Что такое электронная гарантия
Как получить банковскую гарантию в электронном виде?
Банковские, страховые и другие услуги для юридических и физических лиц постепенно переходят в сферу электронного документооборота. В том числе можно оформить в электронном виде банковскую гарантию. Что нужно для этого сделать?
Что такое банковская гарантия
Банковская гарантия — один из способов обеспечить выполнение обязательств, которые берет на себя исполнитель договора. Это документ, который подтверждает готовность банка-гаранта выплатить одной стороне сделки заранее оговоренную сумму, если другая сторона по каким-то причинам не исполняет свои обязательства по контракту.
Банковская гарантия — это удобная альтернатива другим вариантам обеспечения обязательств: залог, поручительство, задаток “живыми” деньгами. Используя банковскую гарантию, исполнителю контракта не придется закладывать какое-либо имущество или брать деньги из оборота и “замораживать” их на счету заказчика до полного исполнения обязательства по контракту.
Электронная банковская гарантия — это обычная гарантия, но оформленная в виде электронного документа, имеющего юридическую силу. Все коммуникации с банком и оформление такой гарантии проходят через интернет, а документы подписываются электронной подписью, которая придает документам юридическую силу.
Кому и когда требуется банковская гарантия
В коммерческих правоотношениях
Банковская гарантия, как инструмент обеспечения исполнения контракта, используют для покрытия рисков при заключении любых сделок — например, с поставщиками, застройщиками и туристическими компаниями. В этом случае требование предоставить гарантию устанавливает заказчик по своему усмотрению, а ее применение регулируется Гражданским кодексом.
В государственных закупках
В системе госзакупок банковская гарантия используется особенно широко. Согласно федеральному закону № 44-ФЗ госзаказчики обязаны требовать от участников обеспечение заявки и контракта во всех электронных аукционах и конкурсах, независимо от цены закупки. Один из способов предоставить такое обеспечение — банковская гарантия. Ее можно представить для:
Сроки подписания контрактов четко установлены законом:
В среднем оформление бумажной гарантии занимает 3-7 дней при первом обращении и 2-3 дня при дальнейших. Срок зависит от требований банка и от суммы. Учитывая ограниченные сроки, за которые нужно успеть получить банковскую гарантию, стала особо популярной ее электронная форма.
Подать заявление сразу в несколько банков и узнать прогноз получения по номеру закупки поможет электронный агент банковской гарантии Контур.Спектр.
Услуга «Гарантийная линия» позволяет заранее пройти проверку в банках. После победы в тендере оформите гарантию с помощью сервиса Контур.Спектр по сокращенной процедуре.
Преимущества электронной гарантии
Среди основных преимуществ банковской гарантии в электронном виде можно назвать такие:
Как оформить гарантию в электронном виде
Получить электронную подпись
Подписание всех документов происходит с помощью квалифицированного сертификата электронной подписи (КЭП). Этот вид подписи придает документам юридическую силу без дополнительных соглашений между участниками электронного документооборота.
Нужно учесть, что для аккредитации на шести ЭТП госзаказа требуется неквалифицированная подпись (НЭП). Если вы уже участвуете в электронных аукционах на площадках госзакупок и планируете воспользоваться услугами банка через интернет, лучше заранее позаботиться о наличии КЭП.
Выбрать банк или брокера
Лучше заранее выяснить, какие банки готовы выдавать гарантии в электронному виде и какой лимит на сумму гарантии, оформленной через интернет.
Банк, выдающий гарантии для участников госзакупок по 44-ФЗ, должен входить в соответствующий реестр Минфина России. Для гарантий в коммерческих правоотношениях таких требований нет, можно выбирать любой банк, ориентируясь на его репутацию и опыт сотрудничества.
Подготовить документы
Пакет зависит от банка, точный перечень и требования к сканам нужно обязательно уточнить у специалиста или на сайте гаранта. Как правило, банки требуют такие документы:
Готовить полный пакет документов для одного банка потребуется только один раз. В дальнейшем нужно будет только актуализировать ранее отправленные сведения.
Получить гарантию
Банковская гарантия будет доступна в электронном виде в личном кабинете, заверенная квалифицированной электронной подписью. Если нужен бумажный вариант, его можно запросить у банка, а затем забрать лично или получить по почте.
Электронная банковская гарантия для госзакупок
Для участников, особенно для победителя торгов, важно успеть получить банковскую гарантию вовремя. Иначе появляется риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
Получение банковской гарантии в рамках электронного документооборота с банком значительно экономит время. Достаточно оформить онлайн-заявку, подписать документы УКЭП и направить в банк — они поступят моментально.
Преимущества электронной гарантии:
Электронная банковская гарантия равноценна бумажной по юридической силе. Она имеет форму электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью банка.
Требования к электронным банковским гарантиям
Нормативные требования к бумажным и электронным гарантиям одинаковы. Все условия прописаны в статье 45 закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ от 05.04.2013 в редакции от 31.07.2020).
Основное требование — банк-гарант должен находиться в перечне банков, которые вправе выдавать гарантии для госзакупок. Перечень формирует Минфин с учётом информации Банка России и при каждой актуализации сведений публикует на сайте Минфина.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать сумму гарантии, обязательства, которые обеспечены гарантией, срок действия гарантии и другую информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 45 44-ФЗ и закупочной документацией.
В закупках, которые проводятся в рамках № 223-ФЗ, требований к банкам-гарантам нет. Для них специальных перечней не формируется. Однако заказчик вправе сам сформировать такой перечень или установить требования к банкам-гарантам в закупочной документации.
Банк-гарант определяет самостоятельно процедуру подачи заявки на получение электронной гарантии, требования к документам, сроки оформления гарантии и её стоимость.
Как получить гарантию в электронном виде
Если банк одобрит заявку и у него не будет замечаний к документам, процесс получения электронной гарантии займёт примерно 2—3 дня.
Указанные выше действия можно выполнить самостоятельно или воспользоваться услугами агентов (брокеров). Это посредники, которые работают со многими банками одновременно и за определённую оплату своих услуг сделают практически всю работу за вас.
Агенты помогут подобрать банк с наиболее выгодными условиями в пределах того перечня банков, с которыми они сотрудничают. Подготовят онлайн-заявку и разошлют её сразу в несколько банков, чтобы у клиента была возможность самому выбрать выгодное предложение. Оформлять банковскую гарантию через агентов действительно удобно, но для начала придётся выбрать надёжного агента, а в итоге — заплатить за услуги.
Есть и ещё один вариант — получение электронной банковской гарантии с помощью ЭТП, где проводится закупка. ЭТП работают по тем же принципам, что и агенты. И удобство здесь только в том, что всё можно решить в рамках одной рабочей площадки.
Как убедиться, что электронная банковская гарантия есть в системе и соответствует всем требованиям
Получение от банка электронной гарантии — это только половина дела. Главное — чтобы банк своевременно загрузил сведения и документы в ЕИС (реестр гарантий), а заказчик рассмотрел и принял гарантию. Это важно для закупок по №44-ФЗ. Если закупка проводится по №223-ФЗ, банковскую гарантию загружать в реестр не требуется. Она направляется заказчику в рамках ЭДО, который обеспечивает площадка, на которой проводится закупка.
Банк-гарант обязан загрузить сведения и документы о выданной банковской гарантии в ЕИС (реестр банковских гарантий) в течение суток с момента выдачи. Проблема для участника закупки в том, что у него нет доступа к этому реестру. Соответственно, нет возможности проверить, есть ли гарантия в реестре и соответствует ли она всем требованиям. Доступ есть только у банков и у заказчиков.
Нужно обязательно проверять требования заказчика к гарантии и по возможности согласовывать с ним форму и содержание документа. Кроме того, изначально нужно выбирать надёжный банк и не доверять агентам, которые недавно появились на рынке или просят явно низкую оплату своих услуг. Наконец, внимательно изучайте предложение банка о предоставлении гарантии, читайте условия договора, а перед переводом денежных средств банку проверяйте, соответствует ли гарантия (проект) по форме и содержанию нормативным требованиям, требованиям заказчика и закупочной документации.
Несмотря на отсутствие у участника закупки доступа к реестру гарантий, у него всё же есть возможность проверить, какие именно туда внесены сведения и документы.
Официальный способ — направить запрос в Федеральное казначейство. Запрос готовится по установленной форме (Приложение № 4, Приказ Минфина №164н от 22.10.2015 в редакции от 15.01.2019). Выписку должны выдать в течение суток, и она — юридически значимый документ. Запрос предпочтительнее формировать с помощью специального программного обеспечения, рекомендованного Минфином, которое можно скачать на сайте ведомства.
Можно также запросить сведения и документы в банке-гаранте. Предоставление такой информации — на усмотрение банка. Сроки получения варьируются. При этом не исключено, что банк просто выдаст распечатку с портала госзакупок, которая не имеет никакого юридического веса, не содержит печати и подписи банка.
Также можно узнать напрямую у заказчика, всё ли в порядке с банковской гарантией.
Наличие гарантии в реестре и её соответствие требованиям проверять необязательно, но это позволит убедиться том, что нарушений нет и заказчик её примет. Заказчику отводится три дня на изучение загруженных банком в реестр сведений и документов. Он вправе отказать в принятии гарантии, если её в реестре нет или она не соответствует нормативным требованиям и требованиям к закупочной документации.
Электронная банковская гарантия
Электронная банковская гарантия (ЭБГ) – это позволяющий минимизировать риски финансовый инструмент, который широко используется при проведении конкурсных торгов по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ. Документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью банка, свидетельствует, что в случае невыполнения исполнителем/поставщиком (принципалом) своих обязательств перед заказчиком/покупателем (бенефициаром), банк обеспечит выплату гарантийной суммы. ЭБГ оформляется дистанционно и имеет абсолютно такую же юридическую силу, как и аналог на бумажных носителях.
5 шагов для получения банковской гарантии
В каких случаях используют ЭБГ
К оформлению документа в электронном виде чаще всего прибегают участвующие в государственных закупках представители бизнеса, когда возникает необходимость в быстром получении гарантии обеспечения:
Обычно электронные банковские гарантии являются беззалоговыми, не требуют открытия в банке расчетного счета и выдаются на относительно небольшие суммы.
Преимущества ЭБГ
Банковская гарантия в электронном виде имеет ряд преимуществ перед таким же документом на бумажных носителях:
Как получить банковскую гарантию в электронном виде
Чтобы дистанционно оформить банковскую гарантию необходимо заранее получить квалифицированный сертификат электронной подписи, который открывает доступ к электронным услугам. На получение ЭБГ обычно уходит не более двух-трех дней. Также банки предоставляют возможность получить документ в день обращения, дистанционно оформив БГ в срочном порядке.
Процесс выдачи банковских гарантий состоит из следующих этапов:
Но вы можете упростить процесс, если оставите заявку на нашем сайте. Наши специалисты полностью бесплатно проконсультируют по интересующим вопросам и возьмут на себя все этапы оформления банковской гарантии. Благодаря налаженной коммуникации со многими банками страны мы можем обеспечить лучшие условия, чем если бы вы обращались в банк напрямую.
Документы для получения ЭБГ
Перечень документов, которые необходимы для получения гарантии банка в электронном виде, каждое кредитно-финансовое учреждение определяет в индивидуальном порядке. Поэтому, требования у разных банков могут отличаться. В большинстве случаев пакет документов, на основании которых выдаются электронные гарантии, включает:
Документы предоставляются в банк в электронной форме в виде фотографий или сканкопий. По своему усмотрению банк может запросить дополнительные документы.
Требования к электронной банковской гарантии и способы их проверки
Обязательные требования к БГ предусмотрены только для госзакупок, которые регламентированы 44-ФЗ. Во всех остальных случаях требования к документу определяет заказчик.
Представители бизнеса, участвующие в госзакупках по 44-ФЗ, обязаны предоставить гарантию, которая является:
Также заказчик может предусмотреть дополнительные требования к гарантии в электронном виде, например, предоставить в течение определенного срока копию документа на бумажном носителе, отобразить в тексте документа раскрытие перечня обязательств принципала и прочие условия.
Список банков, выдающих гарантии по 44-ФЗ постоянно пересматривается, поэтому актуальность информации необходимо уточнять на официальном сайте Минфина РФ.
Проверить, включена гарантия в госреестр банковских гарантий или нет, самостоятельно невозможно. Однако, банк в течение суток после выпуска гарантии обязан предоставить клиенту выписку из госреестра о включении в него выданного документа.
Помощь в получении электронной гарантии банка
Если вы хотите быстро и без посредников получить электронную банковскую. гарантию, используйте возможности Дистанционного банковского сервиса. Мы подберем для вас максимально выгодные условия выдачи гарантии и обеспечим прямое взаимодействие с банком. География нашей деятельности охватывает все регионы России.
Обращайтесь в Дистанционный банковский сервис, чтобы не переплачивать за оформление ЭБГ и получить документ в срок для участия в госзакупках!
Электронная банковская гарантия
Электронная банковская гарантия – это обычная банковская гарантия только в электронном виде. Оформляется онлайн, без открытия расчетного счета и посещения офиса банка.
Почему электронная проще бумажной версии
Быстро
Заявку реально подать за 30 минут. Все документы Вы отправляете через интернет, предварительно подписав ЭЦП. Оформление электронной банковской гарантии занимает 2-3 дня. С бумажной надо мучиться от недели до нескольких месяцев.
Не надо никуда ходить
Оформить гарантию Вы можете не выходя из своего офиса. Посещать отделение банка не нужно, поэтому можно смело выбирать даже тот банк, который физически не находится в Вашем регионе.
Где Вам потребуется электронная гарантия?
Собственно, как и бумажная:
Электронные банковские гарантии принимают все заказчики в рамках закупок по 44-ФЗ. 223-ФЗ пока осваивает такую практику.
Какие банки выдают гарантии в электронном виде?
В 44-ФЗ только банки из списка Минфина имеют на это право, однако далеко не все выдают. Реально оформляют электронную банковскую гарантию только 20-30 банков.
В 223-ФЗ каждый заказчик устанавливает свои требования к банкам. Поэтому сначала надо найти эти требования в тендерной документации.
В любом случае, выбирайте то, что больше подходит Вам по условиям и стоимости. Мы сделали калькулятор, который поможет в этом.
★ Рассчитать стоимость электронной гарантии
Чем Вам поможет этот калькулятор
Мы внесли в него тарифы 25-ти банков, выдающих электронные гарантии. Время расчета – 1 минута.
После расчета выберите подходящий банк. Всё остальное сделает наша команда:
А если выбор конкретного банка вызывает затруднение, то наши аналитики всегда готовы проконсультировать Вас и подобрать самые подходящие варианты. Мы экономим Ваше время и нервные клетки.
Что такое электронная банковская гарантия
Когда компания принимает участие в государственных или коммерческих закупках, ей необходимо гарантировать выполнение ряда обязательств: участия в тендере, исполнения контракта, возврат аванса. Сделать это наиболее оперативно можно оформив электронную банковскую гарантию (ЭБГ).
В чем преимущество ЭБГ
Условия гарантии, выданной в электронном виде, ничем не отличаются от той, что получена в офисе банка. При этом получение ЭБГ в среднем занимает до часа, включая ожидание одобрения от банка-гаранта. Все действия в отношении такой гарантии совершаются с помощью квалифицированной электронной подписи. Это позволяет сделать весь процесс максимально безопасным.
Как получить
Для того, чтобы получить электронную банковскую гарантию, необходимо обратиться в банк. Сделать это можно напрямую самостоятельно, через агента-посредника или через финансовый маркетплейс. Как правило, самые выгодные условия и наибольшее количество банков-партнеров может предложить именно последний.
После получения положительного ответа от банка-гаранта необходимо будет заключить договор. Это также возможно сделать в онлайн-режиме с помощью квалифицированной электронной подписи.
Если заявка на получение банковской гарантии подавалась через маркетплейс, и положительный ответ получен от нескольких банков-гарантов, достаточно выбрать наиболее подходящий и заключить договор с ним. При использовании услуг маркетплейса договор на предоставление банковской гарантии будет заключен напрямую с банком, в адрес которого поступит комиссия за ее выпуск.
Как и в случае с обычной банковской гарантией, для получения ее электронной версии потребуется предоставить пакет необходимых документов. Его наполнение одинаковое в обоих случаях, но при оформлении ЭБГ документы можно направить через интернет, подписав электронной подписью.
Стандартный пакет документов для претендующей на получение банковской гарантии компании выглядит так:
Получение гарантии через маркетплейс ВБЦ
ВБЦ – крупнейший маркетплейс финансовых продуктов для бизнеса. Так, 55% всех заявок на получение банковских гарантий попадает в банки через нашу платформу.
При обращении в ВБЦ заявка направляется одновременно в несколько банков. Формат «одна заявка для всех банков» позволяет клиенту максимально сэкономить время и повысить шанс одобрения и выдачи гарантии, а также дает возможность выбора лучшего предложения.
Все этапы получения ЭБГ проходят на единой платформе маркетплейса, включая скоринг, одобрение и выдачу. Решение от банка об одобрении поступает клиенту в течение 10 минут с момента подачи заявки, сама выдача осуществляется в течение 30 минут.
Другие новости
Финансовое обеспечение участия в закупках и исполнения контракта в МФО
16 марта 2021 г. 15:05
Кредит на исполнение государственного контракта: когда он нужен и как его быстро получить
Подробно об условиях продукта и требованиях банков к заемщикам
2 марта 2021 г. 10:00
Банковские гарантии – виды и условия
Все нюансы выбора банковских гарантий для участия в закупках