье, семья, удаленность от образовательной организации) не имеет возможности регулярно присутствовать на очных занятиях или приезжать на сессии; · ЭОиДОТ позволяют повысить эффективность освоения основной образовательной программы за счет самостоятельного выбора места и времени для занятий; · Использование ЭОиДОТ в учебном процессе предоставляет студенту возможность овладения дополнительными ИТ-компетенциями. Благодаря использованию дистанционных образовательных технологий, реализуемых при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя, обучение позволяет студентам оптимально совмещать учебу и работу, делает столичное образование более доступным для жителей отдаленных регионов России, позволяет строить процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей и пожеланий учащегося на основе общего графика учебного процесса. Обучение с применением ЭОиДОТ отличается от привычного в России заочного обучения своей непрерывностью. Если студент-заочник изучает учебный материал самостоятельно с помощью учебников, а задать вопросы преподавателям может только два раза в год во время установочных и экзаменационных сессий, то студент, обучающийся с использованием дистанционных технологий через Интернет, имеет возможность свободного доступа (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году) к электронным образовательным ресурсам университета независимо от места нахождения и постоянно в течение учебного года контактировать с преподавателями. Обучающиеся с применением ЭОиДОТ пользуются теми же правами, что и студенты заочной формы обучения (учебный отпуск, справка-вызов на зачетно-экзаменационные мероприятия). В дипломе указывается “заочная форма обучения”. |
Каждому обучающемуся МПГУ вместе с зачетной книжкой и студенческим билетом выдаются учетные данные (логин и пароль) для доступа к электронной информационно-образовательной среде МПГУ. Учебный процесс осуществляется в системе дистанционного обучения МПГУ ИнфоДа Moodle, доступ к которой возможен с любого персонального компьютера, независимо от места нахождения студента. В СДО размещаются учебно-методические материалы, электронные образовательные ресурсы (лекционный материал (текстовый формат/прзентации/видеолекции), ссылки на основную и дополнительную литературу, тесты для самопроверки, организованы форумы с преподавателями и другими студентами, консультации с преподавателем. Все студенты имеют возможность использования ресурсов электронной библиотеки университета. В течение семестра студенты изучают учебные материалы в ИнфоДа Moodle, структурирование которых по темам и разделам курса, а также наличие в них заданий для самопроверки, а также постоянный контакт с преподавателем в форуме позволяют организовать обучение максимально эффективно. Студент все время находится на связи с университетом и получает постоянную поддержку кураторов (сотрудников деканата) и преподавателей. Для удобства региональных обучающихся МПГУ предоставляет в распоряжение студентов материальную базу своих филиалов (ресурсных центров ) в городах: Анапа, Ставрополь, Дербент, Покров, Сергиев Посад, Егорьевск. В соответствии с учебным расписанием (которое также размещается в ИнфоДа Moodle) студентам предоставляются оборудованные аудитории для участия в учебных мероприятиях согласно учебному плану (лекционные и семинарские занятия в режиме видеоконференции, в формате вебинаров). Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и электронное обучение (ЭО): в чем разница и какие цели их применения?Действующее законодательство РФ, а именно ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон об образовании), допускает реализацию образовательных программ с использованием различных современных технологий: электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Эти два понятия достаточно тесно соприкасаются между собой, но все же имеют определенные различия. Однако, многие этих различий часто не замечают. Поэтому мы попробуем с вами разобраться, в каких случаях целесообразно использовать ЭО, а в каких ДОТ. Электронное обучение. Под ним понимается применение в процессе образовательной деятельности баз данных, информации и информационных технологий, которые обеспечивают обработку такой информации, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, посредством которых происходит передача такой информации по линиям связи (например, Интернет), в том числе может происходить взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Такое обучение в обязательном порядке предусматривает применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей. Иными словами, здесь речь идет именно о создании и использовании в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником. Примером здесь может быть проведение массовых открытых онлайн курсов, в которых контакт с педагогическим работником конкретного обучающегося может быть полностью исключен. Дистанционные образовательные технологии. В отличие от ЭО под ДОТ понимаются такие образовательные технологии, которые реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при обязательном опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. В отличие от ЭО применение ДОТ предполагает именно взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Использование баз данных и формирование электронной информационно-образовательной среды для реализации такого взаимодействия здесь не является обязательным, более того, оно может осуществляться без применения информационно-телекоммуникационных сетей (например, пересылка материалов по почте и т.п.). Примером применения ДОТ могут быть занятия, при которых обучающийся и/или педагогический работник находятся вне аудитории. В связи с тем, что эти два понятия очень тесно переплетаются между собой в большинстве случаев организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют смешанное обучение, совмещая при этом ЭО, ДОТ и/или обучение в учебных кабинетах. Между тем не запрещается применять и исключительно ЭО, ДОТ. В этом случае создание электронной информационно-образовательной среды является обязательным, в связи с чем нельзя говорить о применении исключительно ДОТ без ЭО. Причем при реализации образовательных программ с применением ЭО или ДОТ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, могут быть применены разные модели обучения (письмо Минобрнауки России от 10.04.2014 № 06-381 «О направлении методических рекомендаций»): исключительно дистанционное обучение (освоение образовательной программы происходит полностью удаленно с использованием специальной дистанционной оболочки, через которую происходят все взаимодействие с педагогическим работником), частичное использование ДОТ (реализация образовательной программы происходит посредством чередования очных занятий с дистанционными). Также необходимо иметь в виду, что не любая образовательная программа может быть реализована с использованием ДОТ/ЭО, например, Приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 был утвержден Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО), реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно ДОТ/ЭО. Между тем при реализации образовательных программ с применением исключительно ЭО, ДОТ в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательно среды, которая включает в себя: электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимся образовательной программы в полном объеме независимо от места его нахождения. Необходимо иметь в виду, что при реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ местом осуществления такой деятельности признается именно место нахождения такой организации или ее филиала, независимо от места нахождения самого обучающегося (п. 4 ст. 16 Закона об образовании). Следует добавить, что в настоящее время Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ регламентируется Приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816. Статья по теме «Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО)(на примере Каргопольского района)»Вашему вниманию представляю выпускную аттестационную работу по теме «Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО)(на примере Каргопольского района)» Обучение с использованием ДОТ и ЭО органически вписывается в систему непрерывного образования и отвечает принципу адаптивности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные организации в силу физических недостатков. Актуальность внедрения ДОТ и ЭО обусловлена, в первую очередь, современной нормативно-правовой базой в рамках ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, а также индивидуализацией образовательного процесса, организацией индивидуальной работы по углублённым и адаптированным программам, работой с детьми-инвалидами или часто болеющими детьми, организацией научно-исследовательской деятельности, выполнением проектов и исследовательских работ, участием в дистанционных конкурсах и проектах, заочной формой обучения, потребностью в интерактивном взаимодействии обучающихся и учителей –созданием портфолио, блогов, сайтов и многим другим. Все вышесказанное свидетельствует об особой актуальности, теоретической и практической значимости темы данной работы. (представлены на сл.) Целью ВАР является разработка модели организации образовательного процесса с использованием ДОТ и ЭО в общеобразовательных организациях Каргопольского района. Таким образом, мы определили объект и предмет выпускной аттестационной работы: объект – образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО), предмет – особенности организации образовательного процесса с использованием ДОТ и ЭО в общеобразовательных организациях Каргопольского района. Задача 1. Выявить и охарактеризовать современные тенденции организации образовательного процесса с использованием ДОТ и ЭО. В ходе работы над данной задачей были изучены нормативные акты различного уровня. Анализ которых показывает, что применение ДОТ и ЭО может осуществляться при реализации основных образовательных программ не только при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, но и с одаренными детьми. Также выделены понятия ДОТ и ЭО. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. В ходе работы над задачей 1 также был проведён мониторинг состояния применения ДОТ и ЭО в образовательном процессе детей-инвалидов ОО Каргопольского района. Результаты Вы можете видеть на представленной на слайде диаграмме. Количество детей пусть и с небольшим приростом, но увеличивается, следовательно, интерес к обучению с применением ДОТ и ЭО в районе возрастает. Задача 2. определить основные особенности организации образовательного процесса с использованием ДОТ и ЭО в общеобразовательных организациях Каргопольского района. Изучая особенности образовательного процесса с использованием ДОТ, я познакомилась: с видами ДОТ (их классификация представлена в таблице 1 на стр.12), с формами организации занятий мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; Задача 3. Разработать модель организации образовательного процесса с использованием ДОТ и ЭО в общеобразовательных организациях Каргопольского района. Модель организации образовательного процесса с применением ДОТ будет рассчитана на: обучающихся, желающих, приобрести новые знания, увлеченных конкретным предметом, участников олимпиад и конкурсов; обучающихся, испытывающих затруднения при обучении; обучающихся, которые не имеют возможности получить образовательные услуги на уроке (отсутствующие в школе по причине болезни, дети-инвалиды, дети с ОВЗ); обучающихся, уроки для которых необходимо организовать в условиях форс-мажорных обстоятельств (отмена занятий в образовательной организации по причине погодных условий, карантина и другое). В ходе написания ВАР я изучила 5 различных видов смешанных моделей организации образовательного процесса с применением ДОТ и ЭО: «Ротация», «Автономная группа», «Перевёрнутый класс», «Смена рабочих зон», «Личный выбор». (в ВАР табл. 3, стр 34.). Мной был сделан вывод, что в Каргопольском районе уже имеется опыт организации образования детей-инвалидов с применением ЭО и ДОТ по модели «Ротация» (описание представлено на лайде). Чтобы определить основные особенности организации образовательного процесса с использованием ДОТ и ЭО в ОО Каргопольского района и оказать методическую помощь педагогическим коллективам были проанализированы различные литературные источники и в настоящей выпускной аттестационной работе представлены проекты документов для ОО с целью внедрения ЭО и ДОТ в образовательный процесс по модели «Ротация» (приложения 1-8 к настоящей ВАР). В ходе анализа состояния применения ДОТ и ЭО в образовательном процессе были выявлены некоторые проблемы, среди которых – отсутствие системы мониторинга качества обучения с применением ДОТ и ЭО. Также проблемой является и тот факт, что обучение с применением ДОТ и ЭО организуется образовательными организациями эпизодично в период карантина, погодных условий, каких-либо форс-мажорных ситуациях (аварийные работы на тепловых системах) без соответствующего документального сопровождения, предложенного в разделе настоящей выпускной аттестационной работы « Локальные акты и другие документы ОО, обеспечивающие организацию ЭО, применение ДОТ при реализации модели «Ротация». Компетенция образовательных организаций в соответствии с действующим законодательством: (представлена на слайде) Предложенная нами модель внедрения ЭО и ДОТ «Ротация», позволит развивать и совершенствовать технологии ЭО и использования ДОТ в образовательном процессе ОО Каргопольского района. При этом Ответственность ОО при реализации образовательных программ с применением ДОТ и ЭО является достаточно высокой. Как итог на слайде 12 представлены плюсы и минусы реализации образовательных программ с применением В заключение хотелось остановиться на следующем. Памятка для педагогов при организации ЭО и ДОТ1. Педагоги, осуществляющие обучение с использованием электронного обучения (далее ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ), вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС. Учитель может применять не электронные источники учебного материала, например, учебники, учебные пособия, книги. Главное условия использование таких материалов – это доступность для каждого обучающегося. 3. Задание может содержать ссылку на обучающий контент на интернет-ресурсе по выбору учителя. 4. Учитель обязан заблаговременно сообщать через электронный дневник и (или) иные заранее определенные средства сообщений (электронную почту, мессенджеры или др.) обучающимся и родителям (законным представителям) о проведении видеоконференции, другого электронного занятия, в котором принимает личное участие. 5. При планировании содержания учебной деятельности при дистанционном обучении, учитель должен соблюдать санитарно-эпидемиологические требования. Общее время работы обучающегося за компьютером не должно превышать нормы за урок: в 1-2 классе – 20 минут, 4 классе – 25 минут, 5-6 классе – 30 минут, 7-11 классе – 35 минут. 7. Учитель обязан проверить домашнее задание, выставить отметку и при необходимости прокомментировать качество выполнения работы в электронном журнале. 8. Оценки. Если обучающийся не предоставил работу своевременно, то необходимо в школьном портале оставить соответствующий комментарий для родителей и сообщить об этом классному руководителю. Процесс контроля выполнения задания обучающимся возлагается на учителя-предметника и классного руководителя в равной мере. 14. Внеурочная деятельность проводится аналогично урочной т.е. в дистанционном режиме в соответствие с УТП и с использованием интернет ресурсов. 15. До начала дистанционного обучения каждый классный руководитель обязан выявить обучающихся, которые не имеют доступа к сети Интернет. При наличии таковых учитель предметник составляет домашнее задание на 2-3 недели вперед и передает классному руководителю. Классный руководитель информирует родителя (законного представителя) или обучающегося о задании путем смс сообщения. По мере выполнения заданий и предоставления их учителю, а также проверки учителем, отметки выставляются в электронный журнал.
|