Что такое эмоциональное отношение к окружающему миру

Развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру

Все мы любим театр. Какой педагог не пытался инсценировать что-то в школе, в своём классе с учениками. Конечно, это интересно, включать детей в прекрасный мир театра, мир искусства. Школьный театр – это то место, где происходит расширение и углубление образовательного и эмоционального опыта учащихся, познание самого себя в этом мире, обретение внутренней свободы личности.

Краткий словарь терминов

Искусство – творческое отражение, воспроизведение в художественных образах.

Креативность – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их сознания.

Мышление – способность человека рассуждать, предоставляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Образ – живое, наглядное представление о ком-либо, чем-либо.

Психика – совокупность душевных переживаний как отражение в сознании объективной деятельности, душевный склад, свойственный кому-либо.

Система – определённый порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действиях; форма организации чего-нибудь; нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Сознание – мысль, чувство, ясное понимание чего-нибудь; способность человека мыслить, рассуждать, определять своё отношение к действительности; психическая деятельность.

Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

Фасилитация – ( от английского vocilitate- обличать, помогать, способствовать)

Чувство – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение, состояние, в котором человек способен сознавать окружающее; способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений.

Эмоция – душевное переживание, чувство.

Эмпатия – внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребёнка эта задача является ещё более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. Кто должен помочь ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование? Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный “эмоциональный фонд”, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.

Согласно концепции педагогической ветви гуманистической психологии суть фасилитации обучения заключается в расширении возможностей для самореализации ученика и учителя в школе, создание условий для свободного развития личности. Общеизвестно, что проявление индивидуальных особенностей личности зависит не только от генетического фундамента и темперамента, но и во многом и от уровня освоения деятельности. Поэтому нередко бедный эмоциональный отклик на то или иное происходящее действо является показателем недостаточно развитых творческих способностей, а не показателем отсутствия таланта.

По мысли Эрика Берна, известного американского психолога и психиатра: “Ребёнок – это источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости”. Следовательно, нам, взрослым, надо только создавать условия для их проявления и развития, другими словами “романтический детский мир”.

Способность чувствовать красоту вокруг, в искусстве, в природе, жизни во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем детстве. Очевидно, что ведущая роль в этом должна принадлежать семье. Если в семейных традициях имеют место посещения музеев, выставок, театров и концертных залов, то соприкосновение с прекрасным, несомненно, обогащает чувственную сферу ребёнка. А общение с искусством совместно с самыми близкими для него людьми является важнейшим и незаменимым средством гармоничного развития души и ума. К сожалению, дети в своём каждодневном развитии бывают “наказаны” нашим родительским безучастием, и виной тому не только усталость взрослых от многочисленных проблем, но и заблуждение относительно разделения обязанностей:

• Родительских – одеть, накормить, создать комфортные домашние условия, по возможности “охватить” сына или дочь максимальным количеством занятий в школах, студиях, секциях, кружках.

• Педагогических – “наполнить” знаниями, обучить, развить, воспитать.

В родителях порой глубоко сидит уверенность, что педагог может всё сделать один. Но многолетний опыт показывает, что кратчайший путь к развитию ребёнка лежит через совместные усилия педагога и родителей. Вместе они помогают ему открыть для себя удивительный мир театра, создают условия, которые неизбежно ставят его в положение творца собственного искусства: сценки, стихотворения или сказки.

Сотрудничая, взрослые стремятся вызвать у детей интерес к творчеству, своими благожелательными оценками стимулируют, поощряют, укрепляют и поддерживают попытки их самовыражения. От искренней заинтересованности, чуткости, тактичности родителей и педагога во многом зависит, захочет ли ребёнок делать новые открытия и делиться своими находками.

Китайский мудрец Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) считал, что “три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, путь опыта – это путь самый горький”. Задача наших занятий с детьми – сделать этот путь не только лёгким, благородным, но и радостным, когда они сначала подражают педагогу и родителям, затем соревнуются с ними, наслаждаясь игрой, и, наконец, гордятся собственным художественным творчеством и своим мироощущением и миропониманием, получая удовольствие от персональной деятельности игры. И поэтому нужно постараться, чтобы каждое занятие стало маленьким “вернисажем”, “авторской встречей” с начинающими “актёрами”, “писателями”, “художниками”, имеющие права на собственные чувства, мысли и форму их выражения. В процессе работы, естественно, с помощью взрослых, ребёнок учится: лучше слышать — чувствовать — понимать — выражать свои мысли, а наша задача – постараться: почувствовать – понять – увидеть – услышать – поддержать его! Поскольку таким путём можно усилить интерес к искусству и развивать творческие способности.

Никто не станет отрицать, что содействовать развитию и совершенствованию чувственной сферы помогают, прежде всего, систематические знания, вводящие ребёнка в мир творчества и знакомящие его с языком искусства., родители должны быть заинтересованы в первую очередь и постоянно помнить, что искусство не любит ленивых. По мнению К. Станиславского, любой деятельностью надо заниматься как можно более часто, добиваясь, чтобы сложное стало простым, простое – обычным, а обычное – лёгким и приятным. Целью любого обучения и воспитания является тонко чувствующий, оригинально мыслящий, творческий человек.

Д. Голсуорси сказал: “Всякая эмоция только обогащает жизнь”. Три “кита” духовного становления ребёнка, развития его эмоциональной отзывчивости – это литература, театр, живопись. В процессе овладения языком искусства важнейшими задачами следует признать обращение к чувствам и развитие чуткости к красоте, доброте, недаром О. Бальзак утверждал, что “чувства – самая яркая часть нашей жизни”.

Театр обладает сильным эмоционально-ценностным воздействием, в нём выражены самые различные переживания человека. Не перестаёшь удивляться тому, как театральное действо способно радовать интересной выдумкой, ошеломлять неожиданной разгадкой, вызывать светлую грусть и горькое разочарование или, наоборот, забавлять и веселить, о чём-то задуматься. Для детей театр становиться своеобразной школой тонкости чувств, ясности мысли и чёткости её выражения. Совместный просмотр постановки – очень важный этап для установления эмоционального контакта ребёнка с родителями. Часто в постановках моего коллектива затрачивается тема героизма и человеколюбия, любви к земле, Маме, добра и зла и многого другого.

Любая постановка требует немалых сил и затрат, но преодолевая их вместе с детьми и их родителями, мы в первую очередь готовим своих воспитанников к серьёзной творческой работе. Пусть даже они не станут профессиональными артистами, но воспитанные на лучших традициях театра, на хорошем эмоционально-ценностном репертуаре они будут иметь серьёзный взгляд на вещи и творческий подход к различным нестандартным ситуациям и возможным коллизиям, которыми изобилует наше время.

Разнохарактерные пьесы, сказки, неизменённая последовательность действий при выполнении творческих занятий позволяют, как бы выстроить “партитуру эмоций”, где отправной точкой и импульсом к творчеству является действо, а слово, пластика, мимика – средством реализации замысла. Постепенно формируется система отношений между эмоциями, чувствами и мышлением ребёнка, то есть наступает единство эмоционального и интеллектуального процессов. Ребёнок чувствует то, что понимает, поэтому для игры на сцене и творческой работы необходимо выбирать те методы и проблемы, те театральные постановки, которые соответствуют уровню его восприятия. Оказать помощь в этом выборе могут педагоги и руководители дошкольных образовательных учреждений и учителя образовательных учреждений.

Как очень тонко подметил В.Белинский, “можно сильно, живо и пламенно чувствовать и вместе с ней не уметь выражать своих чувств, не понимать сути происходящего. ”. На страницах специализированных журналов неоднократно поднимается вопрос об обучении детей речи, но не совсем привычной, а той, которую психологи назвали “языком чувств”. Врачи заметили, что люди, у которых беден словарь, часто страдают заболеваниями сердца, нервов, гипертонией и так далее. Специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах – болезнь, и дали ей название алекситилия (“а” – отрицание, “лексис” – лексика, словарь, “тимос” – настроение). Слово это было известно ещё древним грекам.

Какая же связь между словарём и сердцем или желудком? Оказывается – самая прямая. Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход, всплеск, непосредственное проявление эмоций, невозможен. Эмоция требует “переработки” – словесное оформление, то есть анализ эмоций с помощью слов, понятий. А если таких слов нет? “Овладение языком чувств” – это, прежде всего, овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроение, его оттенки, переживания.

Не требует доказательств мысль, что семейная педагогика должна быть центрирована не только на здоровье, но и развитие интеллектуальной, а также эмоционально-чувствительной сферы ребёнка. Эмоционально положительным отношением, ровным спокойным тоном в общении, добротой и нежностью родитель даёт импульс к его творчеству. Резвее не прекрасно, когда дети знают, что на “циферблате семейного дня” есть время для совместных творческих дел, когда они начинают испытывать потребность в каждодневном общении с искусством вместе с близкими им людьми. В свою очередь, взаимодействие с детьми может стать для родителей первым шагом к пониманию необходимости собственного эстетического и психолого-педагогического образования, недаром ещё у древних греков крылатой фразой была фраза “обучая – обучаюсь”.

В заключение хочется сказать – чтобы развиваться, а может быть, даже перерасти в талант, любая способность должна иметь возможность практического проявления, иначе, из-за своей невостребованности, она останется в зародыше или зачахнет. Сегодня не потеряло своей актуальности изучение римского философа Плутарха: “ум – это не сосуд, который надо наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь”. Искусство же, являясь универсальным методом воспитания и развития ребёнка, должно в этом играть одну из главных ролей, оно должно нести эмоционально-ценностную сущность.

Источник

Формирование позитивного отношения к миру на основе эмоционального опыта

Что такое эмоциональное отношение к окружающему миру. Смотреть фото Что такое эмоциональное отношение к окружающему миру. Смотреть картинку Что такое эмоциональное отношение к окружающему миру. Картинка про Что такое эмоциональное отношение к окружающему миру. Фото Что такое эмоциональное отношение к окружающему миру Светлана Земскова
Формирование позитивного отношения к миру на основе эмоционального опыта

Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний,сколько в становлении базовых свойств его личности: эоционально-потребностной сферы.

Основная цель – адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, обеспечение психоэмоционального благополучия.

Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его взрослым.

Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

Эмоции, как мне кажется, это сама естественность поведения ребёнка, непосредственность.

Работая с детьми,я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Настроение улучшает и процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Дети, наделённые развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства.

Но я заметила, что эмоции связаны и с забыванием. Ребёнок быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.

Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем, принятые в состоянии эмоционального напряжения решения, как правило, не выполняются.

Для психического здоровья, на мой взгляд, необходима сбалансированность эмоций. Поэтому, при воспитании эмоций важно научить детей не бояться отрицательных эмоций, ибо не возможно представить себе какую-то деятельность без ошибок и неудач.

Я хочу, чтобы у детей, которые приходят ко мне в группу было всегда хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми я использую игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других (игры в папке).

Ведущая педагогическая идея.

Особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде эмоционального отчуждения.Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:

• во взаимоотношениях мужчин и женщин как базиса построения семьи,

• во взаимоотношениях между родителями и детьми,

• во взаимоотношениях между педагогами и детьми,

Эмоциональные нарушения в поведении детей – это одна из самых важных проблем. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение) в виде особенностей характера (раздражительный, гневный, угодливый, неумение детей адекватно проявлять собственные эмоции, учитывать эмоции окружающих и реагировать на них.

Исходя из этих проблем,важным фактором в работе педагога становятся:

• уточнение роли эмоций для всего психического развития ребёнка,

особенно в период дошкольного возраста,

• раскрытие роли эмоций как мощного инструмента воспитания и обучения

• поиск методов, приёмов управления развитием эмоциональной сферы

ребёнка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у

При кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.

Я стараюсь понять развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности.

Основные задачи современной психологии и педагогики эмоций состоят в следующем:

• уточнение роли эмоций для всего психического развития ребёнка,

• раскрытие роли эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и

• поиск методов, приёмов, техник управления развитием эмоциональной

сферы ребёнка, а так же коррекции и профилактики эмоциональных

Технология опыта.

Работая с детьми,общаясь с ними из дня в день я пришла к выводу: формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими, но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Её надо развивать.

Замыкаясь в телевизоре, компьютере дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние другого человека, реагировать на него. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной.

Кому, как не педагогам, понятно, что нужно стремиться поддерживать в ребёнке радостное настроение, воспитывать умение находить радость. Непросто создать такое радостное настроение, когда ребёнок впервые приходить в группу. Дети все разные по характеру, интересам, темпераменту, развитию эмоциональной сферы. Непривычная обстановка, незнакомые взрослые – всё это настораживает, волнует, угнетает.

Поэтому я стараюсь прежде всего снять напряжение, создать в группе такую обстановку,чтобы каждый чувствовал: именно его здесь ждут. Почувствовав себя нужным, ребёнок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней я пытаюсь установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом.

В течение года в совместной деятельности с детьми я провожу игры и другие мероприятия, на которых использую элементы психогимнастики, аутотренинга, способствующие воспитанию эмоций (показ).

Дети охотно играют в «Поварята», «Дотронься до…», «На что похоже настроение». Любят дети игры с карточками, изображающими различные эмоции («Как ты себя чувствуешь?», «Встреча эмоций» и т. д.).

Кроме игр, для развития эмоциональной сферы, я провожу целенаправленную совместную организованную образовательную деятельность, в ходе которой дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что, переживали герои литературных произведений.

Ценность такой работы заключается в следующем:

• расширяется круг понимаемых детьми эмоций,

• дети начинают лучше понимать себя и других,

• у них чаще наблюдается эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Весело и душевно у нас проходят сладкие вечера, дни рождения детей. Такие вечера снимают психоэмоциональное напряжение.

Педагогическую работу я строю с учётом следующих положений:

• Системность организации психики ребёнка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путём воздействия на другие психические процессы (ощущение, воображение, мышление) и их регуляцию.

• Опора на возрастные возможности детей. Воплощению этого принципа способствует учёт интересов детей, определяемых возрастом (сказки, игры и т. д.).

• Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, всё же особо хочется подчеркнуть игру. Она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности.

В своей работе я использую следующие формыорганизации работы с детьми:

• обмен мнениями между детьми и взрослыми (ребёнок не должен боятся

высказывать свою точку зрения,

• отказ от жёсткой регламентации деятельности детей,

• построение партнёрских взаимоотношений между детьми и педагогами,

• просмотр мультфильмов, использование аудиозаписей и других

технических средств обучения,

• экскурсии, целевые прогулки,

Я старалась подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми.

Поддерживая в ребёнке радостное настроение, я стараюсь укрепить его психическое здоровье.

Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребёнок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общатьс, любить – этому научиться сложно.

Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким, насыщенным,что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».

Результатом такой работы стало ее эффективность и положительное влияние на психическое здоровье детей.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, комплексный подход к оздоровлению, развитию эмоциональной активности использование психогимнастики, аутотренига в режиме дня,дали положительные результаты:

отношение детей к нравственным нормам повысилось с 11% (1 ребенка) до 80% (7 детей) в период с 2015г. до 2016г;

снизилась агрессивность с 38% (5 детей) до 16% в период с 2015г. до 2016г (2 детей).

Работа оказала влияние на функциональное состояние детей и на состояние их здоровья, улучшились показатели как физического так и психического здоровья детей

Проведенная работа в целом показала, что применение игр на улучшение эмоционального состояния в режиме дня, разнообразие форм мероприятий делает возможным улучшение состояния здоровья, психического и физического развития детей.

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 2 7. Игровая ситуация «Что мы чувствуем» (данную игру лучше проводить весной.) Цель: учить детей всматриваться, прислушиваться, замечать.

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 1 Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности, это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим.

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов.

Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников (информация для родителей) Мы мало отдаём времени детям. Мы мало играем с ними, не стараемся привлекать их к помощи взрослому в повседневной жизни, мало любим их,.

Из опыта работы «Воспитание положительного отношения к природе у детей» 1. Введение. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение,.

Консультация «Проектная деятельность — Средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов» Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Консультация «Роль устного народного творчества в воспитании у детей доброжелательного отношения к окружающему миру» Уважаемые родители, мы с вашими детьми-нашими воспитанниками, продемонстрировали пальчиковый театр «Колобок», который был итогом проводимого.

Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта «Поможем зайчику» Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта «Поможем зайчику» Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость;.

Воспитание у детей заботливого отношения к окружающему миру и привитие им нравственных качеств. Воспитание у детей заботливого отношения к окружающему миру и привитие им нравственных качеств. Ребёнок с раннего детства открывает и.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *