Что такое эманации по кастанеде
Что такое эманация, или откуда берется зло
Варламова Дарья
«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно неправильном значении. В очередном выпуске рубрики — что философы противопоставляют эволюции, как первоначально назывался элемент радон и почему Салтыков-Щедрин советовал не тревожить обоняние общества.
Ироническое выражение «ловить эманации» знакомо практически каждому. Но что именно требуется уловить? Чтобы понять все нюансы этого сложного понятия, необходим экскурс в историю философии.
В переводе в латыни слово «эманация» означает «истечение» или «исхождение». Поэтому сейчас мы можем назвать эманациями разные эффекты, происходящие от определенного источника — например, свет или запах. Например, Салтыков-Щедрин в рассказе «Наш дружеский хлам» писал: «Как люди благовоспитанные, мы являемся в наши салоны не иначе, как во фраках, и очень хорошо понимаем, что, находясь в обществе, не имеем права тревожить чье-либо обоняние эманациями нашего заднего двора».
Но философский термин «эманация» связан с определенной мировоззренческой концепцией и восходит к трудам неоплатоников (в частности, Плотина). В рамках этой идеи первоосновой мира является Единое начало, воплощающее в себе абсолютное благо. Энергия этого начала настолько избыточна, что оно активно излучает ее вовне. Этот процесс ее рассеивания — эманация — одновременно и является процессом творения нашего мира. При этом очень важно понимать, что данный процесс — не акт воли некоего Творца, как в Библии, а совершенно непроизвольное действие: всеблагое Единое начало испускает эманации так же естественно, как горящая свеча распространяет вокруг себя свет.
При этом, как свет, удаляясь от источника, становится все менее ярким, так и божественная эманация, рассеиваясь в материальном мире, заметно слабеет
«… И представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным [само], а началом многообразия» — писал античный философ Плотин, основатель неоплатонизма.
При этом, как свет, удаляясь от источника, становится все менее ярким, так и божественная эманация, рассеиваясь в материальном мире, заметно слабеет. А значит, мир делится на разные уровни по степени своей близости к изначальному совершенству. Поэтому проблема наличия зла во Вселенной в этой концепции решается просто и изящно: зло — это закономерный и естественный недостаток добра, который проявляется по мере удаления от единого Блага. Тем самым концепция эманации противоположна теории эволюции: если эволюция подразумевает постепенное приближение к совершенству, прогресс, то эманация, напротив, говорит нам о первоначальном совершенстве, которое постепенно утрачивается. Впрочем, в более поздних философских концепциях эманация стала обозначать и обратное явление — стремление несовершенной человеческой души к божественному первоначалу.
Про эманацию пишет в своих работах и мистик Карлос Кастанеда. В его представлении эманации — это энергии, которыми пронизан наш мир. Эти энергии также порождены первопричиной всего сущего — Орлом. А человек представляет собой кокон, наполненный «пойманными» эманациями, которые находятся в пределах его восприятия. Но при этом лишь малая часть существующих эманаций доступна нашему сознанию.
У эманации есть своего рода эквивалент и в физике. В 1899 году английский ученый открыл новый элемент — инертный газ, обладающий радиоактивными свойствами. Ученый назвал свое открытие «эманацией» и присвоил газу химический символ Em. Но это название долго не продержалось — вначале газ переименовали в нитон (от латинского слово niteo ― блещу, сверкаю), а в 1923 году он стал называться радоном.
Неправильно: «Я — за эманацию от диктата норм и предрассудков». Правильно: «За эмансипацию»
Правильно: «Талантливый поэт чутко улавливает космические эманации»
Правильно: «Он харизматик — я почувствовала его эманации сразу, как вошла»
Эманации Орла
Итак, в мире нет отдельных объектов, которые существуют сами по себе, хотя мы, сообразно своему опыту, воспринимаем наш мир как мир предметов и явлений.
На самом же деле их не существует.
Есть лишь единая вселенная, образованная эманациями (энергиями) Орла. Для понимания этой истины древние толтеки ввели понятия «известного» («ведомого»), «неизвестного» («неведомого») и «непознаваемого» («непостижимого»). Однако они допустили ошибку, отождествив два последних понятия. Новые «видящие» исправили эту ошибку, определив границы этих понятий и четко сформулировав категории.
«Неизвестным» они назвали то, что скрыто от человека неким подобием занавеса из ткани бытия, имеющей ужасающую фактуру, однако находится в пределах досягаемости.
В некоторый момент времени «неизвестное» становится «известным».
«Непознаваемое» же суть нечто неописуемое и не поддающееся ни осмыслению, ни осознанию. «Непознаваемое » никогда не перейдет в разряд «известного», но, тем не менее, оно всегда где-то рядом, восхищая нас своим великолепием.
Однако его грандиозность и бесконечность приводят в ужас. «Непознаваемое», в отличие от «неизвестного», не дает человеку надежды и ощущения счастья.
Напротив, столкнувшись с «непознаваемым», «видящий» чувствует себя истощенным и запутанным. Его тело теряет тонус. Ясность и уравновешенность улетучиваются, так как «непознаваемое» не дает, а забирает энергию. Исследователи не только поняли это, но и нашли способы обезопасить себя.
Развив в себе способность «видеть», человек становится воином, ставшим на тропу, ведущую к знанию.
Первая истина познания: мир таков, каким он выглядит, но в то же время он таковым не является. Мир не настолько плотен и реален, как мы привыкли считать, основываясь на своем восприятии, но он и не является миражом.
Мир не иллюзорен, как иногда утверждают, он вполне реален. Но он и нереален. Что, собственно, мы знаем?
Мы воспринимаем Нечто. Это точно установленный факт. Но то, что именно мы воспринимаем, не относится к числу фактов, столь же однозначно установленных. Чтобы установить это, нам необходимо исследовать свое восприятие, доказать его достоверность. Проделанная работа показала субъективность восприятия, установила, что мы обучаемся тому, что и как воспринимать.
Кроме того, внешние эманации оказывают на внутренние эманации давление, от силы которого зависит уровень сознания существа.
«Видящие» установили также, что эманации обладают силой тотального диктата. Все без исключения существа вынуждены задействовать эманации Орла, даже не отдавая себе отчета в том, что это такое. Поэтому их еще называют «командами». Хотя это звучит слишком по-человечески, термин соответствует сути явления, ибо это именно «команды». «Организм любого существа устроен таким образом, что захватывает определенную полосу эманаций, причем каждый вид задействует эманации свойственного ему определенного диапазона. Эманации в свою очередь оказывают на организмы огромное давление.
Это давление и является тем фактором, посредством которого существо воспринимает соответствующую его диапазону картину мира».
Эманации, находящиеся вне коконов живых существ, называют большими эманациями. Давление, которое они оказывают на кокон, одинаково для всех живых существ.
Но результаты этого давления различны, поскольку реакция коконов на него бесконечно разнообразна. Однако в определенных пределах можно говорить о некоторой однообразности реакций.
Читайте также
ОРДЕН ОРЛА И СОВРЕМЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИИ
ОРДЕН ОРЛА И СОВРЕМЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИИ С уходом с политической сцены в 91-м году Коммунистической партии как партии правящей создалось впечатление, что в стране более нет правящей единой организации с жесткой иерархией и не менее определенной идеологией. Создалось
Крылья Орла
Видение белого Орла
Видение белого Орла Еще в древние времена маги открыли и развили у себя и у своих учеников способность «видеть» другую реальность, в которой нет отдельных объектов, но только потоки энергии. На каком-то этапе своих исследований «видящие » смогли почувствовать
Глава 173 ЗАКОНЫ ОРЛА (ФРУКТОВ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ)
Глава 173 ЗАКОНЫ ОРЛА (ФРУКТОВ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ) 1. Плоды всякого фруктового дерева, принадлежащего еврею или нееврею, даже если оно росло в горшке без отверстия, то есть вообще не питалось от земли в течение первых трех лет с момента посадки (и не только плоды, но и семена, и
11. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю.
11. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Я воззвал орла от Востока, из дальней страны. Если перед этим пророк хотел тронуть сердца слушателей воспоминанием о прошлом, то
Глава 1. Эманации Орла (Вселенная энергетических полей)
Глава 1. Эманации Орла (Вселенная энергетических полей) ПредисловиеЭта книга по замыслу должна была носить исключительно практический характер, однако в первой ее части мне хотелось бы дать самое общее представление о той реальности, которая лежит в основании сложной
Глава 168 Орла
Глава 168 Орла 1 Гора говорит: «И когда придете вы в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное, то считайте плоды его необрезанными; три года да будут они для вас необрезанными, нельзя есть их. А в четвертый год все плоды его посвящены восхвалению Б-га. В пятый же год вы
ЭМАНАЦИИ
ЭМАНАЦИИ Умозрительный вневременной процесс, в ходе которого от единого первоисточника (в монотеистском толковании — от Бога) последовательно исходят различные ступени иерархии бытия. В иудаизме, христианстве и исламе некоторые философы и мистики пользовались этой
«ДАР ОРЛА» [81]
«ДАР ОРЛА» [81] Карлос КастанедаСледует не иметь ничего, что требовалось бы защищать, даже собственную личность. Собственная личность должна быть защищенной, но не защищаемой. Проявляя высокомерие, ты не был защищенным, а просто защищался.Я уже отдан Силе, что правит моей
XXVIII. Князь Бетара Появляется в Гнезде Орла вместе с Шамадамом. Беседа Князя с Мирдадом о Войне и Мире. Шамадам заманивает Мирдада в Ловушку
XXVIII. Князь Бетара Появляется в Гнезде Орла вместе с Шамадамом. Беседа Князя с Мирдадом о Войне и Мире. Шамадам заманивает Мирдада в Ловушку Наронда: Как только Учитель закончил говорить, а мы погрузились в обдумывание его слов, снаружи раздались тяжелые шаги и
Эманации
Эмана́ции (лат. emanatio — истечение, распространение)
Содержание
Название
Связи
Связь с восприятием
Первым шагом к эволюции дон Хуан считал принятие тезиса, что люди являются существами воспринимающими; он постоянно твердил, что именно с этого шага и начинается движение по тропе знания.
Каждый раз, услышав это утверждение, я возражал:
— Всем известно, что мы существа воспринимающие. Кем же еще мы можем быть? И слышал в ответ:
— Так не забывай об этом! Восприятие играет в нашей обыденной жизни лишь незначительную роль, хотя главное в нас — именно то, что мы воспринимающие существа. Люди воспринимают присутствующую во Вселенной энергию и преобразуют ее в данные органов чувств. Затем эти данные интерпретируются, создавая окружающий нас мир. Вот эту интерпретацию мы и называем восприятием.
— Как ты уже знаешь, — продолжал дон Хуан, — шаманы древней Мексики были убеждены, что интерпретация происходит в области особо яркого свечения — в точке сборки.
Связь с точкой сборки
Затем дон Хуан выразил восхищение человеческой способностью вносить упорядоченность в хаос эманаций Орла. Он сказал, что считает любого человека выдающимся мастером магии, искусство которого состоит в умении сохранять непоколебимую фиксацию точки сборки.
Альтернативные расшифровки
Дхарма
Стоит ли объяснять, что понятие энергетическое взаимодействие или клокочущие в пустоте сущности, по Кастанеде эманации орла — это то же самое, что Дхарма в буддизме. И не только в буддизме, просто мне легче через буддизм.
Мне ближе дхъяна или йога, чем бхакти. Мне не хочется и не хотелось призывать вас к вере («уверуйте. идите. «). Когда дело касается философских, метафизических моментов — из чего предпосылки к практике у Кастанеды произошли, мне легче через буддизм.
Внутри застывшей психофизической сферы находится клокочущая пустота (нагуаль), и снаружи клокочущая пустота. И где-то в каком-то моменте обнаруживается актуальная область восприятия — там где соприкасаются или входят в какой-то резонанс внутренние и внешние колебания — это называется точкой сборки.
Казалось бы, полезная интерпретация: эманации орла (непонятно о чём) → клокочущая пустота (похоже на закипевшую кастрюлю, как в кипящей воде образуются пузыри) → квантовое поле (полезный переходный момент).
Глава 1. Эманации Орла (Вселенная энергетических полей)
Глава 1. Эманации Орла
(Вселенная энергетических полей)
Эта книга по замыслу должна была носить исключительно практический характер, однако в первой ее части мне хотелось бы дать самое общее представление о той реальности, которая лежит в основании сложной системы знания и поступков воинов и «видящих» партии нагуаля. Следует помнить, что это описание — очерк того, что мы как внешние наблюдатели могли бы назвать «базисной теорией» магии. Для дона Хуана и его воинов ничто из сказанного ниже не является теорией, поскольку они «видят» и «живут» в описываемом мною мире, в то время как внешний наблюдатель может лишь пытаться вообразить себе их мир.
Упомянуть это важно потому, что практическое выполнение описанных в этой книге упражнений и техник — а я могу судить об этом по личному опыту — открывает дверь, войдя в которую, читатель приобретет действительный опыт общения с отдельной реальностью. Став свидетелями и участниками опыта восприятия этой «инаковости» (отдельной реальности собственного «я» или мира в целом), мы вторгнемся в сферу альтернативных возможностей нашего восприятия и осознания. Начиная с этого момента объяснения дона Хуана приобретут их истинный смысл, станут полезными инструментами понимания того, что в другом случае смутило бы нас.
Описание мира в соответствии с традицией дона Хуана — это своеобразная «дорожная карта», позволяющая нам понимать и осознанно взаимодействовать с реальностью, лежащей за гранью обычного восприятия, подобно тому как привычное описание реальности, которому мы обучены с детства, помогает нам понять приобретенный нами опыт и взаимодействовать с реалиями известного нам мира.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что проникающий в новый мир, если он хочет действовать осознанно и эффективно, должен обладать восприятием, отличным от обычного и соответствующим изменившимся условиям его жизни. Именно поэтому, вовлекая ученика в выполнения различных практических упражнений, дон Хуан приводит ему многочисленные объяснения того, как воины из его группы понимают реальность. Это необходимо любому, вступающему на путь воина и практически применяющему те возможности, которые — как явно, так и скрыто — приведены в книгах Карлоса Кастанеды. Это касается тех, кто всерьез хотел бы пережить магический опыт, — не прочтя о нем в какой-нибудь книге, а на собственном опыте.
Следует упомянуть, что изложенные ниже идеи не дают всеобъемлющей панорамы «мышления по дону Хуану». Они представляют те части учения дона Хуана, которые имеют непосредственное отношение к проделанной нашими группами работе. Именно об этой работе я говорю на каждой странице своей книги. Я не буду давать подробное разъяснение этих идей — в этом случае потребовалось бы написать еще одну книгу. Однако многие из затронутых здесь тем будут разъяснены в следующих главах — они будут изложены с подробным описанием форм их конкретного применения.
Видение мира дона Хуана Матуса уходит своими корнями в таинственную глубь веков, в его основе лежат представления многих народов, оно впитало в себя многие важные моменты, присущие мировоззрению коренных обитателей Мезоамерики, и в частности, тольтекские представления о вселенной. Такая связь легко обнаруживается, если обратиться к этнической истории народов доколумбовой Мезоамерики, а также при непосредственном контакте с ныне живущими потомками тольтекской культуры — например, индейцами народностей нахуа, уйчоль и майя. Такие понятия, как «тональ» и «нагуаль», «другое я», «сновидение», «Земля, как обладающее сознанием существо», по-прежнему используются коренными жителями Мезоамерики наших дней. И это накануне двухтысячного года! В этом я лично убедился во время моих встреч с индейцами тольтекского происхождения.
Идея о реальности, состоящей из энергетических полей (обычно не воспринимаемых нами полностью) интуитивно постигалась человечеством на протяжении веков и описывалась через феномены религиозных видений, в восточных философиях йоги и индуизма, в современных теориях физики и философии, например, в феноменологии.[3]
Однако никому не удалось выразить подобное видение реальности с такой ясностью и столь конкретно, как это сделал Карлос Кастанеда в своих книгах. Он настаивает, что относительность восприятия и связанное с этим существование иных реальностей — не философский домысел и не бесцельное интеллектуальное упражнение. Эти концепции осуществимы на уровне восприятия и живого опыта личности, в чем можно легко убедиться, обратившись к необычайным событиям, случающимся с воинами партии нагуаля в книгах Кастанеды.
Для дона Хуана существующий мир состоит не из доступных обычному взору объектов, а из полей энергии, определяемых доном Хуаном как «эманации Орла» (VI-309). Эти поля образуют единственно существующую трансцендентальную реальность. Эманации сгруппированы в большие связки, или «пояса» (VII-181), организующие независимые миры. Дон Хуан говорит о существовании 48 великих поясов эманаций, два из которых доступны людям посредством обычного восприятия. Один из поясов — это органическая жизнь, второй включает структуру, не наделенную сознанием, — скорее всего это минералы, газы, жидкости и т. д.
Внутри объединяющего органические существа пояса эманаций существует полоска, относящаяся к поясу человечества, которая и определяет узкие границы восприятия известного. Поскольку каждый человек не может выровнять относительно себя все эманации в этом поясе, то возможности восприятия у людей могут заметно различаться. Эти различия и предопределяют встречающиеся иногда случаи особо высокой чувствительности, экстрасенсорного восприятия, необычных психических явлений, гениальности или, наоборот, умственной отсталости, пониженной чувствительности и пр.
Эманации, выровненные под общепринятый образ, называют обыденным осознанием, «тоналем», правой стороной. В пределах человеческого пояса эманаций существует много неиспользуемых, но доступных эманаций, остающихся латентными возможностями. Обычно они полностью игнорируются на протяжении всей человеческой жизни. Вместе с тем, именно они образуют зону доступа к неизвестному.
Эманации, лежащие за пределами пояса человечества, образуют собственно неизвестное. Выравнивание относительно них никогда не происходит в контексте обычной жизни. Их называют «нагуаль», отдельная реальность, левая сторона. Часть работы дона Хуана и членов его группы воинов состояла в развитии способности выравнивать и воспринимать эти эманации.
То, что определяет, какие именно эманации в данный момент восприятия будут отобраны или «выровнены» (VI-79), называется «точкой сборки» (VII-129); ее можно рассматривать как свойство осознания отбирать соответствующие эманации для обеспечения одновременного восприятия всех элементов, образующих воспринимаемый в данный момент мир. Выравнивание точки сборки относительно определенных поясов эманаций, а также специфический набор эманаций пояса, относительно которого было проведено выравнивание точки сборки, называют «положением точки сборки». Для обычного человека это означает, что его или ее точка сборки осуществляет своеобразное выравнивание, воспринимаемое как повседневный мир.
Незначительное смещение положения точки сборки повлечет выравнивание эманаций, к которым обычно в пределах пояса человечества не обращаются. Значительное же смещение повлечет выравнивание точки сборки относительно других великих поясов эманаций.
Как утверждает Кастанеда, конечная цель этой системы знания — развитие способности сознательно перемещать точку сборки, чтобы выйти за пределы узких рамок обыденного восприятия. Хотя научиться смещать точку сборки задача непростая, на самом деле даже самого малого ее смещения оказывается достаточно, чтобы в корне изменить жизнь любого человека, его бытие, поведение и восприятие мира.
Все учение дона Хуана ориентировано на достижение этой цели. Оно делится на две части — учение правой стороны и учение левой стороны. Каждое присущим лишь ему образом определяет те формы не-деяния, которые позволяют смещать точку сборки. Они известны как соответственно «сталкинг» и «сновидение».
Способность воспринимать эманации есть свойство живых существ, которое они продолжают совершенствовать на протяжении всей своей жизни. Это позволяет им достичь особого образа восприятия. Развивая восприятие, каждое человеческое существо вынуждено с момента рождения совершенствовать свою способность отбирать лишь часть всех доступных восприятию человека эманаций с тем, чтобы практически их использовать. Без этого эманации будут восприниматься как полный хаос.
Итак, определяющий всю полноту воспринимаемых эманаций фактор осознания называется точкой сборки. Процесс «сепарации» (VI-310) выровненных эманаций, объединение желательных и игнорирование прочих (что определяет порядок и смысл восприятия объектов) называется «вниманием» (VI-310) и формируется из неподготовленного осознания путем совершенствования восприятия.
В зависимости от поля, в котором оно действует, внимание относится к одному из трех типов, реализуемых на трех различных уровнях: первое внимание упорядочивает восприятие известного мира; второе внимание действует и привносит порядок в область неизвестного; третье объединяет первое и второе внимание, позволяя тем самым получить доступ к непознаваемому.[4]
Для обычных людей и для воинов на начальной стадии их ученичества более важным является первое внимание, ибо оно есть их сфера деятельности и именно в его границах протекает их жизнь. Целенаправленное и стратегически грамотное управление поступками в первом внимании позволяет перейти впоследствии ко второму вниманию.
В том, как первое внимание отбирает и организует воспринимаемые эманации, нет ничего случайного; здесь можно наблюдать полное соответствие специфике обучения, которое мы получаем на протяжении нашей жизни и основополагающие черты которого были заложены в первые годы жизни.
Неизвестное и непознаваемое
Нам доступны не все эманации Орла; огромное их большинство находится в области «непознаваемого» (VII-60). В «Огне изнутри» дон Хуан свидетельствует, что сфера познаваемого состоит из семи великих поясов эманаций (VII-183), которые могут стать доступными восприятию и которые, в свою очередь, делятся на области известного и неизвестного.
В границах известного располагается лишь незначительная часть всех доступных нам эманаций. Тем не менее в пределах этих границ мы, обычные люди, проводим всю свою жизнь — здесь находится все, что в обыденной жизни мы воспринимаем как реальность повседневного мира. Все, чем мы являемся и что мы делаем, находится в границах этой части эманаций.
Неизвестное — это практически бесконечная часть мироздания, которая для обычных людей остается неисследованной. Однако каждый имеет возможность перенастроить себя и начать воспринимать иные входящие в состав этой части мироздания эманации.
Сразу после рождения младенцы не могут воспринимать мир так же, как его воспринимают взрослые. Их внимание еще не функционирует как первое внимание, и потому они не причастны к тому восприятию мира, которое свойственно окружающим их людям. Окруженные теми же самыми эманациями, они еще не научились отбирать их и организовывать так, как это свойственно взрослым. Младенцам предстоит немало поработать для этого — они будут продвигаться шаг за шагом, расти и впитывать описание мира, которое им предоставят их родители. Каждый, в особенности взрослый, когда он вступает в общение с ребенком, становится учителем — в большинстве случаев это происходит неосознанно, — непрерывно описывающим мир в тех или иных его проявлениях. Сначала дети не могут полностью воспринять это описание, однако со временем они научаются воспринимать реальность в терминах этого описания. Оно будет определять во всех подробностях ту форму, в которой их восприятие станет отбирать и организовывать окружающие энергетические поля.
Мы не ошибемся, если скажем, что ежедневно воспринимаемое нами представляет собой то привычное описание, которое заранее направлено нами самими во внешний мир. Поток этого описания остается неизменным, поддерживая знакомое нам восприятие мира, — так происходит мгновение за мгновением, день за днем. Если остановить этот поток описаний, то восприятие мира разрушается, и в результате происходит то, что в книгах Кастанеды называется «остановка мира» (III-15). «Видение» как раз и является способностью воспринимать мир, каким он становится, когда прекращается поток описания (III-16).
На начальном этапе ученичества Карлоса у дона Хуана его обучали описанию мира с точки зрения магов — это было средством прерывания потока обычных описаний. Позднее on узнал, что описание магов также является всего лишь еще одним случаем описания, которое, в свою очередь, может стать ловушкой (IV-320). Дон Хуан не раз заявлял, что он не маг, а скорее воин и «видящий».
Внутренний диалог представляет собой мысленный разговор, который мы постоянно ведем сами с собой, и является непосредственным выражением реальности, воспринимаемой каждым из нас. Он выполняет функцию стража, чья главная задача — защищать вышеупомянутое описание, подпитывая его собственным содержанием (мыслями) и способствуя совершению поступков, усиливающих его. Из этого следует, что мы воспринимаем этот мир и ведем себя так, как нам это свойственно, опираясь на то, что говорим себе в рассуждениях с самими собой. Это же, в свою очередь, способствует подтверждению содержания и описанию нашего внутреннего диалога. Приверженность внутреннему диалогу может довести до такой крайности, как привычка подменять своими мыслями реальность. Мы смотрим на мир, на предметы, на людей, на себя и в то же время думаем о том, что видим, а в конце концов начинаем принимать свои мысли за предметы реального мира. Мы говорим себе, что мир такой-то и такой-то, и пребываем в убеждении, что так оно на самом деле и есть.
Естественно, все, что происходит как следствие этого внутреннего диалога, прекращается в тот момент, когда мы оказываемся способны остановить этот диалог. Именно поэтому дон Хуан говорит об остановке внутреннего диалога как о ключе, открывающем двери между мирами (IV-311).
Способность «выделять» определенные выровненные эманации, соответствующие терминам описания, разделяемого остальным человечеством, называется «первым кольцом Силы» — мы прилагаем его к элементам окружающего мира, проецируя на них наше описание. В итоге возникает описание мира в том виде, в каком мы его воспринимаем. Кроме того, принадлежащее каждому кольцо Силы совмещено с кольцами Силы остальных людей. Таким образом, создание реальности в терминах описания — до известной степени коллективная задача, в решении которой принимают участие все попавшие в данную ситуацию. В результате объекты реальности воспринимаются людьми практически одинаково.
В то же время существует второе кольцо Силы, позволяющее выходить за пределы обыденного восприятия, — именно его используют маги, формируя восприятие иных миров (III-225). Такое второе кольцо есть у каждого, однако оно начинает функционировать только тогда, когда удается заставить замолчать первое кольцо, что в жизни обычных людей встречается не часто.
Один из способов блокировать первое кольцо заключается в совершении поступков, чуждых нашему обыденному описанию мира, — этот способ известен под названием «не-деяние». Обыденное описание мира заставляет нас вести себя в соответствии с присущими ему терминами; таким образом, все наши действия оказываются эманациями упомянутого описания мира и одновременно направлены на его воспроизведение. Эти действия суть то, что мы называем «деянием». В сочетании с питающим их описанием мира они образуют самовоспроизводящуюся систему. Любое не совпадающее с миром действие является формой не-деяния.
Не-деяние прерывает поток описания, что, в свою очередь, приостанавливает созидание мира известного. Не-деяние — тот посредник, который открывает путь к неизвестной стороне реальности и нас самих. Иными словами, оно обеспечивает доступ к «нагуалю» — мы говорим о нем, как об «отдельной реальности», а если речь идет об отдельном человеке — как об «осознании другого я».
Поскольку не-деяние, практикуемое как осознание правой стороны, позволяет нам прикоснуться и к граням осознания левой стороны, то систематическая практика не-деяния создает все новые точки такого соприкосновения. Мало-помалу это может позволить нам приблизиться к объединению двух способов осознания, в результате чего может появиться «целостность самого себя».
Эго как элемент описания
Следует иметь в виду и другой аспект. Все, о чем мы говорим, ссылаясь на собственное «я» (эго), является элементом усвоенного нами описания. Данное обстоятельство приобретает особое значение, если мы осознаем, что эта часть описания приковывает нас к определенным формам бытия и поведения. Хотя эти формы кажутся абсолютными и жестко определенными, они могут быть остановлены или полностью прекращены, открывая перед нами неограниченные возможности в том, чем мы можем стать и что мы можем делать. Следовательно, приостанавливающее поток описания не-деяние есть открытая дверь к свободе и путь к изменению себя.
Не-деянием собственного «я» мы прерываем поток описания собственно персоны, освобождаемся от заклятия эго — которое только и хочет, чтобы ему верили, будто только оно и представляет собой единственную реальность, — и оказываемся способными распознать свою истинную природу, природу энергетических полей, свободных и текучих. С этого момента мы можем открывать самих себя заново — намеренно и добровольно; мы обретаем способность по-новому отвечать на новые ситуации, ежемоментно возникающие вокруг нас.
Одним из наиболее интересных аспектов видения мира «по дону Хуану» является дуальная концепция реальности, находящая свое выражение в терминах «тональ» и «нагуаль». Это один из многочисленных примеров, указывающих на доколумбово происхождение такого видения. Нетрудно установить близкую связь между этими представлениями и двумя гранями Ометеотля, выражающего суть мироздания в древней культуре тольтеков.
Наиболее подробное разъяснение сути тоналя и нагуаля Кастанеда приводит в своей книге «Сказки о Силе». В ней он открывает нам два аспекта тоналя: это и пространство, в котором обычный человек существует на протяжении жизни, и организующее начало, дающее смысл и значение всему, имеющему отношение к осознанию. Тональ включает в себя все, чем является человек, все, о чем он думает и что делает, все, о чем мы вообще можем думать и говорить. Рассудок, мышление и обычное описание реальности — вот твердыни тоналя, они включают весь спектр известного. Для обычного человека существует только известное, и потому сознательный опыт ограничен для него пределами тоналя — приобретение этого опыта начинается с момента рождения и заканчивается со смертью.
Соответственно, нагуаль можно определить как все, остающееся за пределами тоналя. Это то, о чем невозможно помыслить. Кастанеда описывает тональ как остров, на котором проходит вся повседневная жизнь. Никто не знает о том, что лежит за пределами острова. Нагуаль в этом случае будет окружающим остров пространством невообразимых тайн.
Нагуаль невозможно понять или выразить словами — поскольку и понимание и слова принадлежат тоналю — тем не менее, он может восприниматься человеком и стать частью его опыта. В этом заключается одна из основных целей мага. Он не стремится понять или найти рациональное объяснение полученному опыту взаимодействия с нагуалем маг интересуется только теми возможностями, которые проистекают из контакта с нагуалем.
Практически все происходит в нагуале — он включает в себя все сущее; задача же тоналя привнести в реальность нагуаля (вселенную эманаций Орла) порядок и смысл, которые на самом деле не являются частью трансцендентальной реальности. Тональ и нагуаль, эти два аспекта мироздания, находят соответствующее выражение и в строении человеческих существ, каждое из которых обладает стороной тоналя и стороной нагуаля. В книгах Кастанеды это называется осознанием правой стороны и осознанием левой стороны, обычным осознанием и осознанием другого себя, «сновидящим» и «видимым во сне». Тональ, привнося порядок в присущий нагуалю хаос, защищает наше бытие от сокрушительного удара, который нам пришлось бы испытать, столкнись мы с нагуалем неподготовленными. Различие между тоналем и нагуалем красной нитью проходит через дидактику дона Хуана, которая подразделяется на учение для правой стороны и учение для левой стороны. Первое служит для создания более здоровых и работоспособных элементов на островке тоналя, или для того, что известно как «расчистка острова тоналя» (IV-232). Цель второго — позволить ученику непосредственно ощутить нагуаль, но так, чтобы он не потерял рассудок.
Однако, если тональ каждой личности упорядочивает мир и придает ему осмысленность, а воспринимаемая таким образом реальность не имеет трансцендентального существования, то каким образом человеческие существа могут иметь схожие взгляды на реальность? Что заставляет наш тональ создавать реальность точно такую же, как у других?
Отчасти ответом на этот вопрос служит сказанное выше о коллективном созидании обыденного восприятия при помощи первого кольца Силы. Есть, однако, еще один фактор, известный как «тональ времени», который можно понимать как описание мира, присущее членам каждого общества, находящимся в данном времени и пространстве. Они поддерживают это описание, одновременно впитывая его и передавая детям, рожденным в этом обществе. Последние должны воспринять это описание, чтобы интегрироваться в общество в качестве его членов, а членами общества они становятся, когда оказываются способны воспроизводить указанное описание и разделять его с другими. Именно тональ времени (IV-175) навязывает личности описание, которое, в сочетании с личным тоналем, создает восприятие, согласованное с восприятием других членов данного общества. Конечно, восприятие мира у различных людей может иметь свои особенности, причина которых заключается в личной истории каждого.
Осознание другого себя
С левой стороны или в нагуале каждого лица, находится то, что известно как «осознание другого себя» (VI-302). Его спасение и повторное включение в воспринимаемую человеком реальность — одна из сквозных тем в книгах Кастанеды. Объединение осознания другого себя с повседневным осознанием ведет к обретению «цельности самого себя» (IV-332).
Являясь выражением нагуаля, осознание другого себя непостижимо, при этом возможности его практически не ограничены. На страницах книг Кастанеды приведено множество примеров проявления такого осознания. Ниже сформулированы некоторые его аспекты, скрытые в другом себе, чье воздействие можно испытать при помощи соответствующих техник (об этом говорится подробнее в следующих главах):
«Неясные воспоминания» другого себя включают воспоминания о нашем собственном прошлом, хранящиеся в памяти левой стороны (другого себя), которые заметно отличаются от воспоминаний, хранящихся в обычной памяти. Это относится к воспоминаниям, которые не согласуются с обыденным описанием мира и потому не регистрируются обычной памятью, оставаясь скрытыми в осознании другого себя.
Воспоминание о нашей природе светящихся существ, что позволяет воспринимать человеческое тело как сочетание энергетических полей.
Осознание нашего тела сновидения, что позволяет использовать в практических целях опыт, приобретаемый нами в состоянии сновидения.
Осознание собственной смерти, именно оно дает воину импульс и отрешенность, необходимые для наиболее эффективного поведения в любой возникающей ситуации.
Возможность выравнивать себя относительно осознания других форм жизни как органических, так и неорганических, таких как деревья, животные или сама Земля.
Здесь следует добавить, что в книгах Кастанеды термин «нагуаль» используется также для обозначения руководителя группы воинов. Это существо, которое благодаря необычайно высокому уровню личной энергии может создавать необходимые условия, позволяющие воинам этой группы смещать их точки сборки и на личном опыте испытывать воздействие той отдельной реальности, что лежит за узкими рамками тоналя.
Читайте также
1.4.3 Соотношение смысловых полей тезиса и антитезиса
1.4.3 Соотношение смысловых полей тезиса и антитезиса В традиционном русле проведения дискуссионных бесед присутствует уже замеченная обеими сторонами неприятная особенность. В то время как обоюдно принято положение, что полемике надлежит проходить в одной плоскости, то
Два энергетических закона
Крылья Орла
Видение белого Орла
Видение белого Орла Еще в древние времена маги открыли и развили у себя и у своих учеников способность «видеть» другую реальность, в которой нет отдельных объектов, но только потоки энергии. На каком-то этапе своих исследований «видящие » смогли почувствовать
Эманации Орла
Эманации Орла Итак, в мире нет отдельных объектов, которые существуют сами по себе, хотя мы, сообразно своему опыту, воспринимаем наш мир как мир предметов и явлений.На самом же деле их не существует.Есть лишь единая вселенная, образованная эманациями (энергиями) Орла. Для
3. СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
3. СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ Вместе с их партнерами и подчиненными, во всем пространстве сверхвселенных насчитывается более десяти миллиардов Высших Энергетических Центров. Все они поддерживают совершенную синхронность и полную связь со своими
Глава 173 ЗАКОНЫ ОРЛА (ФРУКТОВ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ)
Глава 173 ЗАКОНЫ ОРЛА (ФРУКТОВ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ) 1. Плоды всякого фруктового дерева, принадлежащего еврею или нееврею, даже если оно росло в горшке без отверстия, то есть вообще не питалось от земли в течение первых трех лет с момента посадки (и не только плоды, но и семена, и
Глава I. Бог, вселенная, человек
Глава I. Бог, вселенная, человек Мир смешался с Богом, и творение с Творцом сделались едино.II/5,18 Любовь Божия обильнее, чем океан.Главы о знании III,72Исследование о преподобном Исааке следует начать с рассмотрения его учения о Боге — Творце мира и о том, как Бог проявляет
136. ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ И ПЛОДОРОДНОСТЬ ПОЛЕЙ
136. ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ И ПЛОДОРОДНОСТЬ ПОЛЕЙ Растущим семенам требуется прямая помощь со стороны человека или, по крайней мере, некоторая поддержка. Солидарность всех форм Жизни — один из наиболее значительных концептов первобытного человека, из которого он извлек
Глава 168 Орла
Глава 168 Орла 1 Гора говорит: «И когда придете вы в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное, то считайте плоды его необрезанными; три года да будут они для вас необрезанными, нельзя есть их. А в четвертый год все плоды его посвящены восхвалению Б-га. В пятый же год вы
Глава 5. Влияние земного и искусственного электромагнитных полей на живые организмы
Глава 5. Влияние земного и искусственного электромагнитных полей на живые организмы В XX веке накоплено большое количество научных исследований, позволяющих глубже познать биологическую сущность влияния земного и искусственного электромагнитных полей на живые
ЭМАНАЦИИ
ЭМАНАЦИИ Умозрительный вневременной процесс, в ходе которого от единого первоисточника (в монотеистском толковании — от Бога) последовательно исходят различные ступени иерархии бытия. В иудаизме, христианстве и исламе некоторые философы и мистики пользовались этой
«ДАР ОРЛА» [81]
«ДАР ОРЛА» [81] Карлос КастанедаСледует не иметь ничего, что требовалось бы защищать, даже собственную личность. Собственная личность должна быть защищенной, но не защищаемой. Проявляя высокомерие, ты не был защищенным, а просто защищался.Я уже отдан Силе, что правит моей
Покровители полей
Покровители полей Всякий раз, когда люди начинали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, они тут же входили в соприкосновение с духами полей – полевиками. Полевик, которого также называли житником, полудником, межевым или полевым чертом,