Что такое элементы графики

Элементы графического дизайна

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Графический дизайн — это искусство объединения изображений, текста и идей для создания работ, которые привлекают внимание зрителя и передают конкретное сообщение. Графическому дизайнеру нужно знать множество техник, чтобы работа была организованной и эффективной. Даже самое сложное портфолио графического дизайна можно разбить на базовые элементы, такие как линии, формы и шрифты. Принципы и правила графического дизайна помогают определять и регулировать порядок взаимодействия элементов друг с другом, контекстом и аудиторией. Рассказываем, как линия, цвет, форма, текстура, шрифт, изображение и пространство влияют на графический дизайн.

Основные элементы графического дизайна

Семь основных элементов графического дизайна — это линия, форма, цвет, текстура, шрифт, пространство и изображение. У каждого есть свои сильные и слабые стороны.

Линия

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Линии — это всегда больше, чем просто соединенные вместе точки. В зависимости от их формы, веса, вектора, длины и контекста линии могут помочь организовать информацию, определить формы, обозначить движение и передать эмоции.

Невидимые линии, встречающиеся в сетках печатных дизайнов, действуют как направляющие, предлагая проектам больше структуры и направления. Между тем, видимые линии с весом и формой могут использоваться для передачи различных сообщений и настроений в окончательной работе дизайнера.

Форма

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

В графическом дизайне различают два типа форм: геометрические и органические (или «плавные»). Геометрические формы могут включать как двухмерные, так и трехмерные фигуры. Они создаются набором точек, которые соединяются прямыми или изогнутыми линиями, и обычно абстрактны и упрощены. Геометрические формы могут включать треугольники, пирамиды, квадраты, кубы, прямоугольники, пятиугольники, шестиугольники, восьмиугольники, декагоны, круги, эллипсы и сферы.

Органические формы гораздо менее однородны, пропорциональны и четко определены. Они могут быть симметричными или асимметричными и принимают естественные формы листьев, кристаллов, виноградной лозы, капель или завитков.

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Цвет является полезным инструментом, может передать настроение или вызвать эмоциональную реакцию у зрителя. Теория цвета и цветовое круга представляет собой практическое руководство для графических дизайнеров, которые хотят выбрать один цвет или объединить несколько гармоничным — или намеренно несогласованным — способом.

В графическом дизайне некоторые цвета сгруппированы в определенные категории:

Основные (красный, желтый и синий) определяются как чистые пигментные цвета и являются основой для остальных.

Третичные (красный-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый) — шесть цветов, которые возникают в результате смешения основного и второстепенного оттенков.

Цветовые гармонии создаются, когда два или более цвета выбираются из их позиций на цветовом круге.

Текстура

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Текстура — это ощущение поверхности: пушистая, гладкая, шероховатая, мягкая, липкая или глянцевая. Графический дизайнер должен уметь визуально передавать текстуру, используя иллюзии, чтобы предположить, как их работа могла бы ощущаться, если бы зрители могли ее потрогать. Овладение текстурой — важная часть создания безупречного и профессионального дизайна.

Шрифт

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Независимо от того, выбираете ли вы готовый шрифт или создаете собственную типографику для нового проекта, важно убедиться, что начертания, который вы используете, разборчивы и соответствуют замыслу. Типографика влияет на общее настроение дизайна. Как правило, крупные буквы говорят о важности передаваемых слов. Тонкие начертания могут обозначать элегантность или современность. При выборе шрифта главное правило: соблюдать умеренность. Старайтесь не использовать в одном проекте более трех шрифтов.

Пространство

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Умение работать с пустым пространством — жизненно важная часть инструментария любого дизайнера. Данная опция добавляет «воздуха» странице, увеличивает его визуальное воздействие, балансирует тяжелые элементы дизайна и выделяет изображения или сообщения, которые зрители должны запомнить. Если сэкономить на пустом пространстве, дизайн может стать слишком загроможденным.

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Изображение

Независимо от того, используют ли графические дизайнеры фотографии или иллюстрации, они полагаются на изображения, чтобы привлечь внимание аудитории и выразить определенные сообщения. Изображение работает на нескольких уровнях одновременно:

обеспечивает контекст для коммуникации;

добавляет драматизм или действие;

создает общее настроение.

Изображения — самые эффективные визуальные средства коммуникации. Если вы вдумчиво используете их силу в своих интересах, эффект визуальной коммуникации будет многократно усилен.

Основные принципы графического дизайна

Пять простых принципов дизайна — симметрия и асимметрия, масштаб, обрамление, иерархия и сетка — своеобразная дорожная карта, которая поможет любому дизайнеру упорядочить свою работу, сделать ее разборчивой и значимой для целевой аудитории.

Симметрия и асимметрия

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Симметричный дизайн отличается своей стабильностью, гармонией и сбалансированностью. На протяжении веков художники тяготели к симметрии, чтобы придать своим работам порядок и согласованность. Противодействие правилам симметрии также может дать убедительные результаты: добавление или вычитание даже одного элемента с нарушением симметрии может стать отличным способом привлечь внимание. Асимметрия предполагает сочетание элементов, которые не соответствуют друг другу визуально. Макеты с асимметрией наполняют страницу энергией, побуждая взгляд зрителя неожиданно органично перемещаться по макету.

Масштаб

В графическом дизайне под масштабом понимают относительную разницу в размерах между различными элементами. Масштаб может играть с восприятием аудитории. В зависимости от намерений дизайнера, большие объекты могут казаться зрителю ближе, чем маленькие, или более важным. Крупные фигуры создают захватывающий контраст в сочетании с небольшими объектами в одном макете.

Иерархия

Визуальная иерархия упорядочивает страницу, позволяя дизайнерам структурировать информацию таким образом, чтобы зрители могли расставить приоритеты и усвоить различные части сообщения. Иерархия элементов предлагает аудитории инструмент для навигации по сложному контенту и быстрого поиска важных идей. Без этого инструмента сложная информация может быть громоздкой или трудной для понимания. Самый простой способ обозначить иерархию — это разделение и контраст. Различия в гарнитурах могут выделять текст, а также контрастировать по жирности и цвету. Отступы и межстрочный интервал также могут быть отличным способом обозначить важность информационных блоков для читателей.

Сетки

Сетки — еще один мощный инструмент и важная составляющая графического дизайна, которую нужно знать. Сетки добавляют на страницу структуру, которая помогает дизайнерам размещать и изменять размер каждого элемента. Помогая создавать точные узоры и формы, они также могут повысить эффективность процесса проектирования и обеспечить согласованность на нескольких страницах.

Основная сетка имеет вертикальные и горизонтальные линии. На миллиметровой бумаге линии расположены равномерно, но вы можете изменить эти пропорции, если работаете на цифровой платформе. Базовые сетки позволяют сравнивать элементы графического интерфейса друг с другом.

Типографская сетка имеет не только строки и столбцы, а также поля и колонки. Пример типографской сетки можно увидеть в любой печатной газете. Сетки цифровых медиа более стандартизированы, потому, что эти макеты дизайна должны работать как на настольных компьютерах, так и на мобильных устройствах. Поскольку цифровые медиа стали доминирующей частью ландшафта графического дизайна, макеты для печати все больше напоминают эстетику, которую вы видите на веб-сайтах.

При работе с сетками помните, как вы выравниваете текст и фотографии. Выравнивание визуальных элементов по линиям сетки может придать вашей странице дополнительную структуру. Даже если вы оставите части своей сетки пустыми, использование одной из них в процессе производства позволит этому пустому пространству выглядеть намеренно и упорядоченным, а это означает, что ваш окончательный дизайн также будет выглядеть более отполированным.

Как сочетать элементы для создания хорошего дизайна

Идеально сочетание органической и геометрической формы на обложке ниже (рис. 1) — прекрасный пример того, как работают контрастные фактуры. Отдельно стоит отметить умелое использование пустого пространства.

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Наш следующий пример — прекрасный образец гармоничного сочетания ультра-модных цветов, шрифтовых пар и ассиметричной верстки.

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Обложка альбома на рис. 3 — блестящее композиционное решение, сочетание геометрических форм, линий и шрифтовых начертаний.

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Заключение

Практикуя и используя эти пять принципов, вы можете создавать проекты графического дизайна, которые будут современными или традиционными, инновационными или хорошо знакомыми. Научитесь применять симметрию, обрамление, сетки, иерархию и масштабирование к каждому проекту, который вы берете на себя. В итоге ваш дизайн будет передавать все, что вы хотите, — и ничего лишнего.

Источник

Как визуализировать данные: виды графиков

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Визуализация числовых значений позволяет сделать понятными даже сложные наборы данных. Графики и диаграммы привлекают больше аудитории, чем обычный текст или скучные таблицы, и увеличивают вовлеченность читателей. Визуальная информация намного лучше воспринимается и запоминается, что помогает быстро и эффективно донести до аудитории ваши мысли и идеи.

В этой статье разберем основные виды графиков и поговорим о том, каких правил следует придерживаться при визуализации данных.

Типы графиков

Вид диаграммы необходимо выбирать в зависимости от того, какие данные вы хотите визуализировать и с какой целью: чтобы сравнить различные показатели или продемонстрировать, как распределяются данные, скажем, какие значения встречаются чаще, а какие реже.

Также на диаграмме можно наглядно показать структуру чего-либо при помощи данных или проследить взаимосвязь показателей.

Типов диаграмм насчитывается несколько десятков, и в рамках одной статьи описать их все не представляется возможным. Мы рассмотрим наиболее часто используемые виды графиков и разберемся, для отображения каких данных лучше всего подходит каждый их них.

Графики, о которых далее пойдет речь, можно легко создать в таких программах, как Microsoft Word, Excel, PowerPoint и Visio (а также их бесплатных аналогах), приложениях iWork (для iOS и macOS) и онлайн-сервисе Canva.

Линейный график

Линейный график (или линейная диаграмма) показывает динамику по одному либо нескольким показателям. Его удобно применять, когда нужно сравнить, как меняются с течением времени разные наборы данных.

Данные на таком графике отображаются в виде точек, которые соединены линиями. Также точки могут быть невидимыми, тогда график представляет собой ломаные линии. Кроме того, существует такая разновидность, как график рассеяния или точечная диаграмма, на котором точки изображаются без линий. Данный тип графика помогает найти взаимосвязь между двумя показателями.Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Линейные диаграммы целесообразно применять, если число значений в ряду велико. Они удобны, когда требуется отобразить общую тенденцию развития каких-либо явлений, сравнить темпы роста и т.п.

На такой диаграмме данные категорий равномерно распределены вдоль горизонтальной оси, а все значения отображаются вдоль вертикальной оси. Графики позволяют показать непрерывное изменение данных за определенный период времени, поэтому они прекрасно подходят для представления тенденций изменения данных с равными временными интервалами, такими как месяцы, кварталы или годы.

Диаграммы-области

Диаграмма с областями представляет собой линейную диаграмму, в которой область ниже линии заполнена индивидуальным цветом или текстурой. Так же, как и линейные графики, диаграммы-области используются для отображения развития количественных значений в каком-то определенном интервале или за определенный временной период, но отличаются от графиков тем, что позволяют оценить вклад каждого элемента в рассматриваемый процесс.

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Линейчатые диаграммы

Линейчатые (полосчатые) диаграммы, которые также называют столбчатыми (столбиковыми), являются наиболее часто используемым типом диаграмм.

Они могут применяться для сравнения разных значений в тех случаях, когда важны конкретные числовые показатели. На одной оси столбиковой диаграммы представлены сравниваемые категории, а на другой – шкала числовых значений.

Полосчатые диаграммы позволяют пользователю легко сравнить отдельные значения для разных категорий либо сравнивать изменения значений за какой-то период времени для определенной категории. Статистические показатели в таких диаграммах могут быть представлены как вертикальными, так и горизонтальными столбиками. Для изображения величины параметра используется высота или длина столбика.

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Кроме прямоугольников, поверхность таких диаграмм может представлять собой треугольники, трапеции и другие фигуры.

Горизонтальные линейчатые диаграммы обычно используются, когда необходимо сравнить множество различных показателей или визуально обозначить явное превосходство одного из них. Вертикальные столбцы целесообразно использовать для изменения показателей в разные периоды времени, к примеру, ежегодной прибыли компании за несколько лет.

Гистограммы

Гистограмма и столбиковая диаграмма визуально схожи, разница же заключается в том, что гистограмма показывает распределение данных в рамках непрерывного интервала либо конкретного периода времени. На вертикальной оси гистограмм отображается частотность, а на горизонтальной показаны интервалы или временной период.

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Гистограммы помогают визуально определить концентрацию значений, а также предельные значения или наличие пробелов либо отклонений.

Гистограмма с несколькими осями

Представляет собой сочетание столбиковой диаграммы и линейного графика с двумя осями Y и с одной осью X, на которой показаны категории данных. Такой вариант может понадобиться, когда нужно представить два или более фактора и выявить параллели или сравнения.

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Круговые диаграммы

Круговые (секторные) диаграммы показывают долю каждой величины в общем объеме. Круг представляет всю совокупность данных, а относительная величина каждого отдельного значения изображается в виде сектора круга. Площадь секторов при этом соответствует вкладу этого параметра в сумму значений.

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Круговые диаграммы наглядно демонстрируют, какую часть от общего количества составляют отдельные значения. Сектора могут отображаться в общем круге, а также могут быть расположены отдельно на небольшом расстоянии друг от друга.

Географические диаграммы

Картодиаграмма являет собой сочетание диаграммы с географической картой или схемой. Ее используют, когда нужно отобразить распределение определенного показателя по регионам, странам, материкам, выделенным разным цветом, оттенками или рисунками в соответствии с переменными данных. На примере диаграммы, приведенной ниже, можно увидеть, что цвет для каждого региона определяется в зависимости от плотности населения.

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Если необходимо отобразить на карте данные по дополнительным показателям, это делается с помощью добавления микрографики: круговых диаграмм или столбиков.

Правила визуализации данных

Чтобы графики и диаграммы были понятны читателям, при их построении нужно соблюдать следующие рекомендации:

И еще пара советов: не используйте разные виды графиков и диаграмм для однотипных данных. Читателю требуется время, чтобы привыкнуть к каждому новому виду диаграммы и понять, что обозначает определенная линия или столбик, поэтому всегда выбирайте одинаковые диаграммы для данных одного типа. Кроме того, следует придерживаться одной цветовой гаммы в одном отчете или презентации. Хорошее решение – использование цветов вашего корпоративного стиля.

Источник

Основные элементы статистического графика

В статистическом графике существуют следующие основные элементы: поле графика, графический образ, пространственные и масштабные ориентиры, экспликация графика.

Полем графика является место или пространство, на котором располагаются образующие график геометрические фигуры. Это листы бумаги, географические карты, план местности и т. п. Поле графика характеризуется его форматом. Размер поля графика зависит от его назначения. Стороны поля статистического графика обычно находятся в определенной пропорции. Размер поля графика и пропорции его сторон определяются исполнителем.

Графический образ – это совокупность символических знаков (точек, линий, фигур), с помощью которых изображаются статистические данные. Эти знаки образуют основу графического изображения. В графиках также возможно использование негеометрических фигур в виде силуэтов или рисунков предмета.

При построении графика важен правильный подбор графического образа, который должен доходчиво отображать изучаемые показатели.

Пространственные ориентиры определяют размещение графических образов на поле графика. Они задаются координатной сеткой или контурными линиями и делят поле графика на части, соответствующие значениям изучаемых показателей.

В статистических графиках чаще всего применяется система прямоугольных (декартовых) координат.

Но есть и графики, построенные по принципу полярных координат (круговые графики).

В статистических картах средствами пространственной ориентации выступают географические ориентиры.

Статистические карты представляют собой вид графических изображений на схематичной географической карте статистических данных, характеризующих уровень или степень распространения того или иного явления на определенной территории.

Масштабные ориентиры графика придают графическим образам количественную значимость, которая передается с помощью системы масштабных шкал.

Масштаб графика – это мера перевода численной величины в графическую и наоборот. Чем длиннее отрезок линии, принятой за числовую единицу, тем крупнее масштаб.

Масштабной шкалой является линия, отдельные точки которой читаются как определенные числа.

В масштабной шкале различают линию – носитель информации – опора шкалы.

Шкала графика может быть прямолинейной и криволинейной. Различаются также шкалы равномерные и неравномерные.

Экспликация графика – это пояснение содержания, включает в себя заголовок графика, объяснения масштабных шкал, объяснения отдельных элементов графического образа.

Заголовок графика – это четкое пояснение основного содержания изображаемых данных.

Источник

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu

Что такое элементы графики. Смотреть фото Что такое элементы графики. Смотреть картинку Что такое элементы графики. Картинка про Что такое элементы графики. Фото Что такое элементы графики

Графика: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология

Графика (др.-греч. γρᾰφικός — письменный, от др.-греч. γράφω — записывать, писать) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль.

П.А.Флоренский определяет графику как искусство, в котором основным формообразующим элементом является линия«как изобразительный символ некоторого направления, некоторого движения». На основании анализа выразительных возможностей линии и пятна, взятых в оппозиции друг к другу, Флоренский даже предлагает изменить принятую в искусствоведении систему классификации искусств. Все произведения пластического искусства, в которых основным формообразующим элементом является линия, относить к графике, а те, выразительный язык которых основан на пятне (и его крайней форме – точке), считать произведениями живописи.

Активную роль в графике играют фактура бумаги и используемые материалы, специфика графической техник и приёмов. Особое место занимают в графике неизобразительные элементы — чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. «Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями графики — от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений, требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений. В современной графике определилась тенденция индивидуалистического эстетизма, узко формальных и технических экспериментов».

Видовая специфика графики

При работе в графике обычно используют один или два цвета, кроме основного черного или красно-коричневого цвета сангины, можно использовать белый, в особенности на тонированной бумаге. Но при работе пастелью может использоваться вся цветовая палитра как в живописи, согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге тоже относится к графике. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.

Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»). В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

Понятие «графика», по способу создания изображения, включает в себя два больших объёма: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». Уникальная графика — произведения, созданные в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. п.). Печатная графика — произведения, созданные с использованием авторских (изготовленных автором-художником) печатных форм, с которых печатают тираж эстампов (от 2-3 оттисков до 500-1000 экземпляров, в зависимости от техники и задачи).

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

и некоторые другие виды графики. Как проявления массовой культуры специфическими видами графики являются в станковой печатной графике — лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Относительно молодой областью графики является также плакат, который в современных формах сложился в XIX веке как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского — в Польше).

Особенности художественного языка графики, терминология

Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка.

Основными выразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги.

Основные особенности искусства графики сводятся к следующему:

Кроме многообразия типов, разнообразны и материалы рисунка. Нам известно много замечательных произведений графики в технике карандаша. Художники пользуются довольно разнообразным ассортиментом карандашей. Самыми распространенными являются графитные карандаши различных степеней мягкости. Штрих графического карандаша отличается красивым серым тоном и имеет легкий отблеск. Очень красивый насыщенно черный и бархатный штрих дают так называемые итальянские и угольные карандаши. Нередко графики работают карандашами, изготовленными из цветных пигментов (сангина, цветные меловые карандаши и др.). Карандаш – материал очень гибкий, послушный и позволяющий разнообразно работать в пределах небольшого листа.

Уголь является излюбленным материалом многих художников. Угольный рисунок обычно выполняется на шероховатой бумаге, а иногда на холсте, и отличается красивым бархатистым тоном, широким и энергичным штрихом.

Часто встречается в графике соус – рисовальный материал из очень мелкого черного порошка, скрепленного клеящим веществом. Иногда соус применяется в виде сухого порошка, но чаще всего разбавляется водой.

Особым качеством обладает перьевой рисунок. Работает художник разбавленной тушью или специальными чернилами, применяя обычные стальные, а также гусиные и тростниковые перья, особым способом затачивая их. Перьевой рисунок красив своей четкостью, чистотой и изяществом разнообразных по форме штрихов.

Широко распространен в графике прием рисования жидкими черными материалами (чаще всего тушью) при помощи кистей, так называемого фетрового пера или заточенных деревянных палочек. Этот прием отличается очень разнообразным, свободным и темпераментным сочетанием штрихов одного глубокого черного тона.

Но особенно широко распространена в графике работа тушью, черной акварелью, гуашью, темперой и другими черными материалами, разбавленными водой. Бесконечны тональные нюансы этой техники. Необычайного совершенства достигли в этой области китайские мастера. Трудно передать все богатство этой техники. В одних местах рисунка художник быстрым и точным движением наносит тушь более сухой кистью, тушь не успевает расплыться на бумаге и ложится четко. В других местах влажная кисть намеренно дольше задерживается на бумаге, тушь расползается и дает мягкие, расплывчатые сочные пятна.

Рисунки выполняются не только в какой-нибудь одной технике. Очень часто графики в одной работе сочетают две, три и даже большее число различных техник, что расширяет творческие возможности и обогащает запас изобразительных средств художника.Нередко станковые произведения выполняются черным материалом с применением цвета в характерной для графики сдержанной, скупой манере цветовых решений.

Линия главное выразительное средство графики. Именно она запечатлевает неуловимое мгновение жизни. Сплетаясь в многообразные формы, она бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Благодаря многообразию материалов (уголь, тушь, итальянский карандаш, гелиевая ручка и т.д.) линия может быть предельно многообразной. «Линия передаёт не только характер изображаемого предмета, но и эмоциональное состояние самого автора, поэтому она может быть решительное и сметой, порывистой и стремительной, неуверенной и робкой т. д. Например, Анри Матисс широкими спокойными, гармоническими и широкими линиями создаёт свои образы. Эта линия говорит о творческой уверенности художника. А вот рисунки Ван Гога и Врубеля отличает нервное восприятие мира, Ван Гог рисует линию взволнованно-ярко, а Врубель трепетно-прерывисто».

Штрих, тон и пятно,контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графикиВ. А. Фаворского, — «воздух белого листа»).

К штриховке относятся: Вертикальная (параллельная) штриховка, горизонтальная (перпендикулярная) штриховка, клиновидная диагональная штриховка, мягкая перекрестная штриховка, небрежная перекрестная штриховка, штриховка прерывистыми линиями, штриховка точкой.

— «Контур. Добиться большей выразительности при помощи этого средства можно при использовании чёрного цвета на белом листе. Именно поэтому графику часто называют искусством чёрного и белого. Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в её лаконизме, ёмкости образов, концентрации и строгом отборе средств. Некоторая недосказанность. Условное обозначение предмета, как бы намёк не него, составляет особую значимость чёрно-белого графического изображения, рассчитаны на активную работу воображения зрителя».

— Силуэт. Для создания графического рисунка необходимо заботится о его локаничности и выразительности.

Перспектива (геометрическая, воздушная), пропорции, детализация переднего плана — способы передачи пространства на плоскости.

Светотень наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.

— Ритм — чередование каких-либо элементов изображения, происходящее с определенной последовательностью, частотой.

— Контраст — это какая-либо разница между частями изображения. Существует огромное множество разных видов контраста. Например: оптический контраст – различимость наблюдаемого предмета и окружающего его фона; контраст освещения – это контраст между яркостью освещения предметов.

— Симметрия и асимметрия Симметрия в переводе с греческого означает гармония, соразмерность, противоположностью симметрии является асимметрия. Она больше акцентирует внимание зрителя на динамичности построения композиции, выявляя ее скрытую способность к движению. Уравновешенность симметрии и асимметрии достигается по-разному. В симметричной композиции равновесие устанавливается почти с геометрической точностью и регулируется соразмерностью и повторением второстепенных деталей, группирующихся в основном вокруг композиционного центра. В асимметрии уравновешенность элементов композиции опирается на большое мастерство художника. Здесь равновесие зависит от умелого распределения больших и малых величин, противопоставления линий, тоновых пятен, использования контрастов и гармоний.

Все эти средства могут использоваться в работе одновременно, но предпочтительнее отдавать внимание одному из них. Благодаря графике мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Графика выявляет отношение исполнителя к изображаемому объекту. Почерк художника отражает его душевное состояние, его личность, отношение к миру, темперамент, вкус, движение руки всегда отражается в его творчестве, они создают неповторимый стиль, творческий почерк, по которому работа легко узнаётся.

С помощь одних и тех же средств передаётся автором свое восприятие мира. Все зависит от того, как он использует эти средства, как он ведёт линию и кладёт пятно. В какой пропорции берёт черное и белое и т. д.

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер(1471-1528),Франсиско Гойя(1746 — 1828),Гюстав Доре(1832-1883), японских художников КитагаваУтамаро(1753–1806),Хиросиге Андо(1797-1858) и гравёра и рисовальщикаХокусай Кацусика(1760-1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX — начала XX вв.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

Не обладая таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности; для графических произведений могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, обстоятельность разработки тончайших элементов фактуры и выявления структуры предмета.

Художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать графику с поэзией.

Основная проблематика графики

Принципиальное отличие графики от живописи (позднее мы более подробно остановимся на этой проблеме) заключается не столько в том, как это обычно говорят, что графика — это «искусство черно-белого» (цвет может играть в графике весьма существенную роль), сколько в совершенно особом отношении между изображением и фоном, в специфическом понимании пространства. Если живопись по самому существу своему должна скрывать плоскость изображения (холст, дерево и т. п.) для создания объемной пространственной иллюзии, то художественный эффект графики как раз состоит в своеобразном конфликте между плоскостью и пространством, между объемным изображением и белой, пустой плоскостью бумажного листа.

Главное воздействие графики основано на контрастах черного и белого, в виде линий или тонов. И вместе с тем в графике с самого начала наблюдалась тенденция к многокрасочности. Вспомним, что японская ксилография скоро перешла на многоцветность и осталась ей верна. В Европе тоже делались неоднократные попытки цветной гравюры. Одной из первых, как мы знаем, была сделана попытка в области ксилографии — так называемое кьяроскуро — монументальное и вместе с тем в высокой мере графическое решение проблемы. В XVII веке попытки продолжались главным образом в области углубленной печати на металле. При этом наметились три основных способа:

Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и оперировать цветовым богатством, доступным только одной живописи. И все же искусство графики использует цвет и решает проблемы цветовых отношений в своих произведениях. Но в силу особых задач графического искусства и своеобразия графических материалов,цветовые решения в графике условны, символичны. В графике цвет используется как ассоциативный символ, как ключ к более богатой трактовке черного, белого и серого. Кроме того, при работе с основным в графике черным цветом на белой бумаге различают множество оттенков черного – от самых теплых до холодных. Бумага также никогда не бывает абсолютно белой и однородной по фактуре, практически всегда имеет лёгкий цветовой оттенок. График подбирает, в каждом отдельном случае, цвет и фактуру бумаги, используя ее отличительные качества в своих целях.

А также проблема светотени, похожести и прочие проблемы, присущие изобразительному искусству в целом. Наверное.

Литры

Костин, В.И. Язык изобразительного искусства [Текст] / В.И. Костин, В.А. Юматов. — М.: Советский художник, 1978.

Сокольникова, Н. М. Изо и методика его преподавания в начальной школе [Текст] /Сокольникова Н. М.– М.: Дрофа, 1999

Горощенко, Г.Т. Основы композиции [Текст] / Г.Т. Горощенко. — М.: Советский художник, 1985

Гончаров, А. Д. Художник и книга [Текст] / А. Д. Гончаров. — М.: Искусство книги, 1964

Фаворский, В.А. О рисунке и композиции [Текст]/ В. А. Фаворский./ — М.: Фрунзе, 1966

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *