Статья: Этап непосредственной подготовки к играм олимпиад и его моделирование
Название: Этап непосредственной подготовки к играм олимпиад и его моделирование Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: статья Добавлен 02:28:04 03 марта 2007 Похожие работы Просмотров: 143 Комментариев: 22 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Этап непосредственной подготовки к играм олимпиад и его моделирование
Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации И.Б. Казиков, Олимпийский комитет России, Москва
Под этапом непосредственной подготовки к главному соревнованию года понимают этап годичного или полугодичного макроцикла, заключенного по времени между окончанием главных отборочных соревнований (во многих видах это чемпионат страны) и первым стартом на Олимпиаде, чемпионате мира или Европы [2, 3, 4].
В процессе отбора в олимпийскую команду включаются самые сильные и подготовленные в конкретном виде спорта спортсмены, тренеры и руководители команд всегда рассчитывают на их успешное выступление на Играх, достижение результатов, показанных ранее и гарантирующих завоевание медалей или определенных призовых мест в ходе соревнований.
Однако всем спортсменам олимпийской команды сделать этого не удается: одни выбывают на уровне предварительных стартов, другие не попадают в финалы и занимают места, не соответствующие прогнозируемым для них, основанные на уровне их подготовленности и достигнутых прежде результатах.
В большинстве видов спорта этот этап рассматривается как заключительный в структуре соревновательного периода. Этап непосредственной подготовки (ЭНП) представлен, как правило, комбинацией базового, специальноподготовительного, предсоревновательного и соревновательного этапов и используется в макроцикле чаще всего только один раз [4]. Он не является аналогом предсоревновательного этапа (подготовительного периода), на котором осуществляется переход от объемных тренировочных нагрузок к высокоинтенсивным специфическим соревновательным упражнениям, а имеет свою четко выраженную структуру и конкретные задачи:
· восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны;
· дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков;
· создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;
· полное или частичное моделирование соревновательной деятельности с целью подготовки к ней и контроля за уровнем подготовленности
· адаптацию к новым климатогеографическим и социально-психологическим условиям места проведения Игр Олимпиады;
· подведение к старту в оптимальном, текущем и оперативном состоянии.
Для выяснения причин случающихся на Олимпиадах срывов была проведена экспертиза 17 специалистам, главным и старшим тренерам сборных команд России были заданы следующие вопросы, касающиеся этого явления, которые они должны были проранжировать по степени значимости.
1. Неудовлетворительное общее оперативное состояние спортсмена в день старта.
2. Неудовлетворительное психическое состояние спортсмена.
3. Снижение уровня физической подготовленности.
4. Снижение уровня технической подготовленности.
5. Неправильно выбранная тактика соревновательной деятельности.
6. Общее снижение спортивной формы к началу Игр.
7. Другие причины (недостаточно хорошая разминка, общее утомление от предварительных стартов и т.д.).
Однако коэффициент конкордации был недостоверным (р > 0,05).
Взаимосвязь основных свойств нервной системы с успешностью спортивной деятельности
Задатками развития двигательных способностей, оказывающими наиболее значимую роль в выборе вида спорта, являются типологические особенности нервной системы. Свойства нервной системы не обуславливают никаких определенных форм поведения, но являются почвой, на которой одни формы поведения формируются легче, чем другие.
Уровень успешности овладения и реализации человеком деятельности зависит от того, соответствует ли выбранная деятельность или стиль ее реализации психофизиологическому статусу. Одна и та же деятельность может осуществляться разными способами, в связи с чем, в одном виде спорта могут быть успешны спортсмены с разными типологическими особенностями.
К основным свойствам нервной системы относятся:
Сила – выражается в способности нервных клеток длительное время выдерживать раздражитель.
Внешний баланс – отражает соотношение между возбуждением и торможением, выражаемое в реакции на внешнюю ситуацию. Смещенный в сторону возбуждения баланс будет выражаться в более ярком и быстром реагировании на эмоциональном и мотивационном уровнях.
Внутренний баланс – отражает соотношение между возбуждением и торможением на уровне двигательных центров, связанных с произвольной регуляцией.
Подвижность и инертность нервных процессов – выражается в скорости протекания нервных процессов. Инертность обеспечивает трудность перехода от одного процесса к другому, и наоборот, подвижность – это легкость и быстрота перехода.
В видах спорта, требующих проявления скоростной выносливости, большая часть спортсменов имеет сильную нервную систему, среднюю подвижность нервных процессов и преобладающее возбуждение по внутреннему балансу. В сложно-координационных видах спорта больше спортсменов с инертной нервной системой и уравновешенным внешним балансом, что обеспечивает точность движений, хорошую двигательную память.
В игровых видах спорта и в единоборствах проявление каких-либо определенных типологических особенностей выражено хуже. Это связано с тем, что спортсмену предъявляется широкий круг требований и ему необходимо обладать комплексом высокоразвитых качеств.
В игровых видах и единоборствах могут себя проявить спортсмены с любой типологией, что связано с тем, что все зависит от того, какое амплуа спортсмен имеет и в каком стиле он реализует свою деятельность. Например, в футболе полузащитники имеют преобладание возбуждения по внутреннему балансу, что обеспечивает высокую работоспособность. В баскетболе защитники атакующего плана имеют типологические особенности, обуславливающие проявление решительности.
В качестве задатка развития определенных двигательных способностей стоит учитывать не отдельные типологические свойства нервной системы, а скорее сочетание свойств нервной системы. Чем больше типологических свойств нервной системы способствуют развитию той или иной способности, тем более ярко выражены у человека предпосылки к ее развитию. Например, если у человека слабая нервная система, подвижность нервных процессов и преобладает возбуждение по внешнему балансу, что является предпосылки развития быстроты, есть все основания предполагать, что целенаправленные занятия по развитию этого качества будут иметь успех.
От типологических свойств нервной системы зависит стиль деятельности спортсмена. Например, у спортсмена с равномерным стилем деятельности будет слабая нервная система, инертность процессов, преобладать будет торможение во внешнему и возбуждение по внутреннему балансам (такой тип наиболее устойчив к монотонной деятельности).
Спортсмену, который реализовывает себя в первой части боя или дистанции, характерен слабый тип нервной системы, подвижность процессов, уравновешенность по внешнему балансу. Обычно такие спортсмены начинают очень активно действовать в первой половине матча и стараются создать некий задел. Например, в таких видах спорта, как теннис, таким спортсменам будет не хватать терпения в долгих розыгрышах, они будут стараться забить быстрее, что может привести к ошибке. Во второй половине боя себя реализовывают лица с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов, такие спортсмены дольше включаются в деятельность, но лучше мобилизуют свои усилия в конце игры.
Самый простой тест, давно используемый, который не требует специального оборудования, определяющий тип нервной системы. Стандартный бланк размером 203 х 288 мм, 210 х 297 мм необходимо разделить на шесть квадратов, расположенных по три в два ряда. Задание состоит в том, что по команде необходимо поставить как можно больше точек в каждом квадрате за 5 секунд. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде, заполняются квадраты только по часовой стрелке. На втором этапе тест выполняется левой рукой.
После того, как тест пройдет, необходимо посчитать количество точек в каждом квадрате за 5 секунд на первом этапе и на втором. Нарисовать график – на оси абсцисс будут пятисекундные промежутки, на оси ординат количество точке в каждом квадрате. При анализе результатов сопоставляют графики правой и левой руки, чаще они одинаковы, но у ведущей руки работоспособность выше. Если графики разных рук сильно расходятся необходимо повторить тестирование.
При сильном типе нервной системы темп работоспособности будет возрастать в первые 10-15 секунд заполнения теста, а к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня (график будет выпуклый).
При слабой нервной системе – темп снижается уже на втором 5 секундном отрезке и остается таким до конца тестирования (график нисходящий).
При средней нервной системе тип работоспособности будет ровный в течение тестирования (ровный график). Выгнутый график работоспособности будет встречаться у тех, кто обладает средне-слабой нервной системой, первоначальное снижение максимального темпа будет сменяться кратковременным возрастанием до исходного уровня.
Типологические особенности свойств нервной системы спортсменов, занимающихся различными видами спорта, определяют портрет индивидуального стиля деятельности. Спортсмены с различными типологическими особенностями способны показывать высокий уровень спортивных результатов, и изучение особенностей позволяет определить индивидуальный подход в построении учебно-тренировочного процесса.
SPORTUNIVER рекомендует курс «Психология в профессиональном спорте».
Абс. — абсолютный Бронз. — бронзовый BOB — Великая Отечественная война Возр. — возраст Гл. — главный Заним.— заниматься Зол. — золотая Канд. — кандидат Кол-во — количество Мед. — медаль Межд. — международный Нац. — национальный Обл. — областной Проф. — профессиональный
Раб. — рабочий Респ. — республиканский Сев. — северный Серебр. — серебряный Совр. — современный Соревн.— соревнования Спарт. — спартакиада Техн. — технический Тр. — тренер Уч. — учебный Чемп.— чемпион Ю.-з. — юго-запад
ВК — судья всесоюзной категории Пч. сд. В К — почетный судья всесоюзной категории МК — судья международной категории МК АИБА — судья международной категории АИБА МК ЕАБА — судья международной категории ЕАБА Пч.сд. МК — почетный судья международной категории АЧ — абсолютный чемпион Поб. — победитель Пр. — призер Фин. — финалист
Весовые категории
1-й н/в. — 1-й наилегчайший вес 2-й н/в. — 2-й наилегчайший вес Легч.в. — легчайший вес П/л в. — полулегкий вес Легк. в. — легкий вес 1-й п/ср.в.— 1-й полусредний вес 2-й п/ср.в.— 2-й полусредний вес 1-й ср.в. — 1-й средний вес 2-й ср.в. — 2-й средний вес П/тяж.в. — полутяжелый вес 1-й тяж.в. — 1-й тяжелый веслый вес +91 кг, или св. 91 кг — супертяжелый вес
Общепринятые боксерские термины
Б/м — без места Н К — нокаут Н КД — нокдаун ЯП — явное преимущество Н/у — неучастие ТНК — технический нокаут Отк. — отказ от продолжения боя RSC — рефери сказал “Стоп!” — остановка боя рефери 1/2 ф. — полуфинал, или п/ф Фин. — финал НПБ — невозможность продолжать бой 162/148 — количество боев/побед (2-4-7) — количество медалей (золотых-серебряных-бронзовых) Р. — раунд
Презентация на тему «Сравнение должностных инструкций тренера-преподавателя группы СОЭ и ЭНП,ТЭ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ тренера-преподавателя, осуществляющего тренировочный процесс на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе тренера-преподавателя, осуществляющего тренировочный процесс на спортивно-оздоровительном этапе
1.1. Должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Тренер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07 апреля 2014 года №193-н, регистрационный номер 48, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.2. Тренер-преподаватель, осуществляющий тренировочный процесс на спортивно-оздоровительном этапе (далее ТРЕНЕР), относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора учреждения. 1.3. В своей деятельности ТРЕНЕР руководствуется действующим законодательством, Законом об образовании, Законом о физической культуре и спорте РФ, Уставом учреждения, локальными нормативными актами учреждения, приказами и распоряжениями директора. 1.4. Не допускается прием на работу лиц, имеющих запрет на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.5. Не допускается прием на работу лиц, не прошедших обязательных предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 1.6. ТРЕНЕР непосредственно подчиняется заместителю директора.
ФУНКЦИИ Проведение занятий по общей физической подготовки обучающихся; Осуществление набора обучающихся в группы этапа начальной подготовки, тренировочного этапа (по виду спорта, спортивным дисциплинам). Обучение основам техники двигательных действий (по виду спорта, спортивным дисциплинам). формирование у обучающихся представлений о теоретических основах физической культуры и интереса к занятиям спортом; Формирование у обучающихся представлений о теоретических основах вида спорта, спортивной этике планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе. Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки, тренировочном этапе.
2. Должностные обязанности Проводит занятия по общей физической подготовке обучающихся: Осуществляет набор обучающихся в группы этапа начальной подготовки, тренировочного этапа (по виду спорта, спортивным дисциплинам): Обучает основам техники двигательных действий (по виду спорта, спортивным дисциплинам): Формирует у обучающихся представления о теоретических основах физической культуры и интереса к занятиям спортом Формирует у обучающихся представления о теоретических основах вида спорта, спортивной этике: Планирует, учитывает и анализирует результаты тренировочного процесса: Планирует, учитывает и анализирует результаты тренировочного процесса на этапах начальной и тренировочной подготовки Совместно с другими работниками учреждения принимает участие в пределах своей должностной компетенции: Совместно с другими работниками учреждения принимает участие в пределах своей должностной компетенции
3. ПРАВА 3.1. ТРЕНЕР имеет право: 3.1.1. Требовать создания всех условий для выполнения должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией. 3.1.2. Пользоваться спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием учреждения. 3.1.3. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности. 3.1.4. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.
5. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКУ На должность ТРЕНЕРА, назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам –программампрофессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта На должность ТРЕНЕРА, назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам –программампрофессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта. Требования к опыту практической работы не предъявляются. Требования к опыту практической работы для ведения тренировок на начальном этапе не предъявляются. Для ведения тренировок на этапе спортивной подготовки: не менее одного года в должности: тренер, тренер-преподаватель. Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации.
6. Необходимые знания и умения для выполнения качественной работы. Тренер должен знать: Законодательство с сфереФК и С СаНПиН, закон «Об образовании» Психологию, педагогикуфизиологию,гигиену Правила внутреннего трудового распорядка Методику преподавания Методики контроля Режимытренировочной работы Предельные тренировочные нагрузки, соотношение объемов тренировочного процесса Правила охраны труда и пожарной безопасности Порядоксоставления учебно-отчетной документации Методы планирования Правила,основы техники и тактики избранного вида Основыработы с персональным компьютером
Тренер должен уметь Проводить занятия по общей физической подготовке обучающихся: Осуществлять набор обучающихся в группы этапов начальной и тренировочной подготовки (по виду спорта, спортивным дисциплинам): Обучать основам техники двигательных действий (по виду спорта, спортивным дисциплинам): Формировать у обучающихся представления о теоретических основах физической культуры и интереса к занятиям спортом: Формировать у обучающихся представления о теоретических основах вида спорта, спортивной этике Планировать, учитывать и анализировать результаты тренировочного процесса: Планировать, учитывать и анализировать результаты тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
7. ОБЯЗАННОСТИ ТРЕНЕРА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ОТ и ТБ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Приложение N 2. Программы углубленного медицинского обследования (УМО) лиц, занимающихся спортом, на различных этапах спортивной подготовки
Приложение N 2 к Порядку организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 1 марта 2016 г. N 134н
Программы углубленного медицинского обследования (УМО) лиц, занимающихся спортом, на различных этапах спортивной подготовки
Клинико-лабораторные и функционально-диагностические методы обследования
Лица, занимающиеся спортом на спортивно-оздоровительном этапе
1 раз в 12 месяцев
Педиатр или терапевт (по возрасту)
Врач по спортивной медицине/врач по лечебной физкультуре
Клинический анализ крови
Клинический анализ мочи
По медицинским показаниям проводятся дополнительные консультации врачей специалистов, функционально-диагностические и лабораторные исследования
Лица, занимающиеся спортом на этапе начальной подготовки
Педиатр/терапевт (по возрасту)
Врач по спортивной медицине
Клинический анализ крови
Биохимический анализ крови (включая аланинаминотрансферазу (АЛТ),
Флюорография или рентгенография легких (с 15 лет, не чаще 1 раза в год)
УЗИ органов брюшной полости, малого таза, щитовидной железы
Исследование психоэмоционального статуса
По медицинским показаниям проводятся дополнительные консультации врачей специалистов, функционально-диагностические и лабораторные исследования
Лица, занимающиеся спортом на этапе высшего спортивного мастерства
Педиатр/терапевт (по возрасту)
Врач по спортивной медицине
Клинический анализ крови
Биохимический анализ крови (включая кортизол, тестостерон, трийодтиронин общий, тироксин общий, тиреотропный гормон (ТТГ); аланинаминотрансферазу (АЛТ), аспартатаминотрансферазу (ACT), щелочную фосфатазу, креатинфосфокиназу (КФК); глюкозу, холестерин, триглицериды, фосфор, натрий, кальций, калий, магний, хлориды, железо, половые гормоны соответственно полу спортсмена)
Анализ крови на ВИЧ, вирусные гепатиты, сифилис
Клинический анализ мочи ЭКГ (в покое в 12 отведениях)
Флюорография или рентгенография легких (с 15 лет, не чаще 1 раза в год)
УЗИ органов брюшной полости, малого таза, щитовидной железы
По медицинским показаниям проводятся дополнительные консультации врачей специалистов, функционально-диагностические и лабораторные исследования
Спортсмены спортивных сборных команд Российской Федерации
Педиатр/терапевт (по возрасту)
Врач по спортивной медицине
Клинический анализ крови (на автоматическом анализаторе) с микроскопией мазков, подсчетом тромбоцитов и ретикулоцитов и определением скорости оседания эритроцитов (СОЭ)
Клинический анализ мочи
Группа крови, резус-фактор и антитела к резус-фактору
ЭКГ (в покое в 12 отведениях)
Компьютерная спирография с исследованием объемных и скоростных параметров вешнего дыхания (в том числе с использованием функциональных проб и диагностических фармакологических тестов по показаниям)
Флюорография или рентгенография легких (с 15 лет, не чаще 1 раза в год)
УЗИ внутренних органов (печень, желчевыводящие пути, почки, поджелудочная железа, селезенка, предстательная железа, органы малого таза и молочные железы у женщин, щитовидная железа)
По медицинским показаниям и (или) в соответствии с утвержденными правилами по виду спорта или регламентами общероссийской спортивной федерации, международной спортивной федерации проводятся дополнительные консультации врачей специалистов, функционально-диагностические и лабораторные исследования. Программа углубленного медицинского осмотра для спортсменов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может изменяться в зависимости от вида нарушения здоровья в части проведения функциональной диагностики, нагрузочных проб и специфики обследований у врачей-специалистов. Выбор и содержание методов обследования определяются индивидуальными особенностями организма спортсмена-инвалида, наличием хронических, рецидивирующих заболеваний и рядом других факторов риска, спецификой вида спорта (спортивной дисциплины), этапами спортивной подготовки. У спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации в видах спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в рамках проведения УМО консультация психолога не проводится, психологическое тестирование не применяется. При наличии показаний могут проводиться дополнительные консультации врача-психиатра.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.