Что такое энергия шри

Три Энергии Абсолюта

Веды утверждают, что Кришна, являясь Абсолютом, обладает безграничными энергиями. Одно из качеств Верховной Личности называется сатйа-санкалпа, что означает следующее: Любое Его желание или намерение всегда в совершенстве выполняется Его разнообразными энергиями. Его желание – это уже свершившийся факт.

«Его тело и форма обладает совсем иной природой, чем тела и формы обычных живых существ. Не существует различия между Его телом и душой. Он абсолютен. Все Его чувства трансцендентны. Каждый из Его органов чувств может совершать работу любого другого. Нет никого выше Его или равного Ему. Его энергии разнообразны, и поэтому Его деяния свершаются в естественной последовательности» (Шветашватара Упанишад 6.8)
Верховному Господу нет необходимости тяжело трудиться для того, чтобы что-то происходило в духовном и материальном мироздании. Всё приводится в движение безграничными энергиями Кришны, которые действуют в соответствии с Его желанием и волей.

Его энергии бесчисленны, божественны, вечны и составляют все сущее. Энергии Кришны всегда находятся с Ним, Ему не нужно делать что-либо, чтобы приобрести их. И по количеству, и по качественному составу, Его энергии бесконечны, и постоянно расширяются. Поэтому их невозможно описать полностью.

Энергии Абсолютной Личности непостижимы для материального ума. Иногда эти энергии проявляются, а иногда находятся в непроявленном состоянии. Множество противоречивых возможностей и энергий сосуществуют в Верховной Личности Бога, но, поскольку Он является Абсолютом, все эти противоречия примиряются в Нем. Пока живое существо находится в материальном мире в состоянии иллюзии, т.е., воспринимая мир через призму несовершенных чувств и ума, оно не способно понять многих вещей. Материальный ум, ограниченный небольшим количеством серого вещества, не в силах охватить безграничное. У того, кто живет на уровне ума, просто не укладывается в голове, как все эти непостижимые энергии исходят из Верховной Личности Бога, и как Он существует в бесчисленных формах, как Господин и духовных, и материальных энергий, находящихся как в проявленном состоянии, так и в состоянии потенциала.

Между энергиями нет разницы, поскольку с духовной точки зрения все они являются достоянием Кришны. В Ведах мы можем встретить утверждение, что всё есть Брахман (Дух). Это выражение указывает на единство Бога и Его энергий. Вместе с этим Веды описывают, что Личность Бога всегда имеет собственное существование, как Высший Источник этих энергий. Таким образом, Кришна всегда един со своими энергиями, и одновременно всегда отличен от них. Тот, кто глубоко понимает эту истину, и смотрит сквозь нее на мир, достигает вершин самоосознания.

Разделение энергии на три категории

ЭнергияВечностиЗнанияБлаженства
ВнутренняяИмя Кришны, Его форма, качества, божественные игры. Качества, объекты и все, что необходимо для игр Верховного Господа.Разные виды духовных умонастроений, т.е. образов мысли.Чистая духовная любовь, приносящая величайшее наслаждение. (Према)
ПограничнаяДуховное существование живого существа, его вечные имя, духовная форма, и качества.Знание о Верховной Личности Бога (включая Его аспекты).Духовное блаженство, которое испытывает живое существо в самоосознании.
ВнешняяМатериальная Вселенная, состоящая из 14-ти планетных систем, грубые и тонкие тела живых существ. Материальные чувства и материальные цели, такие как достижение рая. Материальные имена, формы, качества, и действия воплощенных существБеспокойства, надежды, размышления, предположения, домыслы живых существ (невежество).Грубые материальные наслаждения живых существ, утонченное материальное наслаждение на высших планетах (Сварга-лока).

Внутренняя энергия

Фрагмент из комментария Шрилы Прабхупады: «В материальном мире живое существо не имеет определенного, закрепленного за ним тела, а переселяется из одного тела в другое. Господь же не делает этого. Когда бы Он ни появился, Он воплощается во все том же изначальном теле, благодаря Своей внутренней энергии. Другими словами, Кришна нисходит в этот материальный мир в Своей изначальной вечной форме, с двумя руками, держащими флейту. Он появляется в Своем нетленном теле, которого не может коснуться материальная скверна».

Внутренняя энергия Кришны – это та энергия, с помощью которой Он знает самого Себя, и испытывает блаженство в Самом Себе.

Пограничная энергия

Душа склонна принимать прибежище или в духовном или в материальном мире. Таким образом, душа по своему выбору может поставить себя в зависисмость от одной из двух энергий: внутренней или внешней. Поэтому сами индивидуальные души, т.е. живые существа, являются проявлением третьей энергии: пограничной. Этому мы найдём подтверждение в Вишну Пуране, где говорится, что, хотя живые существа и принадлежат к Высшей энергии [духовному миру], они склонны к тому, чтобы покрываться низшей энергией.

На санскрите пограничная энергия называется словом татастха. В «Джайва-дхарме» (гл.1) об этом говорится так: «Место на берегу реки, которое то покрывается водой, то является сушей, называется «тата». Это место относится как к земле, так и к воде, и поэтому ему присущи характеристики как земли, так и воды. Индивидуальные души (исходящие из пограничной энергии) полностью духовны. Тем не менее, они могут попадать под влияние мертвой материальной энергии. В этом индивидуальная душа отличается от духовного мира, который никогда не соприкасается с миром материи. Но в то же время, индивидуальная душа не имеет ничего общего с материей. В этом смысле индивидуальная душа и не дух, и не материя. Именно поэтому Верховная Личность Бога и индивидуальные души вечно отличаются друг от друга». Вместе с этим отличием, Верховный Господь и живые существа качественно едины, т.к.относятся к духовной природе.

Живое существо, в отличие от Абсолютной Личности, не может быть самодостаточным. Его природа – пограничная, и в результате этого индивидуальная душа испытывает объективную потребность принимать прибежище либо в духовной (внутренней) энергии Бога, или в Его внешней (материальной) энергии. Именно пограничная природа является ответом на ранее поставленный вопрос о том, почему вера является основой бытия индивидуальной души.

Веды описывают, что настоящим домом для души, является духовный мир, а не материальный:
«Изначальное положение живого существа состоит в том, чтобы быть вечным слугой Бога. Живое существо принадлежит к пограничной энергии Кришны. Оно одновременно едино с Кришной и отлично от Него, подобно тому, как корпускула солнечного света одновременно едина с солнцем и в то же время отлична от него. Кришна обладает тремя видами энергий» (Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 20/108-109)

Почему же души принимают прибежище материи? Потому что они изначально наделены свободой воли, и значит, могут использовать ее неправильно. А почему они наделены свободой выбора? Потому что без свободы нет настоящей любви.

Почему, приняв прибежище материи, души покрываются невежеством? Это происходит вследствие их ограниченности. В этом случае уместна аналогия с облаками. Облака иногда скрывают от нашего взора солнце. Однако само солнце остаётся неизменным. Понятие солнца, скрытого облаками, присуще только существам, имеющим ограниченное видение. В данном примере облака сравниваются с материальной энергией, тогда как солнце – с духовной, внутренней энергией, неотличной от Самого Кришны.

Хотя все энергии и исходят из одного источника, тем не менее, они действуют по-разному. В пример можно привести электроэнергию, которая в разных условиях может действовать совершено противоположно. Она используется в обогревателе и холодильнике. Хотя источник всех энергий один, не следует путать между собой их функции.

В священных писаниях утверждается, что когда человек осознаёт Кришну и положение Его энергий, он не способен более оставаться во тьме неведения.

«Тот, кто осознаёт проявления Кришны и трёх Его разных энергий, не может больше оставаться в неведении своей природы и окружающего его мира» (Чайтанья Чаритамрита, Ади 2.96)

Ачинтйа бхедаабхеда таттва

Так на санскрите называется философия, которую проповедовал Сам Верховный Господь, который пришел на землю около 500 лет назад, как Шри Чайтанйа Махапрабху. Это название имеет следующее значение: Слово «бхедаабхеда» состоит из двух, «бхеда» и «абхеда», что значит отличие и единство. Слово «ачинтйа» относится к непостижимому, а слово «таттва» переводится как «истина». Иначе говоря, «ачинтйа бхедаабхеда таттва» переводится как «философия одновременного единства и отличия между энергиями Верховного Господа и Самой Личностью Бога». Данный взгляд на мир (философия) приводит все противоречивые моменты Ведической литературы в равновесие, и благодаря этому, человек может легко увидеть суть учения Вед.

[1] Бхактисиддханта Сарасвати Госвами в «Анубхашйе», своих комментариях к «Чаитанйа-чаритамрте» (Ади-лила, 5.41-48), цитирует из «Курма-пураны»: деха-дехи-вибхедо ‘йам нешваре видйате квачит, что означает, что нет разницы между Верховным Господом Кришной и Его телом.
[i] т.е. люди, животные, растения, рыбы и любые другие живые существа

Источник

ШКОЛА ШАКТИ

Школа Ашрам Каула Тантра Йоги

Что такое энергия шри. Смотреть фото Что такое энергия шри. Смотреть картинку Что такое энергия шри. Картинка про Что такое энергия шри. Фото Что такое энергия шри

Три вида Шакти Шри Кришны

Что такое энергия шри. Смотреть фото Что такое энергия шри. Смотреть картинку Что такое энергия шри. Картинка про Что такое энергия шри. Фото Что такое энергия шриШакти (энергия) есть одновременно и способность Господа Кришны, оставаясь неизменным, трансформировать Себя в разнообразные формы бытия, и Он сам. В качестве аналогии приводится соотношения солнца и его лучей, которые исходят из солнца, зависят от него, но вместе с тем есть нечто отличное от светила

Онтологическую структуру, описывающую «в-себе-и-для-себя» Абсолюта, мы находим в концепции шакти-паринама-вады, учения о видоизменениях Божественной энергии.

Что такое энергия шри. Смотреть фото Что такое энергия шри. Смотреть картинку Что такое энергия шри. Картинка про Что такое энергия шри. Фото Что такое энергия шри

Кришна – шактиман, «обладающий шакти» (силой, энергией, потенцией). Шакти есть одновременно и способность Кришны, оставаясь неизменным, трансформировать Себя в разнообразные формы наличного бытия, и сама эта наличность. В отличие от аватар, которые при всем их многообразии есть ни что иное как Сам Кришна, как бы надевающий на Себя разные личины, шакти являются сущностями иного порядка, имеющими свое основание в Кришне, неразрывно связанными с Ним, но отличными от него и относительно самостоятельными. В качестве аналогии приводится соотношения солнца и его лучей, которые исходят из солнца, зависят от него, но вместе с тем есть нечто отличное от светила. Несмотря на то, что солнце излучает огромную энергию, оно всегда остается равным самому себе. Точно так же и Кришна всегда полон и не терпит никакого ущерба, несмотря на то, что преобразует Себя с помощью своей шакти во множество форм, Последователи Шанкары не признают шакти-паринама-ваду, поскольку считают, что допустив видоизменения, мы неизбежно должны признать, что Брахман терпит ущерб, а тогда Он не есть Единое (адвая), что невозможно. Следовательно, любое изменение есть иллюзия. Однако такое мнение лишает их возможности объяснить происхождение многообразия форм наличного бытия, к тому же здесь шанкариты расходятся с авторитетным свидетельством, поскольку шакти-паринама-ваду подтверждает известное изречение Упанишад: «когда из целого (Абсолюта) вычитается целое, первоначальное целое остается целым». (пурнасья пурнам адая пурнам эвавашишьяте) (Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Шри Ишопанишад. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1990, с.16)

Что такое энергия шри. Смотреть фото Что такое энергия шри. Смотреть картинку Что такое энергия шри. Картинка про Что такое энергия шри. Фото Что такое энергия шри

Внутренняя энергия Бога. Радха.

Что такое энергия шри. Смотреть фото Что такое энергия шри. Смотреть картинку Что такое энергия шри. Картинка про Что такое энергия шри. Фото Что такое энергия шри

Внешняя энергия. Материальный мир.

Бахиранга-шакти, внешняя или материальная энергия, в отличие от антаранга-шакти, составляет «иное» Бога. Другое ее наименование – майя-шакти. Она есть substratum материальной природы. Как и все другие шакти, майя-шакти подчинена Бхагавану и в нем берет начало, однако отношения ее и Кришны существенно иные, нежели отношения Кришны и Его внутренней энергии. Властвуя над майей, Бхагаван никогда не соприкасается с ней и полностью свободен от ее влияния. Джива Госвами, комментируя «Бхагавата-пурану», объясняет это так («Бхагавата-сандарбха» 17): «Майя – то, чего нет там, где есть Я (Бхагаван), но что появляется там, где Меня нет. Иными словами, майя исходит от Меня, но существует вне Меня, как солнечный блик на поверхности пруда, который, находясь вдали от солнца, неразрывно связан с ним, своей причиной. Как отражение солнца не касается солнца, хотя и не может существовать без него, так и майя не касается Бхагавана, хотя всецело от Него зависит» (Kapoor O.B.L. The Philosophy and Religion of Sri Caitanya. Munshiram Manoharlal Publishers. New Delhi, 1976, p.95).

антараанга-ша́кти (санскр. अन्तरङ्ग शक्ति, — одна из трёх основных шакти, или энергий Кришны. Это внутренняя, духовная энергия Кришны, у которой есть несколько синонимичных названий: йога-майя, пара-шакти, сварупа-шакти и чит-шакти. Другие две шакти Кришны, это — внешняя, бахиранга, и пограничная — татастха. Эти понятия объясняются богословом Дживой Госвами в труде «Бхагавата-сандарбха». В «Вишну-пуране» внутренняя, промежуточная и внешняя энергии Бога соответственно называются пара-шакти, кшетраджна-шакти и авидья-шакти.

В отличие от материи, антаранга обладает полным сознанием (чинмайя), поэтому также называется чит. Поскольку она непосредственно связана с Кришной, то называется антаранга. Антаранга проявляет духовный мир Вайкунтху, где жизнь вечна, полна знания и блаженства, где Кришна правит в Своих бесчисленных ипостасях как Нараяна, Рама, Нарасимха и т. д.[2] Наивысшей планетой Вайкунтхи является духовная планета Голока Вриндавана — обитель Кришны, в которой проходят его вечные духовные игры, называемые апраката-лила. Когда Кришна нисходит в материальный мир с целью привлечь к себе обусловленные дживы, он являет свои вечные игры и одновременно выполняет миссию по спасению бхакт и убийству асуров. Эти игры Кришны называют праката-лила. Место, где происходят эти земные игры Кришны, называется праката-дхама и считается точной копией Голоки Вриндаваны на земле.

Антаранга-шакти в свою очередь состоит из трёх шакти: сандхини, самвит и хладини. Как и качества Парабрахмана сатчитананда (вечное бытие, знание и блаженство), все три шакти (сандхини, самвит и хладини) всегда существуют вместе. В зависимости от функциональной особенности, возможно некоторое преобладание одной из них. Однако, также как и три гуны материальной природы (саттва, раджас и тамас), они не разделяются и все вместе представляют один тип энергии Кришны.

Что такое энергия шри. Смотреть фото Что такое энергия шри. Смотреть картинку Что такое энергия шри. Картинка про Что такое энергия шри. Фото Что такое энергия шри

Что такое энергия шри. Смотреть фото Что такое энергия шри. Смотреть картинку Что такое энергия шри. Картинка про Что такое энергия шри. Фото Что такое энергия шри

Что такое энергия шри. Смотреть фото Что такое энергия шри. Смотреть картинку Что такое энергия шри. Картинка про Что такое энергия шри. Фото Что такое энергия шри

В отличие от Шанкары, полагавшего, что реален лишь Брахман, а материальный мир полностью иллюзорен (брахма сатьям джаган митхья), вайшнавские мыслители признают реальность материальной природы, хотя она описывается у них негативными предикатами а-сат, а-чит, нир-ананда (невечная, бессознательная, лишенная блаженства) в отличие от трансцендентной природы. Мир реален, но преходящ (ашашвата). Поскольку все, к чему привязывается в материальном мире живое существо, должно исчезнуть, для попавшего в плен материального мира он есть юдоль скорби (духкха-алая). Мир связывается с понятием иллюзии, поскольку живое существо считает его тем, чем он на самом деле не является, т.е. местом, где возможно счастье.

Физическое тело является хранилищем прана шакти, ум является хранилищем манас шакти и атма является хранилищем атма шакти. Все наше существо состоит из этих трех энергий, и эти три энергии взаимодействуют друг с другом и зависят друг от друга. На чем бы ни задерживался ум, вся шакти также становится поглощенной этим. Как говорится в «Чандогья Упанишаде»: «О чем человек думает, тем он становится».
Манас шакти — это иччха шакти, сила желания или воли. Мы должны очень ясно представлять себе, что мы желаем, поскольку вся наша шакти поглощается этим. Вот почему те люди, которые непрерывно прилагают усилия к приобретению высших знаний и переживаний, в конечном счете развивают в себе это состояние сознания. Даже если они и не достигают освобождения, они становятся развивающимися душами. Однако, если ваша цель является материальной и направлена на чувственное удовлетворение, то ваши прана и ум поглощаются всем этим. Вы должны решить, во что вы собираетесь «включить» свои положительные и отрицательные провода — в душу или в чувства.
Когда выделяется полная сила атма шакти, ее форма становится видимой внутреннему глазу. В тантре это известно как атма даршан, «видение атмы». Когда это случается, атма появляется перед вами в некоторой форме. Вы в состоянии увидеть ее, потому что освобожденные энергия и сознание отделены от физического тела. Она может принять форму вашего гуру, ишта деваты, или когото очень дорогого вам, или даже кого-то, кто неизвестен вам. В действительности это все сила вашей собственной атмы. Это является результатом интенсивных поисков высшего восприятия.
В противоположность этому, если целью вашей жизни является приобретение чувственных удовольствий, денег, мирских безопасности, имени, славы и т.п., то ваша жизненная энергия будет расходоваться на достижение этого. Достигнутые на этом пути результаты теряют свои качества со временем, и точно так же вместе с этим теряется ваша энергия. Атма, однако, является вечной сущностью и силой. Поэтому, если человек живет надеждой когда-либо ощутить и пережить ее, то он никогда не будет тратить свои время и энергию. «Тот, кто знает ее (атму), знает йогу». Это знание означает нечто большее, чем интеллектуальное знание. Оно означает знание, основанное на реальном переживании.

Говорят, что кундалини свернулась, как змея. Тот, кто заставит эту шакти течь, несомненно достигнет освобождения.

Пока кундалини спит в муладхаре, она изображается в виде змеи, обычно кобры, обернувшейся три с половиной раза вокруг дымчатого серого шивалингама (дхумралингама). Три с половиной витка представляют собой форму мантры Ом. Эти три витка представляют собой три состояния существования и переживания; сознательное, подсознательное и бессознательное; джаграт, свапна и сушупти, то есть бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон; объективное переживание, субъективное переживание и отсутствие переживания; прошлое, настоящее и будущее. Три витка также представляют собой три качества природы, пракрити или шакти — тамас, раджас и саттву. Половина витка представляет собой то, что находится выше игры природы, турию, или четвертое измерение, которое включает в себя все другие измерения сверх третьего. Дымчатый шивалингам, вокруг которого свернулась кундалини, представляет собой тонкое тело, или сукшма шариру, из-вестное также как астральное тело, но его плохо очерченная, дымчатая форма указывает на то, что внутреннее сознание затемнено в переменчивых реалиях трех царств переживаний.
У непробужденного индивидуума кундалини опустила свою голову вниз, но у йога ее голова поднята вверх, поскольку кундалини начинает пробуждаться.

ЙОГУРТ КРИШНЫ
ОМ ШАКТИ ХРИМ! ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ!
Тает на губах твой йогурт, Гопала
Истекает густой влагой надежды
Твоей сладости кажется так мало
Но Ты милостлив сейчас, как и прежде
Тает на глазах твой снег Кешава
Чувства разлетаются как птицы
Ты даруешь правило и право
Ты караешь злодеяния убийцы
Тает горе и печаль уходит мимо
Если Ты приходишь на кончик мантры
И стреляешь верой пилигримма
И подкладываешь для гадалки карты
Тает мягкое на языке блаженство
Речь скользит шикарной колесницей
Каждый звук зефир, как совершеннство
Рассекает воздух сине-алой птицей
Тают звезды в облаке тумана впечатлений
Растекаются по коже капли росы
Как поток небесных вкусов озарений
Словно Ганга истекают не поранив слезы
И струится молоко и сладость в сочетанье
Окунувшись в океан любви воздушной
Между разумом и сердцем заструилось пониманье
И любовь предстала как мечта послушной
И раскрывшись лепестками нежных ощущений
Утонув в улыбке благодарного восторга
Выбрав густоту насыщенных отобраных желаний
Пью твой йогурт Кришна из златого рога
ОМ ТАТ САТ! ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ!

Источник

Ведическая космология, часть 8: «Энергии Кришны»

Что такое энергия шри. Смотреть фото Что такое энергия шри. Смотреть картинку Что такое энергия шри. Картинка про Что такое энергия шри. Фото Что такое энергия шри

Часть 8

21. Сандхини

Основой энергии сандхини является шуддха-саттва. Она — та сила, которой держится существование Господа Кришны. Все окружение Кришны, Его обитель, дворец, ложе, представляют собой трансформированную шуддха-саттву.

Кришна всегда имеет абсолютно духовную природу. Все атрибуты Его существования также есть проявления сандхини-шакти, или трансформированная вишуддха-саттва. Чтобы прояснить это более понятным, следует сказать, что эта сандхини-шакти, один из аспектов внутренней энергии, поддерживает и проявляет все многообразие духовного мира. В царстве Бога слуги, служанки Господа и все остальное представляют собой преобразованное духовное существование сандхини-шакти. Подобно этому, сандхини-шакти, энергия существования внешней энергии распространяет все многообразие материального мира, видя которое, мы можем получить некоторое представление о духовной сфере.

Состояние чистой благости (шуддха-саттва), в котором Верховного Господа можно видеть ничем не скрытым, называется васудева.

Итак, Господь Кришна, Его имя, слава, качества и все, что принадлежит Ему, пребывает в сандхини-шакти, одном из аспектов внутренней энергии Господа.

22. Самвит

Квинтэссенцией энергии самвит является знание, что Господь Кришна — Верховная Личность. Все остальные виды знания — лишь составляющие этого знания. Действие самвит-шакти имеет своим результатом сам факт познания. И Господь, и живые существа имеют знание. Как Верховная Личность Шри Кришна обладает полным знанием обо всем, и потому ничто не препятствует Его познанию. Он может получить знание, просто взглянув на объект, тогда как обычные живые существа сталкиваются на пути познания со множеством препятствий.

Существует три вида знания, которым обладают живые существа:

1) непосредственное знание;

2) косвенное знание;

3) искаженное знание.

Знание, которое мы получаем, воспринимая материальные объекты материальными органами чувств, такими, как глаза, уши, нос и руки, без сомнения является искаженным. Эта иллюзия есть то, что преподносит нам материальная энергия, которая претерпевает искажающее воздействие самвит-шакти. Априорное представление об объекте, находящемся за пределами чувственного восприятия представляет собой косвенное знание. Это знание нельзя назвать целиком и полностью несовершенным, но оно является частичным. Оно проявляется в форме осознания безличного аспекта духовного бытия и философии монизма. И только, когда фактору знания, самвит, сообщается знание, которое содержит энергия хладини, относящаяся к той же внутренней энергии, и они действуют вместе, тогда живое существо может познать Верховного Господа. Самвит-шакти следует поддерживать именно в таком состоянии. И материальное знание, и косвенное духовное знание являются побочными результатами действия самвит-шакти.

23. Татастха-шакти (пограничная энергия)

Пограничную энергию, называемую татастха-шакти и занимающую среднее положение между внутренней и внешней энергиями, составляют бесчисленные живые существа.

Татастха-шакти Господа склонна попадать под влияние внешней энергии, в результате чего она оказывается в тяжких условиях материального бытия. Живое существо не может забыть о своей истинной природе до тех пор, пока не попадет под влияние внешней энергии.

Живое существо, или духовная душа, может пребывать в различных состояниях: иногда оно погружается в полную тьмы материальную природу и отождествляет себя с материей, а иногда оно отождествляет себя с высшей, духовной природой. Поэтому его называют пограничной энергией Верховного Господа. В зависимости от того, с чем оно себя отождествляет — с материей или духом, — оно получает либо материальное, либо духовное тело.

Дживы (духовные души) являются частицами Господа. Они бесконечно малы и обладают ограниченным могуществом, и потому они всегда нуждаются в покровительстве Господа.

Дживы являются отделенными экспансиями Верховного Господа, и, несмотря на разницу в возможностях, все они созданы для того, чтобы доставлять Верховному Господу трансцендентное удовольствие. Однако некоторые дживы захотели господствовать над материальной природой, подражая Богу. Касаясь вопроса о том, когда и почему подобное желание завладело живыми существами, можно сказать только, что дживы наделены ограниченной независимостью, и, неверно распорядившись ею, некоторые живые существа попали в ловушку материального мира.

Ошибочное представление о Шри Кришне порождается тем, что две Его энергии, внутренняя и внешняя, влияют на третью, пограничную. Живые существа являются экспансиями пограничной энергии Господа, и потому иногда их вводит в заблуждение внутренняя энергия, а иногда — внешняя. Благодаря иллюзии, порождаемой внутренней энергией, Шри Кришна распространяет Себя в бесчисленное количество форм и обменивается трансцендентным любовным служением или принимает его от живых существ в трансцендентном мире. А посредством экспансий внешней энергии Он нисходит в материальный мир, появляясь среди людей, животных или полубогов, чтобы восстановить забытые отношения с живыми существами, находящимися в различных формах жизни.

24. Бахиранги-шакти (внешняя энергия)

Внешняя энергия, называемая Бахиранги-шакти, является причиной возникновения бесчисленных вселенных, в которых действуют различные материальные энергии.

Внешняя энергия Бога представляет собой искаженное отражение внутренней энергии.

Трансцендентная энергия Господа действует в соответствии с Его всемогуществом. Одна и та же Его энергия действует как внешняя, внутренняя и пограничная энергии, и в своем всемогуществе Он может делать с помощью любой из них все, что пожелает. По Своей воле Он может превратить внешнюю энергию во внутреннюю. В этом случае милостью Господа внешняя энергия, ввергающая в иллюзию те живые существа, которые хотят того, по воле Господа отступает, и обусловленная душа раскаивается и налагает на себя епитимьи. Затем та же самая энергия помогает очистившемуся живому существу продвигаться по пути самоосознания. Здесь можно привести пример с электрической энергией. Опытный электрик, по-разному применяя электрическую энергию, может использовать ее и для нагревания, и для охлаждения. Так же и внешняя энергия, которая сейчас сбивает живое существо с толку, заставляя его бесконечно рождаться и умирать, по воле Господа превращается во внутреннюю энергию, чтобы вести живое существо к вечной жизни. Обретая такую милость Господа, живое существо занимает свое естественное изначальное положение, чтобы наслаждаться вечной духовной жизнью.

В «Падма-пуране» (Уттара-кханда) говорится, что число планет духовного неба, составляющего три четверти внутренней энергии Господа, во много раз превосходит общее число планет во всех вселенных представляющих собой внешнюю энергию Господа. В «Чайтанья-чаритамрите» совокупность всех вселенных, принадлежащих к внешней энергии Господа, сравнивают с мешком горчичных зерен, а каждую вселенную — с одним горчичным зерном. Мы не можем сосчитать планеты всего одной вселенной, так что нам трудно даже представить себе суммарное число планет во всех вселенных, которых так же много, как горчичных зерен в мешке. Между тем в духовном мире, планет по крайней мере в три раза больше, чем в материальном. Эти планеты, духовные по природе, трансцендентны к материальным гунам и, следовательно, состоят из чистой благости. На них царит духовное блаженство (брахмананда). Они вечны, неуничтожимы и свободны от скверны, присущей материальному миру. Каждая из них излучает свет, и ее сияние ярче, чем совокупное сияние миллионов материальных солнц (если это только можно себе представить). Обитатели этих планет не рождаются, не стареют, не болеют и не умирают, все они обладают полным знанием, добродетельны и свободны от материальных желаний. Единственное занятие обитателей этих планет — трансцендентное любовное служение Верховному Господу.

Три-пада-вибхути (три четверти совокупной энергии Бога), именуемые Его внутренней энергией, — это царство Бога, лежащее далеко за пределами материального неба, а когда говорят о Его эка-пада-вибхути (оставшейся четверти Его энергии, которую составляет внешняя энергия), имеют в виду материальный мир.

В «Падма-пуране» также говорится, что царство три-пада-вибхути трансцендентно, а мир эка-пада-вибхути материален. Мир три-пада-вибхути вечен, тогда как мир эка-пада-вибхути преходящ. В трансцендентном царстве Господь и все Его вечные слуги обладают вечными телами, которые исполнены блаженства, совершенны, духовны и вечно юны. Иначе говоря, там нет рождения, болезней, старости и смерти. Вечный духовный мир полон трансцендентных наслаждений, в нем царят красота и блаженство. Эту истину подтверждает «Шримад-Бхагаватам» где трансцендентную природу называют амритой. В Ведах говорится: утамритатва-сьешанах — Верховный Господь является повелителем бессмертия, иначе говоря, Он Сам бессмертен, и, как повелитель бессмертия, может даровать бессмертие Своим преданным. В «Бхагавад-Гите» (8.16) Господь также говорит, что тот, кто достигает Его вечного царства, никогда больше не возвращается в этот бренный мир, обитель тройственных страданий и смерти. Господь отличается от господ этого мира. Правители или господа этого мира никогда не наслаждаются наравне со своими подданными, более того, они сами смертны и потому не могут даровать своим подчиненным бессмертия. Но Верховный Господь — повелитель всех живых существ — может одарить Своих преданных всеми Своими качествами, в том числе бессмертием и духовным блаженством. В материальном мире сердце живого существа постоянно переполняют тревоги и страх, но Господь — олицетворение высшего бесстрашия — награждает бесстрашием и Своих чистых преданных. Страх заложен в самой природе материального бытия, поскольку те страдания, которые сопутствуют рождению, болезням, старости и смерти и на которые обречены все, имеющие материальные тела, держат живое существо в постоянном страхе. В материальном мире все подвластно времени, которое вызывает перемены во всем сущем. Живое существо по своей природе является авикарой (неизменным), и поэтому все изменения, которые навязывает живому существу время, причиняют ему огромные страдания. Но в бессмертном царстве Бога нет перемен, которые несет с собой вечное время, то есть власть времени не распространяется на царство Господа, и поэтому его обитателям неведомо чувство страха. В материальном мире так называемое счастье приходит к человеку в результате его трудов. Работая не разгибая спины, человек может разбогатеть, но такому заработанному тяжким трудом счастью всегда сопутствуют страхи и сомнения, ибо никто не знает, как долго оно продлится. Однако в царстве Бога, чтобы быть счастливым, не надо прилагать никаких усилий. Счастье заложено в самой духовной природе, как гласят «Веданта-сутры», анандамайо бхьясат: «Дух по своей природе исполнен счастья». В духовном мире счастье постоянно увеличивается, принося с собой все большее и большее блаженство. Блаженство в духовном мире никогда не уменьшается. Такого ничем не омраченного духовного блаженства не существует нигде в пределах материальной вселенной, поскольку все здесь подчиняются закону рождения и смерти.

Деятельность внешней энергии имеет два аспекта. Один называется пракшепатмикой, а другой — аваранатмика. Слово пракшепатмика означает «стягивание вниз», а аваранатмика — «покров». Материалистичный человек или животное всегда будут довольны, в каких бы условиях существования они не находились, так как их знание покрыто вследствие действия внешней энергии. У людей, относящихся к низшим классам общества, и у живых существ, пребывающих в низших формах жизни, настолько слабо развито сознание, что они даже не понимают, счастливы ли они или испытывают страдания. Это называется аваранатмика.

Посредством же пракшепатмики внешняя энергия погружает живое существо в океан материального существования. А когда живое существо стремится освободиться из материального рабства, пракшепатмика, чарующая сила, призванная завлекать живое существо, заставляет его продолжать вести обусловленное существование и чувствовать полное удовлетворение, приносимое чувственными удовольствиями. Из-за аваранатмики обусловленная душа бывает довольна своей жизнью, даже если гниет в теле свиньи или червя, живущего в испражнениях. Освободить обусловленную душу из материального рабства невероятно трудно, так как чары внешней энергии необычайно сильны.

Автор книги: Акиф Манаф Джабир (Айравата дас) профессор, доктор экономических наук

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *